Надписи на православных крестах. Отличие православного креста от католического

Главная / Ссоры

Крест – самый узнаваемый символ православия. Но любой из вас видел множество видов крестов. Какой же из них правильный? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Крест

Разновидности креста

«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке. А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ.

Каким был крест, на котором распяли Христа?

«Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков) . — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».

История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие. Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова . — У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным».

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет. Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и икон. Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы».

Почему мы не носим знак рыбы?

До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба. По-гречески «рыба» — Ίχθύς — акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи. «Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание. Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада».

Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков. Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α и Ω — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста.

Когда появился первый «легальный» крест

Святому равноапостольному царю Константину (IV) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил. — Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».

Эти буквы, названные впоследствии монограммой Константина, царь носил на своем шлеме. После чудесного явления св. Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных православных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос — Победитель». Первый крест с надписью «Иисус» он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с надписью «Христос» — на римской колонне, а третий с надписью «Победитель» — на высоком мраморном столбе на хлебной площади города. С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.

«Святые образы были везде для того, чтобы, чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, — объясняет игумен Лука. — Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас, злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться мыслью и сердцем к Богу».

В от как писал об этих временах свт. Иоанн Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи… так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».

Интересно, что с тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перекочевали, как дополнение, на сами кресты. Эта традиция пришла и в Россию. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Надписи являются кратким комментарием обстоятельств распятия Господа, смысла Его крестной смерти и расшифровываются так: «М.Л.Р.Б.» — «место лобное распят бысть», «Г.Г.» — «гора Голгофа», Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС», а под ней: «НИКА» — «Победитель»; на табличке или около надпись: «СНЪ БЖIЙ» — «Сын Божий», «I.Н.Ц.И» — «Иисус Назорей Царь Иудейский»; над табличкой надпись: «ЦРЪ СЛВЫ» — «Царь Славы». «Г.А.» — «глава Адамова»; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Католическое или православное Распятие?

«Католическое Распятие часто пишут более натуралистично, — рассказывает Светлана Гнутова. — Спаситель изображается провисшим на руках, образ передает мученические страдания и смерть Христа. В древнерусских же образах Христос изображается Воскресшим и Царствующим. Христос изображен в силе — как победитель, держащий и призывающий в Свои объятия всю Вселенную».

В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями. «Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему. Поэтому крест — это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!»

Еще одно отличие католического Распятия — Христос Распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же Распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем. Игумен Лука: « Это достаточно древняя традиция. В XIII веке на Синае писались заказные иконы для латинян, где Христос уже был пригвожден тремя гвоздями, а в XV веке такие Распятия становятся общепринятой латинской нормой. Однако это только дань традиции, которую мы должны уважать и сохранять, но не выискивать здесь никакой богословской нагрузки. В Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями».

Православный крест – Любовь распятая

«Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской традиции — это многообразие прославления Креста, а не изменения его смысла, — объясняет игумен Лука. — Гимнографы прославили Крест многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты — царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно употребляется на иконах Богородицы и Христа, — скоро она появилась и на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.

Безусловно, нам нужно использовать кресты, которые написаны в православной традиции. Ведь православный крест на груди не только помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей веры. Хотя, я думаю, мы можем принимать изображения крестов древнехристианских конфессий (например, коптов или армян). Католические кресты, которые после эпохи Возрождения стали слишком натуралистичны по формам, не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как Победителя, но поскольку это изображение именно Христа — мы должны с благоговением к ним относиться».

Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».

Купола православных храмов венчают кресты. Верующие носят крестики на груди, чтобы всегда быть под покровом защиты Божьей.

Каким должен быть правильный православный нательный крестик? На его обратной стороне есть надпись: «Спаси и сохрани». Однако этот атрибут не является талисманом, способным защитить от всех несчастий.

Нательный крест – это символ «креста», который Бог дает человеку, желающему служить Ему – во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Человек, который носит крест, те самым дает залог, что он будет жить по заповедям Божьим и стойко переносить все испытания, которые выпадут на его долю.

Наш рассказ о том, чем руководствоваться при выборе православного нательного крестика, будет неполным, если не обратиться к истории и не рассказать о посвященном этому христианскому атрибуту празднестве.

В память об обретении в 326 году в Иерусалиме, возле Голгофы, где был распят Иисус Христос, Креста Господня православная церковь отмечает праздник, который носит название Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник символизирует торжество Церкви Христовой, которая прошла сложный путь испытаний и гонений и распространилась по всему миру.

Как гласит предание, мать императора Константина Великого, царица Елена, отправилась на поиски Креста Господня в Палестину. Здесь были проведены раскопки, в результате которых была найдена пещера Гроба Господнего, а недалеко от нее обнаружены три креста. Их поочередно возлагали на больную женщину, которая благодаря прикосновению к Кресту Господню исцелилась.

Согласно другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший человек, которого несла похоронная процессия. Однако как точно выглядел крест, на котором распяли Христа, неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие.

Часть Животворящего Древа и гвозди царица Елена привезла в Константинополь. А император Константин воздвиг в 325 году в Иерусалиме храм в честь Вознесения Христа, включавший Гроб Господень и Голгофу.

Крест стали использовать как символ веры благодаря императору Константину. Как свидетельствует историк церкви Евсевий Памфил, императору «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов».

Константин повелел разместить изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных православных креста с золотыми надписями по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос – Победитель».

Каким должен быть правильный нательный крестик?

Существуют различные графические типы крестов: греческий, латинский, крест святого Петра (перевернутый крест), Папский крест и др. Как бы ни различались между собой разные ветви христианства, эту святыню почитают все конфессии.

Но если в католичестве Иисус Христос изображается провисшим на руках, что подчеркивает Его мученические страдания, то в православии Спаситель предстает в силе – как победитель, призывающий в Свои объятия всю Вселенную.

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты; фигура выражает покой и достоинство. В Нем воплощены самые главные Его ипостаси – Божественная и Человеческая.

Атрибутом католического распятия является Терновый венец. В православной же изобразительной традиции он встречается редко.

Также на католических изображениях Христос распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем, а всего изображено четыре гвоздя.

Канон изображения православного распятия был утвержден еще в 692 году Тульским собором и остается неизменным поныне. Конечно, православным верующим стоит использовать крестики, которые изготовлены в соответствии с православной традицией.

Надо сказать, что спор о том, каким должен быть христианский крест правильной формы – восьмиконечным или четырехконечным – шел давно. В частности, его вели православные верующие и старообрядцы.

По словам игумена Луки,
«в Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения».

Какая форма нательного крестика считается правильной в православии?

Православная церковь признает и четырехконечные, и шестиконечные, и восьмиконечные виды крестов (последние, с двумя дополнительными перегородками – наклоненной в левую сторону для ног и перекладиной в изголовье, используются чаще), с изображением распятого Спасителя или без него (однако такой символ не может быть 12-конечным или 16-конечным).

Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также православный крест имеет надпись «Спаси и сохрани».

Католики также не придают большого значения форме креста, на католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя.

Почему в православии крестик называют нательным?

Поверх одежды носят кресты только священнослужители, а простые верующие не должны носить распятия напоказ, демонстрируя тем самым свою веру, ведь такое проявление гордыни не подобает христианам.

Также надо сказать, что православный нательный крестик может быть изготовлен из разных материалов – золота, серебра, меди, бронзы, дерева, кости, янтаря, украшен орнаментом или драгоценными камнями. Главное, он должен быть освящен.

Если вы купили его в церковной лавке, об этом можно не беспокоиться: там продают уже освященные кресты. К изделиям, приобретенным в ювелирных магазинах, это не относится, и такие крестики нужно будет освятить в храме. Во время этого обряда батюшка прочтет молитвы, призывающие защитить не только душу, но и тело верующего человека от злых сил.

Анкх - символ, известный как египетский крест, крест с петлей, крукс ансата, "крест с рукояткой". Анкх - символ бессмертия. Объединяет крест (символ жизни) и круг (символ вечности). Его форма может быть истолкована как восходящее солнце, как единство противоположностей, как мужское и женское начало.
Анкх символизирует союз Осириса и Исиды, союз земли и неба. Знак использовался в иероглифах, он являлся частью слов "благосостояние" и "счастье".
Символ наносили на амулеты, что бы продлить жизнь на земле, с ним хоронили гарантируя себе жизнь в мире ином. Ключ открывающий ворота смерти выглядит как анк. Кроме того, амулеты с изображением анкха помогали при бесплодии.
Анкх - магический символ мудрости. Его можно найти во многих изображениях божеств и священнослужителей времен египетских фараонов.
Считалось, что этот символ может спасти от наводнений, поэтому его изображали на стенах каналов.
Позднее анкх использовался колдуньями при ворожбе, гадании, врачевании.

КЕЛЬТСКИЙ КРЕСТ

Кельтский крест, иногда называемый крестом Ионы или круглым крестом. Круг символизирует как солнце, так и вечность. Этот крест, который появился в Ирландии до 8 века, возможно происходит от "Хи-Ро", монограммы из написанных по-гречески первых двух букв имени Христа. Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака.

ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ

Латинский крест - наиболее распространенный христианский религиозный символ в западном мире. По традиции считается, что именно с этого креста был снят Христос, отсюда другое его название - крест Распятия. Обычно крест представляет собой необработанное дерево, но иногда его покрывают золотом, что символизирует славу, или же красными пятнами (кровь Христа) на зеленом (Дерево жизни).
Эта форма, так схожая с человеком, раскинувшим руки, символизировала Бога в Греции и Китае задолго до появления христианства. Поднимающийся из сердца крест символизировал у египтян доброту.

КРЕСТ БОТТОННИ

Крест с листьями клевера, называемый в геральдике "крест боттонни". Лист клевера является символом Троицы, и крест выражает ту же идею. Также он используется для обозначения воскресения Христа.

КРЕСТ ПЕТРА

Крест святого Петра с 4 века является одним из символов святого Петра, который, как полагают, был распят головой вниз в 65 году н.э. во время правления в Риме императора Нерона.
Некоторые католики используют этот крест как символ покорности, смирения и недостоинства в сравнении с Христом.
Перевёрнутый крест иногда ассоциируется с использующими его сатанистами.

РУССКИЙ КРЕСТ

Русский крест, называемый также "Восточный" или "Крест св. Лазаря", символ православной церкви в восточном средиземноморье, восточной Европе и России. Верхняя из трех поперечных перекладин называется "титулус", где писалось имя, как в "Патриархальном кресте". Нижняя перекладина символизирует подставку для ног.

КРЕСТ МИРА

Крест мира - символ, разработанный Джеральдом Холтомом в 1958 году для создававшегося "Движения за ядерное разоружение". Для этого символа Холтома вдохновила семафорная азбука. Он составил крест из ее символов для "N" (nuclear, ядерное) и "D" (disarmament, разоружение), и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Этот символ привлек общественное внимание после первого марша протеста от Лондона к центру по ядерным исследованиям в Беркшире 4 апреля 1958 года. Скоро этот крест стал одним из самых распространенных знаков 60-х годов, символизируя как мир, так и анархию.

СВАСТИКА

Свастика - один из самых древних и, с ХХ века, самых спорных символов.
Название происходит от санскритских слов "su" ("хорошо") и "asti" ("бытие"). Символ распространен повсеместно и чаще всего связан с Солнцем. Свастика - солнечное колесо.
Свастика - символ вращения вокруг неподвижного центра. Вращения, из которого возникает жизнь. В Китае свастика (Лей-Вен) некогда символизировала стороны света, а затем приобрела значение десять тысяч (число бесконечности). Иногда свастику называли "печатью сердца Будды".
Считалось, что свастика приносит счастье, но только когда ее концы загнуты по часовой стрелке. Если концы загнуты против часовой стрелки, то свастика называется саусвастикой и оказывает негативное влияние.
Свастика - один из ранних символов Христа. Кроме того, свастика являлась символом многих богов: Зевса, Гелиоса,Геры, Артемиды, Тора, Агни, Брахмы, Вишну, Шивы и многих других.
В масонской традиции свастика - символ отводящий зло и беду.
В ХХ веке свастика приобрела новый смысл, свастика или Hakenkreuz ("крючковатый крест") стала символом нацизма. С августа 1920 года свастика стала использоваться на нацистских знаменах, кокардах, нарукавных повязках. В 1945 году все формы свастики были запрещены Союзными оккупационными властями.

КРЕСТ КОНСТАНТИНА

Крест Константина - монограмма, известная как "Хи-Ро", по форме состоящей из Х (греческой буквы "хи") и Р ("ро"), первые две буквы имени Христа по-гречески.
Легенда гласит, что именно этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим к своему соправителю и одновременно противнику Максентию. Вместе с крестом он увидел надпись In hoc vinces - "с этим победишь". Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой, при этом император услышал голос: In hoc signo vinces (с этим знаком победишь). Обе легенды утверждают, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. Он сделал монограмму своей эмблемой, поместив ее на свой лабарум, императорский штандарт, вместо орла. Последовавшая победа у моста Милвиана неподалеку от Рима 27 октября 312 года сделала его единственным императором. После был издан эдикт, разрешающий исповедование христианской религии в империи, верующих больше не преследовали, и эта монограмма, которую христиане до того использовали тайно, стала первым общепринятым символом христианства, а также получила широкую известность как знак победы и спасения.

В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) - косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.

Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.

Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы - плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.

Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника - это состояние богооставленности, ада.

Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.

Что означают надписи на кресте

Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» - Иисус и «ХС» - Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» - Сын и «БЖIЙ» - Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания. По краям: «ЦРЬ» - Царь и «СЛВЫ» - Славы, а в центре - «НИКА» (в переводе с греческого - победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.

По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании - небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.

Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается - «МЛ» и «РБ» - Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» - Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» - голова Адама.

Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами - это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.

Православный крест с полумесяцем

Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.

По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери - так же, как крест считают символом Иисуса Христа.

Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.

Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.

Крест является одним из самых известных знаков в истории человечества. Этот универсальный графический символ более 2-х тысячелетий отождествляется с христианством. Но его возникновение датируется гораздо более ранними периодами развития культуры.

Рисунки и другие изображения крестов появились еще в каменном веке, что доказывают раскопки и изучение первобытных стоянок древних племен.

Позднее крест стал распространенным явлением в цивилизациях, которые в разные периоды развивались во всех точках планеты – европейских, азиатских, африканских, австралийских, американских и островных.


Почему же самые разные народы, имеющие самобытные культуры (часто никогда вообще не знавшие друг о друге) использовали этот образ?

По каким причинам даже у враждующих племен и религий он был не просто известным, но одним из самых важных мистических знаков?

Возможно, все дело в простоте начертания символа, которая располагает к полету фантазии, к творчеству. Может быть, его форма задевает какие-то глубинные аспекты человеческого подсознания. Ответов может быть множество.

В любом случае, на протяжение тысячелетий сформировалась группа мотивов, которые регулярно участвовали в формировании символических значений креста. Так, данная фигура ассоциировалась:

с мировым древом;

с человеком;

с образом огня и изображением деревянного огнива (палочек для извлечения пламени путем трения): две руки часто связывались с воспламеняющимися палочками, которые в представлении первобытного человека наделялись женскими и мужскими признаками;

с солярным знаком (перекрещивающиеся лучи).


Древнейшие цивилизации

палеолита и раннего неолита своими первыми и главными божествами считали солнце и его свет, проливаемый на землю. Это объяснимо, ведь именно солнце, вставая каждое утро на востоке, обеспечивало нормальную жизнь людей. Оно прогоняло мрак и холод, дарило свет и тепло. Когда люди овладели огнем, который тоже давал тепло, освещал, защищал, они стали связывать его именно с солнцем.

У многих народов есть мифы о том, что огонь – это сын или другой ближайший родственник великого светила. Это, например, индийский Агни, персидский Атар, древнегреческие Гелиос и Прометей, древнеримский Вулкан. Однако священный и такой необходимый огонь долгое время не умели добывать.

Первым способом, который стал известен людям, была добыча огня путем трения двух кусков сухого дерева друг о друга. Вероятно, для этого использовались палки из мягкой и твердой древесины, которые располагали крест накрест. Рисунки таких крестов можно увидеть на древних мегалитах и гробницах. С течением времени было придумано более удобное огниво: две перекрещивающихся плашки с отверстием сверху, в которое вставлялась сухая палочка. Ее быстро вращали до появления язычков пламени.

Этот инструмент в виде креста и стал самым первым графическим символом огня и его прародителя солнца. Впоследствии, совершенствуя это орудие, концы крестообразных плашек стали загибать в стороны. Так появилась индоевропейская свастика – известный многим племенам солярный знак, обозначающий в то же время великий космос и саму жизнь.


Даже после того, как были придуманы другие, более легкие способы зажжения огня, во время священных действ на алтарях и в храмах жертвенное пламя разрешалось зажечь лишь с помощью трения дерева на кресте-свастике. Так делалось в Персии, Индии, Древней Греции, у германских племен, у шотландских кельтов и восточных славян. Чтобы подчеркнуть, что огонь и солнце – одна стихия, крест часто вписывали в окружность или рисовали круг внутри перекрестья. Такие знаки были найдены при раскопках на Кавказе, в разных районах Азии и Европейской части континента, на многих африканских территориях.

Итак, широкое распространение креста еще в глубокой древности объясняется формой орудия, с помощью которого добывали пламя. Огонь нес тепло, был животворящим и обожествленным. Символически изображающий его и солнце крест приобретает сакральное, религиозное значение. Позже он становится знаком новых богов – плодородия и живительных сил природы, которые тоже были связаны с животворящими теплом и светом. Кроме того, крест сделался атрибутом жрецов и царей как наместников небесных сил на земле.


Изобретение приспособлений для рождения пламени произвели революцию в человеческой культуре.

Считая огненный крест (как и само пламя) оберегом, его стали изображать не только на культовых постройках, но и жилищах, украшениях, оружии, одежде, утвари, даже на могильных камнях и урнах.

Пространственная символика креста

тоже очень давняя.


Он олицетворяет мир наряду с кругом и квадратом. Но если геометрические фигуры разделяют внешнее и внутреннее пространство, то крест – это гармонизированная Вселенная. От его центра идут направления, которые обозначают стороны света и делят мир (квадрат) на правильные сектора. Именно по образу и подобию креста строились многие великие города.

Например, Рим с его перекрестками улиц и позднейшие города с правильным делением на квадраты кварталов. В эпоху Средневековья мировые карты рисовались в виде креста с Иерусалимом в его центре.

Однако одним из наиболее сакральных пространственных соответствий было соотнесение креста с Мировым Древом. Этот образ характерен для первичных верований практически всех народов мира. Обычно имеется в виду космическое Дерево, которое считалось сердцевиной мира и организовывало мировое пространство. С его кроной связывали верхнее царство богов и духов, со стволом – срединное обиталище людей, с корнями – преисподнюю, в которой живут злые демонические силы. Под сенью Мирового Древа течет время, сменяются события, люди, боги. Древо часто осознавалось как источник космической жизненной энергии, дающей плодородие и питающей жизнь. Плоды Мирового Древа давали истинное знание и бессмертие, а на листьях были записаны судьбы всех, кто когда-либо приходил или еще придет в этот мир.

Особую роль Мировое Древо играло в религиях, связанных с идеей умирающего и воскресающего бога, который распинался на стволе, умирал, а потом возрождался более сильным, чем был до того.

Об этом рассказывается в легендах хеттов (о боге Телепину), скандинавов (об Одине), германцев (о Вотане) и пр. Во время праздников, связанных с земледельческими культами, на столбах и крестах, имитировавших дерево, развешивались или рисовались фигурки богов плодородия. Их приносили в жертву Древу, чтобы земля дала хороший урожай. Особенно интересный пример такого рода – это столб Осириса, который венчался крестом. На столбе высекали ветви с листьями и изображение бога. Во время весенней земледельческой церемонии этот крест сжигался жрецами, а его священный пепел зарывали в землю, чтобы она лучше плодоносила. Позже, в эпоху римского владычества, вера в оживляющую силу креста в Империи была заменена на другое восприятие этого знака. Крест стал орудием пытки и позорной смерти для инородцев и одновременно – символом человека с раскинутыми в стороны, как при распятье, руками.

Крест в христианстве

В Библии тоже описано космическое растение под названием Древа Жизни и познания добра и зла, растущее посреди земного Рая. Именно его плод стал причиной грехопадения и изгнания из Эдема первых людей. В книгах отцов Церкви библейское Древо Жизни соотносится с многоконечным крестом и самим Спасителем. Кроме того, в христианстве крест называется «животворящим древом».

Старейшие источники утверждают, что именно часть ствола эдемского Дерева была преобразована в страстной крест Голгофы. Иоанн Дамаскин по этому поводу писал буквально следующее: «Древо жизни, насажденное Богом в Раю, преобразовало крест, потому что как чрез древо вошла в мир смерть, так чрез древо должны быть дарованы нам жизнь и воскресение».

Таким образом, Мировое Древо и символизирующий его крест были древнейшими сакральными образами жизни и смерти, воскресения и бессмертия. Это восприятие передалось христианству. В нем крест стал центральным священным символом веры и Спасителя. Он олицетворяет прежде всего святое мученичество и искупительное распятия Иисуса, кровью которого омылся мир и человечество было очищено от греха.

Кроме того, христианский крест – это знак веры в божественную силу, вознесение Иисуса, бессмертие души и грядущее воскресение.

С течением времени люди значительно разнообразили внешний вид простого креста. Дохристианская и христианская символика насчитывает огромное количество модификаций этого священного образа. Вот описания лишь некоторых, наиболее известных вариантов.

Анх – египетский петлястый крест («с рукояткой»). В нем соединены перекрестье (жизнь) и круг (вечность). Это знак, объединяющий противоположности: временное и вечное, небо и землю, мужское и женское, жизнь и смерть, все стихии.

Он был воспринят и ранним христианством. Его изображения встречаются в коптских катакомбах и в религиозных манускриптах 1-ых веков нашей эры.


Тевтонский крест (кросслет) увенчивается маленькими крестиками на каждом из своих концов, которые являются символами четырех евангелистов. Косая форма такого креста обозначает Христа и украшает одежды православных священников.

Греческий вариант – один из самых простых: это две равные по размеру перекладины, наложенные одна на другую. В раннем христианстве он тоже отождествляется с Христом.


Греческий крест.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры