Клодт скульптура кони на аничковом мосту описание. Аничков мост

Главная / Ссоры

В первое время существования этой магистрали (с 1710 года) перевоз через реку здесь производился, по всей видимости, при помощи парома. Но нагрузка на него постоянно росла. Поэтому, несмотря на нелюбовь к мостам, в 1715 году Пётр I распорядился устроить здесь постоянную деревянную переправу: "За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост " [Цит. по: 3, с. 395].

Приказ был исполнен к маю следующего года солдатами располагавшегося неподалёку адмиралтейского "строительного батальона". Руководил ими подполковник М. О. Аничков, фамилия которого впоследствии закрепилась в названии переправы.

Мост через Фонтанку стал пограничным для города. На его строительство потратили 50 рублей. Длина первого Аничкова моста составляла 150 метров, он перекрывал не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки. Ширина проезжей части была так узка, что на переправе не могли разъехаться две подводы. О размерах Аничкова моста можно судить по докладу от 15 мая 1716 года:

"На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья" [Цит. по: 5, с. 7].

Для проводки по Фонтанке мачтовых судов упомянутые в докладе подъёмные щиты снимались и возвращались на место вручную. То есть разводного пролёта здесь изначально не было.

Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. 3 апреля 1719 года генерал-полицмейстер А. М. Девиер докладывал обер-комиссару Канцелярии городовых дел А. М. Черкасскому:

"Понеже я вам моему Государю многократно говорил чтоб мост зделать чрез Фантанную речку... и о том изволил Его царское величество приказать чтоб делать и время уходит, а ничего не зачинано делать. А ежели то не зделано будет вскоре, то остановка в проезде а по першпективой дороге уже стало что нельзя ездить, и о том изволте приложить свои труды" [Там же].

На следующий год за реконструкцию Аничкова моста взялся инженер Герман ван Болес. Это стало одной из первых его забот в Петербурге. В дальнейшем ван Болес прославился как мастер по установке шпилей и устройству разводных мостов. По всей видимости, ван Болес только составил проект, тогда как его реализацией занимался Доменико Трезини . Об этом свидетельствует доношение в Канцелярию городовых дел:

"Нынешнего 1721 года в январе месяце повелено отпустить из города архитектору Андрею Тризину к строению подъёмного мосту, который строится через фонтаную речку, для ящиков дикого камня, из города четырнадцать саженей...
Отпущено к подъёмному мосту десять саженей дикого камня... да в прибавку кошту барками, для мощения помянутого мосту судовых днищ триста досок да для укрепления помянутого подъёмного мосту железных шесть цепей, по моделям каковы показаны от мастера фон Болеса..." [Цит. по: 5, с. 9]

При реконструкции по проекту Германа ван Болеса Аничков мост приобрёл разводной пролёт, что значительно упростило проводку судов по Фонтанке. Вместо ручной разборки одного из пролётов теперь было достаточно поднять крылья моста при помощи цепей и деревянного рычажного устройства. Это могли делать только два человека. В 1723 году Канцелярия от строений распорядилась покрасить переправу. Перила Аничкова моста тогда были выкрашены в красный цвет .

После смерти Петра I положение его вдовы императрицы Екатерины I не было твёрдым. Ради предосторожности 17 февраля 1726 года она издала указ о постройке у Аничкова моста караульного дома . До этого укрытием для солдат служил простой шалаш. Этот караульный дом располагался на месте дома № по Невскому проспекту. У переправы была устроена рогатка (шлагбаум), которая в ночное время перекрывала проезд. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц.

В 1742 году под переправу были подведены новые сваи. В 1749 году по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. При въезде на переправу установили фонари на высоких деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного.

В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На его быках находились башни с разводным механизмом. Аничков мост оградили каменные парапеты. В начале XIX века их заменили решётки с каменными тумбами, повторяющие ограду набережных Фонтанки. При въезде на мост установили каменные обелиски, на каждом из них повесили по два фонаря.

Булыжную мостовую на Аничковом мосту в 1832 году сменила торцевая мостовая.

К середине XIX века Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1839 году было принято решение о его перестройке. Соответствующий проект, утверждённый в декабре 1840 года, разработали инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер и А. Д. Готман . Для наблюдения за его реализацией был создан специальный комитет, который возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.

Строительные работы осуществлялись подрядчиком Макаром Пименовым. Они были начаты с разборки старой переправы, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Три арки выложили всего за четыре месяца- нужно было как можно скорее восстановить движение по магистрали. На период строительства движение транспорта осуществлялось по временному обходному деревянному мосту.

Кирпичные своды нового Аничкова моста облицевали розовым гранитом, который в то время завозили в Петербург для возведения Исаакиевского собора . Все работы были завершены уже к осени, они длились всего шесть месяцев.

Изначально предполагалось украсить своды моста бронзовыми декоративными накладками, на каждом из быков поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях - конные группы. Но в процессе строительства было решено ограничиться только последними.

В начале ноября 1841 года на Аничковом мосту были установлены перила и гранитные пьедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее (в 1822-1824 годах) был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. По отчётам Министерства финансов строительство переправы обошлось в 195 294 рубля серебром.

Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года (?). Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года. Современник этих событий писал:

«Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми - смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!... Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!» [Цит. по: 4, с. 74].

В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить двумя скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Укротителей коней же, по предложению скульптора, было решено установить на перестроенном Аничковом мосту.

Из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке клодтовских коней переместил взвод сапёров. По сведениям А. Л. Пунина это произошло 20 ноября 1841 года, а через два дня их установили на пьедесталах у западного берега реки . Это противоречит тому, что именно 20 ноября произошло торжественное открытие переправы. С восточной стороны установили гипсовые копии скульптурных групп, выкрашенные краской под бронзу.

Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре .

Гипсовые скульптуры на восточном берегу Фонтанки быстро пришли в негодность. Обер-полицмейстер сообщал президенту Академии художеств, что "у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной " [Цит. по: 5, с. 25]. В конце концов у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер докладывал об опасности для пешеходов.

Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены 9 октября 1843 года. Но в апреле 1846 года их сняли с переправы. Их снова подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги. Скульптуры отправились в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. В конце концов Клодт отказался от установки на Аничковом мосту копий и решил создать две новые композиции, развить сюжет "Покорение коня человеком". О работе над скульптурами писал сын Клодта Михаил:

"В Павловске отец завёл лошадь Серко. Серко, старый ветеран придворной конюшни, совершенно белый, стужил отцу моделью, когда он лепил аничковых коней. В Павловске Серко сделался "членом" нашей семьи. Отец часто возил на нём нас, детей, по дорожкам сада. Мы лазили у смирной лошади под брюхом...
Другая лошадь - Амалатбек - тоже модель для аничковых лошадей, была белая арабская, послушная и прекрасно, безукоризненно сложенная. Отец дрессировал её: она, по его приказу, становилась на дыбы и принимала всевозможные позы. Моя сестра, двенадцатилетняя девочка, ездила на Амалатбеке в амазонке, и, по воле отца, лошадь с всадницей лихо взвивалась на дыбы" [Цит. по: 5, с. 27, 28].

Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году. Спустя ещё два года замысел Клодта был завершён. По замыслу скульптора находясь на Аничковом мосту нельзя увидеть все четыре фигуры. Их нужно рассматривать постепенно, одну за другой. Наиболее полно сюжет Клодта раскроется, если начать обзор ансамбля с западной стороны, от первой группы, изображающей укротителя с кордой в руках. Затем надо перейти Невский проспект, затем через мост на его восточную сторону. Вторая скульптура передаёт усиленную динамику борьбы. Человек повержен конём, который почти вырвался на свободу. В третьей группе драматизм постепенно спадает, а четвёртая показывает укротителя, спокойно шагающего рядом с конём, чья спина укрыта шкурой барса. Процесс укрощение коня символизируется в том числе тем, что кони третьей и четвёртой группы, в отличие от первых, подкованы.

Кони на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга. Ещё три пары таких же скульптурных групп впоследствии были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой.

Несмотря на протесты Академии художеств, городская администрация продолжала совершенствовать Аничков мост. Вскоре после его открытия на нём появились фонари только входящего в моду газового освещения. В 1890-х годах здесь появилась часовенка высотой не более 1,5 метров.

А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста:

Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
Все пребывало. Движенья, страданья -
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.

При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.

Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка "Аничкин мост". Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.

Предложения по "улучшению" Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.

В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оказались рядом с Ленинградом, в октябре 1941 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение о сбережении скульптур Аничкова моста. В постановлении говорилось:

"1) Снять четыре скульптурные группы с Аничкова моста и закопать в саду Дворца пионеров с соответствующей защитой и маскировкой.
2) Поручить производство работ управлению "Дормост" с привлечением специалистов по бронзе, по рекомендации отдела охраны памятников..." [Цит. по: 5, с. 42]

Укрытием конных групп руководил инженер В. Макаров. Скульптуры прятали в уже промёрзшую землю, которую пришлось долбить дабы вырыть четыре ямы. Каждая фигура была помещена в деревянный ящик. Бронзовые фигуры были смазаны тавотом и оклеены бумагой. Пустоты между ними и стенками ящиков засыпали песком. Опустили в землю их только на половину, дабы не подвергать скульптуры воздействию грунтовых вод. Над ними насыпали холмы, которые стали частью газонов.

После укрытия скульптур в саду Дворца пионеров на освободившихся постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитная тумба оказались в Фонтанке. Но уже 7 ноября здесь было восстановлено трамвайное движение, а спустя пять дней восстановили ограду. Новые части решётки можно отличить от старых только по клейму "Лентрублит". Конные статуи были возвращены на Аничков мост накануне 1 мая 1945 года. Ленинградский поэт Николай Браун писал:

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня...

Но мышцы юношей могучих
Смиряют дикий нрав коня...
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня.

17.01.2014 г. 16:22

Вот и Аничков мост, где несчастных коней
По приказу царя так жестоко взнуздали...
Я хотел бы спросить этих сильных людей:
«Вы свободу держать под уздцы не устали?»
(Александр Розенбаум)

Ани́чков мост - один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. «Народная этимология», возводящая название к некоей Ане или Аничке, неверна.

До 1712 года Фонтанку называли Безымянным Ериком, или просто Ериком. А после того, как через эту реку перебросили трубы для устройства фонтанов Летнего сада, она стала именоваться «Фонтанной рекой». В то время это была серьезная водная преграда: в некоторых местах река разливалась до 200 метров, берега были заболоченными. Без моста через реку невозможно было представить себе путь в новый город. И в 1715 году Петр приказал: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост».


Неизвестный художник. Вид Аничкова Дворца и Невского проспекта от Фонтанки к Адмиралтейству. 2-я пол. XVIII в.

Приказ был исполнен к маю следующего года солдатами располагавшегося неподалёку адмиралтейского "строительного батальона". Руководил ими подполковник М. О. Аничков, фамилия которого впоследствии закрепилась в названии переправы.
Мост через Фонтанку стал пограничным для города. На его строительство потратили 50 рублей. Длина первого Аничкова моста составляла 150 метров, он перекрывал не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки. Ширина проезжей части была так узка, что на переправе не могли разъехаться две подводы. О размерах Аничкова моста можно судить по докладу от 15 мая 1716 года:
"На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья".
Для проводки по Фонтанке мачтовых судов упомянутые в докладе подъёмные щиты снимались и возвращались на место вручную. То есть разводного пролёта здесь изначально не было.
На мосту, который тогда был южной границей города, были шлагбаум и застава, где у въезжающих в город проверяли документы и брали плату – деньгами или… камнями, которые нужны были для мощения улиц. Ночью город закрывали на замок, и открывали только для дворян. Люди подлые (низкого происхождения), хоть и спешившие в Петербург по делам, должны были дожидаться утра.
Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. В 1721 году, с развитием судоходства по Фонтанной реке, мост перестроили по проекту инженера Германа ван Болеса, реализацией которого занимался Доменико Трезини. Тогда сделали подъемной его среднюю часть. Ее разводили несколько раз в сутки: днем – для пропуска парусных судов, а ночью – чтобы в город не забегали волки.
Затем его ремонтировали в 1726 и 1742 гг., а в 1749 г. по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. При въезде на переправу установили фонари на высоких деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного. Ныне длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - 37,9 метров.

В 1780-х гг. берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На его быках находились башни с разводным механизмом. Аничков мост оградили каменные парапеты. В начале XIX века их заменили решётки с каменными тумбами, повторяющие ограду набережных Фонтанки. При въезде на мост установили каменные обелиски, на каждом из них повесили по два фонаря.
Булыжную мостовую на Аничковом мосту в 1832 году сменила торцевая мостовая.


Река Фонтанка у Аничкова моста. М.-Ф. Дамам-Демартре. 1813 г.


Аничков мост. 1830 г.

К середине XIX века Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1839 году было принято решение о его перестройке. Соответствующий проект, утверждённый в декабре 1840 года, разработали инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер и А. Д. Готман. Для наблюдения за его реализацией был создан специальный комитет, который возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.
Строительные работы осуществлялись подрядчиком Макаром Пименовым. Они были начаты с разборки старой переправы, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Три арки выложили всего за четыре месяца - нужно было как можно скорее восстановить движение по магистрали. На период строительства движение транспорта осуществлялось по временному обходному деревянному мосту.


Перестройка моста в 1841 году

Кирпичные своды нового Аничкова моста облицевали розовым гранитом, который в то время завозили в Петербург для возведения Исаакиевского собора. Все работы были завершены уже к осени, они длились всего шесть месяцев. Мост перестал быть разводным, проезжая часть стала значительно шире.
Для декоративной решетки ограды моста использовали рисунки немецкого архитектора Карла Шинкеля (точно такие же русалки-женщины и русалки-лошади есть на Дворцовом мосту в Берлине). Интересно, что та же тема – с мифическими водными конями – гиппокампами – появляется на первом большом мосту в Петербурге – Благовещенском. Автор рисунка – Александр Павлович Брюллов (непонятно, чей гиппокамп был первым – его или Шинкеля?).


В начале ноября 1841 года на Аничковом мосту были установлены перила и гранитные пьедесталы для статуй. По отчётам Министерства финансов строительство переправы обошлось в 195 294 рубля серебром. Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года (?). Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года.
Изначально предполагалось украсить своды моста бронзовыми декоративными накладками, на каждом из быков поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях - конные группы. Но в процессе строительства было решено ограничиться только последними.
В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить двумя скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Укротителей коней же, по предложению скульптора, было решено установить на перестроенном Аничковом мосту.
Из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке клодтовских коней переместил взвод сапёров. По сведениям А. Л. Пунина это произошло 20 ноября 1841 года, а через два дня их установили на пьедесталах у западного берега реки. Это противоречит тому, что именно 20 ноября произошло торжественное открытие переправы.
Сначала на западной части моста появились отлитые в бронзе первые две статуи - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Им соответствовали точно такие же статуи, но из гипса и выкрашенные под бронзу на восточной части.
Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре.
Гипсовые скульптуры на восточном берегу Фонтанки быстро пришли в негодность. Обер-полицмейстер сообщал президенту Академии художеств, что "у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной". В конце концов у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер докладывал об опасности для пешеходов.
Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены 9 октября 1843 года. Но в апреле 1846 года их сняли с переправы и снова подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги. Скульптуры отправились в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. В конце концов Клодт отказался от установки на Аничковом мосту копий и решил создать две новые композиции, развить сюжет "Покорение коня человеком".


По замыслу скульптора находясь на Аничковом мосту нельзя увидеть все четыре фигуры. Их нужно рассматривать постепенно, одну за другой. Наиболее полно сюжет Клодта раскроется, если начать обзор ансамбля с западной стороны, от первой группы, изображающей укротителя с кордой в руках.


Затем надо перейти Невский проспект, затем через мост на его восточную сторону. Вторая скульптура передаёт усиленную динамику борьбы. Человек повержен конём, который почти вырвался на свободу.


В третьей группе драматизм постепенно спадает, а четвёртая показывает укротителя, спокойно шагающего рядом с конём, чья спина укрыта шкурой барса.


Процесс укрощение коня символизируется в том числе тем, что кони третьей и четвёртой группы, в отличие от первых, подкованы.
Кони на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга. Ещё три пары таких же скульптурных групп впоследствии были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой.

В газетах того времени писали: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми - смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!.. Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».


Людвиг-Франц-Карл Людвигович Бонштедт. Аничков мост на Невском проспекте.

Несмотря на протесты Академии художеств, городская администрация продолжала совершенствовать Аничков мост. Вскоре после его открытия на нём появились фонари только входящего в моду газового освещения. В 1890-х годах здесь поставили часовенку высотой не более 1,5 метров.


При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого рассматривала альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.


Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка "Аничкин мост". Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.


Предложения по "улучшению" Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.
В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

В начале войны конные скульптуры с постаментов сняли, но вывезти не успели. Коней Клодта поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. А на их месте стояли ящики, в которых блокадники выращивали летом траву.
Аничков мост серьезно пострадал от артиллерийских налетов. 6 ноября 1942 года на мосту разорвалась 250-килограммовая бомба. Чугунная решетка и одно из гранитных оснований рухнули в Фонтанку. Но уже в ноябре по Аничкову мосту вновь пошел блокадный трамвай, через несколько дней удалось восстановить ограду (пьедестал достали только после войны).
На гранитных парапетах и перилах остались следы снарядов. Один из этих страшных следов заделывать не стали, оставив память о блокаде. Клодтовские кони, благополучно пережившие вражескую осаду, вернулись на место к 1 мая 1945 года.


Кони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)

В середине 90-х годов на Аничковом мосту полностью заменили чугунную решетку. Ее отлили на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске (если постараться, на ограде можно найти герб этого города – гибрид стилизованной снежинки и ядра с протонами). В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин.
Последняя реконструкция моста была в 2007-2008 гг.

Интересные факты

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях коня.
Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.


Кони Марли в Париже

Аничков мост в искусстве:

Четыре черных и громоздких,
Неукрощенных жеребца
Взлетели – каждый на подмостках –
Под стянутой уздой ловца.
Как грузен взмах копыт и пылок!
Как мускулы напряжены
Какой ветвистой сеткой жилок
Подернут гладкий скат спины!

"Аничков мост" Владимир Нарбут (1913)

Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
Все пребывало. Движенья, страданья -
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.

Александр Блок

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня! . .

И в тот же миг четыре юных
Могучих всадника, с земли
Вскочив, поводья, словно струны,
В единоборстве напрягли! . .

Напрасно кони бьют копытом,
Сорваться с места норовят,
И ржут, и прядают сердито,
И рвут поводья и храпят! . .

Но мышцы юношей могучих
Сноровка, разум и напор,
Остепеняя нрав кипучий,
Уже решают старый спор! -

Поводья натянув тугие,
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня! . .

Кони на Аничковом мосту!.. Николай Леопольдович Браун (1956)

Над Фонтанкой застыли, молчанье храня,
В разных группах четыре могучих коня.
Рядом с ними они – молодцы – удальцы.
Держат столько, уж, лет тех коней под уздцы.

Вены вздулись у ног - силам есть же предел.
Ну, еще бы рывок - этот конь бы взлетел.
Опьяненный свободой, далекой пока.
Конь не чувствует как, губы рвут удила.

А река под мостом, тихо воды несет.
И задумчиво ждет жаркой схватки исход…
Тех коней, как и нас, что-то держит всегда.
Но, когда - нибудь конь разорвет удила.

Аничков мост. Иван Александрович Солопчук

Вовсе не Анечка - Анна
Имя мосту подарила,
А инженер, подполковник,
Я расскажу, как всё было:

Звали его Михаилом.
Знали: Аничков в округе
Жил, в слободе за Фонтанкой,
И батальон - друг за друга!

В век восемнадцатый, бурный,
Строил он путь через реку.
Мост и фамилия схожи -
Слава пришла к человеку!

Мост был тогда трёхпролётным.
Башен - четыре, гранитных.
Средняя часть, что подъёмна,
Деревом пахла элитным.

А в девятнадцатом веке
Мост этот был переделан:
Башни исчезли. Русалки
Из чугуна на перилах

Вместе с морскими коньками
Зеленью дышат речною,
Будто немецкие сказки
Тихо нам шепчут с тобою!

Замерли Клодта творенья
На пьедестале из камня.
Неукротимые кони -
В бронзе отлиты созданья!

Сколько же раз вас дарили!
Место искали получше!
Вы, беспокойные кони,
Радость несёте идущим!

Видишь, скакун чистокровной
Гордой арабской породы,
Юношей вмиг укрощённый,
Смотрит в холодную воду..

Аничков мост. Маргарита Люблинская


Андрей Ефимович Мартынов. Вид Невского проспекта от Фонтанки на Адмиралтейство. 1809-10гг.


П.А. Александров. Вид старого Аничкова моста и дома Нарышкина на Фонтанке 1825 г.



Василий Семенович Садовников. Аничков мост


Иосиф Иосифович Шарлемань. Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге (1850-е годы)


Карл Петрович Беггров. Перспектива Фонтанки от Аничкова моста"


Луи Жюльен Жакотте. Аничков мост. 1850.


Паоло Сала. Аничков мост на Невском проспекте в сумерки.


Виктор Владимирович Меркушев. Аничков мост


Александр Александровский. Аничков мост. Фонтанка. Санкт-Петербург


Азат Галимов. Аничков мост


Евгений Малых. Санкт-Петербург. Вид на Аничков мост


Евгений Малых. Санкт-Петербург. Аничков мост


Бэгги Боем. Скульптура Аничкова моста


Олег Ильдюков. Аничков мост на Фонтанке


Биктимирова. Аничков мост


Сергей Ракутов. Аничков мост


Екатерина Шахова. Аничков мост


Оксана Пивоварова. Аничков мост


Ольга Литвиненко. Аничков мост. Зима


Сабир Тахир-оглы Гаджиев. Аничков мост


Надежда Иванова. Аничков мост

С конями, которые создал знаменитейший и своеобразнейший скульптор Петр Карлович Клодт, связано много разных историй, больше похожих на байки. Мы не будем их все пересказывать – только две и еще реальный один случай из жизни. Речь пойдет о конях на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанка и служащего частью Невского проспекта в Петербурге.

Любовнику жены не повезло

Говорят, что Клодту изменила жена. Он вычислил соблазнителя. Но не убил, не вызвал на дуэль, а… увековечил в скульптуре. Точнее, в ее части. А еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту. На фотографии лицо увидеть сложно, да и не дает она полного представления. Правда, и на самом коне увидеть непросто, если не знаешь этого и специально не ищешь. Уж простите, мы посмотрели под хвост каждому коню, везде всё нормально, и только под одним действительно лицо. Мы обвели красной линией «лицо» обольстителя жены Клодта. Для подсказки: нос смотрит вниз.

Для тех, кто решит проверить: речь идет о коне, который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству.

«Сыскать мне сейчас же пятую ж…»

Эту легенду мы взяли из книги «История Петербурга в городском анекдоте» известного петербургского историка и писателя Наума Синдаловского, чьи произведения мы крайне рекомендуем. Когда их читаешь, начинаешь понимать, что историю Северной столицы если до этого и знал, то только по верхам.

Один умник в царствование Николая I как-то написал на одном из коней:

«Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Анúчковом мосту
На удивленье всей Европы
Поставлены четыре жопы…»

Николай I прямо на полицейском рапорте написал поручение:

«Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!»

Кстати, в наши времена обнаженные мужчины с конями у некоторых петербургских политических деятелей явно вызвали бы нездоровый интерес. Вообще, даже странно, что пока никто из местных политиков, которые уже сами по себе в силу своей придурковатости стали анекдотами, не потребовал демонтировать скульптуры Клодта и переплавить их, допустим, на памятник Путину. Видимо, опасаются, что памятнику достанется. Точнее, тому месту, где Николай I предполагал начертить карту части континента.

Если есть конь – на нем можно сидеть

Однажды вечером 20 ноября какого-то недавнего года (конец 90-х – начало 2000-х) один известный петербургский бизнесмен из Морского порта Санкт-Петербурга, потом занимавший руководящие федеральные должности, праздновал свой день рождения.

Праздновал так хорошо, что к тому моменту, когда его машина проезжала по Аничковому мосту, он смог лишь промычать, что ей надо остановиться. Слава богу, водитель был трезвый и притормозил. Бизнесмен показал своим помощникам с использованием мычания и жестов на коня. Те удивились. Потом поняли, чего же хочет шеф. Через некоторое время он уже восседал верхом и, наверное, в мыслях даже куда-то мчался рысью или галопом. Милицейская (тогда еще была милиция) машина тоже припарковалась рядом, но стражи порядка быстро успокоились тем, чем они обычно успокаиваются. Собственно, серьезного нарушения порядка все равно не было.

Что интересно: день рождения Аничкова моста в его современном прочтении, то есть с конями, тоже приходится на 20 ноября. Он был открыт в этот день в 1841 году. Кто его знает, может быть, дух Петра Карловича, вселившись в нетрезвого петербургского бизнесмена, пришел поздравить свое самое знаменитое детище.

"Клодтовы кони". Аничков мост. - ч.3.

В ноябре 1832 г. в жизни Петра Карловича Клодта произошло важное событие: молодой академик женился на Иулиании Ивановне Спиридоновой, племяннице А.А. Мартос - жены скульптора, ректора Академии художеств И.П. Мартоса. Сначала Клодт попросил руки дочери ректора Катеньки, в чем ему было отказано. Впрочем, полюбившие молодого мастера, Мартосы тут же предложили ему свою "бедную, но трудолюбивую" племянницу. И он согласился. Молодая жена была хороша собой, стройна и грациозна. "С Юленькой я как у Христа за пазухой", - говорил П.К. Клодт. Он получил квартиру при Академии, мастерскую. Своеобразным подарком новобрачным стал заказ царя, через годы ставший мировым шедевром - скульптуры Аничкова моста.....

Ани́чков мост (Аничкин мост ) — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга .Аничков мост через реку Фонтанку входит в состав Невского проспекта. Первый деревянный мост здесь был построен по указу Петра I в 1715 году. Тогда он стал пограничным для города. Название мост получил по имени майора Михаила Аничкова , командовавшего батальоном морских инженеров,строивших мост, батальон размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой». Позднее возникли 3 других названия: Аничков мост, Аничковские ворота на Невском проспекте, стоявшие недолго, и Аничков дворец. Впоследствии Аничков достиг чина полковника и владел участком, где сейчас находится Александринский театр. Оттуда к Садовой ул. проходил Аничков переулок (ныне пер. Крылова).,который во времена Петра Первого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. Длина переправы составляла 150 метров, перекрывала не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки.Деревянный мост был со шлагбаумом, в ночное время шлагбаум опускался. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц. Для того чтобы по Фонтанке могли проплыть суда с высокими мачтами, в 1726 году мост был сделан разводным. По проекту М. Г. Земцова рядом с мостом был построен караульный дом, где солдаты укрывались от непогоды. До этого укрытием для солдат служил простой шалаш. Аничков мост разводили и по ночам, дабы в город из леса не забегали волкиВ 1742 году под переправу были подведены новые сваи. В 1749 году по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. Длина Аничкова моста была более 200 метров, что почти в 4 раза больше длины современного моста.В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На быках моста находились башни с разводным механизмом .


Аничков мост в 1830-х годах.

В 1841 году Аничков мост перестраивается по проекту инженера И. Ф. Бутаца. Строительные работы были начаты 22 мая, завершены к осени того же года. Новый Аничков мост стал каменным, трёхпролётным. В начале ноября 1841 года на нём были установлены перила и гранитные пъедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. По отчётам Министерства финансов строительство переправы стоило 195294 рубля серебромТоржественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года. Движение по мосту было открыто в январе 1842 года.


Василий Садовников."Аничков мост".


Современник этих событий писал:«Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!... Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».Новый Аничков мост, созданный по проекту инженера А.Д. Готмана, был открыт 20 октября 1841 года. Рисунок перил исполнил архитектор А.П. Брюллов, а главным украшением моста стали скульптурные группы коней с водничими, выполненные Клодтом.Правда сначала скульптуры "Покорение коня человеком" было решено установить для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара, у входа с Набережной на Дворцовую площадь.


Paolo Sala."Аничков мост".

В 1833 г. и модели и место для скульптур утвердил сам император и одобрил совет Академии художеств. Однако когда первые две группы были готовы к отливке, Петр Клодт, отправившись на предполагаемое место установки скульптур, сделал вывод, что не правильно ставить их на берегу Невы между Адмиралтейством и Зимним дворцом - "Как же можно укрощать коней рядом с водой и кораблями?" Клодт стал искать другое место, и, вскоре обнаружил, что самое подходящее - на Невском проспекте, на Аничковом мосту. Как раз в те самые дни Н.В. Гоголь писал: "Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге!" Любопытно, что сказал бы Николай Васильевич, увидев на Аничковом мосту Невского скульптурную группу Петра Клодта? Но Аничков мост тогда был еще узок и пуст. Решив вопреки замыслу царя поставить свою скульптурную "поэму" на Аничковом, Клодт лишь намекнул об этом Николаю I - согласие пришло само собой. Царь понимал, что Аничков и в самом деле устарел, нужна реконструкция. А тогда и кони Клодта будут здесь к месту. Из императорских конюшен в полное распоряжение скульптора привели двух чистокровных арабских жеребцов: Клодт мог их и рисовать, и лепить, и кормить из своих рук, и запрягать в свой экипаж. Через некоторое время Николай I, посетивший мастерскую и увидевший коней еще в глине, восхищенно сказал: "Барон, твои кони лучше моих жеребцов". Будучи еще вольнослушателем Академии, Клодт пошел в ученики к лучшему русскому литейщику Василию Екимову. И став уже именитым, барон не оставлял художественного литья, чтобы точно знать, что и как из вылепленного перейдет в бронзу. В 1838 году, когда первые модели "Укротителей" были готовы к отливке, внезапно умер Екимов. И, как единственному скульптору, в совершенстве овладевшему литьем, Клодту предложили не только самому одевать в бронзу свои изделия, но и возглавить весь Литейный Двор. Так впервые в истории русского искусства скульптор, не имея профессионального образования, стал заведующим литейной мастерской. И когда настал торжественный час отливки, у плавильных печей собралось множество людей. Толпа, сняв шапки и крестясь, притихла. Вскоре расплавленная бронза потекла в формы. Клодт был весь в напряжении. Рабочих лихорадило от жара - им давали пить молоко. Президент Академии Оленин, не в силах стоять от волнения, сидел за дверями и бормотал молитвы. Внезапно раздалось мощное "ура". Свершилось! Клодт вышел к Оленину, рухнул рядом с ним на табурет... А на Невском шла перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители - весь Петербург работал на коней Клодта. Вскоре была отлита вторая группа "Укротителей". И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось открыть поскорее новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста. Думал ли тогда Петр Клодт, что понадобится еще целых десять лет, прежде чем он сыграет на Аничковом весь свой блестящий спектакль - в четырех бронзовых картинах. Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. То, что увидел Петербург, восхитило всех: "Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, - писали газеты. - Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно водничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую". После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму, который был от скульптур без ума. Николай I подарил их прямо "с моста". Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. Коней установили у главных ворот королевского дворца. "По доставлении в Берлин подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп пожалован от Его Королевского Величества кавалером ордена Красного Орла III степени" 14 августа 1842 г. Находясь в Германии, Клодт писал А.П. Брюллову: "Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб и квас - только бы поскорее вернуться в Россию". Потомок иноземцев, П.К. Клодт по своему духу, привычкам, пристрастиям был таким русским, что, находясь в Германии, ужасно тосковал по родине. Впрочем, "страдания" Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм, помимо ордена, пожаловал ему еще и бриллиантовую табакерку.


1 апреля 1843 г. Клодт "за отличное исполнение конных групп, сделанных им вновь для Аничкова моста, Всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Анны III степени". В 1843-1844 г.г. он в третий раз отливает бронзовые копии "Укротителей". Но уже другой гость Николая I, король Обеих Сицилий Фердинанд II, увидев божественных коней Клодта, пожелал видеть их ежедневно у себя в Неаполе. Весной 1846 года они были отправлены туда, где и сегодня стоят у входа в дворцовый сад. В июле 1846 г. Клодт пожалован от Его Величества короля Неаполитанского кавалером ордена Св.Фердинанда. Европейские газеты сообщали: "В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" - картина Эспаньолетто и бронзовые кони русского барона Клодта". Берлин, Париж, Рим удостоили Петра Клодта звания почетного члена своих Академий. Почти двадцать лет длился вдохновенный и кропотливый труд ваятеля. В 1850-1851 годах все гипсовые скульптуры были заменены бронзовыми.Прямым прообразом коней Клодта послужили фигуры Диоскуров в Римском форуме на Капитолийском холме, но у этих античных скульптур был неестественный мотив движения, а также налицо нарушение пропорций: по сравнению с увеличенными фигурами юношей кони выглядят слишком маленькими.Другим прообразом были «Кони Марли » французского скульптора Гийома Кусту (фр.), созданные им около 1740 года, и находящиеся в Париже на въезде на Елисейские Поля с площади Согласия. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и изображены гигантами рядом с малорослыми водителями.Клодт, в свою очередь, изображал обычных кавалерийских лошадей, анатомию которых изучал много лет. Реализм пропорций и пластики был изображён скульптором в традициях классицизма и это помогло вписать скульптурное оформление моста в исторический архитектурный пейзаж этой части города. Одним из серьёзных отличий этой композиции от работ предшественников является отказ от идеи полной и безусловной симметрии и создание последовательного произведения, состоявшего из четырёх композиций.Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.Конные группы гениально просто соединены сюжетным замыслом - взяты четыре момента укрощения необъезженного коня. Строение коня было воссоздано с непогрешимой точностью, тщательно выявлены все его мускулы и складки кожи. В изображении лошади Клодт достиг совершенства, он сумел передать ее внутреннее состояние - страх, гнев, разъяренность, гордое повиновение. Аничковых коней справедливо считают вершиной творчества Клодта. Острая динамика, экспрессия, оригинальное развитие темы в сочетании с гармоническим равновесием и строжайшей выдержанностью пропорций, наконец, высокое качество исполнения, ювелирная точность отливки, - принесли автору мировую славу. В первой группе животное покорно человеку — обнажённый атлет, сжимая узду, сдерживает вздыбленного коня. И животное, и человек напряжены, борьба нарастает. Это показано с помощью двух основных диагоналей: плавный силуэт шеи и спины лошади, который можно увидеть на фоне неба образует первую диагональ, которая пересекается с диагональю, образуемой фигурой атлета. Движения выделены ритмичными повторами.


Во второй группе голова животного высоко вздёрнута, пасть оскалена, ноздри раздуты, конь бьёт передними копытами по воздуху, фигура водничего развёрнута в форме спирали, он пытается осаживать коня.Основные диагонали композиции сближаются, силуэты коня и водничего как бы переплетаются между собой .


В третьей группе конь одолевает водничего: человек повержен на землю, а конь пытается вырваться на волю, победно выгибая шею и сбросив попону на землю. Свободе коня препятствует только узда в левой руке водничего. Основные диагонали композиции отчётливо выражены и выделено их пересечение. Силуэты коня и водничего образуют раскрытую композицию, в отличие от первых двух скульптур .

В четвёртой группе человек укрощает разъярённое животное: опираясь на одно колено, он укрощает дикий бег коня, обеими руками сжимая узду. Силуэт коня образует очень пологую диагональ, силуэт водничего неразличим из-за драпировки, спадающей со спины коня. Силуэт памятника снова получил замкнутость и уравновешенность.Ни одна из групп Аничкова моста не повторяет другую ни по сюжетному мотиву, ни по очертаниям силуэта. Движение подчинено организующему ритму, который связывает все четыре группы воедино, придавая им характер стройного ансамбля. Позже копии "Укротителей" были установлены в Петергофе, Стрельне, усадьбе Голицыных в Кузьминках под Москвой (сохранились). Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга.

А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста:

"...Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
Все пребывало. Движенья, страданья —
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек".


Robert Miph "Anichkov Bridge "

В 1902 году состояние Аничкова моста было признано аварийным. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 году под руководством архитектора П. В. Щусева. Во время блокады Ленинграда конные группы были закопаны во дворе Дворца пионеров. На гранитных постаментах были выставлены ящики с засеянной травой.Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.Конструкция моста не была нарушена войной, и мост продолжал исправно функционировать без капитального ремонта.Ещё до окончания войны конные статуи были возвращены на место накануне 1 мая 1945 года. Во второй половине XX века года было проведено несколько текущих ремонтов моста. Мост продолжал разрушаться от времени и от статических нагрузок. В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин. В 2008 году проводился очередной капитальный ремонт моста.Сейчас длина моста 54,6 метра, ширина — 37,9 метра

В середине 90-х годов была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. Об этом малоизвестном факте свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил.



Скульптор потратил на эту работу 20 лет своей жизни. Эта работа стала одной из самых значимых и известных работ скульптора. После обсуждения в 1833 году на художественном совете первых двух скульптурных композиций академический совет решил избрать скульптора в назначенные академики, что и было сделано пятью годами спустя — в 1838-м. Также в том же году он был назначен профессором скульптуры и возглавил Литейный двор Императорской академии художеств.Сама работа была признана современниками одной из вершин изобразительного искусства, сопоставимой с картиной К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». В короткое время она приобрела европейскую известность.Окончательно статуи заняли свои места только спустя 10 лет после установки первых вариантов. Они покидали свои постаменты дважды: В 1941 году, во время блокады, скульптуры были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца и в 2000 скульптуры снимались с моста для реставрации."Укротители" на Аничковом стали лебединой песней Клодта!


Аничков мост перекинулся через реку Фонтанку по линии Невского проспекта. Из небольших мостов – Аничков мост самый знаменитый в Санкт-Петербурге. Несмотря на вполне заурядную архитектуру самого моста, скульптурная группа Клодта «Укрощение коня человеком» сделала Аничков мост фактически одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Общая длина моста составляет 54,6 метра, ширина – 37,9 метра.


В 1715 году по распоряжению Петра I в месте пересечения Невского проспекта и р. Фонтанки началось строительство деревянного моста со шлагбаумом, которое и было успешно завершено в 1716 году. Здесь стоит отметить, возведение переправы через реку осуществлялось строительным батальоном под командованием подполковника инженера М.О.Аничкова .


Отсюда и название – Аничков мост. А старая финская деревня на Фонтанке, где был расквартирован батальон, с тех пор стала именоваться «Аничковой слободой» . Народные предания, трактующие происхождение названий моста и слободы, связывая их с именем некой Анны (или Анечки), так же как и ударение на первый слог в корне неправильны. Верным считается ударение на второй слог – Ани́чков мост и Ани́чкова слобода.


В 1721 году была проведена реконструкция по расширению Аничкова моста. Для прохождения по Фонтанке мачтовых судовых, в 1726 году мост был переделан в разводной. Следующий капитальный ремонт Аничкова моста состоялся в 1741 году – старые сваи заменили новыми. В 1749 году по проекту архитектора Волкова через Фонтанку была возведена фактически новая переправа.


В 1780 – 1789 годах были проведены работы по благоустройству Фонтанки. Под началом генерала Ф.В.Бауэра были отстроены гранитные набережные с комфортными спусками к воде. По проекту архитектора Ж.-Р.Перроне было возведено семь каменных однотипных мостов. Одним из них стал реконструированный в 1783-1787 годах Аничков мост . Перестроенный мост состоял из трех пролетов. Два пролета были гранитными, средний разводной пролет – деревянный, а на устоях моста находились башни с разводными агрегатами. Стоит отметить, что до конца XVIII столетия река Фонтанка являлась границей города и Аничков мост выполнял функции пограничного моста города.


К 1840 году Аничков мост оказался значительно уже, расширенной к тому времени проезжей части Невского проспекта. К тому же деревянный пролет переправы пришел в негодность. И в 1841-1842 годах мост был полностью перестроен по инженерным проектам И.Ф. Бутаца. Три пролета выложили из кирпича, устои моста облицевали мрамором и установили чугунную ограду с парными фрагментами русалок и морских коньков по эскизам германского архитектора Карла Шинкеля. Также мост был оборудован гранитными пьедесталами, на которые были установлены скульптуры серии «Покорение коня человеком», выполненные выдающимся русским скульптором П.К. Клодтом . По оценке финансового министерства на строительство моста ушло почти 200 тысяч рублей серебром.


Любопытна история возведения статуй «Укрощение коня» . Первоначально конные группы были заказаны Клодту для установки на пристани Адмиралтейской набережной напротив Академии художеств. Однако там установили сфинксов, привезенных из Египта, а пару коней Клодта по предложению самого скульптура было решено установить на западной стороне Аничкового моста. На восточной же стороне временно установили их гипсовые копии, на замену которым вскоре были отлиты бронзовые статуи коней. Однако по приказу Николая I прямо с литейного двора они отправились в Германию в подарок королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Клодт снова начал работу над скульпутрами и в 1844 году взамен гипсовых статуй водрузились новые бронзовые статуи, но и им было суждено простоять недолго. Этих коней Николай I подарил сицилийскому королю Фердинанду II и снова на Аничковом мосту поставили гипсовые копии. В это время Клодт решает создать абсолютно новые скульптуры, продолжив сюжетную линию «Покорение коня человеком» , и отказаться от копирования коней западной стороны моста. Наконец, в 1850 на пьедесталы восточной стороны были установлены две новые бронзовые скульптуры, а Аничков мост приобрел свой нынешний облик.


Интересно, что кони, «смотрящие» в сторону Дворцовой площади подкованы, а кони, которые «смотрят» в сторону Литейного проспекта – нет. Вокруг данного факта бытует версия, что поскольку в царские времена на Литейном проспекте находились кузницы и литейные мастерские, то неподкованные кони «идут» в сторону кузниц, а подкованные лошади, наоборот – от Литейного проспекта. Еще одним любопытным фактом является то, что у скульптур коней был самый настоящий прототип – арабский рысак Амалатбек.
В создании рисунков для статуй Клодту помогала дочь, которая, оседлав скакуна, ставила его на дыбы, а скульптор делал эскизы.


Дальнейшая история Аничкова моста продолжена в 1902 году, когда его состояние признали аварийным, и в 1906-1908 годах были проведены ремонтные работы. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда скульптуры Клодта закопали под землю во дворе нынешнего Дворца Пионеров. Однако еще до завершения войны кони Клодта были возвращены на свое место. В 2000 году бронзовые статуи коней были отреставрированы под руководством скульптора В.Г.Сорина, а в 2008 году прошел плановый капитальный ремонт моста.


С Аничковым мостом связаны многие легенды и предания Петербурга. Что в них является вымыслом, а что правдой судить сложно. Например, говорят, что у одного из коней Клодта, расположенного на стороне Гостиного Двора и ближнего к нему, вместо отличительного полового признака изображен профиль Наполеона. Досадил же французский император Клодту тем, что омрачил скульптору медовый месяц настойчивыми ухаживаниями за его молодой женой. Как бы там ни было на самом деле, а безусловно по праву считаются одним из ярчайших символов Санкт-Петербурга.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры