Когда была сделана первая татуировка. История происхождения татуировок

Главная / Ссоры

Татуировка – древнейшее культурное явление, которое берет свое начало еще в первобытные времена. В те далекие годы наши предки активно украшали свое тело символическими рисунками, которые имели особое значение, были элементом устрашения противника, условным обозначением первобытных кланов и прочее.




Многие рисунки тех времен нашли отображение в современном боди-арте, который включает самые разные стилистические направления.

История татуировки в Европе несколько туманна. В каждом языке европейской группы было свое слово, обозначающее нательные рисунки. К примеру, жители Голландии называли тату «рисование методом накалывания». Русское слово «наколка» также имеет вполне однозначный смысл.

В английском языке в отношении тату употреблялось словосочетание, означающее «раскрашенный пунктиром», что намекает на методику нанесения татуировок в те времена.

Открытие нового континента, где местные цивилизации активно использовали нательную живопись для самовыражения и ритуальных практик, дало толчок зарождающейся культуре боди-арт. Изначально слово «татуировка» употреблялось лишь в отношении рисунков, наносимых жителями Таити. После же путешествий мореплавателя Кука термин «тату» разошелся по всей Европе и контрастно отпечатался в культуре того времени.

В середине 19 века термин «татуировка» был впервые применен в научной среде. После этого слово распространилось во всем цивилизованном мире.

На территории современной России татуировки существовали еще во времена древних руссов. Некоторые свидетельства 10 века говорят о том, что наши предки-язычники украшали себя красивыми татуировками. К сожалению, таких свидетельств немного, и сказать, насколько популярны татуировки были в России того времени нельзя. Тем не менее, начало 20 века ознаменовалось возрождением культуры наколок. Такие рисунки были популярны среди матросов – людей, которые как никто другой плотно соприкасались с другими культурами. Также важным толчком к развитию нательного искусства стала криминализация общества того времени, доминирование воровской культуры и другие явления тюремной среды. Во времена советского союза татуировки также можно было встретить среди армейцев.Некоторые наколки имели политическую подоплеку и украшали тела соответствующих деятелей, оппозиционеров и бунтарей.

В наши дни культура тату набирает обороты популярности не только в России, но и по всему миру. Еще десяток лет назад нательный рисунок был уделом неформалов и романтиков. Сегодня же самые разные картинки могут украшать подкачанное тело маркетинг-директора, дизайнера или даже публичного бизнесмена. Причем эти рисунки далеко не всегда маленькие и незаметные.

Надписи, символы, узоры и полноценные картины покрывают сегодня тела самых разных людей из самых разных социальных слоев. Сегодня татуировка стала одним из ярких способов самоидентификации и выражения своего внутреннего мира. Парни с забитыми рукавами и девушки с элегантными узорами на бёдрах разукрасили наш социум своей аутентичностью.


Краски и пигменты

Набивание татуировки – это процесс нанесения краски под кожу специальной машинкой со встроенной иглой. Качество зависит не только от мастерства художника и наличия дорогого оборудования.

Немаловажный фактор – это свойства самой краски.

Краска для тату – это особый пигмент, который при контакте с кожей обретает определенный цвет и сохраняет яркость рисунка. Большой процент представленных на рынке красок для татуировок имеют основу, которая позволяет смешивать разные краски и получать новые оттенки.

Некоторые мастера тату не используют популярные профессиональные краски, предпочитая создавать свои собственные пигменты. Как правило, это происходит тогда, когда художник выставляет высокие требования к чистоте и дисперсности продукта.

В не столь отдаленные времена, когда химия как наука еще развилась недостаточно, для нанесения татуировок использовались краски на основе растительных компонентов. Разумеется, такие пигменты вызывали ряд неприятных последствий, в том числе аллергические реакции. Кроме того, краски того времени быстро выцветали.

Но в наше время всё обстоит совершенно по-другому. Современные краски производятся на высокоточном оборудовании. Продукт проходит тщательную обработку и очистку. Большинство современных красок в своем составе имеют компоненты, которые способствуют ускорению заживления травмированной кожи.

Краски для тату можно распределить по ценовым категориям. Есть доступные, а есть – дорогие. Последние, в основном, представлены продуктами, имеющими в составе микрогранулы хирургического пластика. Татуировка, набитая такими чернилами, сохранит первозданность цвета на долгие годы.

Тем не менее, в последнее время все чаще используются краски на органической основе. Технология минеральных пигментов позволяет сохранить четкость рисунка и минимизировать вероятность того, что татуировка «поплывет». Органические чернила, как правило, используются для микропигментации.

Тату в религиях мира

Мировые религии по-разному трактую такое культурное явление как татуировка. Рассмотрим наиболее интересные факты в этом направлении.

Виды тату

Все татуировки можно глобально разделить на 2 вида – на временные и постоянные. Со вторыми всё понятно – вывести их можно только с помощью особых далеко не самых приятных процедур. Временные же татуировки – это великолепная альтернатива традиционному боди-арту, так как со временем такие рисунки блекнут и вовсе исчезают. О них и поговорим.

Временные тату –выбор для тех, кто еще не готов к более брутальным экспериментам со своим телом. Если вы решили сделать постоянную тату, но еще не определились с местом нанесения или эскизом, то есть смысл задуматься над тем, чтобы нанести временный рисунок. Так вы сможете предварительно оценить, нравится ли вам выбранная картина, надпись или символика. Кроме того, вы на личном опыте прочувствуете, что это такое – иметь татуировку. Если вдруг вам это не понравится – просто сведите временную тату и забудьте об этом. Если же, наоборот, вам понравится, как вы выглядите с временной татуировкой, то можно смело выбирать эскиз для полноценной тату.

Есть несколько способов нанесения временных татуировок. Каждый из них имеет свои преимущества и особенности. Рассмотрим самые популярные:

Кроме того, есть еще ряд методов, позволяющих наносить временные рисунки на тело. В последнее время популярны хрустальные татуировки, переводные рисунки и блеск-тату. Эти экстравагантные способы украшения своего тела пользуются особой популярностью в fashion-индустрии.

Стили тату

Разумеется, боди-арт – это необъятное поле для творчества. Тем не менее, за годы существования культуры татуировок было сформировано несколько ключевых стилей, которые ярко отличаются друг от друга и имеют свои особенности. Вот они:

  • Реализм. Суть его состоит в нанесении рисунков с детальным и реалистичным отображением людей, пейзажей и т.п. Несмотря на стереотип о том, что реализм начал развиваться не так давно, на самом деле такие тату украшали благородные тела еще в 19 веке. Увидеть портрет на плече офицера было нормальным явлением.
  • Ориентал. Уже из названия понятно, что этот стиль переплетается с восточной культурой. Любите татуировки с изображением и ? Вас привлекает тематика гейш и японских ? Или вы хотите украсить свое тело великолепной ? Тогда стиль ориентал вам придется по вкусу.
  • Стиль берет свое начало в первой половине 20 века в США, когда преступные синдикаты активно расширяли сферы своего влияния. Именно тогда татуировки в стиле можно было наблюдать на мужественных торсах бесстрашных мафиози. – весьма специфичный стиль, который популярен как в криминальном мире, так и среди мирного населения.
  • Суть стиля – имитация механической конструкции человеческого тела, спрятанной под кожным покровом. Разорванная мышца, под которой скрываются шестеренки, поршни и подшипники, – классическая татуировка в стиле .
  • Старая школа европейской и американской татуировки берет начало в 19 веке. Популярность стиля то падает, то вновь растет. Неизменные поклонники жанра – любители тяжелой музыки и брутального образа жизни. или адский . Не желаете ли?
  • Пожалуй, самый популярный формат татуировок. Успех этого жанра вполне понятен – татуировки выполняются, как правило, в одном цвете и представляют собой хитрые . По форме могут быть самые разные, но в большинстве случаев имеют линии, схожие с пламенем, кинжалами и сюрикенами. – традиционный формат татуировок в Океании, а также в некоторых африканских племенах. Свидетельства говорят также о том, что подобные тату украшали тела .
  • Треш. Философия этого стиля – увидеть красоту даже в самых ужасных вещах. Яркие краски, спонтанные линии, и их эмоциональная насыщенность – вот ключевые особенности стиля, название которого дословно переводится как «мусор».Даже фото подобных татуировок способно вызвать яркие эмоции у неискушенной публики.
  • Дотворк. Особая техника нанесения татуировки, которая сформировала аутентичный стиль. Дотворк позволяет создавать геометрически сложные рисунки.При этом яркость и контрастность деталей зависит от плотности нанесения точек на конкретный участок кожи.Дотворк – «блюдо» для истинных гурманов боди-арта.
  • Насыщенные и необычные татуировки, которые имеют мужские и женские вариации. На плечах парней и мужчин смотрятся воинственно и агрессивно, что добавляет им шарма. Женский же образ такие тату делают и вовсе брутальным и диким.
  • Нью-скул. Новое веяние в боди-арте, возникшее в 1980-е годы. Новая школа тату была популяризирована по всему миру. Нью-скулу свойственна яркость красок и нетривиальность сюжетов. Часто ко всему этому примешивается психоделика и абстракция.
  • Традишнл. Традиционное направление бодиарта имеет свою историю и особый смысл. Не стоит относиться поверхностно ко всем этим , и . Символизм и сакральный смысл в этих татуировках проявляется особенно ярко. За внешним минимализмом скрывается завершенность композиции и лаконичная мудрость.
  • Блэкворк. Стиль чрезвычайно аутентичный. Узнать его можно по масштабным участкам кожи, буквально залитым черной краской до состояния глянцевой однородной поверхности. Типичный блэкворк – это геометрические фигуры, равномерно залитые черной краской на всех участках. Черный квадрат на спине – распространенный формат тату в стиле блэкворк. При этом тот факт, что татуировка выполнена в черном цвете, еще не означает, что она принадлежит к семейству блэкворк.
  • Нео-традишнл. Стиль несколько отличается от традиционного. Во многом напоминает нью-скул.
  • Этника. Относительно недавно этнические веяния вошли в тренд. Эти татуировки отличаются удивительным многообразием рисунков, интересными сочетаниями цветов и объемностью изображений.
  • Скетч-стайл. Поистине аутентичный стиль,который полностью ломает стереотип о том, что тату должна быть яркой, четкой и утонченной. Скетч-стайл скорее напоминает наброски в молескине, чем изящный эскиз.
  • Акварель. Даже если вы скептично относитесь к культуре тату, стиль способен изменить ваше восприятие нательного искусства.Такие тату предпочитают творческие натуры. Акварель не имеет ничего общего с другими стилями, что делает его особым направлением в искусстве.
  • Хендпоук. Такие татуировки отличаются простотой исполнения. Как правило, тату в стиле хендпоук выглядят забавно и часто неприлично.

Разумеется, мир татуировок не ограничивается только вышеперечисленными стилями. Мастера боди-арта постоянно экспериментируют и создают новые направления в этом нетривиальном искусстве.

Кроме того, многое зависит и от самого художника, ведь некоторые мастера практикуют свой собственный стиль, несравнимый ни с одним из уже существующих.

Нанесение тату

Нанесение тату – это комплексный процесс, состоящий из следующих этапов:

  • Нанесение на кожу антибактериальных средств;
  • Подготовка рабочего места мастера;
  • Нанесение тонкого слоя вазелина на кожу клиента;
  • Нанесение контуров татуировки с помощью машинки;
  • Удаление остатков краски салфеткой или ватным тампоном;
  • Закрашивание татуировки с помощью специальной машинки, отличающейся широкой амплитудой движения иглы;
  • Корректировка цветов и контуров татуировки;
  • Нанесение на кожу антисептического средства, ускоряющего процесс заживления;
  • Заклеивание татуировки специальным пластырем или пленкой во избежание заражения.

Клиент по возвращению домой должен обработать свой «трофей» и следовать режиму ухода за татуировкой. Процесс полного заживления может занять до 10 дней, что стоит учитывать при планировании своего времени на ближайшие пару недель.

Выведение тату

Нередки случаи, когда татуировка теряет свою актуальность и наступает момент, когда от нее хочется избавиться. Сделать это можно множеством способов. К примеру, можно прибегнуть к старому, но очень болезненному способу выведения тату – механическому повреждению разрисованного участка кожи. Этот метод практиковался в советских тюрьмах, где авторитетные преступники заставляли новичков сводить «незаслуженные» наколки с помощью кирпича.

К счастью, сегодня есть более гуманный способ удаления тату. Речь идет о лазерном выведении татуировок. С помощью рубинового лазера можно безболезненно избавиться от нежелательного нательного рисунка.

Принцип работы оборудования очень прост. Пучок лазера направляется на молекулу красителя, которая разбивается на мелкие частички. Эти частички попадают в лимфу, а затем выводятся из организма. Сегодня лазерное удаление тату считается одним из самых безопасных и комфортных способов решения эстетических проблем такого рода.


Уход за тату

Правильный уход за татуировкой – это очень важно, особенно если речь идет о первых днях с момента нанесения рисунка. Мы представим ряд обязательных рекомендаций, которые нужно соблюдать для того, чтобы избежать типичных проблем, таких как инфекция, нарушение целостности рисунка и прочее:

  1. Снимайте повязку после нанесения тату точно по предписанию вашего мастера. Обычно это время составляет от 4 до 12 часов в зависимости от масштабности вашей тату.
  2. В первые дни после нанесения тату промывайте ее теплой водой с мылом без использования спиртосодержащих веществ.
  3. После первой «домашней» промывки нанесите на место рисунка антибактериальное средство, рекомендованное вашим мастером.
  4. Ни в коем случае не сдирайте образующуюся корочку. Дайте коже время для заживления, а корочка отпадет со временем сама.
  5. В первые дни после нанесения тату избегайте попадания на рисунок прямых солнечных лучей. Ультрафиолет может заметно подпортить внешний вид тату.
  6. От употребления алкоголя и других препаратов, повышающих давление, лучше отказаться на этапе заживления тату. Повышение давления может способствовать изменению татуировки за счет выбивания пигмента.
  7. Старайтесь избегать серьезных физических нагрузок в первые недели после нанесения тату.

Помните, что неправильный уход за тату может испортить ее первоначальный внешний вид. Кроме того, занесение инфекции – далеко не самая приятная вещь, поэтому к уходу в домашних условиях стоит подойти серьезно. Вы ведь не хотите, чтобы тонкая работа мастера потеряла яркость и четкость линий?

«За» и «против» нанесения тату

Что означает ваша татуировка? Где вы ее хотите набить? Будет ли она актуальна через несколько лет? Если вы не ответили на эти вопросы, то вам точно стоит задуматься над тем, готовы ли вы к тому, чтобы украсить ваше тело татуировкой. Чтобы быть объективными, мы представим аргументы за и против тату.

Преимущества тату:

Недостатки тату:

  • Тату – это больно, особенно для людей, которым свойственна повышенная чувствительность;
  • Тату многими считается асоциальным украшением, которое точно не сочетается с белым воротничком и деловым костюмом;
  • Тату – это условно навсегда.

Мы рекомендуем тщательно подходить к выбору татуировки, чтобы потом не тратить уйму денег на ее выведение. Подумайте над тем, чего вы ожидаете от рисунка и для чего хотите украсить им свое тело.Только осознанно сделанная татуировка не станет для вас разочарованием в будущем.

Первая татуировка уходит корнями в период раннего палеолита, чему существует множество подтверждений в виде обнаруженных при раскопках мумий, на теле которых и по сей день, видны следы татуировки. Так же, археологи не редко встречают всевозможные резцы, иглы и красители, которые, предположительно, могли использоваться для татуировки.

Издревле татуировка и шрамирование наделялись самыми разнообразными мистическими свойствами: воинов защищала в бою, стариков хранила от болезней, детей оберегала от родительского гнева, женщинам сулила легкие роды.

Племена Майори считали, что лицо всегда на виду, потому именно лицу отдавали особое предпочтение, нанося на него всевозможные узоры и орнаменты, служащие боевой раскраской, показателем доблести, социального положения, или просто выражая, таким образом, свою индивидуальность.

Еще Геродот поведал нам историю о том, как Гистиаэй передал зятю Аристогору тайную информацию «живым» письмом, через раба, на чьём черепе был вытатуирован текст, в последствие спрятанный от врагов под волосами.

Японские гейши, с помощью татуировки обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела, считая, что разноцветные узоры имитируют одежду.

С развитием христианства, обычай татуировки стали безжалостно искоренять, считая тату — проявлением язычества. В Ветхом Завете четко прописано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле и не накалывайте письмена». Среди европейцев запрет на татуировку держался почти до ХVII века. Но, благодаря христианским миссионерам, которые по древнему обычаю привозили на себе татуировку (как напоминание о месте, в котором они побывали), татуировка держалась на плаву.

Джеймс Кук, так же внес в историю татуировки свой неизгладимый след, привезя в Европу «Великого Омаи» (полинезийца, чьё тело было сплошь покрыто татуировками), которого считали человеком — сенсацией, живой тату – галереей. После этого, ни одно, уважающее себя представление, будь то ярмарка или бродячий цирк, уже не могло обходиться без участия человека, покрытого большим количеством татуировок. В последствие мода на аборигенов пошла на спад, и на замену дикарям пришли татуированные американцы и европейцы.

История татуировки повествует нам о том, что, чаще всего, тату использовали для определения социального статуса, защиты или принадлежности к какому-либо роду, но существовали обычаи, когда татуировка считалась наказанием или карой. Так, к примеру, в японской провинции Чукудзен (XVI в) преступникам, в качестве порицания за первое преступление наносили на лицо горизонтальную линию, за второе преступление — дугообразную линию, за третье — еще одну. В конечном результате, на лице не одумавшегося преступника появлялся иероглиф «ИНУ», что переводится как «собака». Римляне, чаще всего, использовали тату для обозначения своих рабов. В ХХ веке пытались вернуться к клеймению особо-опасных преступников, и предлагалось на их спинах излагать их злодеяния, посредством татуированного текста. А вот моряки, напротив, изображали на своих спинах распятие, в надежде, что таким образом им удастся избежать телесных наказаний.

История татуировки в России не на последнее места ставит вклад Петра I в ее развитие. Именно Петр I ввел обязательную нумерацию солдат, путем татуирования. На запястье солдата надрезался крест, в рану втирали порох и забинтовывали, так же накалывали личный номер солдата. Эта варварская идея помогала идентифицировать раненных и погибших.

Следующий бум в истории татуировки в России произошел в начале ХХ века, когда в тюрьмах повсеместно стало модным делать наколки, отображающие тот или иной статус сидевшего или причину, по которой он попал в тюрьму (см. ).

Как ни прискорбно, но цивилизация довела древнее искусство татуировки до уровня дешевого ширпотреба.

В 1891 году, американцем Рейли была изобретена первая электрическая тату машинка. Но еще долгое время не считалась востребованной. В период всплеска молодежной культуры в середине ХХ века появилось новое поколение татуировщиков, благодаря экспериментам и амбициям которых, татуировку возвели в ранг искусства.

Сегодня татуировка достигла высокого уровня и огромной популярности. Во всем мире это искусство развивается наряду с художеством, появляются все новые стили и направления (см. ), новые техники нанесения и изображения. Все больше людей хотят украсить свое тело и выразить свою индивидуальность, благо, что способов и вариантов на сегодняшний день предостаточно.

Многовековую историю тату можно назвать поистине впечатляющей. Бывало, что нательные рисунки категорически запрещали, считая их чем-то постыдным, бывало, что относились к ним с особым благоговением и уважением. Взлеты и падения, любовь и ненависть, презрение и почитание. Все это – история татуировки.

Время происхождения и причины появления

Ученые, изучающие историю нательной живописи, полагают, что татуировки появились еще во времена первобытнообщинного строя, более 60 тысяч лет назад. Об этом свидетельствует древняя наскальная живопись, повествующая о жизни людей и изображающая их быт и внешний вид. При исследовании египетских пирамид были обнаружены мумии возрастом 4000 лет с едва различимыми рисунками на коже. Предположительно татуировки были отличительным знаком богатых фараонов и знатных семей. Простые египтяне не удостаивались такой чести. Итак, время происхождения тату очень удалено от нас, поэтому вы с полным правом можете гордиться тем, что приобщились к древней культуре, если захотите сделать татуировку.

Согласно истории возникновения татуировок, они могли наносится в следующих ситуациях:

  • Во время охоты мужчины получали естественные повреждения – шрамы, ссадины, раны. Со временем кожа огрубевала, деформировалась, образуя причудливые узоры. Такие узоры говорили о храбрости, смелости, охотничьем духе обладателя, и он становился уважаемым в племени человеком. Затем порезы стали наноситься искусственно и вскоре распространились даже на женщин, превратившись в первые тату.
  • Тату принудительно наносились каждому из членов общины и указывали на его социальный статус, принадлежность к тому или иному племени, выдающиеся достижения, поступки и черты характера. Тату имели как положительное, так и негативное значение. Тело человека отображало всю его жизнь, для окружающих он выглядел как открытая книга, где ничего нельзя было скрыть или приукрасить.
  • Тату носили сакральный смысл и были связаны с переходными обрядами: посвящением в мужчины или уходом в мир иной. Наносить татуировки начинали с самых юных лет и порой заканчивали даже после смерти человека.

Древние люди были язычниками, поклонялись идолам, божествам и придумывали способы защититься от воздействия злых сил. Нательный рисунок был как раз одним из таких методов и служил в качестве мощного оберега, привлекающего удачу и отгоняющего духов.

Видео про историю татуировок

Первые нательные рисунки: интересные факты

История происхождения нательных рисунков охватывает весь земной шар: Америку, Европу, Азию, Японию, Австралию, Океанию. У каждой народности были свои отличительные особенности, по которым их можно было идентифицировать. Примечательно, что белокожие люди наносили в качестве татуировок особые знаки, цветы и узоры. Чернокожие африканские племена специально украшали тело шрамами. Для этого они искусственно делали надрезы и на свежую рану наносили краску. Рассмотрим интересные факты о происхождении татуировок наших предков.

Племя Диак считало, что в раю вещи приобретут противоположную форму: черное станет белым, маленькое – большим, и наоборот. Для этого они предусмотрительно наносили на тело черные тату, которые после смерти приобретали белый оттенок. Это помогало людям благополучно попасть в рай, минуя ад.

Индонезийские и полинезийские племена индейцев стали прародителями этнического стиля современного тату-искусства. Их рисунки передавались из поколения в поколение и служили не только социальной отметкой, но и оберегом. Чтобы защититься от злых духов, они наносили изображения этих же темных сил. Таким образом они маскировались и верили, что это поможет избежать беды. Подобные тату наносились крайне болезненно, иногда с летальным исходом. В свежий порез втирались древесный уголь и сажа. Примечательно, что в Полинезии до сих пор живут племена, которые придерживаются многовековых традиций. Не повезло американским индейцам, которых вытеснили за пределы исторической территории. Однако немногие оставшиеся представители, олицетворяя историю, и сегодня носят гордое имя индейца и предпочитают характерную одежду и длинные волосы.

В Японии татуировка у женщины свидетельствовала об ее плодовитости и хорошем здоровье. Количество тату соответствовало числу детей, а чем больше узоров на теле – тем выносливее обладательница. Тату наносились на лицо, ноги и служили защитным амулетом. Техника выполнения рисунка была очень сложной. Поначалу контур наносился с помощью кисточки, а затем выкалывался на теле бамбуковой палочкой или специальными иглами. Будущий татуировщик свое первое изображение выполнял на ноге учителя без применения туши. Затем он был обязан сделать татуировку у себя на ноге. Только в случае успешной сдачи экзамена ученик переходил в ранг молодого специалиста и допускался к клиентам.

Представители племени маори считали, что лицо следует украшать в первую очередь, поэтому татуировки выглядели как сплошная маска. Удостаивался такой чести только самый доблестный воин и богатый человек с высоким социальным статусом. Узор татуировки даже служил в качестве личной подписи. После смерти голову отрезали и сохраняли в качестве племенной реликвии. Обычных людей без маски на лице после кончины оставляли на растерзание диким животным.

Наши славянские предки покрывали свое тело магическими узорами и орнаментами, которые были необходимы для проведения обрядов по плодородию и урожайности. Для нанесения тату они использовали специальные глиняные прессы с очерченными контурами будущего рисунка. Подобные инструменты называли пинтадерами.

Татуировки в эпоху Средневековья

С массовым распространением христианской религии тату оказались под запретом, поскольку Библия запрещает любые нательные изображения. Людей обвиняли в сатанизме, идолопоклонничестве, оккультизме и причастности к черной магии. Тату-культура искоренялась в Европе вплоть до XVIII века. Примечательно, что многие христиане, будучи моряками и отправляясь в морские путешествия, не упускали возможности украсить свое тело за океаном. В 1769 г. Джеймс Кук привез из Таити полинезийца, с ног до головы разрисованного татуировками. Кстати, именно этот выдающийся мореплаватель впервые употребил к нательным рисункам слово tattoo, которое с тех пор вошло в обиход. Бедный индеец Великий Омаи не только стал местной достопримечательностью и участвовал во всех цирковых программах и уличных представлениях, но и вошел в историю тату-искусства.

Позже самые смелые европейцы, желающие подзаработать на своем внешнем виде, заняли место полинезийца. Например, американка леди Виола набила на теле портреты шести президентов, нескольких именитых актеров и выступала на сцене, вызывая бурный восторг у окружающих. Простые люди не спешили украшать тело и клеймить себя. Исключение составляли рабочие группы, так называемые профсоюзы: горняки, моряки, литейщики и представители других рабочий профессий. У каждой профессии была своя татуировка, которая символизировала братство, единство, одинаковые жизненные приоритеты и взгляды на жизнь.

Немного о средневековье и тату

Иначе дела обстояли в восточных странах. Например, в Китае татуировку принудительно наносили рабам и пленным, чтобы в случае побега их можно было легко идентифицировать. В Стране восходящего солнца, Греции и Риме наколка была позорным знаком преступников и всех тех, кто нарушил закон. Кстати, в Японии за первый проступок вдоль лба наносили горизонтальную линию, за второй и третий – еще по одной. В результате получался иероглиф, означающий «собака». Мексика и Никарагуа тоже клеймили злоумышленников. На Руси заключенных клеймили словом «вор», а в Англии – буквой D. Немцы во времена Великой Отечественной войны наносили пленным клеймо с порядковыми номерами в концлагерях. Постепенно тату-культура совсем угасла, ушла в историю, оставив только уголовные татуировки и примитивные изображения у американских рабочих.

Возрождение тату-искусства

Татуировка триумфально возродилась с появлением первой татуировочной машинки. Изобрел ее американец О’Рейли в 1891 г. Это стало настоящей сенсацией, ведь до этого, как свидетельствует история татуировок, люди пользовались подручными средствами, которые не позволяли наносить качественное изображение. В Америке и Европе стали массово открываться тату-салоны, особенно после проведения первой конвенции по тату в 1950 г. в Англии. Кстати, первыми хозяевами подобных заведений были моряки. К 50–60 гг. ХХ в. молодежь подхватила модную тенденцию, и татуировка получила массовое признание и распространение в мире. Помимо появления новых стилей, возродились и старые: полинезийский и индонезийский.

Медленнее всего происходило развитие тату-культуры в России. Во времена СССР нательные рисунки были под строгим запретом из-за распространения тюремных татуировок. Тату считались позорным и постыдным атрибутом асоциальных личностей. Подпольные мастера из-за отсутствия необходимых инструментов и профессиональных расходных материалов вынуждены были использовать в работе канцелярскую тушь и даже женский каблук. Изображения выглядели настолько примитивно, что их никак нельзя было назвать украшением. И только к началу 1990-х гг. история татуировок вновь возродилась в России и стала усиленными темпами догонять Европу и Америку. Толчком к развитию послужила первая тату-конвенция байк-клуба «Ночные волки», которая состоялась в Москве в 1995 г. Талант российских татуировщиков уже по достоинству оценили иностранные коллеги.


История татуировки началась давно, но искусство татуировок живет по сей день. А само искусство татуировки насчитывает около шести тысяч лет, уходя корнями в глубь тысячелетий. Конечно, задолго до появления архитектуры, музыки и тем более моды наши предки украшали свое тело рисунками. Впрочем, этот вид искусства является частью общемировой культуры. Значит Татуировка была представлена практически во всех племенах и народах на пяти континентах. Возможно, этот факт подтверждают археологические раскопки.

Не так давно в Альпах был обнаружен - человек Бронзового Века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 000 лет, на теле которого отчетливо видны следы татуировок. Кроме того, Татуировки обозначали принадлежность к определенному племени. Это довольно интересный факт, который является свидетельством того, что включает в себя много интересного и фантастического.

Другой пример весьма впечатляющих татуировок обнаружен археологами в России на плато Укок в горах Алтая. Казалось, В замерзших могилах, отнесенных учеными к IV веку до н.э., обнаружены тела "Вождя", "Воина" и "Принцессы". Разумеется, на каждое тело нанесены характерные татуировки, являвшиеся, по всей видимости, признаками сословного различия. Например, на правом плече "Воина" изображена невероятно зрелищная сцена оленьей охоты. А вот орнаментный круг, нанесенный на спину "Вождя", по сей день является для историков сложной головоломкой. Как видим, история татуировок еще и многогранная. А вот в книге исследователя в области истории татуировок Стива Гилберта приводятся данные о том, что в настоящее время представители некоторых этнических групп Сибири используют похожие татуировки даже в качестве болеутоляющего средства.

Древнейшие известные нам татуировки датируются IV тысячелетием до нашей эры. Во всяком случае они нанесены на кожу египетских мумий. Быть может разнообразию татуировок, нанесенных на тела мумий, могла бы позавидовать любая художественная галерея мира. К примеру, на руках и бедрах Амуны, жрицы бога Хета, мумифицированное тело которой относят к периоду правления XXI Династии (2160 - 1994 гг. до н.э.), отчетливо видны изящные параллельные линии, чуть ниже пупка расположен замысловатый орнамент из концентрических кругов. А этот факт, который повествует , говорит о том, что и представительницы прекрасного пола любили оригинально украсить свое тело .

Кто любил татуировки

Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Наконец, татуировались все, а именно:

Племена Европы и Азии;

Индейцы Северной и Южной Америки;

Жители Океании.

Именно племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок . Кажется, едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти. Бдагодаря таким сведениям, которые включает в себя история татуировок , становится понятным, почему татуировки актуальны в наше время.

Лицо - востребованная часть тела для тату

Лицо - всегда на виду. Поэтому и сегодня у многих народов лицо украшается в первую очередь. Надеюсь Племена Маори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Таким образом, эти удивительные хитросплетения узоров служат постоянной боевой раскраской, а также показателем доблести и общественного положения их обладателей. Так вот, образцы Моко так индивидуальны, что зачастую используются в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. Кстати, еще в начале прошлого века, продавая свои земли английским миссионерам, Маори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами, связана она и с так называемыми "переходными" обрядами.

У азиатских эскимосов татуировки служили общепринятым украшением. Например, наносились девушкам до замужества. Пожалуй, самым распространенным мотивом татуировки была Y-образная фигура, трактуемая как хвост кита и связанная с особым божественным отношением к нему. Заметно, что история татуировок многое связывала с животными.

У представителей финно-угорских народностей (хантов и манси) не совсем понятно социальное значение татуировки. Вероятно, Тату здесь было исключительно женским искусством. Говорят, Татуировка всегда оставалась тайной женщины. В конце концов, они скрывали значение рисунка даже от близких родичей.

В древней Европе античные татуировки были во всеобщем употреблении у греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне для нанесения античных татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. В общем эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть все тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. Своим возрождением в Старом Свете после длительного неприятия татуировки в средневековой Европе со стороны церкви (в первую очередь, католической), татуировка обязана капитану Куку, который в 1771 году из своего первого путешествия к берегам Австралии и Новой Зеландии привез туземца - «Великого Омаи», татуированного с головы до ног. Наверное, его появление вызвало у англичан небывалый ажиотаж и повальное увлечение татуировкой: сначала среди моряков и простого люда, а затем и среди знати. К счастью, отсюда мода на нательные рисунки распространилась по всей Европе. История татуировки не умалчивает и о происхождении слова. Так вот, именно Куку Европа обязана самим словом "tattoo", означающим «рисунок», «знак» в переводе с таитянского.

Тату в Европе

Появление в Европе татуированных аборигенов вызвало немалый ажиотаж. Видимо вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". Действительно, к концу XIX века мода на колоритных аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами татуированные американцы и европейцы.

На исходе того же столетия современная татуировка стала необычайно популярна в Соединенных Штатах Америки. По-видимому В 1891 году американец Самюэль О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку. Правда, на художественную ценность татуировок того времени это никак не повлияло. С другой стороны современная татуировка продолжала оставаться привилегией моряков, горняков, литейщиков. Что касается самих изображений, то история татуировки глаголит о том, что рисунки не отличались разнообразием и художественной оригинальностью. Напротив, всю первую половину XX века и Европа, и Америка довольствовались стандартным набором незамысловатых картинок.

В двадцатом веке современная татуировка несколько раз оказывалась на острие моды. Новая эра в искусстве началась в 50-60-е годы. Оказалось, что образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, в сочетании с амбициями экспериментаторов-татуировщиков породили новые стили, школы и направления, значительно расширив возможности техники. Ну что ж, с тех пор современная татуировка занимает достойное место среди других видов искусств. Это положительный факт, который несет в себе история татуировок , им даже можно "гордиться".

В 1960 годы клиентами салонов тату стали деятели рок-культуры и представители других неформальных сообществ. А теперь молодежь, увидев татуированные тела своих кумиров, поспешила последовать их примеру. Естественно, индустрия заработала в полную силу. Стало быть, стали издаваться специализированные журналы и книги, открылись школы.

С конца 1970-х годов началась организация конвенций-фестивалей современной татуировки, ставших логическим следствием развития культуры тату. В сущности Первая конвенция состоялась в Нью - Йорке в 1976 году. И, все же, уже больше 30 лет конвенции проводятся несколько раз в год в различных городах Европы и Америки.

Современная татуировка

Сегодня, как никогда раньше, тату стала явлением массовой культуры: врачи и адвокаты, политики и бизнесмены, профессоры университетов и домохозяйки украшают себя экзотическими иероглифами, браслетами, магическими знаками и орнаментами. Несомненно, мужчины считают тату символом мужественности, женщины же видят в татуировке нечто загадочное и сексуальное. Следовательно, одни хотят приобщиться к общей тенденции, другие, напротив, видят в этом возможность выделиться. И действительно, интерес подогревает очевидная популярность этого искусства среди знаменитостей. Это:

Мадонна, Фрэнк Синатра, Шер;

Джонни Депп, Кристи Терлингтон, Бьорк;

Принцесса Стефани, Джулия Робертс, Кортни Лав, Джон Бон Джови.

Они охотно демонстрируют свои татуировки на экранах и страницах модных журналов. Как видим, история татуировки несла в себе много интересных фактов, связанных со знаменитыми людьми и наверняка будет еще связана не с одним поколением.

Татуировка в России в конце-19-начале 20 веков являлась одним из символов аристократичности: тон в моде задавал императорский двор. Видите ли известно, что последний русский император Николай II во время визита в Японию «приобрел на теле» узор в виде дракона. По крайней мере татуирован был и Великий князь Михаил Александрович. Оказывается, мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу сразила представителей света и богемы (история татуировок не может умолчать данные интересные сведения). Тем не менее, уже в 1906 году в Санкт-Петербурге открывается первый салон художественной татуировки, развитие искусства набирает обороты. Но дальнейшее развитие татуировки, как вида искусства, прекратилось после Октябрьской революции. Собственно Тату сразу попадает в разряд буржуазных и вредоносных «пережитков царского режима».

В советский период российская татуировка подверглась гонению в основном из-за сформировавшейся в 1910-1930 гг. мощной асоциальной прослойки (т.н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. И в самом деле, известно об узаконенном запрете татуировки, грозившем тюремным заключением в период 1937-39 г.г. Между прочим в последующих уголовных кодексах запрет на татуировку в России отсутствует. Наоборот, возможно, что такая трансформация отношения к татуировке произошла в период Великой Отечественной войны, и связано это с участием уголовного элемента в военных действиях в составе штрафных батальонов на стороне Красной Армии. Мало того, с войны вернулось достаточное количество татуированных героев, и запрет на татуировку в России просто потерял свой смысл. Но дурной имидж прочно закрепился за татуировкой.

История татуировки времен СССР повествует о том, что в 1980-х происходят грандиозные сдвиги в понимании татуировки. Короче, появляются первые цветные тату, всё больше людей из так называемого рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. По правде говоря, центром всего этого процесса становится Петербург-Ленинград. А, кроме того, в конце 1980-х начале 1990-х происходит активный культурный обмен между Россией и западом. Одним словом люди, получая адекватную, а не искаженную советской пропагандой информацию, осознают, что татуировка - это не признак тюремщины, а вид искусства.

На территории бывшего СССР проводятся первые тату-конвенции (фестивали), где мастера татуировки обмениваются опытом с отечественными и зарубежными коллегами. да-да, история татуировки не обходится и без массовых мероприятий. Судя по всему это приносит свои плоды - общественное мнение по отношению к татуировке меняется.

В наши дни центром тату-индустрии в России по праву является Петербург. К тому же, с 8 по 10 июня на малой арене СК «Юбилейный» пройдет пятый по счету Санкт-Петербургский Фестиваль Татуировки и Боди-арта , в котором примут участие лучшие мастера из России и других стран мира. Но на этом история татуировки не заканчивается, а только набирает обороты. Не правда ли цель мероприятия - не только популяризация татуировки, но и возрождение в России искусства с многовековой историей.

В энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона указывается, что слово «татуировка» полинезийского происхождения: «та» - картина, «ату» - дух. «Та-ату», «тату» - картинка-дух.

Русский советский ученый-криминалист М. Н. Гернет утверждал, что слово «татуировка» происходит от имени бога полинезийцев «Тики» – сторожа и защитника, изображаемого с закрытыми глазами, чующего опасность прежде, чем она появится в поле зрения. По преданиям, он якобы и научил людей татуировке.

В истории человечества искусство нанесения несмываемых изображений на тело насчитывает по разным источникам от 4 до 6 тыс. лет. Придерживаемся точки зрения, что данному навыку более 5 тыс. лет. Как подтверждение - наличие татуировки в форме креста и линий на коже мумии «ледяного человека Отци» (Ötzi), обнаруженного в 1991 г. в Тирольских Альпах. Возраст мумии, определенный радиоуглеродным методом, составляет примерно 5300 лет. Наверное, люди накалывали себе изображения и ранее, однако прямых подтверждений этому нет. Ведь татуировка также изменчива, как и человеческая жизнь. Она исчезает вместе с её носителем. Причины возникновения обычая татуировки кроются в глубокой древности, когда от случайно полученных повреждений кожи возникали необычные рубцы, а где-то при попадании в порез золы или растительного красителя на теле оставались изображения, которые, возможно, отличали их носителя как храброго воина и удачливого охотника. При первобытнообщинном строе изображения на теле служат как украшением, так и обозначением рода, племени. Указывают на социальную принадлежность её обладателя, а, быть может, наделяют даже определенной магической силой. Со временем первобытные племена разрастались, объединяясь в организованные общины, и на кожу уже специально наносятся рисунки, имеющие специфическое значение в пределах определенной группы.

Различные виды татуировок практиковались у очень многих светлокожих народов мира. У темнокожих, чаще всего, они заменялись шрамированием. Татуировались как различные племена Европы и Азии, так и индейцы Северной и Южной Америки. Ну и, конечно же, жители Океании.

В истории культуры маори в Новой Зеландии известен обычай, основанный на покрытии специальной татуировкой поверхности лица. Такие татуированные узоры, которые у мужчин покрывали всё лицо, а у женщин – только его части, назывались «моко» и были исполнены посредством надрезания кожи долотом. Эти удивительные хитросплетения узоров служили постоянной боевой раскраской, показателем доблести и общественного положения их обладателей. На просторах Северо-Восточной Сибири, у чукчей, эвенков, якутов, остиаков и тунгусов тоже была известна техника нанесения татуировки на лицо. Она требовала использования иглы и нити (ранее изготавливающейся из сухожилий зверей). Нить окрашивалась в чёрном красителе и вместе с иглой протягивалась под кожей человека согласно предварительно исполненному рисунку. Женщины Айну - аборигены Японских островов, некогда проживавшие и на территории Камчатки, Сахалина и Курил, татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. Татуировка связана и с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в мужчину, или переселение из этой жизни в загробный мир. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.

Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.

С распространением христианства в Европе обычай татуировки стал повсеместно осуждаться как составная часть языческих обрядов и процедура, угрожающая спасению души. Однако, официально было разрешено клеймить татуировкой всевозможных преступников. Неудивительно, ведь это был обычай с давними традициями, уходивший своими корнями в эпоху рабства. Следствием такой тесной связи татуировки с преступным миром было возмущение по отношению к этому явлению со стороны других общественных групп, постепенное угасание практики татуирования в последующие века и формирования скверной репутации татуировки среди большинства представителей общественности.

Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры в 18 веке отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там татуировками на память о путешествиях. Капитан Джеймс Кук (James Cook ) внёс наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания, он привез с Таити не только само слово «tattow », но и «Великого Омаи» - сплошь татуированного таитянина, ставшего сенсацией - первой живой тату-галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия привезённых с других континентов «татуированных дикарей». Постепенно мода на аборигенов начинает спадать и уже с середины XIX в., вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы, покрытые узорами местных тату-мастеров.

На исходе девятнадцатого столетия татуировка становится необычайно популярной в Соединенных Штатах Америки. В 1891 г. американец ирландского происхождения Самюэль О"Рейли (Samuel O Reilly ) запатентовал первую в мире электрическую татуировочную машинку. Благодаря введению в практику электромашинки, татуировщик, с одной стороны, облегчал себе работу, делая её менее кропотливой, с другой же значительно ускорял её, достигая большей производительности и, в конечном счёте, получая большие доходы. Появляются салоны художественной татуировки, что позволяет татуировке выйти из зоны, отведённой лишь для посвящённых и привелигированных общественных групп, а обладание подобными украшениями перестало ассоциироваться исключительно с позорящим нанесением клейма. Выполнение художественной татуировки превратилось в бизнес, и в этом огромная заслуга электромашинки для татуирования!

Наступил двадцатый век. Первая мировая война создала особенно благоприятные условия для возникновения настоящей эпидемии татуировки в армиях, сражающихся на различных фронтах. Солдаты воюющих армий большую часть времени проводили в окопах, а во время перерывов между боями, которые иногда были продолжительными, занимались украшательством товарищей по оружию. В таких условиях подавляющее большинство людей, которые, в условиях мирной жизни, быть может, никогда не согласились бы на подобные процедуры, охотно предоставляли свою кожу в распоряжение самодеятельных татуировщиков. Но делалось это, чаще всего, не скуки ради. Причины для подобных процедур на фронте лежат на поверхности. Главной из них могло быть опасение, что повреждение тела, которое вызовет смерть, сделает невозможным идентификацию останков, а в конечном счёте - выполнение последнего религиозного обряда.

В период между войнами появляются новые мастера и тату - салоны в столицах Германии, Англии, Франции, США. Мужчины и женщины из высших слоев общества продолжали, правда, в меньших количествах, наносить себе татуировки на тело, а снижение цен на татуировку обеспечили ей популярность среди низших классов и разрушили ее привлекательность для более богатых людей. Чем больше простых людей наносили себе татуировки в грубой манере, тем меньше становилось эксклюзивных татуировок, которые делала себе элита. Офицеры и представители среднего класса с этих времен перестали наносить татуировки и считали недостойным быть украшенным таким образом.

После прихода в Германии к власти нацистов и введения законов, санкционирующих вмешательство государства во все области жизни, художественная татуировка запрещается как явление, противоречащие ценностям национал-социалистического государства. Этот период принёс общеизвестную практику унижения человеческого достоинства в гитлеровских лагерях, где с целью идентификации татуировали узников. Здесь же сложился ужасный вид коллекционирования галантерейных изделий из татуированной человеческой кожи. Обязательной татуировке подлежали члены преступной организации «SS », у которых на коже выкалывалась группа крови. После второй мировой войны, благодаря этим татуировкам, облегчилась работа международных следственных органов в поисках гитлеровских преступников, принадлежавших к этой организации. Всё это ещё более снизило художественную ценность и популярность тату.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 1950-1960-х гг., основным вектором которой был протест, революция, раскрепощение и освобождение от любых норм, татуировка стала одним из важных символов этого освобождения, превратившись в неизменный атрибут субкультур. Постепенно татуировка через рок-музыкантов, фоторепортажи и фильмы про мотобанды легализовалась в медиа. Первым татуированным человеком, попавшим на обложку американского журнала («Rolling Stone», октябрь 1970 ), стал художник и основатель тату - музея Лайл Таттл (Lyle Tuttle) , к тому времени сделавший множество татуировок рок - идолам, в том числе Дженис Джоплин (Janis Joplin ). Так, с новыми реалиями времени зародилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства.

Татуировка в России

Доподлинно пока не известно, как относились к изображением на теле в Киевской Руси и в более поздний период российской государственности. Во всяком случае, документами на это счёт мы не располагаем. Одно, можно утверждать совершенно точно, что воочию русские увидели татуированных людей во время первого кругосветного плавания русских кораблей «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского 1803-06 гг. Среди членов команды оказалась группа «благовоспитанных людей», составляющих свиту Н. П. Резанова, назначенного послом в Японию. Одним из них был гвардейский поручик граф Фёдор Толстой. Толстой был человеком действия, жил безудержными страстями. Он с презрением относился к моральным нормам, принятым в обществе, искал любой повод для дуэли. Во время стоянки у острова Нукагива, относящегося к архипелагу Маркизовых островов, «Надежду» посетил вождь местного племени Танега Кеттонове. Внимание Толстого привлекла татуировка на теле вождя, которое было буквально разрисовано замысловатыми орнаментами, экзотическими животными и птицами. Федор Толстой разыскал и привез на корабль нукагивца, художника-татуировщика, и велел «разрисовать себя с ног до головы». На руках молодого графа были вытатуированы змеи и разные узоры, на груди в кольце сидела птица. Многие члены экипажа последовали примеру Толстого. По причине чрезвычайной болезненности процедуры татуировки (кожу надрезали осколком раковины и заливали едкими соками растений) экипаж был несколько дней нетрудоспособным. Крузенштерн негодовал: срывался график похода, и каждый член команды был на счету. Как сложилась далее жизнь татуированных матросов этого похода - не известно, однако, сам граф Федор Толстой впоследствии в аристократических салонах Петербурга, по просьбе гостей, охотно демонстрировал, вводя в конфуз светских дам, «произведение искусства» безызвестного мастера с далекого острова Нукагива. К концу XIX века русские каторжники, высланные на Сахалин, украшали себя "сахалинскими картинками", установив тем самым традицию татуировки как искусства, связанного самым тесным образом с тюремным бытом. В Иркутской губернии подобная практика возникла в Александровском Централе, одной из центральных каторжных тюрем дореволюционной России.

Тем временем, в столице России в конце XIX - начале XX вв., татуировка становится одним из символов аристократичности: тон моде задаёт императорский двор. Известно, что последний русский император Николай II, будучи ещё цесаревичем во время визита в Японию «приобрел на теле» изображение в виде дракона. Татуирован был и Великий князь Михаил Александрович, по некоторым сведениям, инкогнито он сделал себе тоже татуировку дракона. Мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу увлекла представителей света и богемы. Уже на рубеже 1906-07 гг. в Санкт-Петербурге в Управление Главного Врачебного Инспектора М.В.Д. рассматривается прошение «О разрешении Е.П. Вахрушеву заниматься татуированием». Был ли после этого открыт первый тату-салон до сих пор остаётся загадкой, никаких документальных подтверждений на этот счёт не обнаружено. Однако наличие этого документа подтверждает интерес и осведомлённость о татуировке среди горожан Петербурга! Но дальнейшее развитие татуировки как вида искусства прекратилось после Октябрьской революции. Тату сразу попадает в разряд буржуазных «пережитков царского режима».

В советский период татуировка подверглась гонению из-за сформировавшейся с конца XIX века до 30-х гг. XX века мощной асоциальной прослойки (т. н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. Кроме воровского жаргона, к традиционным элементам воровской субкультуры относились татуировки, которые содержали информацию о виде криминальной профессии, судимостях и т.д. В период Великой Отечественной Войны в составе штрафных батальонов Красной Армии в боевых действиях участвовало огромное количество людей с уголовным прошлым. После Победы домой вернулось достаточное количество героев, носивших ордена и медали на гимнастёрках, под которыми скрывались татуированые тела. В связи с этим, отношение к татуировке становится более адекватным.

В послевоенные советские годы татуировка проделала путь из городских низов в атрибуты моды, стиля и подросткового «форса» через городской фольклор и блатные песни. Не только шпана и огольцы, но и малосознательные граждане из более обеспеченных семей делали себе «наколки» и «портачки» (морская татуировка). Например, известный певец Иосиф Кобзон, чтобы не прослыть среди дворовой шпаны слабаком и трусом, сделал на своем теле целых пять татуировок, а потом, по собственным словам, свел.

Во время хрущевской оттепели с татуировки сняли табу: на экран вышел культовый для отечественных татуировщиков фильм Георгия Данелии «Сережа» (1960), разлетевшийся на цитаты. В советской повседневности 1960-70- х отношение к татуировке не сильно изменилось и во времена песен Высоцкого, поминающего татуировку в стилистике блатного романса, и во времена зрелости ленинградского поэта - бузотёра Олега Григорьева, оставившего после себя гениальную и минималистичную оду татуированию и шрамированию: «Убитую у сквера опознать не берусь я, по наколкам - Вера, а по шрамам - Люся». В татуировке, проявлявшейся в городском фольклоре, уже чувствовалась закваска для последующего рок-н-ролльного брожения: Любовь, Алкоголь и Неприличность как пуританское отражение из советского зазеркалья общеизвестной западной формулы «Sex & Drugs & Rock"n"Roll».

В СССР в 1980-х гг. происходят грандиозные сдвиги в осмыслении татуировки. Появляются первые цветные рок-наколки, всё больше людей из так называемого рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. Центром всего этого процесса становится сначала Ленинград, а чуть позже и Москва. История советской рок-н-ролльной татуировки мало чем отличается от зарубежной, но, имеет конечно свою специфику, потому как и развивалась с задержкой на два десятилетия. Многое пришло с Запада в готовом виде, информация просачивалась по крупицам - через иностранные журналы и кадры с видеокассет. Впрочем, понимание того, что музыкальная татуировка - протестный атрибут, который пугает и раздражает обывателя, во многих буйных головах зародилось само собой - исходя из отношения в обществе к лагерной росписи по телу и установок советской действительности.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры