Рябиновая ночь. Значение воробьиная ночь в справочнике по фразеологии

Главная / Ссоры

Рябиновая, или Воробьиная ночь - не столько праздник, сколько день силы с особым мистическим значением. Узнайте ниже, когда и сколько раз в году наступает такая ночь, чем заняться в это волшебное время и как защититься от нечисти.

Смысл и суть праздника

Воробьиной ночью славяне издавна называли ночи с сильной грозой или яркими зарницами на горизонте. Возможно, ее первоначальное название - рябинная ночь , то есть, рябая или пестрая, как воробей. В украинском языке оно звучит так: «горобина ніч ». Это прилагательное можно перевести на русский и как «воробьиная», и как «рябина». Первое упоминание определения встречается в летописи 11 века, описывающей битву между войсками Ярослава Мудрого и Мстислава Удалого.

Воробьиная ночь - время разгула нечистой силы. Черти и бесы отмечают свой праздник, ведьмы устраивают шабаш. Неофиты предлагают тьме подношения, устанавливают контакт с силами зла и получают знания о черной магии. Наблюдение за царящей за окном непогодой заряжает магической энергией и восполняет потраченные ресурсы мага. Духи стихий бесчинствуют. Дождь заливает улицы, ветер срывает крыши. Удары молний становятся причинами пожара, земля дрожит и уходит из-под ног.

В то же время поверья утверждают, что гроза бьет молниями чертей и ведьм. Здесь имеется связь с Перуном, празднование в честь которого с приходом христианства превратилось в . Гроза олицетворяет борьбу бога-громовержца с нечистью, и Воробьиная ночь - отголоски его культа.

Когда наступает Рябиновая ночь

Время наступления Рябиновой ночи зависит от региона, в котором были сложены поверья о ней. В Центральной России это три даты, совпадающие с цветением и временем сбора рябины. По белорусским суевериям, речь идет о периоде между Ильиным днем и Рождеством Богородицы - со 2 августа по 8 сентября . Смоленские поверья указывают на Успение Богородицы - 28 августа .

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

В Центральной Украине особую силу приписывают грозе в ночь на Ивана Купала , накануне ее и после Петрова дня - 6, 7 и 12 июля . Иногда Воробьиной называют самую короткую ночь в году - 21 июня . Так говорят: «ночь так коротка, что и воробей перескочит». Реже встречаются аналогичные упоминания о ночи Осеннего Равноденствия.

На юге Воробьиной считают ночь с 1 на 2 сентября (иногда - с последнего дня августа на 1 сентября) вне зависимости от погоды. В эту дату «черт воробьев меряет». Вошедшие в меру отправляются в ад, не подходящие по размеру отпускаются на волю. Такова кара для птиц, носивших гвозди к кресту Спасителя. Именно поэтому после грозы так много мертвых воробьев.

Количество Воробьиных гроз в году тоже зависит от региона. Где-то считают, что это единственная дата в году, а в иных местах их количество доходит до десятка. Можно предположить, что даты мистических грозовых ночей связаны с особенностями климата и временем цветения и созревания рябины. Самое богатое на грозы время и есть период Рябиновых ночей. В некоторых регионах так называют любую ночь с сильной грозой.

Сохранились легенды, по которым Воробьиная ночь наступает раз в 7 лет: «на сотню рябиновых ночей только одна воробьиная». О точной дате знают представители нечистой силы, и раскрывают ее только ведьмам и колдунам, дабы они явились на шабаш.

Воробей и рябина - символика мистической ночи

Воробей тесно связан с грозой. Погодные приметы утверждают, что предсказать непогоду можно по их беспокойному поведению. Он же считается нечистой птицей - воробьи приносили гвозди для распятия Иисуса Христа. Поэтому они не ходят, а прыгают - Бог связал ноги незримой веревкой в наказание. Нечистая сила может принимать вид воробья. Ведьма может вывести черта-помощника из его яйца.

Большинство - плохие. Если он влетел в окно, ждите беды. Пролетел над головой - к неудаче. Свил гнездо на балконе - к тяжелой болезни или смерти. Принести воробья в дом - указать смерти дорогу.

Рябиновые ночи часто бывают во время цветения и созревания плодов одноименного дерева. Наши предки считали рябину грозовым деревом . По преданиям, она не сможет созреть без ночных гроз. Чем больше их - тем больше урожай волшебных ягод. Это дерево защищает от мертвой энергетики и неупокоенных духов. С его помощью можно снять порчу на смерть и другой негатив, наведенный через погост. Рябина помогает общаться с высшими силами и предсказывать будущее.

В славянских преданиях наравне с дубом относится к атрибутам бога грозы Перуна. В кроне рябины прячутся его молнии, но древесина служит людям как оберег от их попадания. У скандинавов рябина была одним из 12 священных деревьев. В мировых легендах она предстает деревом с сильным характером воина, защитника, светлого мага.

Символика волшебной грозовой ночи сочетает в себе два противоположных значения. Воробей олицетворяет злые силы, рябина - защиту от них. Это совпадает с оккультным значением грозы - борьба света и тьмы.

Приметы о молниях и громе

Любого пострадавшего от молнии считали колдуном, водящим дружбу с нечистой силой. Гроза не накажет чистого душой человека, поскольку в эту ночь направлена на устранение зла. Выжившие считались избранными Богом, получившими магические способности для помощи людям и борьбы с нечистью.

Если от удара молнии загорелся предмет, значит, она убила сидящего на нем черта. Возгорания не случилось - черт сумел ускользнуть от возмездия. Молния уходит в землю, а через три года напоминает о себе появлением минерала «чертов палец».

Во время пожара от молнии нельзя разговаривать, чтобы не пасть жертвой небесного огня. Тушить водой его бесполезно, нужно затоптать пламя ногами или залить молоком черной коровы . Это необычный пожар, горит не дом, а сидевший в нем черт. Поэтому часто зданию давали сгореть дотла, чтобы сжечь всю нечисть и не мешать Божьему промыслу.

Воробьиной ночью нельзя надевать короткое платье и распускать волосы, иначе Бог перепутает с ведьмой и поразит молнией. и другие животные защитят от кары. Возможно, именно поэтому ведьмы предпочитали питомцев темного окраса.

Для того, чтобы не пострадать от погодного катаклизма, во двор вывешивали грязную пасхальную скатерть. Еще один оберег от молнии - красная нитка, которую привязывали под крышей. Чтобы ребенок не боялся грома, его угощают плесневелым черным хлебом, почками вербы или ржаными соцветиями.

Проснуться от грома или вспышки зарницы - хорошая примета. Рассматривать всполохи обычным людям нельзя, это грозит сумасшествием. Только маги созерцают грозу, восстанавливая этим зрелищем энергию.

Рябина и другие волшебные растения

Талисманы и другие магические инструменты из рябины, изготовленные этой ночью, будут иметь больше силы, чем обычно. В старину девушки носили бусы и ягод, чтобы сохранить красоту и здоровье, удачно выйти замуж и защититься от старости. Посохи из рябины популярны среди белых магов. Ветками украшали и окуривали дома, чтобы прогнать зло.

Хорошая примета - посадить рябину перед Воробьиной ночью. Она убережет красоту и молодость, закроет доступ в дом нечисти. В старину считалось, что возле дома светлого мага должна расти рябина - источник энергии.

Собирать и высаживать в это время можно не только рябину. Любые травы будут иметь особую силу. Учитывайте их свойства. Полынь нужна для снятия порчи, любисток и душица - приворотные растения, березой можно вылечить тяжелую болезнь. Сбор трав во время ночной грозы - нелегкое дело, но их волшебные качества окупят ваши усилия.

После непогоды стоит отыскать дерево, в которое попала молния. Даже небольшая щепка от него будет хранить дом от погодных катаклизмов. Окуривание полынью избавляет от негативной энергии. Если провести его в Рябиновую ночь, сила растения будет умножена на мощь легендарного природного катаклизма.

Магия Рябиновой грозы - заговоры и обряды

Любое стихийное явление наполнено энергией. Если же это легендарная ночная гроза, которая наступает всего раз в несколько месяцев, упускать такое сильное с магической точки зрения время не стоит. Высвобождается мощный поток энергии, который усиливает заговоры и ритуалы. Воробьиная ночь благоприятствует черной магии и защите от нее, обращениям к богам молнии и грома .

Перунов заговор-оберег

Это обращение к Перуну читается во время непогоды. Оно защищает от молнии и пожара, порчи, сглаза, происков врагов и болезней:

Разруби, Перуне,
Ковы тяжкие,
Разгони, Перуне,
Силы вражские,
Оберег, Перуне,
Коло посолонь,
Да воздай, Перуне,
Врагу вдостали! Гой!

Обращение к пророку Илье

Этот заговор для здоровья и защиты от негатива лучше всего читать 2 августа – этот день посвящен пророку Илье, святому-громовержцу. Но подходит и любая Рябиновая ночь. Выйдите на улицу, под дождь. Дождитесь грома, поднимите руки вверх и скажите:

О, великий Илья-пророк! Как крепка колесница твоя, издающая гром небесный, так и я, раб Божий (имя), буду крепок и здоров ныне и во веки веков. Аминь.

Почитание Берикапки - воробьиного царя

Правитель воробьев, по приказу которого эти птицы перешли на сторону Дьявола. Почитают его черные маги. Берикапка исполняет желания в обмен на почести. Потребуется дохлый воробей, найденный в Рябиновую ночь. Заверните его в красный шелк, сверток поместите в чашу, наполненную свежим медом. Во время этих манипуляций читайте:

Есть Берикапка, царь воробьиный, воинство свое воробьиное поднял, христа гонял, а как повесили христа на крест, подлетел к нему Берикапка, клюнул его в темечко, христос и помер. Не христу-дураку покланяться буду, а Берикапке-Боженьке царю воробьиному. Вот возьму я тебя, Берикапушко, будешь у меня в тепле, в сытости сладкой, будут тебе все поклоны бить. Я тебя помянул, не забыл, буду тебе молиться-кланяться, так и ты меня не забывай, милостью своей одаривай.

С этими же словами поставьте чашу с мертвым воробьем за икону Спасителя, в красный угол. Когда потребуется помощь Берикапки, переверните икону. Перед ним поставьте граненый стакан, на половину наполненный зерном. Сто раз креститесь равносторонним крестом, столько же раз отбивайте земные поклоны. Каждый раз во время крестного знамения говорите:

Клюв, перо, да два крыла.

Возьмите зерно и выходите на улицу в поисках воробьев. Кидайте им зерно горстями, на каждую читайте:

Вот вам Царь-Берикапка повелел приказал, так ослушаться не смейте, пойдите-полетите, (ваше желание) сделайте.

Теперь возвращайтесь домой, не оборачиваясь и не вступая в разговоры. Икону можно будет перевернуть на следующий день.

Снятие порчи с дома рябиной


В порченом доме хорошо не живут.
Нет удачи, лада в семье, денег. Чтобы снять такую порчу, вызванную нечистой силой, нужно грозовой ночью повесить на ветку рябины ключи от дома. Заговор читается три раза, по памяти:

Не я лечу, не я заговариваю, а матушка красная рябина. Она лечит, умывает, правду на помощь призывает с небесными силами, с алой зарей, с вечерней звездой. Я к рябине приду, ключ железный найду да до дому пойду. Запру дверь тремя замками, тремя чугунными крюками, подопру ухватами, заложу лопатами. Никто замки не откроет, крюки не снимет, ухваты не выбьет, лопаты не поднимет. Никто рабе Божьей (ваше имя) не навредит ни в пиру, ни в миру, ни в дому. Слово мое крепко!

Положите ключи в карман. Под деревом оставьте подношение - выпечку или монетки. Своими словами поблагодарите рябину и отправляйтесь домой, не оглядываясь. Заприте все замки, закройте окна. Перед порогом насыпьте полосу из соли. До рассвета никто не должен пересекать ее.

Рябиновая, или Воробьиная ночь - сильное время для черного колдовства и защиты от него. Это время бала нечистой силы, и светлые силы стремятся убить молниями как можно больше ее представителей. Рябина имеет особую силу, как и другие растения. Ее можно направить как на добрые, так и на злые дела.

Воробьиные, или рябиновые ночи – это ночи, когда небо грохочет от звуков грома, свирепствуют непрекращающиеся грозы и льет дождь, а также дует сильный ветер, срывающий все на своем пути. Считается, что в такие ночи погибает много воробьев, из-за чего эта ночь и получила такое название. К тому же воробьи имеют рябую окраску, что также объясняет этимологию этого слова.

Существует и вторая версия появления такого понятия, как воробьиные ночи. Когда Иисуса прятали от казни римлян, воробей привел их к нему, затем возвращал гвозди, унесенные ласточками от тех, кто проводил распятие, а также обманутым ласточками стражникам подсказал, что Иисус жив, поэтому они и ударили его в сердце. Высшие силы наказали этих птиц-предателей – они могут только прыгать и летать, а также несколько раз в год, когда ночью бушует стихия, воробьи, перепутав ночь с днем, улетают из своих гнездах, попадают под удары молний и сорванные ветром ветки, и погибают. Утром можно увидеть усеянную землю телами воробьев.

Когда бывают воробьиные ночи

Первая – весной, во время цветения рябины. Вторая –17-26 июня, ночи короткие, как прыжок воробья, и третья – начинается с Семиного дня (14 сентября) до дня равноденствия. Хотя воробьиной ночью можно назвать любую, когда по небу гуляют грозы с зарницами.

Магия воробьиных ночей

Летние ночи

В ночь с 17 на 18 июня – магический период, когда принято проводить различные обряды. Так накануне ловят летучую мышь и закапывают ее в свежий муравейник, туда же кладут вещь человека, которого хотят приворожить. Считается, что как только муравьи съедят тело мыши, так человек сразу же влюбится и не сможет жить без той, которая приворожила. Для отворота применяли тело лягушки, представляя в ее образе соперницу. Кладут лягушку тоже в муравейник. С каждым днем, как будет постепенно исчезать лягушачье тело, так и исчерпают себя отношения влюбленных.

Ночь на 20 июня считается тоже волшебной, когда проводят различные обряды с использованием полыни. Ее срывают на рассвете и кладут под подушку, чтобы напиталась нужной энергией. Затем в полночь ее вынимают оттуда, заваривают и отваром поливают все тело, чувствуя, как проникает в каждую клеточку бодрость и красота. Ложатся спать, не вытираясь, тело должно само обсохнуть. Утром перекреститься на все четыре стороны и прочитать «Отче наш». После такого ритуала от мужчин отбоя не будет.

21 июня после полуночи – отличное время для поиска места для колодца. Берут для этого новую чугунную сковороду, на которую наговаривают такие слова: «Сковорода чиста, ничем не попачканная, так и пусть и найденная вода будет кристальна и благодатна. Здоровье принесет, все беды унесет» . После этого сковороду переворачивают верх дном, а на утром смотря, если есть внутри ее капли воды, то тут и нужно копать колодец, если же сухая – необходимо искать другое место, проводя этот ритуал каждую ночь вплоть до 26 числа. Часто для поисков колодца выбирали людей, рожденных 21 июня, так как считалось, что они имеют природный дар чувствовать месторасположение подземных вод.

Если женщина долго не могла забеременеть, то она срывала на заре 22 июня букетик зверобоя, при этом на ней не должно быть одежды. Рвала его на мелкие кусочки, заворачивала в головной платок и клала его в постель во время зачатия. Очень скоро она узнавала о том, что беременна. Рожденные в этот день имеют большую силу – физическую и магическую.

23 июня из болот и лесов выходит вся нечисть, чтобы погнать к домам людей диких зверей и птиц, поэтому в эту ночь было принято спать с закрытыми окнами, иначе можно беду на себя накликать. Родившихся в этот день детей старались покрестить на следующие сутки, чтобы защитить от нечистой силы.

24 июня нельзя было собирать травы, потому что семь лет от них пользы не будет. Тот, кто родился в этот день, будет обладать развитой интуицией.

Собирали омелу и ясменник в ночь на 25 число, раскладывали их по дому – они могут уберечь от огня.


Осенние ночи

14 сентября принято хоронить насекомых в гробиках из моркови или репы. Их выносят во двор и хоронят в земле. Потом берут грязную тряпку и гонят из дома мух: «Мухи, летите, своих мух хороните, заодно все злое из дома прихватите».

Если найти в ночь с 14 на 15 сентября тело мертвого воробья, то можно провести такой обряд. Завернуть птицу в шелковую ткань и положить в емкость, куда налит свежий мед. Поставить ее возле иконы Иисуса Христа, приговаривая при этом такие слова: «Воробей в меду захоронен, станет он мне в обороне. А тебе, Иисус, прошу, помоги очистить его душу, а заодно и мою, чтобы отвести от меня всякую беду. Так тому быть, так тому бывать» . Пусть эта чарка стоит три дня подряд, а потом ее закопать в лесу, где никто не ходит. Пока она там будет лежать, все неприятности и невзгоды пройдут стороной.

Рябиновые ночи Рябиновые ночи - странные и мистические, наполнены древней магией и овеяны легендами и поверьями короткие ночи с грозами и зарницами. В эти ночи можно делать мощные обереги и совершать действенные ритуалы, потому что такими ночами заправляет таинственная сила, древняя и могучая.

Рябина или воробьи?

Воробьиная ночь, рябиновая ночь - ночь с сильной грозой или зарницами; время разгула Нечистой Силы.

Выражения известны в русском, украинском и белорусском литературных языках и диалектах. Оба названия, вероятно, восходят к единой праформе “рябиная ночь ”, зафиксированной в древнерусском языке начиная с 15 в. Значение древнерусского “рябиныи” связано со значением “рябой” и родственными индоевропейскими названиями цвета. Названия имеют множество диалектных вариантов, которые образуют два крупных ареала. Для южнорусских областей и Украины основными являются варианты с прилагательными, имеющими значение “ воробьиный ”; для восточно-белорусских, белорусско - полесских и западнорусских территорий - прилагательные со значением “рябиновый”.

Воробьи считаются проклятыми христианским божком, то есть эта птица связана с Бесами. Есть Царь Воробьиный - Бес Берикапка. Когда Иисуса прятали от римлян, воробей указал его местонахождение. Перед распятием Христа ласточки таскали у римлян гвозди. А воробьи находили и приносили назад. Когда тот висел на кресте, ласточки присели на его, желая показать римлянам, что Христос мертв. А воробьи прыгали рядом и кричали: «Жив-жив!», что побудило стражников нанести удар в сердце.

За это воробьи обрели два проклятия.

**Первое. Они не могут ходить, а только прыгают.
**Второе. Несколько раз в году в каждой стране бывают воробьиные ночи.

Духам стихий в эти ночи дозволяется бесноваться. Ветер срывает крыши. Дождь заливает землю потоками. Трясется и гудит земля. Молнии сверкают настолько часто, что воробьи принимают ночь за день и покидают гнезда. Они попадают под удары стихии и падают замертво. Утром земля покрыта поломанными ветками вперемежку с трупами воробьев. Поскольку воробьи - проклятые птицы, то ведьмы выводят из их яиц чертей. Так, берут воробьиное яйцо и носят в холщовом мешочке под левой мышкой, не замачивая, пока не вылупится черт в форме воробья. Естественно, это сопровождается определёнными обрядами.

Существует несколько ночей в году с такими названиями.
*Первые - весной, когда цветёт рябина.
**Вторые - летом, между 17 и 26 июня, когда каждая ночь подобна одному "скоку" воробья, так они коротки.
***Третьи, начиная с Сёмина дня и до Равноденствия.
****А фактически Воробьиной можно назвать любую грозовую ночь, с зарницами.

В Украине и Белоруссии эти магические ночи называются «горобиними», а в России еще и «воробьиными». Странная, на первый взгляд, связь между понятиями «рябина» и «воробьи» до сих пор имеет несколько версий, каждая из которых достаточно убедительна: в украинском языке слова «горобина»(рябина) и «горобець»(воробей) созвучны, а образованные от них прилагательные идентичны - «горобиний».

Поначалу ночи с грозами назывались рябинными в значении «рябые, пестрые» из-за гроз, молний и зарниц. В «рябые», грозовые ночи воробышки пугаются, вылетают из гнезд и чирикают. В основе появления названия лежит чисто визуальное впечатление: схожесть полыхающего неба с цветом ягод рябины. Считается, что «рябиновые ночи» бывают только когда цветет рябина - правда, по-поводу времени и количества рябиновых ночей тоже идут споры. Без грома рябина созреть не может, как вариант, когда дозревает рябина - в мире восстанавливается такая тишина, что раскаты грома звучат просто оглушающе.

Никакого отношения ни к воробьям, ни к рябине эта ночь не имеет, на самом деле эта ночь горовиная - от имени восточнословянского бога Горовина, бога грома и молний. Но рябина это ягода Перуна, бога-громовержца. Короткая ночь, такая, что воробышек выспаться/перескочить не сумеет.

«Темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом.Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.» «... В древних русских преданиях воробей никогда не играет благой роли. В него может обратиться злой дух, приносящий деньги своему хозяину. С ним связаны недобрые приметы: скажем, если воробей влетит в окно - это к беде, например к покойнику.»

Так когда же случались эти рябинно-воробьиные ночи?

Например, в Украине, по одной из версий, эта ночь на Симеона Столпника (1/14 сентября). Кстати, я где-то читала, что раз в году практикующие ведьмы подносят подношение темным силам для того, чтобы ладилась работа в следующий год, и происходило это действо именно на день Синеона Столпника по церковному календарю. В моем родном краю считается, что в такие ночи цветет папоротник, но это не обязательно купальская - просто магическая ночь. Поэтому искать на Купала папоротник - не результативное занятие))) хотя травами запасаться нужными можно. Бытуют также версии, что в настоящая Воробьиная Ночь бывает раз в семь лет: «На 100 ночей рябиновых лишь одна воробьиная»

А может их три, три волшебные ночи для сбора колдовских цветов и ягод: первая ночь приходит, когда зацветает рябина - и этот цвет можно использовать для любовной магии. Во вторую ночь отцветает рябина и можно делать порчи и рассорки а в третью ночь дозревают ягоды и можно привлекать этими плодами к себе удачу и богатство! Как использовать древнюю магию рябины и какую силу имеет простая нитка ягодных бус стоит выделить отдельным рассказом.

Первая рябиновая ночь


«Первой» рябиновой ночью считается любая из семи ночей с того момента, когда зацветет рябина. Ветки зацветающей рябины используют в любовной ворожбе. Сделать это несложно.Обведите веточкой рябины то место, на котором прошло свидание, а потом зажгите ее. Зажженную рябиновую веточку держите в вытянутой руке, наговаривая на дым слова:
«Воробьи, воробьи, ветры буйные, вы летите, летите и (имя) приведите. Ой, летите, летите и ко мне (имя) ведите, ведите, его мысли несите».
Пепел, нагоревший на палочке, насыпьте в «следы» любимого - там, где ступала его нога. А затем обязательно очертите вокруг этого места замыкающий круг. Недогоревшую рябиновую палочку носите с собой «на любовь». Цветы рябины, сорванные в первые рябиновые ночи, способствуют развитию дара предсказания, и многие гадалки держат их в шкатулке с картами.

Вторая рябиновая ночь


«Второй» называется любая из следующих семи ночей. В это время рябина отцветает, и ее используют для исцеления болезней. Чтобы исцелиться от болезней, молодое рябиновое дерево расщепляли пополам до самого основания и перешагивали через расщелину. Считается, что особенно это помогает детям с грыжей, или болезнями позвоночника, взрослым - с кожными заболеваниями. С таким же успехом можно в эту ночь избавиться от недругов. Для этого достаточно перешагнуть через расщепленное деревце, имея при себе какую-нибудь «вражескую» вещь, и тогда недоброжелатели отстанут от вас.

Самым сильным способом избавления от всего, что мешает вам нормально жить, является перепрыгивание через очистительный костер из рябиновых веток.

Третья рябиновая ночь


«Третьей» рябиновой ночью считается любая из семи ночей с того момента, когда рябина отцвела, и у нее начали завязываться ягоды. Если в эту ночь закопать под рябиной деньги (символическую сумму), то дух рябины пошлет вам прибыль.Ветка рябины, сорванная в эту ночь, убивает нечистую силу и приносит приплод, если ею похлестать животное... или жену, которая не может родить ребенка.

Три рябиновые веточки с только-только появившимися ягодками носили с собой от сглаза и порчи. Но и в остальное время великая защитница и помощница рябина сохраняет свою магическую силу. Ее ветки, сорванные в период волшебных ночей, расставленные по квартире в сухих букетах, избавят вас от опасных болезней, а если разложить ветки по углам дома, они будут отгонять от вас и вашего дома демонов.Рябиновая веточка в кармане принесет вам удачу.

Если ветку рябины бросить против ветра, она способна остановить ураган, а оставленная с наружной стороны дома - убережет дом от молнии и пожара.Если в детской комнате поставить ветку рябины с ягодами, то дети будут меньше шалить и станут способнее к учению.Бусы из рябины вернут вам красоту, а рябиновый браслет на руке - вас обязательно позовут замуж. Молодоженам перед свадьбой кладут в обувь по веточке рябины. Утром их надо выбросить, предварительно попросив у рябины прощения.

Как вовремя заплатить квадру
Наши предки высоко чтили покровителя солнца Яра. Он олицетворяет собой победу, поэтому у него просили положительных изменений в жизни: хороших отношений с друзьями, в семье, здоровья, удачи во всех начинаниях. Просить об этом Яра лучше всего в марте, с 9-го по 19-е. В это время года у него еще нет серьезных дел. Последний день, когда можно просить у Яра помощи - 19 марта, - является большим магическим праздником. В ночь с 19 на 20 марта ведьмы обычно слетаются на шабаш, а знающие люди разводят костер, произносят заклинания и платят квадру (благодарность) за прошедший год в виде зерна, драгоценных камней или чего-то другого столь же ценного. Если хотите получить желаемое, вам надо запастись терпением и в нужное время провести небольшой обряд. Обряд этот считается очень древним. Для этого где-нибудь на природе надо выбрать небольшую возвышенность, стать лицом к солнцу, развести руки в стороны и произнести:
«Сила Яра пусть поможет мне (в том-то и том-то). Да будет так! И так будет!»
Желательно делать это с 10 утра до 2-х часов дня. Совершив обряд, уйдите, не оглядываясь, Никому не говорите, зачем и куда вы ходили. А потом высыпьте 1 кг зерна в честь повелителя солнца - в уплату за то, чтобы все, что вы сказали, сбылось побыстрее и без помех. Зерно разбрасывайте горстями, мысленно повторяя свое желание. Наши предки именно так просили у солнца лучшей доли.

Выражения известны в русском, украинском и белорусском литературных языках и диалектах: рус. воробьи́ная ночь , укр. гороби́на ніч , белор. рабінавая ноч . Оба названия, вероятно, восходят через серию фонетических трансформаций и народно-этимологических сближений к единой праформе рябинная ночь, зафиксированной в древнерусском языке начиная с XV века .

Первоначальная форма сочетания ― рябинная ночь , то есть «рябая, пёстрая ночь», - ночь с молниями, с ветром и грозой. Рябая, подобно воробью , ночь, когда темнота перемежается зарницами и сполохами. В эти ночи воробьи вылетают из гнезд, тревожно чирикают, беспокойно собираются в стайки и т. д. На основе выражения рябинная ночь позже, в результате этимологического перерождения, получился речевой оборот рябиновая ночь , а затем и воробьиная ночь . В украинском языке , например, выражение горобина нiч означает не только «воробьиный», но и «рябиновый» .

Впервые понятие Рябинная ночь встречается в летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава (): «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна» .

Предположение о данном выражении высказал член-корреспондент РАН Ф. П. Филин : оно, бытующее и ныне в смоленских и белорусских говорах, попало в киевское койне из кривичских земель . А. М. Финкель связал его с со словом рябой .

В украинском языке выражение горобина нiч связывается с возбуждением воробьёв во время грозы: «В продолжение лета бывает несколько бурных ночей, с градом, ливнем и грозою, и эти-то ночи называются воробьиными. Ливень бывает силён до такой степени, что выгоняет воробьёв из их убежищ, и бедняжки летают целую ночь, жалобно чиликая» («Словарь малорусского наречия, составленный А. Афанасьевым-Чужбинским», СПб., 1855). Константин Паустовский в повести «Героический юго-восток» пишет: - Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? - Нет, - ответила Клава. - Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены.

Польский этнограф Чеслав Петкевич пишет в очерке о белорусском Полесье : «Рабок (воробей) есть героем всем известной рябиновой ночи, во время которой буря рассеивает воробьёв. Рябиновая ночь бывает меж пречистыми (вторая половина августа ― первая неделя сентября). Громы бьют один за другом, страшенный ливень льёт… а молния блись да блись, кажется, что весь мир горит. В эту ночи воробьи так поразлетаются…, что уже так и живут по одному. Поэтому ночь зовётся рябиновой» .

Не исключено, что выражение Рябиновая ночь также может быть связано с образом рябины . Действительно, такие ночи бывают в пору цветения рябины и созревания её ягод.

Время Рябиновой ночи

В разных местах время Рябиновой ночи определяется неодинаково. В Центральной России это время, когда цветёт рябина или период с 19-го по 22-е июня, когда наступает самая большая долгота дня - 17 часов 37 минут, а ночь длится 6 часов 23 минуты. Старые смоленские и белорусские поверья говорят, что Рябиновая ночь наступает около Успенья (15 августа по старому стилю) или между Ильиным днем и Рождеством Богородицы (8 сентября по старому стилю). Строго определённого времени таких ночей нет: в одних местах их 1-3 в году, в других 5-7 (это зависит от местности и особенностей природы. На Киевщине и Житомирщине , например, это была ночь накануне Ивана Купалы или Петрова дня , в некоторых местах крестьяне считали, что это время, когда зацветёт папоротник . Также Рябиновой ночью зачастую называют обычную ночь с сильными грозами, зарницами .

Рябиновая ночь как мистическое явление

На юге России и Украине осмысление Рябиновой ночи происходило на основе народной этимологии языка, которую называли воробьиной . На Украине такой ночью называли ночь на 1 сентября (день Симеона Столпника), когда «чёрт меряет воробьёв». Они сбиваются в большие стаи в одно место, и там черти отмеряют их четвериками, подгребая к себе и высыпают в пекло. Кто не вошёл в меру ― тех отпускает. Наказание такое воробьям за то, что они подносили гвозди, когда распинали Спасителя. За то же у них и лапки «связаны верёвочкой» ― воробьи не ходят, а подскакивают. В Белоруссии Рябиновая ночь считалась одновременно и временем разгула всяческой нечисти, и как время, когда гром и молния убивают злых «чаровников» и нечистую силу .

На протяжении всей рябиновой ночи небо сотрясает гром, блестят молнии, льёт проливной дождь, дует страшный ветер, взлетает вихрь. Испуганные воробьи начинают судорожно взлетать, ударяясь о деревья и падать вниз.

Согласно народным поверьям, в эту ночь из ада на свет выходили все злые силы, которые якобы справляли свой главный годовой праздник. По одним мнениям, в Рябиновую ночь разная нечисть пугала крещёных людей, по другим наоборот, все стихии природы объединялись, чтобы уничтожить нечистую силу, что расплодилась после Купалья за лето. Каждый убитый или покалеченный в эту ночь молнией считался чёрным колдуном. Чтобы молнии не сожгли дом или другие постройки, в Рябиновую ночь вывешивали своеобразный оберег ― грязную пасхальную скатерть, в некоторых местах под крышу привязывали красные нитки. На Полесье верили, что от сильной бури в эту ночь рябчики разлетались по всему лесу и до самого токования жили по одному. Предполагалось, что гроза в Рябиновую ночь нужна для дозревания ягод на рябине; если же ягода не поспела ― ждали дождливого конца лета и холодной осени.

Рябиновая ночь в литературе и искусстве

Образ Рябиновой (Воробьиной) ночи отражён в повестях Я. Барщевского «Шляхтич Завальня», И. Тургенева «Первая любовь», А. М. Ремизова «Воробьиная ночь», А. С. Серафимовича «Воробьиная ночь», К. Паустовского «Героический юго-восток», В. Каверина «Воробьиная ночь», В. Морякова «Рябиновая ночь» и других. Рябиновая (Воробьиная) ночь присутствует в пьесах Т. Мициньского «Рябиновая ночь», Т. Габбе «Авдотья Рязаночка», А. Дударева «Воробьиная ночь», В. Илюхова «Воробьиная ночь».

Художественный фильм «Рябиновые ночи» (1984), Свердловская киностудия . Режиссёр Виктор Кобзев .

Многочисленные стихи и песни с названиями Рябиновая ночь , Воробьиная ночь ― на русском, украинском и белорусском языках. Чрезвычайно популярна на Украине песня «Горобина ніч» на стихи Лилии Золотоноши, исполняемая Оксаной Билозир : «Не в тому рiч, не в тому рiч, що горобина плаче нiч…» .

Сергеем Курёхиным в 1993 году написана «Воробьиная оратория».

На тему Рябиновой ночи написаны картины художников Н. Ермакова, Г. Ващенко , О. Гуренкова.

Примечания

  1. , с. 433.
  2. Коваль У. Г. Да паходжання фразеалагізма рабінавая (вераб"іная) ноч // Белорусская лингвистика. - Мн. , 1994. - Вып. 43 . - С. 38-40 .
  3. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Воробьиная ночь // Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. Под ред. В. М. Мокиенко. - М. , 2005. Архивировано 25 февраля 2009 года.
  4. Новгородская Четвертая летопись (неопр.) . ПСРЛ, т.4. Проверено 16 марта 1848.
  5. Филин Ф. П . Лексика русского литературного языка древнерусской эпохи // Учёные Записки педагогического ин-та им. А. И. Герцена. - Л. , 1949. - Т. 80 . - С. 258-259 .
  6. Финкель А. М. Воробьиная ночь // Вопросы языкознания. - М. , 1956. - № 4 . - С. 92-95 .

Летом наступает время особенных ночей, с сильными грозами и зарницами, что бушуют над землёй до самого рассвета, озаряя небо частыми вспышками, отчего ночь на ночь не похожа вовсе. Иногда такие ночи бывают тихими и безветренными, лишь «сухие грозы», без дождя, тревожат ночную тьму. А порой природа точно сходит с ума, обрушивая все сокрушительные силы на окутанный ночным мраком мир, и всю ночь не стихает страшная разрушительная буря, ломая деревья, заливая землю потоками воды. Именно такие страшные грозовые ночи в народе принято называть Воробьиными.

Воробьиная или Рябиновая ночь считается временем разгула нечистой силы. Оба этих выражения известны в украинском, белорусском и русском языке и диалектах. Предположительно, оба названия восходят к единой праформе «рябиная ночь», зафиксированной ещё в 15 веке, и связанной со значением «рябой». Это первоначальное название позже в результате народно-этимологического переосмысления образовало оборот «рябиновая ночь», а затем и «воробьиная ночь» (ср. укр. «горобина нiч», где «горобиний» означает не только «воробьиный», но и «рябиновый»). Название имеет множество диалектных вариантов, которые в итоге сводятся к двум значениям: для центральных и южно-русских областей, а также Украины основными являются варианты с прилагательным, имеющим значение «воробьиный», а для белорусского Полесья (западного и восточного) и западнорусских территорий характерно употребление прилагательного со значением «рябиновый». Тем не менее, оба названия подразумевают ночь, когда тьма перемежается частыми вспышками молний, иногда с сильным ветром, но нередко народные предания описывают такую ночь как безветренную и сухую, без дождя.

В Тверской летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава (1024 г.) упоминается именно такая ночь: «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром, бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча сильна…» Летописец точно связал воедино битву людскую на земле и битву небесную. Народные верования приписывают Воробьиной ночи особый смысл. Это время разгула нечистой силы, когда та справляет свой главный летний праздник. Одновременно с этим буря и молнии в эту ночь уничтожают «чаровников» и разгулявшуюся, расплодившуюся за лето по всей земле нечисть.

Что касается количества Воробьиных ночей и сроков их наступления, то народные поверья в этом вопросе весьма противоречивы. В Калужской области бытовало мнение, что Воробьиных (Рябиновых) ночей в году должно быть три и связывали их непосредственно с рябиной: «одна – в конце весны, другая – в середине лета, а третья – в начале осени или первая – когда цветёт рябина, вторая – когда начинают зреть на рябине ягоды, и третья – когда эти ягоды совершенно поспеют» (А.Н. Афанасьев) Сходное поверье существовало и в Полесье: «Тры ночы е таки, перэд Петром, перэд второй Прэчыстаю, перэд Спасом». В некоторых местах количество этих ночей было большим – шесть или семь в году. А где-то верили, что такие страшные ночи случаются раз в шесть-семь лет: «Во время сильной грозы, а в особенности «горобыной» ночи, которая бывает в Спасовку, в семь лет один раз, зажигают перед иконами страстные свечи и молятся Богу» (Харьковская губ., Старобельский уезд, Никольская сл.) «Есть предание, что через каждые шесть лет в Спасовки или около этого времени, бывает жесточайшая буря, но без дождя, продолжающаяся всю ночь до рассвета. Сильный порывистый ветер ломает деревья, нередко вырывает молодые деревца с корнем, срывает крыши, разрушает плетни, заборы и т. п. Люди проводят эту ночь без сна в молитвах перед зажжёнными восковыми свечами, с которыми были у заутрени Светлого Воскресенья и которые для воробьиной ночи тщательно сберегают». (Курская губ., Суджанский уезд)

Нередко народные верования связывают Воробьиные ночи с какими-то конкретными праздниками. Так, на Житомирщине и Киевщине их приурочивали к одной из июньских ночей накануне праздника Ивана Купалы (24.06 по ст. ст.) или Петра (29.06 по ст. ст.). Здесь же с Воробьиной ночью связывали цветение папоротника: «Орабина н’ич, то тодi, в тую буру – блискавицю – папороть цьвiте». В Белорусском Полесье Воробьиные ночи нередко выпадали на Ильин день (20.07 по ст. ст.) или же их ждали с Ильи или Бориса (24.07 по ст. ст.) и до Успения Богородицы (15.08 по ст. ст.), либо через три дня после Успения, а также между Успением и Рождеством Богородицы (08.09 по ст. ст.) «Орабиновы день и ночь бывают после Успения, на третий день. Народ в этот день ничего не делает в ожидании грома, молнии и дождя. Всякий опасается какого-либо несчастья» (Пинский уезд). В Васильковском уезде Киевской губернии «горобина нiч» связывалась с днём св. Пантелеймона (27.07 по ст. ст.). В этот день опасались работать в поле, чтобы гроза не подожгла дома и сено.

С этой мистической страшной ночью связано очень много разнообразных поверий, обусловленных как временем её наступления, так и самим названием. Здесь можно найти и отголоски так называемых Зелёных Святок – Русалий, когда нечистая сила приходит на землю и справляет свой главный летний праздник. И более поздние наслоения христианских верований, утверждающих, что небесные силы громом и молниями загоняют расходившуюся нечисть обратно в потусторонний мир. С Воробьиной ночью связано поверье о воробьях, покидающих свои гнёзда, беспокойно летающих во время грозы или слетающихся в поле по приказу нечистого духа – горобьёвого, который меряет их меркой. Тех птиц, что не влезли в эту мерку, он сгоняет с краёв и отпускает на размножение, а прочих оставляет себе, ссыпает в пекло к чертям или просто убивает. Примечательно, что воробей не только считался проклятой птицей и был связан с потусторонним миром – воробьями могли перекидываться черти, спасаясь от наказания, но и был символом с плодородием. Так, приснившись замужней женщине, он сулил скорую беременность, а девице – скорый брак. В весенних и особенно в святочных хороводах воробей предстает в виде удалого гуляки, молодца, выбирающего себе девушку, молодожёна, любовника, соблазнителя чужой жены. Он участвует в свадебных обрядах, воробьиную кровь и сердце используют при изготовлении любовных зелий или снадобий для плодородия.

Кроме того, Воробьиные или Рябиновые ночи связывают с поспеванием урожая. Под светом частых зарниц лучше поспевают не только ягоды рябины, но злаковые культуры: «С Петрова дня зарница хлеб зорит (т. е. доводит до зрелости)». В Полесье также существует поверье о том, что в Рябиновую ночь «маланка орехи съедает»: «Проти девятой пятницы после Пасхи, проти десятой – эта самая страшная ночь. Самае грознае время Рабиновая ночка – это маланка блискае. Грома нема, а неба гарить. Раскусишь ареха – а там тёмна, маланка папалила» (с. Челхов, Климовск. р-н Брянской области).

Таким образом, в народных верованиях, связанных с Воробьиной (Рябиновой) ночью можно проследить отголоски каких-то древних мистических культов, связанных с плодородием и урожаем.

Изменено 14 сен 2017 пользователем Gudrid

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры