Подготовка к сочинению по картине и.и.шишкина "рожь". Картина И

Главная / Ссоры

Иван Иванович Шишкин, бесспорно, является самым сильным среди русских пейзажистов. Рассматривая его картину «Рожь» замечаешь, что художник с тонким пониманием воспроизводит растительные формы: как основные объекты, так и самые мелкие черты породы дерева, колосьев ржи.

Без преуменьшений, но и без прикрас художник в своей работе отразил климат, в котором приходится выживать центральным растениям картины - это и суровые ветреные, морозные зимы; это и жаркий летний полуденный зной. Но именно благодаря кисти Шишкина на картине «Рожь» мы понимаем, как тяжело приходится не только работнику, ухаживающему за будущим урожаем, но и как сам урожай стремится не упасть под тяжестью зерен, с таким трудом вызревших.

Деревья, растущие в поле, создают двойственное впечатление: они вроде и будут мешать при уборке урожая, а вроде и дают тень для отдыха во время уборки урожая. Еще одна мысль закрадывается при взгляде на деревья: а не русская ли лень мешает срубить эти деревья? Ведь одно из них явно давно уже не питается соками земли - засохло.

На дальнем плане еле видна стая птиц. Кто это - грачи, вороны, голуби? Понятно, что это довольно крупные птицы, желающие полакомиться созревшим ароматным зерном. Для чего автор изобразил их на своей картине? Возможно для того, чтобы выразить свое недовольство теми, кто пользуется плодами чужого труда, а сам ни на йоту не готов продвинуться ради собственного же блага.

Тяжелое небо на горизонте, скорее всего, не предвестник дождя, а предвестник пыльной бури: в это время года (скорее всего, август-сентябрь) влажность очень низкая, поэтому ветер тоже угрожает готовым к уборке полям. Но от границы горизонта глаз все равно скользит к золотому покрывалу из колосьев - они, кажется, вот-вот тяжело вздохнут. Шишкин настолько четко прорисовал каждый колосок, что кажется, будто с картины сейчас посыпятся зерна!

Кроме ощущения веса колосьев невольно начинаешь осознавать, что улавливаешь запах поля, запах понятой колесницей пыли (дорога, разбивающая поле на две части, указывает на свою нужность людям), аромат полевых цветов (их немного, но они являются неотъемлемой частью любого возделываемого участка земли).

В заключении хотелось бы сказать, что картина Шишкина «Рожь» сочетает в себе не только науку форм, но и науку колорита, став сильной и гармоничной композицией. Этот гимн трудолюбию на холсте пронесет через века любовь русского человека к земле и ее дарам.

Вариант 2.

Очень емкое название картины И.Шишкина – «Рожь» – говорит само за себя: на картине главное действующее лицо – ржаное поле. Еще присутствуют небо, сосны, трава, дорога, стайка ласточек. И все эти персонажи вместе создают удивительный мир, наполненный запахами, звуками и красками июльского дня, когда рожь уже созрела и готова к уборке (обычно рожь убирают на Ильин день – 2 августа).

Июль издревле был известен как самый жаркий и самый богатый на грозы месяц – вот и на картине И.Шишкина видно приближение грозы. Грозовой фронт еще далеко, но край неба на горизонте уже потемнел, и вся природа перед грозой замерла. Особо монументальность картины подчеркивают могучие сосны – одно из любимейших деревьев художника, присутствующее на многих его полотнах. Раз есть сосны – значит, на картине запечатлены северные широты. А ведь рожь ценится именно тем, что, в отличие от пшеницы, неприхотлива и дает щедрый урожай именно в суровых краях.

Шишкинская рожь на картине – полная силы, клонится к земле под тяжестью налитых колосьев, местами даже полегла. Но главное, что ржаное поле – бесконечно, а значит, и урожай будет богатый. Любимые шишкинские сосны как бы охраняют покой ржаного поля. Дорога, вьющаяся по полю, серпантином уходит куда-то вдаль, но не мешает ржи расти, а как бы обрамляет ее желтый цвет в зеленую рамку придорожных трав и цветов. Над дорогой будто скользит стая ласточек, чувствующая приближение грозы, но общей монументальности картины она не нарушает.

Глядя на «Рожь» И.Шишкина, чувствуешь истинную красоту русской природы – и дикой, и возделанной руками человека. Гордость за все богатства русской природы – вот главное чувство, которое переполняет зрителя этого выдающегося полотна.

Когда-то, гостя у бабушки и перебирая ее старые книги, я наткнулся на учебник «Родная речь. Книга для чтения в 1 классе» издания 1963 года. На обложке учебника помещалась репродукция картины «Рожь». Значит, миллионы советских детей учились не только читать – они учились чувству прекрасного, глядя на эту замечательную картину великого русского пейзажиста.

Меня всегда удивляло неповторимое мастерство художников, которым чудесно удается передавать не только различные явления, но и ту атмосферу, которая их окружает. И больше всего, по моему мнению, это относится к изображению природы. Один из таких великолепных пейзажей сейчас перед нами - это картина великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

И. И. Шишкин - один из выдающихся мастеров пейзажной живописи. Горячо любящий родную природу, он большинство своих картин посвящал именно этой теме. В них художник стремился как можно более объективно, точно и полно передать бесконечное разнообразие растительного мира. Он создавал прекрасные, одухотворенные образы русской природы, стараясь всеми возможными способами раскрыть своеобразие и величие родной земли, передать неповторимую красоту ее лесов и полей. На его полотнах мы можем встретить бесконечные дали Русской земли с ее лесами, полями и озерами («Лесные дали»); маленький уголок утреннего леса («Утро в сосновом лесу»). Мы видим одинокую северную сосну («На севере диком…»), тихую речушку после дождя («На реке после дождя»), лесную пасеку («Пасека») и много других прекрасных зарисовок российской природы.

Но самое большое впечатление на меня неизменно производит его картина «Рожь».

На картине изображен один из дней ранней осени или позднего лета. Над бескрайними просторами русского поля едва начинают сгущаться облака, создавая неуловимое ощущение приближающегося дождя. И вся природа находится в тревожном, но в то же время ка

ком-то радостном предчувствии. Редкие высокие красавицы-сосны вдалеке - любимые образы картин Шишкина. Они уже видят серые тучи за горизонтом, но им совсем не страшна непогода. Живительная влага дождя только наполнит соком их пушистые вечнозеленые кроны. А одинокое высохшее деревце между ними, возможно, надеется снова пробудиться к жизни. Нет, чуда, конечно же, не произойдет, но его сухие веточки первыми встретят приближающиеся капли дождя.

Свежесть осеннего воздуха чувствует на поле рожь. Словно волшебное желтое море катит свои мягкие волны - это колышет и волнует все усиливающийся ветер густые колосья. И нет конца и края этим чудесным просторам! Прольется дождь, но не согнет, не повредит крепкие стебли. Золотистая рожь только пышнее заколосится, Впитывая в себя драгоценную влагу.

Бежит вдаль тропинка, разделяющая это широкое поле. И глядя на картину художника, я ощущаю себя случайным путником, оказавшимся посреди этих бескрайних просторов, окруженным густыми золотыми колосьями, вдыхающим полной грудью свежий воздух. Хочется увидеть и ощутить всю красоту нетронутой, чистой русской природы.

И. И. Шишкин создавал прекрасные картины родной природы, воспевая ее силу, раскрывая перед нами ее красоту и неповторимость. Он довел до совершенства светотеневое решение своих картин, добившись живописно-тонального единства. Каким разнообразием и насыщенностью красок играют его произведения, подчеркивая и усиливая ощущение богатства и изменчивого состояния природы! Как выразительно и поэтично раскрывает художник черты русского ландшафта! Шишкин писал природу, отражал все ее великолепие и многообразие. Мне кажется, он хотел проникнуть в души людей, пробудить в них лучшие человеческие чувства, вызвать гордость от сознания того, что вся эта красота - самое большое богатство нашей родины, и нужно во что бы то ни стало сохранить ее такой на долгие годы.

И.И. Шишкин - великий пейзажист. Созданные им картины наполнены умиротворением и удивительной гармонией. Полотна художника воспевают природу родной страны.

Отличительной чертой работ живописца является детализация растительного мира. Ему с удивительной точностью удавалось передать травы, цветы, ели, сосны. Необычные сплетения ветвей, цвет и структуру почвы художник изображал так, как будто они запечатлены на фотографии.

Картина «Рожь» была написана живописцем в 1878 году. Идея её создания появилась во время одного из визитов художника в родную Елабугу.

На переднем плане картины изображена извилистая, уходящая за горизонт дорога. Вдоль неё колосится рожь, немного припадая к земле. Бескрайнее золотистое поле охраняют словно богатыри могучие сосны, выступающие в качестве символа величия страны. Эти деревья неизменно сопровождают все картины, созданные живописцем. С особой любовью написан их причудливо изогнутый ствол, клонящиеся к земле под собственной тяжестью ветви и стремящиеся к небу макушки.

Необъятное поле ржи почти сливается с горизонтом, очертания которого проглядываются в дымке. Над ним сгущаются кучевые облака. Их подгоняет лёгкий ветерок, который колышет колосья. Приближается гроза, несущая с собой благодатный и очистительный ливень.
На полотне изображён жаркий день, однако нет изнурительного зноя, способного испортить впечатление от пейзажа. Картина словно предлагает зрителю окунуться в бескрайние просторы золотистых полей.

Совсем скоро урожай поспеет и люди соберутся на поле, чтобы его убрать. Будут слышны смех, песни и шутки. Но сейчас на поле царит тишина.

Живописцу удалось соединить ржаное поле, пересекающую его дорожную колею, мягкую и шелковистую, ярко-зелёную траву и высокие сосны. Зрителю остаётся лишь гадать о том, как попали туда эти деревья. Возможно, когда-то там, где располагается поле, находился сосновый бор, но человеку была нужна земля, чтобы выращивать хлеб, поэтому он срубил деревья.

Картина наполнена умиротворением и спокойствием. Всё в этом пейзаже гармонично. Однако на фоне солнечного теплого дня выделяется одинокая засохшая сосна. Нет достоверных сведений о том, почему художник изобразил её на полотне. Вероятно, это погибшее дерево символизирует личную трагедию живописца, который за короткое время потерял нескольких близких людей.

Отдельно следует остановиться на цветовой гамме картины. Полотно одновременно сочетает в себе сочные и пастельные оттенки. Рожь, имеющая насыщенный золотистый цвет, изумрудная трава, тёмно-зелёные кроны деревьев изображаются художником на фоне неба нежно-голубого цвета.

Картина «Рожь» - шедевр, сравнимый с поэмой, воспевающей родную землю. Полотно наполнено светом и жизнью, символом которого выступает рожь. Именно из неё изготавливают хлеб, дающий энергию для существования.

Все работы художника были написаны с натуры. Данная картина не является исключением. Живописцу максимально убедительно и правдиво удалось передать размах и величие русской природы. Работа художника занимает особое место в пейзажной живописи XIX века. Его тонкое восприятие природы оказалось созвучным мироощущению простого народа. Возможно, именно это способствовало тому, что полотно обрело любовь не только ценителей искусства, но и рядовых зрителей.

И. И. Шишкин - один из лучших представителей русской школы живописи, мастер реалистических пейзажей. Как отмечали его современники, собратья по кисти и критики, художник тонко чувствовал психологию, характер природы и удивительно точно умел их передать, выразить в своём творчестве. Замечательное полотно «Рожь» - яркое тому подтверждение.

Рожь, рожь, дорога полевая…

Картина Шишкина «Рожь» - классическое отражение русского национального хронотопа. Что представляет он собою? Гладь полей или степи и уходящую вдаль дорогу. Пространство расширено, его не ограничивают ни горы, ни какие-либо строения. А над ним - такое же широкое, бескрайнее небо, белесо-голубоватое, с плывущими задумчиво облаками. И как соединяющие обе стихии - земли и воздуха - звенья-деревья, вздымающие вверх свои кроны. Именно так и выглядит картина Шишкина «Рожь». Написана она была в 1878 году, после очередной поездки в родную Елабугу. Зрители увидели полотно на 6-й выставке передвижников - и были покорены его незамысловатой величавой красотой и искренностью. Что же увидели они? Идущую от зрителя вперёд неширокую, заросшую травой дорогу, проложенную крестьянскими обозами меж золотого ржаного поля. Нива колосится по правую и левую стороны, невысокая, густая, кажется, так и слышно шорох колосьев под дуновением ветерка.

Описание живописного полотна

Так выглядит картина Шишкина «Рожь» на переднем плане. Кроме поля, зрителей словно обступает, окутывает со всех сторон небо. Кажется, что оно впускает в себя: шагни через раму, окажись внутри полотна - и будешь внутри него тоже. Поле и небо простираются далеко, куда хватает глаз, и прячутся за горизонтом. А по обеим сторонам нивы, вдоль её кромки, высятся одинокие рослые сосны. И это не случайно. Хоть и названа картина Шишкина «Рожь», но художник не мог удержаться, чтобы не нарисовать своё любимое дерево. Оно по праву считается символом всего его творчества. Сосны высокие, с белесыми, слегка изогнутыми стволами. Их ветви опущены вниз и напоминают роскошный естественный шатёр. Деревья, словно могучие богатыри-часовые, стоят на страже зреющего урожая. Иван Шишкин «Рожь» свою писал, восхищённый искренне не только размахом русских полей, их чистым, свежим дыханием, но и величавостью, гордостью колючих великанов.

Настроение картины

Рассматривая художественное полотно, проникаясь его очарованием, нельзя не обратить внимания на то особое состояние предгрозовья, в котором находится природа. Она словно замерла в ожидании, в предвкушении разгула стихии, такой же своенравной и неуправляемой, безграничной, как и русский дух. В этом, пожалуй, весь Шишкин! «Рожь» (описание картины помогает это понять) - полотно-настроение, полотно-ощущение. Автор подмечает, как пробегают по колосьям одиночные порывы ветра, как покачиваются вершины сосен, как кивают из стороны в сторону их огромные лапы. Изображение насыщено скрытой экспрессией, выразительно и динамично. Особое оживление придают полотну летающие низко над землёй ласточки. Они стрелами прочерчивают воздух, подчёркивая тревожное ожидание природой очистительной грозы. лентой вьётся вперёд. На заднем плане высятся силуэты одиночных деревьев. Совсем далеко виднеется зубчатая полоска леса. Там же и небо потемнее, облака сгустились плотной массой. А в центре картины они более светлые, с лёгким розоватым оттенком. Что чувствует зритель, остановившись перед работой Шишкина, созерцая её? Наверное, непреодолимое желание оказаться там, в этом жарком полуденном краю, подставить лицо солнцу, вдохнуть от души пахучий тёплый воздух и почувствовать себя частичкой этой великолепной, вечной природы.

Такова она, живительная сила настоящего искусства!

На уроках русского языка школьники часто пишут творческие работы, изложения, диктанты. В 4 классе - сочинение по картине Шишкина «Рожь», одной из известнейших работ этого неповторимого художника. Давайте посмотрим, на какие детали обратить внимание и что вы должны продемонстрировать преподавателю, чтобы получить отличную оценку.

Общие вопросы

Прежде чем начать писать, ознакомьтесь с самой работой. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» вы сможете написать только в том случае, если внимательно её изучили.

Чего хочет от вас учитель? Что вы должны ему предоставить, чтобы получить хорошую оценку? Здесь есть три составляющих: ваши собственные мысли, умение облечь их в красивую форму и следование правилам написания творческой работы. Рассмотрим каждую составляющую отдельно, чтобы вы смогли поэтапно написать в 4 классе сочинение по картине «Рожь», а в последующем - любое другое сочинение.

План

Первым делом вам необходимо продемонстрировать свою осведомленность о существовании понятия структуры работы. Если вы начнете словами «На картине изображено…» вам немедленно снизят оценку на балл. Потому что читатель ещё даже не знает, о чем идет речь!

В Шишкина «Рожь» в 4 классе вы должны сперва упомянуть название полотна и его автора. Вслед за этим расскажите некоторые факты о художнике. Затем перейдите к описанию, разбавляя его собственными рассуждениями. Наконец, красиво завершите текст, не забыв отметить важность творчества Шишкина для отечественной культуры.

Об авторе

Что вы знаете о художнике? Чем примечательна данная работа? Когда она была написана - в каком веке, в каком году? Может быть, вы даже сможете указать местность, изображенную на полотне. Помните: в сочинении по картине Шишкина «Рожь» вы можете проявить эрудицию, заработав дополнительный «плюсик» в глазах преподавателя.

Каковы любимые сюжеты в его произведениях? Знаете ли вы другие его работы? Далеко не каждый ученик может похвастаться знаниями биографии великого художника - будьте умнее, почитайте о нем заранее. Тем более, что данный представитель русской школы живописи является поистине выдающимся автором.

Основная часть

Приглядитесь к полотну. Благодаря фотографической точности художника вы можете различить самые мелкие детали: колосья гнутся, но ветра нет: деревья спокойны. Значит, уже поспел урожай, и вы можете безошибочно определить время года. В траве вы можете увидеть множество васильков - их синие лепестки четко выделяются на фоне, если присмотреться повнимательнее.

В сочинении на тему "Картина Шишкина «Рожь»" каждая деталь стоит упоминания. Куда летят птицы? Как вы думаете, какова их «порода»? Посмотрите, откуда на деревья падает свет: какое время дня изображено на картине? Расскажите, как вы считаете, умело ли автор передал настроение пейзажа и почему.

Художественная речь

Учитель всегда хочет увидеть прогресс у своего ученика. Используйте красивые слова, не ленитесь посмотреть их в словаре. Сформулируйте основную мысль устно, а затем приукрасьте её: подберите синонимы, эпитеты, метафоры. Постарайтесь в сочинении по картине Шишкина «Рожь» в 4 классе использовать хотя бы несколько слов, которые не использовали в предыдущих творческих работах. Это обязательно отметит преподаватель при выставлении оценки.

Грамотность

Какими бы красивыми словами вы ни говорили, за грамматические ошибки и косноязычность балл вам непременно снизят. Если вы забыли какие-то правила: путаете «-тся» и «-ться», «в течение» и «в течении», это поправимо - интернет сегодня позволяет проверить себя в реальном времени. Главное - не лениться. Кроме того, в сочинении по картине «Рожь» вам следует использовать сложные предложения, не ограниченные подлежащим, сказуемым и парой второстепенных членов.

Ошибки

Вы можете обратиться к родителям за помощью, если возникают определенные проблемы, но не просите их делать какие бы то ни было домашние задания вместо вас! В этом случае вы ничему не научитесь, а в будущем количество сложных и непонятных работ только увеличится. Напишите в 4 классе сочинение по картине Шишкина «Рожь» самостоятельно и отдайте взрослым на проверку, чтобы они отметили ошибки, которые следует исправить. Так вы и попрактикуетесь, и получите хорошую оценку.

Использование интернета

Ни в коем случае не списывайте готовую работу из интернета! Безусловно, там вы сможете найти их, но какой в этом смысл? Самые важные в вашей школьной жизни творческие работы вы списать уже не сможете, поскольку они выдаются индивидуально, а своих ошибок вы знать не будете. Отсутствие опыта и умения рано или поздно сделает своё дело, поэтому расценивайте данное сочинение по картине «Рожь» как способ попрактиковаться. Успешное его написание станет маленьким достижением на пути к большой цели.

Заключение

Чтобы текст выглядел единым художественным произведением, необходимо его завершить на наивысшей эмоциональной точке. Если в середине сочинения по картине «Рожь» вы занимаетесь анализом полотна, отмечаете какие-либо эстетические тонкости, то в финале необходимо перейти на больший уровень обобщения.

Отметьте красоту русской природы, её просторы, леса и поля; редкий талант художника и мастерство его владения кистью. Нескольких предложений будет вполне достаточно.

Таким образом, сочинение по картине «Рожь» состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения. Вся работа займет у вас не больше часа, даже с учетом того, что вы будете писать её от руки. Вложите немного сил и вдохновения в данный текст, и преподаватель обязательно оценит его по достоинству.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры