Сальвадор Дали: самые известные картины. Дали: творчество

Главная / Любовь

К артины Сальвадора Дали

Сальвадор Дали по праву считается одним из самых известных художников прошлого века. Его картины, отображающие целую эпоху в духе сюрреализма, представляют огромную художественную ценность.

В 1924 году молодой художник Сальвадор Дали нарисовал портрет близкого друга Луиса Боньюэля. Испанский кинорежиссер изображен сосредоточенным человеком, чей тяжелый взгляд устремлен в сторону.

Лаконичность заднего плана и мрачные тона усиливают серьезную атмосферу картины. Данное произведение нарисовано маслом в новой технике, отображающей поиски художника в ранний период творчества. Индивидуальный стиль мастера проявился в умении соединить активность формы и психологическую характеристику. В наши дни полотно «Портрет Луиса Боньюэля» хранится в Центре искусств в Мадриде .

Самым известным произведением Дали считается картина «Постоянство памяти» , созданная в 1931 году.

Работая над пейзажем округи Порт Лигата, художник увидел неожиданное продолжение композиции. Замысел в голове Сальвадора породил вид плавящегося на жаре сыра. Так на фоне скалистого побережья и одинокой маслины появились «мягкие» часы. Содержание полотна наполнено символическими образами, напоминающими о скоротечности отведенного человеку времени. В своем роде произведение является предвестником научно-технического периода в творчестве Дали. С 1934 года картина выставлена в Музее современного искусства Нью-Йорка.

Одно из оригинальных творений гениякартина .

Эта работа была нарисована гуашью на газетной бумаге в 1935 году и посвящалась известной американской актрисе Мэй Уэст. Портрет женщины представлен в виде комнаты: композицию составляют волосы-шторы, нос-камин, глаза-картины и софа в форме губ.

Подобное творческое решение существует не только на бумаге, но и в качестве инсталляции в музее Дали в Фигерасе.

В 1936 году Испания оказалась в преддверии гражданской войны, когда над Мадридом сгущались тучи. Именно тревожное состояние родины натолкнуло Сальвадора Дали на создание картины «Податливое сооружение с варёными бобами» .

В основе композиции представлена чудовищная конструкция из частей человеческого тела, довлеющая над землей. Абсурдность изображенного, дополненного рассыпанными внизу вареными бобами, вызывает чувство смятения и непонимания. Картина находится в Художественном музее Филадельфии.

Работа «Тайная вечеря» была нарисована в 1955 году под воздействием искусства Возрождения, в особенности Леонардо да Винчи.


В основе сюжета лежит библейская история о последней трапезе Иисуса с апостолами накануне распятия. Нота современности привнесена видом модернистского интерьера и стеклянных стен, а оптическая игра основана на осязаемости фигур учеников и прозрачности изображенного Христа. Полотно выставлено в Национальной галерее Вашингтона.

Огромное влияние на творчество мастера оказала супруга Гала. Несмотря на сложные отношения этой пары, Сальвадор Дали написал огромное количество полотен, изображающих жену. В 1975 году он создал величайшую иллюзию «Обнаженная Гала, смотрящая на море» . Вид голой супруги художника на фоне морского пейзажа при просмотре на расстоянии 18 метров, превращается в портрет американского президента Авраама Линкольна.

Здесь впервые был использован цифровой метод. Картина хранится в Фигерасе.

Руке Сальвадора Дали принадлежит почти 1500 работ, из которых лишь часть представлена картинами. Остальными произведениями являются книжные иллюстрации, скульптуры, костюмы, декорации и ювелирные украшения.

Сальвадор Дали - «Автопортрет с рафаэлевской шеей».


Сальвадор Дали - «Носорожья фигура фидеевского Иллиса».


Сальвадор Дали - «Плоть на камнях».



Сальвадор Дали - «В поисках четвертого измерения».



Великий и ужасный Сальвадор Дали прожил яркую, полную противоречий жизнь. С самого детства отличался от сверстников несносным характером и мастерским умением манипулировать взрослыми. Странный, непонятный ребенок не мог влиться в рамки норм поведения, за что часто подвергался насмешкам. Его поступки невозможно было оценивать с точки зрения логики обычного человека.

Гениальность, которую каталонский мальчишка осознал в себе очень рано, мешала жить всему окружению. Родители боготворили ребенка, ведь его старший брат умер от менингита, поэтому всепоглощающая любовь воспитывала нарциссизм и эгоцентризм с малых лет. Вседозволенность и свобода выбора подарила миру мастера сюрреализма, в работах которого зашифрованы сновидения, фобии и детские воспоминания.


Написанная, маслом в 1925 году относиться к ранним работам гения. Четкие, геометрические линии Кубизма, выбраны не случайно. Создание двух героев Арлекина и Пьеро по средствам визуального обмана, бумажный коллаж, расположенный на средине комнаты, символизирует двойственную натуру человека, в котором наслоениям ложатся противоположные образы клоунов. Палитра достаточно приглушенная, лишь за окном открывается лиловый морской пейзаж с одиноким парусником. После смерти матери Дали остался без семьи и без поддержки, что никак не сгладило непримиримость его жизненных установок.


Младшая сестра художника до встречи с Галой была лучшим другом Сальвадора Дали и это единственная работа посвященная ей. На картоне, маслом, в 1924 году сидящей на стуле, запечатлена Анна Мария. Детское единение и душевная близость осталась с ними и в юности. Красавица с бездонными глазами в легком белом платье сидит, склонив лицо. Это было золотое время дружбы брата и сестры. Но, брак с Галой навсегда разрушил все родственные отношения, упреки и ревность Анны Марии и всяческая поддержка супруги в творчестве сделало выбор очевидным, и осталась лишь одна верная муза.

Геополитический младенец, наблюдающий за рождением нового человека


Сложный период второй мировой войны, художник провел в Америке. Его горячо любимая Испания была в самом центре кровавых событий, и, конечно же, переживания за судьбу человечества нашло отклик в душе гения. Картина написана в 1943 году, в разгар военных действий в Европе. В центре изображено огромное яйцо, символизирующее планету. Через него проходит трещина и виднеется рука, крепко вцепившаяся за скорлупу. Очертания внутри, говорят какие муки, испытывает Новый Человек, а капля крови ниспадает на белую ткань, простеленную под планетой. В правом углу стоит женщина с развивающимися на ветру волосами и обнаженной грудью, указывая младенцу, обнимающему её колени на сложное действие рождение нового сознания человечества. Вселенная изображена как пустыня, где виднеются одинокие силуэты. Написанная в желто-коричневых тонах, символизирующими болезненное состояние, в котором находится мир .


Вдохновением для одной из лучших работ Сальвадора Дали стал кусочек сыра Камамбер . Бессознательным человека стал безлюдный пляж с тихой гладью воды. На суку сломанного дерева висят расплавленные часы, повторяющие форму сыра. В центре лежит причудливой формы создание, в котором можно рассмотреть сомкнутые веки с длинными ресницами, на котором также располагаются мягкие часы. Своеобразное представление о времени, которое медленно стекает в тихой гавани человеческого сознания.


В основе людское очертание, которое теряется в его фантазиях и воображении. Автор создал работу поражающей своей глубиной, границы размыты, а пространство становится космически бесконечным. Это же ощущение передается за счет соединения временных отрезков истории человечества. Античность и средние века остались по средствам колон и архитектуры, современность представлена четким формами кубизма. Картина содержит множество образов понятных лишь художнику. В «Человеке-невидимке» просматривается увлечение Сальвадора Дали теориями Фрейда.



Пустыня, расчерченная желтым горизонтом, лицо неестественное, сморщенное, уничтожающее людские жизни. Вместо волос шипящие змеи с открытой пастью. В глазницах и ротовом отверстии еще по черепу с таким же наполнением. Война отожествляется с пожирающей все смертью прогрессирующей бесконечно и не оставившей после себя ничего живого, лишь бескрайние желтые пески.


Картины Сальвадора Дали можно рассматривать часами, вглядываясь в спрятанные метаморфозами и воображением автора образы и силуэты. «Галатея сфер» как будто создана с помощью современных высоких технологий. Как обычными инструментами художника во множестве сфер можно написать прозрачные очертания бессменной музы? Трехмерное изображение увлекает в бесконечность, небесно-голубые тона создают вселенную, состоящую из тысячи атомов и створяющие одну прекрасную женщину.


В центре изображение вазы, которая является ничем иным как прекрасным, античным лицом. Размытые скулы переходят в скатерть, где небрежно брошены веревка, платок и гвозди. На заднем плане виднеются людские силуэты и морской пейзаж. Возвышающиеся над вазой две собаки, которых автор делает частью природы, создавая визуальные метаморфозы.


На шахматной доске в левом углу стоит женщина в одеждах эпохи Возрождения, впереди морская гладь воды. Взор женщины, в которой узнаваема жена художника, направлен вверх, где распят Иисус Христос. Лица не видно, голова откинута назад, тело вытянуто как струна, пальцы рук изогнуты в болевом спазме. Геометрические формы куба и совершенство молодого тела сливаются и в тоже время становятся антиподами. Холодная гладь распятия – человеческое равнодушие и жестокость, на котором умирает любовь и доброта.


Последнее творение руки великого мастера посвященного любимой жене. На горизонте виднеется морская бирюза и ясное небо, а в центре постепенно уменьшаясь, просматриваются 3 женские профили, принадлежащие Гале. Улыбка, озарившая лицо, не менее загадочная, чем у Моно Лизы Леонарда да Винчи. Рассматривая полотно сверху вниз и можно обозначить самое первое изображение, золотистое, нечёткое размытое символизирующее первые совместные годы. Второе лицо воздвигнуто на пьедестале, на этом жизненном этапе Дали обожествлял свою любовь, его нарциссизм отступил перед совершенством удивительной женщины. Последний профиль, по величине больше остальных, цвет серый, лишенный теплого золота. Такова его Гала, настоящая, с пороками и достоинствами, навсегда оставшаяся для гения главной и незаменимой.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Великий и неординарный человек Сальвадор Дали родился в Испании в городе Фигерас в 1904 году 11 мая. Его родители были очень разные. Мать верила в бога, а отец наоборот, был атеистом. Отца Сальвадора Дали звали тоже Сальвадор. Многие считают, что Дали назвали в честь отца, но это не совсем так. Хоть у отца и сына были одинаковые имена, все же младшего Сальвадора Дали назвали в память о его брате, который умер не дожив до двухлетнего возраста. Это беспокоило будущего художника, так как он чувствовал себя двойником, каким-то отголоском прошлого. У Сальвадора была сестра, которая родилась в 1908 году.

Детство Сальвадора Дали

Учился Дали очень плохо, был балованным и неусидчивым, хотя способности к рисованию у него появились еще в детстве. Первым учителем Сальвадора стал Рамон Пичот. Уже в 14 лет его картины были на выставке в Фигерасе. В 1921 году Сальвадор Дали уехал в Мадрид и поступил там в Академию изобразительных искусств. Учеба ему не нравилась. Он считал, что сам может преподавать своим учителям искусство рисования. Он оставался в Мадриде лишь потому, что ему было интересно общаться с его товарищами. Там он познакомился с Федерико Гарсиа Лорка и Луисом Бунюэлем.

Учеба в Академии

В 1924 году Дали был исключен из академии за недостойное поведение. Вернувшись туда через год, его снова исключили в 1926 году без права на восстановление. Случай, повлекший за собой эту ситуацию, был просто поразителен. На одном из экзаменов профессор академию попросил назвать 3 самых великих художников в мире. Дали ответил, что не будет отвечать на подобного рода вопросы, потому что ни один преподаватель из академии не имеет право быть ему судьей. Слишком презрительно относился Дали к преподавателям. А к этому времени Сальвадор Дали уже имел свою собственную выставку, которую посетил сам Пабло Пикассо. Это было катализатором для знакомства художников. Тесное общение Сальвадора Дали с Бунюэлем вылилось в фильм под названием «Андалузский пес», который имел сюрреалистический уклон. В 1929 году Дали официально стал сюрреалистом.

Как Дали обрел музу

В 1929 году Дали обрел свою музу. Ей стала Гала Элюар. Именно она изображена на многих картинах Сальвадора Дали. Между ними возникла серьезная страсть, и Гала оставила своего мужа, чтобы быть вместе с Дали. В момент знакомства со своей возлюбленной Дали жил в Кадакесе, где купил себе хижину без особых удобств. Не без помощи Галы Дали удалось организовать несколько отличных выставок, которые были в таких городах как Барселона, Лондон, Нью-Йорк. В 1936 году случился очень трагикомичный момент. На одной из своих выставок в Лондоне Дали решил почитать лекцию в костюме водолаза. Вскоре он стал задыхаться. Активно жестикулируя руками он попросил снять с него шлем. Публика приняла это за шутку, и все обошлось. К 1937 году, когда Дали уже побывал в Италии, стиль его работ значительно изменился. Уж слишком сильно повлияли работы мастеров Возрождения. Дали изгнали из общества сюрреалистов.

Во время Второй Мировой войны Дали уехал в США, где был узнаваем, и быстро добился успеха. В 1941 году для его личной выставки открыл двери музей современного искусства США. Написав свою автобиографию в 1942 году, Дали почувствовал что он действительно известен, так как книга разошлась очень быстро. В 1946 году Дали сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Конечно, смотря на успех своего бывшего товарища Андре Бретон не мог упустить шанс написать статью, в которой унижал Дали – «Salvador Dali – Avida Dollars» («Гребущий доллары»). В 1948 году Сальвадор Дали вернулся в Европу и поселился в Порт-Льигате, выезжая оттуда то в Париж, то обратно в Нью-Йорк.

Дали был очень известным человеком. Он занимался практически всем и был успешным. Все его выставки не сосчитать, но больше всего запомнилась выставка в галерее Тейт, на которой побывало около 250 миллионов человек, что не может не впечатлять. Умер Сальвадор Дали в 1989 году 23 января после смерти Галы, которая скончалась в 1982 году.

Творчество

Трудно найти среди художников личность более противоречивую. Cуждения, действия, картины Сальвадора Дали, все носило легкий налет безумного сюрреализма. Этот человек не просто был художником сюрреалистом, он сам был воплощением сюрреализма.

Тем не менее, Дали пришел к сюрреализму далеко не сразу. Творчество Сальвадора Дали начиналось, прежде всего, с изучения приемов классической академической живописи. Дали пробовал себя и в кубизме, он с величайшим благоговением относился к полотнам Пабло Пикассо. Как следствие в некоторых его сюрреалистических работах прослеживаются элементы кубизма. На творчество Сальвадора Дали огромное влияние оказала также живопись эпохи Возрождения. Он много раз говорил, что современные художники ничто по сравнению с титанами прошлого (впрочем, кто бы сомневался). Но когда он начал писать в стиле сюрреализма, тот стал его любовью практически до конца жизни. Лишь на закате своей жизни Дали несколько отойдет от сюрреализма и вернется к более реалистичной живописи.

Сальвадора Дали смело можно отнести к классикам сюрреализма. Более того, выражение Дали «сюрреализм это я» в современном мире стало правдой в глазах миллионов. Спросите любого человека на улице, кто у него ассоциируется со словом сюрреализм – практически любой ответит, не задумываясь: Сальвадор Дали!

Его имя знакомо даже тем, кто не совсем понимает значение и философию сюрреализма, даже тем, кто не интересуется живописью. Сальвадор Дали обладал редким умением эпатировать окружающих, он был героем львиной доли светских бесед своей эпохи, о нем говорили все, от буржуа до пролетариата. Он был, пожалуй, лучшим актером из художников и если бы тогда существовало слово пиар, то Дали смело можно было бы назвать гением пиара, как черного так и белого. Впрочем, глупо рассуждать, о том, каким был Дали, если вы действительно хотите понять это – просто взгляните на его картины, являющиеся воплощением его экстравагантной личности; гениальные, странные, безумные и прекрасные.

Ядерный мистицизм

После Второй мировой войны человечество перешло в новую фазу существования. Одним из наиболее разрушительных и в тоже время стимулирующих факторов стало использование США ядерной бомбы, когда 6 и 9 августа 1945 года были уничтожены японские города Хиросима и Нагасаки. Конечно, с морально-этической точки зрения это событие стало позором для цивилизованного мира, но была и другая сторона – переход к принципиально новому уровню научно-технической мысли. В то же время, более ярко проявились и религиозные мотивы в западноевропейской и американской жизни.

Особенно глубоко новые тенденции проникли в среду творческой элиты и интеллигенции. Одним из наиболее чутких к трагическим событиями творцов оказался Сальвадор Дали. В силу своих психо-эмоциональных особенностей он довольно остро воспринял эту общечеловескую катастрофу и на фоне специфики своего искусства разработал свой художественный манифест. Это и ознаменовало новый период в его жизни и творчестве, который длился с 1949 по 1966 годы, под названием «ядерный мистицизм».

Первые признаки «ядерного мистицизма» появились в работе «Атомная Леда», где он выступил в синтезе с античной мифологией. Так, после приезда из Америки для Дали основной стала тема христианства. Наверное, первой в цикле работ можно считать написанную в 1949 году «Мадонну Порт-Льигата». В ней он попытался приблизиться к эстетическим критериям Ренессанса. В ноябре этого же года он совершил визит в Рим, где на аудиенции у Папы Римского Пия XII презентовал понтифику своё полотно. По словам очевидцев Папа был не слишком впечатлён сходством Богоматери с Галой, ведь церковь на тот момент взяла курс на обновление.

После этого знаменательного события у Дали родилась идея новой картины – «Христос Сан Хуана де ла Крус», для создания которой он взял за основу рисунок Распятия, создание которого приписывалось самому святому. На огромной картине был изображён Иисус над бухтой Порт-Льигата, вид на которую открывался с терассы дома художника. Позже этот пейзаж неоднократно повторялся на картинах Дали в 50-х гг. А уже в апреле 1951 года Дали опубликовал «Мистический манифест», в котором провозгласил принцип параноидально-критического мистицизма. Сальвадор был абсолютно уверен в упадке современного искусства, который, по его мнению, был связан со скептицизмом и недостатком веры. Сам параноидально-критический мистицизм, по утверждению мастера, был основан на поразительных успехах современной науки и «метафизической духовности» квантовой механики.

С помощью своих полотен Дали пытался показать наличие в атоме христианского и мистического начала. Он считал мир физики более трансцендентным, чем психологию, а квантовую физику – величайшим открытием ХХ века. В целом же, период 50-х годов стал для художника периодом интеллектуального и духовного поиска, который дал ему возможность совместить два противоположных начала – науку и религию.

Картины Сальвадора Дали

Картины Сальвадора Дали являют собой один из ярчайших образчиков воплощения манифеста сюрреализма, той самой свободы духа, граничащей с безумием. Неопределенность, хаотичность форм, соединение реальности со сновидениями, соединение продуманных образов с бредовыми идеями из самых глубин подсознания, сочетание невозможного с возможным, вот что такое картины Сальвадора Дали. И при всем этом, при всей чудовищности творчества Сальвадора Дали, оно обладает необъяснимой привлекательностью, даже эмоции, возникающие при просмотре картин Сальвадор Дали, казалось бы просто не способны существовать вместе. Страшно даже подумать, что может твориться в голове у человека способного написать подобные полотна. Одно ясно – чего там не было, так это серости однообразных будней.
Но итак уже слишком много всякой хрени написано, живопись говорит лучше всяких слов. Наслаждайтесь.

«Атомная Леда»

Сегодня картину «Атомная Леда» можно увидеть в Театре-музее Сальвадора Дали в городе Фигерасе. Автора полотна, как это странно не звучит, вдохновило на его написание открытие атома и сброс атомных бомб на японские острова в 1945 году. Ужасающая разрушительная сила атома ничуть не испугала художника. Информация об элементарных частицах, никогда не соприкасающихся друг с другом и, наряду с этим, образующих окружающую реальность и предметы вокруг, стали новым источником творчества мастера и ключевыми сюжетами картин. Более того, Дали, не терпевший любого рода прикосновения, увидел в принципе строения мира особую символичность лично для себя.

«Атомная Леда» была написана в 1949 году. В основе картины древнегреческий миф о Леде – правительнице Спарты и Зевсе – боге всех богов Олимпа, влюбившегося в царицу и явившегося ей в облике лебедя. После этого царица снесла яйцо, из которого вылупились три ребёнка – Елена Троянская и братья-близнецы Кастор и Поллукс. С Кастором мастер отождествлял своего старшего брата, который умер до его рождения.

Ещё два важных предмета на картине – угольник и книга. Угольник и линейка, в виде тени – неотъемлемые инструменты, применяемые в геометрии. Они же указывают на математический расчет, а в эскизах художника прослеживаются пропорции пентаграммы, называемой «золотым сечением». В этих вычислениях Дали содействовал известный румынский математик – Матила Гика. Книжка, по многим предположениям, является библией и указанием на возврат художника к католической церкви.

Фоном картины являются земля и море, подобно всем частям картины, не соприкасающиеся друг с другом. Сальвадор Дали истолковал этот момент на примере одного из эскизов, пояснив, что именно таким образом он видит проекцию в реальность происхождения «божественного и животного». Скалы по бокам картины – это часть каталонского побережья, где родился и вырос художник. Известно, что, когда Дали работал над полотном, он находился в Калифорнии, таким образом, тоска по родным пейзажам выплескивалась на картинках творца.

«Лицо войны»

Сальвадор Дали не мог видеть, как гитлеровские войска врываются в родную Францию. Он отбыл в США вместе с женой, покинув любимые места, с болью и горечью осознавая, что все будет разрушено и разбито.

Ужас войны, страх, кровопролитие переполняли сознание художника. Все, что было мило и дорого многие годы в один миг было растоптано, сожжено и растерзано. Казалось, все мечты, все планы были заживо погребены под фашистским сапогом.

В США Дали ждал успех, признание, жизнь его там сложилась очень счастливо и насыщенно, но тогда, когда художник плыл на пароходе, покидая Францию, он этого еще не знал. Каждый нерв его был натянут, точно струна, эмоции требовали выхода и, прямо там, на пароходе Дали приступил к своей картине «Лицо войны» (1940г).

В этот раз он отступил от свойственной ему манеры, картина была написана предельно просто и доходчиво. Она кричала, она врывалась в сознание, она оковывала ужасом всех, кто ее созерцал. Глазницы и искореженный рот многократно повторяют этот кошмар. Черепа, черепа, черепа, а еще нечеловеческий ужас – вот и все, что война приносит всем, кто встает на ее пути. Рядом с войной нет жизни, и сама по себе она кошмарна и мертва.

Многочисленные змеи рождаются из головы и ее же поедают. Они больше похожи на мерзких червей, но пасти их раскрыты и, кажется, даже сейчас доносится их злобное шипение. Созерцатель картины не является сторонним наблюдателем, он, будто бы, находится здесь же, только смотрит на кошмарное лицо из пещеры. Это ощущение подкрепляет и след от руки в углу картины.

Дали, будто, хочет призвать к разуму – сейчас, когда ты под прикрытием, в пещере, подумай – стоит ли идти туда, где только безжизненная маска смерти, стоит ли начинать войны, которые сжирают своих же начинателей, которые приносят бесконечные страдания и обречены на ужасную гибель.

«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната»

Знаменитый шедевр эпатажного сюрреалиста Дали, созданный в 1944 году и вдохновленный фрейдовским психоанализом кратко можно назвать «Сон». Таким образом, масштабная работа Фрейда над теорией сновидений оказалась полезной не только в области научной психологии и психиатрии, но и послужила ярчайшим вдохновением для приверженцев сюрреализма. Надо сказать, сам психоаналитик не признавал это творчество, но нельзя отрицать уникальность этих картин и наличие множества поклонников подобного искусства.

Сны могут продолжаться секунды, создавая при этом впечатление целостного спектакля на арене бессознательного. Фрейдизм настаивает на возможности внешних раздражителей «проникать» в сновидение, трансформируясь при этом в различные символические образы. Так, на полотне Сальвадора Дали в фокусе обнаженная модель (жена Гала) и маленький гранат с парящей над ним пчелой. Это объекты реального мира. Порождением сна являются остальные рисунки композиции. Необъятное море олицетворяет полное глубинных тайн бессознательное человека. Призрачный слон Бернини на «ходулях» передает зыбкость и неустойчивость сонного состояния. Фрукт с алыми ягодами во сне приобретает увеличенные размеры.

Тело женщины парит над скалистой плоскостью, что передает зрителям знакомую во снах возможность невозможного. Еще чуть-чуть, и Гала проснется… Перед нами затуманенный момент перед отходом ее в сознательный мир из пучин бессознательного. Теперь на полотно имеют возможность воочию любоваться жители и туристы Мадрида. Остальным любителям искусства работа знакома из страниц всемирной сети и по репродукциям.

«Галатея сфер»

Все картины Дали отличаться своей необычной притягательность. Хочется внимательно рассмотреть каждый уголок, чтобы не упустить не одной детали. Так и в его известной и великой Галатее сфер. Глядя на нее, удивляешься: каким образом художнику так мастерски удалось изобразить лицо через совокупность сфер? Совершенству и гармоничности их сливания можно только удивляться. Такой шедевр под силу только настоящему мастеру.

Свою картину Сальвадор Дали написал еще в 1952 году в период ядерно-мистического творчества. В то время художник изучал разнообразные науки и наткнулся на теорию атомов. Эта теория настолько сильно впечатлила Дали, что он начал писать новую картину. Лицо своей жены он изображает из множества маленьких-сфер атомов, сливающихся в единый целый коридор. Симметричность этих кругов образует могущественную перспективу и придает картине трехмерный вид.

Губы Галатеи являются тенью ряда шаров. Глаза будто бы две отдельные маленькие планеты. Очертания носа, овала лица, ушей, волос словно бы разбивают эти сферы на отдельные атомы. Цветовые сочетания и контрасты заставляют их казаться объемными выпуклыми и рельефными. Будто бы Галатея – это прозрачная оболочка, состоящая из цветовых контрастов множества маленьких идеальных сфер.

Только отдельные ее элементы отражающие лицо Галы, ее волосы, губы, тело окрашены в естественные цвета. Вся композиция в целом завораживает, заколдовывает зрителя. Она создает впечатление движения кругов. Словно бы Галатея крутиться с помощью каждого отдельного живого атома.

«Великий Мастурбатор»

Картина, написанная в 1929 году в стиле сюрреализм, в данный момент выставлена в Центре искусств королевы Софии в Мадриде (Испания). В центре картины изображено смотрящее вниз деформированное человеческое лицо. Похожий профиль изображён также на более известной картине Дали «Постоянство памяти» (1931). Из нижней части головы поднимается обнажённая женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Рот женщины тянется к скрытым под лёгкой одеждой мужским гениталиям, намекая на предстоящую фелляцию. Мужская фигура изображена только от пояса до колен со свежими кровоточащими порезами.

Под человеческим лицом, на его рту, сидит саранча – насекомое, перед которым художник испытывал иррациональный страх. По брюшку саранчи и по центральной фигуре ползут муравьи – популярный мотив в работах Дали – символ коррупции. Под саранчой изображена пара фигур, отбрасывающая одну общую тень. В нижнем левом углу картины одинокая фигура торопливо удаляется вдаль. Помимо этого на полотне присутствуют также яйцо (символ плодородия), нагромождение камней и (под лицом женщины) цветок каллы с фаллообразным пестиком.

«Великий мастурбатор» имеет большое значение для исследования личности художника, поскольку навеяна его подсознанием. Картина отображает противоречивое отношение Дали к сексу. В его детстве отец Дали оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённых венерическими заболеваниями, что привело к ассоциированию секса с гниением и надолго отвратило юного Дали от половых отношений.

«Портрет Луиса Буньюэля»

Эта картина написанная в 1924 году. Первоначально находилась в коллекции Луиса Буньюэля. В настоящее время находится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. Дали познакомился с Луисом Буньюэлем в Королевской Академии Искусств в Мадриде, во время своего обучения в 1922–1926 годах. Буньюэль был одним из тех, кто в значительной степени повлиял на Сальвадора. Позднее Дали принял участие в съёмках двух фильмов Буньюэля: «Андалузский пёс» (1929) и «Золотой век» (1930).

Портрет Луиса Бунюэля был написан, когда будущему режиссёру было 25 лет. Он изображён серьезным и задумчивым человеком с пристальным взглядом, смотрящим в сторону от художника и зрителей. Картина выполнена в мрачноватых тонах. Сдержанные цвета создают атмосферу серьезности и подчеркивают глубокомысленный взгляд.

В этом шедевре Дали достигнуто замечательное единство активной формы и концентрированной психологической характеристики. Великолепно написанное лицо узнаётся мгновенно, так же, как сразу «схватываются» черты обретающего зрелость индивидуального стиля Дали, способность художника к жёсткому самоконтролю при выборе живописных средств.

«Меланхолия»

Сальвадор Дали был гением (возможно, слегка сумасшедшим, но это вообще характерно для гениев, опередивших свое время) – с этим согласны даже те, в чьем сердце его картины не находят отклика.

Ведь эти картины, даже больше, чем любое другое искусство, нужно понимать сердцем, центром души, которое болит, тянет, стучит и бьется. Ведь даже поняв мозгом, что художник имел в виду это, добивался вот этого и вообще протестовал против Второй Мировой и дискриминации, допустим, негров, полюбить картины не получится. Их нужно чувствовать. Чувствовать бьющуюся в них свободу – они бескрайни, несмотря на то, что ограничены узким пространством холста.

Так «Меланхолия» полна пустыни, которая простирается от края до края. Горы на горизонте не ограничивают её, напротив, словно бы помогают ещё вырасти, ещё расшириться. Облака, свивающиеся в странные фигуры, расширяют небо. Безликие ангелы-купидоны хулиганят, один из них играет на лире. Стол, с резными столбиками, как у кровати, смотрится почти нелепо в пустыне, и попирает собой все законы человеческого восприятия. Человек с пустым лицом смотрит вдаль скучно и молча.

Вся картина отзывается в душе – меланхолия, ветер в пустыне, перезвон струн на лютне – но не отзывается в мозгу, потому что мозгом её не прочувствовать, для этого есть сердце.

«Геополитический младенец, наблюдающий за рождением нового человека»

Сложный период второй мировой войны, художник провел в Америке. Его горячо любимая Испания была в самом центре кровавых событий, и, конечно же, переживания за судьбу человечества нашло отклик в душе гения. Картина написана в 1943 году, в разгар военных действий в Европе. В центре изображено огромное яйцо, символизирующее планету. Через него проходит трещина и виднеется рука, крепко вцепившаяся за скорлупу. Очертания внутри, говорят какие муки, испытывает Новый Человек, а капля крови ниспадает на белую ткань, простеленную под планетой. В правом углу стоит женщина с развивающимися на ветру волосами и обнаженной грудью, указывая младенцу, обнимающему её колени на сложное действие рождение нового сознания человечества. Вселенная изображена как пустыня, где виднеются одинокие силуэты. Написанная в желто-коричневых тонах, символизирующими болезненное состояние, в котором находится мир .

«Постоянство памяти»

Вдохновением для одной из лучших работ Сальвадора Дали стал кусочек сыра Камамбер . Бессознательным человека стал безлюдный пляж с тихой гладью воды. На суку сломанного дерева висят расплавленные часы, повторяющие форму сыра. В центре лежит причудливой формы создание, в котором можно рассмотреть сомкнутые веки с длинными ресницами, на котором также располагаются мягкие часы. Своеобразное представление о времени, которое медленно стекает в тихой гавани человеческого сознания.

«Человек-невидимка»

В основе людское очертание, которое теряется в его фантазиях и воображении. Автор создал работу поражающей своей глубиной, границы размыты, а пространство становится космически бесконечным. Это же ощущение передается за счет соединения временных отрезков истории человечества. Античность и средние века остались по средствам колон и архитектуры, современность представлена четким формами кубизма. Картина содержит множество образов понятных лишь художнику. В «Человеке-невидимке» просматривается увлечение Сальвадора Дали теориями Фрейда.

«Распятие»

На шахматной доске в левом углу стоит женщина в одеждах эпохи Возрождения, впереди морская гладь воды. Взор женщины, в которой узнаваема жена художника, направлен вверх, где распят Иисус Христос. Лица не видно, голова откинута назад, тело вытянуто как струна, пальцы рук изогнуты в болевом спазме. Геометрические формы куба и совершенство молодого тела сливаются и в тоже время становятся антиподами. Холодная гладь распятия – человеческое равнодушие и жестокость, на котором умирает любовь и доброта.

Деятельность вне живописи

  • Кроме живописи кипучая натура Дали находила свое самовыражение и в других направлениях искусства: скульптуре, фотографии, и кино, которое в начале 20-го века считалось самым волшебным и перспективным из искусств.
  • Дали посещает Америку, где знакомится и дружит с известным мультипликатором Уолтом Диснеем и даже немного рисует для мультиков.
  • Охотно снимается и в рекламе, однако рекламные ролики с его участием выходят слишком эксцентричными и эпатажными. Надолго запомнится реклама шоколада, где Дали откусывает шоколадный кусок, после этого у него закручиваются усы, и он эйфорийным голосом говорит, что от этого шоколада только что сошел с ума.
  • Творческое наследие Сальвадора Дали просто огромно: куча удивительных картин, каждая из которых стоит как минимум миллионы долларов.
  • Умер художник в 1989 году, но его картины будут жить вечно, удивляя нас и еще не одно поколение наших потомков своей загадочной, сумасшедшей, эксцентричной красотой и гениальностью.

, график , скульптор , режиссёр , писатель

Учёба:

Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

Стиль: Известные работы: Влияние:

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Фа рес Дали́ и Доме́неч маркиз де Дали де Пуболь , исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol ; 11 мая - 23 января ) - испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма . Маркиз де Дали де Пуболь (). Фильмы: «Андалузский пёс », «Золотой век », «Заворожённый ».

Биография

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном .

После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм - это я».

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с по г. В г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона . В г. умирает Гала.

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Доска на стене в комнате, где погребен Дали

  • Дизайн Чупа-Чупса (1961) Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у нее было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
  • В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии .
  • В 2003 году компанией «Уолт Дисней » был выпущен мультипликационный фильм «Destino ». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.

Наиболее известные и значимые произведения

  • Портрет Луиса Бунюэля (1924) Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина создана во время поиска Дали своей манеры и стиля исполнения, по атмосфере же напоминает полотна Де Кирико .
  • Плоть на камнях (1926) Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.
  • Приспособление и рука (1927) Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).
  • Незримый человек (1929) Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражённые в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
  • Просвещённые удовольствия (1929) Интересно тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Портрета Поля Элюара» (1929), "Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.
  • Великий мастурбатор (1929) Горячо любимая исследователями, картина подобно «Просвещённым удовольствиям» является полем исследования личности художника.

Картина «Постоянство памяти», 1931

  • Постоянство памяти (1931) Пожалуй, самое известное и обсуждаемое в художественных кругах произведение Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно использует идеи из прежних работ. В частности, это автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса , родины Сальвадора.
  • Загадка Вильгельма Телля (1933) Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали - это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец - это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли - непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
  • Загадка Гитлера (1937) Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью - её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест - «полную противоположность ломаной фашистской свастике».
  • Телефон - омар (1936) Так называемый, сюрреаллистический предмет - предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».
  • Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934-1935) Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и прочего.
  • Метаморфозы нарцисса (1936-1937) Или «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа. Мотивы использовалась в качестве обложки одного из дисков Pink Floyd .
  • Параноические превращения лица Гала (1932) Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.
  • Ретроспективный бюст женщины (1933) Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки - символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
  • Женщина с головой из роз (1935) Голова из роз - это скорее дань Арчимбольдо , художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
  • Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской войны (1936) Как и написанный в том же году «Осенний каннибализм», это картина - ужас испанца, понимающего, что происходит с его страной и куда она движется. Это полотно сродни «Гернике » испанца Пабло Пикассо .
  • Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943) Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL », а во второй - использует бутылку «Кока-Колы ».
  • Венера Милосская с тазиком (1936) Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в его живописи. Подтверждением тому могут служить «Жираф в огне» (1936-1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины.
  • Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938) Одна из наиболее известных «оптических» картин Дали, в которых он умело играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Другой крайне известной работой подобного рода является «Гала, глядящая на средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна » (1976).
  • Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944) Этой яркой картине присуще ощущение лёгкости и неустойчивости происходящего. На заднем плане - длинноногий слон. Это персонаж есть и в других работах, вроде «Искушение святого Антония» (1946).
  • Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950) Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Сальвадора физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы или некие подобия носорожьих рогов (ещё одна навязчивая идея, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) или данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951).
  • Гиперкубическое тело (1954) Corpus hypercubus - полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала. Тем не менее, Дали не ограничивает себя и позволяет писать довольно провокационные вещи. Такие, как «Содомское удовлетворение невинной девы» (1954).
  • Тайная вечеря (1955) Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958-1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) - яркие представители полотен того времени.

«Тайная вечеря» - одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус», 1951).

Ссылки

  • 1500+ картин, биография, ресурсы (англ.) , Постеры (англ.)
  • Сальвадор Дали (англ.) на сайте Internet Movie Database

Wikimedia Foundation . 2010 .

Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

На картине изображена внутренняя борьба чувств, вызванных отношением к половому акту. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную отцом книгу, открытую на странице с изображёнными гениталиями, поражёнными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определённая часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начинённой черепами.

5. «Сон», 1937 год

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений – сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе мягкость и твёрдость, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешается память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

Портрет жены Дали представлен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновлённый наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

Ещё одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жёстких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, где объединились классика и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

Второе название картины – «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал её за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символизмом.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чьё искажённое тело появляется в далинианской пустыне.

15. Без названия - Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

Изображения создано для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическая картина из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединённых Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры