Советская живопись - история современного искусства. Советская живопись - история современного искусства Изобразительное искусство ссср в 20 30 годы

Главная / Ссоры

С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

В постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма»» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронт». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и наука

В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 г. явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в голы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Пропет неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х голов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным - с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Художественная жизнь

Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.

Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей. Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

Несколько наиболее крупных литературных групп образовали Федерацию объединенных советских писателей (ФОСП). Одной из своих задач организация ставила содействие строительству социалистического общества. В литературе этих лет получила развитие тема труда. В частности, увидели свет романы Ф. В. Гладкова «Цемент» и Ф. И. Панферова «Барсуки», очерки К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз» и «Колхида».

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А. М. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д. Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С. С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

На рубеже 20-30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А- Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс, А. В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П. Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и « ») и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А- А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. М. Петрова, «Суворов» В. И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н. Ф. Погодина, Н. Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П. Д. Кориным и М. В. Нестеровым, Р. Р. Фальком и П. Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х - начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню - Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников), то пятиконечную звезлу - театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы - столицы СССР - и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. л.).

Русское зарубежье

Составной частью отечественной культуры 20-30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти 2/3 общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Бернине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И. А, Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам - Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они. Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства. Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества. Если в искусстве 19-го - начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства. Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х - 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат . Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора "Ты записался в добровольцы?" и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это "Окна РОСТА" , где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды , составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России" (АХРР) "Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др .) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер.

В эти же годы было положено начало эпопее "Лениниана", создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников.

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и д р.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции , партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что "когда гремят пушки, музы молчат". Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества.

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру "Окон РОСТА" в 1941 - 1945 годах создавались многочисленные листы "Окон ТАСС". Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в "Окнах ТАСС", в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова "Не забудем, не простим!" Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова "Ленинград в дни блокады".

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы. Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины "Победа", Б.М.Неменский и его картина "Мать", крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину.

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы . Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере "Трофеи русского оружия" (1942), триптих П.Д.Корина "Александр Невский", полотно А.П.Бубнова "Утро на Куликовом поле".

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями. Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х - 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период - отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера.

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека. Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний. Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей.

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как"Машенька"Б.Неменского, "Письмо с фронта" А.Лактионова, "Отдых после боя" Ю.Неменского , "Возвращение" В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме.

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е. картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями ("Опять двойка!" Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах ("Хлеб" Т.Яблонской, "На мирных полях" А.Мыльникова) . Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п. Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись - это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Важнейшими задачами этого периода являлись ликвидация неграмотности населения и осуществление всеобщего начального обучения. В идеологизированном обществе каждый человек обязан был уметь прочитать хотя бы лозунги правящей партии, ее установки на построение социализма, по газетам разбираться в том кто друг, а кто «враг народа». В 30-е гг. с неграмотностью было окончательно покончено. По данным переписи 1939 г. доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила около 90%. С 1930 г. начали вводить всеобщее начальное (четырехклассное) образование (в царской России по столыпинской реформе всеобщее бесплатное образование детей от 8 до 13 лет было введено еще в 1908 г.).

Строилось большое количество школ, осуществлялась широкая программа подготовки педагогических кадров. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений. К 1940 г. в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Численность специалистов с высшим образованием выросла с 233 тыс. в 1928 г. до 900 с лишним тыс. в 1940 г., т. е. более чем в три раза.

В средней школе в 1934 г. было восстановлено преподавание гражданской истории, отменное после Октябрьской революции. Открылись ликвидированные в 1918 г. исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах.

Научные исследования в 30-е гг. осуществлялись академическими, отраслевыми (ведомственными) и вузовскими научными силами. Академия наук СССР стала центром фундаментальной науки. Характерной особенностью в ее работе были выездные научные сессии для помощи в решении конкретных задач по модернизации экономики. В то же время механическое перенесение в науку форм и методов организации промышленности и сельского хозяйства наносило фундаментальным исследованиям ущерб, так как от ученых требовалось, например, участвовать в социалистическом соревновании под лозунгом «Догнать и перегнать науку капиталистических стран!» (только в 1939 г. этот лозунг был отменен как ошибочный).

Советские ученые в 30-е гг. добились многих выдающихся достижений. Под руководством академика С. Лебедева в 1932 г. впервые в мире был получен в промышленном масштабе синтетический каучук. В 1932 г. прошли испытания первой советской ракеты и тогда же был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Успешно велись исследования в области ядерной физики (научная школа академика А. Иоффе) и др. Ускоритель элементарных частиц, пущенный в Радиевом институте в Ленинграде в 1936 г., стал самым крупным в Европе. Больших успехов достигла советская наука в освоении Арктики, началось интенсивное изучение стратосферы.

Вместе с тем в 30-е гг. наука понесла и серьезные потери в результате репрессий и некомпетентного вмешательства властей. Так, гонениям подверглась гелиобиология – наука о взаимосвязи солнечных явлений и живых существ, а ее основатель А. Чижевский и его исследования были преданы забвению. Репрессированы были физик-теоретик Л. Ландау, конструктор ракет С. Королев и многие другие. Подверглась разгрому педология – наука о возрастных особенностях ребенка.

В обществоведении разрешалось вести исследования только в рамках марксизма-ленинизма и партийных установок. В исторической науке подверглась разгрому научная школа академика М. Покровского. Главным историческим трудом была признана книга «История ВКП(б). Краткий курс», изданная в 1938 г. В ее написании непосредственное участие принимал Сталин.

Значительные успехи были достигнуты в советской литературе и искусстве. Появились романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (первая книга). Одним из самых распространенных произведений советской литературы стал роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Популярными были книги писателей А. Толстого (трилогия «Хождение по мукам», роман «Петр I»), А. Новикова-Прибоя («Цусима»), В. Шишкова («Угрюм-река») и др. Появилось много книг для детей. Наибольшую известность получили книги А. Гайдара «Школа», «Военная тайна», «Тимур и его команда». Среди поэтов наиболее известными были М. Светлов, Н. Асеев, И. Уткин и др.

В киноискусстве произошел переход от немого к звуковому кинематографу. Популярными были фильмы о событиях революции и Гражданской войны: «Чапаев» (режиссеры Г. и С. Васильевы), «Мы из Кронштадта» (Е. Дзиган), трилогия о Максиме (Г. Козинцев и Л. Трауберг), а также «Трактористы» (И. Пырьев). Большим успехом пользовались кинокомедии «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» (Г. Александров).

В изобразительном искусстве ведущими были художники, отображавшие события революции, Гражданской войны, социалистического строительства: Б. Иогансон («Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе»), А. Дейнека («Будущие летчики»), Ю. Пименов (серия зарисовок и портретов «Новая Москва»). Активно действовала студия, руководимая основоположником советской батальной живописи М. Грековым. Художники студии посвящали картины Гражданской войне.

Известный живописец М. Нестеров написал глубокие острохарактерные портреты («И. Павлов», «В. И. Мухина»). Скульптор и художник В. Мухина в 1937 г. выполнила сразу ставшую широко известной скульптурную группу «Рабочий и колхозница».

На подъеме находилась музыкальная культура. В стране работали такие выдающиеся композиторы, как Д. Шостакович (опера «Катерина Измайлова», балеты «Золотой век», «Светлый ручей») и С. Прокофьеф (балет «Ромео и Джульета»). Музыку к кинофильмам писали И. Дунаевский, братья Дм. и Дан. Покрасс и др. Сразу популярными становились песни М. Блантера и В. Соловьева-Седового на стихи М. Исаковского, А. Суркова, В. Лебедева-Кумача. Повсюду в стране и за рубежом распевали песню «Катюша» (1939 г.: музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского).

В то же время уже в 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в результате чего были ликвидированы все разноплановые литературные объединения и группировки и создан единый Союз писателей СССР. Первый съезд писателей состоялся в 1934 г. Впоследствии аналогичные единые союзы были созданы среди композиторов, архитекторов и других деятелей творческой интеллигенции. Литература и искусство оказались под неусыпным жестким и партийно-государственным контролем. Главным творческим методом в литературе и искусстве объявлялся социалистический реализм, что обязывало писателей, художников и композиторов создавать произведения на основе партийных установок. В литературе первостепенное внимание рекомендовалось уделять производственной теме, отражать героические усилия народа в период индустриализации и коллективизации. Появилась «производственная» проза. В романах и повестях Ф. Панферова «Бруски», М. Шагинян «Гидроцентраль», Ф. Гладкова «Энергия» и многих других объектом изображения стали трудовые подвиги и производственные отношения рабочих и крестьян. Реальностью стала модель «социального заказа».

В 30-е гг. многие выдающиеся деятели литературы и искусства вынуждены были работать, не надеясь на прижизненную публикацию или общественное признание своих произведений. Такова была судьба романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, повести «Котлован» и романа «Чевенгур» А. Платонова, поэмы «Реквием» А. Ахматовой и ряда других. К числу запрещенных писателей и поэтов были отнесены С. Есенин, М. Цветаева, М. Зощенко.

Травля и грубая критика стали уделом многих талантливых представителей советской культуры. Музыкальные произведения Д. Шостаковича объявлялись сумбуром, театральные постановки В. Мейерхольда – формализмом и т. п.

В результате репрессий погибли поэты Н. Клюев и О. Мандельштам, писатели И. Бабель, Д. Хармс, Б. Пильняк, режиссер В. Мейерхольд и многие другие.

В изобразительном искусстве в качестве образца пропагандировались только художники-передвижники XIX в. Другие направления или отвергались, или замалчивались. Так было с работами П. Филонова и К. Малевича – ярких представителей русского авангарда в живописи. В то же время на многих полотнах художники в 30-е гг. изображали Сталина, что свидетельствовало о благонадежности живописца.

В 30-е гг. советское правительство продолжало целенаправленную политику государства на разгром религиозных организаций в СССР, в которых компартия видела своего врага. Были закрыты или разрушены многие православные монастыри, соборы, церкви, а также культовые здания других религиозных конфессий. Лишь за один 1929 г. в стране было закрыто 1119 церквей. В 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя. Все это привело почти к полному истреблению легального духовенства.

Трагедией стал раскол отечественной культуры, когда многие ее деятели оказались в эмиграции. Однако, несмотря на оторванность от Родины, русские эмигранты вели интенсивную творческую жизнь. Выходили газеты и журналы на русском языке, издавались книги, устраивались выставки. В 1933 г. писателю И. Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он стал первым русским писателем, удостоенным столь высокого признания.

Среди изгнанников были философы Н. Трубецкой и Л. Карсавин (расстрелян после занятия советскими войсками Прибалтики в 1940 г.). Осмысливая исторический путь России, они основали достаточно одиозное евразийское движение, главной задачей которого было доказать, что Россия принадлежит к двум мирам – Европе и Азии, что у России особое место в истории – быть связующим звеном между двумя этими континентами.

Выходец из России инженер и изобретатель В. Зворыкин в 1931 г. в США создал иконоскоп – первую передающую телевизионную трубку. Российский авиаконструктор И. Сикорский основал в США фирму, где им были сконструированы и запущены в серию военные и пассажирские самолеты и вертолеты, получившие международное признание.

К концу 30-х гг. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов и по темпам подготовки специалистов. В то же время огосударствление культуры, науки и образования дополнилось в 30-е гг. тотальной политизацией и идеологизацией. Даже буквари стали инструментом для нужной ориентации юного человека, входившего тогда в политический мир. В борьбе за умы детей тоталитарная система одержала победу над семьей. Советские буквари воспитывали у детей не только готовность к подвигу, но и жертвенность: «Товарищ Ворошилов, я быстро подрасту и встану вместо брата с винтовкой на посту». Непременным элементом школьной образовательной программы являлась подготовка к будущей войне.

Наряду с темой внешнего врага в учебниках обязательно присутствовала тема «врага народа». Версия об их существовании внедрялась в головы детей на уровне подсознания, а имена «врагов народа» вымарывались из учебников в обязательном порядке.

Для детей того времени радио, кино и трактор были реальными чудодеяниями советской власти, рядом с которыми меркли «поповские сказки», поэтому школьники легко врастали в тоталитарное общество.

Пропагандистская работа принимала все более однобокий характер. В условиях ликвидации безграмотности взрослых, совпавшей с новым витком обострения классовой борьбы, азы преподаваемой грамоты обязательно сочетались с базовыми политическими установками ВКП(б). Обучающийся должен был наряду с основами грамоты получать полную меру политических знаний. Каждый урок на селе завершался, например, впечатыванием в мозг лозунгов: «Не кланяйся кулакам», «Коммуна – кулаку мука» (Сибирский букварь для взрослых). Такая психологическая «социализация» личности создавала нужную власти перспективу успешности намечаемых компартией преобразований.

В СССР к концу 30-х гг. сложилась целостная политико-общественно-экономическая система – социализм, означавшая обобществление частной собственности. Социализм был «государственным», так как функции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись не обществом, а лично Сталиным и партийно-государственным аппаратом. (Как показал исторический опыт, иного «негосударственного» социализма не может быть в принципе).

Объективно главной исторической задачей, которая ценой огромных жертв решалась в ходе строительства социализма в СССР, был форсированный завершающий рывок от аграрного общества к индустриальному. Эту систему целый ряд исследователей определяет как левототалитарный режим.

Наталья Александровна Козлова
Челябинский областной музей искусств


ИЛЛЮЗИИ РЕАЛИЗМА. XX ВЕК.
СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО 30-50-Х ГГ.


30-50-е годы ХХ века – один из самых противоречивых, если не сказать одиозных периодов в истории советской страны, связанный с тоталитарной властью, властью одной партии и ее лидера, «вождя всех народов» – Сталина.
В искусстве – это период полновластного царствования соцреализма, искусственно выведенного художественного метода, базирующегося на партийности, народности и историчности (или конкретности), наследовавшего позднепередвижническую, уходящую в академизм, живописную манеру.

Изобразительный язык, ставший основой соцреализма отличался простотой и доходчивостью, но и наряду с этим своей формальной стертостью.
Кристаллизация идеи стиля «пролетарского искусства» началась еще в 20-е годы, когда откровенно и недвусмысленно объединение АХРР (Ассоциация художников революционной России) с лозунгами "художественного документализма" и "героического реализма", с полотнами «понятными и близкими народу», «доступными восприятию трудящихся масс» было противопоставлено всему «другому» искусству, а гриф АХРР - «революционное искусство» создал иллюзию, что это и есть официальное искусство. Фактически «социалистический реализм» был установлен, выпестован, наделен властью за двенадцать лет до его официального провозглашения. Даже сам термин означающий новое искусство вызвал множество дискуссий. Широко обсуждались в конце с 1927 по 1932 варианты: монументальный, синтетический, коллективный, массовый, производственный (т.е. производство искусства художником и сопроизводство его зрителем). В 1930-31 – особенно распространились термины: «пролетарский» (производственный), «тематический» (идеологический), диалектический (рассмотрение жизни объективно, со всех сторон). Термин же «социалистический» появился лишь в 1932 году, в 1934 официально провозглашен на Первом съезде писателей и после него метод «социалистического реализма» обретает статус государственной доктрины. Максим Горький откровенно декларировал соцреализм как миф: «Миф – это вымысел. Вымыслить – значит извлечь из суммы реально данного основной его смысл и воплотить в образ – так мы получим реализм».

В самой идее, формуле соцреализма заложен был иллюзионизм.
Образ становился соцреалистическим только в том случае, если в процессе работы над ним «натура» проходила «возгонку»: очищение от всего, что не соответствовало идейно-идеологической доктрине и преображение в духе романтического мифотворчества.
Соцреализм начался как грандиозная иллюзия (иллю́зия, лат. illusio - заблуждение, обман - искаженное восприятие реально существующего объекта или явления), призван был магнетически влиять на массы, цементируя возводящийся каркас новой жизни, по новым законам.

С 1932 по всей стране прокатилась волна организаций союзов художников (челябинский - создан в 1936 году). Для власти было существенно важно, чтобы на месте многочисленных художественных организаций двадцатых годов возник один, более управляемый «творческий союз», со своими эстетическими приоритетами.
К 1934 году все многообразие творческих объединений художников двадцатых годов идеологически репрессивными методами оказалось упразднено. Союзы художников, казалось бы уравнивавшие художников в правах, возможностях (получении заказа, мастерской), не оставляли выбора в художественном методе. Многим пришлось заплатить дорогой ценой: индивидуальность художника, под давлением требований соцреалистического канона, деформировалась до неузнаваемости, пример тому на выставке – Илья Машков, «В пионерском лагере» (1926 год), от радостной жизнеутверждающей брутальности которого ничего не осталось.
Соцреализм стал идеологическим искусством партии, мощнейшим оружием в борьбе за полновластие над человеком.

История нашего музея и его коллекции напрямую связана с проявлением тотальности соцреализма. По призыву партии сотни художников были направлены «в важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы Урала, Западной Сибири и Башкирии» исполнить свое прямое социальное предназначение: документально отобразить в художественной форме ростки новой индустриальной жизни, создать образы людей ударно работающих на стройках. Художники с энтузиазмом откликнулись на призыв, с желанием быть свидетелями начала невиданного расцвета молодой пролетарской страны, ее изменения из аграрной в индустриальную. Акция поражает своими масштабами.

Масштабность, монументальность, грандиозность - такие характеристики событий становятся знаком времени, выявляющим имперские претензии государства.
Результатом этих творческих командировок московских и ленинградских художников, позднее к ним присоединились коллеги Свердловска, Новосибирска, Уфы, Челябинска, стали выставки: ОТЧЕТ 1-й УРАЛЬСКОЙ БРИГАДЫ ХУДОЖНИКОВ, РАБОТАВШИХ НА НОВОСТРОЙКАХ УРАЛА И КУЗБАССА (2-я) (1932 г.) Свердловск; ставшие передвижными «Урало-Кузбасс», 1935 г. (104 художника, 375 произведений) Свердловск, Новосибирск; «Урало-Кузбасс в живописи»; Челябинск, 1936 г. в клубе тракторного завода; «Южный Урал в живописи» 1938, г. Касли, Кыштым, Каменск-Уральский и другие города Челябинской области.

Индустриальные виды обновляющихся пейзажей страны – Б.Н. Яковлева «Рудник. Сатка», портреты передовиков: «Ударник прораб Новиков» В.В. Карева, «Ударник Алюминьстроя» И.К. Колесовой, «Ударник ЮУЖД» А.Ф. Максимова, «Портрет Шестакова» Костяницына, энергичные работницы «Цеха по производству кирпичей» С. Рянгиной и другие с передвижной выставки «Урало-Кузбасс в живописи» и «Южный Урал в живописи» стали основой нашего музея 70 лет назад, в 1940 году (названы работы, экспонирующиеся на выставке «Иллюзии реализма»).

Одновременно подобная идея была высказана художниками в 1939 году, когда в Москве открылась грандиозная выставка «Индустрия социализма: «…многократно повторялось, что на ее основе может быть открыт музей современного искусства, а писатель Лев Кассиль первый высказавшийся о «художественном музей двух первых сталинских пятилеток» нарисовал красочную картину: «своеобразие того времени, самый воздух его, горение, срывы, радости, ошибки, восторги, труд, героизм, горе, прозрение, гордость людей, а особенно такой грандиозной эпохи, полной высоких чувств и величайших мыслей – все это может дать почувствовать лишь истинный художник. К этому стремились живописцы и ваятели, откликнувшиеся на призыв незабываемого Серго (Орджоникидзе) – запечатлеть в искусстве образы социалистической индустрии». (Правда, срывы, ошибки, горе, прозрение – исключались из эмоционального реестра образа советского человека, а психологизм – открыто порицался).

Музей как важное звено в пропагандистской, воспитательной работе с населением, как культурное учреждение уже приобрел высокий статус в общественном сознании.
Основоположник челябинской картинной галереи Леонид Клевенский расширил границы музея современного социалистического искусства и запрограммировал музей как классический. Спасибо ему!
Осень 1940 года. Из отчета о командировке в Челябинск проверяющего чиновника из Москвы А. Попова: «Общее количество произведений искусства 112, из них – 106 живопись, 99 – советского отдела.

Коллекция музея состоит в основном из произведений советских художников среднего и младшего поколения, в большинстве своем среднего и низкого художественного уровня, так что за счет малохудожественных картин фонд Галереи остается очень незначительным. Из советских художников старшего поколения имеется только одна хорошая картина И. Грабаря…».
И это правда, ценность произведения определялась с идеологических позиций, зачастую в ущерб художественности.

Сейчас вводится в искусствоведческий оборот произведения не только второго, но третьего эшелона, да и кто эту градацию может абсолютно точно установить? Чем полнее поле искусства, тем объективнее и полноценнее картина жизни страны и человеческих судеб.

Вместе с этим нарастает актуальность проблемы, корни которой тоже в 30-х: картины тех лет, находящиеся в музейных запасниках, сегодня в плохой сохранности. Эта тревога понятна всем музейщикам, у кого хранятся подобные произведения. Художники создавая «величайшие «произведения «величайшего» метода не заботились о технологии, о долговечности материала, в итоге – соцреализм в музеях требует реставрации больше, чем голландцы, например.
Второе рождение музея в 1952 году не только вернуло утраченное во время войны, но коллекция значительно качественно усилилась из фондов ДВХП (Дирекции выставок и художественных панорам), через Комитет по делам искусств при Министерстве РСФСР и СССР, из музеев столицы.

Произведения художников Москвы, Ленинграда, Челябинска, других городов страны запечатлевшие «героические будни» трудовых пятилеток, лица стахановцев, передовиков производства, образ цветущей послевоенной земли, составили костяк музейной коллекции советского искусства в 1952 году. Среди них выдающиеся: А. Дейнека «На женском собрании», М. Сарьян «Меднохимический комбинат в Алавердах», К. Юон «Пробная подвеска бомб», С. Луппов «Портрет стахановки Марии Колосковой», С. Герасимов «Портрет генерал-полковника Самсонова», по поводу которого журнал «Искусство» в 1949 году пишет: «…пережитки импрессионизма чувствуются во всех произведениях художника, даже в одной из его последних работ, в портрете Героя Советского Союза Самсонова, показанной на выставке «30 лет Советских Вооруженных Сил»».
В последствие этот раздел собрания постоянно пополнялся и рос значительно быстрее остальных.

В 80-е годы сотрудники музея в экспедиционных поездках заполнили художественные лакуны: музей приобрел «тихое», «формальное» искусство 30-50-х. Соцреализм и формализм – дихотомическая пара. Соцреализм появился на свет не один, а в тесной связке со своей «антитезой» – формализмом. По сути «это был реализм в самом лучшем смысле слова – новый реализм ХХ века, усвоивший открытия французских импрессионистов и постимпрессионистов, достижения русского искусства начала века, высокие традиции русского гуманизма» (М. Чегодаева). Роль «врага» ему была предуготована, с которым соцреализм, как герой-победитель, успешно борется и жизнь его наполняется активным смыслом. Формальное искусство – это небольшие, как правило, по формату вещи, не выставлявшиеся официально, их зрителями были посетители мастерских художников. Только благодаря этому они и сохранились у наследников, а музей смог приобрести редких авторов. Так собрание обогатилось произведениями Г. Шегаля, А. Шевченко, Р. Фалька, Н. Крымова, М. Аксельрода, Н. Козочкина и других.
Сейчас коллекция советской живописи насчитывает без малого две тысячи произведений (1840), из них четверть – произведения середины века, включая 50-е годы, 30-50-е составляют около 300 единиц: портреты, картины на историко-революционную, патриотическую темы, темы труда, быта, в соответствии с жанровым ранжиром социалистического искусства.

На выставке участвует малая толика их. Но каждое полотно выполняет роль проводника в ту или иную тему, жанр, обозначая образную типологию.
Наиболее востребован соцреализм был в 50-80-е годы, когда состоялось 7 постоянных экспозиций с включением советского раздела и 15 временных выставок с 70-х до наших дней. К сожалению, составить полную и достоверную выставочную биографию каждого живописного полотна, невозможно, т.к. далеко не все выставки сопровождались каталогами.

В последнее двадцатилетие из музейных фондов «вышло» несколько выставок, охватывающих интересующий нас период.
В ноябре 1990 – январе 1991 года – «Советское искусство 1920-30 гг.» (ЧОКГ), впервые предстало перед публикой искусство, авторов которого клеймили как «формалистов». Концепция той выставки изложена в сборнике докладов научно-практической конференции «Музей и художественная культура Урала» 1991 года. Автор – Л. А. Сабельфельд
К сожалению, выставка осталась без каталога, в афише – лишь перечень авторов.

Выставка, во-первых, представила цельную коллекцию живописи, графики 20-30-х, что означает включение в историко-культурный контекст, в искусствоведческий оборот;
во-вторых, обогатила представление о сложной многообразной и разноплановой художественной жизни страны 20-30х годов;
в-третьих, представила участие челябинских художников в этом едином процессе.
В 1995 году – выставка «…И помнит мир спасенный…», посвященная 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Живопись, графика военных лет 1941-1945гг. Издан каталог. Автор концепции выставки, каталога и статьи – Н. М. Шабалина. Сильное звено проекта – полный, классически составленный научный каталог, всегда актуальный в работе с коллекцией музея.

В 2005 году к юбилею окончания Великой Отечественной войны – выставка «Вам жить завещаем…» представила живопись второй половины 40-х–50-х годов созидательно-пафосного звучания, что соответствовало настроению победившего советского народа. Издан каталог с цветными репродукциями, позволяющий выстроить визуальный образ экспозиции.
Таким образом, казалось бы, коллекция соцреалистического искусства и искусства предстоявшего ему десятилетия отсмотрена в хрестоматийном классическом варианте. И все же, как оказалось, ресурсы ее не исчерпаны и новые презентации произведений возможны.

Поэтому одна из задач выставки «Иллюзии реализма» – ввести в научный оборот живописные работы, ни разу не представленные зрителю. Каждая – подлинный документ эпохи и за каждой – непростая судьба художника.

В процессе подготовки сделан ряд уточнений в атрибуции, расширены сведения об авторах. Так «Портрет ударника Алюминьстроя» (Ж-31) приписываемый Колесову А. оказался кисти Ирины Константиновны Колесовой (1902-1980) урожденной москвички. «Была красива, не очень счастлива, любила путешествовать». Была близка к «левым» театральным и литературным кругам, познакомилась с В.Маяковским, о котором оставила интересные мемуары, будучи художником-оформителем присутствовала на репетициях МХАТа «Дней Турбинных», тогда же написала портрет Михаила Булгакова и актеров театра. С 1927 года жила в Ленинграде – вот и все, пожалуй, что известно об этой женщине. Вместе с биографией художницы в пространство нашего города «врывается» художественная среда Москвы, Ленинграда, Челябинску – неведомая, и образ художественной жизни тех лет становится значительно глубже, сложнее. Участвовала в выставках с 1929 по 1958 годы, выставлялась с группой «Круг художников». Это многое объясняет в живописной манере художницы: она пыталась выполнить требование времени – быть документально-конкретной, ей удалась портретность в образе рабочего, как нового неведомого героя, который так открыто, без робости, разрушая четвертую стену, рассматривает стоящих перед ним. Образ получился яркий, энергичный. От ее «круговского» влияния – этюдность, пространство, с плывущими облаками, что за его спиной, романтичное, знаковое, намечающее главные акценты внимания: легко написанные, узнаваемые во времени фигуры женщин, голубое небо над ними, красный флаг над стройкой. Судьба ее наследия нам пока не известна.
Небольшой портретной работе «Счетовод колхоза» (Ж-126) авторство априори приписывалось художнику Тимошенко Л.Я. Изменение направления поиска привело к успеху: автор – художница Тимошенко Лидия Яковлевна (1903-1976), участница художественного объединения «Круг художников», выставлялась множество раз с И.Колесовой и, надо полагать, они знали друг друга. Л.Тимошенко – жена известного советского графика Евгения Кибрика. Она прожила наполненную творческую жизнь, не вступая ни в какие компромиссы с советской действительностью. Ее произведения сохранились, некоторые из них, в коллекции ленинградского ВЗ «Манеж» и участвуют по сей день в выставках.

Портрет, несмотря на малые размеры, несет черты монументальности, так колористически лаконичен: черно-белый с ярким красно-коричневым акцентом деревянных счет. «Надо гораздо строже относиться к цвету и форме. Основа должна быть тематическая, но нужно ее утвердить формой, а не дробить форму и не мутить цвет в честь тематики, это обессмысливает труд» – молодая художница вгрызалась в существо живописности: «В каждой вещи должна быть своя тема – цветовой мотив. Он должен быть органичен, как сплав. А сюжет, литература – лицо, руки должны быть необходимыми частями цветовой гаммы. Только тогда все будут на своем месте и все будет выражено. Мне кажется, что я буду очень хорошим живописцем, но это придет позднее». Из дневника Лидии Тимошенко, 1934 год.

Уточнены эпизоды жизни, творчества ленинградца Петровского Ивана Владимировича. Как и предыдущие его коллеги, он участник совместных выставок ленинградских художников, но выставляется крайне избирательно, как правило – с обществом им. А. Куинджи. Его прелестный, этюдного свойства, пейзаж «Выходной день на Неве» (Ж-181) был рекомендован для выставки «Индустрия социализма». Свободная пленэрная живопись, сохраняющая милые узнаваемые подробности выходного отдыха, заражает зрителя радостным ощущением светлого, солнечного дня. Художник прожил короткую жизнь, погиб в 1941. Нам известно о нем немногое, но этого достаточно, чтобы понять: он жил, сохраняя человеческое достоинство, свое индивидуальное творческое лицо. Произведения И.Петровского в коллекции ленинградского ВЗ «Манеж», участвуют в выставках.

И, наконец, Максимов А.Ф. – автор «Ударника ЮУЖД» Ж-146. Ленинградец. Уточнено немногое – имя обрело отчество. Максимов – участник знаменитой Первой государственной сводной выставки в Эрмитаже в 1919 году. Активен в выставочной жизни города, страны. Его образ ударника строится на контрасте: крайне зажатая, скованная фигура, лицо с застывшим выражением и стремительная перспектива пути, пассажирского состава удаляющегося в «светлые перламутровые дали».
Провозглашенный соцреализм не был однородным в своем течении, особенно в начальной стадии, когда еще сильно было влияние «прошлой», «формалистской», «авангардной» художественной жизни. В разной степени проявленность иных, не соцреалистических, стилистических предпочтений очевидна и у названных выше ленинградских художников и, конечно, у Сарьяна М.С., он всегда оставался верен декоративности, которая была органичной составляющей его природного художественного дара, у непокорного Дейнеки А.А, создававшего образы идеальных советских людей. Произведения этих художников написаны в 1932-37 годы, когда принципы соцреализма – уже становились догмами, но все же пробивался романтический дух, желание творческой свободы, проявлялся свой почерк, свое эмоциональное, непосредственное отношение к миру. Эти «документы» эпохи становятся точкой отсчета в направлении академизации соцреализма и его потерь.
Выросло несколько поколений людей в стране без социализма, появилась временная дистанция позволяющая спокойно без вящего пристрастия, рассматривать, анализировать, делать предварительные выводы относительно художественных, социально-художественных явлений, существующих в другом временном пласте, в ином социальном пространстве, с «позиций максимальной исследовательской корректности и моральной ответственности. (А. Морозов)
В последние годы повышенный интерес к теме соцреализма и в России, и за рубежом проявился в серии выставок, исследований, новых подходов его классификации.

Выставки в России, Германии, Франции:
1. Москва-Берлин/Берлин - Москва. 1900-1950. 1996г.
2. «Коммунизм: фабрика мечты» 2003. Кураторы Б. Гройс и З. Трегулова. Франкфурт.
3. «Советский идеализм» Живопись и кино 1925-1939. 2005 – 2006 Куратор - Е. Деготь. Льеж. Франция.
4. «Красноармейская студия» 1918-1946. К 90-летию РККА. 2008 Интерроса, РОСИЗО. Кураторы – И. Бакштейн, З. Трегулова.
5. «Борьба за знамя»: Советское искусство между Сталиным и Троцким. 1926-1936» 2008 г. Москва, Новый Манеж. Куратор - Е. Деготь.
6. Соцреализм: инвентаризация архива. Искусство 30-40-х из собрания РОСИЗО. Выставка к 50-летию РОСИЗО и 10-летию музея современного искусства. Куратор З. Трегулова. 2009.
7. Гимн труду. 1910-1970-е годы. ГРМ. 2010.
Выставки, когда в центре внимания оказывается политически «левое», антибуржуазное советское искусство, «советский модернизм», создают прецедент, способствующий формированию нового взгляда на советское искусство, что позволит поставить его в контекст мирового искусства.
Особенность коллекции челябинского музея в том, что в ней сильна, при всем старании выровнять картину, линия официального, утвердившегося соцреалистического искусства.

Художественный материал выставки позволяет проследить эволюцию соцреализма, изменение его стилистической окраски:
- от романтических, еще революционно-идеалистических образов, когда только что сформулированный соцреализм невольно наполнялся свежим, порой наивным, чувством предугадывания жизни как иллюзорного «светлого пути», поэтому так много чистого голубого неба, в портретах ударников строек Урало-Кузбасса, так предельно ясна идейная программа произведения Александра Дейнеки «На женском собрании», выявленная ясной композиционной схемой и колористическим выбором;
- к уже отточенной формуле соцреалистического канона, ортодоксально воплотившейся в произведении К. Юона «Пробная подвеска бом», где и тема: «враг не пройдет», и стилистическая форма – все соответствует представлению о соцреалистической станковой тематической картине, которая написана на важную социально-политическую тему, по своей функции аналогична плакату, а по принципу построения – документу, тексту.

Все тексты, введенные в содержательную канву произведений, хорошо читаемы и выполняют роль дополнительной характеристики персонажей, событий, как правило – политического свойства: в «Портрете Ольги Перовской» Н. Русакова газеты «Правда» и «Советская культура», лежащие на столике рядом с бюстом Сталина, гаранты политической грамотности и благонадежности не только модели, но и автора.

Николая Русакова эти атрибуты благонадежности не спасут, он погибнет, будет расстрелян в 1941 году. Дистанция между прошлым и нашим знанием дальнейшей истории, судьбы страны, отдельных людей рождает сильный эмоциональный отклик.
Грандиозных размеров «Заседание Наркомтяжпрома» А. Герасимова (в духе неосуществленных архитектурных проектов гигантского здания Наркомтяжпрома на Красной площади) – красноречиво оповещает о заказчике полотна – государстве, как могучей, всесильной системе. Монотонная горизонтальная композиция намеренно максимально приближена к первому плану, масштабы фигур персонажей, а среди них знатные люди страны: С. Орджоникидзе, И. Ф. Тевосян, А. Стаханов, А. Бусыгин, – настолько сопоставимы со зрителем, что возникает не художественное пространство, а полная иллюзия включения зрителя в событие, развертывающееся на полотне, например можно «сесть за стол» или «взять книгу», лежащую на столе. Произошла фантастическая вещь: не искусство изображает реальных людей – реальному человеку надлежит воссоединиться с художественным изображением, как бы войти в панно, зашагать в одном строю с Победителями. Соцреалистическая картина «выполнила» свою миссию: проиллюстрировала мифологему всенародного сопричастия важному государственному делу.
От энергетически пустотелого, не оправдывающего свои гигантские размеры «Наркомтяжпрома», рукой подать до застыло-академической помпезности в «Творческом содружестве» Б. Щербакова, произведении впервые представленном публике.

Еще около середины 30-х гг. под видом борьбы с эстетским «субъективизмом», «формалистической заумью» казенный соцреализм осуществляет реабилитацию старого академического понимания мастерства с характерным для него требованием законченности «изображения, культом «точного» рисования и объективно правдивого построения композиции.

Стилем соцреализма стал «вполне конкретный, натуралистический академизм. В нем имелось все, что наиболее соответствовало той задаче, которую искусство призвано было решать: эффектная помпезность, декоративная нарядность, создающая атмосферу приподнятости, возвышающей человека над повседневностью и в то же время доходчивость и понятность, убедительная натуральность – «как в жизни» – нравящаяся широкому кругу зрителей и внушающая ему безоговорочную веру в правду всего представленного на картине». (М. Чегодаева)
Угасание, иссякание магического духа эксперимента привело к постромантическому образованию – советскому салону.

(Екатерина Деготь, выделяя подлинно пролетарское искусство, советский модернизм, 1926-1936гг, с острой формой, изобразительной условностью, законно может определить остальное соцреалистическое искусство как советский салон, которому она категорически отказала в присутствии на выставке «Борьба за знамя».)
Совет Национальностей П. Соколова-Скаля и Б. Иогансона – образец политически конъюнктурной картины, с присущей времени идеализацией, не лишенной колористической художественности, но в целом вялой, с невыявленной внутренней программой – типичный политический салон, реализующий очередной миф о братстве народов страны Советов.

«Богатырское» полотно А. Бубнова «Тарас Бульба» оставило память о себе у нескольких поколений челябинцев и всякий раз, появляясь в экспозиции, вызывает радостные воспоминания о грядущем лете, о счастье погрузиться в цветущее разнотравье, наслаждаясь живописной роскошью. И, несмотря на размерную огромность литературных персонажей, главным героем остается цветущая земля! Гедонистический вариант советского искусства, советского салона. А детские образы Ф. Сычкова, Ф. Решетникова, Л. Рыбченковой? В них замешаны и национальные мотивы, и назидательно-воспитательные, и умильно-бессознательное отношение к теме счастливого детства. Этакий советский лубочный салон.

Несомненным остается одно, то, что собирает эту живописную многоголосицу в единую картину, единую экспозицию – художественное качество произведений, живописный талант авторов. Только эта подлинность и будет всегда волновать зрителя. Через все временные препоны, политические салоны, академические язвы красота является в мир, чтобы он осмыслил себя как красоту.

И какая удача, если можно вернуть из небытия авторство картине!
Прикасаясь к судьбе художника, даже через осколочные сведения, сопоставляя с временем, в котором жизнь каждого и жизнь страны были неотделимы, осознаешь, сколько же требовалось мужества, внутренней силы, чтобы выстоять, остаться верным себе… Вот эти стержневые качества, как связи от поколения к поколению должны наследоваться.

«Неужели только страдая можно сделать искусство? Хочется полного счастья. А от счастья тупеешь. А вот когда страданьем вывернуто все наизнанку, реальность кажется сном, а сон – реальностью, кисть свободно ложится на холст. И страсть заставляет делать решительные движения, краска нравится острая, терпкая, и не боишься ее класть. И вдруг светится холст…» Лидия Тимошенко.
«…Неужели кто-то вспомнил, что мы были…?»

Подробнее об изданиях Музея смотрите

Начало 30-х годов отмечено появлением важнейших партийных документов, стимулирующих объединение и развитие творческих сил. Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии от 23 апреля 1932 года благотворно сказалось и на музыкальной культуре.

Ликвидируется Российская ассоциация пролетарских музыкантов (Ассоциация современной музыки фактически распалась раньше), намечаются пути дальнейшего развития реалистической музыки, утверждаются демократические традиции русского классического музыкального искусства.

В 1932 году организовался Союз советских композиторов, положивший начало объединению музыкантов на основе метода социалистического реализма. Советское музыкальное творчество перешло на новый этап.

Огромный размах получает песенное творчество. Жанр массовой песни становится лабораторией новых средств мелодической выразительности, и процесс «песенного обновления» охватывает все виды музыки - оперную, симфоническую, кантат-но-ораториальную, камерную, инструментальную. Тематика песен многообразна, как многообразны и их мелодии.

Среди произведений песенного жанра особенно выделяются в это время боевые песни А. Александрова, песни И. Дунаевского с их звонким весельем, юношеской энергией, светлой лирикой (такие, как всемирно известная «Песня о Родине», «Песня о Каховке», «Марш веселых ребят» и др.), своеобразные песни В. Захарова, посвященные новой жизни колхозной деревни («Вдоль деревни», «И кто его знает», «Провожанье»), песни братьев Покрасс («Если завтра война», «Конармейская»), М. Блантера («Катюша» и др.), С. Каца, К. Листова, Б. Мокроусова, В. Соловь-ева-Седого.

Песенный жанр развивался в тесном содружестве композиторов с поэтами М. Исаковским, В. Лебедевым-Кумачом, В. Гусевым, А. Сурковым и другими. Широкой популярности советских песен способствовало появление звукового кино. Сойдя с экрана, они надолго пережили фильмы, к которым были написаны.

Оперный театр в 30-е годы обогатился реалистическими произведениями на современную тему, доступными по языку, правдивыми по содержанию, хотя и не всегда свободными от недостатков (слабость драматургии, неполное использование широких вокальных форм, развитых ансамблей).

Оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» и «Поднятая целина» отличались ярким мелодическим началом, реалистической характеристикой героев. Заключительный хор «От края идо края» из «Тихого Дона» стал одной из самых популярных массовых песен. Опера Т. Хренникова «В бурю» также наполнена драматическими характеристиками, самобытной мелодикой, выразительными народными хорами.

Интересное преломление получили элементы французской народной музыки в опере Д. Кабалевского «Кола Брюньон», отмеченной большим профессиональным мастерством, тонкостью музыкальных характеристик.

Для оперы С. Прокофьева «Семен Котко» были характерны отказ от массовой пе-сенности и преобладание речитатива.

Различные тенденции в творчестве советских композиторов стали в 1935-1939 гг. предметом дискуссий о путях развития оперного искусства.

К современной теме обращались и композиторы, работавшие в жанре оперетты,- И. Дунаевский, М. Блантер, Б. Александров.

В балетном жанре реалистические тенденции были представлены такими значительными произведениями, как «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна, музыкально-хореографическая трагедия С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Появились первые национальные балеты в Грузии, Белоруссии, на Украине.

Успехи в жанре симфонической музыки тоже были связаны с проникновением песенно-мелодического начала, демократизацией образов, наполнением их конкретным жизненным содержанием, усилением тенденций программности, обращением к песенно-танцевальным мелодиям народов СССР.

В 30-е годы расцветает творчество крупнейших советских симфонистов старшего поколения, становятся зрелыми таланты молодых. В симфонической музыке усиливаются реалистические тенденции, находят отражение темы современности. Н. Мясковский создает в этот период десять симфоний (от 12-й до 21-й). С. Прокофьев пишет патриотическую кантату «Александр Невский», 2-й концерт для скрипки, симфоническую сказку «Петя и волк», Д. Шостакович - грандиозную по замыслу и глубине содержания 5-ю симфонию, а также 6-ю симфонию, фортепианный квинтет, квартет, музыку к кинофильму «Встречный».

Много значительных произведений в симфоническом жанре было посвящено историко-революционным и героическим темам: 2-я симфония Д. Кабалевского, симфония-кантата Ю. Шапорина «На поле Куликовом». Ценный вклад в реалистическую музыку внес А. Хачатурян (1-я симфония, фортепианный и скрипичный концерты, балет «Гаянэ»).

Крупные симфонические произведения написали и другие композиторы, в том числе композиторы советских национальных республик.

На большую высоту поднялось исполнительское искусство. Выдающимся вокалистам А. Неждановой, А. Пирогову, Н. Обуховой, М. Степановой, И. Паторжинскому и другим было присуждено звание народного артиста СССР.

Молодые советские музыканты Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Я. Флиер, Я. Зак на международных конкурсах в Варшаве, Вене, Брюсселе завоевали первые премии. Имена Г. Улановой, М. Семеновой, 0. Лепешинской, В. Чабукиани стали гордостью советского и мирового хореографического искусства.

Создались крупные государственные исполнительские коллективы - Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль танца, Государственный хор СССР.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры