Объединение Молдовы с Румынией: реальность или просто игра? Насколько вероятно объединение Молдавии и Румынии.

Главная / Ссоры

В преддверии круглой даты как в Румынии, так и в Молдове активизировались сторонники унионистских идей, верящие в то, что историю столетней давности, прерванную Второй мировой войной, можно повторить. Насколько вероятен сценарий с объединением двух независимых сегодня государств?

Унионизм на марше

В рамках румынского общественно-политического дискурса всегда считалось, что Бессарабия - историческая область, составлявшая территорию нынешней Республики Молдова и части Украины - является исконно румынской землей. Для румынских историков получение Российской империей Бессарабии в 1812 г. - это результат заговора между Москвой и Парижем, причем в их понимании Россия отобрала эти территории не у Османской империи, а фактически у румынского государства, которое, даже существуя в виде нескольких княжеств, якобы находилось тогда лишь в формальной вассальной зависимости от Порты.

При этом игнорируется тот факт, что румынский национализм как политическое течение зарождается только в 1830-е гг, а образование румынского государства происходит еще позднее - в 1860-1870-е гг. В Румынии ретроспективно сконструирована непрерывная национальная история, которая берет начало еще со времен даков и римлян и в которой современная Молдова выступает как ее интегральная часть.

Соответственно, "возвращение" Бессарабии в 1918 г. в современной Румынии воспринимают как элемент формирования "великого" румынского государства. И еще со школьной скамьи там прививается идея о том, что утрата Румынией Бессарабии в результате Второй мировой войны - это историческая несправедливость.

В Румынии крайне негативно относятся к идее об отдельной молдавской идентичности, считая ее лишь конструктом советской пропаганды в пику идее румынской государственности. В итоге язык, на котором говорят в Молдове, считается в Румынии румынским, хотя и насыщенным при этом славянизмами и регионализмами. Одним из следствий такой исторической политики является то, что, согласно разным социологическим опросам, 70-80% румынских граждан поддерживают идею о необходимости объединения Молдовы и Румынии.

Кроме этого, несмотря на отсутствие каких-либо значительных трагедий в истории отношений между Россией и Румынией (в отличие, например, от истории российско-польских отношений), в румынском дискурсе Россия до сих пор рисуется не иначе как империя, которая представляет экзистенциальную угрозу для Румынии и Молдовы.

В то же время на протяжении всего постсоветского периода истории Румынии в этой стране на государственном уровне праздновался только общенациональный День Румынии 1 декабря, который исторически связан в первую очередь с вхождением Трансильвании в состав румынского государства в 1918 г. В преддверии же 100-летия со времен создания "Великой Румынии" один из соратников экс-президента Румынии Траяна Бэсеску Еуджен Томак инициировал принятие закона о том, чтобы день "воссоединения" Румынии и Бессарабии 27 марта также сделать национальным праздником. Именно в этот день в 1918 г. Сфатул Цэрий, парламент провозглашенной после Октябрьской революции Молдавской Народной Республики, проголосовал за объединение с Румынией.

Закон в итоге был принят в марте 2017 г. В соответствии с его положениями, центральные и местные органы власти должны ежегодно 27 марта торжественно поднимать национальный флаг. Кроме этого прописывается возможность для органов власти, неправительственных организаций, музеев, представительств Румынии за рубежом организовывать специальные мероприятия политического, культурного и научного характера.

В специальном заявлении, сопровождавшем промульгацию закона, президент страны Клаус Йоханнис отметил: "Сфатул Цэрий принял 27 марта 1918 г. решение об объединении Бессарабии с Румынией. Этот исторический акт открыл процесс Большого объединения, который окончился 1 декабря 1918 г., когда румыны Трансильвании, Баната, Марамуреша и Кришана приняли решение объединиться с Румынией. Эти события создали румынское государство в его нынешнем виде".

В итоге, благодаря закону о новом национальном празднике 27 марта, унионистская идея, пусть и в историческом контексте, постепенно легитимизируется в публичном поле, переставая быть уделом лишь политических маргиналов.

Что касается Республики Молдова, то здесь румынофильские настроения перестали быть исключительно маргинальными после прихода к власти в 2009 г. Альянса за европейскую интеграцию. В составе Альянса, просуществовавшего фактически до 2015 г., находилась Либеральная партия Михая Гимпу, которая открыто выдвигала унионистские лозунги и настаивала на восприятии советской истории Молдавии как периода оккупации и репрессий. Премьер-министр Молдовы Влад Филат (2009-2013 гг.), не будучи унионистом, разделял при этом идею о том, что Молдова является "вторым румынским государством" и что государственный язык страны должен называться не иначе как румынским.

Так же и сегодня вполне солидно смотрится Партия национального единства, которая была образована бывшим сторонником М. Гимпу и экс-министром обороны Анатолом Шелару, и в деятельности которой принимает активное участие Т. Бэсеску. Эта партия имеет шансы не только попасть в парламент Молдовы после выборов осенью этого года, но и войти в коалицию с правящей Демократической партией. Та же история и с партией нынешнего вице-премьера Юрия Лянкэ, который наряду с проевропейскими лозунгами начал в борьбе за электорат исчезающей Либеральной партии активно использовать унионистские идеи.

Политики унионистского толка опираются на определенную социальную поддержку. Если в 1994 г. проводившийся в Молдове плебисцит показал, что количество сторонников объединения с Румынией находится на уровне статистической погрешности, то современные опросы показывают поддержку на уровне 20%.

Рост популярности унионизма связан с несколькими причинами. Во-первых, в Молдове происходит смена поколений, и значительная часть современной молдавской молодежи подпадает под румынское культурно-образовательное влияние (что вполне естественно в силу языковой и культурной близости). Стремясь к более качественному образованию и имея возможность получить стипендию румынского правительства, молдавские абитуриенты едут учиться в румынские вузы. Как и в Румынии, большое влияние оказывает и система образования в самой Молдове. Уже с 1990-х гг. в молдавских школах и вузах изучается история не Молдовы, а история румын, в которой нет места идее об особом историческом пути Бессарабии.

Во-вторых, набирает силу т.н. прагматический унионизм.

Многие люди вне зависимости от социального статуса, наблюдая массовую бедность, отток населения, коррумпированность политиков, постоянную политическую нестабильность, разочарованы в Молдове как государстве. Для них объединение с Румынией выглядит единственной возможностью улучшить жизнь в Молдове.

Кроме этого, многие граждане уже понимают, что скорее всего в ближайшие десятилетия страна вряд ли станет членом Евросоюза. Бэсеску играет на этой разочарованности, утверждая, что единственный путь в ЕС лежит для Молдовы через объединение с Румынией.

В итоге по обеим сторонам Прута, как в Молдове, так и в Румынии, существует унионистское движение. В настоящий момент оно раздроблено, но постепенно оно начинает оказывать влияние на публичную политику в обеих странах и добиваться выгодных для себя политических решений. Если в Румынии унионистам удалось провести закон о новом национальном празднике, то в Молдове они настаивают на том, чтобы парламент официально принял решение о переименовании государственного языка - с молдавского на румынский. Такое решение уже принял Конституционный суд страны, но последнее слово все-таки за парламентом.

В преддверии сотой годовщины Великого объединения более 100 румынских и молдавских общественных организаций объединились в «Альянс Столетия» для проведения совместных юбилейных мероприятий, часть из которых будет посвящена идее объединения Румынии с Молдовой. Так, в начале января состоялась заметная акция унионистов на мосту через Прут, на котором был растянут стометровый румынский флаг.

Структурные ограничения

Несмотря на рост унионистских настроений в обеих странах, они пока не составляют политический мейнстрим. Для этого есть множество как внутренних, так и внешних причин.

Во-первых, Евросоюз и США последовательно сигнализируют румынским политикам еще с 1990-х гг., что любое изменение границ неприемлемо. В частности, посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявил по случаю 25-летия молдавской независимости о том, что Молдова должна оставаться суверенным государством, а объединение с Румынией не является практичным выбором и не улучшит положение дел в стране. В Румынии по этому поводу разразился скандал, и некоторые политики потребовали даже отозвать американского посла.

Для стран Запада любое движение в сторону объединения Молдовы и Румынии грозит ростом межгосударственных противоречий во всей Восточной Европе и, как следствие, ослаблением евроатлантических институтов. Понимает это и сам Бухарест, постоянно сталкивающийся с автономистскими настроениями трансильванских венгров.

Поэтому в Бухаресте никто пока не решается возвеличивать унионизм вне пределов сугубо исторического контекста. Процитированное выше заявление Клауса Йоханниса по поводу введения нового национального праздника в честь "воссоединения" Молдовы и Румынии содержит также следующую оговорку: "В то же время Румыния остается приверженной поддержке европейского курса Молдовы. Европейская интеграция Молдовы, согласно нашей национальной стратегии обороны, представляет собой одну из важнейших внешнеполитических целей Румынии…". Подобные же утверждения содержат и все другие румынские внешнеполитические документы, посвященной молдавской проблематике.

Во-вторых, современная Румыния оказалась погружена в собственные внутренние проблемы. В стране наблюдается постоянная политическая нестабильность, в том числе из-за стремления правящей Социал-демократической партии урезать антикоррупционное законодательство, которое является постоянной головной болью для румынского политического класса. В стране в этой связи стали часто меняться правительства.

Если вопросы коррупции представляют интерес в основном для городского класса, желающего превращения Румынии в полноценное европейское государство, то широкие массы населения, проживающие в основном в деревнях, испытывают проблемы с безработицей, бедностью. Румынское население сокращается из-за миграционного оттока населения.

В итоге под влиянием всех этих факторов в Румынии сложился определенный консенсус по поводу Молдовы.

Внешнеполитические элиты Румынии воспринимают Молдову как "второе румынское государство", которое в силу обстоятельств должно оставаться суверенным. Объединение же Молдовы и Румынии, по их мнению, произойдет на символическом уровне в ходе успешной евроинтеграции Молдовы. В этой связи, согласно румынским представлениям, Молдова должна быть максимально привязана к Румынии и Евросоюзу - политически, экономически, логистически, а также в плане безопасности.

Поэтому Бухарест, в отличие от времен Бэсеску, начал выделять Кишиневу реальные кредитные средства (€150 млн в 2016-2017 гг.), пролоббировал в европейских институтах выделение кредитов Кишиневу под реализацию масштабных проектов, призванных связать молдавскую газотранспортную и электроэнергетическую систему с Румынией.

Бухарест увеличил количество своих гуманитарных проектов в Молдове, сохраняя при этом старые формы поддержки - раздачу румынского гражданства и образовательных стипендий. Кроме этого, Бухарест уже давно открыл "зеленый коридор" молдавским товарам, за счет чего молдавские экспортеры имеют реальный (а не призрачный, как в случае со всем остальным странами - членами ЕС) канал поставок своей продукции за пределами СНГ (получается ежегодно уже около $600 млн, причем не только агропродовольственное сырье, но и фрукты, овощи и вино).

Серьезные ограничения существуют для распространения унионистских идей и в Молдове.

Во-первых, как признает большинство аналитиков, Молдова представляет собой т.н. приватизированное государство, где политические элиты озабочены в первую очередь установлением контроля над финансовыми потоками и перераспределением активов. Поэтому для них изменение статус-кво со значительным расширением влияния - будь то Бухареста или Брюсселя - неприемлемо.

Для молдавских элит Румыния является важным стратегическим партнером, помогающим решать многие внешне- и внутриполитические задачи, но Кишинев тем не менее не спешит бросаться в слишком тесные объятия Бухареста.

Во-вторых, широкие слои молдавского населения (согласно опросам, 60% граждан) в общем-то до сих пор живут с представлением об особой "бессарабской идентичности". Она сформировалась в ходе двухвековой истории - не только влияния Российской империи или Советского Союза, но и совместного проживания разных народностей (молдаван, украинцев, русских, гагаузов, болгар, евреев и т.д.). Нахождение Бессарабии в составе Румынии в межвоенный период было слишком коротким и противоречивым, чтобы настроить жителей в пользу унионизма.

Долгоиграющая история

Ввиду имеющихся структурных ограничений даже сами унионисты признают, что объединение Молдовы и Румынии невозможно в перспективе как минимум ближайших десяти лет.

Многое в долгосрочной перспективе будет зависеть от того, насколько сохранится влияние на Румынию европейских и евроатлантических институтов. Пока нет серьезных причин опасаться, что Румыния пойдет по пути Польши и Венгрии, которые сегодня пытаются обособиться в рамках ЕС и иметь собственные, отличные от брюссельских, геополитические взгляды и проекты. У Румынии сегодня самый высокий экономический рост среди всех стран Евросоюза. Также в ближайшее время ожидается ее включение в Шенген и, возможно, зону евро, что поможет преодолеть сегодняшний слегка маргинальный статус этой страны в ЕС.

Еще более значимым является такой фактор, как политическое и социально-экономическое развитие Молдовы.

В рамках сегодняшнего "приватизированного государства" в Молдове олигархические элиты вместо строительства гражданской политической нации, где значимы такие вещи, как правовое государство и политическое участие всех граждан вне зависимости от этнической самоидентификации, воспроизводят разнообразные расколы внутри молдавского общества, прежде всего на геополитической основе. Активно в электоральных целях разжигаются антироссийские настроения.

Такой подход правящих элит только способствует унионистским настроениям, так как страна продолжает деградировать, а умы людей - находиться под влиянием простейших концепций, базирующихся на делении на "своих" и "чужих".

Сдерживание унионистских настроений также зависит от того, смогут ли Россия и Запад найти общий язык по поводу региона "общего соседства". Дальнейшее углубление противоречий между ними будет препятствовать строительству в Молдове политической нации и поддерживать те силы в Румынии, которые будут пропагандировать собственный имперский проект в отношении Молдовы под предлогом борьбы с "российской угрозой".

В начале марта около 100 молдавских населенных пунктов подписали совместную декларацию об объединении с Румынией.

«В целях восстановления исторического права жить вместе с братьями из-за Прута заявляем о немедленном и безусловном объединении с Родиной-матерью Румынией», — говорится в документе, который к 13 марта подписали члены 108 сельских и городских советов. 25 марта сторонники объединения планируют провести митинг в Кишиневе, на который, по их прикидкам, должно прийти более 100 тысяч человек.

Движение за объединение с Румынией активизировалось в стране в предвыборный год. В мае в стране пройдут выборы мэров в крупнейших городах, — Кишиневе и Бельцах — где живет 30% населения страны. Потом последуют и досрочные парламентские выборы.

«Восстановление исторической справедливости»

История взаимоотношений Румынии и Молдавии насчитывает много столетий. В Средние века молдавские княжества то попадали в зависимость от румынских князей, то освобождались от нее. В 1503 году Бессарабия была присоединена к Османской империи, а в 1812 году по Бухарестскому мирному договору оказалась в составе Российской империи. Только в ХХ веке Молдавия безо всяких оговорок впервые вошла в состав Румынии по результатам Первой мировой войны и распада Российской империи. Однако в 1940 году она вновь оказалась в составе СССР.

После начала распада Советского Союза в Молдавии начался политический кризис. Часть населения поддерживала идею идентичности молдавского и румынского языков, выступая за объединение двух стран. В противовес им просоветски настроенные жители Приднестровья и части других молдавских регионов выступили за сохранение Молдавской ССР в составе Союза. Однако в итоге победила третья сторона: сторонники независимости.

Официальным стартом нынешней кампании юнионистов (так называют сторонников объединения) можно считать 18 февраля 2016 года, когда на пресс-конференции в Бухаресте была представлена стратегия объединения двух стран, подготовленная Национал-либеральной партией (НЛП). Ее возглавляет действующий президент Румынии Клаус Йоханнис , который называет объединение двух стран чуть ли не ключевой задачей своего срока.

Масштабный документ предлагает создать единое социально-экономическое, культурное и информационное пространство, открыть рынки рабочей силы в Румынии для всех граждан Молдавии, увеличить поддержку из румынского госбюджета молдавских СМИ, в том числе общественного телевидения, а также продвигать культурные ценности для «развития румынской идентичности». Предлагается и начать разработку нормативной базы для создания общей жандармерии и полиции. По мнению Йоханнеса, очередным шагом для объединения двух стран должна стать евроинтеграция Молдавии.

В Молдавии кампанию за воссоединение с южным соседом ведет «Блок национального единства» (БНЕ). Это румыно-молдавская организация, выступающая за «восстановление исторической справедливости». Сбор подписей за объединение с Румынией БНЕ собиралась приурочить к 27 марта. Для организации это сакральная дата: ровно сто лет назад в этот день Бессарабия вступила в состав Румынии. Митинг в молдавской столице, на который планируют собрать 100 тысяч человек, также будет приурочен к этой дате.

«Люди разочаровались в идее молдавской государственности»

Если предыдущий президент Молдавии Николай Тимофти поддерживал идею объединения двух стран, то нынешний глава государства и лидер Партии социалистов Игорь Додон выступает против. Додон запустил кампанию по сбору подписей против объединения стран, в которую включились 250 населенных пунктов страны (из 898, которые есть в Молдавии). Президент подчеркнул, что присоединение к Румынии вызовет гражданскую войну. 7 марта Додон созвал Совет безопасности, на котором осудил юнионистскую декларацию.

«Совет считает эти действия грубым нарушением положений конституции, мы предлагаем изменить уголовное законодательство и ввести уголовную ответственность за подобные действия. В ближайшее время такие поправки будут разработаны и переданы парламенту», — пообещал Додон.

Парламент страны, который контролирует Демократическая партия, выступающая за вступление страны в ЕС, ответил на это заявление молчанием. Ранее там одобрили законопроект, предлагающий заменить в конституции государственный язык с молдавского на румынский. Однако, как считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер , на самом деле Демпартия смотрит на вопрос присоединения к Румынии только с точки зрения своих интересов.

— Она (Демпартия) и контролирующий её олигарх Владимир Плахотнюк просто хотят остаться у власти. Под какими лозунгами это произойдет, им не так важно, — заявил эксперт.

По словам Брутера, за последние 10 лет поддержка идеи воссоединения с Румынией в Молдавии действительно выросла почти на 10% (примерно до 30%). Однако одновременно выросло и число людей, которые выступают за интеграцию в восточном направлении: либо за тесное сотрудничество с Россией, либо за воссоединение с Приднестровьем. Такое развитее событий в стране поддерживают около половины населения.

«Объединение с Румынией может произойти только в том случае, если США решат, что они не справляются с ситуацией в Молдавии и страна вот-вот выберет путь в сторону РФ», — считает Брутер. Между тем в США, по мнению эксперта, хотели бы, чтобы Плахотнюк отошел от власти и на его место пришли более «правильные» с точки зрения Вашингтона люди. «Рейтинг Демократической партии падает. Из-за этого они даже не стали выдвигать своих кандидатов на выборах в крупнейших городах страны Кишиневе и Бельцах, где живет 30% населения страны».

На фоне больших экономических проблем у граждан крепнет уверенность в том, что молдавская государственность — неудачный эксперимент, считает политолог. Отсюда и растущая популярность политических сил, которые выступают за интеграцию с другими государствами. Однако в какую именно сторону качнется чаша весов, сказать сложно. «Это покажут предстоящие выборы», — считает Брутер.

Название :

Объединение Румынии и Молдавии

Общее наполнение проекта :

Социальное и политико-экономическое движение за объединение двух государств, имеющее разные характеристики и разный уровень поддержки в обеих странах.

Страны-инициаторы :

Румыния, Молдавия

Флаг/логотип :

Собственного флага у проекта нет

Карта :

Один из вариантов объединения Румынии и Молдавии (без Приднестровья):

Справочная информация :

Имеет давнюю историю - с момента образования первых средневековых дунайских княжеств в XIV веке до настоящего времени и своеобразное развитие, включающее в себя периоды угасания и усиления. Сторонников этого движения называют унионистами (рум. Unionişti, от рум. Unirea - союз), а само движение - унионизм.

Общественное мнение как в Румынии, так и в Молдавии воспринимало идею объединения неоднозначно и со временем заметно колебалось. В Молдавии идеи унионизма исторически имели гораздо меньшую поддержку. В Средние века это отчасти объяснялось периодом феодальной раздробленности, когда местные молдавские князья не желали утрачивать свою независимость. Молдавское княжество стало пристанищем для многих валашских семей, не желавших мириться с засильем венгерских и немецких феодалов в Трансильвании, а также турок и греков в Валахии.

В середине XIX века официальная Румыния осуществила перевод алфавита с кириллицы на латиницу. В Бессарабии, присоединённой в 1812 году к Российской империи, таких изменений не проводилось.

Присоединение Бессарабии к Российской империи повлекло за собой снижение доли (но не численности) молдавского населения до 54 %, а также значительную русификацию. В 1850-х единственным официальным языком Бессарабии стал русский, а изучение в школах молдавского языка было прекращено.

Присоединение к Румынии Трансильвании, Бессарабии, Южной Добруджи и Буковины в 1918 году дало надежды на успешный «энозис» румын в одном государстве (Великая Румыния). Пребывание ряда смежных регионов в составе Румынии в начале XX века и связанные с этим попытки их румынизации завершились неудачно в связи с присоединением Бессарабии и Северной Буковины к СССР в 1940 году.

В период между 1918 и 1940 годами, процесс интеграции Бессарабии в Румынию отчасти тормозился действиями румынской армии и региональной администрации, а отчасти - национальными меньшинствами, проживающими на этой территории.

Наибольшее неприятие союза с Румынией демонстрировали гагаузы, болгары и евреи. Активное сопротивление ей оказывало и русскоязычное население. Среди этнических молдаван слабая поддержка или безразличие на начальном этапе быстро сменилась открытым недовольством, особенно среди молдавских крестьян. Олигархическо-бюрократические традиции, привнесённые из Румынии, заставили многих пожалеть о присоединении.

Новый подъём унионистских настроений в Молдавии пришёлся на конец 1980-х. Движение за объединение испытало значительный подъём в обеих странах после провозглашения политики гласности в Советском Союзе и после румынской революции 1989. Но Румыния переживала сильнейший политико-экономический кризис в связи со свержением режима Чаушеску. Унионистам, однако, удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашение молдавского (румынского) языка государственным. Поднявшаяся волна румынского национализма в Молдавии повлекла сепаратистскую реакцию в населённых преимущественно гагаузами и русскоязычными жителями Гагаузии и Приднестровья, последнее из которых фактически отделилось в результате приднестровского конфликта.

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией. В (2004) среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре 2009 премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически».

Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта 2012 года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами.

Планы по объединению с Румынией стали одной из причин приднестровского конфликта в 1989-1992 годах, а также стимулировали гагаузов к получению национально-языковой автономии. В случае объединения с Румынией эти два образования получат веский аргумент в пользу их выхода из состава Молдавии. Такая позиция национально-территориальных меньшинств осложняет позиции унионизма в молдавском обществе.

1 июля 2006 года, примерно за полгода до вхождения Румынии в состав Европейского Союза, президент Румынии Траян Бэсеску на приёме в дворце Котрочень высказал предложение своему тогдашнему молдавскому коллеге Владимиру Воронину, объединиться в единое государство с целью одновременного вступления в ЕС. Воронин не поддержал этот план

Актуальность проекта :

Время для объединения в обозримой перспективе играет против проекта (средняя)

Основания для реализации :

Историческое, географическое и этническое родство населения двух государств.

. Дипломатические отношения были установлены в 1992 году . Румыния является членом НАТО (Молдавия участник Индивидуального партнёрского плана) и Европейского союза (Молдавия страна-участник Восточного партнёрства). Протяжённость государственной границы между странами составляет 683 км .

История

В 1990-е годы отношения между странами были в целом хорошими. Румыния была первым государством признавшим независимость Молдавии и оказывала существенную поддержку в становлении органов власти молодой республики. Молдаване и румыны имели разное отношение к основным социальным и политическим вопросам вследствие того, что Молдавия была частью Российской империи (Бессарабская губерния) и Советского Союза (Молдавская Советская Социалистическая Республика), а Румыния была независимым королевством , а затем стала социалистической республикой . В 1990-е годы многие румыны воспринимали молдаван как «обрусевших» и относились к ним снисходительно, что мешало преодолеть культурные различия и было источником растущего недовольства среди большинства молдаван. В те годы Президент Румынии Ион Илиеску старался поддерживать позитивные отношения с Россией и не стал вмешиваться в Вооружённый конфликт в Приднестровье .

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией. Среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически» . Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта 2012 года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами .

27 августа 2014 года Молдавия сделала небольшой, но символический шаг в сторону ослабления своей зависимости от импорта российского газа, начав импортировать газ из Румынии. Молдавские власти аргументировали этот шаг своими опасениями по поставками газа из России в преддверии зимнего сезона из-за конфликта на востоке Украины . Румынией был построен трубопровод длиной 43 километра к 23-й годовщине независимости Республики Молдова от Советского Союза. 27 августа 2015 года посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявил, что Молдавия должна оставаться суверенным и независимым государством, а возможное присоединение к Румынии не приведет к положительным результатам. Он также заявил, что Молдова не является Румынией, так как имеет свою собственную историю, многонациональное население, говорящее на разных языках. Джеймс Петтит также отметил проблемы в

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры