Капитанская Дочка характеристика образа Пугачев (Пугач, Емелька). Судьбы героев романа «Капитанская дочка

Главная / Ссоры

Судьбы героев романа «Капитанская дочка»

В «Капитанской дочке» в центре внимания оказывается личность Пугачева и вообще личности с их судьбами, вовлеченные в историческую круговерть.

Судьбы героев, на мой взгляд, складываются так, как это предписывалось их личностными качествами (положительными или отрицательными), взглядами на жизнь, ценностями и собственно исторической ситуацией того времени. Именно эти важнейшие составляющие личности человека и определяют во многом то, как сложится его жизнь. По сути каждый является творцом своей судьбы, даже если не подозревает об этом.

Пётр Гринёв - дворянин, связанный обетами чести и долга со своим знатным сословием, однако он не смотрит на мир и людей сквозь сословные «очки». Он, прежде всего, честный и искренний человек, готовый прийти на помощь.

Но жизнь не раз ставит его перед выбором между честью и бесчестием, ситуациями нравственного компромисса: после того, как Пугачёв помиловал Гринёва, он должен был поцеловать его руку, тем самым фактически признать в Пугачёве царя. В главе «Незваный гость» Пугачёв просит Петра «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях, полных риска, герой проявляет незыблемую твёрдость и неуступчивость. В Оренбурге, получив письмо от Маши, он должен сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осаждённом городе - долг чести - откликнуться на отчаянный призыв осиротевшей девушки: «Вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Честь, сострадание и истинная человечность одержали верх над солдатским долгом перед императрицей - он решается покинуть Оренбург и воспользоваться помощью Пугачёва. Изверг, злодей и самозванец, каким он являлся для других людей, выделяет Петра из всех, проявляет к нему снисхождение, милость и даже некое товарищеское отношение. Пугачёв помогает и на этот раз - спасти Машу от Швабрина, державшего её взаперти, больную, измученную и голодную. Поэтому, столкновение с этим человеком, играет в судьбе Гринёва немалую роль.

Пушкин показал в романе темный и светлый лики истории. Она может погубить человека, а может дать его душе «сильное и благое потрясение». Она заставляет проявить свои скрытые волевые качества и даёт шанс спастись, даже в самых сложных испытаниях тем, кто искренен, милосерден, честен. Жёсткая и капризная, историческая реальность не исключает «чудесной» случайности. Кажется, что она сама не только карает и губит, но и возвышает людей, милостива к ним.

Это особенно ярко проявилось в судьбе Маши Мироновой. Главные испытания в жизни Маши, как и в жизни Гринёва, начинаются, когда до Белогорской крепости доходит слух о самозванце. Стремясь уберечь дочь от «пугачёвщины», родители хотят отправить её в безопасное место. Но судьба вновь распоряжается по-своему: Маша вынуждена остаться в осаждённой крепости, среди огня и ужасов «бессмысленного и беспощадного» бунта. В день взятия крепости её постигает несчастье - жестокая смерть её отца и матери. Она остаётся круглой сиротой. Её единственный защитник - Пётр Гринёв, чудом избежав виселицы, отправляется в Оренбург, а она, больная, беспомощная оказывается в руках нового коменданта крепости - предателя Швабрина.

Несчастной Маше пришлось вынести столько унижений, сколько любая другая девушка, оказавшись на её месте, вряд ли смогла бы пережить. Швабрин держал её в чулане, на воде и хлебе, добиваясь, таким образом, её согласия стать его женой. В романе, пожалуй, нет ни одного героя, пострадавшего больше неё. Честная, умная и искренняя, Маша категорически отказывается выйти замуж за злого, низкого, беспощадного, а самое главное - нелюбимого ей человека, к тому же вставшего на сторону убийц её родителей: «мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».

Приехав в Белогорскую крепость, Гринёв и Пугачёв нашли Машу, сидящей на полу, «в крестьянском оборванном платье», «с растрёпанными волосами». Перед бедной девушкой стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. В эту минуту героиня увидела Пугачёва, приехавшего освободить её, но ведь этот же самый человек, ставший её спасителем, лишил её самого дорогого в жизни - её родителей. Она не произнесла ни слова, лишь закрыла лицо руками и, как вспоминает потрясённый Гринёв «упала без чувств». И вновь Швабрин едва не помешал влюблённым: он сообщил Пугачёву о том, кем была Маша на самом деле. Но, проявив великодушие, самозванец простил Гринёва за вынужденный обман и даже вызвался быть посажённым отцом на её свадьбе с Гринёвым.

Казалось бы, с этого момента судьба Маши начала складываться счастливо. Гринёв отправляет её с Савельичем в своё поместье. Теперь Маше нужно было понравиться родителям возлюбленного, и задача эта оказалась не из сложных - вскоре они «искренне привязались» к «милой капитанской дочке» и не желали для своего сына никакой другой невесты, кроме Маши. Не за горами была цель двух любящих людей - свадьба и счастливая семейная жизнь. Вскоре бунт был подавлен, а самозванец пойман.

Однако Маше предстояло наперёд одно из самых сложных испытаний: Гринёва арестовали и обвинили в предательстве. Маше кажется, что именно она стала причиной несчастий любимого, который ради неё вынужден был прибегнуть к помощи самозванца. В жизни девушки наступил поворотный, переломный момент: ведь только от неё теперь зависели будущее её возлюбленного и её собственное, семейное счастье. Она решилась поехать к самой императрице просить за Петра. Непросто далось «трусихе» Маше это решение. Она впервые приняла на себя такую ответственность: это ответственность уже не столько за себя, сколько за будущее, честь Петра Гринёва и всей его семьи.

Только честность и искренность девушки смогли растопить холодное сердце императрицы и получить её прощение. В конце концов, Маша смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, своё счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложнейших обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны сокрушить недоверие, несправедливость и предательство, помогают одержать верх в его неравном противоборстве с грозными силами истории. А это поистине подвиг со стороны девушки, достойный внимания и уважения.

Из-под своих таинственных покровов история как бы вывела Емельяна Пугачёва, сделав его символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, почти сказочной. В «Капитанской дочке» образ Пугачёва представляет собой сложный сплав исторических, реально - бытовых, символических и фольклорных элементов, это образ - символ. Он сложен и противоречив. В одном и том же человеке уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и в то же время готовность помочь ему.

Пугачёв говорит о вариантах развития своей судьбы: о походе на Москву («Дай срок, то ли ещё будет, как пойду на Москву»), о возможном триумфе («Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»). Довольный своими военными победами, он предполагает даже потягаться с самим прусским королём Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.

Пугачёв - фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в детском заячьем тулупчике, подаренном Гринёвым («Улица моя тесна; воли мне мало»). Власть его кажется безграничной, но он осознаёт трагизм собственной судьбы - это подчёркнуто и в любимой песне Пугачёва («Не шуми, мати зелёная дубровушка…»), и в рассказанной им калмыцкой сказке. Как и всякий трагический герой, Пугачёв предстаёт в героическом ореоле. Милуя своих противников, он гордо отвергает совет Гринёва - «прибегнуть к милосердию государыни». Им движет не чувство непомерной вины, а уверенность в несокрушимой правоте. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что щедро даёт другим людям. Милосердие для него - унизительная милостыня. Трагическая судьба Пугачёва раскрывается в символике песни и сказки. Борьба за свободу крестьянского народа, ужасный бунт был подавлен, а Пугачёв казнён.

Трагична и судьба родителей Маши - Ивана Игнатьевича и Василисы Егоровны. Они погибают от рук пугачёвцев. Супруги были исключительно верны и очень любили друг друга и свою единственную дочь, которую всеми силами старались спасти от бушующего вокруг бунта. Эти добрые, гостеприимные, открытые люди полюбили и Петра как сына родного. Непоколебимость своих убеждений они унесли вместе с собой, погибнув в борьбе за честь и любовь.


Каждое произведение должно учить нас хорошему и развивать высоконравственные качества. Такие понятия как добро, честь, совесть, благородство чаще всего ассоциируются с сугубо положительными героями. Рассмотрим эту гипотезу на примере Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Пушки показал нам совершенно другого Пугачева. Он предстал в образе «удивительно симпатичного злодея».

Первое упоминание народного вождя мы видим уже во второй главе. Первое впечатление Петра Гринева совершенно не подходило к описанию убийцы и самозванца: «Наружность его показалась мне замечательна… Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Особое внимание писатель уделил глазам: «увидел два сверкающих глаза», «живые большие глаза так и бегали». Невозможно даже представить, что эти глаза принадлежат человеку, который убьет такое количество невинных людей. Тот же блеск в глазах мы наблюдаем при захвате Белогорской крепости. По внешнему виду Пугачев был типичный русский мужик. Даже его речь, насыщенная пословицами и поговорками, свидетельствует о яркой народности персонажа.

Народ не мог не пойти за ним.

Но не настолько ярка внешность героя, сколько его характер. Народный вождь придерживается нравственных идеалов. Это мы понимаем из момента, когда Пугачев помиловал Гринева. Этот поступок демонстрирует его благородство. Так же нельзя не отметить момент вызволения Маши из крепости. Помощь Пугачева была неоценимой. Мы не можем предположить, что бы было с Машей, если бы Петр не встретил Пугачева. Еще дин важный момент, описывающий характер мятежника, - это притча, рассказанная им Гриневу о том, что лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь питаться мертвечиной. Его идеал – орел, гордая независимая птица. Это говорит о том, что Пугачев живет сегодняшним днем. Он падок на лесть. Это видно в тот момент, когда Гринев рассказывал ему об Оренбурге. Храбрость этого человека не вызывает сомнений, как и сила его характера. Он, будучи уже пойманным, сумел найти в себе силы отыскать взглядом в толпе Гринева и кивнуть ему.

Как предводителю восстания Пугачеву приходилось держать лицо кровожадного злодея, готового убить любого, кто не признает в нем царя. Если бы он вел себя по-другому, то люди бы за ним не пошли. Но все же, он остался человеком и в этом случае. Во многом, причиной восстания была личная выгода. Н очень хотел поцарствовать, «как Гришка Отрепьев», понадеявшись на русский «авось». Но Пугачев любил народ русский и подвиг его был во имя народа. Он понимает, что его окружают «воры», и они в любой момент могут предать своего вождя, как только им предложат приличное вознаграждение.

Нравственные черты, описанные выше, полностью воплотились в этом, казалось бы, отрицательном герое. Несмотря на свою репутацию он честен, добр, благороден. Этот персонаж учит нас оставаться человеком, даже когда это очень сложно или почти невозможно.

Обновлено: 2017-04-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Образ "великого государя" "Капитанской дочки" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.

Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою, и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: "Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе". В этом и дело, что твердая полоса Пугачева - это беспутье; он - проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам - и его собственная звезда ведет его по историческому пути.

Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественной и смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий тулупчик - в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову?

Центральная проблема повести проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного (иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы - как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде), и не глазами опытного дворянского историка (тогда получилась бы карикатура на Самозванца - как в официальном извещении о Пугачеве, которое "объявляет" комендант Белогорской крепости). Пугачев показан глазами простого и честного дворянина. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это дает возможность показать Пугачева не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений, Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица. Ничего "мистического", "избраннического" в этом облике нет; потому особенно комичным покажется нам более поздний рассказ рядового казака о том, как "государь" по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях.

Вторая встреча с Пугачевым, во взятой им Белгородской крепости, дает нам иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собой самозванца, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении генералов. Это персонаж исторического маскарада, на котором вместо клюквы проливали человеческую кровь. И даже то, что Пугачев милует Гринева, благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а все го лишь подражанием "царскому жесту".

Лишь во время третьего "свидания" Пугачев раскрывается до конца. Гринев присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню ("Не шуми, мати зеленая дубравушка"), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. Разговор наедине подтверждает это: "великий государь" понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: "А разве нет удачи удалому?" И когда на утро он не только принимает "счет", выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп - это не только "царский жест", но и движение души: долг платежом красен.

Собственно, лепка образа завершена; далее при встрече с Гриневым Пугачев будет лишь поворачиваться то одной ("авантюрной"), то другой ("самозванческой"}, то третьей, главной ("человеческой") стороной, еще и еще раз подтверждая то, что читатель о нем и так уже знает. Золотая бумага, которой оклеены стены его избы, притворная важность, хвастливый вопрос, какой он задает Гриневу по пути в Белогорскую крепость - мог бы с ним потягаться король прусский "Федор Федорыч", - напоминают о самозванческой психологии Пугача. Неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве; сказка об орле и вороне напоминают о его авантюрном уме и характере; веселая готовность поучаствовать в вызволении Гриневской невесты из лап Швабрина; предложение стать посаженным отцом на их свадьбе не дают забыть о естественной человечности, которая живет в душе Пугачева.

Пугачев свободен ровно до того предела, за которым открывается истинная беспредельность власти в пушкинском ее понимании. Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель Пугачев - Екатерина. Как Гринев прибегает к помощи Пугачева, чтобы выручить невесту, так его невеста прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха. Царица изображена в простодушно-сентиментальных тонах. В ней нет пугачевского величия, необузданной силы; мы должны помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачевская попытка овладеть страной. Но то, насколько свободно милует она Гринева, насколько самостоятельна и независима в своем царственном праве прощать, - выдает в ней истинную государыню. Именно это делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не "законность" воцарения сама по себе. Пугачев такой свободой обладает не вполне, значит, он не вполне и господин своего положения. Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не он управляет стихией и не стихия им; просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание, усмирение бунта равнозначно его смерти. Приписка "издателя" к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что Пугачев узнал в толпе некогда спасенного им дворянина, "и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, была показана народу"

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Пугачев (Пугач, Емелька) новый тип героя русской прозы, вождь антидворянского восстания, литературный «двойник» реального Емельяна Пугачева, изображенного в пушкинской хронике «История пугачевского бунта» (1836). «Тот» Пугачев — бессмысленно жесток, как всякий кровавый вождь обезумевшей стихии, и только. Образ «великого государя» «Капитанской дочки» многогранен: П. то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами «людей из толпы», даже с образом Екатерины II; но главное сопоставление — все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.

П. неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою — и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак (сюжетный аналог запорожца Кирши в «Юрии Милославском») говорит: «Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе». В том и дело, что твердая полоса П. — это беспутье; он — проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам — и его собственная звезда ведет его по историческому пути.
Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ П. с величественно-смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходит в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петру-ше пожертвовать для П. заячий тулупчик — в благодарность за «путеводство» и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову? Точно так же дворянский мир последовательно связывается в повести с символикой осени, очаровательной, легкой, ненадежной, предсмертной. В то самое время, как в Белогорской крепости, взятой П., свирепствует снежная зима, в Оренбурге, отстоящем всего на 40 км, еще угасает осень; генерал, которому поручено защищать город от восставших, подвязывает яблони соломой, чтобы сохранить их от мороза; точно так же дряхлеющее дворянство хочет «подстелить соломку» П., закрыться от его молодой, холодной силы. И в финальной сцене свидания Маши, невесты Гринева (арестованного по обвинению в содействии П.), с императрицей Екатериной Пушкин окружает героинь пейзажем ранней осени с ее «свежим дыханьем».

Центральная проблема повести — проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного (иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы — как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде). И не глазами опытного дворянского историка (тогда получилась бы карикатура на самозванца — как в официальном извещении о П., которое «объявляет» комендант Белогорской крепости). П. показан глазами простого и частного дворянина, который никогда не примет бродягу за «Петра Фео-доровича III», но и не станет искусственно снижать образ, чтобы встроить его в готовую идеологическую конструкцию. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 г., а это дает возможность показать П. не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений. Как только герои выбираются из бурана, читатель (с «помощью» Гринева) видит перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутовским выражением лица. Ничего «мистического», «избранни-ческого» в этом облике нет; потому особенно комичным покажется читателю более поздний рассказ рядового казака о том, как «государь» по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях. В центре сюжета — умеренно умный авантюрист, чья судьба отнюдь не предрешена; то, что именно он вскоре станет во главе грандиозных исторических событий, — во многом случайность.

Вторая встреча с П., во взятой им Белогорской крепости, дает иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собою самозванца, восседающего в креслах, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении «енералов». Это — персонаж исторического маскарада, на котором вместо клюквенного сока проливают человеческую кровь. И даже то, что П. милует боярского дитятю Гринева благодаря заступничеству его крепостного слуги (которого «государь» не мог не вспомнить — ибо Савельич назойливо защищает «имущественные права» барчука) поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием «царскому жесту». (И потом П. не раз будет по-царски повторять: казню так казню, милую так милую.)

Лишь во время третьего «свидания» П. раскрывается до конца. Гринев присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка»), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. (Православный царь вопрошает «детинушку, крестьянского сына», с кем тот воровал, «с кем разбой держал» и в конце концов «жалует» его виселицей.) Разговор наедине подтверждает это: «великий государь» понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: «А разве нет удачи удалому?» И когда наутро он не только принимает «счет», выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп — это не только и не столько «царский жест», но и движение души: долг платежом красен.

Собственно, лепка образа завершена; далее при встрече с Гриневым П. будет лишь поворачиваться то одной («авантюрной»), то другой («самозванческой»), то третьей, главной («человеческой») стороной, еще и еще раз подтверждая то, что читатель о нем и так уже знает. Золотая бумага, которой оклеены стены его избы («дворца»), притворная важность, хвастливый вопрос, какой задаст он Гриневу по пути в Белогорскую, — мог бы с ним потягаться король прусский «Федор Федорыч» — напоминают о самозванческой психологии Пугача; неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве; сказка об орле и вороне (лучше жить тридцать лет, чем триста лет питаться падалью) — напоминают о его авантюрном уме и характере; веселая готовность поучаствовать в вызволении гриневской невесты из лап дворянина-пугачевца Швабрина; предложение стать посаженым отцом на их свадьбе — не дают забыть о естественной человечности, которая, несмотря ни на что, живет в разбойной душе П. Недаром у Гринева рождается пламенное желание вырвать его из среды злодеев!

Но именно этот порыв обнаруживает главное противоречие пугачевской судьбы. Если П. — вождь, зачем его «вырывать из среды» злодеев, которыми он безраздельно властвует? А если он не властвует ими, если зависит от них, то какова же его роль в истории, в восстании? Какова мера его свободы? И тут Пушкин как бы ставит героя перед своим любимым парадоксом. Царская власть предполагает право властителя поступать по своему усмотрению. Закон ограничивает нижний предел его воли. То есть не позволяет быть жестоким сверх разумной меры, сверх справедливости. Но властитель ничем не ограничен в своем праве миловать, прощать, награждать. П., каким он изображен в повести, пытается действовать до конца по-царски; он действительно дважды отпускает Гринева, не дает в обиду капитанскую дочь Машу Миронову. Но уже в сцене «дворца», оклеенного золотой бумагой, очевидно колоссальное влияние, какое имеют на него «господа енералы» — звероподобный капрал Белобородов и разбойник Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. П. должен опасаться и своих «казачков», и дворян, перешедших на его сторону. Сообщая Гриневу, что «ребята» смотрели на него косо, а старик Белобородов настаивал на пытке, П. вынужден понизить голос — чтобы не услышал сопровождающий их татарин. (А заодно верный слуга Савельич, которого вождь тоже несколько побаивается.) Разбойник волен идти на Москву — ибо этого же хочет войско; но миловать он должен с оглядкой. Власть, которую он присвоил, не ограничена законом, но ограничена жестокостью бунта. П. свободен ровно до того предела, за которым открывается истинная беспредельность власти в пушкинском ее понимании.

Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель П. — Екатерина. Как Петруша Гринев прибегает к помощи П., чтобы выручить невесту, так его невеста в конце концов прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха. Царица изображена в простодушно-сентиментальных тонах, в стиле гравюры. В ней нет пугачевского величия, необузданной силы; читатель должен помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачевская попытка овладеть страной. (Поэтому первоначально ранняя отставка отца Гринева объяснялась именно «неучастием» в екатерининском перевороте 1762 г.) Но то, насколько свободно милует она Гринева, насколько самостоятельна и независима в своем царственном праве прощать выдает в ней истинную государыню. (И ее прощение в конечном счете совпадает с духом и буквой закона, ибо Гринев сохранил верность присяге, допустив лишь мелкие отклонения от устава.) Именно это делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не «законность» воцарения сама по себе. П. такой свободой обладает не вполне; значит — он не вполне и господин своего положения. Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не он управляет стихией, и не стихия им; просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание, усмирение бунта, равнозначно его смерти. Приписка «издателя» к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что П. узнал в толпе некогда спасенного им дворянина «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».

Образ Пугачёва – это сложнейший и интереснейший образ повести.

Во время, описанное А.С. Пушкиным в "Капитанской дочке", положение на Руси было очень сложным. В 1760 – 1770-е гг. по стране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Это было связано с усилением крепостного права. Особое беспокойство императрицы Екатерины II вызывали выступления казачества. Со времён Ивана Грозного на окраинах империи стали образовываться поселения вольных людей – казаков. Со временем казаки стали особым слоем русского общества, живущим по своим законам. Казаки причиняли много беспокойства властям, так как значительную роль в их жизни играл разбой. Пытаясь добиться стабильности на границах государства, Екатерина II начала наступление на казачество. Ограничивалось казацкое самоуправление, правительство стало вводить армейские порядки в казацких частях. В частности, яицкие (уральские) казаки были лишены права беспошлинного лова рыбы, добычи соли. Одним из вооружённых выступлений против нового режима и стала "пугачёвщина". Емельян Пугачёв, предводитель крестьянского восстания, является главным историческим персонажем в повести "Капитанская дочка". Он – беглый донской казак лет сорока, выдающий себя за покойного царя Петра III.

При появлении Пугачёва в повести часто возникает тревожная, загадочная атмосфера: метель, взятие крепости, крестьянский бунт. Впервые мы встречаем его во время бури, в которую попал главный герой повести, Пётр Гринёв. "Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал продвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком." Он показывает себя как человек умный, находчивый и хорошо знающий местность. "Сторона мне знакомая, – отвечал дорожный, – слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперёк. Да вишь, какая погода: как раз собьёшься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдём дорогу по звёздам." "- В самом деле, – сказал я, – почему думаешь ты, что жило недалече? – А потому, что ветер оттоле потянул, – отвечал дорожный, – и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко." Позже, когда Пугачёв проводил Гринёва с Савельичем на постоялый двор, мы слышим иносказательный разговор бродяги и хозяина умёта о делах народного бунта: ""Эхе, – сказал он, – опять ты в нашем краю! Отколе Бог принёс?" – Вожатый мой мигнул значительно и ответил поговоркою: "В огороде летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?" " Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте." "Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит!"

Внешность Пугачёва Гринёв описывает так: "Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары." Словом, это был никакой не царь, а обычный русский человек, беглый казак, которому надоело быть в подчинении, но, несомненно, богатый духовно.

Образ Пугачёва раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель. К сильным сторонам образа Пугачёва относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям умение быть благодарным, смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Пугачёв обладает чувством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации. Также Пугачёв, несмотря на своё происхождение, очень ценит в окружающих его людях честность, находчивость, благородство и смелость. Примером тому служит разница между его отношением к Гринёву и к Швабрину. Пугачёв понимает, что Швабрин изменник и подлый предатель, что он переметнулся на его сторону только из-за собственной выгоды, а не по убеждению и что при первой же неудаче Швабрин предаст его так же, как предал капитана Миронова. Поэтому Пугачёв не выказывает негодяю доверия, не пускает на военный совет старшин. "Между ими не было ни Швабрина, ни нашего урядника, новобранных изменников." Тогда как Гринёва, который, в сущности, был врагом предводителю народного бунта, Пугачёв наоборот сажает за один с собой стол и позволяет присутствовать на военном совете. Когда Гринёв отказывается перейти на его сторону и признать его царём, он даже не пытается угрожать или настаивать, понимая, что всё будет бесполезно и, уважая смелость, находчивость и искренность молодого человека, отпускает его.

Но у образа Пугачёва есть так же слабые стороны. Например, жесткость в расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие и самоуверенность.

Но при всей своей силе, важности и разносторонности Пугачёв – трагический образ. Он как бы предсказывает свою судьбу, понимает, что обречён и он сам, и бунт, который он поднял. Впервые это прослеживается в эпиграфе к главе "Приступ". "Голова моя головушка, голова послуживая! Послужила моя головушка ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка ни корысти себе, ни радости, как ни слова себе доброго и ни рангу себе высокого; только выслужила головушка два высокие столбика, перекладинку кленовую, ещё петельку шелковую. Народная песня". Потом на военном совете Пугачёва другая народная песня (Не шуми, мати зелёная дубровушка…) также очень ясно показывает обреченность разбойников, и их понимание этой безнадёжности. В конце концов они оказались правы, и их постигла именно та судьба, которую они себе предсказывали. Пугачёв также упоминает Гришку Отрепьева как вариант судьбы. "Нет, – отвечал он, – поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою." А во время последней встречи Пугачёва с Гринёвым разбойник рассказывает Петру калмыцкую сказку про орла и ворона. Себя Пугачев сравнивает с орлом, и действительно, это принцип его жизни. "…чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!" Но в самый последний раз Гринёв видит Пугачёва во время его казни, оставшегося, несмотря на кандалы таким же непокорённым и свободолюбивым. "Из семейственных преданий известно, что он был освобождён от заключения в конце 1774 года, по именному повелению; что он присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу."

Пугачёв наполнил жизнь Гринёва содержанием, а повесть таинственным смыслом. Будучи мужиком, неотёсанным, необразованным, Пугачёв оказывается гораздо более честным, справедливым и порядочным, чем некоторые дворяне, например, предатель Швабрин. Несмотря на свои недостатки он обладает твёрдым характером, не отступается от своих убеждений и до конца сохраняет чувство собственного достоинства.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры