Максим горький как сложили песню краткое содержание. Сказка «Как сложили песню в народе

Главная / Ссоры

Как сложили песню

"Собрание сочинений в тридцати томах": Государственное издательство художественной литературы; Москва; 1949 Том 11. По Руси. Рассказы 1912-1917 Вот как две женщины сложили песню, под грустный звон колоколов монастыря, летним днем. Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной моего шабра, земского начальника. -- А еще чего пишут? -- выспрашивает она мужским, но очень гибким голосом. -- Да ничего еще-то, -- задумчиво и тихонько отвечает горничная, худенькая девица, с темным лицом и маленькими испуганно-неподвижными глазами. -- Значит, -- получи поклоны да пришли деньжонок, -- так ли? -- Вот... -- А кто как живет -- сама догадайся... эхе-хе... В пруду, за садом нашей улицы, квакают лягушки странно стеклянным звуком; назойливо плещется в жаркой тишине звон колоколов; где-то на задворках всхрапывает пила, а кажется, что это храпит, уснув и задыхаясь зноем, старый дом соседа. -- Родные, -- грустно и сердито говорит Устинья, -- а отойди от них на три версты -- и нет тебя, и отломилась, как сучок! Я тоже, когда первый год в городе жила, неутешно тосковала. Будто не вся живешь -- не вся вместе, -- а половина души в деревне осталась, и всё думается день-ночь: как там, что там?.. Ее слова словно вторят звону колоколов, как будто она нарочно говорит в тон им. Горничная, держась за острые свои колени, покачивает головою в белом платке и, закусив губы, печально прислушивается к чему-то. Густой голос Устиньи звучит насмешливо и сердито, звучит мягко и печально. -- Бывало -- глохнешь, слепнешь в злой тоске по своей-то стороне; а у меня и нет никого там: батюшка в пожаре сгорел пьяный, дядя -- холерой помер, были братья -- один в солдатах остался, ундером сделали, другой -- каменщик, в Бойгороде живет. Всех будто половодьем смыло с земли... Склоняясь к западу, в мутном небе висит на золотых лучах красноватое солице. Тихий голос женщины, медный плеск колоколов и стеклянное кваканье лягушек -- все звуки, которыми жив город в эти минуты. Звуки плывут низко над землею, точно ласточки перед дождем. Над ними, вокруг их -- тишина, поглощающая всё, как смерть. Рождается нелепое сравнение: точно город посажен в большую бутылку, лежащую на боку, заткнутую огненной пробкой, и кто-то лениво, тихонько бьет извне по ее нагретому стеклу. Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито: -- Ну-кось, Машутка, подсказывай... -- Чего это? -- Песню сложим... И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает: Эх, да белым днем, при ясном солнышке, Светлой ноченькой, при месяце... Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет: Беспокойно мне, девице молодой... А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца: Всё тоскою сердце мается... Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо: -- Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу пеени складывать, как нитку сучить... Ну-ко... Помолчав, точно прислушавшись к заунывным стонам лягушек, ленивому звону колоколов, она снова ловко заиграла словами и звуками: Ой, да ни зимою вьюги лютые, Ни весной ручьи веселые... Горничная, плотно придвинувшись к ней, положив белую голову на круглое плечо ее, закрыла глаза и уже смелее, тонким вздрагивающим голоском продолжает: Не доносят со родной стороны Сердцу весточку утешную... -- Так-то вот! -- сказала Устинья, хлопнув себя ладонью по колену. -- А была я моложе -- того лучше песни складывала! Бывало, подруги пристают: "Устюша, научи песенке!" Эх, и зальюсь же я!.. Ну, как дальше-то будет? -- Я не знаю, -- сказала горничная, открыв глаза, улыбаясь. Я смотрю на них сквозь цветы в окне; певицы меня не замечают, а мне хорошо видно Глубоко изрытую оспой, шершавую щеку Устиньи, ее маленькое ухо, не закрытое желтым платком, серый бойкий глаз, нос прямой, точно у сороки, и тупой подбородок мужчины. Это баба хитрая, болтливая; она очень любит выпить и послушать чтение святых житий. Сплетница она на всю улицу, и больше того: кажется, все тайны города в кармане у нее. Рядом с нею, крепкой и сытой, костлявая, угловатая горничная -- подросток. Да и рот у горничной детский; маленькие, пухлые губы надуты, точно она обижена, боится, что сейчас еще больше обидят, и вот-вот заплачет. Над мостовой мелькают ласточки, почти касаясь земли изогнутыми крыльями: значит, мошкара опустилась низко, -- признак, что к ночи соберется дождь. На заборе, против моего окна, сидит ворона неподвижно, точно из дерева вырезана, и черными глазами следит за мельканием ласточек. Звонить перестали, а стоны лягушек еще звучней, и тишина гуще, жарче. Жаворонок над полями поет, Васильки-цветы в полях зацвели, -- задумчиво поет Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а горничная вторит складно и смело: Поглядеть бы на родные-то поля! И Устинья, умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова: Погулять бы, с милым другом, по лесам!.. Кончив петь, они длительно молчат, тесно прижавшись друг ко другу; потом женщина говорит негромко, задумчиво: -- Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь... -- Гляди-ко, -- тихо остановила ее горничная. Они смотрят в правую сторону, наискось от себя: там, щедро облитый солнцем, важно шагает большой священник в лиловой рясе, мерно переставляя длинный посох; блестит серебряный набалдашник, сверкает золоченый крест на широкой груди. Ворона покосилась на него черной бусиной глаза и, лениво взмахнув тяжелыми крыльями, взлетела на сучок рябины, а оттуда серым комом упала в сад. Женщины встали, молча, в пояс, поклонились священнику. Он не заметил их. Не садясь, они проводили его глазами, пока он не свернул в переулок. -- Охо-хо, девушка, -- сказала Устинья, поправляя платок на голове, -- была бы я помоложе да с другой рожей... Кто-то крикнул сердито, сонным голосом: -- Марья!.. Машка!.. -- Ой, зовут... Горничная пугливо убежала, а Устинья, снова усевшись на лавку, задумалась, разглаживая на коленях пестрый ситец платья. Стонут лягушки. Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера, Цветисто догорает день. На полях, за отравленной рекой Тёшей, сердитый гул, -- дальний гром рычит медведем.

В рассказе «Как сложили песню» показан самый процесс коллективного народного творчества. М. Горький, как мало кто из художников слова, умел воспроизводить словами индивидуальное и хоровое пение. Но в этом рассказе передано не просто исполнение песни, а ее рождение - в этом отношении горьковское произведение уникально. Очень интересен и рассказ «Легкий человек», который рассматривался М. Горьким как одна из «заготовок» к продолжению «Матери» - к задуманной повести «Сын». В отличие от Павла Власова герой «Легкого человека» - наборщик Сашка- не может быть назван героической личностью, «железным человеком», «человеком сказки». Как личность он только формируется, и его еще бросает в разные стороны. Сашка может увлекаться высокими задачами: «Он пламенно говорит о беспорядке жизни, о слепоте людей, которые не видят этого обидного беспорядка...» Но о нем недаром сказано: «Мысли его мечутся, как испуганные мыши, и трудно следить за их быстрой путаницей». Не менее пламенно и, что еще важнее, не менее искренне он может признаваться в вечной любви нескольким девушкам. Рассказчик начинает считать Сашку хорошим актером, но скоро убеждается в том, что ошибся. Если в Сашке и есть нечто от актерства, то лишь от детского - недаром он говорит: «В театре надо бы детям играть, уж они когда играют, так по-настоящему!» Сашка играет именно «по-настоящему». Его «легкость» имеет двоякое значение: это и легкомыслие, и та открытость души, которая побуждает немедленно «отдать себя кому-то», сразу, тотчас же ради кого-то «растратить богатства души своей». Мы верим Сашке, когда он говорит: «Эх, брат Максимыч,- сердце у меня растет и растет без конца, и будто я весь - только одно сердце!» Конечно, может случиться, что Сашка растратит весь жар своей души по пустякам, но нам хочется верить, что его порывы найдут выход в ином, смелом, нужном людям деле.

Источники:

    Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с- (Б-ка классики. Сов. лит-ра)

    Аннотация :

    В том вошли цикл рассказов «По Руси» (1912-1917) и «Дело Артамоновых» (1925) - произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.

Если домашнее задание на тему: » Рассказ Как сложили песню – художественный анализ. Горький Алексей Максимович оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      У розповіді «Як склали пісню» показаний самий процес колективної народної творчості. М. Горький, як мало хто з художників слова, умів Индивидуальность Горького представляет интереснейшую комбинацию чувства красоты с глубоким скептицизмом. Горький сам не знает, может быть, как он любит красоту; а Кондратьев В.Сочинение по произведению на тему: Рецензия на повесть В. Л. Кондратьева «Сашка» Автор этой повести - бывший фронтовик. Он открывает В рассказе Василия Макаровича Шукшина “Обида” речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Вот как две женщины сложили песню, под грустный звон колоколов монастыря, летним днем. Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной моего шабра, земского начальника.

– А еще чего пишут? – выспрашивает она мужским, но очень гибким голосом.

– Да ничего еще-то, – задумчиво и тихонько отвечает горничная, худенькая девица, с темным лицом и маленькими испуганно-неподвижными глазами.

– Значит, – получи поклоны да пришли деньжонок, – так ли?

– А кто как живет – сама догадайся… эхе-хе…

В пруду, за садом нашей улицы, квакают лягушки странно стеклянным звуком; назойливо плещется в жаркой тишине звон колоколов; где-то на задворках всхрапывает пила, а кажется, что это храпит, уснув и задыхаясь зноем, старый дом соседа.

– Родные, – грустно и сердито говорит Устинья, – а отойди от них на три версты – и нет тебя, и отломилась, как сучок! Я тоже, когда первый год в городе жила, неутешно тосковала. Будто не вся живешь – не вся вместе, – а половина души в деревне осталась, и всё думается день-ночь: как там, что там?..

Елена Зубарёва
Сказка «Как сложили песню в народе»

Сказка "Как сложили песню в народе ".

Давным-давно, много веков назад, в одной русской деревеньке собрались на посиделки молоденькие девушки. Они вошли в светёлку, расселись по лавкам и полатям и принялись за рукоделие. Каждая из девушек умела, и прясть, и шить, и вышивать. Их золотыми руками восхищались все люди в округе. Их работы поражали своей красотой и мастерством. Сидели девушки в светёлке и рассказывали друг другу всякие разные истории из жизни при свете лучины. Вдруг в окно светёлки тихо постучали. Хозяйка дома вышла в сени посмотреть, кто пришёл. Все остальные девушки замерли в ожидании. Через несколько минут вошла хозяйка вместе со случайной гостьей. Она провела её в светлицу и предложила присесть и отдохнуть с дороги. Девушка поблагодарила хозяев за радушие и гостеприимство и присела на скамью рядом с девушками-рукодельницами. Она рассказала , кто она и откуда, а потом достала свой небольшой свёрток,и попросила разрешения у девушек заняться рукоделием вместе с ними. Девушки согласились и принялись за работу. Им очень хотелось посмотреть, что же умеет их гостья. Они продолжили свой рассказ , как вдруг заметили, что их гостья внимательно слушает их и быстро-быстро вяжет крючком необычайной красоты кружева. Девушки застыли от удивления. Из-под крючка молоденькой девушки струились диковинные кружевные цветы, листья, ягодки, райские птицы. Её кружева были настолько красивы, что девушки не могли оторвать своих глаз. Они внимательно наблюдали за работой чудо-мастерицы,и вдруг рукодельницы услышали, как она тихо напевает удивительно красивую и необычайно волшебную мелодию. Девушки были поражены. Им вдруг захотелось тоже напевать эту мелодию, и они попросили свою гостью петь погромче. Чудо- мастерица подняла глаза, посмотрела на девушек огромными карими глазами и запела песню . Эта песня не только поразила всех своей мелодией, но и слова в песне были тёплыми , нежными, волшебными. В доме воцарилась красота. Девушки стали все вместе подпевать своей гостье и их голоса разлились по всей округе. Жители деревни, услышав эту чудесную песню , вмиг почувствовали себя умиротворённо, и им захотелось сделать какое-нибудь доброе дело. В полночь девушки закончили рукодельничать, поблагодарили гостью за чудесную песню и отправились по домам. А хозяева уложили гостью на полати, и пошли спать. Проснувшись утром, хозяева хотели ещё раз поблагодарить свою чудесную гостью, но никого в доме не было. Чудо-мастерицы и след простыл. Старожилы говорят, что в гости к девушкам-рукодельницам приходила сама Красота и подарила им за их радушие умение слагать песни . С тех пор и повелось, что все праздники и посиделки не обходятся без красивых и мелодичных песен.

Публикации по теме:

Комплекс упражнений ритмической гимнастики для младшего дошкольного возраста на песню «Почему медведь зимой спит» Вступление: И. п. -о. с., руки на поясе: -наклоны в стороны с одновременным выполнением «пружинки» (7 раз). 1 куплет: И. п. -о. с. : 1. обычная.

Конспект НОД для второй младшей группы «Сказка, сказка, приходи» Цель: приобщение к сказкам посредством различных видов театра. Задачи: .-побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; -формировать.

Консультация для музыкального руководителя «Как быстро разучить песню с дошкольниками?» Как быстро разучить песню с дошкольниками Зачастую с детьми надо быстро разучить песню, так чтобы они хорошо запомнили мелодию и текст,.

Новый год –. удивительный, загадочный, волшебный праздник! Целью данного материала считаю приобщение взрослых и детей к совместному труду,.

Обучающая сказка для детей 4–5 лет «Сказка о том, как девочка Маша подружилась со временем» Жила – была девочка Маша, которая по утрам всегда опаздывала в детский сад. Каждый день мама будила ее и уговаривала: «Маша просыпайся,.

Разработка танца на песню «Дважды два-четыре» На вступление- дети в парах на подскоках двигаются по кругу, на последнюю фразу рассредотачиваются по залу в шахматном порядке. 1 куплет,.

Сказка на новый лад «Рукавичка-невеличка». Сказка о пяти насекомых, которые искали дружную семью Сказка «Рукавичка – невеличка» Посмотри на летний луг Приглядись внимательно, Ты поймёшь, что жизнь вокруг Очень занимательна. И зелёная.

Горький Максим

Как сложили песню

А.М.Горький

Как сложили песню

Вот как две женщины сложили песню, под грустный звон колоколов монастыря, летним днем. Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной моего шабра, земского начальника.

А еще чего пишут? - выспрашивает она мужским, но очень гибким голосом.

Да ничего еще-то,- задумчиво и тихонько отвечает горничная, худенькая девица, с темным лицом и маленькими испуганно-неподвижными глазами.

Значит,- получи поклоны да пришли деньжонок,- так ли?

А кто как живет - сама догадайся... эхе-хе...

В пруду, за садом нашей улицы, квакают лягушки странно стеклянным звуком; назойливо плещется в жаркой тишине звон колоколов; где-то на задворках всхрапывает пила, а кажется, что это храпит, уснув и задыхаясь зноем, старый дом соседа.

Родные,- грустно и сердито говорит Устинья,- а отойди от них на три версты - и нет тебя, и отломилась, как сучок! Я тоже, когда первый год в городе жила, неутешно тосковала. Будто не вся живешь - не вся вместе, - а половина души в деревне осталась, и всё думается день-ночь: как там, что там?..

Ее слова словно вторят звону колоколов, как будто она нарочно говорит в тон им. Горничная, держась за острые свои колени, покачивает головою в белом платке и, закусив губы, печально прислушивается к чему-то. Густой голос Устиньи звучит насмешливо и сердито, звучит мягко и печально.

Бывало - глохнешь, слепнешь в злой тоске по своей-то стороне; а у меня и нет никого там: батюшка в пожаре сгорел пьяный, дядя - холерой помер, были братья - один в солдатах остался, ундером сделали, другой - каменщик, в Бойгороде живет. Всех будто половодьем смыло с земли...

Склоняясь к западу, в мутном небе висит на золотых лучах красноватое солице. Тихий голос женщины, медный плеск колоколов и стеклянное кваканье лягушек - все звуки, которыми жив город в эти минуты. Звуки плывут низко над землею, точно ласточки перед дождем. Над ними, вокруг их - тишина, поглощающая всё, как смерть.

Рождается нелепое сравнение: точно город посажен в большую бутылку, лежащую на боку, заткнутую огненной пробкой, и кто-то лениво, тихонько бьет извне по ее нагретому стеклу.

Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито:

Ну-кось, Машутка, подсказывай...

Чего это?

Песню сложим...

И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:

Эх, да белым днем, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце...

Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:

Беспокойно мне, девице молодой...

А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:

Всё тоскою сердце мается...

Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:

Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу пеени складывать, как нитку сучить... Ну-ко...

Помолчав, точно прислушавшись к заунывным стонам лягушек, ленивому звону колоколов, она снова ловко заиграла словами и звуками:

Ой, да ни зимою вьюги лютые,

Ни весной ручьи веселые...

Горничная, плотно придвинувшись к ней, положив белую голову на круглое плечо ее, закрыла глаза и уже смелее, тонким вздрагивающим голоском продолжает:

Не доносят со родной стороны

Сердцу весточку утешную...

Так-то вот! - сказала Устинья, хлопнув себя ладонью по колену.- А была я моложе - того лучше песни складывала! Бывало, подруги пристают: "Устюша, научи песенке!" Эх, и зальюсь же я!.. Ну, как дальше-то будет?

Я не знаю,- сказала горничная, открыв глаза, улыбаясь.

Я смотрю на них сквозь цветы в окне; певицы меня не замечают, а мне хорошо видно Глубоко изрытую оспой, шершавую щеку Устиньи, ее маленькое ухо, не закрытое желтым платком, серый бойкий глаз, нос прямой, точно у сороки, и тупой подбородок мужчины. Это баба хитрая, болтливая; она очень любит выпить и послушать чтение святых житий. Сплетница она на всю улицу, и больше того: кажется, все тайны города в кармане у нее. Рядом с нею, крепкой и сытой, костлявая, угловатая горничная - подросток. Да и рот у горничной детский; маленькие, пухлые губы надуты, точно она обижена, боится, что сейчас еще больше обидят, и вот-вот заплачет.

Над мостовой мелькают ласточки, почти касаясь земли изогнутыми крыльями: значит, мошкара опустилась низко,- признак, что к ночи соберется дождь. На заборе, против моего окна, сидит ворона неподвижно, точно из дерева вырезана, и черными глазами следит за мельканием ласточек. Звонить перестали, а стоны лягушек еще звучней, и тишина гуще, жарче.

Жаворонок над полями поет,

Васильки-цветы в полях зацвели,

Задумчиво поет Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а горничная вторит складно и смело:

Поглядеть бы на родные-то поля!

И Устинья, умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова:

Погулять бы, с милым другом, по лесам!..

Кончив петь, они длительно молчат, тесно прижавшись друг ко другу; потом женщина говорит негромко, задумчиво:

Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь...

Гляди-ко,- тихо остановила ее горничная.

Они смотрят в правую сторону, наискось от себя: там, щедро облитый солнцем, важно шагает большой священник в лиловой рясе, мерно переставляя длинный посох; блестит серебряный набалдашник, сверкает золоченый крест на широкой груди.

Ворона покосилась на него черной бусиной глаза и, лениво взмахнув тяжелыми крыльями, взлетела на сучок рябины, а оттуда серым комом упала в сад.

Женщины встали, молча, в пояс, поклонились священнику. Он не заметил их. Не садясь, они проводили его глазами, пока он не свернул в переулок.

Охо-хо, девушка,- сказала Устинья, поправляя платок на голове,- была бы я помоложе да с другой рожей...

Марья!.. Машка!..

Ой, зовут...

Горничная пугливо убежала, а Устинья, снова усевшись на лавку, задумалась, разглаживая на коленях пестрый ситец платья.

Стонут лягушки. Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера, Цветисто догорает день. На полях, за отравленной рекой Тёшей, сердитый гул,дальний гром рычит медведем.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры