Ирина Архипова: “Музыка жизни продолжает звучать…”. Архипова Ирина — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Оперная певица ирина

Главная / Ссоры

Оперная певица (меццо-сопрано), народная артистка России. Крупнейшая представительница российской вокальной школы. Солистка Свердловского театра оперы и балета (1954 - 1955 гг.) и Большого театра (1956 - 1988 гг.). Педагог, профессор Московской консерватории. Президент Международного союза музыкальных деятелей, вице-президент Международной академии творчества и русской секции Международной академии наук. (2 января 1925 — 11 февраля 2010)

Фонд Ирины Архиповой занимается поддержкой и пропагандой молодых музыкантов-исполнителей, в том числе и певцов. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Обладательница титулов «Человек года» (Русский биографический институт, 1993 г.), «Человек столетия» (Международный биографический центр Кембриджа, 1993 г.), «Богиня искусств» (1995 г.), Всемирного приза искусств «Бриллиантовая лира», премии за благородное отношение к опере «Каста Дива» (1999 г.). Автор книг: «Музы мои» (1992 г.) и «Музыка жизни» (1991 г.).

Часто, отвечая на вопрос, как она стала певицей, Ирина Константиновна говорит: «Окончила архитектурный институт». Нелогичность такого ответа чисто внешняя, так как архитектурный институт, помимо широкого образования, эрудиции, чувства стиля, формы, композиции, дал ей и довольно серьезное музыкальное воспитание. Но все же главное - талант - был дарован от рождения, и Архипова, когда пришло время, сумела сделать выбор, предназначенный ей свыше.

Будущая дива оперной сцены родилась 2 декабря 1925 г. вМоскве, куда ее отец, Константин Иванович Ветошкин, переехал из Белоруссии, мечтая получить хорошее образование. Впоследствии он стал крупным специалистом в области строительства и участвовал в возведении зданий библиотеки им. Ленина и Дворца

Советов. Константин Иванович был очень музыкальным человеком, играл на нескольких инструментах, но был лишен певческого голоса, в отличие от супруги, Евдокии Ефимовны, в семье которой петь умели все. По приезде в Москву она даже прошла прослушивание в хор Большого театра, но муж не позволил ей работать там. Позже Ирина Константиновна вспоминала: «Первыми музыкальными звуками моего детства было мамино пение. У нее был очень красивый голос, задушевного, мягкого тембра. Папа всегда восхищался им. Хотя сам не имел голоса, но был очень музыкальным человеком, любил ходить на концерты, в театр на оперные спектакли. Самоучкой он научился играть на балалайке, мандолине, гитаре. Помню, как у нас дома на шкафах всегда лежали эти папины инструменты. Потом я узнала, что в семье папиных родителей, где было несколько сыновей, даже существовал своего рода семейный оркестр». А сама Ирочка очень любила петь в школьном хоре, посещать с родителями театр, а вместе с мамой даже напевала дуэты из понравившихся опер, «конечно, по слуху, не по нотам.».

Видя музыкальный талант дочери, Константин Иванович решил отдать Ирину учиться музыке по классу фортепиано. Девочка поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Но из-за внезапной болезни учиться ей там не пришлось, и поэтому чуть позже она поступила в школу имени Гнесиных. Ее первым педагогом по фортепиано была О.А. Голубева, а затем О.Ф. Гнесина. Параллельно с занятиями на фортепиано пела в хоре музыкальной школы. И тогда впервые получила оценку своего голоса от педагога по сольфеджио П.Г. Козлова, который предрек ей будущее знаменитой певицы. Однако отец приложил все силы, чтобы Ирина остановила свой выбор на архитектуре: серьезной, вдумчивой девочке, которая восторгалась работами знаменитых женщин-скульпторов А.С. Голубкиной и В.И. Мухиной, такая творческая профессия пришлась по душе. Поэтому после окончания школы в Ташкенте, куда она с родителями переехала с началом Великой Отечественной войны, Ирина поступила в МАРХИ - Московский архитектурный институт, который там находился в эвакуации.

Но и занятия музыкой Архипова не прекратила и теперь часто выступала в студенческих концертах, а после возвращения в Москву в ее жизни началась новая полоса, которая привела ее в оперный театр и на концертную сцену. Вокальный кружок МАРХИ вела известный концертмейстер Н.М. Малышева, благодаря которой пение Ирины приблизилось к профессиональному исполнению. Скупая на похвалы Надежда Матвеевна однажды сказала о своей ученице: «С Ирой можно говорить на одном языке - языке Шаляпина и Станиславского!» Следует отметить, что еще в те годы Малышева предложила Архиповой своеобразную трактовку образа Кармен - чистой, свободной, дикой, - которая нашла, отклик в душе Ирины и впоследствии стала краеугольным камнем в исполнении всей партии. Но тогда студентка и не думала, что ее ждет сцена, и преуспевала как архитектор. Ее дипломный проект памятника-музея в честь павших в Великой Отечественной войне в городе Ставрополе, напоминавший своеобразный пантеон, заслужил самую высокую оценку (следует отметить, что идея знаменитого ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде была воплощена после проекта Архиповой). С 1948 г. Ирина работала в архитектурно-проектной мастерской «Военпроекта», проектировала жилые дома на Ярославском шоссе, служебные постройки комплекса МГУ, стала автором проекта здания Московского финансового института на проспекте Мира. Но узнав об открытии вечернего отделения при Московской консерватории, Архипова поступила в класс народного артиста РСФСР Л.Ф. Савранского. Ее успехи были столь заметны, что уже через три года она дебютировала на московском радио для Италии. Ирина рассказала слушателям о своей семье, исполнила гимн Молинелли и русскую народную песню «Ох, долга ты, ночь». Но только перейдя на пятый курс консерватории, она решилась взять отпуск за свой счет, проучиться год на дневном отделении, а дальше - как сложится.

К архитектуре Архипова больше не вернулась. Правда, на пробе в труппу Большого театра она не понравилась, и ее не взяли, и поэтому Ирина продолжила обучение в аспирантуре. Но еще во время занятий в консерватории все были убеждены, что Архиповой суждено стать в первую очередь оперной певицей. В ее репертуаре уже тогда были сложные оперные партии, она принимала участие в самых престижных концертах, где выступала вместе с И.С. Козловским, А.П. Огнивцевым, Л.А. Руслановой, А.П. Зуевой, В.А. Поповым. В апреле 1954 года Ирину Архипову пригласили принять участие в комедии «Мещанин во дворянстве», которую привез в СССР парижский театр «Комеди Франсез». Она с успехом спела все спектакли в Москве и Ленинграде на французском языке и вновь пробовалась в Большой театр, но ее опять не взяли. Тогда ее педагог Савранский, которому уже надоело ждать, когда голос ученицы зазвучит со сцены, помог Ирине устроиться в Свердловский театр оперы и балета, который всегда славился высоким профессиональным уровнем. Дебют прошел успешно, а затем была победа в международном конкурсе вокалистов на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве (1955 г.). Победители выступили в Кремле перед членами правительства, и кто-то из них полюбопытствовал: «Почему Архипова не в Большом?» Но и это ничего не изменило. И только после великолепного выступления в Малом зале филармонии в Ленинграде с произведениями Р. Шумана и дебюта в «Царской невесте» в Малом оперном театре Архипову неожиданно для нее приказом Министерства культуры СССР перевели в Большой театр.

Дебют Архиповой в Большом прошел с огромным успехом. Она исполнила партию Кармен, а ее партнером в первой «Кармен» был болгарский певец

Любомир Бодуров. «Я каждый год стараюсь как-нибудь отметить тот свой дебют: в этот «несерьезный» день пою, если удается, спектакль в Большом театре или устраиваю на его сцене творческий вечер. В 1996 году мне удалось отметить и 40-летие моего прихода в Большой театр: именно 1 марта 1996 года был подписан договор на издание книги моих воспоминаний "Музыка жизни". Вот такое совпадение. Надеюсь, что оно оказалось счастливым.» Мало сказать - счастливым: именно с этого дебюта начались триумфальные выступления певицы. Самые трудные оперные партии, написанные для меццо-сопрано, казались созданными специально для Архиповой: Амнерис («Аида»), Эболи («Дон Карлос»), Азучена («Трубадур») в операх Верди, Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Элен Безухова («Война и мир» Прокофьева), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Марфа («Хованщина») Мусоргского и многие другие.

Кульминацией первого этапа артистической жизни певицы стал июнь 1959 г., когда в Советском Союзе состоялись гастроли Марио дель Монако. Успех «Кармен» в их исполнении был невероятным. Знаменитый итальянский тенор после выступления сказал: «Я двадцать лет пою на сцене. За это время я знал многих Кармен, но лишь три из них остались в моей памяти. Это Джоанна Педерцини, Райз Стивенс и Ирина Архипова». Теперь Ирина Константиновна уже не могла спокойно пройти через служебный вход театра: там всегда ждали сотни восторженных поклонников.

Этот успех открыл перед Архиповой двери на мировую оперную сцену. Благодаря теле- и радиотрансляции спектакля на всю Европу она получила многочисленные приглашения из-за рубежа. Но самым грандиозным было выступление в Неаполе (1960 г.) и Риме (1961 г.), а всемирно признанная вокальная школа мира - итальянская - склонила голову перед талантом русской певицы, признав ее лучшей из современных Кармен. «Кармен действительно озарила мою жизнь, поскольку с ней связаны очень яркие впечатления от первых лет моей работы в театре. Эта партия открыла мне дорогу в большой мир: благодаря ей я получила первое настоящее признание и у себя на родине, и в других странах», - говорит Ирина Константиновна. Следует отметить, что благодаря успеху Архиповой на итальянской оперной сцене был подписан документ - контракт с Ла Скала о первой стажировке молодых советских певцов в Италии.

Большинство критиков отмечало, что Архиповой присущи не только большое самообладание, чувство меры и актерское мастерство, но и огромная музыкальность, отличная память и яркий артистизм. Список городов и стран, которые Архипова покорила своим искусством, довольно внушителен, но в результате некоторых поездок открывались новые грани ее несравненного таланта. Так, во время выступлений в США в 1964 г. Ирина Константиновна познакомилась с изумительным пианистом Джоном Вустманом. Позже он постоянно сопровождал ее на концертах в США и Европе. А в 1970 г. во время третьего тура конкурса имени П. Чайковского Архипова и Вустман записали пластинку из произведений С. Рахманинова и цикла М. Мусоргского «Песни и пляски смерти», которая получила Гран-При «Золотой Орфей» в Париже. И вообще, в концертном камерном репертуаре певицы свыше 800 сложнейших произведений. Ее камерные программы включают романсы Метнера, Танеева, Прокофьева, Шапорина, Свиридова, а в 1990-х гг. певица организовала и исполнила цикл концертов «Антология русского романса». Огромное место в творчестве Архиповой еще со времен работы над дипломной программой заняли произведения, написанные для голоса в сопровождении органа. Она выступала в органных залах филармоний Минска, Москвы, Ленинграда, Киева, Кишинева, Свердловска, записала пластинку органной музыки в знаменитом Домском соборе в Риге, Кафедральном соборе Вильнюса, польском костеле в Киеве.

Г.В. Свиридов говорил: «Ирина Константиновна - артистка не только большого чувства и тонкого интеллекта. Она хорошо ощущает природу поэтической речи, обладает прекрасным чувством музыкальной формы, пропорцией искусства.» Именно это ценили в мастерстве певицы, когда приглашали ее для постановки спектаклей на лучших оперных сценах мира: «Хованщины» и «Бориса Годунова» в Ла Скала, «Кармен» в «Карнеги-холл», «Трубадура» в Нанси во Франции, после чего Архипова была занесена в «Золотую книгу» театра и получила контракт на «Аиду» в Руане и Бордо и на постановку «Трубадура» в Оранже. Эта постановка состоялась летом 1972 г. в рамках Международного оперного фестиваля и стала вехой в ее артистической судьбе: триумф в окружении выдающихся певцов и великой Монтсеррат Кабалье. Все, что связано с постановкой этой оперы, с выступлением в ней на сцене античного амфитеатра времен императора Августа, относится к самым сильным впечатлениям артистической карьеры. Дуэт Монтсеррат Кабалье и Ирины Архиповой, как писала французская пресса, ознаменовался «коронацией великой русской меццо». А статья после выступления в театре «Ковент гарден» была озаглавлена «Волшебное Меццо». «Архипова смогла оживить в нашей памяти величие Марии Каллас, одарив нас одновременно двумя неповторимыми часами музыки, которые взволновали нас» - так писала пресса после концерта памяти Марии Каллас на сцене «Ирода-Аттика», который состоялся в рамках гастролей Архиповой в Греции (1983 г.).

Ирина Константиновна в своих книгах бесконечно много рассказывает о людях, с которыми ее свела сцена. Это дирижеры и аккомпаниаторы, режиссеры и композиторы, прекрасные певцы и просто любители музыки. Существует и вещественное доказательство, как говорит Ирина Константиновна - «неархивная вещь». Это льняная скатерть, на которой расписывались многие выдающиеся люди, а затем их росписи вышила сама певица. Среди автографов Марии Максаковой, Зураба Анджапаридзе, Майи Плисецкой, Владимира Васильева, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Леонида Когана, Евгения Мравинского есть подпись тенора Владислава Пьявко, ее партнера по сцене и мужа. Вот уже почти 40 лет они идут вместе по жизни, вырастили сына Андрея, радуются внукам, а теперь особое внимание уделяют правнучке, которую назвали в честь прабабушки Ириной. Владислав Иванович к тому же является неизменным коллегой супруги по музыкально-общественной деятельности. А деятельность Архиповой, помимо сцены, огромна и многопланова.

С 1967 г. Ирина Константиновна является бессменным председателем жюри конкурса им. М. Глинки и конкурса им. П. Чайковского в разделе «сольное пение», регулярно принимает участие во многих престижных конкурсах мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и им. Марио Дель Монако в Италии, конкурса королевы Елизаветы в Бельгии, им. Марии Каллас в Греции, им. Франсиско Виньяса в Испании, вокальных конкурсов в Париже и в Мюнхене. А в 1997 г. по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Полада Бюль-Бюль оглы Архипова возглавила жюри конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня рождения этого выдающегося азербайджанского певца. И везде ценят не только ее исполнительское мастерство, талант педагога (с 1976 г. она преподает в Московской консерватории, проводит мастер-классы в Финляндии, США, Польше и др.), но и огромные организаторские способности. С 1986 г. Архипова возглавляет Всесоюзное музыкальное общество, в конце 1990 г. преобразованное в Международный союз музыкальных деятелей, принимает участие во многих международных конгрессах и симпозиумах общественных и государственных организаций по глобальным проблемам человечества. Не без ее участия удалось сохранить для Москвы знаменитый «птичий рынок», организовать выступление молодых певцов - лауреатов конкурса им. М. Глинки, «выбить» Колонный зал для проведения Международного конкурса им. П. Чайковского. В 1993 г. в Москве был организован Фонд Ирины Архиповой, занимающийся поддержкой и пропагандой молодых музыкантов-исполнителей, в том числе и певцов.

Ирина Архипова - уникальное явление на мировой оперной сцене. Она лауреат немыслимого количества премий (а еще Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II степени, ордена Русской православной церкви Святой равноапостольной княгини Ольги II степени, имеет медаль имени А.С. Пушкина и многие отечественные и зарубежные медали), а звание народной артистки ей было присвоено в СССР, России в республиках Кыргызстан, Башкортостан, титул Маэстра Дель Арте - в Молдове. Ирина Константиновна является профессором Московской государственной консерватории, действительным членом и вице-президентом Международной академии творчества и русской секции Международной академии наук, президентом Международного союза музыкальных деятелей и Фонда Ирины Архиповой. Есть среди ее титулов и наград уникальные: «Человек столетия» (Международный биографический центр Кембриджа, 1993 г.), «Богиня искусств» (1995 г.), Всемирный приз искусств «Бриллиантовая лира», российская премия «Каста Дива» «За благородное служение опере» (1999). В 1995 г. Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил имя Архиповой малой планете № 4424.

В настоящее время организован конкурс певцов им. Архиповой. И как хорошо, что это случилось еще при жизни певицы, посвятившей 45 лет оперному искусству, этой удивительной женщины, которая «была счастлива своими родителями, своими близкими, своими друзьями, счастлива своими учителями и своими учениками. Я всю жизнь занималась любимым делом, объездила почти весь мир, встречалась со многими выдающимися личностями, имела возможность делиться с людьми тем, чем одарила меня природа, ощущать любовь и признательность своих слушателей и чувствовать, что мое искусство нужно многим. А ведь это так важно каждому из нас - знать о своей нужности. Важно, что ты сделал в отведенное тебе на этой земле время. И что ты оставил после себя...»

Валентина Марковна Скляренко

Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006

Музыка с пеленок - начало биографии Ирины Архиповой

Ирина Архипова родилась в 1925 году в Москве в семье известного инженера Константина Ветошкина. Несмотря на свою техническую профессию, отец Ирины был музыкально одаренным человеком и играл на различных инструментах. Мать, Евдокия Галда, пела в хоре Большого театра. Поэтому живую музыку Ирина слышала в родительском доме постоянно, и с детства ходила в музыкальную школу.

Позже она начала посещать школу имени Гнесиных, где ее педагогом была Ольга Голубева, а затем Ольга Гнесина. Родители видели музыкальный талант дочери, но решили, что профессия архитектора позволит лучше устроиться в жизни, чем занятия музыкой.

Когда Ирина пошла в выпускной класс, началась война, и семья уехала в Ташкент, где в 1942 году Ирина поступила в Архитектурный институт. Здесь же через три года она начала учиться в вокальной студии при институте. Педагогом Архиповой была Надежда Малышева. Именно с посещения этой студии и началось настоящее знакомство будущей певицы с оперным искусством. Это стало первой ступенью ее творческой биографии.

Ирина АРХИПОВА. Ж. Бизе Хабанера (Кармен)

Ирина активно занималась в студии, но не меньше усердия проявляла и в подготовке к работе архитектора. Темой для диплома Архипова выбрала проектирование памятника в честь павших в Севастополе солдат. В то время прошло лишь три года с окончания войны, и таких памятников еще не ставили. Поэтому идея казалось новой и необычной. В 1948 году Архипова защитила дипломный проект на «отлично» и закончила учебу в институте.

Архипова-архитектор

После окончания учебы Архипова попала по распределению в архитектурную мастерскую, занимавшуюся московскими проектами. Здесь Ирина работала над конструированием жилых домов на Ярославском шоссе, а позже по ее проекту был построен Московский финансовый институт. Но и любимое занятие Ирина забросить тоже не могла.

Работая архитектором, она поступила на вечернее отделение консерватории. В 1951 году состоялся дебют певицы на радио. А через год она перевелась на дневное отделение консерватории, где прошел последний год ее учебы. Для этого пришлось взять долгосрочный отпуск за свой счет. Но к прежней работе Архипова все равно уже не вернулась. В 1953 году Она поступила в аспирантуру.

Ирина Архипова - певица

Окончив учебу в консерватории, Архипова пыталась пройти прослушивание в Большом театре, но все попытки были неудачными. В 1954 году Ирина уехала в Свердловск и, отработав год в театре оперы, подала заявку на участие в международном конкурсе вокала. Тогда к Архиповой и пришла удача, она выиграла конкурс и после него стала давать концерты в городах России

Ирина Архипова. «Архитектура Гармонии»

В 1956 году Ирина попала с гастрольным выступлением в Ленинград на сцену Малого театра. После этого поступило предложение остаться в Ленинграде. Но неожиданно Архипову перевели в Москву приказом Министерства культуры. И с первого марта 1956 Ирина Константиновна начала свою работу в Большом театре. Первое выступление – партия Кармен совместно с болгарским певцом Любомиром Бодуровым.

Расцвет карьеры

В том же году, когда Архипову взяли в Большой театр, она спела партии Амнерис («Аида»), Элен («Война и мир»), Мэг («Фальстаф»). А в 1958 последовала очень сложная партия в постановке чешского композитора Л. Яначека. После этого певица начала гастроли по странам Европы.

Самым важным выступлением стал вечер русских романсов в Риме, после которого был подписан договор о стажировке в Италии первых русских вокалистов. Популярность певицы росла, росло количество стран и городов, где она выступала. Архипову называли царицей русской оперы и лучшей в мире Кармен.

Личная жизнь Ирины Архиповой

За время активной учебы и творческих занятий Ирина Константиновна не забывала и личной жизни. Она вышла замуж за однокурсника Евгения Архипова и в 1947 году родила от него сына Андрея. С первым мужем певица быстро развелась, но до конца жизни оставила его фамилию. Под ней она и стала знаменитой.

Вторым мужем Архиповой стал переводчик Юрий Волков. Они познакомились в Италии во время ее стажировки в «Ла Скала». Но и этот брак был неудачным и вскоре распался. Познакомившись в 1966 году с третьим мужем, Ирина не расставалась с ним до самой смерти. Молодой певец Владислав Пьявко был на шестнадцать лет моложе своей супруги.

Детей у пары не было, но к тому времени Владислав уже был отцом четверых детей, а Ирина матерью единственного и самого любимого сына Андрея. В 1972 году родился внук, которого тоже назвали Андреем. Андрей Андреевич Архипов, как и его бабушка, получил техническое образование по специальности "электронное машиностроение", а затем окончил консерваторию.


В настоящее время он артист Большого театра. У Андрея есть дочь Ирочка, названная в честь прабабушки. Ира была ее любимицей, и тоже очень любила прабабушку. Сына Андрея Ирина Константиновна похоронила за четыре года до своей смерти. Ему было шестьдесят лет, Андрей не смог справиться с тяжелой болезнью. Сама Ирина скончалась в 2010 году в возрасте 85 лет.

Царица русской оперы Ирина Архипова незадолго до смерти потеряла сына. Здоровье русской певицы, потеря которой стала трагедией для мировой музыкальной культуры, подкосило семейное горе.
На шестидесятом году жизни скончался единственный сын Ирины Константиновны Андрей.

Точный диагноз сказать трудно, но он болел очень долго, хотя и была надежда, что кончится все хорошо, - призналась Life News исполнительный директор фонда Архиповой Надежда Хачатурова. - Это была большая потеря для Ирины Константиновны как матери.

Архипова всегда была закрытым человеком и никогда не афишировала, что происходит в ее жизни. Нам только было известно, что у нее не так давно умер сын Андрей, - сообщил бывший пресс-секретарь Большого театра Павел Токарев.

Кроме того, в январе 2010 года скончалась ее свекровь, 94-летняя Нина Кирилловна. Мамы супруга легендарной артистки не стало совсем недавно, и Ирина Константиновна тяжело переживала происходящее, уже находясь в больнице.

Владислав Иванович (муж Архиповой. - Прим.) сейчас находится в больнице, - рассказывает Надежда Хачатурова. - Он просто не в состоянии разговаривать - не прошло еще и сорока дней со дня похорон его мамы. Владислав Иванович просто в шоке от случившегося.

Сердце народной артистки СССР Ирины Архиповой остановилось сегодня рано утром.

Ночью сердце Ирины Константиновны останавливалось дважды, - сообщили Life News в Боткинской больнице. - Первый раз ее удалось спасти. Вторая остановка произошла около пяти утра, и, к сожалению, сделать что-то было уже невозможно.

Оперную певицу перевели в сосудистую реанимацию несколько дней назад из отделения ортопедии. 85-летняя Ирина Константиновна в клинику поступила с очень серьезными нарушениями работы сердца. У нее ишемическая болезнь сердца, стенокардия, аритмия. На фоне всего этого у нее возникли проблемы с суставами.

Врачи делали все возможное, чтобы помочь великой артистке. Несмотря на преклонный возраст, интенсивный курс лечения дал определенные результаты и оперной певице стало лучше.

Однако улучшение, как оказалось, было временным. Состояние певицы, исполнившей знаменитую Кармен (ее назвали лучшей в мире Кармен), резко ухудшилось. Ее повторно перевели в реанимацию. К сожалению, организм Архиповой не справился с тяжелым недугом, сердце остановилось.

Трагическую весть из реанимации сразу же сообщили мужу Архиповой Владиславу Пьявко.

Владислав Иванович сейчас находится в больнице, - рассказывает исполнительный директор фонда Архиповой Надежда Хачатурова. - Он просто не в состоянии разговаривать - не прошло еще и сорока дней со дня похорон его мамы. Владислав Иванович просто в шоке от случившегося.

В четверг в два часа дня агент Пьявко приходил в больницу, где оформил необходимые документы, связанные со смертью певицы. По словам сотрудников клиники, он провел в больнице около получаса. После его визита стало известно, что прощание с Ириной Архиповой состоится в Большом зале Консерватории в субботу в полдень, а после ее похоронят на Новодевичьем кладбище столицы.

Это огромная потеря для всего музыкального сообщества, не только российского, но и мирового, - говорит Иосиф Кобзон. - Ирина Константиновна давала возможность молодым исполнителям проявить себя, эта утрата не просто печальна, она очень горька. Я ее знал еще с юных лет, когда она выступала на сцене Большого театра, был ее большим поклонником, ее голоса. Последний раз мы виделись два года назад на фестивале в Твери, который устраивал ее фонд.

Ирина Архипова была одной из самых громких певиц мира, - вспоминает Николай Басков. - Под ее патронажем начинали свою карьеру многие известные российские артисты, например Дмитрий Хворостовский. Для всех, в том числе для нас, для молодежи, это огромная утрата. Она была очень чутким, ценным педагогом. Я знал ее с ранних лет, был еще совсем мальчиком. И знал очень хорошо - Ирина Константиновна была родственницей наших близких друзей. Конечно, она была великой женщиной! Настоящая царица! Архипова была очень властной: в ее присутствии очень многие терялись, смущались. Перед ней преклонялись!.. Огромная потеря для страны, очень, очень жаль.

Уже известно, что прощание состоится в большом зале консерватории в субботу или в воскресенье. По словам работников фонда Архиповой, вопрос о том, где будет похоронена великая певица, сейчас решается на самом высоком уровне.

Когда «царица русской оперы» праздновала 75-летие, некое зарубежное издание преподнесло, пожалуй, самый дорогой подарок. Оно назвало Ирину Архипову одной из главных меццо-сопрано XX века и заслуженно поставило в один ряд с великими исполнительницами Надеждой Обуховой и .

Детство и юность

Будущая титулованная оперная певица родилась во второй день января 1925 года в центре Москвы, трепетное отношение к которой сохранила в течение жизни.

«Мой родной город – Москва. Это город моего детства, юности. И хотя я объездила множество стран, видела немало прекрасных городов, Москва для меня – город всей жизни», – не скрывала она своих восторженных чувств.
Певица Ирина Архипова

Детство Ирины прошло в коммунальной квартире дома №3 в Романовском переулке. Любовь к музыке в семье, кажется, передавалась с молоком матери. Отец Константин Иванович, хоть и преуспел в профессиональном инженерном плане, виртуозно владел балалайкой, роялем, гитарой и мандолиной. Его жена Евдокия Ефимовна была солисткой хора Большого театра. Впрочем, существует версия, что женщина только прошла отбор, а муж воспротивился дальнейшей карьере любимой супруги в этом заведении.

Так или иначе, первоначальное знакомство с «песенным» искусством у девочки произошло благодаря родителям, постоянно водившим ребенка на концерты и оперы. Путь оказался предопределен: музыкальная школа. Выбранный класс фортепиано пришлось оставить из-за болезни и выбрать новое место учебы – саму «Гнесинку» у одной из ее создательниц Ольги Гнесиной.


Что касается высшего образования, то навыки рисования, война, мнение друзей-строителей отца и эвакуация в Ташкент внесли свои коррективы. Первым вузом стал архитектурный институт, который по возвращении девушка окончила уже в столице России, представив дипломную работу о проекте памятника погибшим в Великой Отечественной войне, и была зачислена в Чайковскую консерваторию, где позднее преподавала.

Уже на 2-м курсе Ирина исполняла арии в Оперной студии и выступала на радио. В течение 2 лет служила солисткой театра оперы и балета в Свердловске, не попав в Большой театр. Он случился позднее – всерьез и надолго.

Музыка

Роль, с которой Архипова дебютировала на свердловских театральных подмостках, – любовница боярина Грязного, Любаша, в опере «Царская невеста». В 1955-м покорился престижный международный конкурс, где выступление Ирины Константиновны было настолько убедительным, что «сверху» возмутились – якобы почему это она не в Большом.

Ирина Архипова исполняет арию из оперы «Кармен»

Досадное недоразумение исправили мгновенно. И здесь ее «Кармен» сразу же произвела настоящий фурор. Рукоплескавшая публика, очарованная тембром голоса и мастерством перевоплощения артистки, не догадывалась, что первоапрельская премьера далась той с трудом:

«По своей тогдашней неопытности я не знала, что бояться надо было не просто первого выхода на сцену Большого, а первого появления на ней именно в партии . Я не думала тогда, что это исключительный случай: впервые в Большом и сразу в главной роли! Мои мысли тогда были заняты одним – хорошо спеть спектакль».

Обольстительница Хозе, красавица-цыганка, открыла двери на мировые сцены. К ее ногам пали Милан, Рим, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Неаполь и прочие города плюс вся Япония. Уже позднее, в 1972-м, ей посчастливилось посотрудничать с «сеньорой Сопрано» , что произвело на Архипову огромное впечатление.

«Эта прославленная певица во все времена нашей совместной работы над «Трубадуром» вела себя очень достойно - без каких-либо «примадонских всплесков». Более того, она была очень внимательна к своим партнерам, спокойна, доброжелательна», – вспоминала Ирина Константиновна.

Кстати, после встреч с великими деятелями искусства артистка просила их расписаться на память на специальной скатерти.

Ирина Архипова исполняет арию «Аве Мария»

В репертуаре по большей части присутствовали произведения родных русских авторов, укрепивших ее популярность: «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Война и мир», «Евгений Онегин», «Садко», «Хованщина» и многие другие. Вскоре в творческой биографии значился и новый раздел – романсы и духовная музыка.

Выпущенная в 1987-м «Аве Мария» Архиповой заняла свое место в списке известных записей этого «хита».

Помимо основной деятельности, активно участвовала и в общественной – член жюри престижных советских и российских, а также мировых музыкальных конкурсов, автор 3 книг, вице-президент Академии творчества и Академии наук, создатель именного фонда помощи начинающим дарованиям.

Личная жизнь

Счастья в личной жизни титулованная певица, по сообщениям некоторых СМИ, искала трижды. Впервые узами брака она связала себя еще в молодости, во времена студенчества, с Евгением Архиповым, которому подарила единственного сына Андрея (1947). Других детей у артистки не было. Зато позднее появился внук Андрей, продолживший оперное дело знаменитой бабушки, и внучка Ирина, названная в ее честь.


Вторым избранником стал Юрий Волков, по профессии – переводчик. Третьего мужа Ирина сама себе «притянула». Бытует мнение, что, увидев ее «Кармен», тогдашний курсант, будущий тенор Владислав Пьявко вдохновился настолько, что после демобилизации решил поступать в ГИТИС.

Придя в театр, сначала ухаживал за , а потом влюбился в Ирину, которую взял натиском и упорством. Несмотря на солидную разницу в возрасте, рука об руку пара прошла более 40 счастливых лет. Их совместные фото – как рабочие, так и личные – тронут даже скептика.

Смерть

В праздник православного Крещения в 2010 году Ирину Константиновну госпитализировали в Боткинскую больницу, где спустя 23 дня она скончалась.

Причина смерти: патология сердца, нестабильная стенокардия. Прощание состоялось 13 февраля, на котором присутствовали видные российские деятели, например, и . «Голос вечной России» замолчал, что явилось заметной утратой для всего культурного мира.

Могила великого меццо-сопрано расположена на Новодевичьем кладбище. 9 июня 2018-го здесь открылся мемориал скульптора Степана Мокроусова-Гульельми.

Партии

  • «Царская невеста» (Любаша)
  • «Кармен» (Кармен)
  • «Аида» (Амнерис)
  • «Борис Годунов» (Марина Мнишек)
  • «Чародейка» (Княгиня)
  • «Хованщина» (Марфа)
  • «Пиковая дама» (Полина)
  • «Война и мир» (Элен)
  • «Снегурочка» (Весна)
  • «Мазепа» (Любовь)
  • «Трубадур» (Азучена)
  • «Садко» (Любава)
  • «Пиковая дама» (Графиня)
  • «Ифигения в Авлиде» (Клитемнестра)
  • «Бал-маскарад» (Ульрика)

Родилась в Москве. Отец - Ветошкин Константин Иванович. Мать - Галда Евдокия Ефимовна. Супруг - Пьявко Владислав Иванович, Народный артист СССР. Сын - Андрей. Правнучка - Ирина.

Отец Ирины Архиповой родом из Белоруссии. Он был из семьи потомственных железнодорожных рабочих, владевших своим ремеслом глубоко и серьезно. Трудовые традиции семьи Ветошкиных, стремление к знаниям привели отца в 1920-х годах в Москву, в Институт инженеров железнодорожного транспорта. Впоследствии Константин Иванович стал крупным специалистом в области строительства. В Москве участвовал в возведении зданий Библиотеки имени Ленина и разработке проекта Дворца Советов. Был очень музыкальным человеком, играл на нескольких инструментах, но, в отличие от своей супруги, Евдокии Ефимовны, в семье которой петь умели все, был лишен певческого голоса. Дед по матери, Ефим Иванович, обладал недюжинным музыкальным талантом и прекрасным голосом (бас-баритон), всю жизнь пел на сельских праздниках, в церкви. Одно время руководил колхозным хором. По приезде в Москву Евдокия Ефимовна прошла прослушивание в хор Большого театра, но ее муж, Константин Иванович, не позволил ей работать там.

Познание окружающего мира происходило не только с помощью зрительных образов, но и через посредство звуковых впечатлений. Первыми музыкальными звуками моего детства было мамино пение. У нее был очень красивый голос, задушевного, мягкого тембра. Папа всегда восхищался им. Хотя сам не имел голоса, но был очень музыкальным человеком, любил ходить на концерты, в театр на оперные спектакли. Самоучкой он научился играть на балалайке, мандолине, гитаре. Помню, как у нас дома на шкафах всегда лежали эти папины инструменты. Потом я узнала, что в семье папиных родителей, где было несколько сыновей, даже существовал своего рода семейный оркестр. Играл папа и на рояле.

Во времена моего детства "живая" музыка намного чаще, чем сейчас, звучала не только в семейном кругу - в школьной программе обязательными были уроки пения. Они были непременной частью разностороннего образования и эстетического воспитания детей. На таких уроках не просто пели, на них дети получали начала музыкальной грамоты - учили ноты. У нас в школе на уроках пения были даже музыкальные диктанты: помню, как мы получили задание записать нотами только что прослушанную мелодию народной песни "Во поле березонька стояла". Все это говорит об уровне преподавания и отношении к такому, как принято считать, "неосновному" предмету. Конечно, не все мои одноклассники любили уроки пения, но мне же они очень нравились, как и нравилось петь в хоре.

Конечно, родители старались делать все, чтобы и их дети получили разностороннее образование. Нас водили в театры, поощряли наши художественные склонности. Папа сам хорошо рисовал и относился благожелательно к моим первым опытам в этом направлении. В доме у нас часто звучала музыка и не только, когда приходили гости. Нередко мы с мамой напевали что-нибудь вдвоем. Особенно нам нравилось петь дуэт Лизы и Полины из "Пиковой дамы" П.И. Чайковского - конечно, по слуху, не по нотам...

Видя музыкальный талант дочери, Константин Иванович решил отдать Ирину учиться музыке по классу фортепиано. Она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, но из-за внезапной болезни учиться ей там не пришлось. Позже, чтобы наверстать упущенное, Ирина поступила в школу имени Гнесиных. Ее первым педагогом по фортепиано была Ольга Александровна Голубева. Через полтора года Ирина перешла к Ольге Фабиановне Гнесиной. Параллельно с занятиями на фортепиано пела в хоре музыкальной школы.

Впервые оценку своему голосу я узнала на уроке сольфеджио от педагога П.Г. Козлова. Мы пели задание, но кто-то из нашей группы при этом фальшивил. Чтобы проверить, кто же это делает, Павел Геннадьевич попросил каждого ученика спеть отдельно. Дошла очередь и до меня. От смущения и страха, что надо петь одной, я буквально съежилась. Хотя я спела интонационно чисто, но так волновалась, что голос звучал не по-детски, а почти по-взрослому. Педагог стал внимательно и заинтересованно прислушиваться. Мальчишки, тоже услышавшие в моем голосе что-то необычное, засмеялись: "Наконец-то нашли фальшивившего". Но Павел Геннадьевич резко прервал их веселье: "Напрасно смеетесь! Ведь у нее голос! Может быть, она будет знаменитой певицей".

Однако в семье не было сомнений: будущее Ирины - архитектура. В 1941 году она окончила 9-й класс, но началась война, которая во многом повлияла на выбор профессии. Осенью семья эвакуировалась в Ташкент. В 1942 году, окончив в Ташкенте школу, Ирина поступила в Архитектурный институт (МАРХИ), который находился также в эвакуации в Ташкенте. Экзамен по рисунку и черчению Ирина сдала с оценкой "отлично №1".

Лучшие дня

Выбор моей будущей профессии был предопределен еще в Москве. Когда к нам в гости приходили папины друзья-строители, то, глядя на меня, часто говорили: "Какая серьезная у вас дочка! Наверное, она станет архитектором".

Я тогда действительно выглядела строго: носила толстую косу, была подтянутой, всегда с серьезным выражением лица. Мне очень льстило такое мнение взрослых, тем более что это совпадало с моими планами - я восторгалась работами знаменитых женщин-скульпторов А.С. Голубкиной и В.И. Мухиной и мечтала быть скульптором или архитектором. И это было просто счастливым совпадением, что Архитектурный институт оказался в Ташкенте совсем рядом с нашим домом.

В Ташкенте Ирина Архипова возобновила занятия музыкой, и там же, в Архитектурном институте, состоялось ее первое публичное выступление. Ирина исполнила романс Полины. Выступление оказалось не слишком удачным - подвело сильное волнение. В 1944 году, когда институт вернулся из эвакуации в Москву, она решилась выступить еще раз. Со временем эти концерты стали неотъемлемой частью ее студенческой жизни.

Часто, отвечая на вопрос, как она стала певицей, Ирина Константиновна говорит: "Окончила Архитектурный институт". Нелогичность такого ответа чисто внешняя, так как Архитектурный институт, помимо широкого образования, эрудиции, кругозора, представления и ощущения пространства, чувства стиля, формы, композиции, давал и довольно серьезное музыкальное воспитание. В стенах института музыка пользовалась большим уважением. И педагоги, и студенты были заядлыми театралами.

В 1945 году "отец архитектуры", знаменитый академик Иван Владиславович Жолтовский пригласил Надежду Матвеевну Малышеву в МАРХИ вести вокальный кружок, в который и поступила Ирина Архипова. До этого Надежда Матвеевна работала концертмейстером у известного вокального педагога Г.Адена. С этого момента началась новая полоса в жизни Ирины, которая привела ее в оперный театр и на концертную сцену. Именно с этого момента и начинается ее творческая (певческая) биография.

Надежда Матвеевна с самого начала подводила меня к правильной трактовке произведений, учила чувствовать форму, разъясняла подтекст, подсказывала, с помощью каких приемов можно добиться высокого художественного результата. В нашем кружке все оценивалось по самым высоким меркам настоящего искусства. Мой репертуар быстро увеличивался, Надежда Матвеевна была мной довольна, но при этом скупа на похвалы. Поэтому для меня было большой радостью узнать, что она сказала обо мне: "С Ирой можно говорить на одном языке - языке Шаляпина и Станиславского!"

В вокальном кружке началось серьезное знакомство будущей певицы с романсовой и оперной литературой. Интересно, что во время занятий над Хабанерой из оперы "Кармен" Ж.Бизе Н.М.Малышева предложила свою трактовку образа Кармен - чистой, свободной, дикой, - которая нашла отклик в душе Ирины и впоследствии стала краеугольным камнем в исполнении всей партии. Через несколько месяцев после начала занятий состоялись ее первые вокальные вечера в архитектурном.

Занимаясь пением, делая успехи в концертах вокального кружка и его вечерах, И.К. Архипова тем не менее продолжала готовиться к работе архитектора и настойчиво работала над дипломным проектом под руководством профессора М.О. Барщ, преподавателей Г.Д. Константиновского, Н.П. Сукоянца и архитектора Л.С. Залесской.

Для своего диплома я выбрала не совсем обычную тему - проектирование памятника-музея в честь павших в Великой Отечественной войне в городе Ставрополе. Необычность была не в теме - прошло только три года после окончания войны, и память о павших была очень свежа, а сооружение памятников в их честь было более чем актуально. Необычным было предложенное мною решение - возвести на возвышенном месте в парке, в самом центре города Ставрополя монумент в виде своеобразного пантеона. По тем временам это было ново: сразу после войны памятников-пантеонов еще никто не строил. Это потом они стали появляться в различных местах нашей страны - достаточно назвать знаменитый ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде или открытый совсем недавно мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве.

В самом городе Ставрополе я не была, но мне, как и другим дипломникам, предоставили все необходимые материалы - фотографии, планы, литературу, - поэтому я хорошо представляла то место, где предлагала установить памятник. По моему проекту он должен был стоять на Комсомольской горке - это самое возвышенное место в парке, которое я хотела увенчать какой-то вертикалью. И этой зрительной доминантой должен был стать памятник-музей, возведенный в виде ротонды с колоннами. Внутри ротонды я наметила разместить музей Славы со скульптурными изображениями героев, с выбитыми на стенах фамилиями павших. К этой ротонде должны были сходиться аллеи парка, детальную планировку которого (и прилегающей к нему местности) я тоже сделала.

Сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, что тогда совсем еще молодой архитектор, я интуитивно ощутила и попыталась в меру своих сил выразить то, что впоследствии стало характерным для нашей монументальной архитектуры.

До недавнего времени я была уверена, что мой дипломный проект исчез где-нибудь в архивах института или вовсе пропал (ведь прошло почти полвека!). Но некоторое время назад мне позвонили и сообщили, что в институте организовали выставку работ архитекторов, которым привелось жить, учиться и работать в эпоху тоталитаризма - с 1938 по 1948 год, - и что на выставке экспонируется и мой дипломный проект. Позднее на одном из моих вечеров в зале Дома архитектора, которые я организую регулярно, выступил ректор Архитектурного института и сообщил, что побывавшие на выставке немецкие и японские зодчие заинтересовались некоторыми проектами для планируемых ими выставок в других странах. Среди отобранных работ оказался и мой проект...

Защитив на "отлично" диплом и успешно окончив институт, в 1948 году Ирина Архипова получила назначение на работу в архитектурно-проектную мастерскую "Военпроекта", где она занималась проектированием жилых домов на Ярославском шоссе. В это время в мастерской Дворца Советов группа архитекторов под руководством Л.В. Руднева вела проектирование комплекса Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова на Воробьевых горах. Проектирование служебных построек комплекса было передано Л.В. Рудневым "Военпроекту", из которых гараж, типография и химическая лаборатория были поручены Ирине Архиповой, и эта работа была успешно выполнена ею. Архитектор Ирина Архипова - автор проекта здания Московского финансового института на проспекте Мира.

В том же 1948 году, узнав, что в Московской консерватории открылось вечернее отделение, Ирина, продолжая работать архитектором, поступила на первый курс в класс Народного артиста РСФСР Леонида Филипповича Савранского.

В марте 1951 года студентка 3-го курса Московской консерватории и архитектор "Военпроекта" Министерства обороны Ирина Архипова дебютировала на московском радио для Италии. Она рассказала слушателям о своей семье, исполнила гимн Молинелли и русскую народную песню "Ох, долга ты, ночь".

К 5-му курсу стало очевидно, что нужно окончательно определяться с профессией. К занятиям в консерватории прибавились спектакли в оперной студии, работа над камерным репертуаром, участие в концертах. Ирина Архипова решила взять годичный отпуск за свой счет, перейти на дневное отделение, окончить консерваторию и там посмотреть, что получится. Вышло так, что в архитектуру Ирина Архипова так больше и не вернулась.

Во время работы над дипломной программой, в которую была включена ария из "Мессы" И.С. Баха, Ирина Архипова репетировала в Большом зале консерватории с Гарри Гродбергом, игравшим на знаменитом органе. С той поры в биографии профессиональной певицы появилась линия органной музыки. Она пела впоследствии с органистом М. Ройзманом, И. Браудо, П. Сиполниексом, О. Цинтынем, О. Янченко. Выступала в органных залах филармоний Минска, Москвы, Ленинграда, Киева, Кишинева, Свердловска и многих других городов нашей страны. Записала пластинку органной музыки в знаменитом Домском соборе в Риге, Кафедральном Ссборе Вильнюса, польском костеле в Киеве и т.д.

Блестяще выступив на дипломном концерте и с отличием сдав Государственные экзамены, Ирина Архипова поступила в аспирантуру, но на пробе в труппу Большого театра она не понравилась, и ее не взяли. В аспирантуре она занималась сначала в классе Ф.С. Петровой, потом по камерному пению - у А.В. Доливо, и все эти годы она не порывала с Н.М. Малышевой.

Еще во время занятий в консерватории все были убеждены, что Ирине Архиповой суждено стать в первую очередь оперной певицей. В ее репертуаре уже тогда стояли сложные оперные партии. Ее нередко приглашали принять участие в самых престижных концертах с участием признанных мастеров-вокалистов. 1 марта 1954 года Ирина Архипова приняла участие в концерте в Краснознаменном зале ЦДСА, где она выступала вместе с И.С. Козловским, А.П. Огнивцевым, Л.А. Руслановой, А.П. Зуевой, В.А. Поповым. В апреле 1954 года Ирину Архипову пригласили принять участие в комедии "Мещанин во дворянстве", которую привез в СССР парижский театр "Комеди франсез". Она с успехом спела все спектакли в Москве и Ленинграде на французском языке и вновь пробовалась в Большой театр, но ее опять не взяли.

Однажды Леонид Филиппович Савранский, которому уже надоело терпеть, что голос его ученицы все еще остается невостребованным (он возмущался: "Не могу видеть, что вы не поете! Куда это годится?"), повел меня к Г.М. Комиссаржевскому, старому театральному деятелю, известному еще до революции импрессарио. Я спела ему несколько вещей. Он тут же при нас по телефону продиктовал телеграмму в Свердловск, директору оперного театра М.Е. Ганелину: "Высокая, стройная, интересная, музыкальная, с полным диапазоном, столько-то лет..." То есть полная характеристика.

Вскоре пришел ответ: Ганелин предлагал мне приехать для прослушивания. Я не поехала - решила продолжать учебу в аспирантуре. Через два-три месяца в Москве появилась режиссер Свердловского театра Наталья Баранцева. Она меня послушала и тоже спросила: "Приедете или будете преподавать?" Я ответила: "Еще не знаю".

В конце театрального сезона в Москву приехал сам М.Е. Ганелин. Прослушал меня и сказал: "Даю вам дебют!" Без всяких проб... Вернувшись в Свердловск, он тут же выслал мне деньги, "подъемные", чтобы я могла выехать. Рассчитал все правильно: получив деньги, я уже не смогу отказаться - все-таки у меня теперь перед ним появились обязательства. И я приняла окончательное решение - еду в Свердловск! Тем более что театр там всегда славился хорошим профессиональным уровнем, в то время там пел знаменитый бас Борис Штоколов. Это что-нибудь да значило.

В 1954 году Ирина Архипова перевелась на заочное отделение аспирантуры вокального факультета и уехала в Свердловск, где проработала всю зиму в театре оперы и балета. В 1955 году она одержала победу на международном конкурсе вокалистов на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве, который закончился концертом победителей в Кремле и на котором кто-то из членов правительства спросил: "Почему Архипова не в Большом?". После фестиваля началась текущая жизнь солистки свердловской оперы. Ирина Архипова приняла участие в заключительном гастрольном концерте театра, который проходил в Ростове-на-Дону, а затем выехала вместе с ним в Кисловодск и начала готовить партию Кармен, в которой вскоре с успехом и выступила.

Одновременно у И.Архиповой началась и "ленинградская линия".

28 января 1956 года состоялось ее первое гастрольное концертное выступление - концерт из произведений Р. Шумана в Малом зале филармонии в Ленинграде. Через два дня певица с успехом дебютировала в "Царской невесте" в Малом оперном театре. После этих концертов Ирине Архиповой предлагали остаться в Ленинграде, но ее неожиданно для нее самой приказом Министерства культуры СССР перевели в Большой театр.

1 марта 1956 года Ирина Архипова приступила к работе в Большом, а ровно через месяц, 1 апреля, состоялся ее дебют - с огромным успехом она исполнила партию Кармен. Ее партнером в первой "Кармен" был болгарский певец Любомир Бодуров. Партию Микаэлы пела Е.В. Шумская, дирижировал В.В. Небольсин.

От дебютного спектакля в Большом театре память сохранила чувство какого-то необыкновенного страха. Но это был вполне оправданный, естественный ужас перед предстоящим выходом на знаменитую сцену, пока мне незнакомую. Это был "разовый" страх - как я спою? Как примет меня публика, которой я тоже была пока незнакома?

По своей тогдашней неопытности я не знала, что бояться надо было не просто первого выхода на сцену Большого, а первого появления на ней именно в партии Кармен. Я не думала тогда, что это исключительный случай: впервые в Большом и сразу в главной роли! Мои мысли тогда были заняты одним - хорошо спеть спектакль.

Я каждый год стараюсь как-нибудь отметить тот свой дебют: в этот "несерьезный" день пою, если удается, спектакль в Большом театре или устраиваю на его сцене творческий вечер. В 1996 году мне удалось отметить и 40-летие моего прихода в Большой театр: именно 1 марта 1996 года был подписан договор на издание книги моих воспоминаний "Музыка жизни". Вот такое совпадение. Надеюсь, что оно оказалось счастливым...

В декабре 1956 года на сцене Большого театра Ирина Архипова спела Амнерис ("Аида" Дж.Верди). Затем последовали "Война и мир" (Элен), "Фальстаф" (Мэг) в постановке Б.А. Покровского. Огромной честью и удовольствием считала Ирина Архипова петь в концертах, где дирижировал А.Ш. Мелик-Пашаев. С его смертью закончился большой и важный этап артистической жизни певицы. Она получила огромный творческий багаж от вдохновенного мастера. Он во многом определил ее творческую судьбу, ибо уже на первых порах заложил в ней прочный фундамент, основанный на требовательности, вкусе, музыкальности.

В 1958 году в Большом театре осуществлялась постановка труднейшей оперы чешского композитора Л. Яначека "Ее падчерица" ("Енуфа"). Музыкальным руководителем и дирижером постановки был главный дирижер Пражской оперы Зденек Халабала. Режиссером-постановщиком был режиссер из оперного театра города Брно (Чехословакия) Лингарт. Ирина Архипова исполнила архитруднейшую партию Дьячихи (Костелнички).

Хотя для постановки оперы в Москву из Брно приехал режиссер, дирижера Халабалу тоже можно было назвать не просто музыкальным руководителем, но и полноправным постановщиком: весь музыкальный, ритмический рисунок, выписанный композитором, Зденек Антонович (так мы называли его на русский манер) перевел в драматургическое действие. В своих мизансценах он шел от музыки. Например, в партии Штевы много пауз, и Халабала объяснил почему: Штева боялся гневной старухи Дьячихи и от страха заикался. Когда эти и другие особенности партитуры оперы были объяснены певцам, все становилось на свои места и было понятно.

Работал Зденек Антонович настолько интересно, что я вскоре стала относиться к незнакомому мне прежде музыкальному материалу с меньшим страхом, а потом так увлеклась этой партией, что не ограничивалась только собственными репетициями с Халабалой, а оставалась и на других, чтобы видеть, как он работает с исполнителями. Наблюдая его в это время, я могла применять и к себе все те его требования и советы, которые он давал моим партнерам.

Другим ярким примером того, как надо работать на сцене, стал для Архиповой С.Я. Лемешев. Под его руководством она участвовала в постановке "Вертера". Спектакли шли с огромным успехом, не говоря уже о том, какой триумф был на спектаклях самого С.Я. Лемешева - Вертера. Именно у него научилась певица отдавать все силы и все помыслы работе над образом, над оперой.

В мае 1959 года Ирина Архипова впервые исполнила одну из самых своих любимых ролей - партию Марфы в "Хованщине" М.П. Мусоргского.

Кульминацией первого этапа артистической жизни И.К. Архиповой стал июнь 1959 года, когда в Советском Союзе состоялись гастроли знаменитого итальянского тенора Марио дель Монако. Он был первым итальянским оперным певцом на советской сцене. Его приезд стал огромным событием, а успех "Кармен" с его участием был невероятным.

Зал приветствовал нас стоя. Не помню, сколько раз мы выходили на поклоны. Марио целовал мне руки, у меня из глаз текли слезы - от радости? От напряжения? От счастья? Не знаю... Артисты хора подняли Марио и на руках понесли его со сцены в артистическую. Такой чести в свое время был удостоен только Ф.И. Шаляпин. Марио, тоже радостный, счастливый, сказал тогда: "Я двадцать лет пою на сцене. За это время я знал многих Кармен, но лишь три из них остались в моей памяти. Это Джоанна Педерцини, Райз Стивенс и Ирина Архипова".

Выйти на улицу оказалось непросто - нескончаемые овации москвичей, увидевших ожидаемое чудо, перекинулись за стены театра, который окружила огромная толпа. В ней были и только что вышедшие из зала, и не попавшие на спектакль, и те, кто смотрел трансляцию по телевидению и успел приехать к Большому.

Я не считала себя знаменитой и полагала, что без грима и костюма меня никто не узнает у служебного подъезда и я могу выйти из театра совершенно спокойно. Но московская публика умеет любить! Меня тут же окружили, говорили самые добрые слова, благодарили. Не помню, сколько я тогда подписала автографов... Впервые в жизни так много...

Грандиозный успех "Кармен" в Москве открыл перед Ириной Архиповой двери на мировую оперную сцену и принес певице мировой успех. Благодаря теле- и радиотрансляции этого спектакля на всю Европу она получила многочисленные приглашения из-за рубежа. Во время гастролей в Будапеште она впервые исполнила Кармен по-итальянски. Ее партнером, в роли Хозе, был талантливый певец и актер Йожеф Шиманди. А впереди предстояло петь с Марио дель Монако в Италии! В декабре 1960 года "Кармен" шла в Неаполе, а в январе 1961 года - в Риме. Здесь ей сопутствовал не просто успех - триумф! Он стал свидетельством того, что талант Ирины Архиповой получил признание на родине лучшей в мире вокальной школы, а дель Монако признал Ирину Архипову лучшей из современных Кармен.

Ты - мой восторг, мое мученье,

Ты озарила счастьем жизнь мою...

Моя Кармен...

Так обращается к Кармен влюбленный Хозе в своей знаменитой арии из второго акта, или, как ее еще называют, "арии с цветком".

Я тоже с полным правом могу повторить эти слова признания своей героине. И хотя нельзя сказать, что работа над этой ролью была моим мучением, но давалась мне моя Кармен не сразу и не просто, а после многих сомнений и поисков своего видения, своего понимания этого персонажа очень популярной оперы Бизе и не менее популярной новеллы Мериме. Зато бесспорно, что исполнение этой партии оказало решающее влияние на всю мою дальнейшую творческую судьбу. Кармен действительно озарила мою жизнь, поскольку с ней связаны очень яркие впечатления от первых лет моей работы в театре. Эта партия открыла мне дорогу в большой мир: благодаря ей я получила первое настоящее признание и у себя на родине, и в других странах.

Гастроли в Италии имели огромное значение для всего отечественного искусства. Это были первые в истории советского оперного искусства выступления русской певицы и ее участие в постановках на итальянской оперной сцене. Кроме того, Ирина Архипова выступила в Риме с вечером русских романсов. Результатом этих гастролей стало подписание директором "Ла Скала", доктором Антонио Гирингелли и послом СССР в Италии С.П. Козыревым документа-контракта о первой стажировке молодых советских певцов в Италии. Вскоре туда поехали Т. Милашкина, Л. Никитина, А. Ведерников, Н. Андгуладзе, Е. Кибкало.

Росла популярность Ирины Архиповой и на родине. В ноябре 1961 года состоялся ее первый сольный концерт в Колонном зале Дома союзов. В его программе - классическая музыка. И. Архипова решила исполнять испанский романс Шапорина "Прохладой ночь дохнула" и почувствовала, что произведение советского композитора заняло равноправное место рядом с прославленной классикой.

Осенью 1963 года проходила работа над первой оперой, которая предназначалась для сцены только что открытого Кремлевского Дворца съездов - "Дон Карлос" Дж. Верди. Ирине Архиповой была поручена партия Эболи. Для постановки был приглашен болгарский дирижер Асен Найденов, который сказал потом: "Ирина Архипова обладает не только большим самообладанием, чувством меры и актерским мастерством, но и огромной музыкальностью, отличной памятью и ярким артистизмом. Я знаю двух певиц, которые справились блестяще с этой труднейшей партией, - Елена Николаи и Ирина Архипова".

В мае-июне 1963 года состоялась поездка Ирины Архиповой в Японию, где она провела 14 сольных концертов по всей стране, а в 1964 году на гастролях Большого театра в Милане, в "Ла Скала", Ирина Архипова блестяще выступила в партиях: Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Полина ("Пиковая дама") и Элен Безухова ("Война и мир"). В том же году И. Архипова осуществила свою первую поездку в США. В Нью-Йорке она познакомилась с пианистом Джоном Вустманом, с которым она до сих пор остается в настоящей творческой дружбе. С ним певица неоднократно гастролировала в США, Европе, в частности, пела вместе с ним один из концертов в зале "Плейель" в Париже. В 1970 году во время третьего тура конкурса имени П.И. Чайковского Ирина Архипова и Джон Вустман записали на фирме "Мелодия" пластинку из произведений С. Рахманинова и цикл М.П. Мусоргского "Песни и пляски смерти". Эта пластинка получила Гран-при "Золотой Орфей" в Париже.

В 1967 году Ирина Архипова приняла предложение принять участие в постановке "Хованщины" М.П. Мусоргского в знаменитом "Ла Скала", став первой русской певицей, получившей приглашение участвовать в постановке спектакля за рубежом. Партию Марфы в премьерных спектаклях Ирина Архипова исполняла по-итальянски. Партию Ивана Хованского исполнил знаменитый болгарский бас Николай Гяуров.

Вернувшись в Москву после своих первых миланских гастролей, я вскоре получила от доктора Антонио Гирингелли, директора театра "Ла Скала", очень теплое письмо: "Дорогая синьора Ирина, хочу выразить Вам от имени театра и от себя лично большое признание за Ваше участие в спектаклях "Хованщины". Как печать, так и публика высоко оценили Ваше тончайшее искусство актрисы и Ваш прекрасный голос. Выражаю свое горячее желание видеть Ваше выступление в "Ла Скала" также в итальянских операх, в частности, в операх "Дон Карлос" и "Аида". Первая из этих двух опер предполагается в конце будущего года. Я не замедлю сообщить Вам возможные даты и, естественно, просить Вашего сотрудничества и участия. 18 мая 1967, Милан". Но уже меньше чем через год после "Хованщины", в конце 1967 года, я опять была в Милане - участвовала в постановке другой оперы М.П. Мусоргского - "Борис Годунов". И снова встретилась с Николаем Гяуровым, который замечательно пел царя Бориса.

В 1969 году - снова гастроли в США, опять "Карнеги-Холл" в Нью-Йорке. Здесь Ирина Архипова пела на французском языке сцены из "Кармен". В 1970 году певица получила приглашение в оперу Сан-Франциско на "Аиду". На одном из спектаклей присутствовал Лучано Паваротти, который пригласил певицу на "Фаворитку" Доницетти в Болонье.

В августе 1970 года Ирина Архипова, спев на гастролях Большого театра СССР в Канаде на "Экспо-70" Марину Мнишек, Полину в "Пиковой даме" и несколько концертов, улетела в Ригу, где дебютировала в партии Азучены в опере "Трубадур". В октябре того же года Архипова участвовала постановке "Трубадура" в Нанси во Франции, после чего была занесена в "Золотую книгу" театра и получила контракт на "Аиду" в Руане и Бордо и на постановку "Трубадура" в Оранже. Эта постановка состоялась летом 1972 года в рамках Международного оперного фестиваля.

Без всякого преувеличения могу сказать, что свое выступление в "Трубадуре" на сцене древнеримского амфитеатра времен императора Августа я считаю самым сильным впечатлением в моей артистической жизни, значительной вехой в своей творческой судьбе.

Впечатление от осмотра амфитеатра в Оранже было потрясающим. Он вызывал у меня одновременно и восторг и испуг: гигантская чаша, на ступенях которой, расходящихся вверх и в стороны и несколько разрушенных за прошедшие тысячелетия, может разместиться до восьми тысяч зрителей; множество арок в огромной стене, достигающей сорока метров; в одной из них - сохранившаяся, хоть и полуразрушенная статуя императора Августа... Это было когда-то местом для развлечений римских солдат. Теперь здесь ставятся оперные спектакли.

Конечно, перед выходом на столь необычную для себя сцену, где мне предстояло петь в окружении выдающихся исполнителей, я волновалась, но не ожидала такого успеха, такого необыкновенного восторга публики. И не только у нее. Для меня, пережившей незадолго перед тем неприятные моменты в своем "родном" театре, было очень важно, что интерес и оценка моего прочтения образа Азучены получил во Франции столь высокий резонанс, газеты которой называли наш дуэт с Монтсеррат Кабалье так: "Триумф Кабалье! Коронация Архиповой!"

Французская газета "Комба" тогда писала: "Этот спектакль закончился триумфом двух дам! Монтсеррат Кабалье и Ирина Архипова - вне конкуренции. Они единственные и неповторимые в своем роде. Благодаря фестивалю в Оранже нам выпало счастье видеть сразу двух "священных идолов", заслуживших восторженный отклик публики". Помимо прессы интерес к постановке "Трубадура" на сцене огромного античного амфитеатра проявили и французские кинематографисты, снявшие целый фильм, посвященный исторической постановке оперы. (Правда, в нашей стране его так и не увидели).

Еще одним замечательным впечатлением от фестиваля на юге Франции стало для меня знакомство с Монтсеррат Кабалье. Эта прославленная певица во все времена нашей совместной работы над "Трубадуром" вела себя очень достойно - без каких-либо "примадонских всплесков". Более того, она была очень внимательна к своим партнерам, никого не подавляла своей славой, а была спокойна, доброжелательна. Ее поведение лишний раз подтверждало, что Великому артисту незачем заниматься "выкрутасами" - за него говорит его величество Искусство. Ко мне Монтсеррат относилась не просто хорошо - в Лондоне, где мы с ней встретились через три года, и снова в "Трубадуре", она даже привела ко мне своего импресарио и сказала, что лучшей Азучены, чем Архипова, она не слышала за все время своих выступлений. Оценка коллеги такого ранга стоит многого.

Лондонский дебют 1975 года, где вновь И. Архипова с огромным успехом пела вместе с М. Кабалье в "Трубадуре", оказался не менее успешным, и пресса была многочисленной и восторженной. После этого выступления гастроли в Англии стали регулярными. Спектакли, фестивали, концерты. Именно на этих гастролях у Ирины Архиповой произошла встреча с замечательным итальянским дирижером Рикардо Мутти. Важными для себя певица считает камерные программы, включающие романсы Метнера, Танеева, Прокофьева, Шапорина, Свиридова, поэтому успех, выпавший на их долю в Англии, ей особенно дорог. Одна из статей, являющаяся откликом на концерты в сентябре 1986 года, была озаглавлена "Волшебное меццо". "...Она подарила Лондону незабываемые моменты певческого искусства, чарующие и прекрасные звуки голоса, одного из лучших голосов в последние годы... Архипова прекрасно владеет своим голосом, его безграничными эмоциональными возможностями: от тихого шепота до крика отчаяния и повелевания. Она может потрясать великим звучанием, но ее основная цель - служить музыке с полной свободой, беспредельной музыкальностью и вкусом... Архипова звучит наполненно, вдохновенно и одновременно скромно, без претензий, без аффектаций, как лучшие славянские и балканские народные певцы, но с тем преимуществом, которое дает певческое дыхание, подкрепленное мастерством, - подлинное бельканто".

"Архипова смогла оживить в нашей памяти величие Марии Каллас, одарив нас одновременно двумя неповторимыми часами музыки, которые взволновали нас" - так писала пресса после концерта памяти Марии Каллас на сцене "Ирода-Аттика", который состоялся в рамках сентябрьских гастролей Ирины Архиповой в Греции (1983).

Рассказы о людях, которых Ирине Архиповой посчастливилось встречать в жизни, знать по совместной работе на сцене, могут быть бесконечно долгими. Это работа с дирижером Б.Э. Хайкиным, режиссерами И.М. Тумановым, Б.А. Покровским, Г.П. Ансимовым; прекрасными певцами А.А. Эйзеном, П.Г. Лисицианом, З.И. Анджапаридзе, следующим поколением певцов, которых поддерживала в самом начале их оперного пути, которые позже стали партнерами И.К. Архиповой. Многих из них певица вывела, что называется, за руку на европейские и другие сцены.

Глубокое и серьезное знакомство Ирины Архиповой с новыми произведениями началось еще в консерватории, в аспирантуре. Кантатой "Слово матери" на стихи Юлиуса Фучика, исполненной в консерватории студенческим оркестром под управлением молодого Альгиса Жюрайтиса, она открыла в своем творчестве направление ораториально-кантатных форм. Через три десятилетия, во время выступления на радио вместе с В.И. Федосеевым, она повторила эту кантату.

Потом была работа с С.С. Прокофьевым: кантата "Александр Невский", оратория "Иван Грозный", опера "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке", его сатирические песни.

С музыкой Родиона Щедрина и с ним лично певица познакомилась при подготовке оперы "Не только любовь" на сцене Большого театра, а в 1962 году этим спектаклем дирижировал Е.В. Светланов. С композитором А.Н. Холминовым встретилась, когда он написал песню Матери для гала-концерта, посвященного 40-летию ВЛКСМ, а позднее - в работе над образом комиссара в "Оптимистической трагедии", которую композитор писал в расчете на Ирину Архипову.

К сожалению, с великим Георгием Васильевичем Свиридовым по-настоящему, творчески, певица встретилась поздно, но начав работать, уже больше не могла отойти от композитора, от его музыки - оригинальной, глубокой, современной. Г.В. Свиридов говорил: "Ирина Константиновна - артистка не только большого чувства и тонкого интеллекта. Она хорошо ощущает природу поэтической речи, обладает прекрасным чувством музыкальной формы, пропорцией искусства..."

Светлое, незабываемое событие - знакомство с грузинским композитором Отаром Тактакишвили, перешедшее в многолетнюю творческую дружбу.

Есть у меня дома одна "неархивная" вещь, постоянно напоминающая мне о разных событиях и людях. Это солидного возраста льняная скатерть, на которой мною вышиты автографы, оставленные в разное время многими выдающимися деятелями культуры, с которыми мне довелось встречаться, быть знакомой, работать или дружить...

Идея собирать автографы на скатерти принадлежит не мне. В 50-х годах, когда я только-только пришла работать в Большой театр, в приемной нашего директора работала пожилая секретарша - она была одним из старейших работников театра. Вот она-то и собирала и вышивала такие подписи. Хотя я тогда была еще молодой певицей, она обратилась ко мне с просьбой расписаться на ее скатерти. Помню, как я была несколько удивлена этим, но и польщена. Идея мне так понравилась, что я тоже решила собирать автографы замечательных людей, с которыми меня сведет судьба.

Первыми, кто оставил свои подписи на моей скатерти, были мои коллеги по Большому театру - певицы Мария Максакова, Мария Звездина, Кира Леонова, Тамара Милашкина, Лариса Никитина... Из певцов, с которыми я часто выходила на сцену Большого, для меня расписались Иван Петров, Зураб Анджапаридзе, Владислав Пьявко... Есть у меня автографы и наших выдающихся артистов балета - Майи Плисецкой и Владимира Васильева. Вышиты на скатерти и подписи многих великих музыкантов - Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Леонида Когана, Евгения Мравинского...

Скатерть ездила со мной по всему свету в специальном мешочке для рукоделия. Она и по сей день в работе.

В 1966 году Ирину Архипову пригласили принять участие в качестве члена жюри Конкурса имени П.И. Чайковского, а уже с 1967 года она является бессменным председателем жюри Конкурса имени М.И. Глинки. С тех пор она регулярно принимает участие во многих престижных конкурсах мира, в том числе: "Вердиевские голоса" и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. С 1974 года (за исключением 1994 года) она является бессменным председателем жюри Конкурса имени П.И. Чайковского в разделе "сольное пение". В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Палада Бюль-Бюль Оглы Ирина Архипова возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня рождения этого выдающегося азербайджанского певца.

С 1986 года И.К. Архипова возглавляет Всесоюзное музыкальное общество, в конце 1990 года преобразованное в Международный Союз музыкальных деятелей. Ирина Константиновна принимает участие во многих международных конгрессах и симпозиумах общественных и государственных организаций по глобальным проблемам человечества. В сфере ее каждодневных забот и интересов самые разноообразные вопросы, вплоть до курьезов. Не без ее участия удалось сохранить для Москвы знаменитый Птичий рынок, организовать выступление молодых певцов - лауреатов Конкурса имени М.И. Глинки, "выбить" Колонный зал для проведения Международного Конкурса имени П.И. Чайковского.

В 1993 году в Москве был организован Фонд Ирины Архиповой, занимающийся поддержкой и пропагандой молодых музыкантов-исполнителей, в том числе и певцов.

Ирина Константиновна Архипова - уникальное явление на мировой оперной сцене. Она - Народная артистка СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1985), лауреат Ленинской премии (1978), Государственной премии России (1997) за просветительство, премии и медали имени С.В. Рахманинова, премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за выдающийся вклад в художественную культуру Москвы и России (2000), Российской премии "Каста-Дива" "За благородное служение опере" (1999), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (2000). Награждена тремя орденами Ленина (1972, 1976, 1985), орденом Трудового Красного Знамени (1971), орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени (2000), орденом Русской Православной Церкви Святой равноапостольной княгини Ольги II степени (2000), орденом Республики (Молдова, 2000), орденскими знаками "Крест Святого Михаила Тверского" (2000), "За милосердие и благотворительность" (2000), "За заслуги перед культурой Польши", Святого Луки за поддержку культуры Ярославской области, Памятным знаком "Золотой Аполлон" за долголетнее подвижническое служение российскому музыкальному искусству (1998), медалью имени А.С. Пушкина (1999), многими другими отечественными и зарубежными медалями. Ей присвоены звания Народной артистки Республики Кыргызстан, Народной артистки Республики Башкортостан (1994), Заслуженной артистки Удмуртии, титул "Маэстра ДельАрте" (Молдова).

Ирина Архипова является профессором Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского (1984), действительным членом и вице-президентом Международной Академии творчества и русской секции Международной Академии наук, президентом Международного Союза музыкальных деятелей (1986) и Фонда Ирины Архиповой (1993), Почетным доктором Национальной академии музыки имени Музическу Республики Молдова (1998), президентом Общества дружбы "Россия - Узбекистан".

И.К. Архипова избиралась депутатом Верховного Совета СССР (1962-1966), народным депутатом СССР. Она - обладательница титулов: "Человек года" (Русский биографический институт, 1993), "Человек столетия" (Международный Биографический Центр Кэмбриджа, 1993), "Богиня искусств" (1995), Лауреат всемирного приза искусств "Бриллиантовая лира" корпорации "Маришин Арт Менеджмент Интернэшнл". В 1995 году Институт теоретической астрономии Российской Академии наук присвоил имя Архиповой малой планете № 4424.

Я с уверенностью могу назвать свою жизнь счастливой. Я была счастлива своими родителями, своими близкими, своими друзьями, счастлива своими учителями и своими учениками. Я всю жизнь занималась любимым делом, объездила почти весь мир, встречалась со многими выдающимися личностями, имела возможность делиться с людьми тем, чем одарила меня природа, ощущать любовь и признательность своих слушателей и чувствовать, что мое искусство нужно многим. А ведь это так важно каждому из нас - знать о своей нужности.

Как только не называли прошедший ХХ век - и электронным, и космическим... Нострадамус в своих загадочных "Центуриях" предсказывал, что он будет "железным", "кровавым"... Каким бы он ни был, это - наш век, тот, в котором нам выпало жить, и другого времени для нас не было. Важно, что ты сделал в отведенное тебе на этой земле время. И что ты оставил после себя...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры