Гарегин нжде не был предателем родины. Великие изречения гарегина нжде

Главная / Ссоры

Гареги́н Нжде (арм. Գարեգին Նժդեհ, настоящее имя - Гареги́н Егише́вич Тер-Арутюня́н, арм. Գարեգին Եղիշեի Տեր-Հարությունյան; 1 января 1886 - 21 декабря 1955) - герой армянского национально-освободительного движения начала XX века, армянский военный и государственный деятель.

Основоположник цехакронизма - концепции армянской националистической идеологии.

Во время Второй мировой войны сотрудничал с Третьим рейхом.

Молодость

Родился в семье священника в 1886 году в селе Кузнут, Нахичеванского уезда Эриванской губернии. При крещении был наречен именем Аракел. Начальное образование получил в русской школе Нахичевана и продолжил учёбу в гимназии Тифлиса. В 1902 году Тер-Арутюнян поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но через два года учёбы он покидает университет.

В 1906 году Нжде перебрался в Болгарию. Там он поступает в нелегальное военное училище, которое было создано в 1907 году по предложению одного из лидеров партии Дашнакцутюн Ростома Зорьяна. В нём прошли обучение более 400 армян и болгар, которых обучали военному делу и подготавливали к революционной деятельности на территории Турецкой Армении и Македонии.

После окончании этого учебного заведения вернулся на Кавказ, где присоединился к партизанскому отряду Мурада Себастаци и вступил в ряды АРФД.

В ноябре 1907 года в качестве офицера отправился в Персию и принял активное участие в персидской революции. В августе 1908 года вернулся в Кзнут.

В сентябре 1909 года, Нжде подвергся аресту царскими властями («Дело партии Дашнакцутюн», были арестованы 163 дашнаков) и помещён в тюрьму. Отсидел и был допрошен в 4-х тюрьмах: тюрьма в городе Джульфа, Нахичеванская тюрьма, Новочеркасская тюрьма, Петербургская тюрьма. В марте 1912 года он был освобождён из тюрьмы и переехал в Болгарию.

Участие в Балканской войне

В период 1-й Балканской войны армяне проживающие в христианских странах на Балканах поддержали их правительство в борьбе против Османской империи. Гарегин Нжде начал войну 16 сентября 1912 года. Андранику и Нжде для участия в войне удалось организовать несколько сотен армянских добровольцев.

20 октября 1912 года Нжде назначается командиром Второй армянской роты. В начале ноября сражается в Узун-Хамидире.

В ноябре 1912 года у села Мерхамли (рус.)болг. на берегу реки Марицы в Беломорье, в составе Третьей болгарской бригады, Нжде и его рота участвовали в разгроме турецкого корпуса генерала Явера-Паши, за который Нжде получил болгарские (в том числе: болгарский крест «За храбрость» IV степени) и греческие награды и звание «герой Балканских народов».

19 июля 1913 года газета «Киевская мысль» публикует очерк своего военного корреспондента Льва Троцкого об армянской добровольческой роте, принимавшей участие в первой Балканской войне против Турции за освобождение Македонии и Фракии:

Ротой командует армянин-офицер, в форме. Его величают просто «товарищ Гарегин». Гарегин, это - бывший студент Петербургского университета, привлекавшийся по знаменитому «лыженскому» процессу Дашнакцутюн и оправданный после трехлетнего заключения. Он прошел в Софии курс военного училища и числился до войны подпоручиком запаса болгарской армии.

Первая мировая война

Накануне 1-ой мировой войны Нжде получил помилование со стороны царского правительства и в начале октября 1914 года переехал в Тифлис. На первом этапе войны был заместителем командира 2-ой армянской добровольческой дружины в составе Русской армии (командиром полка был Дро), в последующем командовал отдельной армяно-езидской военной частью. Кроме того Нжде в должности заместителя командира воевал и в составе возглавляемой Араратской дружины и 1-ом Армянском полку.

С мая 1915 года по 25 июля 1916 года Нжде участвовал в битвах за освобождение Западной Армении, за что был награждён орденами св. Владимира 3 степени, св. Анны 4 степени и Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней.

В июле 1915 года получил чин поручика.

С мая 1917 года Нжде был городским комиссаром в Александрополе.

Первая Республика Армения

В мае 1918 года Нжде прикрывает отступление армянских войск из Карсской области, ведя бой при Аладже; при этом Гарегину Нжде удалось вывезти из Ани материалы раскопок профессора Н. Я. Марра.

25-28 мая 1918 года Нжде командовал отрядом в сражении у Каракилисе (Ванадзор), в результате которого турки решили не продвигаться вглубь Армении. В этом сражении вновь был ранен. Награждён орденом Мужества.

В декабре 1918 года Нжде подавил восстание турок в Веди. В 1919 году Нжде служил в армянской армии и участвовал в разных битвах. За подавление восстания в Ведибасаре Нжде был награждён орденом Св. Владимира 3-й степени.

В августе 1919 года военный министр Армении приказом № 3 присваивает Нжде чин капитана.

Деятельность в Зангезуре

4 сентября 1919 года Нжде был направлен со своим отрядом в Зангезур (область Сюник). В октябре 33-летний Нжде был назначен на должности командующего южно-восточным фронтом Зангезура (Сюника), тогда как обороной северного района, Сисиан, руководил Погос Тер-Давтян.

По собственному выражению Нжде - «Затем я посвятил себя делу физической защиты подвергнутых опасности армян Капана и Аревика, отражая периодические нападения мусаватистского Азербайджана и турецких пашей Нури и Халила ».

В декабре 1919 года Нжде в Гехвадзоре подавляет сопротивление в 32 азербайджанских селах, которые по армянским данным стали бедствием для Кафана и прилегающих районов.

Наступление азербайджанских сил было остановлено армянской стороной в начале ноября под Герюсами.

В марте 1920 года армяно-азербайджанская война возобновилась по всему протяжению спорных областей (Зангезур, Карабах, Нахичеван). 28 апреля Баку был занят Красной Армией, и там была провозглашена Советская власть; в начале июля Красная Армия вошла в Зангезур, и в середине месяца между ней и армянскими силами начались бои.

Весной 1920 года правительство Армении присваивает Гарегину Нжде чин полковника.

10 августа 1920 года было заключено соглашение между Советской Россией и Республикой Армения, по которому спорные области занимались войсками Красной Армией. Опасаясь, что Зангезур после этого может перейти под контроль Советского Азербайджана, Нжде не признал этого соглашения и отказался уходить из Зангезура.

В начале сентября Капан был занят войсками Красной Армии, а Нжде со своим отрядом был оттеснён в Хуступкские горы (окрестности Мегри, древний Аревик), где он укрепился, воспользовавшись неприступностью местности.

Однако, в начале октября 1920 года в Зангезуре началось массовое восстание против Советской власти, которое возглавили Нжде и Тер-Давтян, а после гибели последнего - единолично Нжде). К 21 ноября две бригады 11-й Красной Армии и несколько союзных ей турецких батальонов Завал-паши были разгромлены восставшими в сражении у Татевского монастыря, и 22 ноября Нжде вступил в Горис. Советские силы оставили Зангезур (в ходе этих событий по некоторым данным погибло около 12000 солдат Красной Армии).

25 декабря 1920 года съезд, состоявшийся в Татевском монастыре, провозгласил «Автономную Сюникскую республику», которую фактически возглавил Нжде, принявший древний армянский титул спарапета (главнокомандующего). Руководство Советской Армении объявило награду за голову «главы зангезурской контрреволюции» «авантюриста Нжде». Февральское восстание в Армении оттянуло на себя силы Красной Армии, на некоторое время дав Зангезуру передышку; весной, с поражением Февральского восстания, в Зангезур отступили силы повстанцев. К тому времени Нжде распространил свою власть на часть Нагорного Карабаха, соединившись с действовавшими там повстанцами.

26 апреля 1921 года на II Татевском съезде, в работе которого принимали участие 95 делегатов от 64 сел, была провозглашена Республика Лернаайастан (Республика Горная Армения), а Нжде возглавил её в качестве премьер-министра, военного министра и министра иностранных дел.

1 июня на состоявшемся в Горисе совместном заседании «комитета освобождения Родины» и Республики Нагорная Армения, Нагорная Армения переименовывается Арменией (Республика Армения), как продолжение Первой Республики; её премьером был назначен премьер последней Симон Врацян, а Нжде был назначен военным министром. По свидетельству самогó Нжде, единственной ошибкой в те дни было объявление Лернаайастана Арменией, что произошло против его воли.

В июле 1921 года, после официального опубликования в прессе решения Революционного комитета Армении оставить Сюник в составе Армении и заручившись гарантиями руководства Советской Армении относительно сохранения Сю­ника в составе Армении, Нжде со своими соратниками перешёл через реку Аракс в Персию.

По показаниям (на допросе в тюрьме) дашнака Оганеса Деведжяна, бывшего секретарем бюро правительства Армении, Нжде, возглавляя военное дело в Зангезуре, использовался дашнакским правительством Армении сперва по усмирению местных азербайджанцев, скорее по очищению территории Зангезура от азербайджанцев, а затем по борьбе против Красной Армии .

По словам Том де Ваала, захватив в 1921 году Зангезур, Нжде изгнал оттуда остатки азербайджанского населения и добился, как эвфемистически выразился армянский автор Клод Мутафян, «реарменизации» региона.

Эмиграция

В Персии Нжде на некоторое время остановился в селе Мужамбар, а примерно через месяц перебрался в Тавриз.

К тому времени против Гарегина Нжде была начата клеветническая кампания, зачинщиками которой были большевистские агенты и те члены объединённого правительства Республики Армения и Республики Лерна­айастан, кото­­рых Нжде не раз публично осуждал.

В июле 1921 года Высшей судебной инстанцией АРФД на Гарегина Нжде было заве­дено судебное дело. Ему было предъявлено обвинение в «споспешествовании падению Республики Лернаайастан». 29 сентября партийный суд постановил: «Исключить Нжде из рядов пар­тии Дашнакцутюн и вынести его дело на рассмотрение предстоящего 10-го съезда пар­тии ». Однако в апреле-мае 1923 года партийный конгресс, а затем 10-й съезд (17 ноября 1924-17 января 1925 года), восстанавливает Нжде в рядах партии.

С 1922 по 1944 годы Нжде проживал в Софии (Болгария), был членом Балканского комитета АРФД.

Нжде летом 1913 года в Софии обручился, а в 1935 году - женился на Эпиме Сукиасян. Весной 1945 года его жену и сына сослали в болгарский город Павликени, где 24 февраля 1958 года Сукиасян скончалась от туберкулёза. Сын, Сукиас-Вреж Тер-Арутюнян после демобилизации из армии в 1960 году поселился в Софии.

Создание Цегакрона

В 1933 году Нжде участвовал на 12-м Собрание Армянской Революционной Федерации, на котором присутствовали почти все известные армянские деятели в эмиграции. Нжде там представлял армянских эмигрантов Болгарии. Им было предложено несколько пунктов для организации армянской эмиграции с целью борьбы с против Турции и большевиков. Основной задачей он считал организацию армянской молодёжи, с этой целью летом 1933 года он поехал в США.

В рамках Дашнакцутюн Гарегином Нжде в том же году была создана молодёжная организация, группа «Цегакрон», характеризуемая политологом Волкером Якоби, как прото-фашистская, позже переименованная в «Армянскую молодёжную организацию» . В США, в местах компактного проживания армян, им были созданы Клятвенные Союзы (Цегакрон Ухтер). В Болгарии, Германии, Румынии, в Греции и во Франции были открыты филиалы организации. При создании Цегакрона Нжде был в основном вдохновлён преобладающими в 1930-х годах расистскими теориями и идеологиями.

Название «Цегакрон» происходит от слов «раса» и «религия» Противники дашнаков считают это «расовым поклонением», с четкой коннотацией фашизма, сторонники переводят как «преданные расе», «последователи расы». Его основной идеей было создать у североамериканской молодежи связь с четким понятием национальной идентичности. Основная мысль заключалась в том, что прежде всего следует рассматривать нацию. Нжде пропагандировал «расовый патриотизм», как «естественную и логичную реакцию против чуждой среды, которая угрожает самому существованию нашей расы». Стиль и лозунги его движения вторили фашистским движениям Европы. В униформе использовались два из трех цветов триколора павшей республики, синие рубашки и оранжевые платки. По словам Нжде: «Отрицание флага означает отрицание нашей идентичности. Мы не можем быть нейтральными в этом вопросе. Ибо, если мы останемся нейтральными, то, что станет с идентичностью армян за пределами родины.». По мнению Томаса де Ваал, Нжде имел подлинно фашистский уклон, создавая эту организацию.

Если по сей день наш народ получает лишь удары и трагически неспособен дать отпор - причина в том, что он не живет как род… Цегакронство - вот панацея, без которой армяне останутся политически самой обездоленной частью человечества.

Этим Нжде было положено начало теории «Арменизма». Девизом организации являлось «Армению - армянам», а целью создания - «Воспитать родопочитающее поколение, представители которого жили и действовали бы как подданные и воины своего рода, где бы они ни были и какое бы социальное положение ни занимали».

Печатным органом «Цегакрон» становится эмигрантская газета «Размик», которая начала издаваться Нжде вместе с Айком Асатряном в 1937 году.

Нжде противопоставил «Цегакрон» партии «Дашнакцутюн», политика которой, по его мнению, была нерешительной. Начиная с середины 1935 года начинается обострение отношений между «Цегакрон» и «Дашнакцутюн». По мнению лидеров «Дашнакцутюн», «Цегакрон» являлась молодёжным крылом партии, что позволяло не считаться с его руководством. Обострение отношений имело место также между Нжде и руководителем Бюро АРФ Рубеном Тер-Минасяном. По мнению Тер-Минасяна, созданная Нжде организация опасна для армянства и может привести к расколу партии изнутри.

Согласно мнению многих исследователей, когда, по мнению «Дашнакцутюн», взгляды Нжде стали экстремистскими, фашистскими и расистскими он был исключён из партии. Это произошло в 1938 году на 13-м Собрании «Дашнакцутюн». Позже со стороны «Дашнакцутюн» предпринимались попытки вернуть Нжде, как, например, в 1939 году, когда генерал Дро пытался убедить его вернуться и подчинить «Цегакрон» «Дашнакцутюн», но Нжде отказался, однако заявив о намерение сотрудничества с партией с целью решения общеармянских проблем.

Нжде содействовал Айку Асатряну при создании в конце 1937 года идеологии эмигрантской организации «Таронаканутюн» (Таронство), основывавшейся на идеях национализма, а также поддерживавшей и развивающей идеи арийского происхождения армян. Официальным печатным изданием организации являлся еженедельник «Таронский Орел» («Тарони Арцив»). По своей идеологии это движение мало чем отличалось от «Цегакрона». В начале Второй мировой войны, началось формирование полувоенных разведовательно-диверсионных групп из членов «Цегакрона» и «Таронаканутюна», предварительно прошедших военно-психологическую подготовку. Позже их обучали в лагерях Абвера, под руководством Нжде, с целью переброски в дальнейшем на территорию Кавказа и Турции.

Период II мировой войны

Возвратившись в Болгарию Нжде налаживает связи с Берлином, имевших целью убедить нацистов напасть на Турцию, а в начале 1940-х годов участвует в создании армянских военизированных частей в составе Вермахта, прошедших обучение под руководством инструкторов СС.В начале Второй мировой войны Гарегин Нжде стал сотрудничать с властями Германии, преследуя цель в случае захвата немцами Закавказья предотвратить возможное вторжение Турции в Советскую Армению и по возможности при помощи Германии вос­ста­но­вить независимость Армении.

В 1942 году по инициативе нацистской военной администрацией был создан Армянский национальный совет (Armenischen Nationalen Gremiums ) во главе с профессором Берлинского Университета Арташесом Абегяном. Для участия в работе совета Абегян приглашает Гарегина Нжде. В декабре 1942 года Нжде становится одним из семи членов Армянского национального совета (созданного в Берлине) и заместителем редактора газеты Национального Совета «Азат Айастан » («Свободная Армения») (главный редактор - Абрам Гюль­хан­да­нян (рус.)арм.).

Согласно документам ЦРУ, рассекреченным в соответствии с законом о раскрытии нацистских военных преступлений, 1 сентября 1945 года в армянском еженедельнике Armenian Mirror-Spectator был опубликован перевод оригинального немецкого документа, из которого следовало, что Армянский национальный совет, в который входили дашнакские лидеры - председатель Арташес Абегян, заместитель Абрам Фулханданян, Арутюн Багдасарян, Давид Давидханян, Гарегин Нжде, Ваган Папазян, Дро Канаян и Дертовмасян, - в своё время обращался к нацистскому министру восточных оккупированных территорий Альфреду Розенбергу с предложением о создании германской колонии на территории советской Армении.

Нжде и генерал Дро участвовали в агитации среди советских военнопленных-армян, имевшей целью набор добровольцев в так называемый Армянский легион, подразделения которого были задействованы в боях на Северном Кавказе, а позднее - на Западном фронте.

По данным энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945 годов», на территории Болгарии в период войны Нжде было завербовано более 30 агентов армянского происхождения. Он участвовал в их диверсионной подготовке, а также в переброски в тыл советской армии с целью ведения подрывной деятельности.

Арест и тюремное заключение

При приближении советских войск к Софии Нжде отказался покинуть Болгарию, свой поступок он сам мотивировал тем, что не желал подставлять под удар свою организацию и к тому же надеялся на то, что СССР вскоре объявит войну Турции и Нжде сможет принять в этой войне непосредственное участие. После вступления советских войск он написал письмо с этим предложением главнокомандующему советскими войсками в Болгарии генералу Толбухину.

Сотрудничество Нжде с нацистами привело к его аресту советской военной контрразведкой в Болгарии. Гарегин Нжде был выявлен и арестован контрразведчиками, как часть агентурного дела абвергруппы-114 («Дромедар»). Арест Нжде предваряло задержание болгарской полицией, основанием для которого являлось обвинение о связях с немецкой разведкой. Сотрудниками СМЕРШ также было задержано 17 из 30 подготовленных им диверсантов, предотвратив совершение диверсионно-террористических актов. Остальные были объявлены в розыск.

12 октября был арестован СМЕРШем и направлен в Москву, во внутреннюю тюрьму МГБ на Лубянке, откуда в 1946 г. был переведен в Ереванскую тюрьму. Нжде обвинялся в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в «антисоветском» восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов во время этого восстания (это обвинение его крайне возмущало, так как ещё в 1921 году зангезурским повстанцам была объявлена амнистия). К нему применялись пытки бессонницей, но не физическое воздействие. Главным пунктом обвинения был «расстрел в Татеве», ставший уже важной частью советской антидашнакской пропаганды - утверждалось, что после занятия Гориса Нжде расстрелял, а частью живыми сбросил с Татевской скалы до 400 пленных коммунистов и красноармейцев. Сам Нжде отрицал обвинения в убийствах коммунистов, утверждая, что расстреляны были пленные турки из отряда Завал-паши, переодетые в красноармейскую форму, при том без его ведома, по инициативе местного населения.

24 апреля 1948 года приговорён к 25 годам тюремного заключения. Был направлен во Владимирскую тюрьму.

В марте 1952 года Гарегина Нжде второй раз привезли в Ереван. Летом 1953 года, перед тем как перевести Нжде во Владимирскую тюрьму, по распоря­же­нию министра госбезопасности Армянской ССР, Гарегина Нжде повезли на автомашине показывать Ереван, возведённые постройки, различные достопримечательности.

В разные периоды Нжде был заключён в московские тюрьмы: Бутырку, Лефортово, Красную Пресню; при переводе из Еревана во Владимирскую тюрьму на короткое время оставался в тюрьмах Баку, Саратова, Куйбышева, Ростова, до смерти Нжде продержали в течение года в тюрьме и больнице в Ташкенте (лето 1953 - сентябрь 1955).

От множества болезней (туберкулез, гипертония и так далее) в 1954 году здоровье Гарегина Нжде ухудшилось до такой степени, что руководство тюремной больницы приняло решение о его досрочном освобождении из тюрьмы, но Нжде не был освобожден.

В сентябре 1955 года его вновь отправили во Владимирскую тюрьму, где он умер 21 декабря того же года.

Могила Нжде

Брату, Левону Тер-Арутюняну, было отказано похоронить Нжде в Армении, и из личных вещей были выданы только одежда и часы. Нжде был похоронен братом, и на огороженной могиле поставлена табличка: Тер-Арутюнян Гарегин Егишеевич (1886-1955). В августе 1983 года прах Гарегина Нжде был перевезён в Армению супругом внучки Нжде: Павлом Ананяном (по предложению Гургена Армаганяна).

8 мая 1987 года усилиями Рафаэла Амбарцумяна прах был тайно захоронен в Вайке во дворе древней церкви Спитакавор (до того прах хранился у разных людей).

7 октября 1983 года часть останков (первый шейный позвонок) с помощью гориссца Андраника Карапетяна была захоронена на склоне горы Хуступ в Зангезуре.

В апреле 2005 года две части мощей захороненного в Спитакаворе Гарегина Нжде (правая рука и две косточки) были взяты и 26 апреля захоронены при построенном в Кафане мемориале-памятнике (с ведома правительства Республики Армения).

Идеи Нжде в современной Армении

В пост-советский период в Армении Нжде считается национальным героем, его расистские взгляды преуменьшаются, а национализм одобряется. Созданной им идеологии Цегакрона придерживаются крайние националисты.

Политические партии и общественные организации

Начиная с 1990-х годов под влиянием идей Нжде был создан ряд партий.

В июле 1991 года была создана партия «Поклонники рода Армении». Устав партии носит название «Цегакрон». Члены партии следуют идеям Нжде и пропитаны, по мнению российского этнолога Виктора Шнирельмана, «зоологическим антисемитизмом». Цель партии - создание национальной религии, которая основывалась бы на языческих верованиях. Боевики этой партии принимали участие в Карабахской войне. В июне 1991 года была зарегистрирована «Партия цегакрона Нжде», которая придерживается сходной идеологии с партией «Поклонники рода Армении», но здесь отсутствует антисемитизм.

Республиканская партия Армении поддерживает идеологию «Цегакрона» в своей платформе. Она была создана Ашотом Навасардян, который являлся неоязычником. Позже неоязыческий национализм партии, уделявший значительное место идеям и образам Нжде, уступил место фундаментальному национализму, где Армянская Апостольская Церковь вновь возглавили список национальных ценностей. Однако Нжде продолжает существовать как канонический герой. В 2000 году на пост премьер-министра Армении утверждается лидер партии Андраник Маргарян - крайний националист с «нджейскими» взглядами, назначение которого олицетворяет националистические настроения в стране. С целью большего информирования молодёжи о таких понятиях, как «военно-патриотический и здоровый образ жизни», партия создала свою молодёжную организацию «Цегакрон», которая начиная с 2004 года сотрудничает с Армянской Апостольской Церковью в «борьбе» против религиозных меньшинств.

Нжде и армянское неоязычество

Корни армянского неоязычества связаны с Гарегином Нжде, который начинает пропагандировать его 1930-х годах. В современной Армении неоязычество стало распространяться с конца 1989 года, когда ряд интеллектуалов предложил вернуться к армянской дохристианской вере.

Нжде является культовым символом в среде армянских неоязычников, вокруг которого складываются неомифилогические тексты и легенды. К местам его ритуальных захоронений организуются паломничества. Его прах, привезённый в Армению, захоронен в трех местах - в области Вайоцдзор в монастыре Спитакавор, частично в городе Капане, где выстроен мемориал и часть мощей находится на горе Хуступ. Примерно в середине июля - начале августа, начиная с 2008 года, на гору Хуступ неоязычниками организуется паломничество, чтобы провести там ночь. Согласно жрецам, паломники надеются, что их посетит видение божества Ваагна, как оно посетило Нжде. На второй из могил Нжде дважды совершается обряд. Жрецы утверждают, что Нжде был пророком. Его известная фотография в военной форме ставится на плакатах, календарях неоязычников в контекст пантеона языческих божеств.

Память

Памятная монета Армении 2001 года «Гарегин Нжде» - 100 драм - серебро 925 с позолотой

В современной Армении существует масштабный культ Нжде. Труды Нжде неоднократно переиздавались в Армении, чему также способствует националистическая идеология правящей Республиканской партии. В память о нём чеканятся памятные монеты, снимаются документальные и художественные фильмы. Именем Гарегина Нжде в Ереване названа площадь. Одной из наград Вооружённых сил Армении является медаль «Гарегин Нжде».

В 2012 году на территории Армянского храма Успения Пресвятой Богородицы в Армавире была установлена мемориальная табличка Гарегину Нжде. На церемонии торжественного открытия выступил советник главы администрации города Армавир Владимир Павлюченков. Некоторые жители города обратились к властям с просьбой убрать табличку.

28 января 2013 года в Ереване в кинотеатре «Москва» прошла премьера фильма «Гарегин Нжде» (режиссёр Грач Кешинян). Фильм был посвящён 21 годовщине создания армянской армии. Съемки проходили в Армении и Европе. В фильме снялись российские актёры Чулпан Хаматова и Михаил Ефремов.

В 2016 году в Ереване Гарегину Нжде был открыт бронзовый памятник (высотой 5,7 м), на пандусе у подножия памятника выгравированы высказывания Нжде. В церемонии принимал участие президент Армении Серж Саргсян.

В связи с открытием памятника, со стороны России последовала реакция, которая была озвучена официальным представителем МИД России Марией Захаровой - «Наше отношение к каким-либо формам возрождений, героизации любых проявлений нацизма, неонацизма, экстремизма, тоже все хорошо знают… Для нас непонятно, почему установлен указанный памятник, ведь мы все знаем о подвиге армянского народа, это бессмертный подвиг армянского народа времен Великой Отечественной войны, Второй мировой войны» . После этого последовала ответная реакция официальных представителей армянского правительства, которые осудили слова озвученные Захаровой. Вице-спикер Национального собрания Армении Эдуард Шармазанов отметил, что Гарегин Нжде всю жизнь боролся за свободу Армении, заметив, что «памятник Гарегину Нжде в Ереване был установлен потому, что Нжде является национальным героем армянского народа, так же как Александр Невский, маршал Кутузов, Багратион - являются национальными героями братского российского народа.» . Вскоре Мария Захарова прокомментировала ранее озвученные слова, заявив что её комментарии были извращены, при этом добавив что установка памятника Нжде внутреннее дело Армении.

Некоторые произведения Гарегина Нжде

  • «Борьба сынов против отцов» (Салоники, 1927 г.)
  • «Семь заветов моим соратникам»
  • «Автобиография» (1944 г.)
  • «Этновера»
  • «Народ, исповедующий мужество-арийство»
  • «Мое кредо»
  • «Открытые письма армянской интеллигенции»
  • «Заветы и кредо Этноверы» (1933 г.)
  • «Творец нашей революции» (статья)

Гарегин Нжде (Գարեգին Նժդեհ​) - армянский военный и государственный деятель, основоположник концепции новой националистической идеологии. В этой статье мы не стали рассказывать историю его героической жизни, а лишь собрали некоторые из его высказываний, призванных поднимать дух армянского народа.

«Родина живёт патриотизмом и умирает из-за его отсутствия. Наш народ без патриотизма, что тело без души».

«Род - это элита армянства, сливки, высшей целью которой является увековечение своего вида на Родине. Род несёт в себе армянство и передаёт его следующему поколению. Для Рода незаменима Родина, её независимость необходима как кислород. Род сражается и умирает, спасая честь армянства».

«Да, жизнь - это борьба. Борьба требует оружия. Но бесчеловечен тот, кто достает оружие из ада».


«Невежество, эгоизм, предательство - вот три непримиримых врага патриотизма. Патриотизм и гуманизм совместимы абсолютно. Только любящий свою нацию способен любить человечество».

«Я увидел свободного душой, находящегося в рабстве, и полюбил человека. Я увидел раба, находящегося на свободе, и возненавидел человека».

«Истинно счастлив только тот, кто не чувствует присутствие насилия. Истинно свободен тот, кто свободен от страха смерти».

«Нельзя быть одновременно плохим человеком, но хорошим армянином, нельзя быть несовершенным человеком, но совершенным армянином».

«Мое имя - борьба, мой конец - победа».

«Высокие должности без духовного величия похожи на глиняную статую, воздвигнутую на золотой пьедестал».

«Не знаю, есть Бог или нет, но хотел бы, чтобы он был. И если он есть - я бессмертен».

«Я твой живой меч, родина, который должен принести тебе победу».

«Никуда без Сюника и Арцаха. Без этого сильного позвоночника географической Армении наша целостная родина не может существовать».

«Созидательно не уподобляйся. Уподобление – убийство личности. Люби возвышенное, красивое и героическое даже в своих врагах. Не завидуй, так как у мира нет ничего, что не имела бы твоя душа. Злость – слабость. Надменность – не сила, а слабость. Не смотри на людей свысока – это не добавляет авторитета. Слабый стремится угодить толпе, удостоиться внимания улицы. Будь рыцарем, в первую очередь, по отношению к своей личности».

«Душа, живущая в человеке стоит больше, чем весь мир».

«Деревня - боль и страдание мира, чьё вечное бремя - нужда, нищенство и горечь, а страдальческая жизнь её сыновей - нескончаемое сражение, у которой море боли и гора страданий».

«Смысл жизни состоит в духовном, а не в материальном строительстве».

«Нравственная сила помогает существовать маленьким народам, она помогает и армянам в их неравной борьбе. Она ведет к успеху, она ведет к победе слабых в борьбе против сильных противников».

«Родная земля одного народа не может стать постоянной родиной другого».


«Народ намного сильнее, чем временные бедствия, нужда и насилие».


«Твое спасение - в твоих горах. Возле крестов своих храмов воздвигни утес и боготвори, поклоняйся, чтобы не ослабло спасительное поклонение к твоим горам».

«От слез бедняков и трусости слабых разрушается родина».

«Душа моя и мысли восстают против этого людоедского мира. Того мира, который на протяжении тысячелетий преследовал, мучил и четвертовал проповедников возвышенных идеалов любви, справедливости и независимости».

«Один народ – одна семья. Среди народа не может быть раскола и ты не имеешь права быть внутренне расколотым».

«Будь сильным, еще сильней и всегда сильным. Народы, в конце концов, становятся хозяевами не того, что им достается, а того, чего они достойны, что они могут обеспечить своими собственными силами».

«Наша беда не в том, что в мире существуют турки, а в том, что существуют туркоподобные армяне»


«Ничего не стоит народ, если он не владеет искусством самозащиты. Печальное доказательство сказанного – пассивная гибель части западного армянства. Безмолвно гибнущий народ жалок. Может быть, ему и будут сочувствовать, но в союзники не возьмут. У слабых союзников не бывает»

(1955-12-21 ) (69 лет) Звание

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны () и объявлением Россией амнистии для дашнаков, явился в российское посольство в Софии с предложением своих услуг. Был назначен заместителем командира II Добровольческого отряда (армянские формирования в составе русской армии - командиром отряда был Дро). В начале мая 1915 года был награждён орденами св. Владимира 3 степени и св. Анны 4 степени за бои в Берклерийском ущелье и при Шейх-Кара. В июле 1915 года был награждён Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней за бои в ущелье Магреод. С мая 1917 был городским комиссаром в Александрополе (Гюмри)

Первая Республика

Впоследствии в письме Сталину он объяснял свое сотрудничество с нацистами двумя мотивами - антитурецким и желанием спасти армян от участи евреев (по отношению к армянам на Балканах немцами начали предприниматься дискриминационные меры ).

Арест и тюремное заключение

Апрельские события на арцахском фронте спровоцировали мощное пропагандистское наступление на российско-армянские отношения. Сказывается и то, что в России крайне мало настоящих специалистов-кавказоведов, или, конкретнее, арменоведов. Соответственно усилилась пропаганда с противоположной стороны, представленной такими господами, как Сергей Марков, Олег Кузнецов и т.п., у которых для разного рода инсинуаций всегда есть удобная площадка, например «Вестник Кавказа». Казалось бы, «Вестник Кавказа» – российский ресурс, зарегистрированный Роскомнадзором, но ненависть к армянам стала краеугольным камнем его информационной политики. Как в сплоченные ряды Марковых, Кузнецовых, шевченко попал далеко не дилетант – директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов, – сложно сказать. Странно другое: на одних и тех же баррикадах с этой компанией оказались те представители российского политологического и научного сообщества, которые часто наведываются в Ереван, участвуют в различных научно-практических конференциях, а в Москве себя ведут так, чтобы, не дай бог, никто их не заподозрил в ангажированности.

Нейтральность их позиции никто не оспаривает. Но хоть малейшее знание армянской ментальности, нашей общей истории первой четверти 20-го века должно было уберечь их от соблазна взять реванш за антироссийские акции, которые с пугающей частотой проходят в Армении и имеют нехорошую тенденцию перейти из количества в качество. В России эти процессы воспринимаются как непредвиденное недоразумение или происки Госдепа США. В этом ключе, похоже, «сработал» депутат от ЛДПР Максим Шингаркин через интернет-портал «Русская планета». На сей раз он занялся не экологией или проблемами «тульского пролетариата», а вопросом установки памятника Гарегину Нжде в Ереване. Отметим, что взгляды Гарегина Нжде лежат в основе идеологии Республиканской партии Армении.

Открытие памятника «нацистскому преступнику» (так написано в статье в «Вестнике Кавказа») Гарегину Нжде в Ереване Шингаркин и его единомышленники восприняли как повод углубить наметившиеся разногласия между Арменией и Россией по некоторым актуальным вопросам. Тот же «Вестник Кавказа» вынес эту тему аж на брифинг официального представителя МИД Захаровой, и надо отметить, что опытный дипломат не пошла на поводу у тех, кто из «города огней» Баку получает задание найти слабые места в армяно-российском стратегическом союзе.

Возникает вопрос: куда мы зайдем в войне с памятниками и национальной памятью, путая тактику и стратегию, не отличая стратегии от тактических уступок? Можно ли обвинять Кутузова за сдачу Москвы, а за «Вяземский котел» одного только великого Жукова и умалять их заслуги? Или, к примеру, готова ли Россия вычеркнуть из своей истории генерала Ермолова, потому что период его кавказской деятельности в качестве, условно, генерал-губернатора Кавказа не нравится отдельным представителям северокавказских народов, пытающимся по-своему переписать историю? Может, сравнения и некорректные.

У армянского народа нет деятелей такой величины – масштабы страны другие. Но бесспорные герои армян – Баграмян, Исаков, Бабаджанян, Мадатов, Бебутов, Тер-Гукасов. В то же время все постсоветское пространство заполнено памятниками людям, которые стояли за созданием первых концентрационных лагерей или щедро раздавали исконно армянские территории, и армяне помнят об этой щедрости. Вся Восточная Европа, включая Украину, больна паранойей войны с памятниками. У нас, похоже, тоже появились любители такой войны.

Почему эта кампания началась именно сейчас? Станция метро «Гарегин Нжде» и одноименная площадь в Ереване существуют с 1992 года (была переименована станция имени большевика Спандаряна). Почему эти господа молчали все эти годы и почему вопрос возник именно сейчас?

Отметим и явные пробелы агиткампании: Гарегин Нжде никогда не руководил Армянским легионом, как написали «доброжелатели» из «ВК». Этот легион, в отличие от, например, Латышского добровольческого легиона СС, гренадерской дивизии СС «Галичина» или эстонских и литовских гренадерских дивизий ваффен-СС, никогда структурно не входил в состав СС («отряды охраны»), а подчинялся штабу командования восточными легионами вермахта, то есть вооруженных сил. Понятно, что для обывателя это несущественно, но такие ляпы недопустимы для специалистов, если это не целенаправленное искажение фактов. Отметим, что Нюрнбергский трибунал не признал вермахт преступной организацией, в отличие от СС, СД, гестапо и т.д.

Армянский легион (11 батальонов) был сформирован в Польше летом 1942 года. Однако, как заявил Гитлер рейхсминистру восточных оккупированных территорий Розенбергу, он доверяет только мусульманам, а грузинам и армянам не верит. Соответственно, как неблагонадежный, легион был отправлен в Голландию, а не на Восточный фронт. Против Красной армии в Крым был направлен только один батальон. При этом бойцы легиона при первом же удобном случае перебегали на советскую сторону. Во Франции на базе этого легиона был создан партизанский отряд, которым руководили тоже бывшие легионеры.

В результате Армянский легион не принес ощутимого вреда ни на Западном, ни тем более на Восточном фронте, что, конечно, не снимает с его бойцов ответственности за измену Родине. Отметим, что, по заявлениям руководителей легиона, они таким способом старались вызволить из немецких концлагерей военнопленных армян.

Гарегин Нжде не был гражданином ни Советского Союза, ни Советской Армении. Из им же созданного на юге Армении буферного государственного образования Лернаайастан – «Горная Армения» – он эмигрировал через территорию Ирана. Вопрос его гражданства нуждается в прояснении, но скорее всего он мог быть гражданином Болгарии или имел право на проживание там с 1922 по 1944 год. В пользу этого говорит и то, что именно в Болгарии он женился. Болгария подписала так называемый Берлинский тройственный пакт и с сентября 1940 года до сентября 1944 года воевала против союзников на стороне Германии. Таким образом, изменником Родины или коллаборационистом Гарегин Нжде не мог быть ни по определению, ни с юридической точки зрения.

В Армении гордятся весомым участием своих сыновей в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Великой Победой. И все-таки какое место занимает Гарегин Нжде (настоящая фамилия – Тер-Арутюнян) в армянской истории? В Армении его помнят как видного деятеля армянского национально-освободительного движения. К сведению русского читателя: Нжде участвовал в 1-й Балканской войне на стороне болгар в качестве командира армянской роты. За участие в разгроме турецкого корпуса Явера-паши получил болгарские и греческие награды и звание «Герой Балканских народов». Во время Первой мировой войны он был заместителем командира 2-го армянского добровольческого отряда в составе Русской армии. Он – кавалер орденов Св. Владимира, Св. Анны, двух Георгиевских крестов.

С точки зрения консолидации армянских земель и формирования армянской государственности заслуги Гарегина Нжде неоспоримы. Благодаря борьбе горстки храбрецов под его началом Армения сохранила свой южный край – Зангезур, который в неистребимом угаре «товарищи большевики» собирались вслед за Карабахом и Нахиджеваном, бросить в топку «всемирной революции» – в угоду кемалистской Турции передать его «братьям-азербайджанцам», решая за счет армянских земель свои «стратегические задачи». Судьба Гарегина Нжде – это судьба армянского народа. Чужие края, чужие страны и вечная борьба за потерянную Родину.

В 1944 году, при приближении советских войск к Софии, он мог беспрепятственно покинуть Болгарию. Как журналиста, его должна была принять нейтральная Швейцария. Конечно, он мог жить в достатке и благополучии до конца своих дней где-нибудь в Женеве, во Фрезно или в Бейруте. Но он пошел другим путем. Почему? Потому что был уверен в том, что Советский Союз непременно начнет войну с вероломной Турцией и в этой войне пригодятся и его знания, и его опыт. Ситуация этого периода настраивала именно на такой вариант развития событий. Будучи уверенным именно в таком развитии событий, Гарегин Нжде передал свои предложения маршалу Федору Толбухину, который был председателем Союзной контрольной комиссии в Болгарии.

Его вывезли в Москву якобы для того, чтобы он представил свои предложения Сталину. В Москве он был арестован. Впрочем, из Москвы он был переведен в Ереван, где, по воспоминаниям бывших сотрудников НКВД, принял активное участие в формировании агентурной сети в Турции. Однако ситуация в мире изменилась, и планы Сталина по наказанию Турции были отложены.

Гарегин Нжде закончил свои дни в страшной тюрьме для особо опасных преступников, которая известна как «Владимирский централ». Так сложилась судьба этого незаурядного человека.

В постсталинский период Нжде был реабилитирован посмертно.

Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона

Родился в семье священника в 1886 году в селе Кзнут Нахичеванского уезда. Начальное образование получил в русской школе Нахичевани и продолжил учёбу в гимназии Тифлиса. В 1902 г. Нжде поступил на юридический факультет Петербургского университета. Несмотря на отличную успеваемость и несомненный талант в юриспруденции, через два года учёбы он покидает университет и всецело посвящает себя служению идеалам национально-освободительного движения. Вступив в 1904 г. в ряды Армянской революционной федерации Дашнакцутюн (АРФД), переходит к вооруженной борьбе против турецких оккупантов и политической работе среди армянского населения.

Участие в освободительном движении

Переехав в Салмас (Иран, на границе с Турцией), учится там в организованном дашнаками военном училище у офицера Княжевского. В 1907 г. с помощью связанных с дашнаками лидеров македонского движения поступает в офицерскую школу им. Дмитрия Николова в Софии, которую окончил, получив звание подпоручика болгарской армии. По окончании её в том же году присоединяется к партизанскому отряду Мурада и тогда же вступает в «Дашнакцутюн», приняв партийный псевдоним Нжде («Скиталец»). Принимает активное участие в Иранской революции. В 1909 году возвратился на Кавказ для закупки оружия и переправки его в Иран, но был арестован русскими властями. Проходил по процессу дашнаков 1912 года, был освобожден и вернулся в Болгарию.

Основатель движения "Цегакрон".

Участие в Балканской войне

23 сентября 1912 г. ввиду начавшейся 1-ой Балканской войны вступил добровольцем в болгарскую армию. Как болгарскому офицеру запаса, ему было поручено сформировать роту из армянских добровольцев. Сформировал и возглавил роту из 229 (впоследствии 272) человек, в составе которой сражался и Андраник, бывший, по выражению Л. Д. Троцкого, «душой отряда». Троцкий следующим образом описывает выступление роты:

15 ноября рота одержала победу над турками при селе Меграмли, за которую Нжде получил болгарские и греческие награды, а также звание «герой Балканских народов». В ходе войны был ранен. Участвовал во 2-й Балканской войне, в которой был ранен.

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны (1914) и объявлением Россией амнистии для дашнаков, явился в российское посольство в Софии с предложением своих услуг. Был назначен заместителем командира II Добровольческого отряда (армянские формирования в составе русской армии - командиром отряда был Дро). В начале мая 1915 года был награждён орденами св. Владимира 3 степени и св. Анны 4 степени за бои в Берклерийском ущелье и при Шейх-Кара. В июле 1915 г. был награждён Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней за бои в ущелье Магреод.

С мая 1917 г. был городским комиссаром в Александрополе (Гюмри)

Первая Республика

В мае 1918 года прикрывает отступление армянских войск из Карсской области, ведя бой при Аладже; при этом Гарегину Нжде удалось вывезти из Ани материалы раскопок профессора Марра. 26-28 мая 1918 года Нжде командовал в сражении у Каракилисе (Ванадзор), остановив превосходящие силы турецкой армии. В этом сражении вновь был ранен. Награжден орденом Мужества. С образованием Республики Армения занимается формированием и обучением армянской национальной армии.

Деятельность в Зангезуре

4 сентября 1919 г. направлен со своим отрядом в Зангезур (Сюник), на который при поддержке Англии предъявлял претензии Азербайджану. Нжде был назначен руководить обороной южного района Зангезура, Капан, тогда как обороной северного района, Сисиан, руководил Погос Тер-Давтян. По собственному выражению - «с этого времени я посвятил себя делу защиты и спасения от уничтожения армян Капана и Аревика, отражая постоянные нападения мусаватистского Азербайджана и турецких пашей Нури и Халила». Наступление азербайджанцев было остановлено армянами в начале ноября под Герюсами. В начале декабря Нжде с боем занял ущелье Гехвадзор, по собственному выражению «уничтожив сопротивление 32 татарских сел», которые стали «бедствием» для соседних районов. В марте 1920 года армяно-азербайджанская война возобновилась по всему протяжению спорных областей (Зангезур, Карабах, Нахичеван). 28 апреля Баку был занят Красной Армией, и там провозглашена Советская власть; в начале июля Красная Армия вторглась в Зангезур, и в середине месяца между ней и армянскими силами начались бои. 10 августа 1920 года было заключено соглашения между Советской Россией и Республикой Армения, по которому спорные области занимались Красной Армией. Опасаясь, что Зангезур после этого может перейти под контроль Советского Азербайджана, Нжде не признал этого соглашения и отказался уходить из Зангезура (в отличие от Дро, бывшего командующим в Зангезуре). В начале сентября Капан был занят красными, а Нжде со своим отрядом оттеснен в Хуступкские горы (окрестности Мегри, древний Аревик), где укрепился, пользуясь неприступностью местности. Положение его было тяжёлым, и он одно за другим рассылал воззвания, горько упрекая капанцев в измене. Однако в начале октября 1920 года в Зангезуре началось массовое восстание против Советской власти, которое Нжде тотчас возглавил (наряду с Тер-Давтяном, а после гибели последнего - единолично). К 21 ноября две бригады 11-й Красной Армии и несколько союзных ей турецких батальонов (всего 1 200 турок) были разгромлены восставшими, и Зангезур был полностью освобождён. 25 декабря 1920 года съезд, состоявшийся в Татевском монастыре, провозгласил «Автономную Сюникскую республику», которую фактически возглавил Нжде, принявший древний титул спарапета (главнокомандующего). Руководство Советской Армении объявило награду за голову «главы зангезурской контрреволюции» «авантюриста Нжде». Февральское восстание в Армении оттянуло на себя силы большевиков, на некоторое время дав Зангезуру передышку; весной, с поражением Февральского восстания, в Зангезур отступили силы повстанцев. К тому времени Нжде распространил свою власть на часть Нагорного Карабаха, соединившись с оперировавшими там повстанцами. 27 апреля 1921 года находящееся под его властью образование было провозглашено Республикой Горная Армения, а Нжде возглавил её в качестве премьер-министра, военного министра и министра иностранных дел. 1 июля Нагорная Армения приняла название Республики Армения, как продолжение Первой Республики; её премьером был объявлен премьер последней Симон Врацян, а Нжде был объявлен военным министром. Однако вскоре советские войска переходят в наступление, и 9 июля Нжде с остатками повстанцев уходит в Иран. Сам он полагал, что своей обороной спас Зангезур от участи Карабаха и Нахичевана, переданных Советской Россией Азербайджану. Это мнение разделяли и армяне Сюника, среди которых имя Гарегин до сих пор является наиболее популярным.

Эмиграция и сотрудничество с нацистами

После падения Республики Армении Нжде эмигрировал из страны вместе с дашнаками. В эмиграции жил в Болгарии, приняв болгарское подданство. Летом 1933 года Нжде перебрался в США. Там он намеревался помочь К. Тандергяну в ликвидации турецкого посла Мухтар Бея. По приезду в США занялся формированием молодежной организации «Дашнкацутюн» - Armenian Youth Federation () (Федерация армянской молодежи). В 1937 году порвал с «Дашнкацутюн» и в 1938 году формально исключен из неё на съезде (первое исключение было в 1921 году, однако позже Нжде был восстановлен). Затем переехал в Германию, где примкнул к нацистскому движению и достиг звания генерала.{{subst:АИ }}

Установил связи с руководством нацистской Германии, надеясь убедить Германию напасть на Турцию. Впоследствии встречается с рейхсминистром А. Розенбергом, участвует в Кавказском блоке из представителей эмигрантских организаций кавказских народов, на платформе поддержки Германии, как будущей «освободительницы Кавказа от советского господства».

В 1942 году вместе с Дро участвовал в формировании, из преимущественно военнопленных красноармейцев-армян, армянских частей в составе германских вооруженных сил [страница не указана 195 дней].

Впоследствии в письме Сталину он объяснял свое сотрудничество с нацистами двумя мотивами - антитурецким и желанием спасти армян от участи евреев (по отношению к армянам на Балканах немцами начали предприниматься дискриминационные меры).

Арест и тюремное заключение

При приближении советских войск к Софии Нжде отказался покинуть Болгарию, не желая подставлять под удар свою организацию. К тому же он надеялся, что СССР вскоре объявит войну Турции и он сможет принять в этой войне непосредственное участие. После вступления советских войск написал письмо с этим предложением генералу Толбухину. 9 октября Нжде был вызван в советскую миссию, где ему сообщили, что он должен выехать в Москву, чтобы лично сделать своё предложение руководству. 12 октября был арестован СМЕРШем и направлен в Москву, во внутреннюю тюрьму МГБ на Лубянке, откуда в 1946 г. был переведен в Ереванскую тюрьму. Нжде обвинялся в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в «антисоветском» восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов во время этого восстания (это обвинение его крайне возмущало, так как ещё в 1921 году зангезурским повстанцам была объявлена амнистия). К нему применялись пытки бессонницей, но не физическое воздействие (так как при первой же встрече со следователем он, по собственному утверждению, заявил ему, «что попытка малейшего физического насилия надо мною вызовет с моей стороны ответ в такой же форме, что будет принуждён убить меня»). 24 апреля 1948 года Особым совещанием при МГБ приговорён к 25 годам тюремного заключения. Был направлен во Владимирскую тюрьму. В 1952-53 г в тюрьме Еревана, затем переведен в Ташкент, откуда снова во Владимирскую тюрьму, где и умер 21 декабря 1955 года.

Могила Нжде

Брату, Левону Тер-Арутюняну, было отказано похоронить Нжде в Армении и из личных вещей были выданы только одежда и часы. Нжде был похоронен братом и на огороженной могиле поставлена табличка: Тер-Арутюнян Гарегин Егишеевич (1886-1955). 31 августа 1983 г. прах Гарегина Нжде был перевезён в Армению языковедом Варагом Аракеляном. В 1987 г. перезахоронен во дворе церкви Спитакавор с. Гладзор, область Вайоц-Дзор (до того прах хранился в подвале дачного дома Варага Аракеляна). Однако в своем завещании Нжде выразил желание быть похороненным у подножья горы Хуступ в Сюнике (Капан). Пожелание это было исполнено лишь в апреле 2005 г.. Похоронная церемония состоялась у памятника Г. Нжде на подножии горы Хуступ (часть праха Нжде осталась в Спитакаворе: так как там тоже место паломничества - сказал депутат Серж Мкртчян, который был одним из организаторов похоронной церемонии).

Сочинения

  • «Борьба детей против отцов» (1927 г.)
  • «Семь заветов моим соратникам»
  • «Автобиография»
  • «Этновера»
  • «Народ, исповедующий мужество-арийство»
  • «Мое кредо»
  • «Открытые письма армянской интеллигенции»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры