Где родился твен. Марк Твен: краткая биография и интересные факты

Главная / Ссоры

Псевдоним

До начала литературной карьеры

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к работе лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году . Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад . Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора Территории Невада . Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в Неваде добывали серебро.

На Западе

Марк Твен

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско , штат Калифорния , где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Творческая карьера

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна ». Также очень популярны «Приключения Тома Сойера », «Принц и нищий », «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура » и сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с непритязательных юмористических куплетов, а заканчивал полными тонкой иронии очерками человеческих нравов, остро-сатирическими памфлетами на социально-политическую тематику и философски-глубокими и, при этом, весьма пессимистическими размышлениями о судьбе цивилизации.

Многие публичные выступления и лекции были утрачены или не были записаны, отдельные произведения и письма были запрещены к печати самим автором при его жизни и на десятилетия после смерти.

Твен был прекрасным оратором. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла , они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура . Технические подробности, приводимые в романе, свидетельствуют о хорошем знакомстве Твена с достижениями современной ему науки.

Двумя другими наиболее известными увлечениями Марка Твена были игра на бильярде и курение трубки . Посетители дома Твена иногда говорили, что в кабинете писателя стоял такой густой табачный дым, что самого хозяина почти нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин . В ответ на эти события, в которых погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году , через 14 лет после смерти Твена.

Время от времени некоторые произведения Твена запрещались американской цензурой по разным причинам. В основном это объяснялось активной гражданской и социальной позицией писателя. Некоторые произведения, которые могли бы оскорбить религиозные чувства людей, Твен не печатал по просьбам своей семьи. Так, например, «Таинственный незнакомец » остался неопубликованным до 1916 года . А самой противоречивой работой Твена, пожалуй, была юмористическая лекция в парижском клубе, опубликованная под названием «Размышления о науке онанизма». Центральная идея лекции была такой: «Если уж нужно рискнуть жизнью на сексуальном фронте, то не мастурбируйте слишком много». Эссе было опубликовано лишь в 1943 году ограниченным тиражом в 50 экземпляров. Ещё несколько антирелигиозных произведений оставались ненапечатанными до 1940-х годов.

Сам же Марк Твен относился к цензуре c иронией. Когда в 1885 году публичная библиотека в Массачусетсе решила изъять из фонда «Приключения Гекльберри Финна», Твен написал своему издателю:

Они исключили Гека из библиотеки как «мусор, пригодный только для трущоб», из-за этого мы несомненно продадим ещё 25 тысяч экземпляров.

В 2000-е годы в США вновь были предприняты попытки запретить роман «Приключения Гекльберри Финна» из-за натуралистичных описаний и словесных выражений, оскорбительных для негров. Хотя Твен был противником расизма и империализма и в своём неприятии расизма зашёл гораздо дальше своих современников, многие слова, бывшие во всеобщем употреблении во времена Марка Твена и использованные им в романе, сейчас действительно звучат как расовые оскорбления . В феврале 2011 года в США вышло первое издание книг Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера», в котором подобные слова и выражения заменены на политкорректные (например, слово «ниггер» заменено по тексту на «раб» ) .

Последние годы

Успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю трёх из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти несколько преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

Марк Твен был заядлым кошатником.

Личная позиция

Политические взгляды

Со взглядами Марка Твена на идеальную форму правления и политический режим можно ознакомиться, прочитав его речь «„Рыцари труда“ - новая династия», с которой 22 марта 1886 года он выступил в городе Хартфорде, на заседании клуба «В понедельник вечером». Впервые эта речь под заглавием «Новая династия» была опубликована в сентябре 1957 года в журнале «New England Quarterly» .

Марк Твен придерживался позиции, что власть должна принадлежать только и только народу. Он считал, что

Власть одного человека над другими означает угнетение - неизменно и всегда угнетение; пусть не всегда сознательное, преднамеренное, обдуманное, не всегда суровое, или тяжкое, или жестокое, или огульное, - но так или иначе - всегда угнетение в том или ином виде. Кому ни вручи власть, она непременно проявится в угнетении. Дайте власть дагомейскому царьку - и он тут же начнет проверять меткость своей новенькой скорострельной винтовки на каждом, кто проходит мимо его дворца; люди будут падать один за другим, но ни ему, ни его придворным и в голову не придет, что он совершает нечто неподобающее. Дайте власть главе христианской церкви в России - императору, - и он одним мановением руки, точно отгоняя мошкару, пошлет несчетное множество молодых мужчин, матерей с младенцами на руках, седовласых старцев и юных девушек в невообразимый ад своей Сибири, а сам преспокойно отправится завтракать, даже не ощутив, какое варварство только что совершил. Дайте власть Константину или Эдуарду IV, или Петру Великому, или Ричарду III, - я мог бы назвать еще сотню монархов, - и они перебьют своих ближайших родичей, после чего отлично заснут, даже без снотворного… Дайте власть кому угодно - и эта власть будет угнетать.

Автор подразделял людей на две категории: угнетателей и угнетённых . Первых немного - король, горстка других надсмотрщиков и подручных, а вторых множество - это народы мира: лучшие представители человечества, рабочие люди - те, кто своим трудом добывает хлеб. Марк Твен считал, что все правители, какие до сих пор правили в мире, сочувствовали и покровительствовали классам и кланам раззолоченных бездельников, ловких казнокрадов, неутомимых интриганов, возмутителей общественного спокойствия, думающих только о своей выгоде. И по мнению великого писателя, единственном правителем или королём должен быть сам народ:

Но этот король - прирожденный враг тех, кто интригует и говорит красивые слова, но не работает. Он будет нам надежной защитой против социалистов, коммунистов, анархистов, против бродяг и корыстных агитаторов, ратующих за «реформы», которые дали бы им кусок хлеба и известность за счет честных людей. Он будет нам прибежищем и защитой против них и против всех видов политической хвори, заразы и смерти. Как он использует свою власть? Сначала - для угнетения. Ибо он не более добродетелен, чем те, кто властвовал до него, и не хочет вводить никого в заблуждение. Разница лишь в том, что он будет угнетать меньшинство, а те угнетали большинство; он будет угнетать тысячи, а те угнетали миллионы. Но он никого не будет бросать в тюрьмы, никого не будет бить плетьми, пытать, сжигать на кострах и ссылать, не будет заставлять своих подданных работать по восемнадцать часов в день и не будет морить голодом их семьи. Он позаботится о том, чтобы все было справедливо - справедливый рабочий день, справедливая заработная плата.

Отношение к религии

Жена Твена, глубоко верующая протестантка (конгрегационалистка), так и не смогла «обратить» мужа, хотя он старался при её жизни избегать острых тем. Немало романов Твена (например, «Янки при дворе короля Артура») содержат крайне резкие выпады в адрес католической церкви . В последние годы Твен написал немало рассказов на религиозную тематику, в которых высмеивает протестантскую этику (например, «Любознательная Бесси»).

Теперь давайте поговорим об истинном Боге, настоящем Боге, великом Боге, высочайшем и верховном Боге, подлинном творце реальной вселенной… - вселенной, не изготовленной вручную для астрономической детской, но возникшей в безграничной протяженности пространства по повелению только что упомянутого подлинного Бога, Бога невообразимо великого и величественного, по сравнению с которым все другие боги, мириадами кишащие в жалком людском воображении, подобны рою комаров, затерявшемуся в бесконечности пустого неба…
Когда мы исследуем бесчисленные чудеса, великолепие, блеск и совершенство этой бесконечной вселенной (теперь мы знаем, что вселенная бесконечна) и убеждаемся, что всё в ней, от стебелька травы до лесных великанов Калифорнии, от неведомого горного ручейка до безграничного океана, от хода приливов и отливов до величественного движения планет, беспрекословно подчиняется строгой системе точных, не знающих исключения законов, мы постигаем - не предполагаем, не заключаем, но постигаем, - что Бог, который единой мыслью сотворил этот неимоверно сложный мир, а другой мыслью создал управляющие им законы, - этот Бог наделен безграничным могуществом…
Известно ли нам, что он справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, - и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств - нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, - что он не обладает ни одним из них.

По полному отсутствию у него любого из тех качеств, которые могли бы украсить бога, внушить к нему уважение, вызвать благоговение и поклонение, настоящий бог, подлинный бог, творец необъятной вселенной ничем не отличается от всех остальных имеющихся в наличии богов. Он каждый день совершенно ясно показывает, что нисколько не интересуется ни человеком, ни другими животными - разве только для того, чтобы пытать их, уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось.

  • Марк Твэн . Собрание сочинений в одиннадцати томах. - СПб. : Тип. братьев Пантелеевых, 1896-1899.
    • Том 1. «Американский претендент», юмористические очерки и рассказы;
    • Том 2. «Янки при дворе короля Артура»;
    • Том 3. «Похождения Тома Соуэра», «Том Соуэр за границей»;
    • Том 4. «Жизнь на Миссисипи»;
    • Том 5. «Приключения Финна Геккльберри, товарища Тома Соуэра»;
    • Том 6. «Прогулка за границей»;
    • Том 7. «Принц и нищий», «Сыскные подвиги Тома Соуэра в передаче Гекка Финна»;
    • Том 8. Рассказы;
    • Том 9. Простодушные у себя дома и заграницею;
    • Том 10. Простодушные у себя дома и заграницею (заключение);
    • Том 11. «Вильсон Мякинная голова», из «Новых странствований вокруг света».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 12 томах. - М .: ГИХЛ, 1959.
    • Том 1. Простаки за границей, или путь новых паломников.
    • Том 2. Налегке.
    • Том 3. Позолоченный век.
    • Том 4. Приключения Тома Сойера. Жизнь на Миссисипи.
    • Том 5. Пешком по Европе. Принц и нищий.
    • Том 6. Приключения Гекльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура.
    • Том 7. Американский претендент. Том Сойер за границей. Простофиля Вильсон.
    • Том 8. Личные воспоминания о Жанне Д`Арк.
    • Том 9. По экватору. Таинственный незнакомец.
    • Том 10. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1863-1893.
    • Том 11. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1894-1909.
    • Том 12. Из «Автобиографии». Из «Записных книжек».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: «Правда» (Библиотека «Огонёк»), 1980.
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: Голос, Глагол, 1994. - ISBN 5-900288-05-6 ISBN 5-900288-09-9 .
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 18 томах. - М .: Терра, 2002. - ISBN 5-275-00668-3 , ISBN 5-275-00670-5 .

О Твене

  • Александров, В. Марк Твен и Россия. // Вопросы литературы. № 10 (1985), стр. 191-204.
  • Балдицын П. В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. - М.: Издательство «ВК», 2004. - 300 с.
  • Боброва М. Н. Марк Твен. - М .: Гослитиздат, 1952.
  • Зверев, А. М. Мир Марка Твена: очерк жизни и творчества. - М .: Дет. лит., 1985. - 175 с.
  • Марк Твен в воспоминаниях современников. / Сост. А. Николюкина; вступ. статья, коммент., указ. В. Олейника. - М .: Худож. лит., ТЕРРА, 1994. - 415 с. - (Серия лит. мемуаров).
  • Мендельсон М. О. Марк Твен. Серия: Жизнь замечательных людей, вып. 15 (263). - М .: Молодая гвардия, 1964. - 430 с.
  • Ромм, А. С. Марк Твен. - М .: Наука, 1977. - 192 с. - (Из истории мировой культуры).
  • Старцев А. И. Марк Твен и Америка. Предисловие к I тому Собрания сочинений Марка Твена в 8 томах. - М .: Правда, 1980.

Образ Марка Твена в искусстве

В качестве литературного героя Марк Твен (под своим настоящим именем Сэмюэль Клеменс) появляется во второй и третьей частях научно-фантастической пенталогии писателя Филипа Хосе Фармера Мир Реки . В книге второй, под названием «Сказочный корабль», Марк Твен, возрожденный в таинственном Мире Реки вместе со всеми умершими в разные времена на Земле людьми, становится исследователем и искателем приключений. Он мечтает о постройке большого колесного речного парохода, чтобы проплыть по Реке до самого её истока. Со временем это ему удается, однако после постройки пароход у писателя крадёт его партнер, король Иоанн Безземельный . В книге третьей, под названием «Тёмные замыслы», Клеменс, преодолевая многочисленные трудности, заканчивает строительство второго парохода, который у него тоже пытаются украсть. В двух экранизациях цикла, снятых в и 2010 годах , роль Марка Твена сыграли актеры Камерон Дейду и Марк Деклин.

Примечания

Ссылки

Марк Твен (настоящее имя – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) родился 30 ноября 1835 года в многодетной семье Джона Маршала и Джейн. До четырех лет жил в маленьком городе Флориде, штат Миссури. Потом вместе с семьей переехал в другой небольшой городок в Миссури – Ганнибал. Именно его Твен позже увековечил на страницах своих произведений.

Когда будущему писателю исполнилось 12 лет, скончался его отец. Семье он оставил большое количество долгов. Твену пришлось устроиться на работу. Его взяли учеником наборщика в газету «Миссури Курьер». Вскоре старший брат Марка Твена – Орайон – приступил к изданию собственной газеты. Изначально она называлась «Вестерн Юнион». Потом ее переименовали в «Ганнибал Джорнал». Марк Твен старался помогать брату, выступая в качестве наборщика и периодически в роли автора.

С 1853 по 1857 год Твен путешествовал по США. Среди мест, где он успел побывать, - Вашингтон, Цинциннати, Нью-Йорк. В 1857-м Твен собирался отправиться в Южную Америку, но вместо этого поступил в ученики к лоцману. Спустя два года ему выдали лоцманское свидетельство. Твен признавался, что этой профессии мог бы посвятить всю жизнь. В его планы вмешалась гражданская война, начавшаяся в 1861 году и положившая конец частному пароходству.

В течение двух недель Твен воевал на стороне южан. С 1861 по 1864 год жил на территории Невада, где среди прочего на протяжении нескольких месяцев трудился на серебряных приисках. В 1865-м вновь решил попытать счастья в качестве старателя. Только на этот раз занялся поисками золота в Калифорнии. В 1867-м был опубликован дебютный сборник Твена «”Знаменитая скачущая лягушка” и другие очерки». С июня по октябрь писатель путешествовал по европейским городам, в том числе и заезжал в Россию. Кроме того, он побывал в Палестине. Полученные впечатления легли в основу книги «Простаки за границей», изданную в 1869 году и пользовавшуюся огромным успехом.

В 1873 году Твен поехал в Англию, где принял участие в публичных чтениях, проходивших в Лондоне. Ему удалось познакомиться со многими именитыми литераторами. В их числе – выдающийся русский писатель И. С. Тургенев. В 1876 году была впервые опубликована повесть «Приключения Тома Сойера», которая впоследствии стала одним из самых популярных произведений Твена. Книга рассказывает о приключениях мальчика-сироты, живущего в вымышленном городке Санкт-Петербург и воспитываемого тетушкой. В 1879 году Твен путешествовал вместе с семьей по европейским городам. Во время поездки он встречался с И. С. Тургеневым, английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином.

В 1880-х годах вышли романы «Принц и нищий», «Приключения Гекльберри Финна», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», сборник «”Похищение белого слона” и другие рассказы». В 1884 году открылось собственное издательство Твена «Чарльз Уэбстер и компания». В конце 1880−начале 1890-х финансовое положение писателя становилось хуже и хуже. Издательство обанкротилось – Твен потратил значительную сумму на приобретение новой модели печатного станка. В итоге ее так никогда и не запустили в производство. Немаловажную роль в жизни Твена сыграло знакомство в 1893 году с нефтяным магнатом Генри Роджерсом. Роджерс помог писателю спастись от финансового краха. При этом дружба с Твеном оказала значительное влияние на характер магната – из скряги, которое не сильно волновали проблемы посторонних, он превратился в человека, активно занимавшегося благотворительностью.

В 1906 году Твен встретился в США с писателем Максимом Горьким, после чего публично призвал к поддержке русской революции. Марк Твен скончался 21 апреля 1910 года, причиной смерти стала стенокардия. Писателя похоронили на кладбище Вудлон, расположенном в Элмайре, штат Нью-Йорк.

Краткий анализ творчества

Писательская деятельность Твена началась после гражданской войны, завершившейся в 1865 году и оказавшей огромное влияние как на общественную, так и на литературную жизнь США. Он был представителем демократического направления американской литературы. В его произведениях реализм сочетался с романтизмом. Твен был наследником американских писателей-романтиков XIX столетия и одновременно их ярым противником. В частности, уже в самом начале творческого пути он сочинял ядовитые пародии в стихах на Лонгфелло, автора «Песни о Гайавате».

Ранние произведения Твена, среди них – «Простаки за границей», в которых высмеивается старушка Европа, и «Налегке», где рассказывается о Новом Свете, - наполнены юмором, жизнерадостным весельем. Творческий путь Твена – путь от юмора к горькой иронии. В самом начале писатель создавал непритязательные юмористические куплеты. Его позднее творчество – очерки человеческих нравов, наполненные тонкой иронией, острая сатира, критикующая американское общество и политиков, философские размышления о судьбе цивилизации. Важнейший роман Твена – «Приключения Гекльберри Финна». Книга вышла в 1884 году. Хемингуэй назвал ее самым значительным произведением Марка Твена и всей предшествующей литературы США.

(настоящее имя - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс)

(1835-1910) родоначальник американского реализма

Марк Твен - сатирик и юморист, создатель прекрасных рассказов и романов, в которых представлена глубокая и всеобъемлющая картина жизни Америки более чем за полвека.

Сэмюэл Клеменс родился в штате Миссури, в селении Флорида, в семье юриста. Вскоре семья переселилась в город Ганнибал на берегу Миссисипи, где прошло короткое детство маленького Сэма. После смерти отца он был отдан учеником наборщика в типографию. Свои первые литературные опыты опубликовал в газете. Клеменс много времени проводил в библиотеке печатников, и огромный увлекательный мир американской и европейской литературы заворожил юношу. С 18 лет он кочевал по городам Миссисипи как бродячий наборщик. Жизнь на большой судоходной реке обогащала пытливого юношу массой впечатлений, особенно покорили его «боги» реки - лоцманы. Будущий писатель стал лоцманом и водил суда по Миссисипи. Река стала колыбелью его псевдонима. Mark twen (термин измерения уровня воды: «Мерка два!») - этот крик лотового обозначал для лоцмана безопасный путь.

Началась Гражданская война между Севером и Югом. Юного лоцмана мобилизовали в армию рабовладельческого Юга, и ему пришлось спешно бежать от военных властей в Неваду. Попав в атмосферу приисковой серебряной горячки, он несколько лет провел в кварцевых шахтах в поисках богатой жилы. Обогатиться не удалось, но время от времени газета «Энтерпрайз» печатала присылаемые им заметки под псевдонимом Джош. Сюда, в Вирджиния-сити, за несколько сот километров, он и пришел пешком, бросив горняцкий лагерь.

Уже первые юмористические рассказы сделали его популярным. Учителем по литературной технике стал уже известный писатель Брет Гарт, автор книги «Счастье ревущего стана». Первый сборник рассказов Марк Твен назвал по имени произведения, сделавшего его известным, - «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865). Потом вышла книга путешествий «Простаки за границей» (1869) по впечатлениям поездки в Европу и Палестину. Обе книги стали большой победой молодого писателя. В американскую литературу вошел искрометный юмор, основанный на мудрости и гуманизме народных юморесок. «Простаки за границей» сыграли огромную роль в формировании национального сознания американцев.

Серьезный тон традиционного американского рассказа Марк Твен сменяет озорным и веселым повествованием, придав ему форму анекдота, пародии, мистификации, фантастики, бурлеска, комически обыгрывая нелепости, несообразности. Многообразный мир писатель изображает в самых разнообразных жанрах - заметках, зарисовках (скетчах), юморесках, очерках, статьях, фельетонах, рассказах-памфлетах, пародийных миниатюрах.

В сборнике «Старые и новые очерки» (1875), куда вошли написанные на рубеже 70-х годов новеллы, продолжается сатирическое изобличение вопиющих противоречий американского общества, беспощадной и жестокой конкуренции в нем. В сатирически заостренных, контрастных картинах писатель характеризует, по его собственному выражению, «пропасть между должным и сущим». Им создана целая галерея сатирических портретов американских «бизнесменов церкви», торгующих нефтью, хлопком, спекулянтов на хлебной бирже (рассказ «Важная переписка»), деятелей «Американского библейского общества», пособников банкиров Моргана и Дюпонов. Автор рисует продажность правительственных учреждений, сенаторов и конгрессменов («Дело Джорджа Фишера», «Дело о поставке мяса»), разоблачая лживую идеологию, прикрывающуюся словом «свобода» («Таинственное посещение», «Как меня выбирали в губернаторы», «Журналистика в Теннесси»), выступает против войны с индейцами, гневно бичует американский расизм («Друг Гольдсмита снова за рубежом» - на русском языке «Письма китайца»). Он выступает за честь и совесть «сынов Линкольна», растлеваемых идеологией расизма. Но горечь, озорство и веселье соседствуют в каждом рассказе.

Иной стиль в «Позолоченном веке» (1873), написанном в содружестве с Чарлзом Уорнером, где Марк Твен развенчивает американскую плутократию и узаконенный Конгрессом грабеж, продажный суд и прессу. Сатирик вырабатывает гротескный стиль - здесь и юмористическое преувеличение, и масштабная сатирическая карикатура, неожиданное смещение трагического в плоскость смешного, обилие пародийных приемов. Главное бедствие страны он предвидит в превращении политики в бизнес. Жажда обогащения охватывает и слои бедняков, и рядовых граждан Америки. Название романа стало нарицательным для поры спекуляций и афер, периода разъедающих американское общество после Гражданской войны цинизма и приобретательства.

В 1870 г. после поездки в Европу и женитьбы Марк Твен поселяется в Хартфорде, штат Коннектикут, где проживет до 1891 г. Здесь он создает так называемый Эпос реки Миссисипи: очерки «Старые времена на Миссисипи» (1875), «Приключения Тома Сойера» (1876), «Жизнь на Миссисипи» (1883), «Приключения Гекльберри Финна» (1884). От буржуазной действительности Америки писатель обращается к прошлым ее временам. Да, и в прошлой Америке было много жестокого и дикого, фальшивого и нелепого. И мальчишка Том - бунтарь. Он выступает и против ханжеского благочестия, и против застойной жизни обывателей, и против скуки пуританства в семье и школе. Символом свободолюбия становится - уже навсегда в творчестве Марка Твена - могучая река. Это был гимн детству, переложенный в прозу, «очаровательный эпос юности» (Джон Голсуорси).

Детский ум Тома свободен от мертвящих условностей, наводящих одуряющую скуку. Возня с пуделем в церкви во время воскресной службы нарушила чопорную церковную обрядность. Но ведь неожиданному развлечению рада и взрослая паства, с трудом сдерживающая хохот. В рутине и формализме школьной жизни, которая для Тома «тюрьма и кандалы», отражена тусклая и убогая жизнь американского мещанства. И если Тома не калечит эта мертвящая рутина, то только потому, что он живет другими интересами. Его решительный и мужественный характер формируется в борьбе с реальными злоключениями и предрассудками, суеверными страхами. Безудержная фантазия Тома - «первого выдумщика» - защищает духовный мир подростка от мертвящего влияния косного общества.

Обыватели Сент-Питерсберга воспринимают благородные стремления друга Тома, Гека Финна, - независимость, вольнолюбие, презрение к благам цивилизации - презрительно, как сумасбродство, своеволие.

Живая жизнь Тома и Гека противопоставлена сонной одури взрослых. Здесь Марк Твен предстает как мастер обрисовки конфликта, портрета, психологической мотивировки поступков. Это следующая ступень мастерства писателя-реалиста.

В романе-сказке «Принц и нищий» (1881) Марк Твен проводит аналогию между современной Америкой и средневековой Англией по бесчеловечности законов. Справедливый юный правитель Том Кенти - «принц нищеты» - отверг деспотические законы, а государственную печать употреблял для раскалывания орехов. Мудрому человечному правителю не нужны ни печати, ни указы, ни чиновники.

Это увлекательный, динамичный роман со всем арсеналом поэтических средств сказки: отнесенностью действия в былые времена, исполнением желаний, невероятными приключениями, хэппи-эндом, в основе которого парадокс - принц получает королевские права из рук нищего.

Самая больная проблема Америки - рабство - лежит в основе центрального романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Автор описывает трогательную дружбу белого мальчика Гека и взрослого негра Джима. В центре романа - идея враждебности американскому народу собственнического, античеловеческого строя Америки, где господствуют владельцы золота и человеческих жизней. Важнейшая драматическая ситуация романа связана с решением Гека и Тома «выкрасть негра из рабства». Роман большой социальной силы превращен в утопию. Это отразило эпоху ожесточившихся классовых боев в Америке. Ни о какой реальной свободе, кроме свободы в обращении к природе, быть не могло. Роман заканчивается охотой на негра, облавой, как на дикого зверя.

Многие писатели считали книгу о Геке и Джиме своей любимой. Э. Хемингуэю принадлежат слова: «Вся современная американская литература вышла из одной книги М. Твена, которая называется «Гекльберри Финн».

М. Твен в этом романе не только отразил идейные, социальные аспекты, но и стал родоначальником нового американского литературного языка, обогащенного диалектными формами.

В 1889 г. появляется последний роман писателя «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Действие в произведении перенесено в Англию VI века. Роман был ответом Марка Твена на рост противостояния создавшимся объединениям американских рабочих. В Чикаго после демонстрации, на которой провокатором была брошена бомба, были приговорены к смертной казни 19 рабочих. Роман защищал право рабочих на власть, так как они представляют всю нацию. Янки произносит горячую речь об очистительной роли французской революции XVIII века.

В 1895 г. М. Твен совершает изнурительную поездку с публичными лекциями в Австралию, Новую Зеландию, на Цейлон, в Индию и Южную Африку в надежде разделаться с долгами после неудачной попытки основать издательскую фирму.

Во многих произведениях этого периода усиливаются горькие ноты: «Простофиля Вильсон», «Личные воспоминания о Жанне д"Арк» (1896), памфлеты «Человеку, ходящему во тьме» (1901) и другие. Но по-прежнему он видел в смехе воинствующего врага всяких мерзостей и опору человеческой стойкости в мире фальши, эксплуатации и насилия.

Высоко ценили Твена в России. М. Горький написал очерк о встрече с ним в Америке, писал о нем и А. Куприн.

Сэмюэль Ленгхорн Клеменс, более известный во всем мире под именем Марк Твен , известный , общественный деятель и журналист, родился в 1835 году в штате Миссури. Детские и подростковые годы он провел в небольшом городе Ганнибал, и они составили столь существенный багаж воспоминаний и впечатлений, что их хватило писателю на всю жизнь. Его знаменитые Том Соейер и Гек Финн проживают точно в таком же городке, а обитателями списаны с соседей Сэмюэлю.
Умерший отец семейства Клеменсов, оставил после себя большие долги, и Сэму пришлось с 12 помогать старшему брату. Тот занялся издательством газеты и младший брат начал свою журналистскую карьеру с написания статей в семейной газете. Потом в поисках работы колесит по стране. Заинтересовала его работа лоцманом, но уничтожила частное пароходство, и Сэм опять остался не у дел.
В 1861 году он отправился на Запад, в Неваду, чтобы стать старателем на серебряных рудниках, но удача упорно избегала его, и он опять обратился к профессии журналиста. Именно в это время он и выбрал себе псевдоним Марк Твен. С 1864 года Твен живет в Сан-Франциско и работает уже для нескольких изданий.
Первый опыт писателя он сделал в 1865 году, написав юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из калавераса». В основе рассказа фольклорные мотивы и им зачитывалась вся Америка. Он получил звание лучшего юмористического рассказа.
Марк Твен совершает несколько путешествий в Палестину и Европу. Итогом этих поездок становится книга "Простаки за границей”. У многих американцев и в настоящее время имя Марка Твена ассоциируется именно с этой книгой.
После брака на Оливии Лэнгдон он близко смог познакомиться с промышленниками, банкирами, которые представляли большой бизнес. Экономический рост выражался в попрании демократических принципов. На первое место выступает жажда обогащения. Процветает коррупция, власть чистогана и "золотого тельца”
Его отношение к этому периоду истории Америки Марк Твен выразил очень точно и остроумно – "позолоченный век”.
В 1876 году вышла самая известная и знаменитая книга писателя, которая принесла ему мировую славу, " ”. Успех был просто ошеломительный и через какой-то промежуток Марк Твен пишет продолжение "Приключения Геккельберри Финна”.
После выхода в свет продолжения, писателя уже не воспринимают только, как записного остряка, мастера острого словца, шутника, мистификатора. Этими произведениями он открывает читателю совершенно другую Америку. В этой Америке присутствует расизм, несправедливость. Жестокость и насилие.
Спустя десятилетия, другой знаменитый американский писатель Э. Хемингуэй напишет, что из одной этой книги вышла вся современная американская литература.
Конец 19 века оказался очень непростым периодом для Марка Твена. В 1894 году обанкротилось издательство писателя и ему, как в юности, пришлось искать источники финансирования. Скорее всего, именно в это время и появился один из его знаменитых афоризмов "Слухи о моей смерти сильно преувеличены”.
Для того чтобы поправить свои финансы, он совершает поездки и выступает перед читателями. Целый год ему пришлось провести в кругосветном путешествии, в ходе которого он читал свои произведения и проводил публичные лекции. Итогом этого путешествия стало написание целого ряда памфлетов и публицистических произведений, в которых Марк Твен выступает как страстный обличитель колониальной политики Соединенных Штатов, ее имперских амбиций. С легкой руки, вернее меткого слова писателя в отношении США появилось выражение "пуп земли”.
В этот период написана повесть Таинственный незнакомец, которая была опубликована уже после смерти в 1916 году. В этом произведении сквозит пессимизм, горечь, сарказм и уже почти ничего не осталось от юмориста. Со страниц с вами беседует желчный сатирик в привычной для Марка Твена манере изложения: коротко, сжато, четко и хлестко.
Смерть застала этого неугомонного человека в дороге. Он умер 21 апреля 1910 года в г. Реддинг, штат Коннектикут.

Псевдоним

До начала литературной карьеры

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к работе лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году . Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад . Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора Территории Невада . Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в Неваде добывали серебро.

На Западе

Марк Твен

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско , штат Калифорния , где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Творческая карьера

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна ». Также очень популярны «Приключения Тома Сойера », «Принц и нищий », «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура » и сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с непритязательных юмористических куплетов, а заканчивал полными тонкой иронии очерками человеческих нравов, остро-сатирическими памфлетами на социально-политическую тематику и философски-глубокими и, при этом, весьма пессимистическими размышлениями о судьбе цивилизации.

Многие публичные выступления и лекции были утрачены или не были записаны, отдельные произведения и письма были запрещены к печати самим автором при его жизни и на десятилетия после смерти.

Твен был прекрасным оратором. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла , они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура . Технические подробности, приводимые в романе, свидетельствуют о хорошем знакомстве Твена с достижениями современной ему науки.

Двумя другими наиболее известными увлечениями Марка Твена были игра на бильярде и курение трубки . Посетители дома Твена иногда говорили, что в кабинете писателя стоял такой густой табачный дым, что самого хозяина почти нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин . В ответ на эти события, в которых погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году , через 14 лет после смерти Твена.

Время от времени некоторые произведения Твена запрещались американской цензурой по разным причинам. В основном это объяснялось активной гражданской и социальной позицией писателя. Некоторые произведения, которые могли бы оскорбить религиозные чувства людей, Твен не печатал по просьбам своей семьи. Так, например, «Таинственный незнакомец » остался неопубликованным до 1916 года . А самой противоречивой работой Твена, пожалуй, была юмористическая лекция в парижском клубе, опубликованная под названием «Размышления о науке онанизма». Центральная идея лекции была такой: «Если уж нужно рискнуть жизнью на сексуальном фронте, то не мастурбируйте слишком много». Эссе было опубликовано лишь в 1943 году ограниченным тиражом в 50 экземпляров. Ещё несколько антирелигиозных произведений оставались ненапечатанными до 1940-х годов.

Сам же Марк Твен относился к цензуре c иронией. Когда в 1885 году публичная библиотека в Массачусетсе решила изъять из фонда «Приключения Гекльберри Финна», Твен написал своему издателю:

Они исключили Гека из библиотеки как «мусор, пригодный только для трущоб», из-за этого мы несомненно продадим ещё 25 тысяч экземпляров.

В 2000-е годы в США вновь были предприняты попытки запретить роман «Приключения Гекльберри Финна» из-за натуралистичных описаний и словесных выражений, оскорбительных для негров. Хотя Твен был противником расизма и империализма и в своём неприятии расизма зашёл гораздо дальше своих современников, многие слова, бывшие во всеобщем употреблении во времена Марка Твена и использованные им в романе, сейчас действительно звучат как расовые оскорбления . В феврале 2011 года в США вышло первое издание книг Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера», в котором подобные слова и выражения заменены на политкорректные (например, слово «ниггер» заменено по тексту на «раб» ) .

Последние годы

Успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю трёх из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти несколько преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

Марк Твен был заядлым кошатником.

Личная позиция

Политические взгляды

Со взглядами Марка Твена на идеальную форму правления и политический режим можно ознакомиться, прочитав его речь «„Рыцари труда“ - новая династия», с которой 22 марта 1886 года он выступил в городе Хартфорде, на заседании клуба «В понедельник вечером». Впервые эта речь под заглавием «Новая династия» была опубликована в сентябре 1957 года в журнале «New England Quarterly» .

Марк Твен придерживался позиции, что власть должна принадлежать только и только народу. Он считал, что

Власть одного человека над другими означает угнетение - неизменно и всегда угнетение; пусть не всегда сознательное, преднамеренное, обдуманное, не всегда суровое, или тяжкое, или жестокое, или огульное, - но так или иначе - всегда угнетение в том или ином виде. Кому ни вручи власть, она непременно проявится в угнетении. Дайте власть дагомейскому царьку - и он тут же начнет проверять меткость своей новенькой скорострельной винтовки на каждом, кто проходит мимо его дворца; люди будут падать один за другим, но ни ему, ни его придворным и в голову не придет, что он совершает нечто неподобающее. Дайте власть главе христианской церкви в России - императору, - и он одним мановением руки, точно отгоняя мошкару, пошлет несчетное множество молодых мужчин, матерей с младенцами на руках, седовласых старцев и юных девушек в невообразимый ад своей Сибири, а сам преспокойно отправится завтракать, даже не ощутив, какое варварство только что совершил. Дайте власть Константину или Эдуарду IV, или Петру Великому, или Ричарду III, - я мог бы назвать еще сотню монархов, - и они перебьют своих ближайших родичей, после чего отлично заснут, даже без снотворного… Дайте власть кому угодно - и эта власть будет угнетать.

Автор подразделял людей на две категории: угнетателей и угнетённых . Первых немного - король, горстка других надсмотрщиков и подручных, а вторых множество - это народы мира: лучшие представители человечества, рабочие люди - те, кто своим трудом добывает хлеб. Марк Твен считал, что все правители, какие до сих пор правили в мире, сочувствовали и покровительствовали классам и кланам раззолоченных бездельников, ловких казнокрадов, неутомимых интриганов, возмутителей общественного спокойствия, думающих только о своей выгоде. И по мнению великого писателя, единственном правителем или королём должен быть сам народ:

Но этот король - прирожденный враг тех, кто интригует и говорит красивые слова, но не работает. Он будет нам надежной защитой против социалистов, коммунистов, анархистов, против бродяг и корыстных агитаторов, ратующих за «реформы», которые дали бы им кусок хлеба и известность за счет честных людей. Он будет нам прибежищем и защитой против них и против всех видов политической хвори, заразы и смерти. Как он использует свою власть? Сначала - для угнетения. Ибо он не более добродетелен, чем те, кто властвовал до него, и не хочет вводить никого в заблуждение. Разница лишь в том, что он будет угнетать меньшинство, а те угнетали большинство; он будет угнетать тысячи, а те угнетали миллионы. Но он никого не будет бросать в тюрьмы, никого не будет бить плетьми, пытать, сжигать на кострах и ссылать, не будет заставлять своих подданных работать по восемнадцать часов в день и не будет морить голодом их семьи. Он позаботится о том, чтобы все было справедливо - справедливый рабочий день, справедливая заработная плата.

Отношение к религии

Жена Твена, глубоко верующая протестантка (конгрегационалистка), так и не смогла «обратить» мужа, хотя он старался при её жизни избегать острых тем. Немало романов Твена (например, «Янки при дворе короля Артура») содержат крайне резкие выпады в адрес католической церкви . В последние годы Твен написал немало рассказов на религиозную тематику, в которых высмеивает протестантскую этику (например, «Любознательная Бесси»).

Теперь давайте поговорим об истинном Боге, настоящем Боге, великом Боге, высочайшем и верховном Боге, подлинном творце реальной вселенной… - вселенной, не изготовленной вручную для астрономической детской, но возникшей в безграничной протяженности пространства по повелению только что упомянутого подлинного Бога, Бога невообразимо великого и величественного, по сравнению с которым все другие боги, мириадами кишащие в жалком людском воображении, подобны рою комаров, затерявшемуся в бесконечности пустого неба…
Когда мы исследуем бесчисленные чудеса, великолепие, блеск и совершенство этой бесконечной вселенной (теперь мы знаем, что вселенная бесконечна) и убеждаемся, что всё в ней, от стебелька травы до лесных великанов Калифорнии, от неведомого горного ручейка до безграничного океана, от хода приливов и отливов до величественного движения планет, беспрекословно подчиняется строгой системе точных, не знающих исключения законов, мы постигаем - не предполагаем, не заключаем, но постигаем, - что Бог, который единой мыслью сотворил этот неимоверно сложный мир, а другой мыслью создал управляющие им законы, - этот Бог наделен безграничным могуществом…
Известно ли нам, что он справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, - и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств - нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, - что он не обладает ни одним из них.

По полному отсутствию у него любого из тех качеств, которые могли бы украсить бога, внушить к нему уважение, вызвать благоговение и поклонение, настоящий бог, подлинный бог, творец необъятной вселенной ничем не отличается от всех остальных имеющихся в наличии богов. Он каждый день совершенно ясно показывает, что нисколько не интересуется ни человеком, ни другими животными - разве только для того, чтобы пытать их, уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось.

  • Марк Твэн . Собрание сочинений в одиннадцати томах. - СПб. : Тип. братьев Пантелеевых, 1896-1899.
    • Том 1. «Американский претендент», юмористические очерки и рассказы;
    • Том 2. «Янки при дворе короля Артура»;
    • Том 3. «Похождения Тома Соуэра», «Том Соуэр за границей»;
    • Том 4. «Жизнь на Миссисипи»;
    • Том 5. «Приключения Финна Геккльберри, товарища Тома Соуэра»;
    • Том 6. «Прогулка за границей»;
    • Том 7. «Принц и нищий», «Сыскные подвиги Тома Соуэра в передаче Гекка Финна»;
    • Том 8. Рассказы;
    • Том 9. Простодушные у себя дома и заграницею;
    • Том 10. Простодушные у себя дома и заграницею (заключение);
    • Том 11. «Вильсон Мякинная голова», из «Новых странствований вокруг света».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 12 томах. - М .: ГИХЛ, 1959.
    • Том 1. Простаки за границей, или путь новых паломников.
    • Том 2. Налегке.
    • Том 3. Позолоченный век.
    • Том 4. Приключения Тома Сойера. Жизнь на Миссисипи.
    • Том 5. Пешком по Европе. Принц и нищий.
    • Том 6. Приключения Гекльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура.
    • Том 7. Американский претендент. Том Сойер за границей. Простофиля Вильсон.
    • Том 8. Личные воспоминания о Жанне Д`Арк.
    • Том 9. По экватору. Таинственный незнакомец.
    • Том 10. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1863-1893.
    • Том 11. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1894-1909.
    • Том 12. Из «Автобиографии». Из «Записных книжек».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: «Правда» (Библиотека «Огонёк»), 1980.
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: Голос, Глагол, 1994. - ISBN 5-900288-05-6 ISBN 5-900288-09-9 .
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 18 томах. - М .: Терра, 2002. - ISBN 5-275-00668-3 , ISBN 5-275-00670-5 .

О Твене

  • Александров, В. Марк Твен и Россия. // Вопросы литературы. № 10 (1985), стр. 191-204.
  • Балдицын П. В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. - М.: Издательство «ВК», 2004. - 300 с.
  • Боброва М. Н. Марк Твен. - М .: Гослитиздат, 1952.
  • Зверев, А. М. Мир Марка Твена: очерк жизни и творчества. - М .: Дет. лит., 1985. - 175 с.
  • Марк Твен в воспоминаниях современников. / Сост. А. Николюкина; вступ. статья, коммент., указ. В. Олейника. - М .: Худож. лит., ТЕРРА, 1994. - 415 с. - (Серия лит. мемуаров).
  • Мендельсон М. О. Марк Твен. Серия: Жизнь замечательных людей, вып. 15 (263). - М .: Молодая гвардия, 1964. - 430 с.
  • Ромм, А. С. Марк Твен. - М .: Наука, 1977. - 192 с. - (Из истории мировой культуры).
  • Старцев А. И. Марк Твен и Америка. Предисловие к I тому Собрания сочинений Марка Твена в 8 томах. - М .: Правда, 1980.

Образ Марка Твена в искусстве

В качестве литературного героя Марк Твен (под своим настоящим именем Сэмюэль Клеменс) появляется во второй и третьей частях научно-фантастической пенталогии писателя Филипа Хосе Фармера Мир Реки . В книге второй, под названием «Сказочный корабль», Марк Твен, возрожденный в таинственном Мире Реки вместе со всеми умершими в разные времена на Земле людьми, становится исследователем и искателем приключений. Он мечтает о постройке большого колесного речного парохода, чтобы проплыть по Реке до самого её истока. Со временем это ему удается, однако после постройки пароход у писателя крадёт его партнер, король Иоанн Безземельный . В книге третьей, под названием «Тёмные замыслы», Клеменс, преодолевая многочисленные трудности, заканчивает строительство второго парохода, который у него тоже пытаются украсть. В двух экранизациях цикла, снятых в и 2010 годах , роль Марка Твена сыграли актеры Камерон Дейду и Марк Деклин.

Примечания

Ссылки

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры