Как научится рисовать аниме для начинающих. Как нарисовать собственного аниме персонажа (подробный урок) карандашом

Главная / Ссоры

Рисование аниме персонажей - популярное направление среди творческой молодежи. Многие искусствоведы, культурологи и социологи спорят о том, насколько хорошо или плохо увлечение японской мультипликацией. А это нашумевшее искусство страны восходящего солнца с поражающей быстротой продолжает завоевывать сердца детей и взрослых по всему миру.

Ваш ребёнок любит японские комиксы и анимацию? Не ограничивайте его заинтересованность! Курс рисования Аниме – это мечта всех детей, увлекающихся этими популярными японскими мультиками. И теперь вы можете подарить ребёнку возможность осуществить свою мечту. Наш курс поможет ему понять всю оригинальность, силу и выразительность этого стиля рисования, а так же проникнуться философией жанра. Занятия рассчитаны на детей с 9 лет

С чего начать обучение?

Для начала нужно немного разобраться с самим понятием и стилем рисования. Аниме – это популярный японский жанр мультфильмов.

Сам термин «аниме» произошел от английского слова animation – «анимация, мультипликация», однако на сегодняшний день под ним подразумевают исключительно японские произведения этого жанра. Позаимствовав у европейских мультипликаторов некоторые технологии и добавив своих традиций и особенностей, японцы создали настоящие шедевры, которые смогли менее чем за полвека покорить весь мир и стали одной из визитных карточек Японии.

Япония - самая рисующая страна в мире. Часто японцы, чтобы объяснить какую-либо идею, прибегают к рисунку. Они используют рисунки во многих инструкциях, плакатах, которыми широко наполнена их повседневная жизнь.

В Японии уроки рисования аниме очень популярны. С этим стилем тесно связано другое понятие - «манга» - японские комиксы. Однако предназначены они не только для детей. Манга - часть национальной японской культуры. Удивительный факт, но в Японии большая часть книг написана в виде комиксов. Дети и подростки, удачливые бизнесмены и даже бабушки читают мангу! Каждый вид манги адаптирован для людей определенного возраста. Существует много колледжей и школ, изучающих рисование в стиле аниме и манга. Обучение длиться несколько лет - от основ рисования к сложному многостраничному проекту.

В аниме существует много жанров:

Сёнэн – аниме для мальчиков-подростков (популярный сериал «Наруто»)

Сёдзё – аниме для девочек-подростков (известный сериал «Сэйлор Мун»);

Спокон – рассказывает о приключениях юных спортсменов, их друзьях и противниках; (известный сериал «Юрий на льду!»);

Кодомо – аниме, созданное специально для маленьких детей («Покемоны»);

Дзёсэй – аниме рассчитанное на женскую аудиторию старше 18, но не имеющее ограничение по возрасту («Ателье "Райский поцелуй"»)

Кроме того, аниме включает в себя такие жанры, как фэнтези, мистика, драма, киберпанк и многие другие. Есть анимация, основанная на традиционных японских сказаниях, мифах, легендах и притчах. Настоящее качественное аниме - удовольствие для истинных ценителей Японии. Чего стоят одни только неповторимые классические шедевры Хаяо Миядзаки и его студии Ghibli «Унесенные призраками», «Ходячий замок», «Мой сосед Тоторо» и многие другие, наполненные удивительным добром и волшебством.

Персонажей из аниме невозможно перепутать с другими героями обычных мультфильмов. Их создание - это сложная система графического изображения людей, их характеров и эмоций. Их отличительная особенность - яркая внешность и большие глаза. Глаза в аниме отличаются удивительной прорисовкой, точностью линий, передают настроение игрой оттенков. Роль глаз подхватывают все другие атрибуты внешности. Необычные прически и цвет волос, одежда позволяют буквально с первого взгляда определить характер и особенности персонажа, распознать его эмоции. Именно передача эмоций является основой всей культуры аниме. Для них разработаны специальные техники и целая система изменения формы лица, фигуры и других деталей, включая одежду.

Уроки рисования аниме для начинающих от школы CODDY направлены как раз на изучение особенностей стиля и освоение главных приемов и техник жанра. Обучение основам рисования аниме лучше всего начинать карандашом. Это привычно, удобно и практично. Однако большинство рисунков в стиле аниме рисуются тушью. Наш курс состоит из нескольких модулей. На первом этапе ребята освоят азы рисования карандашом, научатся определенным техникам, проникнуться историей, культурой и философией японской анимации. На втором модуле мы будем создавать работы в цвете при помощи маркеров и красок.

После завершения курса ваш ребёнок научится:

  • рисовать в популярных стилях аниме;
  • правильно изображать глаза, черты лица, одежду, тело и лицо в различных ракурсах;
  • разбираться в строении тела - соблюдать правильные пропорции, рисовать сложные позы, фигуру в движении и т.д.;
  • продумывать образы и характер персонажей;
  • понимать причинно-следственные связи и обосновывать поступки персонажей;
  • передавать с помощью рисунка эмоции и характер персонажа, делать его «живым».

Обучение проходит в легкой игровой форме, поэтому каждый ребёнок на нашем курсе занимается с удовольствием и с непременно успешным результатом. Вместе с опытным преподавателем и группой единомышленников каждый юный любитель аниме разовьет свое мастерство художника и сможет придумывать и создавать удивительных персонажей, увлекательные истории и фантастические миры. А вы, увидев результаты его творчества, сможете лучше понять его увлечение. Подарите ребенку безграничные возможности для творческого развития!

Как мы понимаем, что учащийся освоил программу?

Во время обучения мы оцениваем как практическую сторону вопроса (как это сделать?), так и понимание темы (почему и зачем).

Ученики демонстрируют свои знания, решая задачи своим собственным способом, объясняя алгоритмы своими словами, помогая одногруппникам исправлять ошибки и создавая презентации по своим законченным проектам.

Аниме – это особая японская техника рисования. Рисунки в этом стиле отличаются от других жанров, прежде всего тем, как рисуется лицо и глаза. Есть разные виды аниме, к примеру, комиксы или манга. Также к нему относят популярный мультик про покемонов. Покемонв большое количество, но главным считается Пикачу, со своим хозяином. Рисовать героев в этом жанре довольно увлекательно, потому что картинка выходит контрастной, даже если рисовать обычным карандашом. Изображать глаза и лицо в стиле аниме несложно, потому что глаза обычно всегда большие, а овал лица можно делать приблизительным. У персонажей в этом жанре всегда разноцветная яркая одежда, с довольно простыми элементами, что облегчает процесс рисования. Главное чтобы цвета выглядели сочными и яркими. Если вы даже будете творить простым карандашом, стоит сделать картинку очень контрастной, практически без полутеней. В этой статье для начинающих вы научитесь поэтапно рисовать аниме простым карандашом.

Начальные контуры парня в стиле аниме

В чем польза и вред бананов

Для чего крошечный карман на джинсах?

Привычки которые сделают вас счастливым

Когда Вы рисуете любую картинку поэтапно, необходимо на первом этапе правильно разметить контур вашего рисунка. Чтобы нарисовать мальчика, сначала нужно прорисовать его основные контуры.

Чтобы вам было легче, сделайте первичный контур из прямоугольных фигур, которые подходят по размеру частям тела. Сперва прямоугольник для головы, ниже контур для шеи. От нее опустите 2 дуги, они обозначат плечи. От левой линии плеча отведите еще одну линию, которая в будущем будет рукой парнишки. На краю линии руки изобразите кружок, он обозначит локоть. Затем продолжайте чертить руку, используя прямоугольники и простые линии. В конце правой линии плеча изобразите кружок для локтя, а затем отведите от него линии с прямоугольником для кисти. А уже теперь можете приблизительно обрисовать детали костюма вашего рисунка.

Рисуем овал лица

Форма лица в жанре аниме похожа на прямоугольник, который соединен с треугольником. Вам нужно изобразить, а затем соединить эти две фигуры, а затем удалить линию, которая сформировалась после стыковки. В результате у вас выйдет овал лица, с остро зауженным подбородком. На этом этапе можно добавить некоторые детали костюма.

Что случится если долго смотреть в глаза человеку

Выживаем в мегаполисе: как быть здоровым круглый год?

Какие черты делают женщину привлекательной

Добавляем картинке больше деталей

Сейчас ластиком можете удалить все ненужные контуры, и приступить к их детализации. По тем линиям, что у вас получились, дорисуйте окончательную форму лица. Потом сверху лица нарисуйте дугообразный формы козырек, с круглым основанием для кепки. Теперь рисуйте уши и рядом с ними треугольники, которые будут изображать волосы. Начиная с рукава, по предыдущему контуру очертите руку. Затем необходимо выделить ноги и начертить воротник. В правой руке мы нарисуем Покемона. Для этого начертите прямоугольник – для туловища и окружность – для головы. Если картинка на данном этапе имеет точные пропорции, то самое трудное уже позади.

Заключительный этап рисунка

На данном этапе нужно научиться оформлять изображения деталями, главными из которых являются глаза и лицо. Вот с лица и стоит начать. Сделайте глаза крупной вытянутой вверх формы с большими черными зрачками. Рот изобразите в виде перевернутого треугольника, а рот крохотным. Эта техника используется для того, чтобы придать лицу людей форм и пропорций аниме.

Теперь прибавьте мелких деталей одежды: ремень, карманы, пуговицы. Не стоит забывать про футболку. Нарисуйте руки в перчатках из прямоугольников на кистях рук. Затем треугольники для волос “превратите” в сами волосы. Ластиком из контура для Пикачу удалите лишнее и нарисуйте обычное лицо, которое состоит из кругов. Добавьте хвост, руки и уши.

Разрисуйте полученное изображение

Ну и в завершении сделайте рисунок контрастным и ярким. Резкие, яркие цвета являются главной чертой рисунков в данном стиле. Можете затенить изображение простым мягким карандашом, только добавьте контрастных, ярких теней.

Видео уроки

Перед вами несколько поэтапных линейных построений героев манги для упражнений в рисовании и раскраске. Обратите внимание на причёски — причёски героев являются своеобразной торговой маркой манги — зачастую герои узнаются только по причёскам:

1. 2.

3. 4.

Sasami Kawaii

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7.

1. 2. 3. 4.

5. 6.

7. 8.

Son Goku

1. 2. 3. 4.

5. 6.

7. 8.

3. 4.5.

6. 7. 8. 9.

Ash Ketchum

1. 2. 3.

4. 5. 6.

7. 8. 9.
http://members.tripod.com/~incomming/


1) Перед тем, как рисовать волосы, нарисуйте основу — голову, плечи, лицо и т.д.
Нарисуйте затылок, чтобы знать, где заканчивается голова.


2) Сейчас нарисуйте все невьющиеся части волос. Например, я нарисовала этой девочке прямую челку.
У вас уже должна быть идея, какую прическу вы хотите сделать своему персонажу. Хвостик, косички или распущеные волосы — иметь представление уже сейчас это хорошая идея (можете сделать грубый набросок если надо)


3) Это конец моих приготовлений к рисованию самих кудряшек. Я заплела волосы моей девочки в узлы (или оданго — называйте их как хотите) и добавила несколько прядей, чтобы создать впечатление, что волосы туго стянуты.
Вы не обязаны делать свои волосы также, как я, это лишь один из примеров, как приготовить ваш персонаж к кудрявому этапу.


4) Теперь начинаем завивать. Нарисуйте несколько изогнутых линий, которые будут изображать заднюю цасть первого завитка. Мой завиток разделился на тонкую и толстую части, но вы можете делать один толстый, если хотите.


5) Теперь нарисуем переднюю часть. Сделайте легкое закругление на одной стороне, чтобы придать некоторый вес и толщину. Убедитесь, что вы закрыли линии нарисованные в 4 шаге, чтобы получился законченый завиток.


6) Нарисуйте заднюю часть второй кудряшки. Т.к. эти волосы будут очень свободными и «пружиноподобными», я оставляю достаточно места между завитками.


7) Нарисуйте переднюю половину завитка, на этот раз добавляя закругление за ним, в отличии от предыдущего завитка. Обратите внимание на разную толщину каждого завитка.


8) Сделайте еще один набор завитушек, на этот раз ближе друг к другу — если вы хотите сделать тугие кудри, то рисуйте их близко на всем протяжении вместо того чтобы оставлять расстояния как это делаю я.


9) Продолжайте делать завиток за завитком варьируя толщину и растояние между ними. Вы можете добавить несколько линий на заднюю часть завитка.


10) Продолжайте завивать. Убедитесь, что вы знаете, где остановиться (коротко это тоже хорошо!)


11) Закончите маленьким завитком.


12) Повторите весь процесс с другой стороны головы. Нарисуйте все передние кудри перед тем, как приниматься за задние.


13) Теперь приступим к задним. Если вы начинаете путаться, попробуйте рисовать их с меньшим нажимом карандаша. Это может помочь если кудрей много.


14) Это законченная версия со всеми кудряшками! Все еще не хватает нескольких мелочей. Давайте добавим их сейчас.


15) Просто добавьте несколько маленьких завитушек (типа тех, которыми мы заканчивали каждый ряд).
Наконец-то! Набросок готов!


16) Теперь обводка. Делайте линии разной толщины. Так же как на наброске, попробуйте делать передние ряды первыми, и делайте каждый завиток отдельно, чтобы не запутаться.


17) Это законченые обведенные кудри. Чередуйте тонкие и толстые линии.
Здесь я дорисовала персонажа, чтобы показать как будет выглядеть все изображение. Но вы можете нарисовать ваш персонаж полностью до того, как вы начнете делать кудри. Будет обидно, если после всей этой работы вам не понравится остальная часть картинки. ;р


18) Теперь вы можете добавить цвет!
Я использую для раскраски маркеры, слой за слоем добавляя все более темные оттенки для теней.
Т.к. это не урок по раскраске, я не буду говорить, что вам делать. Эксперементируйте или найдите урок.

Так выглядит картинка на текущий момент. Далека от завершения.
Надеюсь этот урок поможет вам понять, как я рисую кудрявые волосы своим персонажам.
Помните, что это лишь указания. Вы можете использовать их для практики и развития собственного стиля.
Удачи!

Перевод: Nancy aka Lalaokati

1.Давайте переходить к основам!
Что Вы делаете не так, как надо?

Возьмите например три точки А, В и С ниже.
На что Вы смотрите, когда рисуете прямую линию — В и изогнутую линию — С — В? На карандаш? Или на точки С или В?

Когда Вы рисуете картину, Вы должны видеть направление линии, которую Вы рисуете, смотреть не только на точку карандаша, а одинаково на все три точки А, В и С. Люди не могут рисовать формы должным образом если, они смотрят только на точку карандаша.

Затем, смотрите на 7 случайных точек ниже. Что Вы видите?
Только группа точек? Или Вы можете слабо различить форму?

Давайте пронумеруем точки наугад. Вы все еще не получили желаемой формы?

Давайте перенумеровывать точки, чтобы дать им, значения, за которыми ваши глаза автоматически следуют по форме. Те, кто может разобрать форму от смотрения на точки таким способом, способны рисовать формы.

Наконец точки соединены. Случайные линии соединяются, чтобы создать форму, талантливые люди при рисунке могут чувствовать скрытые линии в пределах картины и прослеживать их. Ваша способность рисовать формы зависит от того, действительно ли Вы можете визуализировать точки в правильном порядке.

2. Как нарисовать «хорошую картину? «

Что делает работу хорошей? Эскиз? Интересная деталь? Проект? Тема? Состав? Все эти компоненты важны, но если Вы хотите слышать положительные отзывы о вашей работе от других, Вы должны создать впечатление и передать ваши чувства. Другими словами, Вы должны быть способны связаться подсознательным способом с теми, кто видит вашу работу.
Начало, нарисуй квадратную коробку. Это — Графическое испытание.



В номерах 1-6, новая информация постепенно добавлялась к коробке. Количество информации, содержавшейся в рисунках, сделанных на уровне абсолютного новичка, отлично: от простой коробки до продвинутой. Это иллюстрировано различием между номером 1 и 8.

Наблюдатель (человек, который поставил задачу нарисовать коробок), ожидал бы увидеть только то, что спрашивал, квадратная коробка номер 6 — 8 превышает эти ожидания. Вы не можете сказать, что номер 6 — 8 — ошибки. Эффективный ключ — показать индивидуальную интерпретацию.

Необходимо дать рисунку элемент неожиданности и включить дополнительную информацию в него, которое делало бы его более интересным. Конечно, чтобы сделать это, Вы должны быть способны к эскизу. Но вдобавок ко всему, Вы должны также придумать интересную тему, позу персонажа и проект.

Хотя персонаж в примере 9 и 10 является одним и тем же, Вы можете видеть, как они отличаются не только по проекту, но также и по индивидуальности. Это — подсознательная предпосылка в мнении читателя о главном anime, и manga персонаже, чтобы быть привлекательным. Это — то, что ожидается, добавляя глубину к их привлекательности. Мы можем удивить читателя, превосходя их ожидания, это является первым шагом когда кто — то говорит, что ваш рисунок «хорош», но реальное начало, когда они говорят, это «великолепно».

Вы можете также рисовать в соответствии с ожиданиями читателя подобно в журналах кружка.
Например, смотря на коробки, хотя аниматор может рисовать до уровня 8, этого не делает, потому что читатели ожидают видеть уровень 6 рисунка. Точно так же аниматор, вместо того, чтобы рисовать реалистичные иллюстрации, рисует manga с простыми линиями и создает подходящие персонажи типа Простого искажения (SD).

Прежде всего, рисуйте квадратные коробки.
Что? Снова!
Мы должны изучить основы!




Как рисовать с точной перспективой объясняется в специальных книгах, но Вам не обязательно рисовать с точностью подобно архитектору. Как только Вы привыкните к этому, Вы не будете долго рисовать или думать об исчезающей точке.
Рисуйте прямые линии от руки (без линейки и шаблонов). Рисуйте линию на чистом листе бумаги от одной точки до другой, воображая конечный результат в вашем сознании. Вы делаете то же самое с вашими эскизами, только в большем масштабе.

3. Прежде, чем Вы начинаете.
Начните рисовать! Но перед этим.

Это хорошо сказано, что Вы начнете рисовать, но что Вы собираетесь рисовать?
Вы овладели карандашом волей-неволей? Вы собираетесь рисовать RPG (Role Playing Game) персонажа? manga персонажа? Героя в борьбе? Или, Вы планируете рисовать иллюстрацию или эмблему? Диаграммы Основных Выражений персонажей? Не имеет значения если Вы рисуете — каракули. Только, удостоверьтесь, что Вы имеете конкретное образ персонажа, места и позы. Хорошие картины начинаются с проекта.
Как только это решено, Вы рисуете контур движения, чтобы создать общее изображение, в котором Вас не должны волновать чистота рисунка или есть ли достаточно места для ног на странице, хорошая картина имеет твердую схему. Это — первый шаг в эскизе

Теперь изложите в деталях контур!

Вообще, люди думают, что получить гармоничный эскиз очень трудно, если рисовать простые многоугольники. Действительно, когда Вы рисуете иллюстрацию, Вы не рисуете квадрат. Однако, Вы должны решить, в каком положении находится каждая часть тела. И когда Вы разберётесь с этим, Вы будете хорошо и быстро рисовать.

Пока Вы можете рисовать квадратные коробки, но скоро Вы будете способны рисовать персонажей.

4. Давайте переходить к основам

Пришло время подумать о размерах тела.

4. Shoujo Manga (Комичные Девочки)
Персонаж с очень тонкой талией и с длинными ногами. Для девочек, контуры тела определены пропорционально, но голова маленькая. Мальчики нарисованы почти также, но с более широкими плечами.

5. Смешной SD персонаж
Этот тип выглядит забавным с маленьким телом, но большими руками, ногами и головой.

6. Реалистичный тип.
Длина туловища, тела и ног пропорциональны — грубо те же самые Девочки, кроме преувеличенной узкой талии.

Рисунок персонажа отличается со стилем. Это — не просто изменение пропорции тела, в зависимости от того, является ли это manga или иллюстрацией, например, тот же самый персонаж будет иметь различные особенности. Сравните различные рисунки одного и того же персонажа ниже, особенно смотрите на способы, которыми были нарисованы глаза и руки. Вы замечаете, как некоторые детали были отрисованы подробно, в то время как другие были опущены.

5. Рисунок Деталей
Рисунок персонажа
Пока Вы смотрели на отдельные персонажи, но мультипликация или работа manga не могут быть произведены только с одним героем. Вы также должны уметь рисовать персонажей поддержки.
Так же смотрите на то, как рисовать персонажей поддержки. Вы должны выразить индивидуальность каждого с точностью. Есть две вещи, которые Вы должны сделать, заставьте ведущих героев выделиться и обеспечьте персонажей поддержки достаточной индивидуальностью, чтобы сделать их интересными. Думайте о личном фоне (их прошлое, их верования, их отношения с главным героем и т.д.) для каждого персонажа, и затем передайте эту информацию в работе через такие вещи как их выражения, прическа, костюм и принадлежности.


Персонажей номер 3 — 7 намного труднее рисовать, чем привлекательных главных героев. Рисунок старших людей вдохнёт жизненную реалистичность в вашу работу и персонажей.



Злодеи

1- Вражеский Советник: Волшебник (персонаж №1) Старик с согнутой спиной.
2- Вражеский Руководитель. Упрямый.
Его плечи являются более узкими, чем у Сильного Солдата на стороне Положительных героев.
3 — Вражеский Советник: плохая Ведьма (персонаж №2) тот же самый размер как у ведьмы на стороне Положительных героев, но она не стоит в женской позе.
4 – Вражеский руководитель номер 2. Голова выше чем у Героя, но худее чем Вражеский Руководитель. Привлекательный персонаж.
5- Женский вражеский персонаж
Властная поза независимый от меня тип жанра. Немного выше Героя.
6 — Вражеский Шпион. Обезьяний тип (Низкий с длинными руками)
Шаги подобно ниндзя.
7 – Монстр. Огромные руки подчеркнут его силу.
8 — Домашнее животное Вилленса
Никакое специфическое значение в истории не несёт.
В истории, чтобы подчеркнуть обработку дьявола.

6. Ищем подходящую позу.

Перевод: Alevtina

Шаг 1: Основы

1) Я начинаю рисовать с позвоночника, так как это помогает мне определить изгибы тела. Начинаю сверху и провожу плавную кривую в форме S вниз, к тому месту, где предположительно у нас конец позвоночника (копчик).

2) Потом набрасываю торс с деталями (головой, руками и контурами талии). Форму груди пока не намечаю, это только начало.

3) После получения хорошего упругого наброска тела, намечаем внешние границы грудей легкими кривыми линиями (красные линии). Не забудте наметить крошечные складочки кожи там, где руки и груди (подмышки) соединяются.

4) Начинаю добавлять детали. Объем груди можно показать направляющими линиями. Помните, что сиськи крепятсяк телу и если вы обведете контуром полностью всю массу груди, она будет смотреться сплошной массой с грудной клеткой, а не выпирающей.

5 и 6) В этих двух шагах я пробую определить место расположения сосков. В 6 пункте я использую небольшую уловку, чтобы определить центр каждой груди. В этом вам поможет представление груди как трехмерного объекта: проведите вертикальные линии, как бы делящие каждую грудь пополам, от подключичной ямочки через центр грудей и немного сходящиеся внизу у из основания. Помните: только плавные кривые линии!!!

7) Поскольку не бывает людей без жировых отложений, я рисую тело в 7 пункте с небольшими округлостями на бедрах и туловище ниже груди.

8) Грубый набросок большой груди на том же самом туловище. Использую тот же принцип для размещения сосков, только с поправкой: соски более массивные и бОльшего диаметра, и располагаются ниже из-за веса и объёма груди.

9) Маленькая грудь на том же туловище. Применяется то же правило: меньше грудь, соски меньше и располагаются выше.

Шаг 2: Ракурсы!

Женщина может быть крупной или маленькой, и грудь нужно стараться рисовать прапорционально. Даже в большинстве мультяшных стилей применяют это правило. На примере слева: груди похожи на бейсбольные мячи и выглядят отделёнными от туловища. Справа: они смотрятся гармонично. Помните, что если меняется изгиб тела, то и линия груди меняется. Тут я набросал небольшую схемку: заключил основные части тела как бы в коробки и расчертил серединными линиями, для наглядности. И запомните: сисек две , и надо каждую рисовать в отдельности, они никогда не сдавливаются в единую массу!

Когда руки подняты, груди немного растягиваются расходятся в стороны. Когда одна рука поднята, то груди будут располагаться немного на разных уровнях (ближняя подтянется вверх за рукой). Не забудьте наметить маленькие кривые линии под мышками, когда обе руки подняты над головой.

Шаг 3: Форма груди и Методы воздейсвия на нее!

Люди частенько забывают одну важную вещь: грудь сделана не из пластмассы! Она не твердая. Ее форма скорее как горка, чем как шар. Думайте о грудях, как о пузыре, наполненом водой: когда пузырь висит свободно, он походит на маятник, но если вы надавите на грудь, то получите вмятину в месте надавливания и увеличение объма по краю вдавливания.

Даже некоторая одежда может сдавить грудь или заставить её выпирать в различных местах. Груди не бывают округлыми всё время и редко бывают округлыми вообще. (Если конечно, они не из силикона).

На схемке вниху я показываю, как движения рук влияют на изменение формы груди. На левой — груди в покое. Справа — их сжали, или надавили. Вертикальная складка между грудью и туловищем удлинняется, грудь прижата к телу.

Шаг 4: Подсказки

Слева направо — маленькая, средняя и большая грудь. Последний рисунок — это то, какой грудь быть не должна. Посмотрите внимательнее, красная линия под каждой грудью обозначает складочку кожи между грудью и грудной клеткой. Самая крайняя грудь справа почти не имеет веса, поэтому и складки там нет. Но помните, что даже самая маленькая грудь имеет вес!

Расмотрим какого цвета бывают соски. Не нужно делать их очень розовыми. Они имеют тон тела, только более красноватые, коричневатые, оранжеватые.
По крайней мере, я ярко-розовых сосков не встречал.
(Прим. перев.: наивный автор, никогда не дергал девушек за соски))

Рядом: вид соска сбоку. Имейте ввиду, что соски не всегда торчат перпендикулярно груди. Как правило, они могут быть довольно плоскими и не выделяться, но иногда торчат очень дерзко!
(Прим. перев.: ага, какой-то опыт в этом деле у автора все же имеется))

Перевод: Хлоя

Как нарисовать аниме кошку

Шаг 1. Итак, начнем. Рисуем овал в качестве базы для головы. Затем рисуем лицевый направляющие линии. Они помогут вам пропорционально расположить детали мордочки. Добавляем небольшие детали носика, рта и глаз. Переходим к телу. Рисуем сердце вытянутой формы, это будет грудь нашей кошечки. От сердца проводим вниз две линии. Это будут передние лапки нашего котенка. После этого проводим две изогнутые линии по бокам, это задние лапки. Не забудем провести еще одну длинную изогнутую линию справа, хвостик.

Шаг 2. Начинаем шаг с оформления нижней части мордочки. Обозначаем выгнутыми дугами глаза. Далее проводим линии — зарисовки лапок и хвоста.

Шаг 3. Прорисовываем шерсть на грудке, хвосте. Добавляем детали на мордочке, ушах. Детализируем лапки.

Шаг 4. Добавляем усы, прорисовываем глаза. Детализируем ухо. Заканчиваем лапки и добавляем отметки на груди. Готово!

Шаг 5. Вот так выглядит наша кошка после стирания лишних линий. Итоговый вариант. Если хотите, можете не рисовать отметку на груди у или добавить что-то свое. Я постаралась сделать урок как можно проще.

Приложите к фотографии листок бумаги и переведите ее. Упростите волосы до «лоскутов», увеличьте глаза и сделайте в зрачках большие блики. Аниме-портрет готов. Но достаточно этого, если вы хотите знать, как нарисовать себя в

Вы прочитали описание процесса создания многих героев мультиков. А ведь у стиля аниме есть достаточно нюансов и особенных деталей. Персонажи из манги сразу бросаются в глаза, и невозможно их перепутать с любыми другими героями обычных мультфильмов. Изучите это, и тогда вам будет просто рисовать портреты в стиле аниме.

Выражение лица

Хотите передать эмоции, но не знаете как? Нарисовать лицо в стиле аниме одно дело, другое - передать Эмоции рисуются достаточно упрощенно, можно даже сказать, символами.

Например, розовые черточки на щеках показывают, что герой смущен, широко раскрытый рот с оскалом при разговоре - он рассержен, две дуги вместо глаз - глаза закрыты, и, вероятнее всего, персонаж испытывает удовольствие.

Однако, не изучая эту «азбуку», можно легко угадать душевное состояние героя. Если на портрете человек улыбается, посмотрите, как это изображается в аниме-стиле, и сделайте так же.

Динамика

Рисовать голову легко в анфасе. Но это скучно и быстро надоедает. Как нарисовать себя в стиле аниме, чтобы голова была динамичной? Представьте, что голова - это шар. Начертите ровно посередине линию, на которой будут расположены глаза. Теперь поверните этот шар вместе с линией, чтобы поменять угол движения.

Проведите линии для носа и губ и затем прорисуйте лицо в деталях. Работу всегда нужно делать, намечая фигуры. Детально прорисуете - и окажется, что получилось совсем не то движение, какое хотелось бы.

Главные ошибки

Аниме в портретах подчиняется общим правилам. Нос, глаза, рот, уши занимают свое положение на голове. Если вы не можете нарисовать обычную голову, о том, как нарисовать портрет в стиле аниме, вам рано думать. Мастерство зависит от опыта.

Рисуйте больше набросков, практикуйтесь. Это помогает выявлять ошибки и в конечном итоге их исправлять. Таким образом, вместо того, чтобы каждый раз открывать руководство по рисованию портрета в стиле аниме, изучите список общих ошибок, которые вы должны учитывать, и старайтесь их устранить.

Располагаются ли глаза равномерно на линии? У многих начинающих художников не получается нарисовать одинаковыми глаза, они и не знают, что делать с этим и как. Нарисовать себя в стиле аниме - это не только сделать глаза размером с галактику. После того как вы нарисуете их, отметьте снизу и сверху крайние точки и проведите через них линии. Это поможет выяснить, ровно ли нарисованы глаза.

Находится ли подбородок по центру между ними? Проведите линию вниз по центру лица между глазами и убедитесь, что подбородок на этой линии. Она также должна пересекать рот и нос. По центру, на трети или четверти - это зависит от перспективы, в которой находится голова.

Находятся ли уши на одном уровне с глазами? Верхняя точка ушной раковины располагается на уровне бровей. Мочка - на одной линии с кончиком носа. Но это индивидуальные величины, так что могут быть отклонения от заданных правил - учитывайте это.

Смотрите аниме, снятые по манге разных авторов, чтобы не задаваться вопросом о том, как нарисовать себя в стиле аниме. Изучайте разные стили манги и одновременно наслаждайтесь просмотром. Многие отаку (заядлые анимешники), не изучая принципов, с первого раза делают хороший «анимешный», рисунок.

В последние годы мультфильмы аниме стали достаточно популярными не только у детей, они нравятся и взрослым. У каждого есть свои любимые герои, и многие стараются их скопировать, изобразив самостоятельно. Как нарисовать аниме карандашом поэтапно? Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд.

Техника аниме

Аниме относят к особой технике японских рисунков, которые выполняют с помощью карандаша. Такая картинка имеет несколько отличий от остальных жанров. В первую очередь это относится к изображению лица и глаз. Различают несколько видов аниме. К примеру, манга или комиксы.

Аниме-мультфильмы привлекают внимание многих зрителей не только оригинальностью рисунка, но и смыслом своего сюжета. Часто именно это вызывает у поклонников вопрос: «Как нарисовать аниме карандашом?»

Изображение героев аниме-мультиков - достаточно увлекательное дело. Даже если использовать только карандаш. Изображение деталей лица является несложной задачей. Итак, рассмотрим простой способ того, как нарисовать аниме карандашом поэтапно.

Алгоритм действий

Чтобы добиться точности и желаемого качества рисунка, необходимо придерживаться определенного порядка исполнения. Сейчас вам станет ясно, как нарисовать аниме. Поэтапно следуйте рекомендациям.

1. Нужно помнить, что всем героям таких мультфильмов характерны некоторые универсальные детали: огромные глаза и маленькие рты. Носы обычно обозначены схематично. Отдельные персонажи имеют непропорционально длинные ноги.

2. Подготовка необходимых принадлежностей. Вам понадобится обыкновенный альбом. Бумага должна быть плотной, а карандаш выбирайте мягкий. Его рекомендуется заточить с помощью ножа - точилка не сможет правильно срезать конец грифеля для более удобного рисования, так как нужно будет набрасывать тонкие линии. Штриховка также легче наносится, если карандаш заточен под углом.

3. Нанесение подготовительной разметки. Проводится линия сверху вниз в центральной части листка - это обозначение роста будущего аниме-героя. Делим прямую черту на шесть одинаковых сегментов. Первая часть сверху отводится для головы. Три сегмента снизу остаются для ног. Обозначаются плечи, таз. Затем нужно обрисовать оставшиеся контуры тела. Схематически изображаем руки персонажа.

4. В том месте, где должна быть голова, рисуем овал и делим его на две ровные части с помощью тоненькой горизонтальной линии. На ней отмечаем две точки, которые служат центрами глаз. Делаем два поперечных штриха (нижние веки).

5. В соответствии с нижними веками дорисовываем верхние черточки. Затем выполняем радужные оболочки и зрачки. Это несложно. Обращаем внимание на то, что зрачки и радужки в аниме-рисунках не бывают правильной круглой формы. В большинстве случаев они вытянуты сверху вниз. Затем над глазами намечаем тонкие брови.

6. В центральной части лица рисуем нос. Чаще всего его изображают небольшим и не детализированным. Намечаем уши. Рисуем маленький рот - проводим небольшой горизонтальный штрих чуть ниже носа. Можно изобразить губы, но это по желанию.

7. Линия роста волос располагается высоко, на значительном расстоянии от глаз. Пряди рекомендуется рисовать отдельными локонами. Прическу персонажа изображайте в соответствии с его характером. Это может быть опрятная или небрежная стрижка, простая или сложная. Главное - дать свободу фантазии.

8. Прорисовываются контуры фигуры персонажа. Этот этап рисунка аналогичен изображению человеческих тел в классических жанрах рисования.

9. Стираем с помощью резинки лишние дополнительные линии и раскрашиваем рисунок. Он готов! Вот мы и определили, как нарисовать аниме карандашом поэтапно.

Изображение персонажа

Достаточно часто главными персонажами аниме-мультфильмов являются девушки. Они удивительно красивы, и многие хотят научиться их изображать. Перейдем к тому, как нарисовать аниме-девушку поэтапно.

Девушка из аниме

Делаем набросок лица персонажа. Начинаем с рисования окружности. Затем разделяем ее пополам. Если девушка на рисунке будет изображена в полоборота, то лицо делится на две неровные части. Можно сделать уклон, как будто героиня опустила глаза. Все зависит от фантазии и желания. Прорисовывается еще одна окружность, которая будет служить основой для головы персонажа. Подбородок отмечается под первой окружностью, затем нужно обозначить точки скул и наметить форму лица девушки. Обозначаем контуры рта, носа и глаз. Плавно переходим к волосам. Обратите внимание на прическу девушки: собраны у нее волосы или распущены, возможно, заплетена коса, или локоны уложены в замысловатую высокую прическу. Уделите внимание всем необходимым деталям. Не забывайте набросать контуры ушей.

Глаза - это особый нюанс в аниме-картинках. Они обычно отличаются большим размером, по сравнению с классическими рисунками. Глаза нужно изобразить большими и выразительными. Переходим к пропорциям носа. Он в аниме-рисунках обычно не детализирован, поэтому изобразить его нетрудно.

Когда основа персонажа готова, можно навести контуры, добавить детали прически, изобразить тени на лице. Прорисовываем глаза, чтобы на них был сделан главный акцент. Можно изобразить только лицо или же нарисовать девушку в полный рост. Выбор за вами.

Применение навыков

Теперь вы знаете, как нарисовать аниме-девушку. Далее можно приступать к изображению сюжетов с несколькими персонажами. Теперь вам под силу нарисовать различные моменты из аниме-сериалов. В данном случае нужно будет изобразить не только персонажа, но и окружающую обстановку, фон. Плюс в том, что это поможет вам научиться изображать разные виды эмоций. Не секрет, что аниме-рисунки очень точно и достаточно оригинально передают чувства и настроение героев.

Дополнительные плюсы урока

С недавнего времени популярными стали конкурсы аниме-рисунков. Некоторые художники даже устраивают выставки.

Так что научиться нескольким способам того, как нарисовать аниме карандашом поэтапно, будет совсем нелишним. Это может принести не только удовольствие, но и прибыль.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры