Смотреть что такое "Фуга" в других словарях. Фуга - что такое в теории музыки? Что такое фуга краткое определение

Главная / Ссоры

Этим словом, ведущим свое происхождение от латинского fuga -- бег, бегство, побег -- называется многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, весьма строгим законам. В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема -- яркая, хорошо запоминающаяся. Тема эта звучит последовательно в разных голосах (об имитации -- основном приеме строения фуги -- вы можете прочесть в соответствующем рассказе). В зависимости от количества голосов фуга может быть трехголосной четырехголосной и т. д. Встречаются в музыкальной литературе фуги, написанные не на одну, а на две или даже три темы. Тогда они называются, соответственно, двойными и тройными. Фуга -- это высшая, самая сложная форма полифонической музыки. Особенно часто обращался к фуге И. С. Бах. Как правило, фуга составляет миниатюрный цикл вместе с предшествующей ей прелюдией. Такие циклы, кроме Баха, писал и Шостакович. Иногда фугу предваряют и другие формы, например, фантазия, вариации или хорал. Фуга может быть не только самостоятельным произведением или частью цикла, но и частью или эпизодом крупного сочинения -- симфонии, оратории, кантаты или реквиема. В симфонии чаще встречается не фуга в полном, законченном виде, а построение вроде фуги, содержащее в себе первые проведения темы и переходящее затем в музыку гомофонного склада. Такие построения носят название фугато. Маленькая фуга называется фугетта.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ФУГА" в других словарях:

    Фугас … Русское словесное ударение

    - (ит. и лат. fuga). 1) Музыкальное сочинение двух или многоголосное, в котором тема, как главное содержание фуги, исполняется только одним голосом, без всякого аккомпанемента, остальные же партии следуют одна за другой, повторяя ту же тему. 2)… … Словарь иностранных слов русского языка

    Толковый словарь Ушакова

    1. ФУГА1, фуги, жен. (итал. fuga, букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга. 2. ФУГА2, фуги, жен. (нем. Fuge… … Толковый словарь Ушакова

    Кондетта, фугетта, шов Словарь русских синонимов. фуга сущ., кол во синонимов: 3 кондетта (1) фугетта … Словарь синонимов

    Высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации. Вдвухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, нотолько по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы,установившиеся в Ф. (а именно имитация темы в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    ФУГА - «Футурологическая газета» сетевое издание http://www.fuga.ru/​ издание, сетевое ФУГА Федеральное управление гражданской авиации авиа, Нигерия, Швейцария Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника … Словарь сокращений и аббревиатур

    Фуга - – шов, образуемый при соединении делянок. Гладкая – фуга – шов, образуемый при соединении делянок с гладкими кромками на клею (без выборки профиля). [Шепелев А. М. Столярные работы в сельском доме. Россельхозиздат,1969 г.] Рубрика термина:… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    - (латинское, итальянское fuga, буквально бег, быстрое течение), музыкальное произведение, основанное на контрапункте и имитации; высшая полифоническая форма. Имитационные проведения темы во всех голосах перемежаются интермедиями. Фуги пишутся на 2 … Современная энциклопедия

    - (итал. fuga букв. бег), музыкальное произведение имитационно полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония).… … Большой Энциклопедический словарь

    Фугато, нескл., с … Русское словесное ударение

Книги

  • Фуга, WoO 8 , И. Брамс. Фуга, WoO 8, Ноты, Для органа Тип издания: Ноты Инструменты: орган Тональность: ля бемоль минор Длительность: 7 Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1856 года.…

(от лат. fuga - бег, бегство) - форма полифонических произведений, основанная на имитационном проведении одной, реже двух и более тем во всех голосах по определенному тонально-гармоническому плану. фуга - высшая форма полифонии. различают фуги простые (на одну тему) и сложные (на две, три и более тем). тема в фуге - обычно выразительная, запоминающаяся краткая мелодия. в процессе развития фуги первоначальный ее художественный образ обогащается новыми оттенками, хотя лишь в редких случаях это приводит к конкретному переосмыслению. фуга сформировалась в 17 в. на основе предшествовавших ей полифонических форм (канцоны, ричеркара, мотета) и приобрела особенно большое значение в 1-й половине 18 в. у баха и генделя.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФУГА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФУГА в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (лат. fuga - бегство, бег). Разновидность амбулаторного автоматизма. Проявляется кратковременными эпизодами двигательного возбуждения в форме элементарных стремительных движений и …
  • ФУГА в Медицинских терминах:
    (лат. fuga бег) в психиатрии внезапное и кратковременное двигательное возбуждение в форме элементарных движений или действий (раздевание, бег и др.), …
  • ФУГА в Большом энциклопедическом словаре:
    (итал. fuga букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; …
  • ФУГА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (итал. fuga, от лат. fuga - бег, бегство) (музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных …
  • ФУГА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации. В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но …
  • ФУГА в Современном энциклопедическом словаре:
    (латинское, итальянское fuga, буквально - бег, быстрое течение), музыкальное произведение, основанное на контрапункте и имитации высшая полифоническая форма. Имитационные проведения …
  • ФУГА
    [итальянское fuga] в музыке одна из основных форм многоголосного стиля; построена на принципе имитации, то есть на последовательном повторении разными …
  • ФУГА в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. муз. 1. Последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами. 2. Музыкальное произведение, основанное на таком повторении.||Ср. ФУГАТО, …
  • ФУГА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами. II прил. фуговый, -ая, …
  • ФУГА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ф́УГА (итал. fuga, букв.- бег), муз. произведение имитац.-полифонич. склада, основанное на многократном проведении одной или неск. тем во всех голосах; …
  • ФУГА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации (см.). В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, …
  • ФУГА в Словаре Кольера:
    (лат. fuga, "бегство", "быстрое течение"), контрапунктическая (полифоническая) форма музыкальной композиции, основанная на развитии одной темы, которая проводится попеременно в разных …
  • ФУГА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фу"га, фу"ги, фу"ги, фу"г, фу"ге, фу"гам, фу"гу, фу"ги, фу"гой, фу"гою, фу"гами, фу"ге, …
  • ФУГА в Новом словаре иностранных слов:
    (ит. fuga) одна из основных муз. форм многоголосного стиля, высшая форма полифонии, построена на принципе имитации …
  • ФУГА в словаре Синонимов русского языка:
    кондетта, фугетта, …
  • ФУГА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. 2) …
  • ФУГА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    фуга, …
  • ФУГА в Орфографическом словаре:
    ф`уга, …
  • ФУГА в Словаре русского языка Ожегова:
    музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими …
  • ФУГА в Словаре Даля:
    жен. , нем. , столярн. вдольный плотный стык двух досок. | муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за …
  • ФУГА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (итал. fuga, букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; …
  • ФУГА
    фуги, ж. (нем. Fuge - скрепа.) (стол.). Паз, выемка в доске, выстроганная …
  • ФУГА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    фуги, ж. (ит. fuga, букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих …
  • ФУГА в Толковом словаре Ефремовой:
    фуга ж. 1) Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. …

Фуга

Экспозиция фуги до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха

В эпоху барокко наблюдался подъём интереса к теории музыки . Наиболее влиятельный учебный трактат в этой области был написан Иоганном Йозефом Фуксом - это «Gradus Ad Parnassum » («Ступени к Парнасу »), опубликованный в г. Данный трактат объяснял особенности контрапункта и предлагал серию примеров для обучения технике фуги. Эта работа Фукса, в основу которой легли лучшие образцы тональных фуг Палестрины, оставалась влиятельной до XIX века . Гайдн , например, изучал контрапункт по своему конспекту трактата Фукса, считая его основой для формальных построений.

В целом можно сказать, что композиторы эпохи классицизма обращались к форме фуги, но использовали её в основном внутри других музыкальных форм. Характерной чертой также является то, что фуга не занимала всё произведение: его финал почти всегда оставался гомофонно-гармоническим .

Романтизм

См. также

Литература

  • Золотарев В. Фуга. - М., 1965.
  • Крупина Л. Л. Эволюция фуги. - М., 2001.

Ссылки

В теории музыки есть множество терминов. Начинающий слушатель может с изумлением спросить: фуга - что такое? И специалисты ответят, что это одна из самых развитых музыкальных полифонических форм.

Происхождение жанра

Если ответить на вопрос, что такое фуга в музыке, определение кратко будет звучать так: это пьеса, построенная на реализации одной темы в нескольких голосах. Термин происходит от итальянского слова, обозначающего «бег». Фуга как жанр зарождается в 15 веке, тогда композиторы ведут поиски в области музыкальной формы и стремятся воплотить тему во всем многообразии оттенков. Это становится возможным в полифонических формах.

Если есть желание дать более развернутый ответ на вопрос, что такое фуга в музыке, определение будет таким: это жанровая форма, характерная в первую очередь для искусства эпохи барокко, когда избыточность формы была главным художественным принципом. Родоначальником жанра является Александр Польетти, который создал форму, называемую сегодня фуга.

В музыке? Это устоявшийся набор формальных признаков, отточенная форма. И именно Польетти обосновал все параметры фуги, ее главным признаком является многоголосие. Эта форма вобрала в себя все лучшее, что было изобретено в имитационно-контрапунктической музыке. В основе фуги лежит какая-либо мысль. Ее называют темой. Она в фуге последовательно развивается и обогащается в разных голосах, это приводит к переосмыслению темы, ее развитию. Диапазон темы при этом укладывается в пределы одной октавы. Завершение темы может быть не ярко выраженным. Существуют три композиционные части, из которых скалывается фуга.

Это гармоничное соединение элементов в определенную форму, выражающую содержание. Фуга включает три таких элемента: экспозицию, развитие и заключение. Экспозиция презентует тему во всех голосах, развитие представляет ее в новых тональностях с использованием тематических преобразований. Заключение представляет тему в ключевой тональности, в заключении все голоса сливаются воедино. Кроме трехчастной фуги можно встретить и двухчастную. В этом случае развитие объединяется с заключением.

Виды многоголосной фуги

В теории музыки композиторы, размышляя над вопросом: "Фуга - что такое?", пришли к выводу, что может быть несколько вариантов этого жанра. Самая распространенная фуга - четырехголосная. В этой форме тема начинается в одном из голосов, его называют вождем, затем имитационно повторяется во втором голосе (спутнике) в более высокой тональности, затем после вариаций вступает третий голос и повторяет вождя, а следом - четвертый, имитирующий спутника.

Более редкими являются двух-, трех- и пятиголосные фуги. Эти формы также строятся на вожде и спутнике, но есть вариации в повторах темы.

Фуга в эпоху барокко

В этот период фуга становится центральным жанром, ее богатая форма отвечает запросам времени. Известный теоретик музыки Иоганн Фукс пишет трактат «Ступени к Парнасу», где он обосновал форму фуги и сформулировал методику обучения ее технике. Он разъясняет роль контрапункта, и этот труд на долгие годы станет основополагающим. Так, Гайдн в свое время изучал контрапункт по этой работе.

Самыми известными фугами, конечно, являются сочинения И. Баха для клавесина, его «Хорошо темперированный клавир» включал 24 прелюдии и фуги во всех возможных тональностях. Эти сочинения стали образцом на длительное время. Влияние Баха на последующее поколение композиторов было так велико, что каждый из них хоть однажды обращался к написанию фуг.

Фуги эпохи классицизма

Эпоха классицизма оттеснила фугу с передовых позиций. Этот жанр становится слишком традиционным. Но даже величайшие композиторы, такие как Бетховен и Моцарт, пишут фуги, включая их в различные свои произведения. Это становится новым этапом. Фуга перестает быть самостоятельным произведением и входит в состав более крупных сочинений. Это приводит к постепенному снижению смысловой силы ее заключительной части. Например, Моцарт в финале «Волшебной флейты» прибегает к форме фуги.

Фуга в 20 веке

Эпоха романтизма в лице Верди, Вагнера и Берлиоза возвращает должную популярность фуге. В 20 веке она вновь становится и самостоятельным произведением, например для органа, и включается в более крупные формы. Барток, Регер, Стравинский, Хиндемит, Шостакович и многие другие композиторы-новаторы дают новую жизнь фуге, подвергая глубокому переосмыслению работы Баха и Бетховена. Свободный и диссонансный контрапункты становятся базой для музыки нового времени.

Современная музыка экспериментирует с традиционными жанрами, и не стала исключением фуга. Что такое в музыке постоянство? Это вариации на вечные темы. Поэтому фуга переживает новые преобразования, но не умирает.

  • полифоническая музыкальная форма , включающая последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими ами.
    • ru (муз.)
  • , написанное в такой форме
  • специальное?.
    • По ширине́ бруско́вые дета́ли нара́щивают путём приклеивания но́вых бруско́в на гла́дкую фу́гу , на ре́йку, пло́ские прямы́е и́ли кру́глые вставны́е шипы́ и други́ми ме́тодами сплачивания бруско́в.
  • "Бегство" среди жанров музыки
  • (итальянское fuga - бег, бегство, быстрое течение) одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, высшая форма полифонии, построена на принципе имитации - многократном проведении одной и той же темы во всех голосах
  • вид органной музыки
  • ж. немецк. столярн. вдольный плотный стык двух досок. Муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторяя одно и то же. Южн. малорос. вьюга, метель. Фуговать столярн. пригонять и склеивать две доски на ребро плотно, чисто. Фуговаться, страдат. Фугованье, фуговка, действ. по глаг. Фуганок, одинокий и двойной, рубанок в долгой колодке, для фуговки. Фуганочное железко. Не клей держит, а фуганок (т. е. пригонка)
  • жанр органной музыки
  • кратковременное двигательное возбуждение в рамках сумеречного расстройства сознания
  • любимый жанр Баха
  • музык. произвед
  • музыкальная форма
  • музыкальное произведение
  • музыкальное произведение имитационного склада
  • музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами
  • музыкальный конек Баха
  • название этого музыкального произведения в буквальном переводе с итальянского означает "бег"
  • опус для органа
  • органная музыка
  • повторение музыкальной темы несколькими голосами
  • полифоническое музыкальное произведение, в котором одна или несколько тем повторяются во всех голосах
  • произведение для органа
  • тип полифонии
  • форма полифонической музыки
  • название этого музыкального произведения в буквальном переводе с итальянского означает «бег»
  • «бегство» среди жанров музыки
  • музык. произвед.
  • высшее достижен. полифонич. музыки
  • (ит. и лат. fuga). 1) Музыкальное сочинение двух или многоголосное, в котором тема, как главное содержание фуги, исполняется только одним голосом, без всякого аккомпанемента, остальные же партии следуют одна за другой, повторяя ту же тему. 2) Фуга (нем.). Паз, выемка в доске, сделанная фуганком.
  • 1) музыкальное произведение, отличительную особенность которого составляет то, что одна его основная тема повторяется разными голосами, так что кажется иногда, будто они обгоняют друг друга; 2) выстроганная особым рубанком доска.
  • 1) сторона доски, остроганная фуганком; 2) многоголосая музык. пьеса с одной основной темой, повторяемой различными голосами.
  • итал. fuga, франц. fugues, от немец. Fuge, от fugen, вести. Музыкальное сочинение, в котором один голос выступает после другого, так что они не нарушают единства всего сочинения.
  • (итал. fuga - бег, бегство, быстрое течение) одна из основных муз. форм многоголосного стиля, высшая форма полифонии, построена на принципе имитации - многократном проведении одной и той же темы во всех голосах
  • музыкальное произведение,основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами
  • паз, выемка в доске, выстроганная фуганком
  • полифоническое муз. произведение, в котором одна или неск. тем повторяются во всех голосах
  • полифоническое произведение, основанное на имитационном проведении одной, двух и более тем последовательно во всех голосах в соответствии с определенным тонально-гармоническим планом
  • Кратковременное двигательное возбуждение в рамках сумеречного расстройства сознания.
  • Повторение музыкальной темы несколькими голосами.
  • Название этого музыкального произведения в буквальном переводе с итальянского означает «бег».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры