Навешивание ярлыков людям. Ярлыки, которые мы навешиваем сами на себя

Главная / Ссоры

Почему твердые убеждения о собственной личности могут вызвать проблемы, как фиксированный образ мыслей мешает саморазвитию и что делать, чтобы избавиться от «ярлыков»

Много думать о себе иногда бывает очень вредно. Речь не об эгоизме и игнорировании чужих интересов, а о попытках досконально изучить собственное «Я» и повесить на себя ярлык.

Люди могут описывать себя и с отрицательной, и с положительной стороны. И в том, и в другом случае это создает фиксированный образ мыслей. Негативные характеристики типа «Я ленивый, глупый, не общительный», вообще, являются неразумными. Но и положительные черты («Я умный, честный и коммуникабельный») вызывают проблемы.

Если вы прикрепили к себе ярлык «умный», то будете стараться казаться умнее и вести себя соответствующим образом. Небольшое достижение будет преподноситься как выдающаяся победа, а трудные задачи могут полностью игнорироваться, так как есть опасение потерпеть неудачу и потерять свою «метку». Что еще вы слышали об «умных людях»? Например, то, что они не так тяжело работают, как другие. Значит, и вам не надо прилагать слишком больших усилий и проявлять настойчивость. Лучше искать более легкие пути достижения цели и доказывать окружающим, что вы умнее их.

Еще один ярлык, который вы можете навесить на себя в результате «самокопания» - тип характера, темперамента (интроверт, исполнитель, невротик и т.д.).

Во-первых, такие определения редко бывают точными. Даже если вы уверены в том, что являетесь сангвиником, скорей всего, это просто преобладающий тип вашего темперамента.

Во-вторых, общие определения могут препятствовать вашему развитию («раз я по натуре исполнитель, то и не стоит пытаться стать лидером»).

Многие люди идентифицируют себя как члена какой-то группы (этнической, религиозной и др.). Такая маркировка также может иметь непредвиденные последствия.

Человек – это не застывший манекен с определенным набором характеристик, и чем больше мы навешиваем на себя разные ярлыки, тем скучнее будет наша жизнь. Вместо того чтобы сказать: «Я необщительный», говорите: «В некоторых ситуациях я не слишком общителен». Используйте фразы: «я стараюсь», « мне нравится…», « я связан с…», «меня вдохновляет…», « в настоящий момент…». Это подразумевает возможность все менять и больше соответствует реальности.

К убеждениям о самих себе надо относиться критически. Все они должны иметь статус «временных», даже если многократно подтверждались. Возможно, это приведет к тому, что в жизни будет больше вопросительных, чем восклицательных знаков. Но жить с вопросами менее сложно, чем кажется, тем более что результат часто оказывается намного лучше.

наша рассылка Материалы сайта 1 раз в неделю

Материалы по теме

Последние материалы сайта

Отношения

Серьезно настроенный мужчина, мечтающий о дружной семье и детях, это ли не мечта каждой представительницы слабого пола?

«внутреннего» манипулирования

С системно-логической точки зрения, как не покажется это странным, но иногда непрофессиональное применение манипулятивных технологий имеет и практическую пользу для логично и системно мыслящих людей.

Как известно, одной из логических операций определения понятий гуманитарной сферы знаний предусматривается установление:

1. Корневого значения термина, которое люди данной культуры использовали для его обозначения. Какое на рациональном уровне знаний оно имеет содержание для «здравого смысла» этого народа. Здесь, как правило, для логических операций с понятиями русской культуры чрезвычайно необходим, например, толковый словарь русского языка Владимира Ивановича Даля или его электронная версия.

2. При этом для терминов, возникших у других народов , полезно определить и историческое развитие его содержания (в каких условиях оно возникло и что обозначало в тот период, что и почему изменилось в современном значении этого понятия).

Затем можно приступать к формализации понятия, логической операции его сокращения или к определению вообще возможности этого понятия четко обозначать какой-то конкретный предмет , точно передавать его содержание и т.д.

При этой логической операции аналитик быстро выходит на мошенническую деятельность политика, пропагандиста, «независимого» эксперта, «прогрессивного» журналиста или на низкую квалификацию журналиста, подхватившего этот манипулятивный термин (не задумываясь о самостоятельном определении понятия, сложного понятия, которое используют эти манипуляторы). И, следовательно, защищает информационную безопасность своей личности, сохраняет свою индивидуальность и помогает своему народу, раскрывая очередную попытку «промывки мозгов» целой нации.

Для примера мы возьмем манипулятивную технологию «Навешивание ярлыков ». В данном случае мы используем понятие «ярлык» в следующем его значении « шаблонная, стандартная (обычно отрицательная), очень краткая негативная характеристика, неодобрительная оценка кого-то или чего–то».

Суть ее в том, что, используя уже имеющиеся в сознании людей негативные отношения к тем или иным явлениям, предметам, обозначаемым конкретными терминами («фашизм», «гитлеризм», «звероподобный», «рабство» и т.п. понятия-ярлыки) или формируя такое содержание по поводу иных новых понятий («нетолерантный», «нецивилизованный», «закомплексованный» и т.д.), вызвать у людей негативное отношение к тем, на кого этот «ярлык» манипуляторы будут навешивать.

Например, сегодня в общественное сознание внедрен такой ярлык, как «популизм». Этим почти бранным словом ныне называют то или иное выступление оппонентов, речь того или иного политика, депутата, государственного деятеля, когда хотят унизить его, обвинить в каком-то злом умысле, враждебном государству или народу. Или, в лучшем случае, пытаясь обвинить в некомпетентности.


Обычно это делают специально, манипулируя чувствами слушателей или читателей. Но часто журналисты используют этот ярлык как само собой разумеющееся негативное по своему содержанию понятие для какого-то суждения или даже умозаключения. Вынося приговор оппоненту. Не задумываясь о действительном смысле и содержании этого понятия.

Поскольку правило логической операции при определении содержания понятий указывает нам не необходимость при определении «иноземных» терминов (возникших у других народов) определить их историческое значение, то, что они выражали исторически, постольку мы и обратимся к истории. И к зарубежной, и к русской…

Во второй половине XIX века довольно неожиданно для университетской профессуры, политиков и государственных мужей возникло в России и на американском континенте общественное движение, которое получило название «народники».

В России ему предшествовали позорный (от иностранного десанта на собственной территории!) проигрыш войны в Крыму, показавший всю гибельность для страны выпестованной Николаем I бюрократической и коррумпированной «вертикали власти». И, как обычно в России, теоретики разошлись с практиками. Среди первых появились и звавшие Россию к топору, и уповавшие на Бога и просвещенного самодержца, и видевшие будущее страны в крестьянской общине…

А образованная часть общества, «практики», ударилась кто в марксизм, кто в «хождение в народ», а затем и в терроризм. Заметим, что в террор образованные молодые люди «ударились» не сразу. Поначалу, считая, что в романовской России большая часть народа, пребывавшая в бедности и нищете, нуждается в просвещении и помощи образованных людей, они «двинулись» в деревню. Общество (деревенское) их не поняло и не приняло, а госвласть, как это обычно у нас водится, с помощью полиции, нагаек и судов, стала вразумлять «несмышленых» и «экстремистов»…

И люди, не замышлявшие никакого насилия, сами почему-то пришли к выводу, что с такой властью у России будущее будет еще более позорным и нетерпимым, чем крымское позорище. Словом, перешли от эволюционных идей к революционным.

Нагляднейший пример тому путь верноподданного Н.Г.Чернышевского. Который поначалу даже не помышлял об этом пути до его посадки в Петропавловку. И только оказавшись в каземате крепости (за вполне невинные беседы об эволюционном пути России под руководством монарха) он и написал свое «Что делать» - духовно-идейную основу сопротивления образованной молодежи романовскому самодержавию. Ну и пошло-поехало…А затем и заграница подключилась.

Такой вот у российской бюрократии («бюро-кратос» = власть бюро, министерская власть; не путать с чиновничеством, служивыми людьми) обычай: сама создает проблемы для того, чтобы самой с ними и бороться. Именно отсюда и «борьба с бедностью» (а не зашита народа от нищеты), «борьба с преступностью» (а не защита граждан от криминала), «борьба с пожарами» (а не профилактика пожарной угрозы и защита народа и Природы от возможной и реальной пожарной опасности) и т.д.

На американском континенте народничество родилось тоже как следствие войны и рабства народа. Как протест против войны США с Мексикой в 1846-1848 годах, завершившейся захватом США мексиканских земель - Аризоны, Нью-Мексики, Невады, Техаса, Юты и Калифорнии. В соответствии с природой американского государства того времени на территории этих земель, ставших отдельными штатами, утвердилось рабовладение.

Одним из последователей известного борца за освобождение негров-рабов Джона Брауна (поднявшего в 1855-1856 гг.. антирабовладельческое восстание в Канзасе) Генри Дэвид Торо (1817-1862), руководствовавшийся идеями классического либерализма, организовал движение "гражданского неповиновения" против этой войны.

Памфлет Торо "О гражданском неповиновении" (1849) содержал целую серию рекомендаций (демонстрации, отказ от призыва на военную службу, саботаж государственных учреждений, неуплата налогов и т.п.), которые, по его мнению, нравственно оправданы и являются мирной, ненасильственной революцией. И Генри Торо стал считаться первым популистом, борцом за народ, т.е. «народником».

Понятно, русское «народник» в переводе звучит иначе. Понятно и то, что специфика страны, менталитета ее народа отражается и в специфике народнической концепции в различных странах. И поскольку французское «populisme» происходит от латинского «populus» (народ), постольку на Западе «народников» и стали называть «популистами».

С этого времени ПОПУЛИЗМОМ стала называться политика, которая исходит из стремления добиться своих целей, апеллируя к широким народным массам и вселяя в них веру в возможность достаточно быстрых и не очень сложных решений социально-экономических проблем в интересах народа.

Характерно, что главным условием популистской революции Торо считал революцию "внутри одного человека", нравственный переворот в душе личности, который позволяет избавиться от страха перед репрессиями правительства и принять участие в солидарных действиях в ненасильственной борьбе с несправедливым правительством. Накануне Гражданской войны в США (1861-1865) он открыто призывал всех граждан к борьбе с рабством путем проведения кампаний неповиновения .

Исходный пункт философии Торо - "добровольная трудовая бедность" взамен бездуховности и циничной роскоши молодой буржуазии США. Нравственное очищение человека, его освобождение от страха, гнета общества возможны лишь при осознании личностью факта своего отчуждения (современным обществом) от природы, от справедливости, красоты и "космического порядка".

Само понятие "популизм" стало обозначать массовое движение за приоритет воли (интересов) народа в решении экономических, социальных и политических проблем, за установление тесных связей политических лидеров с народными массами (без каких-либо промежуточных инстанций), «за народ» (народничество).

При этом и само понятие "народ" трактовалось очень широко, и включало в себя "тех, кто трудится", не разделяя работников физического и умственного труда ни по цвету кожи, ни по образованию, ни по религии. Словом, крестьян, рабочих, интеллигенцию, мелкую и, иногда, среднюю буржуазию. Обязательной характеристикой популизма как политики являются также:

1) открытое обсуждение политиками с народом, обществом планируемых мероприятий;

2) объяснение обществу ресурсов, сроков, этапов политической деятельности во имя народа;

3) оповещение граждан о тех лицах, которые будут ответственными за те или иные мероприятия .

Поэтому популизмом можно называть только такую политическую деятельность, которая преследует указанные цели (благо народа иреволюция "внутри одного человека", нравственный переворот в душе личности, который позволяет избавиться от страха перед репрессиями правительства и принять участие в солидарных действиях в ненасильственной борьбе с несправедливым правительством) и имеет указанные характеристики.

Как видим, ничего общего это понятие не имеет с тем уничижительным контекстом, с котоpым оно употpебляется в России сегодня некоторыми партийными деятелями из правящей бюрократии и прессой. Особенно, когда их упрекают, что ими создана «трофейная» экономика («все на вывоз»).

И не понять: то ли хотят как-то скомпрометировать «обзываемого» человека, то ли от своего незнания, то ли на самом деле интересы народа им кажутся оскорбительными… А представляете, что в условиях отказа бюрократии от обязательств перед народом и полную безнаказанность означает оповещение граждан о тех лицах, которые будут ответственными за те или иные мероприятия?...

Спустя несколько десятилетий популизм уже имел различные подходы к тактике и целям борьбы, но было и то, что входило во все народнические идеи, концепции, составляло основные принципы, аргументацию и цели.

Из концепции «популизма» прямо и непосредственно выросла концепция «гандизма». Основа гандизма и популизма - религиозная моральная личность, а задача всех общественных изменений должна заключаться в обеспечении счастья рядового человека, духовной его гармонии и материального благополучия.

Необходимо отметить, что особенностью всех этих движений является то обстоятельство, что в выработке системы идеологических ценностей каждого из них принимали непосредственное участие деятели религиозных конфессий или они обязательно включают в себя в качестве философско-политической и этической основы религиозные постулаты, этические конфессиональные принципы.

Искренний демократизм и народнические философские взгляды Торо оказали определяющее влияние на становление личности выдающегося деятеля Индии и всего человечества Махатмы Ганди (1869-1948), который рекомендовал этот памфлет Торо своим последователям в качестве учебника.

Философские позиции Ганди основывались на необходимости познания истины (она же - "божественная реальность") каждым человеком путем личного морального совершенствования. Само моральное совершенство трактуется как процесс, в ходе которого человек пытается служить истине путем соблюдения "закона любви" и "закона страдания".

Соблюдение этих законов означает воздержание от нанесения физического и духовного вреда любому живому существу и сознательное принятие человеком на себя страданий, самопожертвования во имя других людей, добровольного ограничения своих потребностей, отказ от роскоши, жизненных удобств-излишеств.

Ганди, который считал Льва Николаевича Толстого своим духовным учителем, полагал, что условия жизни общества зависят от соблюдения этих "законов", от нравственности людей, поэтому, считал он, в политике главнее средства (они выражают уровень нравственности человека), а не цели. Именно средства, используемые государством, являются критерием нравственности и политических лидеров, и самого режима.

Оценивая современное ему общество как несправедливое и аморальное, Ганди разрабатывал систему мирных, "моральных" средств для его преобразования. Эта система ненасильственной борьбы за приближение общества к божественному идеалу получила название "сатьягpахи" ("упорство в истине").

Система сатьяграхи включила в себя две основные формы: «несотрудничество» и «гражданское неповиновение» . «Несотрудничество» выражалось в отказе от титулов, пожалованных колонизаторами, бойкоте правительственных учреждений, учебных заведений, мирных демонстрациях. «Неповиновение» выражалось в нарушении отдельных, "несправедливых, аморальных" законов, в политических забастовках, "харталах" (отказах от любой деловой активности), в отказе (в исключительных случаях) от уплаты налогов.

При вступлении властей в переговоры Ганди стремился решать конфликты путем компромиссов, взаимных уступок. Он полагал, что возможно достижение классового мира путем арбитража (арбитры - моральные авторитеты) и соблюдением закона "любви к ближнему",который в данном случае требовал от помещиков и капиталистов опекать крестьян и рабочих.

Следует иметь в виду, что Ганди допускал и вооруженную борьбу, направленную на защиту независимого государства от агрессоров.

"Британским Ганди " (и "английским Вольтером") называли крупнейшего специалиста в области математической логики, философа и политического деятеля, лауреата Нобелевской премии по литературе (1950) Бертрана Рассела (1872-1970) , взгляды которого оказали и оказывают влияние на теоретиков и лидеров новых общественных движений.

«Популист» Б.Рассел считал политическую власть необходимой для функционирования общества. Зло не в самой власти, а в методах ее реализации. Политические режимы даже очень демократического характера, утверждает Рассел, не способны обеспечить гуманистические качества власти, предотвратить злоупотребления властью и гарантировать политическое равенство, если не будут соблюдены некоторые обязательные меры:

1) должно быть установлено правление большинства граждан (путем выборов);

2) права этнических, религиозных и других меньшинств должны гарантированно обеспечиваться;

3) обеспечивается охрана индивидуальных прав и свобод граждан; недопустимы ошибки правоохранительных органов (оправдание невиновного должно представлять не меньший общественный интерес, чем осуждение виновного; признания никогда не должны приниматься за доказательства, свидетельства, а должны быть найдены объективные улики);

4) поддержка развития общественной собственности и установление демократического контроля над промышленностью и финансами;

5) широчайшая гласность, свобода пропаганды (в рамках закона), направленной на привлечение к суду официальных лиц, превышающих свою власть (злоупотребляющих ею);

6) разделение властей; подчинение режиму группы граждан, территории должны наделяться большой автономией (самоуправлением);

7) недопущение "вечного пребывания у власти" правительства, которое удерживается путем запугивания (внешними и внутренними "врагами"), фальсификацией результатов выборов и т.п.;

8) ни один обоснованно критикующий политических лидеров гражданин не может быть наказан (ни официально, ни неофициально);

9) предотвращение условий, порождающих социальное возбуждение; воспитание людей в духе уважения плюрализма мнений, гуманизма. Если власть не предотвращает условия, вызывающие напряжение в обществе, или любым путем хочет удержаться (несмотря на возрастающую критику), то это, соединенное с провалами в воспитании у людей терпимости друг к другу, приводит к двум крайностям: "дикому догматизму" или "фанатичному экстремизму".

В первом случае отвергается все новое и действия масс начинают носить деструктивный социальный и политический характер.

Фанатизм, экстремизм, считал этот «популист»,еще более опасен, т.к. пренебрегает гуманными отношениями между людьми. Если экстремисты, призывающие к насилию (над нацией, социальной группой, властью) не будут остановлены силой, то они сами используют силу против других.

Коллективное возбуждение (толпа, экстремистские организации), демонстрирующие безразличие к боли или смерти других, ликвидирует свободу и расчищает путь тиранам. Коллективную истерию такого типа порождают войны (или нагнетающаяся опасность войны) и деспотические режимы. Избавление от страха войны открывает заодно и пути укрощения свирепых правителей. Любая война (внутренняя, внешняя) всегда ведет к расширению возможностей для становления диктаторских режимов.

Продолжателем идей популизма и гандизма был и известный баптистский пастор, основатель негритянской организации "Южная конференция христианского руководства" (США) Мартин Лютер Кинг .

В своих проповедях и памфлетах он предпринял попытку развития идей Торо и Ганди применительно к христианской этике, утверждал, что сама философия М.Ганди есть и единственно моральный метод осмысления общественных проблем, и единственно разумный и моральный способ социального и коллективного действия угнетенных людей по переустройству общества на принципах свободы и справедливости.

Оценивая в целом современное движение «популистов», сторонников М.Ганди, насчитывающее сотни тысяч людей в различных странах, обратим внимание на то обстоятельство, что сегодня это движение не ставит под сомнение моральность существующих политико-правовых режимов (за исключением диктаторских и расистских).

Движение концентрирует сегодня свои действия против попыток разжигать военную истерию, борется за отдельные права трудящихся, за экологическую безопасность, против деятельности неофашистов и мафии.

Сегодня эта борьба использует следующие формы: отказ от несения воинской службы; отказ от потребления (покупки) отдельных видов товаров; бойкот налоговых платежей; бойкот избирательных кампаний; всеобщая забастовка (включающая иногда и мирное занятие фабрик, заводов, учреждений).

Особенно мощным оружием наследники Торо и Ганди считают всеобщую забастовку и стремятся организовать ее совместно с профсоюзами (при необходимости пресечь военные приготовления, ослабить милитаристскую кампанию, ведущуюся военно-промышленным комплексом, не допустить причинение природе непоправимого ущерба, предотвратить военный переворот, отстранить от власти правителя, который победил на выборах путем махинаций и т.п.).

А теперь по поводу моральных партийных принципов (членов российских партий), своеобразного кодекса чести партийца. Тут ведь вот какое дело: провозглашенные принципы будет оценивать народ, а его образованная часть будет это делать с пристрастием. И партийцам нужно будет формулировать такие принципы, которые бы совпадали с лучшими моральными нормами и принципами русского народа, тех народов России, где они действуют. Это - во-первых .

Во-вторых , граждане будет оценивать жизнь, деятельность самих партийцев по этим принципам. И поскольку русские вообще ставят нравственные оценки наших людей (к иностранцам иначе) на первое место (на второе - уровень профессионализма), то они обязательно будут оценивать с позиций заявленных принципов и самих лидеров партий. И это в самую первую очередь!

Вы представляете, что тогда будет? Да и много ли найдется сегодня таких партийных деятелей, партийного актива, которые хотели бы связывать себя, свои действия партийными уставами? Они же и к законам относятся «выборочно»…

Поскольку такие нравственные нормы и принципы служатосновой для механизма «обратной связи» от народа к партиям, постольку только та партия, которая включает этот механизм и не боится мнения народа, и будет иметь такойчеткий и однозначный устав- кодекс чести своих членов. Кстати, такие партийные структуры существуют…

И чтобы не допустить в народе даже мысли о том, что «популизм» является чем-то значимо-полезным для народа, махинаторы от господствующего класса богачей и сверхбогачей (и подпевающие им журналюги) превратили это политическое учение в защиту народа в какое-то страшное пугало для всех россиян.

Так, на примере применения требований логической операции при определении понятий гуманитарной сферы знаний, мы продемонстрировали эффективность этой операции для раскрытия целей манипулятивной технологии «Навешивание ярлыков». Как используются эти приемы в Европе мы продемонстрируем на примере манипулятивной модели, которая называется «Окно Овертона».

кто кому, на кого

Нигде, может быть, с такой дипломатической тонкостью и точностью не приклеивают гостям ярлычки , кто чего стоит, как бывает это на парадных деревенских обедах.

А. Писемский, Тысяча душ. Саше нравилось, что Столпер гоняет этих чиновников. Так он будет гонять и Баулина, и всех, кто приклеил ему, Саше, ярлык врага. А. Рыбаков, Дети Арбата. Все они [те, кто некогда был в оппозиции или был не согласен со Сталиным] были названы агентами иностранного империализма. Такой же ярлык был приклеен тем, кто даже не участвовал в оппозиции, но попал в "чистку" 1937-38 годов, так это самый простой и верный способ дискредитировать политических деятелей в глазах народа. С. Аллилуева, Только один год. - Шеф? Он - деспот и рутинёр. - Ох, любила Валерия "припечатывать" противников, вешать им ярлыки <...>. С. Абрамов, Требуется чудо. - Вы ставите под сомнение результат голосования? - Ну, зачем же сразу вешать на меня ярлык ... В. Санин, Трудно отпускает Антарктида. - Любишь ты привесить ярлычок . (Реч. ) Навешивать ярлыки на людей - это либо искусство, либо недостаток ума. (Реч. ) Забурова мёдом не корми, только дай ему обрушиться на что-нибудь, навесить ярлык на кого-нибудь. М. Матусовский, Семейный альбом. культурологический комментарий: Ярлык - "древнерусское заимств. из тюрк. яз. Первоначально имело значение "жалованная грамота хана". Суф. производное (см. башлык ) от того же корня, что и др. -тюрк. jari "помощь, поддержка". Буквально значит - "повеление, приказание, указ". Значение "этикетка" возникло в связи с таможенной практикой (на продаваемые товары наклеивались разрешающие это делать ярлыки)". (Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М. , 1994. С. 388 .) В современном употреблении ярлык - листок с наименованием товара, со сведениями о нём (вес, сорт, цена, производитель и т. п. ), приклеиваемый на упаковку или прикрепляемый к товару. Образ фразеол. через компонент ярлык соотносится с предметной областью культуры и метафорически включается в вещный код, т. е. в совокупность имён предметов (вещей), которые несут в дополнение к их прямым функциональным свойствам значимые и для культуры смыслы, придающие этим именам роль знаков "языка" культуры, или её симболария. В основе метафорического образа фразеол. лежит стереотипная ситуация, уподобляющая оценивание вещей по заданному шаблону мере ценности личностных свойств человека или какого-л. факта, и это входит в противоречие с установкой культуры на то, что каждый человек - личность, а факты, события имеют характерные только для них свойства и мерить всех по шаблону, тем более негативному, нельзя.
  • Словарь юридических терминов

  • - 1) льготные грамоты ханов Золотой Орды подвластной светской и духовной знати...

    Большой юридический словарь

  • - данные ханами Золотой орды русскому духовенству - жалованные грамоты, которыми ограждались неприкосновенность православной веры и целость прав русского духовенства от каких-либо посягательств. Сохранилось...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Большой энциклопедический словарь

  • - кто кому, на кого Нигде, может быть, с такой дипломатической тонкостью и точностью не приклеивают гостям ярлычки, кто чего стоит, как бывает это на парадных деревенских обедах...

    Фразеологический словарь русского языка

  • Фразеологический словарь русского языка

  • - кто кому, на кого, на что Давать кому-л. одностороннюю характеристику обычно негативного, обвинительного свойства...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - кто кому, на кого Нигде, может быть, с такой дипломатической тонкостью и точностью не приклеивают гостям ярлычки, кто чего стоит, как бывает это на парадных деревенских обедах...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - кто кому, на кого Нигде, может быть, с такой дипломатической тонкостью и точностью не приклеивают гостям ярлычки, кто чего стоит, как бывает это на парадных деревенских обедах...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - кто кому, на кого Нигде, может быть, с такой дипломатической тонкостью и точностью не приклеивают гостям ярлычки, кто чего стоит, как бывает это на парадных деревенских обедах...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - кто кому, на кого Нигде, может быть, с такой дипломатической тонкостью и точностью не приклеивают гостям ярлычки, кто чего стоит, как бывает это на парадных деревенских обедах...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - НАКЛЕИВАТЬ ЯРЛЫКИ. НАКЛЕИТЬ ЯРЛЫКИ. Разг. Неодобр. Давать кому-либо поверхностную, поспешную оценку. заявила, что Ася вообще любит наклеивать на всех ярлыки: антиобщественный, индивидуалист и т. д. ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - прил., кол-во синонимов: 1 навешивавший ярлыки...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 наклеивший ярлык объярлычивший...

    Словарь синонимов

"вешать ярлыки" в книгах

Носа вешать не стоит

Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия

Носа вешать не стоит Несмотря на все трудности, неудачи, дух уверенности не покидал коллектив. Архип Михайлович всех ободрял. – Носа вешать не стоит… Возвращаться к баллонам не будем. Надо делать турбокомпрессорный стартер!Сокращенно его потом называли ТКС. По этому

Введение Не будем вешать ярлыки!

Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина Марковна

Введение Не будем вешать ярлыки! «Мой ребенок - неизлечимый врун!», «Он только и делает, что врет!», «Он болтун и привирала, каких свет не видывал!», «Ложь - его вторая натура»… И это только малая часть эмоциональных высказываний, которые приходится выслушивать, когда

Вешать и пороть

Из книги 1905 год. Прелюдия катастрофы автора Щербаков Алексей Юрьевич

Вешать и пороть Но вернемся к столыпинским военно - полевым судам. Как уже было сказано, здесь действовала «особая пятерка», состоящая даже не из военных юристов, а из строевых офицеров. Военные - это люди совсем иной профессии, имеющие совершенно иную психологию. Они не

Из книги автора

1.7. Картины можно вешать вниз головой Памятники в немецких городах часто модернистские и странные. Например, на территории университета в качестве украшения стоят металлические столбы с какими-то странными шестеренками, а перед биржей труда – объемистая геометрическая

1.7. Картины можно вешать вниз головой

Из книги Германия и немцы. О чем молчат путеводители автора Томчин Александр

1.7. Картины можно вешать вниз головой Памятники в немецких городах часто модернистские и странные. Например, на территории университета в качестве украшения стоят металлические столбы с какими-то странными шестеренками, а перед биржей труда - объемистая геометрическая

Веб-стандарты: сколько вешать в граммах? Константин Кичинский

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 62 автора Журнал «Компьютерра»

Веб-стандарты: сколько вешать в граммах? Константин Кичинский Опубликовано 01 апреля 2011 года Об авторе: Константин Кичинский - эксперт департамента стратегических технологий Microsoft в России. Впрочем, написанное ниже - лишь его личное мнение и

Он не стеснялся бы вешать людям лапшу на уши

Из книги Как поступил бы Макиавелли? автора Бинг Стэнли

Он не стеснялся бы вешать людям лапшу на уши Наша страна самая демократичная во всем регионе. Слободан Милошевич Во всем Нью-Йорке нет более любимого и уважаемого человека, чем Джон Готти; его любят и уважают потому, что он ненавидит наркотики, подонков и лжецов. Брюс

ЧЕРЧИЛЛЬ: НЕ ВЕШАТЬ НОС!

Из книги автора

ЧЕРЧИЛЛЬ: НЕ ВЕШАТЬ НОС! Война, какой ее себе представлял и считал необходимой Уинстон Черчилль, была войной воображаемой, не имеющей к реальности никакого отношения.Он рассчитывал на флот - тот продемонстрировал свое бессилие перед люфтваффе у берегов Норвегии. Он

Сколько вешать в граммах?

автора

Сколько вешать в граммах?

Сколько вешать в граммах?

Из книги 5 судьбоносных вопросов. Мифы большого города автора Курпатов Андрей Владимирович

Сколько вешать в граммах? Да, с языком у меня, например, большие проблемы. И хочу сказать человеку что-то доброе, сделать комплимент, похвалить, а получается сплошной сарказм. Сколько раз уже на меня люди за мой ядовитый язык обижались! – Интересно, можно ли как-то

«Вешать надо! Но это не наш метод»: опровергаем навязанный вывод

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

«Вешать надо! Но это не наш метод»: опровергаем навязанный вывод Этот прием можно еще немного усложнить, опровергнув только что навязанный слушателям вывод. Такой прием Путин использовал в интервью по поводу гибели «Курска»: …мне вчера в Видяево на встрече родственники,

68. Старайтесь не вешать ярлыки

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

68. Старайтесь не вешать ярлыки Это явление было многократно описано и продемонстрировано: все дети имеют склонность стремиться к тому, чтобы соответствовать нашим представлениям и ожиданиям. Ребенок постепенно становится тем, что мы от него ожидаем. Если вы повесите на

сколько вешать в граммах?

Из книги О чем молчат в постели. Психология интимных отношений автора Чайка Семен

сколько вешать в граммах? Главное секс в жизни или не главное? Спросим у 15-летних подростков: вот они влюбились, гуляют за ручку, целуются, а постельных сцен им нельзя. Вместо них рождаются страсти, «разборки», до разрыва доходит.Спросим у «окольцованных», которым сколько

18. Как вешать лапшу на уши друг другу

Из книги Одержимость. Переворот в сфере коммуникаций GE автора Лейн Билл

18. Как вешать лапшу на уши друг другу Если разговорчивый мэр Бриджпорта был под впечатлением от влиятельности, размаха и процветания GE, то я был поражен ее чрезмерными затратами на деловые презентации, те самые, которыми я должен был заняться уже через пару месяцев после

Сколько вешать в граммах?

Из книги Книга начинающего эгоиста. Система «Генетика счастья» автора Калинский Дмитрий

Сколько вешать в граммах? Это относится к любой цели, в какой бы жизненной сфере она ни лежала. К примеру, дама мечтает избавиться от лишнего веса. В таких словах она может ставить цель перед диетологом или тренером в фитнес-центре: они все поймут как надо. А вот собственное

Ярлыки для банок с консервами, а не для людей.

Сериал «Части тела».

Ярлык (Навешивание ярлыков) как качество личности – склонность мысленно или словесно навешивать на других людей неприглядную табличку – результат субъективной или предвзятой их оценки.

У Авраама Линкольна была любимая загадка: «Сколько лап у собаки, если хвост мы назовем лапой?». Большинство слушателей говорили, что пять. Тогда Линкольн отвечал: «Нет, их по-прежнему четыре. Названный лапой хвост — ещё не лапа».

Мастер говорил, что абсурдно называть себя индийцем, китайцем, африканцем, американцем, индуистом, христианином или мусульманином: это всего лишь ярлыки. Ученику, который заявлял, что он, прежде всего, иудей, а потом всё остальное, Мастер мягко сказал: - Это не твоя сущность, это обусловленность у тебя иудейская. - А что есть моя сущность? - Пустота. - Ты хочешь сказать, что я - вакуум, пустое место? - недоверчиво переспросил ученик. - Ты - то, на что нельзя наклеить ярлык.

Ярлык – раздача нелестных оценок окружающим. По словам психологов, вешанье ярлыков “удобно”, ибо они помогают снять с себя ответственность за определенные отношения и отучают думать. Услышал, что у парня ярлык «Ботаник» и всё, не надо самому составлять о нём мнение, не нужно обдумывать его поведение, ни к чему анализировать его слова и жесты.

Навешивание ярлыков — кузница предвзятости, тенденциозности и необъективности. Навесить на человека ярлык, всё равно, что поставить на нём клеймо: вор, проститутка, пьянь, оппозиционер, робкий, трус, болтун, сноб.

Человек может не сразу проявить свои лучшие качества. Но к услугам глупцов и верхоглядов всегда приходит навешанный на человека ярлык. Например, у человека ярлык «Стукач». Желание общаться с ним сразу пропадает. То есть навешивание ярлыков заранее программирует людей на предвзятое, предубеждённое мнение о ярлыконосителе.

Психолог Кристина Михайличенко пишет: «Самыми распространенными ярлыками, которыми мы пользуемся, являются «плохой/хороший», «скучный/веселый», «глупый/умный», «враг/друг» и еще десятки антонимов. Но скажите, возможно ли отнести человека строго к одному определению? Мы не настолько категоричны. Среди «плохих парней» случается увидеть и заботливых братьев; самые отъявленные циники могут писать романтические стихи, а душевнобольные способны изречь истину. С другой стороны, друзья могут бросить в непростой ситуации, весельчак плачет по ночам в подушку, а смелый герой боится простой мышки. Все это – условности» .

Если человека часто называть свиньей, он таки станет свиньей. Будете называть умницей – станет, скорее всего, умницей. Станете говорить, что он сама черствость и бездушие, он таким и будет. Людям свойственно быть последовательными, вот они и оправдывают ваши ярлыковые, негативные ожидания.

В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят. Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов, назвав всех жалкими заиками.

В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в «негативной» группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни. Эксперимент, позже названный «чудовищным», долго скрывали от общественности из страха повредить репутацию Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.

Навешивание ярлыков — автоматическое желание поляризовать жизнь. Разделить мир на своих и чужих, врагов и друзей, плохих и хороших, добрых и злых. Чёрно-белое мышление чревато негативизмом, односторонностью и поверхностностью. Навешивая на других ярлыки, человек становится адской игрушкой завистливого, вздорного, сумбурного ума. Повесив на человека ярлык мы вынуждаем свой изменчивый ум думать о нём плохо, мы заставляем себя не замечать в нём достоинств.

Навешивание ярлыков – форма искажения реальной действительности. К примеру, навесив на человека ярлык «враг», мы получаем в итоге врага, которого создали в своём уме. И потихоньку мы начинаем замечать, как внешний мир превратился в ад, наполненный врагами. Наш мечущийся ум создает нам через ярлыки ужас наяву.

Психологи считают, что с «ярлыками» не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что навешивание ярлыков – это средство манипулирования нашей психикой. Стало расхожей истиной суждение о том, что слово – величайшая сила. Учитель, называющий ребенка бездарностью – «ярлык», который может сломать юному созданию жизнь, если перед нами не Лев Толстой и не Вальтер Скотт. Мать, отчаявшаяся научить сына играть в теннис и в досаде заявляющая ему об этом, возможно, дала явно лишний шанс Кафельникову и Сафину носить теннисную корону. Врач, сообщающий родителям подростка в его присутствии, что он слишком слаб для занятий бегом, вероятно, лишает и жизнь подростка, и Олимпийские игры удовольствия увидеть его среди победителей на спринтерской (стайерской) дистанции. Во всех этих случаях «ярлыки» как воплощение риторической воздействующей энергии можно считать языковой (речевой) агрессией против человека.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры