Холостяк недели: бывший участник «Фабрики звезд» Дмитрий Бикбаев. Бикбаев Дима, актёр и певец: биография, личная жизнь, творчество Личная жизнь Дмитрия Бикбаева

Главная / Ссоры

Мало кто знает, что 27-летний экс-солист группы «БИС» и фронтмен собственной группы «4POST» Дмитрий Бикбаев не только талантливый актёр театра и кино, но автор текстов, композитор и даже режиссёр. В театре Луны состоялась премьера его нового спектакля «Карлсон на Луне», где младшему актеру всего 10 лет. Как Диме удается успешно заниматься несколькими проектами сразу, мы узнали из первых уст.

— Дмитрий, за пять лет вы поставили уже шесть спектаклей, среди которых «Дориан Грей», «Царица ночи» и знаменитый «Мне не больно». Стал ли для вас театр важнее, чем певческая карьера?
— У меня этот вопрос не стоит. Потому что театр — это другой способ разговаривать со зрителем на актуальные, на мой взгляд, темы. Другими средствами, в другой форме, но суть в том, что это все тот же разговор со зрителем. И мне нравится заниматься режиссурой, хотя это не легкий труд.

— Постановка «Карлсон на Луне» учит верить в дружбу. Что для вас дружба?
— Это спектакль не столько о дружбе, сколько о вере в чудеса, во что-то доброе и позитивное в отношении к окружающему миру и к людям. О том, как важно подпитывать себя положительными ощущениями и не губить в себе «внутреннего ребенка», несмотря на различные обстоятельства. А для меня дружба это прежде всего вера в человека.

— Ваш Карлсон совсем не похож на классического персонажа из известной книжки, он делает акробатические этюды на воздушном кольце, полотнах, прыгает с высоты, летает над сценой, ходит на ходулях. Вы тоже все это умеете?
— В прошлом сезоне я принимал участие в телешоу «Я смогу!», и мой финальный номер, который принес мне победу, как раз был акробатическим. Мне нужно было показать элементы гимнастики на воздушном кольце. Причем, все это должно было проходить без страховки, на высоте пять метров. Адреналин и восторг! Я очень хотел повторить это на театральной сцене, чтобы и зрители могли ощутить это чувство полета.


— Вы уже не раз делали проекты с участием детей. Не готовы еще заводить своих? Вы были бы прекрасным родителем.
— Да, мне нравится работать с детьми, хотя это совсем не просто. В спектакле «Бункер Свободы» на сцену выходили 80 юных актеров! Знаете, детей нельзя обмануть, они чувствуют, как ты к ним относишься. Если ты что-то делаешь ради корысти, денег или славы, они почувствуют и не пойдут за тобой. Но если ты искренен с ними, они станут твоими единомышленниками. Признаюсь, я детей очень люблю! Был бы рад стать отцом уже сейчас, но хочется, чтобы на семью было больше времени… Ведь его всегда не хватает. Например, все январские каникулы у меня ежедневные спектакли «Карлсона» и еще те, где я занят как актер. Потом я лечу на показы моего спектакля «Сказка о царице ночи» в Пятигорск. Надеюсь, что смогу вырваться на несколько дней отдохнуть, покататься. Ведь там горы, снег! Будет возможность совместить полезное с приятным! Я надеюсь, что Дед Мороз исполнит мою просьбу и даст мне больше времени в сутках. А все остальное я сам смогу!

Проводили фотосессии ведущих артистов страны. 12 театров - 12 артистов, это мой большой проект, организованный совместно с фондом "Артист" @fond_artist . Все средства от реализации календаря будут направленны в фонд. Давно мечтал сделать театральный календарь и безумно счастлив, что получилось организовать эту работу во имя благой цели. Хочу поблагодарить всех причастных к этому проекту и, конечно, Департамент культуры города Москвы @kultura_mos . Отдельную благодарность хочу выразить человеку, без которого воплотить в реальность этот проект было бы просто невозможно Ака Марзаева @aka_zlaka спасибо Вам за Ваше неравнодушное отношение и неоценимый вклад на пути создания и реализации данного проекта. Москвичи и гости столицы также смогут увидеть лучшие кадры проекта на Никитском бульваре, начиная с 3 ноября 2019 года в формате городской выставки.

"Мы сами выбираем свой путь!" - так говорят все возможные источники знаний, говорят по-разному и в различной форме. Однако насколько, верно, это утверждение? Думаю, что ровно настолько, насколько и не верно. Я, например уверен, что сам путь выбирает человека, а обстоятельства - человека формируют. Очень эгоистично думать, что ты сам себе господин и точка принятия решений - ты и твоя прости господи «Личность». Глупость! Большое заблуждение. Изменить хоть что-то в своей судьбе - можно, только осознав, что от нас персонально - почти ничего не зависит. И система работает сама по себе, она будет работать и без нас. Она прекрасно это доказывает изо дня в день - работая, не обращая внимания на наше «персональное» к ней отношение.

Дмитрий Бикбаев – это популярный молодой артист, который лишь только на первый взгляд может показаться поверхностным и неинтересным. Стараясь всесторонне и максимально полно проявить свой врожденный талант, этот неординарный парень за свою недолгую карьеру сумел добиться большого успеха на музыкальной сцене, а также на сцене театра, в кино и на телевидении. Его кругозор необычайно широк, а потому говорить о его жизни и творчестве крайне интересно. Какие важные моменты вместила в себя его судьба? Какие основные этапы стоит выделить в его творчестве? Подробно рассказать обо всем этом мы постараемся сегодня.

Ранние годы, детство и семья Дмитрия Бикбаева

Музыкант появился на свет в провинциальном Уссурийске. Здесь он посещал среднюю школу, а также начал впервые заниматься творческой деятельностью. В ранние годы он посещал танцевальный кружок и гимнастическую секцию. Несмотря на тот факт, что творческие и спортивные занятия всегда отнимали много энергии и сил, в школе Бикбаев учился всегда на «отлично».

Дмитрий Бикбаев и Влад Соколовский

Его собственное образование всегда было для него на первом месте. Именно поэтому уже в четырнадцатилетнем возрасте наш сегодняшний герой покинул свой родной город и отправился в Москву. В столице России он начал посещать старшую школу и уже очень скоро экстерном получил среднее образование.

Здесь же в Москве молодой парень начал впервые заниматься вокалом и появляться в числе участников всевозможных фестивалей и конкурсов. В 2005-м году он получил Гран-при музыкального конкурса «Кубок России по вокалу», а уже год спустя получил главный приз Международного фестиваля «Арт-Транзит» за лучший эстрадный вокал.

Весьма примечательно, что всех этих успехов Дмитрий Бикбаев добился уже будучи студентом Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В этом ВУЗе наш сегодняшний герой обучался с 2004-го года. В данный период времени его главным наставником был народный артист РФ С. Проханов. Именно он впервые посоветовал молодому парню попробовать свои силы в театре. Дмитрий обещал подумать, однако в этот период сделал все-таки несколько иной выбор.

Музыкальная карьера Дмитрия Бикбаева, «Фабрика звезд-7»

В 2007-м году Бикбаев успешно прошел кастинг проекта «Фабрика звезд-7» и стал одним из участников популярной передачи. В том же году он познакомился с другим «фабрикантом» Владом Соколовским. Двое творческих парней быстро нашли общий язык и еще во время проекта образовали группу «Бис», которая несколько месяцев спустя стала бронзовым призером «Фабрики».

Дмитрий Бикбаев — Живой Цветок

В этот момент шефство над молодым бойс-бэндом взял известный продюсер Константин Меладзе. Именно с его помощью дуэт смог записать свои дебютные песни. Композиции «Твой или ничей», «Катя», «Кораблики» и некоторые другие очень скоро стали очень популярны в России и некоторых странах Восточной Европы. К группе «Бис» пришла первая популярность, и уже совсем скоро дуэт отправился на затяжные гастроли.

В данном контексте стоит отметить тот факт, что даже несмотря на напряженный рабочий график в 2008-м году Дмитрий Бикбаев все-таки сумел успешно закончить РАТИ и получить диплом театрального актера.
Словно бы стараясь доказать, что он может органично совмещать все и сразу, в 2009-м году наш сегодняшний герой выпустил альбом «Двухполярный мир» в составе группы «БиС». Пластинка стала весьма успешна, и уже очень скоро творческий дуэт Соколовского и Бикбаева получил несколько престижных наград российской музыкальной индустрии.

В конце 2009-го года бойс-бэнд записал сингл «Пустота», который совершенно неожиданно стал последней работой парней в рамках совместного проекта. Уже в начале 2010-го года артисты объявили о распаде группы «БиС» и взялись за реализацию новых творческих планов. Таким образом, в том же 2010-м году на музыкальной карте России появилась новая группа 4POST, лидером и вокалистом которой стал Дмитрий Бикбаев. В скором времени в активной ротации всех российских радиостанций появился первый хит группы – «Ты и Я», который стал очень популярен. Данная композиция проторила молодой группе путь на большую сцену и уже очень скоро принесла Дмитрию премию канала RU.TV в номинации «Реальный приход».

Соколовский не любил Бикбаева!

В 2012-м году группа 4POST выпустила свой дебютный альбом, а также приняла участие в национальном российском отборе к конкурсу Евровидение.

Карьера Дмитрия Бикбаева в театре и кино

Параллельно с музыкальным творчеством наш сегодняшний герой постоянно занимался построением театральной и кинематографической карьеры. В 2008-м году, сразу после получения диплома РАТИ, Бикбаев начал выступать на сцене московского Театра Луны. Впоследствии именно здесь актер исполнил свои самые яркие роли. К числу таковых стоит отнести актерские работы Дмитрия в спектаклях «Бал неспящих», «Дориан Грей», «Жаворонок» и многих других. За каждую из обозначенных ролей Бикбаев получил престижную театральную премию «Ромашка».

Весьма примечательным представляется также и другой факт. Над созданием нескольких театральных спектаклей наш сегодняшний герой работал также и в качестве режиссера. Помимо этого в послужном списке Дмитрий Бикбаева есть также несколько короткометражных фильмов, которые были представлены в качестве авторских проектов.

Отметим также, что в кино наш сегодняшний герой работает и в качестве актера. Кроме того, он пишет стихи, выступает в качестве телеведущего и является автором двух книг. Одна из литературных работ даже была впоследствии адаптирована и представлена в виде пьесы «Архитектор». Как скоро она будет поставлена на театральной сцене пока неизвестно.

Ходят слухи, что у Дмитрия Бикбаева роман с Викторией Дайнеко

Личная жизнь Дмитрия Бикбаева

Некоторое время в прессе активно обсуждались слухи о якобы имеющем место романе между Дмитрием Бикбаевым и певицей Викторией Дайнеко. Очень скоро подобные новости получили косвенное подтверждение. Однако к этому моменту молодые люди уже успели расстаться.
В скором времени певец заявил представителям СМИ, что встречается с другой девушкой. Но в этот раз отметил, что имени ее раскрывать не намерен.

Не так давно мы вместе с вами вспоминали самых ярких участников «Фабрики звезд» за всю ее историю. Это шоу подарило нам таких популярных артистов, как Стас Пьеха, Тимати, Ирина Дубцова и другие. Среди выпускников «Фабрики» была и группа «БиС», в состав которой входили Влад Соколовский и Дмитрий Бикбаев. Позднее бойзбэнд распался, каждый из парней начал строить сольную карьеру. И если о Владе мы говорим до сих пор, то Дмитрий ушел в тень. сайт связался с Бикбаевым и выяснил, чем он занимается сегодня и общается ли с бывшим коллегой по группе.

Нередкий случай, когда музыкальные группы распадаются, и их участники пытаются построить сольную карьеру. Кому-то это удается, кому-то - нет. В недавнем материале про 15-летие «Фабрики звезд» мы вспоминали самых ярких участников за всю историю шоу. Среди них была и суперпопулярная в нулевые группа «БиС» с Владом Соколовским и Дмитрием Бикбаевым в составе. После распада дуэта Соколовский начал сольную карьеру, и сегодня он - довольно успешный артист. О Дмитрии Бикбаеве же мы уже давно ничего не слышали. сайт связался с экс-солистом группы и узнал, как изменилась его жизнь за последние годы.

«На данный момент я режиссер-постановщик в московском театре Луны. Музыка из моей жизни никуда не исчезла: она выражается в оформлении спектакля, создании аранжировок, производстве аудиального контента. Не могу сказать, что я сменил профессию, театр всегда был моей прерогативой - оба моих высших образования связанны именно с театром. В театре я служу уже 15 лет, отмечен почетными категориями, имею звание мастера сцены высшей категории..

На вопрос о Владе Соколовском Дмитрий ответил, что у них замечательные отношения, несмотря на то, что им пытаются приписать вражду.

«Влад - чудесный человек, я безумно рад его творческим победам. На днях у меня был день рождения, и он меня поздравил. Так получилось, что у них с Ритой в этот день свой праздник, поэтому я в ответ поздравил их», - отметил Дмитрий.

Также экс-солист группы «БиС» рассказал, что дружит с Юлией Паршутой, Татьяной Богачевой, Артемом Ивановым. Дмитрий отметил, что их сезон «Фабрики» не был самым дружным, а потому неудивительно, что между собой бывшие «фабриканты» практически не общаются. Бикбаев добавил, что сегодня его круг общения в большей части составляют люди из театральной сферы.

Дмитрий не утаил от нас и свою личную жизнь. Артист признался, что несмотря на то, что он человек творческий и витающий в облаках, он состоит в отношениях, которые его полностью устраивают.

«Я уже серьезно задумываюсь о семье, детях. Карьеру можно строить до конца жизни, а семья - это очень важно. Сейчас я заканчиваю строительство дома, тогда уже можно будет говорить о созданиии своей семьи», - в завершение добавил Бикбаев.

Дима Бикбаев (28) приехал в Москву в 13 лет и больше не возвращался в родной Уссурийск. «Фабрика звезд », группы «БиС », 4Post и Apostol − вот что мы знаем о его музыкальной карьере. Но на самом деле Дима еще подростком понял, что станет театральным актером. Как он совмещает сцену в клубах и сцену «Театра Луны », PEOPLETALK.

Я родился в Уссурийске в самой обычной семье. У меня есть старший брат Саша. Собственно, он и определил мою судьбу. Он хорошо учился, был отличником и поступил в Дальневосточный государственный университет. А на втором курсе он понял, что там не сможет реализовать свой творческий потенциал: его ждет большой город. Так что он перевелся в Москву в РГГУ. А когда мне было 13 лет, я приехал к нему на каникулы и больше не вернулся домой. Москва − город возможностей, так что я решил: буду добиваться всего здесь.

Сначала пришлось уладить вопрос с родителями. Я позвонил им и заявил, что не приеду домой и останусь жить с братом в общаге РГГУ. Они, конечно, перепугались, так что я их долго уговаривал. Пришлось приврать: в Уссурийске я учился в художественной школе и сказал, что поступлю в Москве в Суриковское училище и обязательно стану профессиональным художником. Я честно попробовал поступить. Но вступительные экзамены отбили у меня все желание − нужно было нарисовать кованый забор. Нет, спасибо, это скучно, это не мое.

Мама и папа не оставляли попыток пусть даже и удаленно, но сделать из меня приличного человека. Так что по их настоянию я пошел на подготовительные курсы журфака. У меня вроде даже получалось. Но потом я решил описать процесс и подводные камни поступления на актерский факультет − так я впервые в жизни попал в театр, увидел спектакль и понял, что хочу быть здесь. Решил − во что бы то ни стало поступлю в театральный институт . Одна проблема − мне было мало лет.

Я взял ситуацию в свои руки: позвонил родителям и уговорил их забрать мои документы из школы в Уссурийске. Я не хотел тратить два года своей жизни на получение аттестата о среднем образовании, решил поступить в этом году. Так что я каким-то чудом уговорил руководство одной московской школы принять меня и зачислить на учебу экстерном. Они, наверное, увидели, что для меня это правда очень важно, так что пошли мне навстречу.

Родители, конечно, помогали мне материально, но все деньги, которые они присылали, я отдавал на курсы при журфаке. Мне было 13 лет, меня никуда не могли взять официально. Повезло − я стал помощником бармена в ресторане . Два года я работал ночью, днем учился. Спал катастрофически мало, но что поделаешь. За мечту нужно бороться. В конце концов, я сам поставил себя в такие условия. Зарабатывал очень мало.

В 16 лет я начал поступать во все возможные театральные вузы. Во МХАТ меня не взяли, развернули с первого тура. А вот в ГИТИСе и «Щуке» я с первого тура прошел сразу на последний.

Я не знал, что делать, − зарабатывал меньше 20 тысяч рулей, а за учебу нужно платить в тысячах долларов. В ГИТИСе меня спросили, почему я хочу стать артистом. Я в ответ заявил, что стать артистом очень хочу, но денег нет, решайте сами, что со мной делать. И тишина. Потом Сергей Борисович Проханов , который набирал курс, сказал: выйди за дверь и подожди. Я думаю: «Ну все, сейчас дадут бесплатных советов и выгонят отсюда». А Сергей Борисович принял решение оплатить обучение нескольким ребятам, в числе которых оказался и я. Проханов поставил только одно важное условие: мы должны были учиться так, чтобы он ни на секунду не усомнился в правильности своего решения.

Куртка, H&M; брюки, кофта, NO FAKE

Я изо всех сил старался оправдать доверие Сергея Борисовича и работал до седьмого пота. Если мои сокурсники представляли по 30 этюдов в год, то я − 130. Я подкупал преподавателей работоспособностью. Но проблемы были, не поверишь, с вокалом. Мне даже обещали просто так поставить тройку, только чтобы я не мешался на занятиях. Но меня такой вариант не устраивал, и я начал думать, как научиться петь. Долго искал частного преподавателя, а потом мне посоветовали Ирину Даниловну Шипилову. Я приехал к ней на прослушивание, спел песню и не попал ни в одну ноту. А она меня взяла: сказала, что увидела потенциал. Еще ей понравился такой контраст между худосочным мной и низким голосом. Год мы занимались, и весь год я не попадал в ноты. Мешала какая-то физиологическая проблема. Но однажды я вдруг запел так, как нужно. Сразу позвонил Ирине Даниловне: кажется, я научился!

На первом курсе я начал сниматься в кино и играть в спектаклях «Театра Луны». На втором драматург Андрей Максимов пригласил меня в свою постановку «Рококо». А на третьем, когда мне было 19 лет, я пошел на кастинг «Фабрики звезд» ради интереса. На тот момент я уже был обладателем кубка России по вокалу из рук Иосифа Кобзона − ну кому, как не мне, идти на «Фабрику»? На «Фабрике» все, что мы делали, – заслуга продюсера. От нас мало что зависело. Поэтому, когда сейчас ко мне подходят и говорят, что мы (я имею в виду «БиС») слишком сладко выглядели и пели какие-то стремные песни, это все равно что подойти к школьнику и сказать, что он неправильно учит русский язык. Мы делали так, как нас учили. Мы набрались опыта и уже порознь начали поиски себя. Сейчас и Влад сам себя продюсирует, и я. Почему бы и нет? Я никогда не забрасывал театр. Мои заслуги уже отмечают и в театральном мире, хотя из-за прошлого все-таки некая предвзятость присутствует. Но я считаю, что «Фабрика» − это прекрасный этап моей жизни, он многое мне дал.

После «БиС» я решил заняться музыкой, которая мне больше всего близка, и создал группу 4Post − такой лиричный поп-рок. Группа существовала пять лет, но потом появилось недопонимание с продюсером, которое по большей части основывалось на каких-то личностных моментах. После 4Post я создал новую группу −Apostol, это удивительное название, оно предполагает некую миссию. А опускаться до уровня ширпотреба и попсы мне уже не хочется. Мы играем тяжелый рок.

На втором курсе института я просто заболел творчеством Оскара Уайльда. Прочитал все его произведения. Не могу посоветовать только его поэзию, не читайте это никогда. (Смеется .) И я решил поставить на сцене нашего театра «Дориана Грея». Я пришел в театр, положил сценарий нашему художественному руководителю и сказал: «Давайте мы это сделаем». Он ответил: «Ну попробуйте». Мы и попробовали. Написанная мной адаптация романа, конечно, это больше инсценировка. Безусловно, мне помогала потрясающий режиссер Гульнара Галавинская. Дориан − канонический персонаж, но мне вообще не было страшно. Я тогда был очень наглый, сейчас я задумался бы и был бы очень нерешительным. «Дориана Грея» я поставил уже шесть лет назад, и это единственный спектакль в нашем театре, который идет с переаншлагами и ставится два раза в месяц. Это для меня большая честь.

Сейчас в моей жизни время очень увлекательное, многие переживают, что я мало пою, а на самом деле у меня на это просто нет времени: в театре очень серьезная загруженность, большое количество новых проектов, задач, которые необходимо решать. Театр – это целый организм, и я в нем, видимо, становлюсь отдельным винтиком, который должен крутиться с невероятной скоростью в ежедневном режиме. Мы наконец-то открыли театральный центр. Сергей Борисович Проханов, художественный руководитель «Театра Луны», мечтал, чтобы помимо драматического театра со взрослыми классными актерами у нас появился еще и театральный центр, на базе которого можно обучать детей. Этим процессом очень интересно управлять, я благодарен за оказанное доверие и надеюсь, что результат моей деятельности в формате художественного управленца крупной новой ячейки «Театра Луны» будет эффективным.

Во время репетиций я жутко матерюсь. Считаю, что лучший подтекст – это матерный подтекст, я всегда его подкладываю. Довожу своих артисток до слез, парни тоже обижаются, потом не разговаривают со мной, но что поделать! Я стал вот таким черствым калачом, который требует результат. Причем я не виноват, что я быстрее соображаю, как до этого результата дойти, и потом просто вынуждаю актеров идти за мной, слепо подчиняться и не выпендриваться. Потому что, если бы они знали, куда идти, сами были бы режиссерами. Некоторые потом обижаются, отказываются от ролей, плачут. Я точно знаю, что больше не возьму их обратно. Один раз ты ушел от меня − все, до свидания.

Если бы хоть один мужчина знал ответ на вопрос, какая она − идеальная девушка, он был бы уже женат. Потому что только женатый мужчина может ответить на этот вопрос, он скажет: «Это моя жена». Я все еще не женат, а значит, еще не определил для себя идеальную девушку. Я очень долго искал отношений, но, к сожалению, понял, что мне очень хорошо быть одному, и решил, что для меня сейчас самое важное – это моя собака. (Смеется .) Мне нравится быть холостяком: я никому ничего не должен, у меня есть свобода, хочу тут погуляю, хочу там, хочу тут ночь проведу, хочу в другом месте. Я вроде бы уже серьезный человек, а так рассуждаю. Очень агрессивно реагирую, когда кто-то пытается проникнуть в мое пространство. А как только мне начинают предъявлять какие-то претензии, я сразу говорю: «Дверь там». В театре меня часто спрашивают, как я все успеваю − и параллельно вести четыре спектакля, да еще и играть одной ногой. (Смеется .) А все поглощено работой. Может, я стал законченным карьеристом. Но если я люблю, если я ухаживаю, то это всегда безумно красиво. Я не романтик, просто если влюбляюсь, то живу только одной идеей: быть рядом с этим человеком.

Я страшный собственник. С одной стороны, если девушка со мной встречается, то она получает кучу няшек: я не изменяю, помогаю финансово и как угодно, сразу беру на себя всю ответственность, но я ревнивый и вспыльчивый. У меня чуйка, как у зверя: я вижу, когда мне врут. А в начале отношений бывает, что люди особенно много врут. Ну, знаешь, произвести впечатление хотят, а я это чувствую, и у меня сразу срабатывает агрессия, поэтому опять же «дверь там». Отношения со мной мало кто выдерживает, три месяца – это уже много, как только чувствую неправду, я перестаю звонить, брать трубку и «иди в баню».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры