Музыкальный образ. Особенности музыкальной речи

Главная / Любовь

Введение. Образность как основа музыкального искусства.

Глава 1. Понятие художественного образа в музыкальном искусстве.

Глава 2. Образность, как основа творчества композиторов.

§ 1 Образный строй музыки С. Рахманинова.

§ 2. Образный строй музыки Ф. Листа.

§ 3. Образный строй музыки Д. Шостаковича.

Глава 3. Обобщенные представления о способах постижения музыкального образа.

Глава 4. Раскрытие темы «Музыкальный образ» на уроках музыки в 7 классе общеобразовательной школы.

Музыкальные занятия по новой программе нацелены на развитие музыкальной культуры учащихся. Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. Вне восприятия нет музыки, т.к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Иногда термином восприятия обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений воздействующих на анализаторы.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.

Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования.

Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом 1-го являются сновидения, грезы. «-2-ое широко представлено в творческой деятельности человека.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующий ситуацию, с конкретизацией общих положений.

С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с несколькими точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

В образном мышлении используются различные приемы. К их числу относятся: увеличение или уменьшение объекта или его частей, аглютинации (создание новых представлений путем присоединения в образном плане частей или свойств одного объекта и др.), включение имеющихся образов в новый конспект, обобщение.

Образное мышление является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве.

Индивидуальные различия в образном мышлении связаны с доминирующим типом представлений и степенью развития приемов представления ситуаций и их преобразований.

В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции - воображения.

Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».

Различают воображение произвольное (активное) т непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

Особая форма воображения - мечта. Это также самостоятельное создание образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Т.о., активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.

На практике, особенно у детей, не имеющих достаточного опыта общения с музыкой, субъективные представления не всегда адекватны самой музыке. Поэтому так важно научить учащихся разбираться в том, что объективно содержится в музыке, а что привносится ими самими; что в этом «своем» обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно, надумано. Если в замирающем инструментальном заключении «Захода солнца» Э.Грига ребята не только услышат, но и увидят картину захода солнца, то только зрительную ассоциацию следует приветствовать, т.к. она вытекает из самой музыки. Но если Третьей песне Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова ученик заметил «капельки дождя», то в этом и в подобных случаях важно не просто сказать, что этот ответ неправильный, необоснованно придуманный, но и вместе со всем классом разобраться в том, почему он неправильный, почему необоснованный, подтвердив свои мысли доказательствами, доступными ребятам на данной ступени развития их восприятия.

Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыкального образа должно опираться на все более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысле, тем больше становится вероятность возникновения у них правомерных личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным, действенным.

Урок №6 7 класс I четверть

По учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева

Тема : «Что такое музыкальный образ»

Цель урока: - формирование средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Задачи урока : образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

Развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;

Используемые приемы обучения :

объяснение;

практические задания;

проблемная ситуация;

анализ и синтез;

сравнение и сопоставление.

Формы организации познавательной деятельности :

индивидуальные;

парно - групповые;

коллективные;

фронтальные. воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете Иллюстрации Прогнозируемый результат: понятия: баллада способы действий: работа по карточкам, слушание музыки. суждения: личностное отношение к музыке.

Тип урока : Изучение нового материала.

Оборудование : компьютер, экран, презентация по теме: «Драматический образ».

Межпредметные связи : литература, история.

Ход урока

1 .Организационный момент

Все встали, подравнялись, приготовились к уроку, здравствуйте, садитесь. Звучит фрагмент «Аве Мария» Ф. Шуберт. (на фоне читаю)

Эпиграф:

«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов. С музыкой объединяются и литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство

Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?»

. 2 . Постановка целей и задач урока.

Тема: «Драматический образ в музыке . «(Слайд 1)

Прочитайте тему урока и сделайте предположения, о чем будет идти речь на уроке. Ребята. А что такое образ? Музыкальный образ - частица жизни. Композитор создает те или иные замыслы, то или иное содержание. Сделайте предположение что же такое драма? Дра́ма (греч. Δρα´μα – действие. Главные свойства драмы (показ слайда)

Драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим особенности драматического образа, познакомимся с новым жанром вокальной музыки и попробуем вместе с музыкой и ее создателями пережить и сопоставить несколько простых и доступных человеку чувств, чувства борьбы и победы, крика души

Чтобы точно определить жанр этого произведения, я предлагаю вам разгадать кроссворд. А поможет мне консультант.

Его ключевое слово и будет являться ответом на данный вопрос.

(Плакат на доске с кроссвордом.)

1. Немецкий композитор, фамилия которого звучит коротко, напоминая выстрел. (Бах)

4. Вид искусства, содержание которого передается в сценических музыкально – хореографических образах. (Балет)

5. Тихое исполнение. (Пиано)

6. Когда исполняют двое, то называется…(дуэт)

Вывод : Жанр с которым мы сегодня знакомимся называется баллада.

3 . Актуализация опорных знаний Знаком ли вам такой жанр?

Тогда охарактеризуйте мне его. А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. Слайд(2)

Вывод : Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

4 . Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на немецком языке. – Ф. Шуберта зачаровывала поэзия немецкого поэта В. Гёте. (портрет поэта). Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

– Сейчас вы послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и выявите средства музыкальной выразительности Слайд(3,4,5) вы прослушали произведение

С чего начинается баллада?

Какие чувства выражает музыка?

Какой образ передал в своей музыке композитор?

Кто исполняет это музыкальное произведение?

– Как называется это произведение?

Какие драматические события переданы в этом произведении?

– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

– Что вы услышали в аккомпанементе?

Можно ли это увидеть? (Стремительное, драматически напряженное движение.)

Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная и изобразительная.)

Повторное прослушивание произведения .

Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть ее содержание.

Вывод : Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединенный стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

5 .Итог урока .

В заключении урока учащиеся могут по собственному выбору спеть ранее выученные песни.

Музыкальные занятия по новой программе нацелены на развитие музыкальной культуры учащихся. Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. Вне восприятия нет музыки, т.к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Иногда термином восприятия обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений воздействующих на анализаторы.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.

Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования.

Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом 1-го являются сновидения, грезы. «-2-ое широко представлено в творческой деятельности человека.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующий ситуацию, с конкретизацией общих положений.

С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с несколькими точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

В образном мышлении используются различные приемы. К их числу относятся: увеличение или уменьшение объекта или его частей, аглютинации (создание новых представлений путем присоединения в образном плане частей или свойств одного объекта и др.), включение имеющихся образов в новый конспект, обобщение.

Образное мышление является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве.

Индивидуальные различия в образном мышлении связаны с доминирующим типом представлений и степенью развития приемов представления ситуаций и их преобразований.

В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции - воображения.

Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».

Различают воображение произвольное (активное) т непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

Особая форма воображения - мечта. Это также самостоятельное создание образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Т.о., активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.

На практике, особенно у детей, не имеющих достаточного опыта общения с музыкой, субъективные представления не всегда адекватны самой музыке. Поэтому так важно научить учащихся разбираться в том, что объективно содержится в музыке, а что привносится ими самими; что в этом «своем» обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно, надумано. Если в замирающем инструментальном заключении «Захода солнца» Э.Грига ребята не только услышат, но и увидят картину захода солнца, то только зрительную ассоциацию следует приветствовать, т.к. она вытекает из самой музыки. Но если Третьей песне Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова ученик заметил «капельки дождя», то в этом и в подобных случаях важно не просто сказать, что этот ответ неправильный, необоснованно придуманный, но и вместе со всем классом разобраться в том, почему он неправильный, почему необоснованный, подтвердив свои мысли доказательствами, доступными ребятам на данной ступени развития их восприятия.

Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыкального образа должно опираться на все более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысле, тем больше становится вероятность возникновения у них правомерных личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным, действенным.

Что значит музыка в жизни человека?

С самых древних времен, начало которых даже самые дотошные человеческие науки установить не в состоянии, первобытный человек пытался сначала чисто чувственно приноровиться, приспособиться, адаптироваться к ритмам и ладам ритмически меняющиеся, развивающиеся и звучащего мира. Это зафиксировано в самых древних предметах, мифах, легендах, сказаниях. Это же можно наблюдать и сегодня, если внимательно наблюдать, как ведет, как чувствует себя ребенок буквально с первых часов жизни. Интересно, когда мы вдруг замечаем, что ребенок от одних звуков приходит в беспокойное, ненормальное, взволнованное состояние до криков и плача, а другие приводят его в состояние умиротворения, спокойствия и удовлетворения. Теперь-то наука доказала, что музыкально-ритмизированная, спокойная, размеренная, духовно богатая и разносторонняя жизнь будущей матери в период беременности благотворно сказывается на развитии эмбриона, на его эстетическом будущем.

Человек «прорастая» очень медленно и постепенно в мир звуков, красок, движений, пластики, постигая весь многогранный и бесконечно разнообразный мир, чтобы создать образную форму отражения его сознанием этого мира через искусство.

Музыка, сама по себе, как явление настолько сильна, что пройти мимо человека незамеченной она просто не может. Даже если в детстве она была для него закрытой дверью, то в отрочестве он все равно распахивает эту дверь и бросается в рок- или поп-культуру, где жадно насыщается тем, что был лишен: возможностью дикого, варварского, но подлинного самовыражения. Но ведь потрясение, которое он при этом испытывает, могло бы и не быть - в случае «благополучного музыкального прошлого».

Таким образом музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека, и этим воздействием можно управлять, что и было все прошлые века. Когда человек относился к музыке, как к чуду, данному для общения с высшим духовным миром. И он мог общаться с этим чудом постоянно. Богослужение сопровождало человека всю жизнь, питало его духовно и вместе с тем воспитывало и образовывало. А ведь богослужение - это в основе своей слово и музыка. С календарными земледельческими праздниками связана огромная песенно-танцевальная культура. Свадебный обряд в художественном преломлении - это целая наука о жизни. Народные хороводы - это обучение геометрии, воспитание пространственного мышления, не говоря уж о культуре знакомства, общения, ухаживания и т.д. Эпос - а это история - преподносился музыкально.

Посмотрим на предметы в школе Древней Греции: логика, музыка, математика, гимнастика, риторика. Наверное, этого было достаточно для воспитания гармоничного человека. Что из этого осталось на сегодняшний день, когда в наших программах везде стоят слова о гармоничной личности. Только математика. Что такое логика и риторика в школе не знает никто. Физкультура ничем не напоминает гимнастику. Что делать с музыкой тоже не ясно. Сейчас уроки музыки после 5 класса уже не обязательны, их по усмотрению администрации школы могут заменять на любой предмет «искусствоведческого» плана. Чаще всего это зависит от наличия нужного учителя, и там, где он есть музыка преподается. Зато в школьной программе добавилось множество других предметов, но гармоничность, душевное и физическое здоровье исчезли.

Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора. Музыкальные образы бывают:

Лирические-образы чувств, ощущений;

Эпические-описание;

Драматические-образы-конфликты,столкновения;

Сказочные-образы-сказки,нереальные;

Комические-смешные и/т.д. Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором

воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.

Лирические образы

Слово лирика происходит от слова "лира" – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.

Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.Вот главные свойства лирики:

Настроение

Отсутствие действи Драматические/..образы

Дра́ма (греч. Δρα´μα - действие) - один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой), передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов.

Драма - произведение, изображающее процесс действия.

Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.

Главные свойства драмы:

Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной

Он/ищет/выход/из/этой/ситуации

Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает –чаще…всего.

В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.

Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет,Отелло,Макбет.

Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.

Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;

Отелло страдает от ревности;

Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.

Драма немыслима без драматического героя: он ее нерв, средоточие, источник. Вокруг него взвихряется жизнь, подобно воде, бурлящей под действием винта корабля. Даже если герой бездействует (как Гамлет), то это - взрывное бездействие. "Герой ищет катастрофу. Без катастрофы герой невозможен". Кто же он - драматический герой? Раб страсти. Не он ищет, а она тащит его к катастрофе.

Произведения, воплощающие драматические образы: 1. Чайковский "Пиковая дама"

«Пиковая дама» - опера по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина. Эпические образы

ЭПОС, [греч. epos - слово]

Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических. деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле. Свойства эпоса: -Героизм

Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

Историчность

Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)

Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)

Эпические образы в музыке-это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.

Произведения эпического характера:

1.Бородин"Богатырская//симфония"

2.Бородин"Князь//Игорь"

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова- самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем Сказочные..образы Само название подсказывает сюжетную линию этих произведений. Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. Это и симфоническая сюита "Шахеразада" по сказкам "1001 ночь", и его знаменитые оперы- сказки" Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" , "Золотой петушок"и т.д. В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей. Здесь же можно упомянуть и фантастические образы в музыке.фантастическая//музыка//некоторые//размышления

Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет "фантастической музыки" (или, если угодно, "музыкальной фантастики")?

Прежде всего, если подумать, "фантастическая музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные - мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху романтизма. Но элементы ее "вторжения" мы без труда найдем уже в произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р.Вагнера, Э.Т.А.Гофмана, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства человека и окружающей действительности. Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена "Шествие гномов", "В пещере горного короля", Танец эльфов также француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема стихии сил природы ярко выражена. Самобытно проявился романтизм и в русской музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купалу, оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н.В.Гоголя "Сорочинская ярмарка". Кстати, проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: "Пиковая дама" Чайковского, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Руслан и Людмила" Глинки "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна и др. В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма огня" ("Прометей", 1910), "Поэма экстаза" (1907). И даже такие признанные "реалисты", как Шостакович и Кабалевский, использовали прием фантастики в своих музыкальных произведениях. Но, пожалуй, настоящий расцвет "фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70-е годы нашего столетия, с развитием компьютерной техники и появлением знаменитых кинофильмов "Космическая одиссея 2001 года" С.Кубрика (где между прочим были весьма удачно использованы классические произведения Р.Штраусса и И.Штраусса) и "Солярис" А.Тарковского (который в своем фильме вместе с композитором Э.Артемьевым, одним из первых российских "синтезаторщиков", создал просто замечательный звуковой "фон", соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой И.-С.Баха). А разве можно представить себе знаменитую "трилогию" Дж.Лукаса "Звездные войны" и даже "Индиану Джонса" (который был снят Стивеном Спилбергом - но идея-то была Лукаса!) без зажигательной и романтической музыки Дж.Уильямса, исполненной симфоническим оркестром.

А тем временем (к началу 70-х годов) развитие компьютерной техники достигает определенного уровня - появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо-таки волшебные звуки, вплетать их в музыку, "лепить" звук, подобно скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Итак, с этого момента начинается новая эра, появляется плеяда первых мастеров-синтезаторщиков, авторов-исполнителей своих произведений. Комические образы Судьба комического в музыке сложилась драматично. Многие искусствоведы вообще не упоминают о комическом в музыке. Остальные либо отрицают существование музыкального комизма, либо считают его возможности минимальными. Наиболее распространенную точку зрения хорошо сформулировал М.Каган: «Минимальны возможности создания комического образа в музыке. (…) Пожалуй, лишь в XX веке музыка стала активно искать собственные, чисто музыкальные средства для создания комических образов. (…) И все же, несмотря на важные художественные открытия, сделанные музыкантами XX в., в музыкальном творчестве комическое не завоевало и никогда, видимо, не завоюет такого места, какое оно издавна занимает в литературе, драматическом театре, изобразительном искусстве, кинематографе».Итак, комическое - смешное, имеющее широкую значимость. Задача – «исправление смехом»Улыбка и смех становятся «спутниками» комического только тогда, когда они выражают чувство удовлетворения, которое вызывает у человека духовная победа над тем, что противоречит его идеалам, что с ними несовместимо, что ему враждебно, поскольку разоблачать то, что противоречит идеалу, осознать его противоречие - значит преодолеть дурное, освободиться от него. Следовательно, как писал ведущий российский эстетик М. С. Каган, столкновение реального и идеального лежит в основе комического. При этом следует помнить, что комическое в отличие от трагического, возникает при условии, если не вызывает страданий для окружающих и не опасно для человека.

Оттенки комического- юмор и сатира.Юмором называется добродушная, незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями в целом положительного явления. Юмор - это смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый.Сатира - это второй тип комического. В отличие от юмора, сатирический смех - смех грозный, жестокий, испепеляющий. Для того, чтобы как можно сильнее ранить зло, социальные уродства, пошлость, безнравственность и тому подобное, явление нередко сознательно утрируют, преувеличивают. Все виды искусства способны создавать комедийные образы. О литературе, театре, кино, живописи и говорить не приходится - настолько это очевидно. Скерцо, некоторые образы в операх (например, Фарлаф, Додон) - осуществляют комическое в музыке. Или вспомним финал первой части Второй симфонии Чайковского, написанный на тему юмористической украинской песни «Журавель». Это музыка, которая заставляет слушателя улыбаться. Юмора полны «Картинки с выставки» Мусоргского (например, «Балет невылупившихся птенцов»). Остро сатиричен «Золотой петушок» Римского-Корсакова и многие музыкальные образы второй части Десятой симфонии Шостаковича.

11.Понятия

Песня или песнь - наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении - малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella).

ТЕМА: “Музыкальный образ”

ЦЕЛЬ: развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характера, содержания и построения.

  • формирование у учащихся умения определять на слух характер, настроение и человеческие чувства, которые передаёт музыка;
  • воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, умения анализировать его содержание и средства выразительности;
  • развитие умения выявлять характерные стилевые особенности музыки;
  • развитие у учащихся самостоятельного мышления, проявления собственной инициативы и творчества;
  • закрепление навыка чистого интонирования мелодии, правильного дыхания и точной артикуляции слов при пении;

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Концерт №2 для фортепиано с оркестром, I часть

С.В. Рахманинова;

Песня “Родные места”, музыка Ю. Антонова.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:

“Мокрый луг” Ф.А. Васильева;

“Вечерний звон”, “Весенние деревья”, “Вечер. Золотой плёс”, “Вечный покой”, И.И. Левитана;

“Ока”, В.Д. Поленова;

У. Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале. Кстати, какова программа сегодняшнего концерта? Никто не знает? Вот беда, вы так спешили, что никто из вас не обратил внимания на афишу при входе в зал. Ну, ладно, не огорчайтесь! Я думаю, что музыка, которая будет звучать сегодня, поможет вам определить не только её композитора и музыкальное содержание, но и поможет почувствовать, осознать глубину чувств, которые она будет передавать.

Итак, представьте себе, что свет в зале начали убавлять, послышались шаги, наступила полная тишина, и многие слушатели застыли в оцепенении, чтобы уловить появление на сцене маэстро. Он вышел и твёрдой походкой направился к роялю, сел и на несколько мгновений задумался. Его выразительное лицо было обращено к инструменту. Он смотрел на рояль с такой глубокой сосредоточенностью, что в этом чувствовалась какая-то неземная гипнотическая сила. Музыкант начал играть, и зазвучала музыка.

Звучит экспозиция I части Второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.

У. Кто участвует в исполнении музыкального произведения?

Д. Фортепиано и симфонический оркестр.

У. Значит, мы можем определить жанр музыки? Это опера, балет, симфония?

У. Кому принадлежит ведущая роль?

Д. В музыке мы слышим попеременно то фортепиано, то оркестр.

Я думаю, что они выполняют одинаковую роль.

У. Так как же мы назовём это музыкальное произведение? Произведение такого жанра нам уже встречалось.

Д. Это Концерт для фортепиано с оркестром.

О слове “концерт” звучит справка-сообщение, которое подготовил один из учащихся как домашнее задание.

У. На что настраивает нас музыка?

Д. На размышления. Слушая её, хочется думать.

У. Подумайте, какой композитор мог написать это музыкальное произведение: русский или зарубежный? Почему?

Ответы детей.

У. Это современный композитор или композитор, который жил давно?

Ответы учащихся.

У. Действительно, это русский композитор – Сергей Васильевич Рахманинов , который жил на рубеже XIX – XX веков. Он был не только талантливым композитором, но и замечательным дирижёром, блистательным пианистом.

Послушайте, как сам композитор охарактеризовал себя:

“Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка”.

Рахманинов был человеком удивительной судьбы. Прирождённый поэт и певец России, он родился под Новгородом, а умер в Америке. Сергей Васильевич любил родную землю и остался верен ей до конца своих дней.

Творческий путь композитора был не прост. Дело в том, что практически каждый талант после первых воодушевляющих успехов сталкивается с непониманием своего искусства, в его жизни случаются творческие взлёты и падения. Таким тяжёлым, во многом переломным, поворотным стал для Рахманинова 1897 год. Его по-настоящему первая взрослая композиторская работа – Симфония №1 провалилась. Этот провал стал трагедией для молодого композитора. Он принёс ему не только горькие разочарования, но и продолжительный творческий кризис, усугублённый тяжёлым нервным заболеванием. В течение нескольких лет Рахманинов не написал ничего значительного. Шло время. И вот наступил 1901 год .

ЧТО ПРОИЗОШЛО ЗА ЭТИ ГОДЫ С КОМПОЗИТОРОМ?

Ответить на этот вопрос нам поможет музыка, те чувства, мысли и настроение, которыми она наполнена. Именно музыка поможет разобраться, каким был человек, сочинивший её, определить его душевное состояние на тот период времени. А чтобы нам было легче познать нравственную суть рахманиновской музыки, давайте смоделируем ситуацию такого типа. Условимся, что солирующее фортепиано будет передавать поведение, мысли, чувства и переживания нашего героя, а окружающий его мир (общество, природа, люди, Родина) – симфонический оркестр.

Звучит музыка.

У. Вы сказали, что в музыке мы слышим протяжность, певучесть, красивые мелодии, широкий размах звучания. Певучие и протяжные интонации звучат и в начале Концерта?

Учитель исполняет аккорды вступления на фортепиано.

Д. Нет. Звучат аккорды.

У. Какие ощущения возникают у вас, когда звучат эти аккорды у фортепиано? Что напоминает вам это звучание ?

Д. Напоминает колокольный звон, как будто бьют в колокола, в набат.

А у меня создаётся ощущение того, как будто кто-то, или что-то приближается.

У. Почему вы так решили?

Д. Потому что в музыке происходит небольшое динамическое развитие.

У. Да, краткое вступление построено на последовательности аккордов, которым в басу отвечают гулкие “колокольные” удары. А нарастание звучности от pianissimo к мощному fortissimo создаёт ощущение постепенного приближения какого-то образа. А вот какого? Его нам поможет определить следующий музыкальный фрагмент.

Звучит экспозиция I части Концерта.

У. Сколько музыкальных образов в произведении?

У. Они похожи друг на друга?

У. Чем они представлены?

Д. Музыкальными темами.

У. Что выражает 1я тема? Какие чувства она передаёт? Какая она?

Учитель наигрывает 1ю тему на фортепиано.

Д. Суровая, мужественная, решительная.

У. Какая по характеру 2я тема?

Учитель исполняет на фортепиано 2-ю музыкальную тему.

Д. Лирическая, светлая, мечтательная.

У. Давайте проследим за тем, какими музыкальными средствами выразительности композитор показал каждый музыкальный образ?

Д. Тему, которую представляет 1-й образ, исполняет симфонический оркестр. В музыке мы слышим

Дети напевают мелодию 1-й музыкальной темы.

У. Какой образ или образ чего композитор воплотил этой музыкальной темой, широко используя яркие музыкальные средства выразительности?

Д. Я думаю, что это русский образ. Если тему ведёт симфонический оркестр, то это образ всего того, что окружает человека - образ России, образ русского народа, образ русской природы.

У. А вот русский художник Илья Ефимович Репин так поделился впечатлениями от прослушанной музыки: “Это образ могучей, плавно и глубоко медленно реющей над водной стихией властной птицы”.

Природа у Рахманинова существует сама по себе? Или она является неотъемлемой частью жизни человека, нашего героя, которого представляет партия фортепиано?

Д. Я думаю, что природа и человек – это одно целое.

Мне кажется, что на фоне образа русской природы композитор передал различные эмоциональные состояния человека.

У. Какими чувствами, мыслями, настроением наполнена музыка? Как она передаёт душевное состояние композитора?

Звучит главная партия экспозиции I части Концерта.

Дети высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.

У. Вот что говорил сам композитор: “Это был самый трудный и критический период моей жизни, когда я думал, что всё потеряно и дальнейшая борьба бесполезна…”

В жизни композитора наступил продолжительный творческий кризис, усугублённый тяжёлым нервным заболеванием. Тогда родные и близкие С.В. Рахманинова решили обратиться к доктору Николаю Владимировичу Далю. В то время Даль сделался очень известным специалистом, которого теперь назвали бы психотерапевтом, т.к. он широко практиковал гипноз. Сущность его лечебных сеансов с Рахманиновым состояла в том, что он усаживал Сергея Васильевича в удобное кресло и мирно беседовал с ним. Беседы были направлены на то, чтобы поднять общее настроение пациента, заставить его хорошо спать по ночам и возбудить в нём стремление и уверенность сочинять музыку.

Довольно скоро окружающие заметили признаки улучшения состояния Сергея Васильевича. Сам композитор больше всего переживал за фортепианный концерт, над которым начал работать. Даль знал об этом и прилагал все усилия к тому, чтобы вселить в композитора уверенность в преодолении ставших на его пути психологических трудностей.

И вот работа над фортепианным концертом была завершена. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром был исполнен в 1901 году в Москве. А в 1904 году за это сочинение Рахманинов получил престижную Глинкинскую премию .

Таким образом, композитор наконец-то поверил в себя, в своё творческое спасение. А какова была действительная заслуга доктора, вселившего в упавшего духом композитора веру, лучше всего видно в посвящении, которое было написано рукой автора Второго фортепианного концерта на дарственном печатном экземпляре партитуры: “Посвящает уважаемому Николаю Владимировичу Далю искренне благодарный ему пациент” .

У. Только ли свои личные чувства, переживания композитор хотел передать 1-й музыкальной темой?

Д. Я думаю, что Рахманинов хотел показать или передать атмосферу того времени, в котором жил, творил он сам и его современники, характер и идеалы этого времени.

У. Действительно, в его музыке мы слышим тревогу, волнение, которые царили в ту пору в русском обществе.

“Тема его вдохновейнейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России… Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия”, - писал об этом произведении Николай Карлович Метнер, известный русский композитор.

Глубока по содержанию музыка Рахманинова. Она включает в себя различные музыкальные образы, один из которых мы разобрали. Давайте обратимся теперь ко 2-й теме.

Звучит побочная партия.

Дети разбирают музыкальный язык 2-й темы.

Д. Тему ведёт фортепиано. Оно солирует. Мы слышим тихое звучание мелодии; мягкий мажор, высокие ноты; плавное движение мелодии, умеренный темп, светлую, лирическую интонацию, песенный жанр.

У. Какой музыкальный образ композитор хотел показать 2-й темой?

Д. Это образ русской природы – тихой и спокойной.

У. Какие ещё будут мысли? Может кто-то считает по-другому?

Д. Тему исполняет фортепиано, которое, как мы условились, передаёт мысли, чувства человека.

У. Это бурные переживания? На что настраивает нас музыка?

Д. На лирические чувства. Это размышления человека над его судьбой, это лирическая исповедь.

У. Почему вы решили, что человек думает, размышляет?

Д. В музыке мы слышим тихое звучание, плавное и спокойное движение мелодии. Именно под такую музыку хочется думать, мечтать.

У. О чём размышляет, думает наш человек?

Д. О Родине, о России, о её людях, о красивой природе.

У. Определите отношение нашего персонажа к тому, что его окружает.

Д. Он любит свой народ, Родину, её природу. Человек с трепетом и нежностью относится ко всему этому.

У. Почему?

Д. Потому что музыка выражает такие чувства, как добро, ласку, нежность, какие-то светлые чувства.

У. Какой же музыкальный образ хотел передать композитор?

Д. Образ любви к Родине, природе, России.

Дети с любовью и нежностью напевают мелодию побочной партии.

У. Картины родной природы всегда волновали композиторов. Однако её образы были воплощены не только в музыке, но и в других видах русского искусства.

Учитель предлагает вниманию учащихся репродукции картин русских художников.

У. На рубеже XIX-XX вв. в области изобразительного искусства наблюдается широкое развитие пейзажной лирики, яркими представителями были русские художники И.И. Левитан, Ф.А. Васильев, В.Д. Поленов, Саврасов и другие.

Дети по группам выполняют творческое задание. ВОПРОСЫ:

  1. Изображение чего на картинах символизирует русский образ, образ России?
  2. Какие картины созвучны музыке 1-й темы и 2-й?
  3. Что роднит музыкальное и живописное произведение?
  4. Что вы видите на картине такого, что позволяет вам обнаружить присутствие человека?
  5. Что общего между состоянием природы и чувствами нашего героя, которые выражены в музыке?

Звучит музыка I части Концерта. Дети работают по группам, обмениваются мнениями, выносят решение. Обсуждение.

У. Выдающимся русским художником, мастером лирического пейзажа был Исаак Ильич

Левитан. С глубокой поэтичностью он запечатлел на своих холстах образы русской земли, природы. Его работам присущи ясность и задушевность, красота и гармония, отсутствие ярких цветов и резких линий. В своих картинах художник отразил самые различные человеческие чувства и переживания. Может поэтому И.И. Левитана в своё время назвали создателем нового типа пейзажа, который принято именовать “ПЕЙЗАЖЕМ НАСТРОЕНИЯ”. Вы заметили, как удивительно созвучны картина и музыка! Какие родственные, одинаковые человеческие чувства, настроение вызывают у зрителя и слушателя два разных по виду произведения искусства.

Итак, в музыке I части Второго концерта для фортепиано с оркестром мы определили два музыкальных образа: 1-й – образ России, Родины,2-й – образ любви к Родине. Как же будет развиваться каждый из них, взаимодействовать друг с другом в дальнейшем, что касается музыкальной драматургии, мы проследим и попытаемся разобраться на следующем уроке.

А теперь обратите внимание на эти даты: 11873г. и 2008г. Сколько времени соединяет

Эти даты? Дети отвечают.

В нынешнем 2008 году С.В. Рахманиновy исполнилось бы 135 лет. Прошло более ста лет, а его музыка сегодня звучит у нас на уроке. Как вы думаете, можно ли сказать, что музыка этого русского композитора современна и сейчас, что она прошла сквозь время? Почему его произведения имеют большой успех и в настоящее время?

Д. Я думаю, что можно.

Музыка С.В. Рахманинова, который жил на рубеже XIX-XX вв., продолжает волновать нас, живущих на рубеже XX-XXI вв., и теперь, т.к. она передаёт такие человеческие чувства, воплощает в себе такие стороны жизни, которые понятны и близки каждому русскому человеку.

У. И не только русскому. Музыка Рахманинова очень популярна и известна в музыкальных кругах всего мира. Очень часто его произведения включают в свой концертный репертуар многие знаменитые исполнители и прославленные симфонические коллективы Европы и мира. Музыка Рахманинова выдержала самый строгий и самый справедливый суд, какой возможен в искусстве, - суд времени.

В чём же её привлекательность? Какие характерные особенности музыки этого замечательного русского композитора позволяют нам выделить её из огромного потока музыкального материала?

Подумаёте и постараётесь определить основные черты музыки С.В. Рахманинова.

  • песенность, протяжность и народность мелодий;
  • строгий ритм;
  • полнозвучие, широта и свобода фактуры;
  • раскидистые, волнообразные пассажи;
  • активный, мужественный минор и лирический, мягкий мажор;
  • постоянные “приливы” и “отливы” динамики;
  • преобладание звучания струнных и деревянных инструментов в оркестре.

У. Рахманиновым созданы произведения различных направлений. Но к какому бы жанру он ни обращался, его музыка узнаваема – это наша русская музыка: певучая, мелодичная, протяжная и красивая. Такая же красивая, как наша необъятная Родина – Россия с её могучей русской природой, замечательными людьми, многонациональной культурой, её народными обычаями, нравами и духовными традициями, родными просторами и местами, которые так дороги каждому русскому человеку.

Учащиеся исполняют песню “РОДНЫЕ МЕСТА”, музыка Ю. Антонова.

Учитель работает над чистым интонированием мелодии, правильным дыханием, точной дикцией и артикуляцией.

У. В заключение нашей встречи хочу пожелать и вам и себе, чтобы наши сердца не уставали верить в себя, в своих близких, друзей, в великую ценность жизни. И пусть поможет в этом музыка Рахманинова, которая очень притягивает к себе, идёт к нашему сердцу, исходит из глубины души.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. “Русская музыка в школе”, методические очерки, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, МИРОС, Москва 1998;
  2. “Рахманинов и его время”, Ю Келдыш, “Музыка”, Москва 1973.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры