Картина Федотова “Свежий кавалер”: описание. Павел Федотов

Главная / Ссоры

В нашей новой рубрике мы расскажем и покажем наиболее значимые для событий нашей истории живописные полотна и не просто попробуем расшифровать колоритные детали, хорошо понятные современникам художника, но и показать, что картины часто живут очень долго и отражают проблемы, хорошо знакомые и в наши дни. Начнём с вечной темы - российского чиновничества. Оно и сегодня отнюдь не идеально и часто попадается на различных злоупотреблениях. 170 лет назад, во времена императора Николая I , недостатки чиновников были во многом такими же, что и показал в своей нестареющей картине наблюдательный художник Павел Федотов.

Иронический реалист

Проживший совсем недолго, но успевший стать знаменитым Павел Андреевич Федотов (1815-1852) впервые в русском бытовом жанре попытался дать критический анализ повседневности. Отец живописца был военным, и сам Федотов проходил военную службу в Санкт-Петербурге, где посещал вечерние классы Академии художеств. В 1846 году он создал свою первую значительную картину - «Свежий кавалер». В 1848 году было написано не менее знаменитое «Сватовство майора». Для полотен первых лет характерны ирония и острота сюжетов, а в дальнейшем Федотов овладел и искусством психологической драмы, примером тому его поздние картины «Вдовушка» (1851) и «Игроки» (1852). Образы художника попали в точку - уже в конце 1840-х годов появилось немало живописцев, подражавших Федотову.

Павел Федотов, «Сватовство майора» (1848)

Око цензуры

Картина Федотова, написанная в 1846 году, носила сразу несколько названий: «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крестик», или «Последствия пирушки». Сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Первые наброски будущего шедевра появились ещё в начале 1840-х годов. По совету баснописца Ивана Андреевича Крылова Федотов решил развить сюжет и переработать наброски в полноценное полотно. После того, как картина была готова, художник представил её в Академии художеств, где она была высоко оценена. В 1847 году «Свежий кавалер» был представлен на суд публике и вызвал настоящий фурор, принеся славу своему создателю. Но на картину немедленно обратила внимание и цензура: снятие литографий с неё были запрещено из-за… непочтительного изображения ордена.

Хмурое утро

Все три названия картины повествуют о её сюжете. Мы видим обычного среднего чиновника на утро после получения им первого ордена и празднования столь важного события. Сам обидевший цензуру орден св. Станислава 3-й степени был младшим в иерархии государственных наград и часто использовался для отличия чиновников.

Столь небольшая награда контрастирует на полотне с самим видом новоиспечённого кавалера: гордое и чванливое выражение лица, поза римского сенатора, закутанного как будто в тогу, а не потрёпанный халат, да и орден, прикреплённый не на мундир, а тот же халат - всё это должно вызвать у зрителя чувство противоречия и несоответствия события и его восприятия главным героем.

Зато ирония изображённой слева от орденоносца служанки вполне совпадает с нашей, зрительской. Простая горничная, перед которой выставляет свой халат кавалер, смотрит на него с нескрываемой насмешкой и, демонстративно держа в руках старые стёртые сапоги хозяина. Комичность образа чиновника, возомнившего себя важной птицей после получения мелкой награды, подчёркивается папильотками в его голове (может быть, с похмелья у героя они превращаются в лавровый венец?) и его босыми ногами.

Павел Федотов, «Свежий кавалер» (1846)

Обстановка вокруг также показывает контраст между отношением кавалера к себе и суровой реальностью. В комнате орденоносца разномастная мебель, повсюду царит страшный беспорядок, вещи разбросаны. На столе мы можем видеть оставшуюся с вечеринки колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете, и непростой, а на «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции». У стола валяются скелеты селёдки и черепки разбитой посуды. К стулу прислонилась гитара с оборванными струнами. Тощий беспородный кот терзает обивку стула.

Всё это вместе взятое - зрелище жалкое, но оно не мешает новоиспечённому кавалеру лелеять свои амбиции. Он мечтает быть не хуже всех и идти в ногу со столичной модой - об этом нам говорят лежащие на столе щипцы для завивки волос, зеркальце и бритвенные принадлежности. Модная и книга - нравоучительный роман близкого к власти Фаддея Булгарина «Иван Выжигин». Но книга валяется под стулом - похоже, наш герой не смог освоить и её.

Картина Павла Федотова невероятно насыщена говорящими деталями (что вообще отличает бытовой жанр в живописи). «Свежий кавалер» позволяет судить о жизни петербургских чиновников 1840-х годов, способных получить орден, но реально живущих бедно и нищих духовно. Сегодня, кстати, орден получить гораздо труднее, чем в 1846 году, но нравы, самомнение и манеры бюрократов изменились не очень сильно. Тем и интересен нам умерший 165 лет назад художник Федотов.

Павел Федотов, «Все холера виновата!» (1848)


Павел Андреевич Федотов был невероятно талантливым человеком. Он обладал хорошим слухом, пел, музицировал, сочинял музыку. Во время учебы в Московском кадетском училище достиг таких успехов, что оказался в числе четырёх лучших учеников. Однако страсть к живописи победила всё. Уже во время службы в Финляндском полку Павел записался в классы Императорской академии художеств под руководством профессора батальной живописи Александра Зауервейда.

Для учёбы он оказался уже слишком взрослым, о чём не преминул ему сказать другой преподаватель академии Карл Брюллов. В те времена художеству начинали учить рано, обычно в возрасте от девяти до одиннадцати лет. А Федотов давно перешагнул этот рубеж… Но он старательно и много работал. Вскоре у него стали получаться неплохие акварели. Первым произведением, выставленным на суд зрителей, стала акварель «Встреча великого князя».

Её тематику подсказала увиденная молодым художником встреча гвардейцев с великим князем Михаилом Павловичем в Красносельском лагере, которые радостно приветствовали высокую персону. Эти эмоции поразили будущего живописца и он сумел создать шедевр. Его высочеству картина понравилась, Федотову даже был пожалован бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам художника, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».

Однако учителя Павла Андреевича остались не довольны трудами начинающего художника. Они хотели получить от него вылощенность и вылизанность в изображении солдат, какую требовало от служивых начальство на майских парадах.

Один художник угадал другого

Федотову всё это было не по сердцу, за что и выслушивал постоянные замечания. Только дома он отводил душу, изображая самые обыденные сцены, освещённые добродушным юмором. В итоге то, чего не поняли Брюллов и Зауервейд, понял Иван Андреевич Крылов. Баснописец случайно увидел эскизы молодого живописца и написал ему письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за настоящее дело - за жанр. Один художник чутко угадал другого.

Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Теперь трудно представить, как бы сложилась его судьба, если бы не послушал Ивана Андреевича. И не оставил бы художник такой же след в русской живописи, как Николай Гоголь и Михаил Салтыков-Щедрин в литературе. Он одним из первых живописцев середины XIX века решительно встал на путь критического реализма и начал открыто обличать пороки русской действительности.

Высокая оценка

В 1846 году художник написал первую картину в новом жанре, которую решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась «Свежий кавалер». Она ещё известна как «Утро чиновника, получившего первый крестик» и «Последствия пирушки». Работа над ней шла тяжело. «Это мой первый птенчик, которого я „нянчил“ разными поправками около девяти месяцев», - записал Федотов в дневнике.

Готовую картину вместе со второй работой - «Разборчивая невеста» он показал в Академии. И случилось чудо - Карл Брюллов, который до этого не особо привечал Павла Андреевича, дал его полотнам самую высокую оценку. Советом Академии его выдвинули на звание академика и назначили денежное пособие. Это позволило Федотову продолжить начатую картину «Сватовство майора». В 1848 году она вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой» появляется на академической выставке.

Следующая выставка вместе со славой принесла внимание цензуры. Было запрещено снятие литографий со «Свежего кавалера» из-за непочтительного изображения ордена, а убрать орден с картины без разрушения её сюжета было невозможно. В письме цензору Михаилу Мусину-Пушкину Федотов писал: «…там, где постоянно скудость и лишения, там выражение радости награды дойдёт до ребячества носиться с нею день и ночь. … звезды носят на халатах, и это только знак, что дорожат ими».

Тем не менее в просьбе разрешить распространение картины «в настоящем виде» было отказано.

«Свежий кавалер»

Вот что написал в своем дневнике Федотов, когда пришел из Цензурного комитета, о картине: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел, чуть свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, и под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь».

Кухарке в своей работе Павел Федотов отдал известную долю своей симпатии. Недурна собою, опрятная молодая женщина, с округлым простонародным лицом. Повязанный на голове платок говорит, что не замужем. Замужние женщины в те времена носили на голове повойник. Судя по животу, ждёт ребёнка. О том, кто его отец, можно только догадываться.

«Свежего кавалера» Павел Федотов впервые пишет маслом. Возможно, именно поэтому работа над ней велась довольно долго, хотя замысел сложился давно. Новая техника способствовала возникновению нового впечатления - полной реалистичности, материальности изображённого мира. Художник работал над картиной так, как будто писал миниатюру, уделяя внимание мельчайшим деталям, не оставляя незаполненным ни одного фрагмента пространства. К слову, за это его впоследствии упрекали критики.

Бедный чиновник

Как только не называли кавалера критики: «разнузданным хамом», «бездушным чиновником-карьеристом». По прошествии многих лет критик Владимир Стасов и вовсе разразился гневной тирадой: «…перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чём уже не мыслящий, кроме того, что тот даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице из риноцерсовой шкуры не дрогнет. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена, как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь».

Однако Федотов с ним был не согласен. Он называл своего героя «бедным чиновником» и даже «тружеником» «при малом содержании», испытывающим «постоянно скудность и лишения». С последним сложно спорить - интерьер его жилища, который одновременно спальня, кабинет и столовая довольно беден. Этот маленький человек нашёл себе кого-то ещё меньшего, над кем можно вознестись…

Он, конечно, не Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели». У него имеется небольшая награда, которая даёт право на целый ряд привилегий, в частности, на получение дворянства. Таким образом, получение этого самого низшего ордена в русской наградной системе было очень привлекательно для всех чиновников и членов их семей.

Свой шанс кавалер упустил

Благодаря Николаю Гоголю и Михаилу Салтыкову-Щедрину в русской литературе 1830-1850-х годов чиновник стал центральной фигурой. Его сделали едва ли единственной темой для водевилей, комедий, повестей, сатирических сцен и прочего. Над чиновником пусть и потешались, но ему сострадали и сочувствовали. Ведь его терзали сильные мира сего и он совсем не имел права голоса.

Благодаря Павлу Федотову стало возможным увидеть образ этого мелкого исполнителя на полотне. Кстати, сегодня тема, затронутая в середине XIX века, звучит не менее актуально. Но нет среди писателей Гоголя, способного описать страдания современного чиновника, к примеру, из управы, и нет Федотова, который с присущей ему долей иронии нарисовал бы чиновника местного уровня с благодарственным письмом в руках от другого чиновника, повыше его рангом. Денежные премии и серьёзные награды получает руководство…

Картина была написана в 1846 году. А в 1845-м было приостановлено награждение орденом Станислава. Так что вполне вероятно, смех кухарки, что отчётливо слышится с полотна, как раз свидетельствует о том, что разбитная девица знает всю правду. Им уже не награждают и «свежий кавалер» упустил свой единственный шанс изменить жизнь.

Жанры его картин разнообразны

Павел Федотов повлиял на ход развития изобразительного искусства и вошёл в историю, как талантливый художник, сделавший важные шаги в развитии русской живописи.

Жанры его картин довольно разнообразны, начиная от портретов, жанровых сцен и заканчивая батальными полотнами. Особым вниманием пользуются те, что написаны в свойственной ему стилистике сатиры или критического реализма. В них он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Эти полотна остроумны, и во время жизни мастера были настоящим откровением. Жанровые сцены, где высмеиваются пошлость, глупость и вообще разные стороны человеческих слабостей, в русском искусстве XIX века были новаторством.

Однако принципиальность художника наряду с сатирической направленность творчества вызвали повышенное внимание цензуры. В результате от Федотова стали отворачиваться ранее благоволившие ему меценаты. А тут ещё и со здоровьем начались проблемы: ухудшилось зрение, участились головные боли, он страдал приливами крови к голове… Отчего и характер изменился в худшую сторону.

Федотов умер забытый всеми, кроме друзей

Жизнь Федотова закончилась трагически. Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. А вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».

Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных. Государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Болезнь стремительно прогрессировала. Осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.

Похоронен он был на Смоленском православном кладбище в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.

«Свежий кавалер» Павла Андреевича Федотова – это первая картина маслом, которую он написал в своей жизни, первая законченная картина. И у этой картины очень любопытная история.

П.А.Федотов. Автопортрет. Конец 1840-х гг.

Павел Андреевич Федотов, можно сказать, зачинатель жанра в русской живописи. Родился он в Москве в 1815 году, прожил тяжелую, даже трагическую жизнь, а умер в Петербурге в 1852 году. Его отец дослужился до офицерского чина, потому мог записать свою семью в дворянство, и это позволило Федотову поступит в Московское кадетское училище. Там он впервые начал рисовать. И вообще – оказался невероятно талантливым человеком. Он обладал хорошим слухом, пел, музицировал, сочинял музыку. И во всем, что ему в этом военном заведении полагалось делать, он достигал больших успехов, так что закончил в числе четырех лучших учеников. Но страсть к живописи, к рисованию победила все остальное. Оказавшись в Петербурге – он по распределению служилв Финляндском полку, он сразу же записался в классы Академии художеств, где он начал рисовать. Тут важно упомянуть, что художеству начинали учить очень рано: девяти-, десяти-, одиннадцатилетних детей помещали в классы Императорской академии художеств. А Федотов был уже слишком взрослый, ему так и сказал сам Брюллов. И все-таки Федотов старательно и много работал, и в результате его первая законченная картина маслом (до этого были акварели, небольшие эскизы маслом) сразу привлекла к себе внимание, и о ней много писала критика.

П.А.Федотов. Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1848. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Но как жили художники в то время? Ну, написал художник картину и, допустим, ее продал. А что потом? Потом он мог пойти к знакомому граверу и заказать ему гравюру со своей картины. Таким образом у него могло оказаться изображение, которое можно было тиражировать. Но дело в том, что за разрешением нужно было прежде обратиться в Цензурный комитет. И Павел Андреевич туда обратился после написания "Свежего кавалера". Однако в Цензурном комитете тиражировать и делать гравюры с его картины ему не разрешили. Препятствием послужил орден на халате героя – свежего кавалера. Это орден Станислава третьей степени. Тут надо рассказать немного о системе орденов, существовавшей на тот момент в России. Два польских ордена – Большого Белого орла и Станислава были включены в число орденов при Александре I в 1815 году. Сначала ими награждали только поляков, позднее стали награждать и русских. У ордена Белого Орла была только одна степень, а у Станислава – четыре. В 1839 году четвертую степень упразднили, и остались только три. Все они давали право на целый ряд привилегий, в частности, на получение дворянства. Естественно, получение этого самого низшего ордена в русской наградной системе, который тем не менее открывал большие возможности, было очень привлекательно для всех чиновников и членов их семей. Очевидно, что для Федотова убрать орден со своей картины значило разрушить всю созданную им смысловую систему.

В чем сюжет картины? Она называется «Свежий кавалер». Картина датирована художником 46-м годом, выставлялась она на выставках в 1848 и в 1849 годах, а в 1845 году, то есть за три года до того, как картину увидела публика, было приостановлено награждение орденом Станислава. Так что на самом деле, если это и кавалер, то совсем не свежий, раз после 45-го года такого награждения произойти не могло. Таким образом выходит, что столкновение названия «Свежий кавалер» с устройством русской тогдашней жизни позволяет раскрыть и свойства личности, здесь изображенной, и отношение самого художника к теме и герою своей работы. Вот что написал в своем дневнике Федотов, когда пришел из Цензурного комитета, о своей картине: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел, чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, и под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь». Так Федотов сам описал картину. Не менее интересно, как описывали эту картину его современники, в частности, Майков, который, посетив выставку, описывал, что кавалер сидел и брился – тут ведь есть банка с помазком – а потом вскочил внезапно. Это значит, что раздался стук падающей мебели. Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула. Следовательно, картина наполнена звуками. Но она еще наполнена и запахами. Неслучайно у Майкова возникла мысль, что на картине изображены и тараканы. Но нет, на самом деле их нет, это просто богатое воображение критика добавило насекомых в этот сюжет. Хотя, действительно, картина очень густо населена. Тут не только сам кавалер с кухаркой, тут и клетка с канарейкой, и собака под столом, и кошка на стуле; везде объедки, валяется селедочная головка, которой полакомилась кошка. Кошка вообще часто встречается у Федотова, например, в его картине «Сватовство майора». Что еще мы видим? Видим, что повалилась посуда со стола, бутылки. То есть праздник был очень шумным. Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный. На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор – тогу. Голова кавалера в папильотках: это бумажки, в которые заворачивали волосы, а потом прижигали их щипцами через ту бумажку, чтобы прическу можно было уложить. Похоже, что все эти процедуры ему помогает совершать кухарка, талия которой, действительно, подозрительно округлилась, так что нравы этой квартиры не самого лучшего свойства. То, что кухарка в платке, а не в повойнике, головном уборе замужней женщины, означает, что она – девица, хотя девичий платочек ей тоже не полагается носить. Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги. Потому что хотя вообще орден, конечное, многое значит в жизни чиновника, но только не в жизни этого человека. Возможно, кухарка – единственная, кто знает правду про этот орден: что им уже не награждают и что кавалер этот упустил свой единственный шанс устроить жизнь как-то иначе. Интересно, что остатки вчерашней колбасы на столе завернуты в газету. Федотов предусмотрительно не указал, какая именно это газета – "Полицейские ведомости" московские или петербургские. Но ориентируясь на дату написания картины, мы можем точно сказать, что это – "Московские ведомости". Кстати, в этой газете о картине Федотова писали, когда он позднее посетил Москву, где выставлял свою картину и выступал вместе с известным драматургом Александром Николаевичем Островским.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Свежий кавалер (или «Утро чиновника, получившего первый крестик», или «Последствия пирушки»). 1846 Холст, масло. 48,2 × 42,5 см Третьяковская галерея, Москва

На картине «Свежий кавалер» –– промотавшийся дворянин, который получил третьестепенный орден. Но какая пропасть важности! С утра, с завитыми на газету волосами, толком не проспавшись после попойки, он надевает орден на засаленный халат и, хвастая перед служанкой, надувается, как индюк! Служанка не склонна им любоваться. Она насмешливо подает «благородию» брошенные им за дверью сапоги, а под столом –– с муками пробуждается вчерашний собутыльник хозяина.

Картину «Свежий кавалер» Федотов отправил на суд своему кумиру Карлу Павловичу Брюллову. Через несколько дней был приглашен к нему.

Больной, бледный, мрачный сидел Брюллов в вольтеровском кресле.

– Что вас давно не видно? –– был первый его вопрос.

– Я не смел беспокоить…

– Напротив, ваша картина доставила мне большое удовольствие, а, стало быть, и облегчение. И поздравляю вас, вы меня обогнали! Отчего вы никогда ничего не показывали?

– Я еще мало учился, я еще никого не копировал…

– Это-то, что не копировали, и счастье ваше! Вы открыли новое направление в живописи –– социальную сатиру; подобных работ русское искусство до вас не знало.

Обращение к совершенно новым темам, критическое отношение к действительности, новый творческий метод, –– Федотов поднял жанровую живопись до уровня социальной значимости! Совет Академии художеств единогласно признал Федотова академиком.

Нина Павловна Бойко. Истории знаменитых полотенполотен: очерки о русской живописи. Пермь, 2012

*****

Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Свежий кавалер, 1846 Фрагмент

На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, а под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы, тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортами к приезжим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона.

Жанровая сценка из жизни небогатого чиновника, занимающего небольшую должность отражает совсем небольшая по своим размерам картина Федотова «Свежий кавалер», которая была написана можно сказать в карикатурном стиле в 1847 году.

И так, сие чиновнику накануне была вручена первая для него награда – орден – и вот он в своих мечтах уже возносится по служебной лестнице на самый верх, представляя себя, то городничим, то губернатором…

Вероятно в мечтах, новоявленный ковалер, ночью долго ворочаясь в пастели так и не смог заснуть, все время вспоминая свой «триумф» в момент вручения этой дорогой награды, став на зависть его окружению кавалером ордена. Едва забрезжило утро, чиновник уже вскочил с постели, накинув на себя огромный шелковый халат и нацепив на него орден. Он горделиво и надменно принял позу римского сенатора и осматривает себя в засиженном мухами зеркале.

Федотов изображает своего героя несколько карикатурно и поэтому, рассматривая картину, мы не можем удержаться от легкой усмешки. Мелкий чиновник, получив награду, уже размечтался, что теперь у него наступит другая жизнь, а не такая, которая была до сих пор в этой небогато обставленной захламленной комнатушке.

Комичность образа возникает из-за резкого контраста между мечтами и реальностью. Служащий в заношенном до дыр халате стоит босиком и в папильотках на голове, но с орденом. Он хвастает им перед служанкой, которая принесла ему начищенные, но старые сапоги. Ему уже пора собираться на службу, однако ему очень хочется продлить удовольствие от созерцания себя и бесплодных фантазий. Служанка смотрит на него снисходительно и насмешливо, даже не пытаясь это скрыть.

В комнате царит страшный беспорядок, все вещи разбросаны. На столе, покрытом светлой скатертью с ярко красным рисунком, можно увидеть нарезанную колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете. Рядом бумажные папильотки и щипцы для завивки волос, что указывает на то, что герой старается выглядеть по моде своего времени.

Под стол упали кости от селедки, которую мужчина, вероятно, ел на ужин. Здесь же валяются черепки от разбитой посуды. Мундир вечером был брошен на стулья. На одном из них худой взлохмаченный рыжий кот дорывает до конца протертую обивку.

По картине «Свежий кавалер» можно судить о жизни мелких служащих в первой половине XIX века. Она полна иронии. Это первое законченное полотно художника, написанное маслом. По словам Федотова он изобразил на своей картине бедного чиновника, который получает малое содержание и постоянно испытывает «скудность и лишение». Это явно видно на картине: разномастная мебель, дощатый пол, поношенный халат и протертые сапоги. Он снимает дешевую комнату, да и служанка, скорее всего, хозяйская.

Художник с явной симпатией изображает служанку. Она недурна собой, еще довольно молода и опрятна. У нее приятное округлое простонародное лицо. И все это подчеркивает контраст между героями картины.

Чиновник амбициозен и чванлив. Он принял позу знатного римлянина, забывая, что на нем халат, а не тога. Даже его жест, которым он указывает на свой орден, скопирован из какого-нибудь журнала. Его левая рука упирается в бок, также показывая его мнимое «превосходство».

Подражая греко-римским героям, чиновник стоит, опираясь на одну ногу, а голову гордо откинул назад. Кажется, что даже его торчащие на голове папильотки напоминают победный лавровый венок полководца. Он действительно ощущает себя величественным, несмотря на всю убогость окружающей его обстановки.

Сегодня эта миниатюрная картина Павла Федотова «Свежий кавалер» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ее размер составляет 48,2 на 42,5 см. масло, Холст

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры