Интеллект карта по психологии общения. Основные принципы работы интеллект-карт
Интеллект-карты, как графический метод, требуют не работы только мозга, но и руки, рисующей на листе бумаги схему с символическими рисунками. Именно графические образы, с точки зрения Бьюзена, заставляют наше мышление перестраиваться.
Рисунки, разноцветные буквы и стрелки подключают к процессу мышления и нашу эмоциональную сферу, что невозможно в логическом мышлении.
Как сделать сайт
Этапы составления интеллект-карты
Для работы нам понадобится чистый лист бумаги и цветные карандаши (ручки, фломастеры), не менее трех цветов. Размер листа – чем больше, тем лучше, но можно обойтись и форматом А4. Так же, как и само мышление, процесс составления умственной карты имеет радиантный принцип. То есть начинать составлять ее мы будем с центра.
- Этап 1. Центральная идея – образ.
Сформулируйте свою проблему максимально четко и коротко и напишите в центре листа печатными буквами, но некрупно – место вам еще понадобится. Здесь же в центре нарисуйте символическое изображение проблемы. Да-да, нарисуйте. Не пугайтесь, и не смущайтесь, того, что вы не умеете рисовать. Здесь важен не результат, рисование – это стимуляция мышления. Например, если вы хотите понять, как добиться успеха, то для кого-то символом будет высшая ступенька пьедестала почета, для кого-то вершина горы, для кого-то кошелек с деньгами или изданная книга.
Этап 2. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас проблема, с какими жизненными аспектами, ситуациями она связана, какие пути ее решения вы видите. Выберите первые наиболее яркие ассоциации, начертите стрелки, идущие от центральной идеи в разные стороны, и напишите вдоль них формулировки ассоциаций. Стрелки не должны быть прямыми, они могут иметь разный цвет и толщину, в зависимости от значимости.
Этап 3. Детализируйте каждую идею-ассоциацию, пусть у ваших стрелок появляются ответвления – новые ассоциации: какие-то особенности, сложности, возникающие на этом пути, дополнительные обстоятельства. Не забывайте рисовать, можно даже слова-пояснения заменять рисунками, символическими значками и т. д. Кстати, похожий метод используется для .
Этап 4. Вам кажется, что вы закончили интеллект-карту? Посмотрите ее внимательно. Вы уже поняли, как решить вашу проблему, или, возможно, вы хотите что-то добавить, появились новые идеи? Полюбуйтесь на свое творение, похвалите себя и добавьте то, что не хватает. Вы еще можете не раз вернуться к своей интеллект-карте.
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта информация сама собой "отложилась" в голове и как-то уже приведена в порядок. А если информация совсем "свежая" и её использование нужно уже сейчас, нет времени ждать несколько дней или недель пока она "созреет"? Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты.
Что это такое - интеллектуальные карты?
Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д. Интеллектуальные карты на сегодняшний день это наверное один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.
Интеллектуальные карты могут использоваться для:
- запоминания
- упорядочивания и систематизации информации
- планирования деятельности
- подготовки к выступлениям
- поиска решений в сложной ситуации
- рассмотрению различных вариантов решения задач.
В первоначальном виде карты назывались mindmap. На русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума или диаграммы связей. Чаще же используют более благозвучное название - интеллектуальные карты.
Рисуем mindmap
Итак переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у ребенка может получиться лучше - потому-что у него нет предрассудков свойственных взрослому. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить интеллектуальную карту. Следует правда учитывать, что в мире нет совершенства. Нарушив любое из них можно улучшить результат. Приобретя опыт создания и использования карт вы сами поймёте как их правильней всего рисовать.
За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт, хотя фамильное сходство в любом случае налицо. Я привожу тот способ, которым привык пользоваться сам.
Итак приступим:
- Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально и большинство составителей следуют этому совету. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами убедитесь, что поблизости нет резинки - ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.
- Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.
- В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт вы поймёте - главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.
- От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.
- От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.
- Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.
В качестве примера интеллектуальной карты приведём карту нарисованную самим Тони Бьюзеном.
Ну а пользоваться картами просто - взгляните на неё, вспомните как пришлось её рисовать, как создавались рисунки - и нужная информация окажется под рукой.
Разработка современных диаграмм связей принадлежит британскому писателю и психологу Тони Бьюзену и относится к концу 80-х годов прошлого века. Однако это только официальное утверждение метода. Известно, что еще в древности были попытки схематического изображения информации.
Интеллект-карта – пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вы помните, в каком виде нам задавали изучать информацию в школе? Книги с листами сплошного текста, логические списки и пошаговые алгоритмы действий должны были помочь нам приобрести новые знания, но не вызывали особого энтузиазма. Сложные предметы приходилось заучивать. Длинные простыни текста никак не хотели умещаться в голове. Все буквы, слова и абзацы сливались воедино, и взгляду не было за что зацепиться.
Хотя линейная запись информации в виде сплошного текста с логичной разметкой и замечательно подходит для написания литературы и составления всякого рода списков, это не самый лучший инструмент для наглядного структурирования информации и развития креативного мышления. И вот тут нам и нашим детям помогут ментальные карты.
Ментальные карты – это чудесный инструмент для визуализации практически любой информации. Принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами и принципе естественной иерархии.
Вот 5 интересных вариантов использования ментальных карт, которые подойдут для детей:
1. Упростить учебу
Покажите ребенку, как с помощью ментальных карт можно превратить главу из учебника в интересный и, главное, понятный и логичный рисунок или схему. Вместе с ребенком выделите главное из раздела учебника и перенесите информацию в логически связанную ментальную карту. Таким образом, вся информация станет не только наглядной и понятной, но её также будет легко запомнить.
2. Ставить цели и планировать неделю
Ментальные карты могут стать мощным инструментом для того, чтобы привить ребенку привычку ставить цели и планировать свое время. Вместо списка ежедневных дел и обязанностей, ребенок может оформить свои планы в забавную интеллект-карту.
Как правило, дети очень легко учатся работать с ментальными картами, а само создание интеллект-карт становится для них увлекательной игрой.
3. Планировать проекты и управлять ими
Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью ментальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты.
4. Работа с воспоминаниями
После поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций и воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями.
Такое занятие прекрасно подойдет детям в качестве простого ознакомления с ментальными картами.
5. Для самых маленьких
Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Знакомить своего четырехлетнего ребенка с mind mapping, начиная с комплексных явлений – не самая удачная идея.
Малышам нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый.
Майкл Типпер советует начать знакомство ребенка, с ментальными картами выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.
Например, выберите ферму и помогите ребенку придумать, что находится на ферме – сараи, животные, люди, машины. Это хороший способ изучать времена года, описывать разные характеристики объектов и так далее. Это поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.
Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы англ. Mind map ) - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем . Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. (Радиант - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти» или «ментальные карты». Наиболее адекватный перевод - «схемы мышления».
В некоторых европейских странах диаграммы связей используются при обучении детей в начальных классах школы.
Области применения
- конспектирование лекций
- конспектирование книг
- подготовка материала по определенной теме
- решение творческих задач
- планирование и разработка проектов разной сложности
- составление списков дел
- общение
- проведение тренингов
- развитие интеллектуальных способностей
- решение личных проблем
Правила построения диаграмм связей
- Чем больше лист - тем лучше. Минимум - A4. Расположить горизонтально.
- В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания.
- От центра исходят толстые основные ветви с подписями - они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
- Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
- Использовать желательно печатные буквы
- Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию - форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки
- Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей
Описание вариации метода диаграммы связей - метода омега-мэппинга
В левом краю по центру листа рисуем кружочек (квадратик, ромбик - по вкусу) и вписываем туда своё имя и то, что мы имеем здесь и сейчас. На противоположном конце делаем то же самое и вписываем то, что хотим получить.
Далее. От исходной точки рисуем веером стрелочки, обозначающие образы действий в данной ситуации - их может быть сколько угодно. Причём желательно поднапрячься и указать все возможные. После чего у концов стрелочек опять рисуем кружочки (квадратики, ромбики), и вписываем в них то, что получится в результате применения того или иного образа действия.
От полученных следствий опять рисуем возможные варианты образа действий и опять получаем следствия, помещённые в очередные кружочки (квадратики, ромбики).
В конечном итоге как минимум одна такая цепочка действий и следствий должна привести к желаемому результату.
В итоге получается схема, на которой легко вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Появляются также и промежуточные цели, на которые можно ориентироваться в процессе работы. Также становится очевидной наихудшая манера поведения, которая не только не даст желаемого результата, но и отберёт кучу сил и времени. Выделяем на бумаге то, что нам подходит, и концентрируемся на этих моментах, не забывая при этом выкинуть ту линию поведения, которая нам не нужна.
Программное обеспечение для управления диаграммами связей
Отображение диаграммы связей в разных программах
Программное обеспечение
- свободное ПО для построения диаграмм связей, написанное на Vym View Your Mind.
- XMind для разных платформ: Windows, Mac OS X, Debian/Ubuntu, Debian/Ubuntu x64. Есть в portable-версии
Веб-сервисы
- Mindomo - программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета
- - интернет-сервис для создания красивых диаграмм связей, нарисованных от руки, построенный на SilverLight
- MindMeister - Веб 2.0 приложение для построения диаграмм связей, поддерживает экспорт в pdf , MindManager 6 (.mmap), а также в документ.rtf или в виде изображения (.jpg, .gif, .png)
- Comapping - Веб 2.0 приложение для построения диаграмм связей, поддерживает автоматическую раскладку диаграммы и совместное редактирование
- Mind42 - простой, без особых излишеств, но очень аккуратно сделанный сервис, при помощи которого пользователь может создавать диаграммы связей.
- Text2MindMap - преобразует текстовый список в диаграмму связей, которую можно сохранить как JPEG-файл.
- Ekpenso - интернет-сервис для создания диаграмм связей, упрощающий процесс публикации.
- Bubbl.us - интернет-сервис совместного создания диаграмм связей
- XMind - интернет-сервис публикации карт памяти
Литература
- Тони и Барри Бьюзен, Супермышление, ISBN 978-985-15-0017-4
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Интеллект-карты" в других словарях:
Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия
Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия
Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия
Означают игру в карты. Пятьдесят две карты в колоде символизируют недели в году. Тринадцать карт каждой масти это тринадцать лунных месяцев. Четыре масти это миры, элементы, стороны света, ветра, времена года, касты, углы храма и т, п. Две… … Словарь символов
Запрос «ИИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Искусственный интеллект (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI) наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ… … Википедия
Термин, который появился в середине 1980 х годов в социологии при изучении процесса коллективного принятия решений. Исследователи из NJIT определили коллективный интеллект как способность группы находить решения задач более эффективные, чем… … Википедия
Возможно, вы искали Интеллект карта (Mind map) визуальный метод фиксации идей. Основная статья Карты памяти. Ментальная карта абстрактное субъективное отражение человеком окружающего мира. Понятие было введено в 1948 году Е.С. Толманом.… … Википедия