Хьюстон у нас проблемы универ. Из какого фильма фраза «Хьюстон, у нас проблемы

Главная / Ссоры

Путешествия на другие планеты уже давно будоражат умы людей. Фильмы о приключениях астронавтов начали снимать еще в 20 веке, хотя технологии того времени еще не позволяли, как сегодня, показать красочную и достоверную картину другого мира. Но начало освоения космоса подогрело интерес к научной фантастике и дало режиссерам мощный стимул развивать эту тему в своих произведениях. Фильм «Робинзон Крузо на Марсе» был создан еще в 1964 году. Он рассказывает о полете двух астронавтов на Марс. В ходе неудачного приземления один из исследователей Красной планеты погибает, и коммандер Крис Дрэйпер остается в пустынном мире лишь в компании маленькой обезьянки, прилетевшей с ними. Но человек не отчаивается и начинает свою борьбу за выживание. Именно в этой картине впервые прозвучала ставшая впоследствии широко известной фраза «Хьюстон, у нас проблемы».

«Потерянные»

В 1969 году выходит еще один о космических полетах – «Потерянные». В нем рассказывается об американских астронавтах, которые после завершения миссии в результате аварии на орбите с ограниченным запасом кислорода. Пока люди в космосе пытались выжить, NASA спешно разрабатывала методики по их спасению. В результате с привлечением космического корабля СССР двоих астронавтов удается спасти. В «Потерянных» также звучало «Хьюстон, у нас проблемы!».

Аполлон-13

Однако по-настоящему знаменитым обращение к Хьюстону стало после возвращения на Землю астронавтов пилотируемого космического корабля Апполон-13. Из-за взрыва бака с кислородом и череды последующих поломок астронавты застряли на корабле с ограниченным запасом кислорода и питьевой воды. NASA не обладала четким планом по их спасению, а все возникающие внештатные ситуации решались специалистами космического агентства в реальном времени. Фразу «Хьюстон, у нас проблема» произнес один из членов экипажа, докладывая на Землю о поломке. Полет Апполона-13 произошел через несколько месяцев после выхода «Потерянных», поэтому, возможно, астронавт повторил то, что говорил его «коллега», оказавшийся в аналогичной ситуации. Едва не окончившаяся катастрофой миссия Апполона-13 послужила основой для одноименного фильма, рассказывающего о мужестве астронавтов, профессионализме и самоотверженности сотрудников NASA. Фраза-

Культура

Нет лучшего способа произвести впечатление умного человека, как вовремя упомянуть известную цитату из сокровищницы мировой литературы.

Однако многие цитаты, взятые вне контекста, часто имеют совершенно противоположное значение.

Вот несколько из этих известных фраз, которые люди часто ошибочно понимают.


Цитата о любви

1. "Любовь, ты движешь миром"


Это одна из известных неправильно истолкованных цитат была упомянута в известной сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес". Один из персонажей книги Герцогиня мимоходом произносит эту фразу после того, как отшлепала своего ребенка за то, что тот чихал. В контексте автор использовал это мудрое изречение саркастически .

"А мораль отсюда такова: «Любовь, любовь, ты движешь миром..., - сказала Герцогиня.

Кто-то говорил, будто самое главное - не соваться в чужие дела, - шепнула Алиса.

Так это одно и то же, - промолвила Герцогиня".

Цитаты из фильмов

2. "Элементарно, мой дорогой Ватсон"


Эта фраза известна всему миру, как принадлежащая Шерлоку Холмсу и считается таким же атрибутом известного британского детектива, как его трубка и шляпа. Однако Холмс никогда не говорил "Элементарно, мой дорогой Ватсон" ни в одной из 56 коротких историй и 4-х произведений Конан Дойля. Однако это фраза очень часто появлялась в фильмах.

Слова "Элементарно" и "мой дорогой Ватсон" появляются в непосредственной близости в истории про "Горбуна", но не произносятся вместе. В длинном диалоге после блестящей дедукции продемонстрированной Холмсом, Ватсон восклицает: "Превосходно!", на что Холмс ему отвечает "Элементарно!".

Сама фраза появилась впервые в книге "Псмит-журналист" английского описателя П. Вудхауса, а также в фильме о Шерлоке Холмсе 1929 года, возможно, чтобы сделать героев более запоминающимися.

3. "Хьюстон, у нас проблема"


В субботу 11 апреля 1970 года астронавты Джим Ловелл, Джон Суайгерт и Фред Хейз вышли на орбиту на борту корабля "Аполлон-13". Через несколько дней произошла авария, в результате чего экипаж потерял источник света, воды и электричества.

Члены экипажа сообщили о технических проблемах на базу Хьюстон "Хьюстон у нас была проблема ".

В фильме, снятому по мотивам этих событий, эта фраза звучала в настоящем времени, чтобы добавить драматизма. Сейчас ее используют, чтобы сообщить о любой проблеме часто с юмористическим смыслом.

Цитаты из Библии

4. "Бог помогает тому, кто помогает себе сам"


Эта фраза упоминается, как отрывок из Библии , хотя сама фраза никогда не появлялась в каком-либо из переводов этой книги. Также считается, что ее произносил известный американский деятель Бенджамин Франклин, а также британский теоретик Алгернон Сидней.

Идея состоит в том, что божественность не может заменить действий самого человека.

Интересно, что эта фраза противоречит тому, что говорится в Библии, где единственное спасение в Боге, который "спасет беспомощных".

5. "Деньги – корень всего зла"


Эта фраза является неверной интерпретацией цитаты "Любовь к деньгам – корень всего зла ", которая была упомянута в Новом Завете апостолом Павлом.

И даже эта фраза является искаженным переводом греческой фразы, которая означала, что жадность может привести к разным бедам, а не что все зло кроется в любви к деньгам.

Более сильный смысл эта цитата приобрела, возможно, во время промышленной революции, когда общество сконцентрировалось на накоплении богатства.

Цитаты со смыслом

6. "Цель оправдывает средства"


Эта цитата, которую приписывают итальянскому мыслителю Маккиавели, имеет прямо противоположное значение той настоящей фразе, которая была использована в его произведении "Государь".

Там сказано "Si guarda al fine ", то есть "нужно учитывать конечный результат", что означает, что "цель не всегда оправдывает средства". Другими словами вместо того, чтобы быть беспощадным в достижении великой цели, Маккиавели пытался сказать, что всегда нужно учитывать, стоят ли какие-то вещи жертв и стараний.

7. "Религия – опиум для народа"


Это еще один пример неправильной интерпретации слов известного деятеля Карла Маркса. Он не только никогда прямо не говорил, что религия - это опиум для народа, но и сами слова в то время имели совершенно другое значение .

Цитата, которая была использована в качестве критики работы Гегеля, звучала так:

"Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа".

Фраза немного двусмысленная, так как в те времена опиум не считался веществом, затуманивающим разум, а опиаты были законными, свободно продавались и считались полезным лекарством. С этой точки зрения Маркс считал религию полезным средством, который облегчает страдания.

Столице Техаса, слышали не все, то Хьюстон всем, конечно, знаком по расхожей фразе "Хьюстон, у нас проблема!" из фильма "Аполлон-13". На самом деле реплика астронавтов звучала немного иначе, но в массовой культуре прижился именно этот вариант.

Хьюстон вполне заслуженно называют Космическим городом: в его пригороде расположен Космический центр имени Линдона Джонсона. NASA использует его для подготовки астронавтов, управления полётами, разработки космических кораблей, медицинских исследований и так далее. Кроме того, сейчас там есть музей, где можно посмотреть на шаттлы, кусочки Луны и другие свидетельства полётов человека в космос.

В остальном это обычный американский мегаполис, очень большой (4-й по населению в США после Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Чикаго) и довольно грязный. Особенно славится местный смог и плохая вода, хотя в последние десятилетия Хьюстон постепенно внедряет "зелёные" производства, добычу энергии и транспорт.

Настоящие проблемы Хьюстон переживал в 80-е, когда на фоне нефтяного кризиса город потерял 220 тысяч рабочих мест и мог просто вымереть, . Его спасла ускоренная диверсификация экономики: зависимость от "нефтяной иглы" снизилась вдвое (с 87 до 44%), а основной упор делается на аэрокосмическую отрасль и здравоохранение.

01. Даунтаун небольшой, здесь есть несколько довольно старых небоскрёбов. Вот эта "открывашка" по центру - CenterPoint Energy Plaza 1974 года постройки, а "карандаш" слева - 1600 Smith Street, возведённый в 1984-м.

02. В центре попадаются исторические здания, но их совсем немного, и смотрятся они среди примитивных небоскребов явно лишними... Это главное здание Хьюстонской публичной библиотеки (1926 год).

03. Сити-Холл напоминает усечённый классический небоскрёб. Как будто тут было что-то похожее на Эмпайр-стейт-билдинг, но потом верхушку срезали.

04.

05. Центр местами какой-то заброшенный, встречаются неухоженные здания. Действительно напоминает Детройт.

06. Тумбы дают представление о том, какие здания были на этом перекрёстке раньше. Конечно же, тумба украшена Одинокой звездой. Чтобы звезде было не так одиноко, их тут две.

07. Даунтаун иногда выглядит пустынно. Обратите внимание на многоуровневый паркинг! К ним мы ещё вернемся.

08. Велопрокат. У велосипедных станций тут есть названия.

09. Как и в столице штата, в Хьюстоне есть сеть выделенных велодорог. Вообще, в США все крупные города взяли курс на велосипедизацию)

10. Обычный автобус, работающий на газе. Но для загрязнённого Хьюстона это прогресс. Сейчас есть два маршрута, которые обслуживают центральную часть города, проезд вроде бы бесплатный.

11. В 2004 году в Хьюстоне открыли небольшую легкорельсовую систему под названием METRORail. Сейчас работают две линии, ещё одну достраивают, в этому году уже должны запустить по ней движение.

12. Составы используются как местного производства (Urbos LRV испанской разработки)...

13. Так и чисто европейские (Siemens S70).

14. Это главная улица города, которую недавно реконструировали. Вы удивитесь, но называется она Мэйн-стрит)

15. Проект реконструкции назывался Midtown Houston и затронул сразу несколько улиц.

16. Бетон на центральных улицах постепенно меняют на плитку и кирпич. Перекрёсток вымощен таким образом, чтобы чётко обозначить трамвайные пути. Водители автоматически притормаживают перед таким перекрёстком.

17. Для движения машин здесь оставили по одной полосе в каждую сторону.

18. Пути обособлены, между ними клумбы. Вообще, машинам остается всё меньше места)))

19. Парковка не сплошная, а редкими карманами.

20. Трамвайные пути, посадочная платформа, велостанция и лишь одна полоса для автомобилей. Так и должна выглядеть современная улица в большом городе.

21. Многие американские города сейчас реконструируют, с улиц вытесняют автомобилистов, создают пешеходные пространства.

22. Хьюстон - не исключение, несмотря на пристрастие техасцев к автомобилям.

23. Неплохо.

24. Не просто остановка, а полноценная платформа.

25. Тут на маршрутах есть платные и бесплатные зоны. Хьюстонцы могут купить что-то типа нашей "Тройки" и в некоторых случаях "зарабатывать" себе бесплатные поездки. Но между такими знаками исключений для оплаты, очевидно, нет.

26. Оплата перед посадкой в таких автоматах.

27.

28.

29. Автомобильное движение в центре в ряде случаев одностороннее. Тут хочется сказать, что автомобильные города уходят в прошлое, но дочитайте пост до конца;)

30. Благоустройство

31.

32. Неочевидное решение с деревьями по центру тротуара.

34. Вместо открытого грунта тут растения и древесная стружка.

35. Попытка сделать город удобным для автомобилей приводит к строительству таких многоэтажных парковок прямо в центре.

36. В Хьюстоне немало многоуровневых паркингов, но даже их не хватает. Ничего хорошего от таких паркингов нет.

37. Цены, конечно, ниже, чем на Манхэттене: час - всего 284 рубля, 2 часа - 568 рублей.

38. Все пустыри также обычно заняты парковками.

39. Переход выделен мощением.

40. Хьюстонский люк ливневой канализации. Пеликан и рыба пропагандируют чистую воду.

41. На некоторых люках указано, куда именно ведёт водосток. Заставляет задуматься, сливать ли сюда какую-нибудь гадость, если завтра твои дети будут купаться в этом заливе.

42.

43. Во многих американских кафе установлены айпады. Тут предлагается дать чаевые в размере от 10 до 25% от счёта. Одна из причин, .

44. Это так называемая Часовня Ротко, на её стенах выставлены 14 работ Марка Ротко в чёрном цвете. Перед входом установлен "Сломанный обелиск", известный также как "Чёрная игла".

Интерьеры:

45. Указатель перед хьюстонским мандиром (индуистским храмом)

46. А вот сам храм. Неожиданно видеть такое в типично американском городе.

47. Считается, что это первый традиционный мандир в Северной Америке. Он был открыт в 2004 году. Для его создания в Индии вручную были вырезаны 33 000 отдельных элементов, которые затем переправили в США и собрали уже в Техасе как конструктор.

48. А это уже классический Хьюстон, без всяких там трамваев и велосипедов.

49. Только хайвеи, только хардкор.

50. И гигантские развязки.

51.

52. Смотрите, какая консоль со светофорами! Причем она элегантно увенчана фонарём!

53. Одноэтажная Америка

Путевые заметки:

13 апреля 1970 года на третьи сутки полёта, когда трое астронавтов экипажа пилотируемого космического корабля «Аполлон-13» находились на расстоянии 330 000 километров от Земли, в служебном модуле взорвался кислородный бак и вывел из строя 2 из 3 батарей топливных элементов, тем самым лишив корабль возможности пользоваться главным двигателем...

«Аполлон» - одна из самых масштабных и известных программ НАСА. В 1961 году, вскоре после полёта Юрия Гагарина, президент США Джон Кеннеди поставил задачу высадить человека на Луну, и этим человеком должен был стать американец. Но для начала нужно было создать ракету, которая смогла бы вывести на орбиту всё необходимое для полёта к Луне и обратно. Знаменитый немецкий конструктор Вернер фон Браун, один из основоположников ракетостроения, взялся за решение этой проблемы. Результатом его работы стало создание «Сатурна V». Эта ракета и по сей день остаётся самой тяжёлой, самой грузоподъемной, самой большой и самой мощной из созданных человеком.
А 3-х местные «Аполлоны», названные в честь древнегреческого божества, специально создавались для отправки астронавтов к Луне. С 1968 года за семь лет было произведено 15 успешных стартов.

Космический корабль «Аполлон-13» состоял из трёх основных модулей: командного (позывной «Одиссей»), служебного и лунного модуля (позывной «Аквариус»). Масса корабля на старте составляла около 50 тонн, высота около 15 метров, а диаметр – около 4 метров, объём жилых отсеков почти 13 м³. Объём пищи, воды и регенерационных блоков для восстановления кислорода обеспечивал трём астронавтам не более 14-ти суток автономного полёта. Почти всё время полёта астронавты размещались в командном отсеке, где находилось всё необходимое оборудование для управления кораблём и ведения наблюдений. Именно этот командный отсек в конечном счёте возвращается на землю и приземляется на парашютах вместе со всем экипажем. Лунный модуль служил лишь для маневров в непосредственной близости от лунной поверхности, посадки на неё и последующего взлёта. Он был рассчитан на пребывание в нём двух астронавтов в течение 75 часов.

Командиром экипажа был назначен опытный астронавт Джеймс Ловелл, совершивший к этому времени уже три полёта, включая полёт к Луне на «Аполлоне-8». Пилотом командного модуля был Джон Свайгерт, пилотом лунного модуля - Фред Хейз. Астронавты были хорошо подготовлены и имели отличную поддержку команды инженеров и учёных на Земле.
Их полёт должен был обеспечить очередную высадку на Луне.

«Аполлон-13» стартовал 11 апреля 1970 года с острова Меррит во Флориде. Выход на орбиту Земли прошёл в штатном режиме с минимальными отклонениями по скорости и высоте. Через два с половиной часа полёта включилась третья ступень «Сатурна V» и разогнала «Аполлон» до второй космической скорости на траектории к Луне. После окончания разгона, основной блок (командный и сервисный модули) отделился от третьей ступени, и Джек Свайгерт, развернув корабль на 180-градусов, пристыковался к лунному модулю и извлёк его из транспортного контейнера ракеты. С этого момента в полностью собранном виде «Аполлон-13» вошёл в основную фазу полёта.
Через 5 суток им предстояла сложная посадка на Луне, увлекательная работа на поверхности, а затем длительный путь домой.

На третьи сутки полёта после 47 часов нормальной работы начались первые признаки неполадок. Датчики показывали повышенный уровень жидкого кислорода в баке №2 служебного модуля, который был окислителем топлива для двигателей. Такие показания были ожидаемы, так как в условиях невесомости содержимое баков расслаивается, и датчики начинают выдавать неправильные данные. Для решения этой проблемы конструкторы корабля предусмотрели микро-турбины в каждом баке, с помощью которых можно перемешивать газовую и жидкую фазу газа и таким образом добиваться правильных показаний.
Но данные датчиков продолжали расти – давление в баке повышалось. Поступила команда начать перемешивание в баках. Свайгерт перещёлкнул тумблеры и процедура началась. Через шестнадцать секунд в 55:55:09 полётного времени «Аполлон-13» содрогнулся от мощного взрыва. Командир экипажа Джеймс Ловелл сообщает центру управления полётом в Хьюстоне о чрезвычайной ситуации, начиная свой доклад ставшими знаменитыми словами: «Хьюстон, у нас проблема». Он рассказывает о падении напряжения на панелях управления и о том, что после взрыва из двигательного отсека истекает какой-то газ и эта реактивная струя меняет ориентацию корабля.

Через три минуты полностью падает напряжение на электромагистрали В, снабжающей системы и оборудование командного модуля. Центр управления полетом дал указание экипажу свести расход электроэнергии к минимуму, экипаж начал отключать питание всех второстепенных приборов, но это не помогло – очень скоро стало падать напряжение и в электромагистрали А, и система электроснабжения командного модуля полностью вышла из строя. Давление кислорода в баке №2 упало до нуля, а в повреждённом баке №1 достигло 50% значений и продолжало падать. Это означало, что система жизнеобеспечения командного отсека сможет обеспечить существование экипажа только в течение 15 мин - именно на столько хватало энергии аварийных аккумуляторов.
Операторы из Хьюстона сразу же дали дистанционную команду на отключение двух из трёх топливных элементов, надеясь остановить утечку из двух баллонов с кислородом. Это автоматически означало отказ от планов высадки на Луну, так как для маневров вокруг Луны служебный модуль должен был иметь два рабочих топливных элемента.

Требовалось принимать быстрые и решительные меры по спасению экипажа – Ловелл и Хейз перешли в лунный модуль «Аквариус» и инициировали системы жизнеобеспечения в нём, Свайгерт в этот момент записывал все параметры полёта в главном компьютере корабля и отключал все системы командного модуля.
А на Земле десятки лучших специалистов НАСА начали экстренную выработку решений для обратного полёта, перебирая все возможные варианты. К их чести нужно сказать, что на эту работу было потрачено очень мало времени - то, что обычно занимает недели сложных расчётов, в этот раз сделали меньше чем за сутки.

Основной проблемой была невозможность использования основного жидкостно-реактивного двигателя служебного модуля, который и предназначался для маневров на пути к Луне и обратно. Из-за взрыва одного из кислородных баков его использование могло вызвать ещё большие разрушения, и такого риска предпочли избежать, намереваясь использовать двигатель лунного модуля для всех маневров. Однако конструкция двигателя – а что более важно, топливных баков – для него была предназначена для одноразового и кратковременного использования вблизи лунной поверхности. Подача топлива осуществлялась с помощью сжатого гелия, который давил на мягкую мембрану внутри бака, вытесняющую само топливо. Со временем давление в баках возрастало настолько, что гелий прорывал специально рассчитанную диафрагму и улетучивался в вакуум, после чего использование двигателя становилось невозможным.

Другой проблемой стали осложнения с навигацией и ориентированием корабля. При взрыве корабль раскрутился и потерял ориентацию, но что самое неприятное – его окружила целая туча мелких обломков, частиц обшивки, краски и газа. Всё это сверкало и светилось, переотражая солнечный свет, и делало невозможным наведение по звёздам.

Третьей и, пожалуй, самой важной проблемой стало жизнеобеспечение членов экипажа. Дело в том, что лунный модуль был рассчитан на пребывание в нём двух человек на протяжении максимум 75 часов, теперь же к ним присоединился третий астронавт, а время полёта заведомо было больше запланированного. Если с кислородом и питанием дела были в порядке, то с количеством пресной воды (теперь её требовалось больше для охлаждения всех систем) и с поглощением выдыхаемого углекислого газа дела обстояли худо. Более того, вскоре выяснилось, что из-за жёсткой экономии электроэнергии (этот ресурс был самым важным для благополучного возвращения домой), пришлось отключить обогрев кабины и температура стала катастрофически быстро падать. В итоге в течение всего полёта в кабине держалась температура около 11°C, а члены экипажа сильно мёрзли из-за отсутствия тёплой одежды и невозможности подвигаться в тесной кабине «Аквариуса», чтобы согреться.

Специалисты НАСА разработали несколько вариантов возвращения корабля на Землю, но в условиях скромного запаса топлива и ограниченных ресурсов жизнеобеспечения «Аквариуса» необходимо было найти компромиссный вариант, который обеспечил бы более быстрое возвращение живых астронавтов в атмосферу Земли. Для этого требовалось выполнить коррекцию траектории, облететь вокруг Луны и ускориться на пути к Земле. Первая коррекция была проведена на утро следующего дня после аварии. Теперь пошёл и обратный отсчёт времени до выхода из строя двигателя лунного модуля – прорыв мембраны в его баках прогнозировался между 105-ым и 110-ым часом полётного времени «Аполлона». До этого события оставалось примерно 40 часов. Коррекция прошла удачно, корабль лёг на нужный курс и начал облетать Луну.

Когда «Аполлон-13» проносился над обратной стороной Луны, Хейз и Свайгерт бросились с фотоаппаратами к иллюминаторам, они жадно снимали проносящиеся под ними кратеры и залитые светом пустынные равнины лунных морей. Ловелл уже видел это во время прошлого полёта и не испытывал такого энтузиазма. Снова дразнящая Луна ускользала от него, не позволяя искупать ботинки в своей пыли. Такой возможности ему не представится больше никогда.
На пути к Земле потребовалось включить двигатели во второй раз, чтобы увеличить скорость корабля и сократить время пребывания экипажа в сложных условиях с истекающим ресурсом жизнеобеспечения. Эта коррекция также была проведена успешно, и астронавты устремились к спасительному голубому шарику, который переливался яркими, полными жизни красками посреди зловещей космической темноты.
В кабине лунного модуля царила рабочая атмосфера: в клубах выдыхаемого пара, среди капель конденсата, сгорбившись в тесном пространстве, трое астронавтов усердно работали, проверяя и перепроверяя показания приборов, следуя инструкциям с Земли и настраивая оборудование. Они понимали, что от их действий и точного выполнения команд из Хьюстона зависит возвращение домой.

Но не всё зависело от действий людей. В тесной непредназначенной для троих кабине «Аквариуса» рос процент углекислого газа. Системы регенерации не справлялись с его переработкой, и когда содержание газа достигло 13%, появилась реальная угроза жизни экипажа. К сожалению, использовать фильтры системы поглощения из командного модуля было невозможно – он был обесточен. На борту и в центре управления полётом в Хьюстоне лихорадочно искали решение.
Спасителем стал специалист НАСА Эд Смайли – он предложил схему создания переходника для этих фильтров из подручных материалов, имевшихся на корабле. Сначала её испытали на земле, а затем передали подробные инструкции экипажу. Для переходника использовали оболочку костюма охлаждения от лунного скафандра и его шланги, картонные обложки от полетного плана, кусок полотенца Хейза и липкую ленту. Ловелл докладывал на Землю: «Выглядит это не очень симпатично, но вроде работает…» Очумелые ручки сработали на славу, и вскоре содержание углекислого газа стало падать, астронавты вздохнули свободнее.

Но впереди предстоял самый сложный и ответственный этап возвращения: последняя коррекция траектории, переход в командный модуль, расстыковка и непосредственный вход в атмосферу Земли.
Перед операцией третьей корректировки «Аполлон-13» постигла новая неудача – внезапно взорвалась одна из аккумуляторных батарей посадочной ступени лунного модуля, напряжение несколько упало, но в Хьюстоне сочли это некритичным и никаких аварийных действий не потребовалось.
Экипаж успешно провёл коррекцию траектории и на 108 часу полёта -произошёл разрыв мембраны в баке лунного модуля, и двигатель, выполнив все возложенные на него задачи, оказался, наконец, бесполезен. 17 апреля провели последнюю коррекцию траектории с помощью маломощных двигателей ориентации лунного модуля. Астронавты начали переносить необходимое оборудование и вещи в командный модуль, готовясь к посадке. Шёл 137 час их полёта.

После того, как Ловелл, Свайгерт и Хейз перебрались в «Одиссей», им требовалось отстыковаться от бесполезного служебного отсека. Эта сложная операция, включающая два разворота, прошла блестяще, и через иллюминаторы астронавты смогли, наконец, увидеть, что же произошло со служебным модулем. Одна из панелей длинной около четырёх метров и более полутора метров в ширину, прикрывающая системы служебного отсека, оказалась вырванной взрывом, сопло двигателя было покорёжено, почти всё оборудование этой части отсека было выведено из строя.

Последней операцией стало прощание с лунным модулем «Аквариус», который служил домом трём астронавтам на протяжении последних четырёх дней. Люки между модулями были задраены, проверена герметичность соединения и атмосфера внутри командного модуля, все системы жизнеобеспечения были запитаны и работали в штатном режиме. Оставалось только подорвать пироболты соединения и помахать ручкой плавно удаляющемуся «Аквариусу», которому так и не суждено было выполнить своё главное предназначение и побывать на Луне.

17 апреля в 18 часов 07 минут 41 секунду (142:56:46 полетного времени) «Аполлон-13» благополучно приводнился в 7,5 километрах от ожидающего судна спасательной команды. Все члены экипажа были спасены и доставлены самолётом на Гавайские острова.
Ловелл, Хейз и Свайгерт, конечно не без помощи специалистов из наземных служб НАСА, выбрались живыми из такой переделки, в какую до них не попадал никто. Астронавты и наземные службы Хьюстона за проявленное мужество и исключительно высокопрофессиональную работу были удостоены «Медали свободы» - высшей награды США для гражданских.

Пожалуй, стоит отметить, что эта авария, очень близко подобравшаяся к статусу космической катастрофы, сослужила троим американцам и хорошую службу. Ввиду того, что для их спасения использовалась траектория свободного облёта Луны, корабль «Аполлон-13» незапланированно установил рекорд удаления пилотируемого аппарата от Земли - 401 056 км, а его экипаж стал самым известным за всю историю полётов НАСА.
Так далеко до них не летал ещё никто.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры