Описание соционического типа «Гамлет. Мужской портрет гамлета Кто подходит гамлету по соционике

Главная / Ссоры

[Наставник ]Этико - интуитивный экстраверт (ЭИЭ/ENFJ/Гамлет).
Базис Юнга : экстраверт, этик, интуит, рационал.
Квадровые признаки : аристократ, субъективист, решительный.
Диадные признаки : упрямый, беспечный, эволютор.
Индивидуальные признаки : негативист, квестим, динамик, стратег, конструктивист.
Темперамент : линейно напористый.
Жизненная стратегия : стремление к идеалу.
Миссия : воспитательная.
Профориентация : коммуникатор.
Стимул к деятельности : уникальность.
Стиль коммуникации : страстный (обмен эмоциями).
Фактор творческих проблем : консерватизм.
Жизненная позиция: что бы ни совершалось, всё должно быть наполнено чувством, страстью, творчеством, энергией, любовью или желанием.

Характерные проявления типа:
Актер. Человек трагедии и комедии. Гамлеты склонны к тому, чтобы будоражить всех вокруг. Часто действуют на эмоциях, на порывах. Ценят момент эмоционального подъема.
Эксцентричны и напористы. Умеют быстро накалить обстановку. Любят драматизировать.
Если ситуация позволяет им действовать, то они выглядят упорными и несгибаемыми "кремнями", бескомпромиссными, готовыми на любые лишения, самоограничения и т. п. Если же окружающим вздумается сделать что-то противоположное их намерениям, то вынос мозга обеспечен! На любое решительное, безупречное по самоотдаче действие, они отвечают нервозностью или психозом: в зависимости от того, что в данный момент больше подходит к сложившейся ситуации.
Это настоящие мастера создавать или провоцировать беспокойство, затем подпитаться энергией возбуждения и опять транслировать её на окружающее пространство. Эдакие стихийные маги. Ещё секунду назад ничего не было, а вдруг раз - появился вихрь, торнадо. Они тем сильнее, чем сильнее или нестабильнее окружающее пространство. Одними интонациями они в состоянии накалить или разрядить ситуацию.
Боятся проявления немотивированной близости и теплоты в общении. Если вы ни с того ни с сего решите проявить свою заботу, начнете вести себя так, будто сто лет с ним знакомы, если вы размахнете свои объятия и попытаетесь нарушить интимную границу пространства, прикоснуться к нему "специально и неформально", то Гамлет прямо на ваших глазах, перестанет быть гибким и толерантным.
Старается выглядеть человеком независимым и самодостаточным, хотя для уверенности в себе очень нуждается в периодическом ободрении и внимании со стороны друзей и близких. Может легко расстроиться и разочароваться в себе, если у него что-то не получается, но реабилитироваться и вернуть веру в себя ему несложно. Стоит достичь желаемого, а делам наладиться, как настроение снова набирает обороты.
Несмотря на то, что стремитесь попробовать в жизни все, он представляет собой именно тот тип человека, который в конце концов остепенится, приведет свой внутренний мир в порядок, обзаведется семьёй, но не затухнет, как свойственно многим после этого.

Основное качество:
Яркая энергетика и быстрая реакция. Жизнь Гамлета должна быть наполнена переживаниями, отношения должны быть глубокими, чувства должны быть интенсивными. Девиз «Я чувствую, значит, существую» объясняет их склонность к драматизации.

Основная мотивация:
Выразить себя. Для Гамлета важно выделяться из толпы, быть не таким, как все.
С другой стороны, желание доказать свою состоятельность и избранность - это тоже не последний из мотивов.

Серединная мечта:
Чтобы все без слов понимали, как нужно заботиться и когда необходимо оказывать помощь. Чтобы был идеальный гардероб с одеждой. Чтобы были все необходимые медикаменты. Чтобы на его место в жизни другого человека и в социуме никто не посягал.

Основная способность:
Погружаться в центр внимания. Будоражить воображение, мотивировать массы. Внедрять идеологию. Заниматься пропагандой и агитацией.
По своей природе - идеологи и революционеры.

Вектор роста:
Рост через работу с информацией: писательство, наставничество, пропаганда.
Работа с массами: ораторское искусство, организация коллективных обсуждений.
Артистизм, склонность к художественному самовыражению. Работа в театре.

Вектор реализации:
Эмоциональность: то, что выглядит эмоциональными штормами для других - для него обычное вдохновленное состояние.
Страстность: эмоциями он легко охватывает всех окружающих его в данный момент, меняя по своей воле и прихоти их эмоциональные состояния.
Нравственная чистоплотность: брезглив, не прощает измен.
Надежность: очень консервативен в своих взглядах и привычках.
Великолепный оратор: неспокойный сам, захватывает и заставляет волноваться и других.
Участлив: если берется вам помочь, то на него можно смело положиться.

Положительные склонности:

Быстро принимать решения.
Излагать свои мысли предельно ясно.
Пресекать всякую спешку
Проявлять твердость
Действовать прямо и последовательно
Определять проблему и фокусироваться на ней.

Умения:
Тонко чувствовать настроение других людей.
Менять настроение.
Красиво выражать свои чувства: от возвышенных интонаций до тонкой иронии.
Эмоционально увлекать, вести за собой.
Правильно распределять действия во времени.
Смотреть в будущее и четко видеть желаемый образ

Положительная тенденция:

Целью роста личности является - эволюция конкретного склада ума, развитие и применение умственных способностей.
Ему необходима четкость и стройность логической системы бытия. Правила, инструкции, рамки часто играют роль той самой твердой руки, что позволяет структурировать свою жизнь и не срываться в эмоциональные неистовства, грозящие безумием.
Препятствием на пути к развитию интеллекта может стать как немотивированная демонстративность, так и нежелание (неспособность) самостоятельно углубляться в суть.
Личностное развитие напрямую зависят от уровня коммуникативных способностей. Гармонизируют себя через словесное самовыражение.

Сильные стороны:
Cпособность сфокусироваться на главном. Выделяя приоритетные интересы, жертвовать остальным ради них

Слабые стороны:
Склонность к фанатизму
Мнительность
Категоричность
Самолюбие
Честолюбие (гордость)
Ранимость
Эмоциональная нестабильность

Отрицательные качества:
Не позволяют другим участвовать в процессе принятия решений до тех пор, пока не станет очевидно, что эти решения могут быть уместны.
Говорят напрямик; окружающие могут воспринимать это как нападки в свой адрес.
Порой начинают действовать, не выяснив, насколько готовы другие люди.
Торопятся с принятием решений; при этом не обладают достаточной информацией, включая фактор воздействия на людей.

Негативная тенденция:
Когда он чувствует важность каждого своего выбора и поступка и несёт ответственность за них, когда он осознает, что от его решения зависит качество жизни других людей, то в нем просыпаются сильные начала, в том числе способности к интуитивному обучению, к управлению чужой волей.
Если он этого не осознает, то его качества, его энергия, начинает работать против него самого, создавая в нем выдающуюся лень. В этом качестве он опирается на позицию типа: "Если будет надо, то легко смогу, а так то чего стараться?" и общая, но очень искренняя эгоцентрическая направленность с подсознательным ощущением: "Конечно, весь мир должен для меня стараться, а для кого же еще?".
При эгоцентрической установке личности, целью которой является только активная демонстрация своих талантов, при таких обстоятельствах основная мотивация превращает его в аккуратного, но совершенно безжалостного вампира в областях, связанных с потреблением любых эмоций.

От них нельзя требовать и ожидать:
Неизменного оптимизма;
Быстрой конкретной отдачи в делах;
Трезвого, объективного, без эмоционального взгляда на вещи;
Умения достоверно анализировать ситуацию;
Демократичности и простоты в общении.

Контакты и связи:
Критический или придирчивый стиль общения. Интриган - провокатор. Любит подшутить, разыграть, дать волю своему ядовитому языку.
Троллинг окружения - это своеобразный фильтр, в результате которого остаются только те связи, которые точно окажутся жизнеспособны или полезны.

Отношения:
В отношениях с другими постоянно требует подтверждения своего статуса, доказательства преданности и надежности, предельной тактичности и терпения к его своеобразности. Сам же часто бывает весьма навязчив, велеречив, самолюбив и очень обидчив. Ревниво относится к соперникам, истинным, и тем более, воображаемым.
Чаще всего, отношения строит с лицами из иной возрастной группы, или с ровесниками, которые подтвердили свою зрелость, самостоятельность и самодостаточность.
Его тянет к надежным, пусть не ярким, но устойчивым и основательным личностям.
При все своей эмоциональности, он не склони разбрасываться чувствами, а концентрируется на одном объекте пристрастий.

Защитные механизмы:
Запрет на заурядность: обыкновенная жизнь для него лишена смысла.
Склонность к идеализации: он мечтает о лучшем мире, об идеальных отношениях.
Потребность в самовыражении: ему часто не хватает признания его глубинной индивидуальности.

Поведение в экстремальных ситуациях:
Когда ситуация выходит из под контроля, Гамлет становится очень резок и стремителен. Решения принимаются настолько быстро, что иногда опережают процесс осознания и размышления. Исповедуется стиль "клин - клином". Проблемы встречаются с открытым забралом и с таким же забралом они создаются.

Главные трудности:
Гамлет склонен к депрессивным состояниям, сопровождающимися утратой веры в себя. При замыкании на себе образуется погруженность в свой внутренний мир, в свои ощущения, появляется склонность действовать по внутренним побуждениям, игнорируя реальные обстоятельства. Это приводит к двойственности при оценке людей и явлений. Ему начинает искренне казаться, что его виденье ситуации окончательно истинно, и переубедить его в этом практически невозможно. Он начинает заблуждаться относительно людей и вещей, пребывая в уверенности, что он один все видит верно. Вследствие этого возникает депрессия, сомнения, страх быть покинутым.

Итак, сегодня мы говорим о Наставниках всея социона — Гамлетах. О Гамлетах мы много знаем, представления о них сформированы и понятны. Но получается, что мы знаем «что» это, но не знаем «почему, откуда». Да и представления о том, «что» это за фрукт такой Гамлет чаще всего очень узкие, неполные. Так что давайте расширять и углублять)

Этико-интуитивный экстраверт. Гамлеты, хотя они выглядят по-разному, имеют несколько общих признаков, которые можно воспринять. Во-первых, это сама по себе одежда, то, что одевает Гамлет, можно охарактеризовать как «теоретически должно выглядеть красиво, а по факту ни фига». Во-вторых всегда можно заметить Гамлета по эмоциональным движениям рук, всегда в такт словам и интонациям (в отличии от Геков и Есей , у которых руки живут своей жизнью). А больше всего Гамлет заметен тем, что не видно, но чувствуется – эмоциональному фону, необязательно сильному, но практически непрерывному, постоянному.

Если копать глубже, то можно охарактеризовать Наставника , как самого честного из всех эгоистов. Гамлет уверен в том, что именно он – центр этой грёбанной Вселенной, даже больше — для Гамлета это стоит «по умолчанию». Но при этом Гамлет искренне убеждён, что это не эгоизм, а необходимость, потому что в своих личных интересах и убеждениях Гамлет видит интересы глобальные и всеобъемлющие. А реализацию этих интересов воспринимает как некое восстановление того, что по идее и должно быть. Поэтому Гамлет эгоист не простой, а с одной стороны очень активный, и с другой очень честный: приложив неимоверное количество непоколебимости и логики, можно показать Гамлету разницу его интересов и интересов общих, и таким образом пошатнуть его эгоизм, даже заставить в нём раскаяться.

Интересная особенность Гамлетов это то, что их можно чётко разделить на две группы, причём это группы не имеющие отношения к подтипам, в обеих группах встречаются Наставники и с усиленной этикой и с усиленной интуицией.

Несколько особняком стоят Гамлеты мужского пола. Дело тут, конечно, не в соционике, а в закоренелых представлениях общества о гендерных ролях. Для Гамлета-парня перманентные комплексы обычное дело, они порождают множество проблем, заставляют намного больше тяготеть к официозу в облике и поведении. Сила внутренних противоречий приводит к тому, что Гамлеты-парни способны невероятно сильно реализоваться в творчестве и вообще креативной работе, хотя философский вопрос, становятся ли они сами от этого счастливее.

Немного о болевой. Мы знаем, что у Гамлетов это Белая Сенсорика. Отмечу, что проявления болевой у Гамлетов специфичны из-за… базовой. Например, логик Джек с той же болевой нередко на вопросы сенсорики просто забивает, а вот Гамлет не может остаться равнодушным. Поэтому Гамлеты часто носят слишком яркую (или наоборот отчаянно чёрную) одежду, едят пищу с сочетаниями противоположных вкусов и т.п.

Практически всё вышеперечисленное проявляется у Гамлетов и в интиме. Гамлеты бросаются в крайности от сексоглизма до фригидности. Гамлеты искренне эгоистичны в своих чувствах, в том числе и сексуальных. А главное ЭИЭ – виктим, да ещё и с болевой БС. Виктимность это не мазохизм, просто Гамлет не знает, чего ж он хочет в постели, но не признаётся в этом, в том числе и себе. Поэтому собственно дуал у Гамлетов Максим Горький – абсолютно вежливый и спокойный и при этом абсолютно непоколебимый, что становится для Гамлета опорой, том числе и в интимных вопросах.

Гамлет – дело тонкое. Почти как Восток) И при этом часто противоречивое и даже странное. Помните – какими бы противоречивыми вам не казались слова, действия, черты Наставников, всё это проявления одних исходных предпосылок, только в разных формах.

Артём Охотников — Группа: О Гексли и для Гексли!

Если у вас в друзьях и окружении есть психотип Гамлет , знайте: эти люди не только сами предельно эмоциональны, но прекрасно разбираются и в чувствах окружающих, причём умело пользуются этим своим даром. В соционике Гамлетов называют Артистами или Наставниками и шифруют под аббревиатурой ЭИЕ (этико-интуитивный экстраверт).

Внешность

Эти утончённые натуры экстравагантны и любят выделиться из серой массы окружающих людей, так что узнать их будет нетрудно:

  • эпатажный, индивидуальный стиль, который может совершенно не соответствовать ни моде, ни традициям, ни особенностям общества;
  • яркий макияж;
  • необычная цветовая гамма (фиолетовый цвет, резкие контрасты);
  • очень живая мимика;
  • вам постоянно будет казаться, что эти люди играют на сцене определённую роль.

Гамлет на самом деле всю свою жизнь проигрывает по определённому сценарию, который он пишет сам. К его характеру нужно всего лишь привыкнуть, и тогда он перестанет казаться фривольным. Он даже может украсить жизнь близкого человека, если несколько ограничить его эгоизм.

Основные черты характера

С Гамлетом достаточно легко, потому что он умеет разбираться в людях и надевает для них ту маску, которую они от него ждут. У него масса достоинств, которые делают ему честь:

  • умеет угадывать настроение любого человека;
  • умеет подстраиваться под любые обстоятельства;
  • красиво и утончённо выражает свои эмоции;
  • приятен в общении;
  • умеет красиво ухаживать, говорить восхитительные комплименты;
  • прекрасны в любви;
  • им чужда жадность: они щедры на подарки;
  • интуитивно избегают опасности;
  • могут повести за собой толпы людей;
  • пунктуальный;
  • ответственный;
  • интеллигентный.

И всё-таки иногда бывает трудно понять чересчур эмоционального и взрывного Гамлета, который всё пропускает через призму собственных ощущений:

  • крайне неуравновешен в своих чувствах, настроениях и привязанностях: не ждите от него верности и постоянства;
  • очень часто нагнетает обстановку, чересчур драматизирует ситуацию;
  • безгранично самолюбив, очень раним, обидчив и злопамятен;
  • не переносит критику в свой адрес;
  • интриган;
  • любит играть чувствами других людей;
  • категоричный и бескомпромиссный;
  • в своих требованиях часто капризен.

Не стоит враждовать с Гамлетом: он чувствует каждую струну души совершенно чужого человека, и он сумеет причинить боль даже самой сильной и непробиваемой личности.

Взаимоотношения с другими психотипами

Некоторые психотипы легко уживаются с Гамлетом, так как близки ему по духу:

  • по-родственному поймёт Артиста и не будет осуждать его;
  • в Гамлет будет видеть отражение собственных недостатков: это будет способствовать их взаимопониманию и взаимовыручке, но сближение будет лишь формальным, так как между ними устанавливаются зеркальные отношения;
  • и Наставник будут прекрасно смотреться в паре, так как они дополняют друг друга;
  • - активатор для Гамлета, который выручит в трудной ситуации, направит в нужное русло и будет своеобразным талисманом для Гамлета по жизни.

Другие психотипы не станут терпеть рядом с собой такую эпатажную и неуравновешенную личность:

  • не сможет найти общего языка Гамлет с , который представляет собой его противоположность;
  • неизбежны конфликты и столкновения между этим психотипом и ;
  • по своему складу характера чужд и неприятен Гамлету (причём взаимно);
  • будет постоянно давить на эту яркую, артистичную личность, который не сможет долго выдержать такого тяжкого контроля.

Гамлету будет проще жить и сосуществовать рядом с психотипами первой квадры, тогда как психотипы второй группы могут нанести ему душевную травму, от которой он ещё долго будет лечиться.

Профессиональные качества

Определённый набор психических функций, определяющих данный психотип, поможет Гамлету наиболее полно и ярко реализовать себя в таких профессиях, как:

  • артисты;
  • художники;
  • певцы;
  • педагоги;
  • политики;
  • стилисты;
  • психологи;
  • продавцы.

Но если Гамлета заставить быть бухгалтером, математиком, экономистом или военным, его чуткая и ранимая душа будет обречена на страдания.

Звёздные представители

Достаточно посмотреть на ярких представителей этого психотипа из высшего общества, чтобы представить Гамлетов во всей их красе:

  • Гамлет , герой трагедии Шекспира;
  • Екатерина II , российская императрица;
  • Иван Грозный , русский царь;
  • Нерон , римский император;
  • Цицерон , древнеримский политик;
  • Саддам Хусейн , иракский политический деятель;
  • Владимир Жириновский , политик;
  • Вильям Шекспир , английский драматург;
  • Иоганн Гёте , немецкий поэт;
  • Джордж Гордон Байрон , английский поэт-романтик;
  • Николай Гоголь , русский писатель XIX века;
  • Марина Цветаева , русская поэтесса;
  • Илья Репин , художник;
  • Николо Паганини , итальянский скрипач;
  • Дэвид Копперфильд , американский иллюзионист;
  • Чарли Чаплин , универсальный мастер кинематографа;
  • Пьер Ришар , французский актёр;
  • Олег Меньшиков , актёр;
  • Георгий Вицин , актёр;
  • Жанна Агузарова , певица;
  • Кристина Орбакайте , певица.

Гамлеты выразительны и эмоциональны в силу своей природы, поэтому не стоит судить их слишком строго за яркие наряды и эпатажный макияж. Зато они всегда легки и веселы, и с удовольствием подарят свой заряд бодрости всем окружающим людям.

ГАМЛЕТ:: Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ)

Мужской портрет

Юноша ГАМЛЕТ из тех, кто в первую очередь привлекает к себе внимание в новой компании. Благородная внешность удачно сочетается у него с артистическими манерами. Можно сказать и наоборот: артистическая внешность удачно сочетается у него с благородными манерами. Одним словом, яркие глаза, эффектные жесты, море обаяния - все это производит впечатление на девушек.

ГАМЛЕТ - он и есть принц, хотя одежда на нем может варьироваться от походной до экстравагантного прикида. Среди юношей этого типа встречаются любители украшать свою, часто и без того эффектную внешность. Тогда в ход идут серьга в ухе, цепь на шее, что-нибудь черное, например, бандан. Ну и конечно, перстень с черепом или брелок в виде скелета - все это используется для украшения, особенно в молодости. Волосы могут быть как длинными натурального цвета, так и короткими, но крашенными - вплоть до зеленых.

ГАМЛЕТ с первых же минут в состоянии развлечь знакомого увлекательной беседой. Глаза при этом сияют, темы находятся моментально. Общительность у мужчин этого типа сопровождается яркой эмоциональностью и неподкупным воодушевлением. А их речь, как правило, состоит из удивительных описаний и множества превосходных эпитетов. Как правило, вокруг них - огромное количество людей, хотя их знакомства могут быть поверхностными. И даже если ГАМЛЕТУ не со всеми удается общаться постоянно, если ему понадобиться, он в любой момент может возобновить контакт.

В школе - это веселые, жизнелюбивые дети, которые с бОльшим интересом общаются, нежели учатся. Хотя в принципе учиться ГАМЛЕТ может вполне хорошо. Вся беда в том, что он обладает слабой волей, а потому часто не может заставить себя заниматься тем, что считает неинтересным. Слабоволие иногда до такой степени одолевает его, что по утрам он не может заставить себя встать с постели, в результате чего прогуливает школу.

Из наиболее любимых предметов у него - история. К тому же он хорошо пишет и обладает богатым воображением, давая трактовки литературных образов. Так что сочинения у него получаются часто лучше, чем у других. Его также привлекает география, поскольку, когда он вырастет, его любимым занятием станут путешествия. Его влекут неведомые дали, нехоженые тропы, романтика дальних дорог. Поэтому уже в школе он часто становится завсегдатаем туристического клуба. ГАМЛЕТУ нравится командовать и руководить, ведь в душе этот юноша - настоящий лидер, и именно там он начинает отрабатывать необходимые навыки. Туризм обеспечивает ему и романтику, и общение, без которого он себя просто не мыслит. Прибавьте сюда его неизменную спутницу - гитару, под которую он красивым голосом поет свои и чужие песни - и образ романтического сердцееда будет довершен. В связи с этим вспоминается одна очень старая песня "Бригантина", где в романтическом ключе упоминаются "флибустьеры и авантюристы…". Видимо, в большинстве своем это были ГАМЛЕТЫ.

Юноша ГАМЛЕТ любил продумать все мелочи походной жизни и накануне очередного похода напомнил каждому, что нужно взять по зажигалке. Будучи мастером разжигать костер, он как всегда занялся этим сам, но у него были и другие дела, так что время от времени без его досмотра костер затухал, а очередная зажигалка исчезала в полной темноте в траве рядом с кострищем. Тогда он брал у кого-нибудь еще одну зажигалку и снова разжигал костер. И так продолжалось несколько раз в течение вечера. На следующее утро, когда все вылезли из палаток, то увидели вокруг костра целую россыпь зажигалок.

Среди увлечений этого тонко чувствующего юноши с самого детства могут быть музыка, литература (в частности, поэзия) и рисование, в рамках которых он пытается (часто небезуспешно) проявить свой талант. Но больше всего его привлекает самовыражение на сцене. Он любит и умеет входить в самые разные образы, буквально наслаждаясь лицедейством, а также замечательно смотрится в качестве эстрадного певца.

Если вы оказались в одной компании с ГАМЛЕТОМ, вам не придется проявлять инициативу, чтобы познакомиться с ним. Ну, если только вам попался уж совсем скромный, совсем застенчивый и робкий ГАМЛЕТ (такие тоже встречаются). Но учтите, этот юноша, независимо от того, имеет ли он романтически-лирический характер или обладает веселым нравом, не любит вертихвосток и свистушек. Ему нравятся серьезные, даже строгие девушки. Именно к такой девушке, которая будет верно ждать его всю жизнь, он хочет всегда возвращаться их своих далеких путешествий.

Если вы выбрали себе в спутники жизни ГАМЛЕТА, ждите, что вокруг вас сама собой устроится веселая, бесшабашная, немного шебутная жизнь. Вам никогда не будет с ним скучно. К тому же в вашем доме всегда будет много друзей, а за праздничным столом вы даже рискуете встретить незнакомых вам (и мало знакомых ему самому) людей.

Всерьез посвящать себя хозяйству? Нет, это, конечно, не его стиль. По натуре он романтик и кочевник, а потому его интересы всегда стоят выше быта. Впрочем, встречаются иной раз и такие ГАМЛЕТЫ, которые неплохо умеют пользоваться дрелью. Только не ждите, что вам муж будет на протяжении всей жизни с упоением делать перепланировки в квартире или перевешивать картины в стремлении к идеальному уюту и непревзойденной красоте. Все же его больше занимает в жизни нечто более возвышенное.

Как правило, ваш спутник весел и оптимистичен, готов поддержать вас своими яркими эмоциями. Но если отношения не складываются, он всегда сумеет выразить вам свое неудовольствие в виде холодного презрения, с помощью драматического объяснения или просто увеличив дистанцию. Ему также ничего не стоит перевесить на вас чувство вины, даже если вы совершенно ни в чем не виноваты. Так что будьте бдительны!

Своим детям он постарается передать свой энтузиазм в покорении пространства. Всей семьей вы будете регулярно выезжать на природу, в другие города и страны. Он обожает путешествовать, ездить по всему свету, а также (непременно!) фотографировать и снимать фильмы о своих путешествиях. Ведь ему так необходимо все видеть, везде присутствовать, а главное - рассказать потом обо всем этом, чтобы увлечь своими впечатлениями остальных. Он непременно позовет друзей - а иначе зачем же он тогда путешествовал? - и будет показывать и рассказывать, рассказывать, рассказывать! На многих это производит впечатление, и они загораются идеей повторить необыкновенный маршрут. А уж толпа народа, которую может охватить своим влиянием и воздействием ГАМЛЕТ, может быть исключительно большой. Он - поистине великий лидер, ведущий всех через пустыни, горы, долы, леса и поля! Вперед, туда, за горизонт! Где еще не ступала нога человека! Хотя, по правде говоря, мало кто способен повторить его подвиги.

Поскольку ГАМЛЕТ неприхотлив в быту и не расположен к комфорту, он склонен помещать себя в экстремальные условия. Это его развлекает. Экстремализм может принимать разные формы: от одиночного похода с минимальным количеством продуктов, чтобы проверить свои возможности выживания, до путешествия на велосипедах по горам или по пустыне Гоби, где вместо воды придется пить верблюжью мочу. Одним словом, ГАМЛЕТ готов затеять что угодно, лишь бы такого до него никто никогда не делал.

По этой же причине - быть оригинальным и знаменитым - ГАМЛЕТЫ часто снимают фильмы. Среди режиссеров и операторов много людей этого типа. Они мало ориентированы на комфорт и очень мобильны, а потому в любую минуту вместе с хорошей компанией готовы отправиться на съемки куда-нибудь на самый край света.

Но есть и другие профессии, где люди этого типа с удовольствием реализуют себя. Причем, речь идет не только об актерах, певцах, художниках или поэтах. Из них получаются едва ли не лучшие PR-щики и копирайтеры. Они также бывают замечательными, небезразличными учителями, потому что им нравится играть роль лидера перед детьми и к тому же они действительно болеют за них. Неплохо справляются они и с преподавательской работой в вузах, т.к. наделены врожденным артистизмом и им нравится и удается влиять на любую аудиторию. Конечно, все только выиграют, если предмет будет гуманитарным или если это будет география! Впрочем, они могут иногда также преподавать математику или информатику (лучше в школе).

Правда, не все представители этого типа дают себе труд закончить институт: жизнь, любовь, весь мир с ранних лет манят их и привлекают гораздо больше, чем скучная учеба. И если родители не сумели вовремя воспитать у маленького ГАМЛЕТА силу воли или хотя бы чувство ответственности, ему трудно заставить себя учиться целых пять лет. Впрочем, встречаются и такие добросовестные представители этого типа, кто получает даже инженерное образование. Но, как показывает практика, ГАМЛЕТ всегда найдет, куда уйти с должности инженера в такую сферу, где он будет более заметен и сможет проявить свой яркий, незаурядный артистический талант.

» (Гамлет, ENFJ)

Описание по функциям

1. Е — этика эмоций

Владеет широким набором эмоциональных состояний. Драматические эмоции быстро переходят в комические или переплетаются с ними. При посторонних же может себя вести спокойно и с достоинством. Наделен даром эмоционального сочувствия — эмпатии. Переживает эмоции другого человека как свои собственные. Переполнение отрицательными эмоциями нередко приводит к психическим срывам. Выразителен в мимике, жестах, взгляде, интонациях и других эмоциональных сигналах. Хороший актер или оратор. Постоянно перевоплощается в какой-нибудь образ. Близким людям бывает тяжело вынести его эмоциональный напор. Постоянно обостряет ситуацию, нагнетает эмоциональное напряжение. Ему не дано обрести умиротворение и душевный покой.

2. Т — интуиция времени

Хорошо понимает развитие ситуации во времени. Предчувствуя тревожную ситуацию, готовится к ней заранее — продумывает запасные варианты. Предупреждает людей о грозящей им опасности. Человек постоянно колеблющийся и сомневающийся. Ему бывает нелегко принять важное решение. Однако после того как решение принято, уже не передумает и не повернет назад. Его мировоззрение с течением времени может поменяться на диаметрально противоположное. Внутренне очень противоречив. Улавливает фальшь и несоответствие между словами и реальным поведением людей. Обычно интересуется темами, связанными с судьбой и другими загадочными явлениями. Любит уединяться и размышлять о смысле жизни, прошлом и будущем. Все проблемы рассматривает с глобальной, философской точки зрения.

3. Р — деловая логика

Заставляет себя заниматься делом, приносящим конкретную пользу. При этом выполняет работу качественно, не любит переделывать. Ему нравится преодолевать себя, осваивая трудные технологии. По темпераменту нетерпелив и неусидчив. Долгое сидение на месте приводит к мышечным болям. Ему трудно расслабиться даже во во время сна. Нередко обладает организаторскими способностями. Однако длительная деловая активность сильно истощает его. Раздает людям много мелких поручений, поэтому не успевает за всем уследить и нервничает. Ему тяжело работать при свидетелях. Любые быстрые движения и резкие звуки его раздражают. Однако умеренный звуковой фон повышает его работоспособность.

4. S — сенсорика ощущений

Боится болезней и физических страданий. С трудом избавляется от вредных привычек. В сексуальной сфере нередко отличается крайностями: от безразличия до извращенности. Много внимания уделяет своему внешнему виду. Одевается либо подчеркнуто вычурно и аристократично, либо совсем просто. Эстетика наружности доставляет ему много радостей или огорчений. В питании капризно избирателен, склонен к сочетанию продуктов с противоположными вкусами. Однако бывает и совсем непритязателен в пище, лишь бы она подавалась регулярно. Отношение к себе оценивает по желанию людей заботиться о нем, терпеть его странные вкусы и привычки. Не любит, чтобы к нему прикасались. Плохо себя чувствует в замкнутых пространствах.

5. L — структурная логика

Нуждается в организованности и порядке вокруг себя. От этого зависит его физическое самочувствие. Его расслабляют медленные, скрупулезные занятия, требующие сосредоточенности. Жизнь по строгой системе идет ему на пользу. Неясности, непредсказуемости, постоянная смена распорядка угнетают его здоровье, твердую опору. Хорошо схватывает малейшие отклонения от привычной схемы событий. Однако в своих логических выводах довольно субъективен. Его обобщения нередко страдают односторонностью. Ему нравится логика системы. Стремится все упорядочить, ограничить разумными, с его точки зрения, рамками и правилами. Однако для себя делает исключение.

6. F — силовая сенсорика

Бурно протестует против силы и грубости. Настроен на исключительно вежливое и предупредительное обращение. В состоянии аффекта ни перед чем не остановится. Его собственная сила резко возрастает в экстремальной ситуации (паника, неразбериха). В этом случае ведет себя уверенно и решительно. В то же время беззащитен против силы, если эмоционально и душевно сломлен. Воспринимает в такой ситуации покорность судьбе как неизбежность. Из истерического состояния его может вывести только внезапная сила. Неожиданно нанесенный удар его отрезвляет. Чтобы подавить неуправляемые эмоции, нуждается в помощи со стороны.

7. R — этика отношений

Не уверен в прочности отношений, которые его связывают с другими людьми. Ищет постоянных словесных и иных подтверждений чувств. Очень ревниво относится к соперникам. Хорошо прогнозирует развитие отношений во времени. Критик и обличитель нравов. Сам бывает либо верным и преданным партнером, либо ветреным донжуаном. Его болезненное место — надежность отношений с людьми, которым доверился. Тех, кто его однажды подвел, не прощает. Очень обидчив и злопамятен. От людей предпочитает держаться на дистанции. Сильно занижает собственную оценку в глазах окружающих. Другая его крайность в отношениях — навязчивость и самолюбование.

8. I — интуиция возможностей

В деле проявляет самые неожиданные таланты и способности. Очень хочет, чтобы его старания и достижения хвалили. Тяготеет к нестандартным, иногда шокирующим формам поведения. Умеет использовать способности людей в деле, распределяя роли в группе. Часто хороший педагог и воспитатель коллектива. Личность формирует в кропотливом труде. Хочет принести пользу всему человечеству, частичное решение проблем его не устраивает. Нередко занимает бескомпромиссную позицию, казалось бы, по мелкому или второстепенному вопросу. Ищет самые сложные и захватывающие дела. Однако очень переживает, если его критикуют, так как воспринимает это как крах своих идеалов. Для него характерно чувство собственной неполноценности, которое может компенсироваться демонстративной манерой поведения.

Внешние признаки
Принадлежность человека к данному социотипу легче всего определяется по лицу и манере держаться. Прежде всего обращают на себя внимание печальные, томные глаза. Если еще при этом усилен этический компонент, то в них хорошо заметен блеск одержимости, выдающий сильный внутренний эмоциональный накал. Фигура у ЭИЭ чаще всего худощавая, руки и ноги тонкие. Походка -тем более быстрая, — чем сильнее выражена эмоциональность. ЭИЭ в этическом варианте люди очень юркие, подвижные. При этом для них характерна плохая координация движений, может даже создаться впечатление, что они намеренно «выделываются». Одна из наиболее характерных деталей лица — довольно крупный, чаще прямой и острый нос. Курносые среди представителей этого социотипа нами не встречались ни разу. Для ЭИЭ характерна некоторая величавость в облике, даже высокомерность. Такое впечатление создается из-за того, что голову держит высоко, взгляд направлен поверх головы за человека.

Манера общения
ИЭИ в общении тяготеет к компании, где проявляются положительные эмоции, звучат остроумные шутки или анекдоты. Очень любит посмеяться, эмоционально разрядиться. Его собственные эмоции носят бурный, драматический характер. Старается всячески сдерживать себя, но совершенно неожиданно для окружающих может сорваться, выскочить, обратить на себя внимание. В беседах часто предупреждает собеседника о возможных опасностях. Склонен драматизировать события, мир видит в темных тонах. Его речь часто наполнена пафосом, иногда говорит с придыханием на манер артистки Татьяны Дорониной. В общении бывает довольно навязчив, пристает с разговорами, комментирует события. Не может не высказать своего мнения партнеру. Люди этого типа могут вести диалоги сами с собой, произносят иногда речи в транспорте (при чрезмерном развитии эмоционального компонента).

Люди такого типа обладают большим ораторским мастерством, умеют «красиво» говорить. Кроме драматических эмоций в речи присутствует иногда едкий юмор, сарказм с оттенком ехидства. Умело сочетая юмор с трагедией, выстраивают напряженные, захватывающие сюжеты. Верят только той информации, которая где-либо официально опубликована. Неофициальным идеям и теориям не доверяют. Уделяют внимание сплетням, любят обсуждать пикантные подробности личной жизни других людей. Любят фантазировать, долго развивать одну тему. Умеют убеждать окружающих в своей правоте. Созданные ими проекты носят всегда глобальный характер, хотя и начинаются с мелочи. Склонны делать «из мухи слона» Дополнение к внешним признакам Одежда ЭИЭ часто бывает дисгармоничной. Как правило, неудачно подбирает предметы туалета друг к другу. Украшения могут не сочетаться с общим стилем одежды. Часто присутствует какая-то одна деталь, которая бросается в глаза и плохо вяжется с внешним обликом в целом. Причем, взятая отдельно, она выглядит вполне нормально. Зная это, ЭИЭ придирчиво относится к своей внешности и не любит, когда ее оценивают.

Особенности поведения
Одна из наиболее характерных особенностей поведения ЭИЭ, позволяющая уверенно идентифицировать этот социотип, — отношение к людям в зависимости от их положения в иерархии власти. Если человек стоит ниже его по служебному положению, то отношение к нему прохладно-пренебрежительное. К вышестоящим начальникам проявляет уважительное отношение. Верит в авторитеты, уважает принцип «вождизма». Подчеркивает уникальность идеи, которой одержим. Другая особенность поведения, свойственная всем ЭИЭ, заключается в том, что они не могут работать рядом с кем-то, на глазах у других. Поэтому склонны давать людям всяческие поручения, чтобы отправить их в другое место.

Манеры поведения ЭИЭ, особенно у интуитивного подтипа, могут быть весьма своеобразны с точки зрения их соответствия сегодняшним нормам. Ведет себя порой так, как человек из прошлого века. В этих манерах есть что-то дворянское, аристократическое. Настроен на исключительно вежливое, корректное обращение, без грубости и понуканий. Легко берется за решение самых трудных, казалось бы, проблем. Например, изучение нескольких иностранных языков в короткий срок. Своим поведением указывает условность барьеров, ограничивающих возможности человека. Так, Георгий Лозанов придумал метод интенсивного изучения иностранных языков за короткое время. Иногда бывает склонен к мистике, необычным, загадочным явлениям, предзнаменованиям, экзотическим религиям и т.п. Любит уединяться и размышлять о смысле жизни, о месте и роли человека в ней.

Рекомендации
Наиболее развитой стороной Вашей личности является способность испытывать сильные чувства и эмоции. Вы — человек со сложным духовным миром, полным контрастов и противоречий. Ради истинных, глубоких чувств Вы можете пожертвовать многим.

Свойственная Вам поэтичность натуры позволяет выразить испытываемые Вами чувства в образной форме, часто драматической, иногда трагикомической. Вы можете обладать талантом оратора, умеющего зажечь речью большое количество людей, даже если Вы об этом и не подозреваете.

Вас можно назвать человеком дальновидным и предусмотрительным. Вы хорошо чувствуете назревание кризиса в развитии событий и умеете принять меры заранее, чтобы избежать его. Окружающих Вы также стремитесь предупредить о возможных неприятностях, грозящих им. В этом находит выражение общая гуманитарная на-правленность Вашей личности. Вы — человек довольно принципиальный, не прощаете несправедливых обид и унижений. Ради этого, все обдумав и взвесив. Вы способны предпринять самые решительные меры. Однако в некоторых случаях Ваша принципиальность может быть негибкой, а решительность чрезмерной. Стремитесь проявлять сдержанность в экстремальных ситуациях, принимать решения в спокойном состоянии.

Ваша основная проблема — неумение избегать ситуаций, доставляющих страдания и неприятные ощущения. Вам не всегда легко вписаться в новое общество, уйти от неприятного общения с неинтересными людьми. Вы проявляете неуверенность в своем вкусе, неумение правильно проследить за своим здоровьем.

Для Вас характерно неумение найти внутреннее равновесие с самим собой. Избегайте излишней драматизации событий. Разряжайте накопившиеся эмоции в художественном творчестве, в самодеятельности: пении, игре на музыкальных инструментах, театральном искусстве и т. д.

Не стремитесь произвести впечатление во что бы то ни стало. От этого могут пострадать Ваши интересы или здоровье. Одевайтесь в соответствии с погодой, соблюдайте последовательность в приеме блюд, отдавайте предпочтение здоровой пище. Старайтесь, чтобы Ваш облик и стиль одежды соответствовали конкретной обстановке.

Не будьте так недоверчивы к комплиментам и оценке Вашей внешности. Не ищите в этом подвоха. Чтобы болезненно не воспринимать повышенный интерес к себе, тренируйтесь работать открыто, на людях. Больше доверяйте людям, не думайте, что они хотят Вам плохого.

Еще одна Ваша проблема — это не всегда успешное проявление своих деловых качеств, желание показать себя предприимчивым, активным человеком. Не преувеличивайте значимость своей деловой инициативы. Всегда задавайте себе вопрос, насколько реальны Ваши призывы к действию, могут ли они привести к конкретным положительным результатам. Преодолевайте в себе нежелание считаться с повседневными конкретными делами, в том числе домашними. Конкретнее формулируйте свои проблемы, не будьте навязчивыми по отношению к другим людям.

Ваше общение с людьми может быть затруднено также из-за проявления излишней официальности. Избегайте высокомерия, будьте более демократичны и просты с людьми, не злоупотребляйте иронией и насмешками. Ваша склонность к сарказму может обидеть людей и отвернуть их от Вас.

Гуленко В.В., Молодцов А.В. — Введение в соционику

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры