Ксенофобия: что это такое, ее причины и лечение. Ксенофобия

Главная / Ссоры

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Предпосылки

Биологическая основа ксенофобии

По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано .

Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит, очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов .

История

В конце XX века и начале XXI века их вытесняют концепции «исламской угрозы» и «нашествия мигрантов». Однако встречаются и другие варианты использования концепций «великих ксенофобий», например, заявления о том, что «западная цивилизация» во главе с евреями преследует цель подавления «исламского мира» перед дальнейшим противостоянием с «желтой цивилизацией» .

Ксенофобия в России

По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти . Руководитель центра по изучению ксенофобии Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии. По его мнению, это обусловлено лишь существенно меньшим уровнем недоброжелательности к мигрантам другой национальности среди предпринимателей .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ксенофобия"

Примечания

Литература

  • Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации - М.: Московская Хельсинкская группа, 2006 (ошибоч.) , ISBN 5-98440-027-8
  • Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. - М .: Альпина Паблишер , 2013. - 415 с. - ISBN 978-5-9614-4438-4 .

Ссылки

  • Владимир Фридман
  • Александр Тарасов . .
  • Волков Ю. Г. , Барбашин М. Ю., Добаев И. П. , Кротов Д. В., Черноус В. В. Ксенофобия: вызов социальной безопасности на Юге России. Колл. монография. Отв. редактор Ю. Г. Волков. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. - 208 с.

Отрывок, характеризующий Ксенофобия

– О, Дон Жуан! О, змея! – послышались голоса.
– Вы не знаете, Болконский, – обратился Билибин к князю Андрею, – что все ужасы французской армии (я чуть было не сказал – русской армии) – ничто в сравнении с тем, что наделал между женщинами этот человек.
– La femme est la compagne de l"homme, [Женщина – подруга мужчины,] – произнес князь Ипполит и стал смотреть в лорнет на свои поднятые ноги.
Билибин и наши расхохотались, глядя в глаза Ипполиту. Князь Андрей видел, что этот Ипполит, которого он (должно было признаться) почти ревновал к своей жене, был шутом в этом обществе.
– Нет, я должен вас угостить Курагиным, – сказал Билибин тихо Болконскому. – Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.
– Le cabinet de Berlin ne peut pas exprimer un sentiment d"alliance, – начал Ипполит, значительно оглядывая всех, – sans exprimer… comme dans sa derieniere note… vous comprenez… vous comprenez… et puis si sa Majeste l"Empereur ne deroge pas au principe de notre alliance… [Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, не выражая… как в своей последней ноте… вы понимаете… вы понимаете… впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза…]
– Attendez, je n"ai pas fini… – сказал он князю Андрею, хватая его за руку. – Je suppose que l"intervention sera plus forte que la non intervention. Et… – Он помолчал. – On ne pourra pas imputer a la fin de non recevoir notre depeche du 28 novembre. Voila comment tout cela finira. [Подождите, я не кончил. Я думаю, что вмешательство будет прочнее чем невмешательство И… Невозможно считать дело оконченным непринятием нашей депеши от 28 ноября. Чем то всё это кончится.]
И он отпустил руку Болконского, показывая тем, что теперь он совсем кончил.
– Demosthenes, je te reconnais au caillou que tu as cache dans ta bouche d"or! [Демосфен, я узнаю тебя по камешку, который ты скрываешь в своих золотых устах!] – сказал Билибин, y которого шапка волос подвинулась на голове от удовольствия.
Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо, страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо.
– Ну вот что, господа, – сказал Билибин, – Болконский мой гость в доме и здесь в Брюнне, и я хочу его угостить, сколько могу, всеми радостями здешней жизни. Ежели бы мы были в Брюнне, это было бы легко; но здесь, dans ce vilain trou morave [в этой скверной моравской дыре], это труднее, и я прошу у всех вас помощи. Il faut lui faire les honneurs de Brunn. [Надо ему показать Брюнн.] Вы возьмите на себя театр, я – общество, вы, Ипполит, разумеется, – женщин.
– Надо ему показать Амели, прелесть! – сказал один из наших, целуя кончики пальцев.
– Вообще этого кровожадного солдата, – сказал Билибин, – надо обратить к более человеколюбивым взглядам.
– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский.
– Куда?
– К императору.
– О! о! о!
– Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас.
– Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского.
– И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский.
– Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию.
Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.

Ксенофобия (xenos - чужой, рhobos - страх) - это (сначала) страх перед чужим, (а затем) нетерпимость, неприятие чужого.
Что понятно: человек всегда опасается, того, чего (или кого) не знает, не понимает.
В советских словарях иностранных слов определение понятия «Ксенофобия» отсутствует. В дореволюционном 1912 года, впрочем тоже, но там поясняются противоположенные слова «Ксеномания» - чрезмерное пристрастие ко всему чужому; и «ксеноман» - любитель всего чужого. Есть ещё «ксенократия» - господство чужеземцев, чужеземное владычество.

Как рассказывает Википедия , ксенофобия - прежде всего чувство, то есть субстанция, не подающаяся доводам рассудка, иррациональная. Присутствие ксенофобии у людей - дань их животному происхождению (человек ведь произошел от обезьяны, не так ли?), потому что у представителей фауны имеется так называемое явление этологической изоляции: невозможность или затруднение свободного скрещивания между особями одного вида.

Так что ксенофобией «больны» все люди (при наличие свободных кресел в городском транспорте каждый вновь входящий старается занять такое, а не подсесть к незнакомому человеку), но протекает «болезнь» по-разному. Кто-то «страдает» в легкой, практически незаметной, особенно в молодости, форме, другим неприязнь к чужому удается контролировать, третьи проявляют агрессию.

Ксенофобия часто имеет выборочный характер. Одни «чужие» не вызывают страха, агрессии, раздражения. Другие - наоборот. Тогда термин «ксенофобия» уточняется: антисемитизм - ненависть к евреям, русофобия - ненависть к русским, расизм - ненависть к людям другого цвета кожи.

Считается так же , что проявление ксенофобии в обществе тем сильнее, чем более неблагополучно оно в социальной сфере, то есть там, где выше процент бедных, обделенных, обиженных судьбой и государством, там и неприязнь к чужакам больше. Это тоже понятно. Иностранцы за счет своей мобильности, инициативности (а другие на чужбину не едут) часто живут лучше аборигенов, что вызывает зависть, злобу последних. В то же время сытые, обустроенные, защищенные законом и самим жизненным укладом люди более благодушны.

Ксенофобия - мощное оружие в руках власть предержащих. Направить негатив своих в чем-то ущемленных действительностью граждан против чужаков, которых обвинить в этой ущемленности легче легкого, а не по адресу жиреющих на народе чиновников - мечта любого государства, особенного того, в котором не развиты институты гражданского общества.

Антонимом «ксенофобии» является понятие «толерантность», то есть терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, внешности

Ксенофобия – это неприязнь, страх чего-либо незнакомого, чужого, непознанного. Всё чужое воспринимается как враждебное и опасное. Антоним – это «толерантность». На самом деле ксенофобия – это механизм, выработанный в процессе эволюции, и является нормальным поведением животных в дикой природе.

Человеку это свойство не чуждо, поскольку каждый маленький ребёнок не приемлет чужаков и доверяет только своей семье. Но ксенофобия у людей, становящаяся мировоззрением, способна причинить множество бед.

Каковы причины ксенофобии(нетерпимости)?

Некоторые учёные считают, что основой ненависти являются природные механизмы. Подобная биологическая особенность наблюдается у многих животных: они защищают свою территорию, не признают чужаков и стараются изолировать обитаемую зону от вторжения близких видов. Также в природе животные из разных/близких подвидов не образуют пары – таким образом, геном «своих» не смешивается с геномом «чужих», и вид сохраняет самобытность. Так что ксенофобия имеет и положительную сторону: адаптация к эволюции как инструмент выживания.

Однако проявление ксенофобии у людей намного ярче, и она отражается в нетерпимости к определённым подгруппам. И это несмотря на то, что все люди, проживающие на планете, являются представителями одного вида – Homo Sapiens.

Подростковая и детская неприязнь.

На самом деле выяснение причины ксенофобии у человека должно носить комплексный характер из-за многогранности людской индивидуальности: морали, памяти, мировосприятия, опыта, воспитания и прочих факторов.

Возможно, она зародилась ещё в детстве и в полной мере проявилась во взрослой жизни. Детские воспоминания могут сохраняться надолго и оказывать сильное давление на последующую жизнь.

Другая причина ксенофобии — воспитание и поведение родителей. Отец и мать являются для ребёнка первостепенными людьми для подражания, а значит, поведение и отношение родителей к некоторым вещам находит отражение в мировоззрениях их подросших детей. Например, у родителей, которые открыто проявляют неприязнь к чужестранцам, с большой вероятностью вырастет ребёнок-ксенофоб.

Кроме этого, на детскую психику влияет окружение: сверстники, друзья, фильмы, пресса, обстановка в обществе в целом. Ребёнок ещё не умеет фильтровать информацию и классифицировать её в соответствии с собственными ценностями (поскольку они ещё не сформированы), поэтому он пропускает информацию через себя, накапливая её.

Подростковая неприязнь основывается также на стереотипах, которые поддерживает общество. Таким образом, религиозные, национальные и иные отличия могут становиться основой для преступлений в молодом возрасте. Подросткам тяжелее контролировать свои эмоции в силу так называемого «переходного возраста», когда человек становится на распутье: куда и как ему двигаться. Психологи говорят о том, что подросткам нужно учиться контролировать чувства, эмоции и собственное поведение, чтобы избежать необдуманных поступков. Также для подростков особенно необходима профилактика ксенофобии – это могут быть разговоры с родителями, классные часы и др.

Борьба с проявлениями нетерпимости.

Многие понимают, что они больны, и хотят это исправить. Это возможно только при стараниях самого пациента и его стремлении к победе над навязчивыми мыслями и иррациональными страхами, которые портят жизнь как индивиду, так и его окружению, провоцируя конфликты. Посему нужно обратиться к психотерапевту и начать лечение, найти причину ксенофобии и избавиться от неё. Если игнорировать болезнь, то она перерастёт в экстремизм, который может привести к плачевным последствиям.

Проводятся специальные тренинги, врачи разрабатывают новые методы гипнотерапии и извлечения страхов из подсознания человека. Главное – вовремя принять проблему и обратиться к специалисту. Также профилактика ксенофобии должна быть неотъемлемой частью обучения школьников, чтобы искоренить её в детском возрасте.

Что такое расизм?

Расизм – это комплекс мировоззрений, возводящих расовые различия в абсолют. Человек-расист уверен, что расы различаются по уровню физического и умственного развития и по вкладу в культурное наследие человечества.

Вообще, расизм не имеет одного чёткого определения. Некоторые источники говорят о том, что принадлежность к расе определяет способности и черты характера определённого индивида, а не целого общества или его социальной группы. Расизм подразумевает изначальное неравенство рас (низшие и высшие), при этом высшие не только имеют лучшие характеристики, но и призваны доминировать над низшими, не считаясь с их мнением.

Ксенофобия многолика, и расизм – это опасная форма проявления ксенофобии. Он способен подвигнуть массы на масштабные поступки, которые приводят к необратимым последствиям.

Тем не менее, расизм иногда не проявляется ярко. Например, внешне терпимые люди не желают сотрудничать с представителями других национальностей, часто по неизвестным им самим причинам. Также есть люди, не проявляющие неприязнь, но в тайне ненавидящие чужестранцев, причем они знают истоки своей ненависти. Третий тип – люди с активной позицией, открыто признающие свою нетерпимость.

Ксенофобия и экстремизм.

Экстремизм выражается в использовании агрессивных мер и отстаивании крайних взглядов. Современный экстремизм основывается на развитых коммуникациях, из-за которого культуры сталкиваются друг с другом, и возникают конфликты. Проблема – в отсутствии единства между людьми, и поэтому тесный контакт может породить проблемы.

Современные технологии позволяют за несколько часов переехать в другую страну и хорошо там обжиться, сохранив при этом привязку к своей культуре. А местное население негативно воспринимает «понаехавших», распространяющих свои взгляды, верования и мировоззрения.

Примером нарастающего экстремизма может служить Европа, куда съезжаются китайцы, турки и арабы. Представители этих национальностей имеют собственную культуру, которая не отрицается европейским обществом. При этом они активно влияют на общество, не стесняются распространять свою культуру.

Но если капнуть глубже, то выяснится, что европейцы – это родоначальники экстремизма. В эпоху масштабных путешествий они проникали во многие неизведанные уголки Земли. При этом они не отказывались от своего образа жизни и навязывали его местному населению (или истребляли его – в зависимости от реакции). Ненависть и агрессивная интеграция с другими нациями не только зачинает конфликт между цивилизациями, но и ослабляет народный дух.

В народе со здоровым духом, проживающем на родной земле, практически не отмечается признаков нетерпимости. Она возникает лишь при угрозе вымирания народа.

Ксенофобия в России.

В первую очередь ненависть между нациями основывается на духовных различиях. Духовный кризис, отмечающийся в европейской среде, провоцирует экстремистские настроения и находит отражение и на территории России.

Духовное возрождение противопоставляется кризису. Ксенофобия в России – опасное явление из-за множества национальностей, исконно проживающих на территории страны. Многие мусульмане не принимают низкое духовное развитие русских: расшатывание семейных устоев, неуважение к родителям, сквернословие.

Важно отметить, что высокое духовное развитие характеризуется уважением к другим культурам и их традициям. Человек принимает чужие семейные устои и чужую веру, не навязывая собственные мировоззрения. Но при отсутствии какой-либо веры уважение к индивиду пропадает. Поэтому необходимо возрождать традиции и культуру собственного народа, знать свою историю, проявлять уважение, дабы искоренить нетерпимость к другим расам и национальностям. Тогда люди смогут жить в мире.

Прочитанная статья была полезна для вас? Ваше участие и материальная помощь способствуют развитию проекта! Введите любую приемлемую для вас сумму и форму оплаты в таблицу ниже, затем вы будете перенаправлены на сайт Яндекс.Деньги для безопасного перевода.

Многие из нас не знают, что такое ксенофобия. Краткое ее определение означает навязчивый страх у человека перед незнакомыми лицами и людьми, вызывающими опасение. Нередко ксенофобией называют абсолютно любую неприязнь по отношению к чужеродному объекту, который является культурным наследием другого этноса или другой культурной группы, далекой от нашей национальности.

Ксенофобия - боязнь людей другой национальности

Определение понятия

Ксенофобия в современном мире встречается достаточно часто. В широком смысле это слово означает страх, который связан с людьми другой национальности. На подсознательном уровне человек боится не самого человека, а возможность утратить культурную идентичность и индивидуальность. Это не страх определенной другой национальности, а желание народа обеспечить своих близких безопасными условиями проживания без потери их индивидуальных характеристик.

Эта фобия, как правило, несет за собой некоторые особые последствия. Такой человек не получает соответствующей законодательной и общественной поддержки. Любая деятельность, культура, провождение свободного времени, которое отличается от нормы, может вызвать у человека настоящую боязнь.

Как правило, ксенофобия наносит непоправимый удар на человеческую психику. Все новое и необычное такой пациент воспринимает достаточно враждебно. Любые нововведения незнакомыми лицами ксенофоб может представить, как попытку враждебного поведения по отношению к его этнической группе. Подобная патология не только пагубно влияет на человеческую психику, но и выставляет всех чужеродных людей в качестве вероятных врагов, которые могут нанести вред конкретной этнической группе.

Определение понятия

Модели поведения

В процессе многочисленных исследований профессионалам удалось определить несколько моделей поведения и мышления ксенофоба с возможным объектом страха:

  • «я четко вижу его – он человек другой национальности, он чужак»;
  • «он не такой как я, значит, это опасно: неизвестно, каких неприятностей от него следует ожидать, я уверен, что ничего хорошего от нашего контакта не выйдет»;
  • «мне страшно, но я обязан защитить себя и своих близких».

В первой модели поведения не имеет значения, какими отличительными чертами обладает человек. Это может быть раса или какая-нибудь неспецифическая фигура, рост, черты лица и т.д. Ксенофоба может испугать любой признак незнакомого человека, которым не обладает он сам.

Вторая модель поведения отличается тем, что у больного проявляется непреодолимая боязнь перед лицами, непохожими на тех людей, которые окружают его ежедневно и не причиняют ему никакого вреда. Пациенты с такой моделью поведения убеждены, что чужой человек будет проявлять садизм, а, возможно, и терроризм по отношению к близким людям ксенофоба.

Третью модель поведения специалисты сравнивают с поведением матери, которая опекает своих детей. Пациент не просто наблюдает за тем, чтобы его близким ничего не угрожало, но еще и старается значительно сузить их контакт, дабы незнакомая личность не смогла нанести вред.

Сущность страха проявляется в неприязни любых различий, т. к. они могут стать причинами последующих проблем. Подобная боязнь лишает человека возможности разрешить эту проблему. Наоборот, она усиливает панику и делает невозможным избавление от страха перед незнакомцами. Еще одной особенностью ксенофобов является ярко выраженный этноцентризм. Такие люди видят единственный идеал людей. Все, кто на него не похож, автоматически относятся к группе под названием «враги».

Причины возникновения

Специалисты утверждают, что ксенофобия – это та болезнь, которая может быть заложена в человеке исторически. Как правило, на территорию одного государства пришельцы приходили не просто так. Обычно они приходили с целью завоевания новых территорий, ресурсов и даже пленников.

В современном мире подобное встречается достаточно редко.

Многие профессионалы называют биологической основой ксенофобии не просто боязнь иностранцев, но и потребность в защите себя и своих близких от вероятной опасности. Речь идет не только о семье и друзьях. Говорится в этом случае о целых народах, племенах и нациях. Защита тоже может быть самой разной:

  • физической;
  • моральной;
  • идеологической и т.д.

Этот навязчивый страх перед незнакомыми людьми может передаваться по наследству и возникать под влиянием окружающего общества. Если окружающие будут бояться иностранцев, то фобия будет переходить к этому человеку автоматически. Дело в том, что доказанный принцип «ингруппового фаворитизма» заставляет каждого человека отдавать предпочтение тем людям, которые входят в ближайшую социальную группу. В одном случае мы уважительно относимся к своим ближним и хорошо общаемся с незнакомыми людьми. Но если мы имеем хоть малейшие признаки ксенофобии, то уважительно относимся только к представителям своей социальной группы. Остальные окружающие не несут для нас какой-либо культурной ценности. Более того, они служат для нас в качестве врагов, против которых мы постоянно стараемся пойти, чтобы уберечь свой народ.

Нередко фиксируются довольно очевидные причины возникновения страха перед представителем чужого народа. В качестве такой причины можно назвать историю неблагоприятных взаимоотношений той или иной национальности.

У многих русских женщин была зафиксирована кавказофобия. Обычно такие женщины имеют горький опыт в отношениях со вспыльчивыми кавказскими мужчинами.

Нередко причиной появления страха перед иностранцами, особенно перед представителями восточных стран, является терроризм. С каждым днем фиксируется все больше случаев террористических нападений в общественных местах. Подобная опасность может вызвать панику и сильную боязнь. Такая фобия обычно передается из поколения в поколение. Причины появления ксенофобии могут заключаться в преобладании иностранцев на территории государства. Любая чужеродная и большая этническая группа на территории страны ведет к тому, что у коренного населения появится неприязнь к мигрантам.

Последней причиной возникновения ксенофобии является непонимание ужасных обычаев этого народа. Может пугать то, что многие народы поклоняются темным силам. В своих домах они хранят черепа близких и родственников. Все это в современном мире может вызвать шок и неприязнь не только к обычаям, но и к этносу в целом. Причины появления психологической фобии подобного характера могут быть самыми разными.

Разновидности

Ошибочным является мнение, что ксенофобия – это синоним расизма. Расизм представляет собой проявление неприязни к другим национальностям. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами, которые отличаются от человека – это совсем другое.

Нельзя также сказать, что описание ксенофобии полностью совпадает с национализмом. Если во втором случае людей пугают представители других национальностей, вероисповеданий и культур, то значение ксенофобии говорит о том, что пациента могут пугать даже внешние отличительные характеристики.

Существуют различные виды ксенофобии, которые классифицируются по разным критериям. Есть 2 основные формы патологии, которые определяются по проявлениям.

  1. Скрытая форма.
  2. Агрессивная форма.

В первом случае человек доверяет стереотипам, что все цыгане являются ворами, но адекватно реагируют на появление этой народности поблизости.

Вторая разновидность достаточно опасна. Ксенофоб в таком случае может физически расправляться с евреями, темнокожими, мусульманами и всеми теми людьми, которые отличаются от него как внешне, так и внутренне. На почве чрезмерной агрессии нередко развивается экстремизм – борьба с проблемой самыми крайними методами ее решения. Экстремизм проявляется настоящей правовой дискриминацией по отношению ко всем мигрантам.

Еще одним критерием классификации ксенофобии является этническая группа, на которую направлена вся агрессия. Расизм – это ярко выявленная агрессия по отношению к прочим расам. Антисемитизмом в современном мире называют ненависть к евреям. Синофобия представляет собой патологический страх китайцев и других «узкоглазых» народов. Ксенофобию можно классифицировать по направленности группы общества.

  1. Сексизм – это дискриминация по половому признаку.
  2. Гандикапизм – это ненависть к людям с ограниченными возможностями.
  3. Эйджизм означает дискриминацию по возрастному признаку.

Существуют и другие разновидности ксенофобии, классифицируемые по другим признакам, но наиболее известные и распространенные виды указаны выше.

Сексизм нередко сопровождает ксенофобию

Борьба с фобией

Современная ситуация в государствах, которые входят в состав СНГ, разрешает говорить об активном развитии национальной нетерпимости.

Главным проявлением ксенофобии в современном мире является наличие физических увечий, нанесенных представителям других народностей. Достаточно часто доходит до того, что после серьезных побоев иностранцев приходится лечиться длительное время. Порой и вовсе народ убивает представителей народностей, которые отличаются культурой, внешним видом и т.д.

Чтобы стремительно ликвидировать экстремизм, нужно во всех учебных заведениях вводить специальные занятия, которые будут воспитывать национальную терпимость и толерантность. Датская школа давно практикует подобные уроки, пропала ксенофобия, исследования показали, что это произошло уже через пару лет после введения дисциплины.

Фобия опасна, т. к. порой она часто перерастает в более агрессивное явление – физическую расправу. Государство должно бороться с этим процессом регулярно.

Борьба с ксенофобией также заключается в самообразовании. Учебные заведения всегда должны всячески этому способствовать, чтобы устранить разные виды патологии в стране.

Для того чтобы переубедить ребенка в том, что другая национальность ничем не отличается от нашей, следует детально ознакомить его с культурой других наций. Раскрывать всегда следует только положительные стороны. Знание о том или ином этносе сближает всех людей. И даже если явление ксенофобии не исчезает, то значительно уменьшается его интенсивность.

Профилактические меры

Профилактика ксенофобии тоже должна быть своеобразной. Власти конкретной страны должны объяснить, что та или иная народность не опасна и отличается от местного населения немногим. Правительство должно устранить даже самый небольшой искусственный митинг, направленный против других народностей. Понятие этой патологии постепенно уйдет на второй план.

Профилактика фобии должна проводиться родителями в процессе воспитания малыша. Родительское слово дает ребенку установки на будущее отношение к другим людям.

Правильное поведение родителей - лучшая профилактика ксенофобии у ребенка

Заключительная часть

Ксенофобия, примеры которой шокируют, способствует тому, что сокращается миграция как нашего народа в другие государства, так и прочих стран к нам.

Чтобы ничего подобного не возникало, очень важна профилактика в садиках, школах и вузах.

Определение ксенофобия не является четким и доказанным, но факт наличия страха и презрения к другому народу зафиксирован неоднократно, поэтому бороться с проблемой необходимо.

«Ксенофобия» - распространённое понятие. Мы часто используем это слово в обыденной речи, встречаем в прессе. Но не каждый из нас ясно понимает, что же такое ксенофобия .

Это болезнь , но своеобразная. В отличие от (страха открытых пространств) или (страдающие этой патологией панически боятся пауков), относящихся к типичным психическим отклонениям, ксенофобия - патология социальная, а также психологическая, душевная.

Причина этой болезни всегда коренится в самой личности больного. Потому и избавление от этого недуга достигается иначе, чем излечение от большинства других фобий.

Определение, характеристика и синонимы

Дадим краткое описание понятию. В древнегреческом языке «фобос» означает «страх» .

Имеется в виду не рациональный (страх того, что действительно опасно, что нам по-настоящему угрожает), а иррациональный страх . То есть боязнь того, что на самом деле вовсе не опасно.

«Фобиями» психологи, психиатры и социологи называют необоснованные страхи, мучающие людей. Подобные состояния также могут сделать больного опасным для окружающих. Это как раз относится к ксенофобии.

Мы говорим о ксенофобии чаще всего именно тогда, когда страдающие этим отклонением ведут себя агрессивно и жестоко . Однако это лишь одно из видимых проявлений болезни.

На самом деле и сам больной страдает, потому что ощущает угрозу себе, своей безопасности и своей жизни. Его агрессия - это попытка защититься от якобы угрожающей ему опасности.

«Ксенос» — это «чуждый», «не наш», «иноземный» или «непонятный».

«Ксенофобия» — страх перед иными, чем сам больной, людьми: другой нации, расы, этноса, вероисповедания, другого возраста, пола, с другими убеждениями, мировоззрением. Проявляется ли это внутреннее эмоциональное состояние в каких-то поступках, не имеет значения для врача.

Ксенофобия обычно не является психическим заболеванием. Хотя определённая её стадия может привести и к психическим отклонениям, но так бывает нечасто.

Большинство страдающих этим недугом психиатры назвали бы вполне вменяемыми. Однако социально и психологически они не являются таковыми.

Из трёх основных психических болезней : , паранойи и истерии - ксенофобия ближе к шизофрении и паранойе.

Шизофреники воспринимают мир расколотым на куски («шизо» = раскалывать, откалывать кусок), не связанные друг с другом и часто враждебные друг другу.

Хотя на самом деле мир состоит из взаимодополняющих, дружественных друг другу частей, тесно связанных и взаимодействующих друг с другом. Примерно так, как шизофреник, воспринимает мир и больной ксенофобией.

Паранойя - это мания преследования. Такому больному всё время кажется, что ему угрожают, его хотят обидеть, даже убить самые разные люди, в действительности даже не знающие об этом человеке и не думающие о нём.

Эмоционально паранойя похожа на ксенофобию: страдающие и тем, и другим недугом чувствуют себя под угрозой, хотя никаких реальных оснований для этого нет.

Поэтому отдельные симптомы этих заболеваний могут частично совпадать, но это совершенно разные болезни.

Полных синонимов к слову «ксенофобия» нет. Часто его заменяют понятиями «национализм», «расизм», «шовинизм», но это неверно.

«Национализм» - это забота о своём народе. В своих злокачественных формах он действительно смыкается с ксенофобией, однако есть и доброкачественная форма национализма.

И даже его крайние формы не являются болезнью . Национализм - это система убеждений, обычно не сопровождающаяся никакими страхами.

Это убеждённость в превосходстве своей расы над всеми остальными расами. Расисты также обычно не страдают ни от каких страхов.

«Шовинизм» — это тоже мировоззрение, хотя и очень близкое к тому, которое характерно для страдающих ксенофобией.

Шовинисты убеждены в превосходстве своей нации над всеми другими. Шовинизм - злокачественная форма национализма.

Если рассматривать ксенофобию только как систему взглядов (что неверно), она ближе всего именно к шовинизму. Однако на самом деле ксенофобия - это именно социальное и психологическое отклонение .

Тот, кто ею страдает, должен рассматриваться как больной, чего нельзя сказать о шовинистах, расистах и националистах.

Кто такие «ксенофобы»? (примеры)

Представьте себе, что вы приехали в Израиль, еврейское государство, где проживает также множество арабов и выходцев из Эфиопии . Внешне они не похожи на евреев.

Вы садитесь в такси. Водитель - типичный еврей , хорошо говорящий по-русски. Проезжаете мимо уличного кафе. За ближайшим к дороге столиком сидят два темнокожих молодых человека.

Увидев их, водитесь громко фыркает и говорит, явно рассчитывая на ваше сочувствие: «Что?! Эти папуасы уже здесь?!»

Водитель-еврей прекрасно знает, что это эфиопы, а не папуасы .

Знает, что это разные народы. Знает он и то, что мигранты из стран Восточной Африки выполняют в Израиле почти всю чёрную работу, которой не хотят заниматься местные. То есть, эти люди приносят большую пользу.

Однако Израиль - маленькая страна, количество рабочих мест там ограничено . И этот человек подсознательно опасается, что пришельцы вытеснят его и его детей. Это угроза. Они тут понаехали, их много, у них в семьях по десять детей.

Они энергичные, не чураются никакой работы . Водителю кажется, что эти мигранты угрожают благополучию, его и его семьи. И он опасается этих людей. Увидев их, он испытывает беспокойство, тревогу, раздражение. Их много! И они иные, не такие, как я! Это опасно!

Такое эмоциональное состояние может рационализироваться («рационализация» — термин психоанализа: это попытка рационально объяснить то, что в основе своей иррационально) с помощью каких-то, даже вполне убедительных, рассуждений. Но основа его лежит за пределами сознания и разума.

Толерантность vs ксенофобия:

Виды

Сутью этой болезни всегда является иррациональный страх перед чужаками.

Но при делении человечества на «своих» (не вызывающих опасений) и «чужих» (опасных) могут использовать совершенно разные критерии. В зависимости от них различают разные виды ксенофобии:

  1. Боязнь других народов (обычно внешне явно отличающихся от своего народа).
  2. Боязнь представителей других рас (значит с иным цветом кожи).
  3. Опасения вызывают представители иной культуры, носители непонятных, чуждых ценностей (хотя они могут принадлежать к тому же этносу, что и сам больной).
  4. Страх перед другой субкультурой (подростковой).
  5. Боязнь вызывают люди иного пола (женофобия).
  6. Опасными кажутся люди, исповедующие другую веру, или даже сторонники той же религиозной концепции, но иной её ветви (сунниты - шииты, католики - православные - протестанты), иногда сектанты.
  7. Опасения вызывают люди .
  8. Боятся тех, кто ведёт необычный образ жизни, придерживается странных идей (хиппи).
  9. Опасаются политических или идеологических оппонентов.
  10. Опасаются конкурентов в экономической сфере.

Исчерпывающий перечень дать сложно: есть экзотические виды ксенофобии.

Например, болельщики одной футбольной команды боятся и ненавидят болельщиков другой. Или подростки из одного двора избегают подростков из другого, соседнего, двора.

О естественной природе ксенофобии и психологии толерантности в этом видео:

Причины

Основной причиной этой патологии считается неуверенность в себе в каком-то отношении, личностная ущербность или комплекс неполноценности.

Причиной является не тот, кого опасаются.

Это очень важно для понимания природы этого отклонения. Причина - в самом больном. С ним что-то не так .

Что именно?

Адольф Шикльгрубер (будущий Гитлер) в юности был художником. Однако ему не удалось получить полноценного художественного образования. Он писал картины на заказ, частным образом.

Затем он попытался коренным образом улучшить своё положение, повысить свой социальный статус и доходы. Для этого нужно было поступить в Академию Художеств и закончить её.

Однако Адольфа не приняли. Он представил ряд своих картин на творческий конкурс. Профессор, отбиравший кандидатов, был еврей . Адольф знал об этом. Этот профессор имел типично еврейскую внешность.

Он не отобрал работы кандидата Шикльгрубера, так как ему показалось, что автор несамостоятелен, недостаточно оригинален, хотя талант рисовальщика был явным. Эта неудача больно ударила по самолюбию Адольфа.

Достаточно очевидно, что болезнь Гитлера имеет причиной ощущение своей слабости, беззащитности, комплекс неполноценности. В глубине души он был уверен, что евреи талантливее, сильнее, энергичнее, лучше , и в честной конкуренции с ними у него нет шансов.

Отсюда идея, что всех евреев надо уничтожить.

Известно, что у Адольфа был холодный и деспотичный отец .

Он кричал на сына, бил его и совсем его не любил. Так возник комплекс, углубившийся из-за некоторых обстоятельств его жизни.

Если бы Гитлер не столкнулся с профессором-евреем, «зарезавшим» его на творческом экзамене, он мог не стать антисемитом. Но ксенофобом всё равно стал бы.

Только внешняя направленность болезни была бы другой. Впрочем, Гитлер боялся и ненавидел и цыган, и геев, и чернокожих, и славян.

Ксенофоб может опасаться кого угодно. Выбор объекта бывает довольно случайным. Но неслучайно, что он неуверен в себе и опасается других людей, не похожих на него.

Симптомы

Симптомы и признаки проявления фобии:

  • больной постоянно беспокоен, он нервный, раздражённый, не в состоянии отвлечься от того, что его волнует;
  • , видит кошмарные сны. Часто потом их рассказывает, причём, ему кажется, что эти сны подтверждают его опасения;
  • постоянно очень эмоционально обсуждает с окружающими тех, кто вызывает его опасения, не может отвлечься от этой темы;
  • не выглядит счастливым, довольным своей жизнью, кажется несчастным, неудовлетворённым;
  • в отношениях с людьми (даже теми, которые его не беспокоят, даже с близкими) холоден, отстранён, обидчив и подозрителен;
  • выражение лица у него часто брезгливое, как у человека, ощущающего неприятный запах;
  • он привязан к прошлому (своей семьи, народы, расы или своих единоверцев), которое представляется ему прекрасным, тогда как в настоящем всё идёт не так. Ему кажется, что нужно исправить настоящее, вернув его в прежнее, идеальное, состояние;
  • он не терпит противоречий, явно нервничает в споре; если с ним не соглашаются, становится агрессивным.

Ксенофобия только медикаментозно не лечится . Это болезнь души, а не тела. Таблетки на душу не влияют.

Однако в качестве дополнительного средства медикаментозное лечение может применяться (чтобы стабилизировать сон, например).

Эта патология неизлечима, если сам больной не понимает, что болен , что ему нужно лечиться. Вылечить от этой болезни против желания самого больного невозможно, так как корень отклонения - в самой личности человека.

Чтобы помочь такому больному, нужно укреплять его уверенность в себе. Он должен научиться адекватно оценивать себя и других. В конкурентной борьбе он ощущает себя очень слабым, поэтому следует учить его быть сильнее.

Без укрепления уверенности в себе, преодоления комплекса неполноценности патология неизлечима, так как она вторична по отношению к этому комплексу.

Обращаться нужно не к психиатру, а к психотерапевту или психологу.

Существуют различные методы лечения : трудотерапия, индивидуальные беседы, групповые методы, канистерапия (лечение заботой о собаках), гипнотерапия.

К сожалению, проблема больных часто в том, что их много, поэтому они считают своё отклонение нормальным явлением. Людям свойственно считать обычное нормальным.

Не осознав своей проблемы , решить её нельзя. Больной, уверенный в том, что здоров, вредит себе. И помочь ему не сможет никто.

Юрий Шевчук о ксенофобии:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры