Как кремируют человека. Ужасы крематориев: правда и вымысел

Главная / Ссоры

Организация кремации в Москве. Цена услуги кремации определяется из основных затрат на товары- от 14600 р , услуг МОРГа и крематория. Подробнее от этом..

Кремация в Москве происходит по предварительной заявке ритуальных служб в один из официальных крематориев через ЦДС, который в свою очередь принимает процессию с умершим в сопровождении родственников, близких и сопровождающих церемонию лиц (ритуальных агентов).

Кремация человека после смерти не нарушает канонов и приемлема к большинству религий.

Для того чтобы получить помощь в организации кремации человека в Москве и области просто позвоните по телефону
8-495-532-36-32
и вы получите бесплатную консультацию.

Основные этапы услуги кремации.

1. Этап.

В зависимости от того где умер человек организация кремации умершего может пойти по нескольким путям и дальнейшие действия лучше оговорить со специалистом на начальном этапе, чтоб потом не возникло сложных ситуаций. Если смерть наступила дома — сообщите в полицию по месту нахождения умершего, они дальше сами вызовут необходимые службы, скорую и перевозку.

Не трогайте умершего, не переносите и не наводите порядок рядом с умершим, чтобы не вызвать ложных подозрений у представителей порядка.

Найдите документы покойного, личные вещи, желательно на руках еще иметь историю болезни.

Узнайте у перевозки в какой именно морг отвезут покойного. Этап сложный и не привычный, по поводу каждого действия можете консультироваться по тел. 8-495-532-36-32.

Если человек умирает в больнице и вас оповестили по телефону, узнайте адрес морга и часы работы. Московские и подмосковные морги работают с 9 утра до 15 часов каждый день кроме воскресенья, к этому времени вы должны собрать вещи покойного, взять его и свой паспорт и прийти на оформление документов в морг.

2. Этап.

Следующий этап организации кремации — оформление нужных в процессе документов. Нужно получить справку о смерти в морге, гербовое свидетельство и справку на получения соц. пособия на погребение в ЗАГСе.

Гербовое свидетельство самый нужный документ во всем процессе, обязательно его всегда брать с собой во все инстанции!

В зависимости от МОРГа где находится усопший, а точнее его внутренних расценок на подготовку тела к ритуалу прощания, стоимость в целом безусловно возрастет и так как точной цифры на эти услуги нет, часть делается бесплатно, часть нет. Здесь же закажите и время выдачи которое заметно может осложнить ситуацию, так что лучше на этом этапе все таки доверить организацию кремации агенту. От нее зависит время приезда в храм или кладбище, крематорий

3. Этап.

Отпевание и сама кремация в крематории. Если все пошло правильно с самого начала, получилось заказать хорошее время в морге. Собрали все справки, подготовили документы в крематорий, заказали транспорт и ритуальные товары, то после отпевания необходимо направится сразу в крематорий, где и будет произведен сам ритуал (узнайте у агента об адресе самого удобного крематория в Москве по расположению). На месте оформите все документы в кассе, там же выберите и приобретите урну — эта часть тоже затратная (аренда зала, отпевания если нужно и не успели в храм по времени).

В европейских странах кремация уже старая практика, а в некоторых странах Азии жители обязаны кремировать усопших. По опросам только 15% Россиян смогли сказать, что знают, как проходит кремация. Однако в тех городах России, где имеются крематории, процент кремации доходит до 61,3%.

Традиционно выделим плюсы кремации+

Как многим известно, традиционные могилы не слишком хорошо влияют на экологическую ситуацию города, часто загрязняя подземные воды. Кроме этого государство вынуждено постоянно выделять новые участки земли под захоронения. Урна с прахом занимает мало места в колумбарии, а прах без попадания в почву бальзамирующих веществ, никак не загрязняет окружающую среду.

Урну с прахом разрешается разместить в уже имеющейся могиле (например, прах мужа в могилу жены). Для этого со дня последнего захоронения по санитарным нормам не должно пройти 20 лет, как для обычного захоронения. Также стоит сказать, что с учетом стоимости мест на кладбище, стоимость кремации, как правило, на порядок ниже.

Минусы – или как церковь относится к кремации?

Православная церковь неоднозначно относиться к обряду кремации, считая, что тело нужно предавать земле, а не огню. Однако в наше время, когда кладбища все больше переполняются, служители церкви начали проводить отпевания прямо в крематории.

Крематории есть не во всех городах, а транспортировка тела довольно сложная и затратная задача, что останавливает людей и заставляет делать выбор в пользу обычного захоронения. Кремировать человека или придать его земле, на этот вопрос (если не было пожелания самого покойного) каждый отвечает себе сам. Кто-то считает, что это не по-христиански и человек заслуживает быть предан земле, а кто-то наоборот считает, что с нашей экологией, когда весной гроб подтопляется внутренними водами, лучше избавиться от процесса гниения в болоте и сразу сжечь тело, оставив лишь пепел.

Как происходит кремация человека?

При обращении в крематорий вам выпишут счет-квитанцию , которую нужно будет предоставить в день кремации. Близкие по желанию могут сразу оформить как кремацию, так и последующее размещение урны с прахом в колумбарии.

Вас заранее предупредят о том, что кардиостимулятор и другие приборы не должны присутствовать в теле. Вы сами должны решить, снимать ли с покойного обручальное кольцо, крестик и другие вещи, оставшиеся на теле. В любом случае высокая температура печи способна расплавить любой из этих металлов.

Оставшиеся в печи гвозди, металлические протезы, и прочие включения удаляются с помощью электрического магнита. Гроб обязательно должен быть из горючих материалов, лучше всего деревянный. Перед самой кремацией гроб пломбируется, ручки и крест снимаются, и на него ставиться металлическая табличка с номером, которая дает гарантию, что прах не перепутают.

Урны для кремации

Вам предложат выбрать урну для праха. Помимо эстетической составляющей, урны бывают всех форм: ангел, шар, крест, сердце, птицы …. Есть так называемые биоурны, они специально созданы для захоронения в землю. Благодаря своему биоразлагаемому материалу, они быстро растворятся в земле.

Если вы собираетесь схоронить прах в колумбарий или хранить его дома, то обычно выбирают урны из твердых и долговечных материалов (камень, фарфор, керамика…) На урне, особенно если вы планируете хранить ее дома, часто заказывают гравировку с датами смерти и именами покойного.

Существуют также специальные урны, в которых есть отсек, позволяющий легко развеять пепел по ветру.

Как правило, на 3 день работники крематория доставляют тело из морга в специальный зал прощания крематория, где проходит отпевания, а родственники прощаются с покойным. После этого гроб перемещают в другое помещение для непосредственно кремации, а родственники расходятся.

Процесс кремации занимает около 2 часов. Иногда после кремации, родственники едут на поминки. После того, как тело сгорело, прах герметично помещают в урну, которую родственники заранее выбрали при оформлении заказа на кремацию. Можно также заказать гравировку на урну. Урна с прахом, как правило, выдается на следующий день, иногда в крупных городах процесс выдачи задерживается на 2-3 дня.

Есть крематории, которые разрешают присутствовать прямо во время кремации и выдают прах в тот же день.

Для получения урны с прахом вам кроме паспорта, справки выданной в день кремации и гербового свидетельства о смерти, нужно будет предоставить справку об оплаченных услугах кладбища или колумбария по захоронению урны. Однако если вы, например, хотите развеять пепел по ветру, то вы можете написать заявление о том, что хотите захоронить урну в другом городе. Если урну с прахом не будут забирать в течение года, то она будет похоронена с другими невостребованными урнами. Помните, что многие крематории требуют деньги за хранение невостребованных в течение 40 дней урн.

Что делают с прахом после кремации?

Урну с прахом можно захоронить на новом месте, на кладбище. По сути, такой метод захоронения ничем не отличается от обычного захоронения, вы также можете заказать крест или памятник с указанными на нем датами и фотографией. Единственное отличие в размере участка, который меньше по размерам и может обойтись вам дешевле.

По желанию можно захоронить урну с прахом в семейную могилу к родственникам. В этом случае вам нужно будет только попросить вырыть яму рабочих кладбища. Обычно на место захоронения урны, также ставится либо крест, либо полноценный памятник. Однако чаще всего для урны с прахом покупается место в колумбарии или стене плача .

В России такие стены пока не очень популярны и в основном присутствуют в крупных городах. Колумбарии бывают открытыми (на воздухе) и закрытыми (в помещении). Однако для занятых жителей мегаполиса это становиться спасением. За колумбарием не нужно ухаживать, он всегда выглядит опрятно. Нужно понимать, что как и в случае с захоронением, урна с прахом помещается в колумбарий навсегда и закрывается плитой. Возможность открыть ячейку отсутствует.

После закрытия ячейки близкие получают свидетельство о захоронении. Сама плита ничем не отличается от могильной. На ней также пишут даты, эпитафии, изображают фотографию покойного. Также к плите часто крепят специальные крепления для того, чтобы близкие смогли поставить свечку или возложить цветы.

На западе не редко можно наблюдать, как родственники хранят урну с прахом покойного у себя дома, однако для нашего менталитета это не всегда подходит. Также некоторые перед смертью просят развеять их прах по ветру. Но по закону вы должны предоставить справку о месте захоронения урны , поэтому вы либо можете написать заявление о том, что собираетесь схоронить урну в другом городе, либо договориться с работниками (администрацией) кладбища о выписке этой справки без предоставления места. Конечно за определенную сумму.

При захоронении или при возложении урны в колумбарии присутствуют самые близкие, вместо того чтобы бросить в могилу горсть земли, перед захоронением, все возлагают руки на урну с прахом, там самым прощаясь с покойным.

Сколько стоит кремация?

Непосредственно сама кремация на сегодняшний день стоит около 4000р. Однако в эту стоимость не входит урна и гравировка на ней, предоставление зала для прощаний, музыкальное сопровождение, гроб, автобус от морга до церкви или крематория и после кремации до поминок.

Кроме того, многие ритуальные фирмы организовывают кремацию под ключ. У каждой фирмы свой перечень услуг и своя стоимость таких пакетов. В среднем полный перечь нужных услуг для кремации, с покупкой простого гроба и минимальными атрибутами обойдется вам в 20000 рублей.

Сколько стоит место в колумбарии?

Цена ячейки зависит от места колумбария. Закрытые колумбарии, находящиеся в помещении, а также колумбарии карусельного типа (красиво смотрятся) более дорогие по стоимости. Цена также зависит от высоты ячейки. Первый и последний этажи самые дешевые, так как первый располагается прямо возле земли, а второй слишком высоко, на высоте до 2 метров. В то время как средние этажи, более удобные и находятся возле лица.

Самое дешевое место в Санкт-Петербурге обойдется вам в 4000р, а средняя цена ячейки колумбария в центре Москвы, обойдётся в не менее чем 50000р. Но это только место, также нужно будет отдельно заплатить за мемориальную плиту, за гравировку на ней и за саму процедуру захоронения.

: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно . На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о , ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование над ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

На эти вопросы можно ответить словами святителя Николая Сербского:

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Многие люди считают кремацию естественным видом погребения, объясняя это тем, что они не желают осознавать факт, что тела их родных и близких будут долгое время разлагаться в земле. Но многие задаются вопросом: как происходит кремация, что будет с душой человека после кремации, не затруднит ли столь быстрый распад тела переход усопшего в иной мир, и как относится к этому церковь.

Процесс кремации

Существуют разные модели кремационного оборудования: работающие на газе, жидком топливе или электричестве. В зависимости от этого, процесс сжигания длится от 80 до 120 минут. Температура внутри печи - от 872 до 1092 градусов по Цельсию. Наиболее высокая температура достигается в газовой печи, однако пепел при кремации не образуется. Тело усопшего разрушается всего лишь на мелкие фрагменты - кости. Сотрудник крематория при помощи магнитного устройства извлекает из праха металлические предметы, - например зубные протезы или штыри, соединяющие суставы после прижизненно сделанных медицинских операций, затем вручную или с помощью специального устройства измельчает останки костей, либо помещает в центрифугу, в которой останки тщательно просеиваются в урну.

Считается, что прах должен быть однородным, следовательно, более крупные не измельчённые органические фрагменты будут удалены. С точки зрения кремации, тела усопших отличаются друг от друга тем, что количество времени, которое требуется для сжигания - не одинаково. Например, гораздо дольше горят ткани употреблявших при жизни сильные медицинские препараты, умерших от туберкулёза, а также наркоманов. Тела умерших от раковых опухолей, горят, в среднем, на полчаса дольше, - не зря медики в последнее время говорят об информационной природе этих заболеваний.

Урны для праха - это вазы, кубки, шкатулки, изготовленные из камня, дерева или керамики, декоративно украшенные орнаментом религиозной тематики. После кремации родственникам предлагается поместить урну в колумбарий, захоронить в землю, забрать с собой, либо, если это возможно, развеять прах на специальной площадке.

Отношение к кремации в различных религиях

Кремация и православие

Православная церковь не приветствует кремацию, но и особо не осуждает её. Ещё Патриарх Алексий заявлял, что этот способ не противоречит православным канонам. Ведь кладбища загрязняют окружающую среду, и в первую очередь - источники питьевой воды. В российских крематориях проводятся службы по отпеванию умерших. Однако любые вмешательства в процесс распада человеческих тел: как замедление - бальзамирование, так и ускорение - кремация, являются серьёзным нарушением всех христианских обычаев. При этом грех ложится на родственников или на тех, кто вдохновил их на этот путь.

Кремация и иудаизм

Кремация и мусульманство

Мусульмане считают кремацию диким языческим обычаем, проявлением неуважения к усопшему, абсолютным грехом.

Кремация в Индии

В Индии сожжение трупа считается обычаем, не процессом - а обрядом, который сохранился неизменным с незапамятных времен. Погребальный костёр разжигают на пирамиде из дров, добавляют в него ароматические масла и произносят молитвы. Хлопок раскаленного в огне, расколовшегося черепа означает, что душа умершего устремилась в небо. Церемония происходит публично на берегах вдоль священной реки Ганг. Не сгоревшие до конца останки выбрасываются в воду, что является признаком вопиющей антисанитарии.

Кремация и буддизм

Проповедники буддизма считают кремацию единственной формой погребения. В Японии 98% покойников предают кремации. По традиции буддизма из золы вынимают зубы, так же как и Зуб Будды, якобы извлечённый из пепла сожженного тела этого божества. Зуб Будды — единственная буддийская реликвия. Японское мировоззрение гласит о том, что любой человек - это несостоявшийся Будда, имеющий возможность проявиться в будущем. Поэтому зуб каждого человека может оказаться зубом будущего бога.

Сегодня кремация обязательна в странах Юго-восточной Азии, широко распространена в Европе и Северной Америке. В Чехии кремируют около 95% покойников, в Великобритании - 69%, в Дании 68%, в Швеции 64%, в Швейцарии 61%, в Австралии 48%, в Голландии 46%.

Роль кремации в оккультных науках

С точки зрения эзотерики и парапсихологии процесс умирания естественно захороненного тела в землю - сложен и проходит несколько этапов: сначала сознательная сущность человека всё ещё занимает эфирное тело, затем эта сущность начинает медленно распадаться. Эфирное тело неотделимо от физического и полностью повторяет его очертания, поэтому, когда процесс распада эфирного тела завершится, только тогда астральное тело - душа, вместе с метальным телом обретает свободу. Однако и это тело остаётся ещё некоторое время поляризованным. В случае духовной неразвитости умершего, астральное тело может долго пребывать по соседству с разлагающимся трупом, так как притяжение его ко всему материальному достаточно велико.

В одеянии астрального и ментального тел, душа старается растворить и эту совокупность энергий; происходит конфликт между сознательной сущностью «Я», имеющей свои индивидуальные чувства и страсти и абсолютной мыслящей сущности, которая уже не имеет интерес к форме и переносит своё внимание внутрь. В связи с этим, уничтожение отжившей физической оболочки облегчает астральному телу умершего переход на новую фазу существования на другом плане бытия. Кремация способствует быстрому рассеиванию всех этих тел, минуя все стадии, которые, возможно, мучительны, - особенно для тех людей, которые жили далеко не по божественным законам.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры