Спектакль «Бешеные деньги. Спектакль «Бешеные деньги Театр бешеные деньги

Главная / Ссоры

К Юбилею всенародной любимицы-Народной артистки РСФСР Светланы Немоляевой, театр им.Маяковского выпускает спектакль по пьесе Александра Островского "Бешеные деньги". Любопытно, что для молодого режиссера Анатолия Шульева - это первая работа на основной сцене театра им.Маяковского и первое серъезное обращение к отечественной классической драматургии. По словам Шульева, ранее он все-таки имел дело с драматургией, в которой присутствуют абсурдисткие темы, в частности, речь идет о постановке «Я была в доме и ждала…» по пьесе Ж.-Л. Лагарса Шульева на малой сцене Маяковки в прошлом сезоне. Ученик Римаса Туминаса - Шульев получил великолепную режиссерскую школу, которая чувствуется с первых минут просмотра его нового спектакля. Также радует умение молодого режиссера создавать на сцене единый актерский ансамбль, где каждый из актеров играет классическую пьесу Островского, как это и заложено в традициях-вкусно, сочно, ярко. Прекрасная троица лиц, приближенных к дому Чебоксаровых - Телятев,Кучумов и Глумов - в исполнении (по очереди) Виталия Гребенникова, Александра Андриенко и Константина Константинова - три абсолютно разных образа, при этом радуешься найденными каждым актером красками. Каждый образ наполнен иронией и самоиронией.

Анатолий Шульев назвал свою постановку пьесы "Бешеные деньги" - комедией одержимости. Ведь современные люди подчас одержимы жаждой разбогатеть, иметь материальные блага. Одержимы этим и герои пьесы Островского. Главная героиня пьесы Лидия Чебоксарова (точная работа Полины Лазаревой) - хочет (а скорее требует от жизни и от судьбы) бешеных денег, хочет, чтобы в жизни все доставалось ей легко и просто. По словам Народной артистки РСФСР Светланы Немоляевой в те времена, когда она начинала свою актерскую карьеру, люди гораздо меньше интересовались материальными благами, основой все-таки была духовная жизнь. Сегодня пьеса Островского стала ещё более актуальной и появление ее на сцене Маяковки, как нельзя кстати. Самой Немоляевой досталась роль Надежды Антоновны Чебоксаровой - матери главной героини. В исполнении Немоляевой героиня наделена хитростью, лукавством, главной ее целью является счастье собственной дочери и ради этого, любящая мать пойдет на все. Привлекает внимание семейный дуэт Светланы Немоляевой и Полины Лазаревой, играющих мать и дочь соответственно. В роли Саввы Василькова - актер Алексей Дякин, один из лидеров свего поколения в труппе Маяковки. Актер, уже подаривший зрителю ряд ярчайших ролей, в третий раз в Маяковке он встречается с драматургией Островского. Также зритель может видеть Дякина в спектаклях по пьесам Островского "На бойком месте" и "Бесприданница".

Предлагаем Вашему вниманию фото Ильи Золкина из спектакля:


Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева в роли Надежды Антоновны Чебоксаровой


актриса Полина Лазарева в роли Лидии Чебоксаровой


актер Алексей Дякин в роли Саввы Геннадьевича Василькова


актер Виталий Гребенников в роли Ивана Петровича Телятева



Заслуженный артист России Александр Андриенко в роли Григория Борисовича Кучумова


актер Константин Константинов в роли Егора Дмитрича Глумова


актер Юрий Никулин в роли Василия










Бешеные деньги - случайные, которые в кармане не задерживаются долго. Всегда их не хватает, как героине пьесы Лидочке, потому что она не знает цены копейке и даже рублю. Эта классическая комедия прославленного русского драматурга А.Н. Островского и о нас с вами, о нашем времени.Александр Островский - мастер стремительной интриги, остроумного диалога, в его пьесах интересны характеры героев. «Упраздняется человечность, упраздняется то, что сообщает жизни ее цену и смысл...» - с горечью писал А.Н. Островский в одном из своих писем. Это «упразднение человечности» предстало перед нами в сатирическом зеркале «Бешеных денег». Над этой пьесой Островский работал недолго - начал 25 октября 1869 года, 18 января 1870 рукопись была окончательно завершена. Комедия была встречена критиками в штыки - образ Василькова, главного героя пьесы был не понят. Возникал естественный вопрос - почему этот положительный герой ведет себя несколько странно. Василькова хотели представить как героя «настоящей минуты, вступающего в столкновение с миром отжившим, задолжавшим, разорившимся и развращенным», вместо этого выходило, что драматург вывел «какую-то загадочную личность, о которой даже трудно сказать, что она такое». В Василькове хотели видеть романтика, Островский же писал о новом типе капиталиста-дельца, явлении в начале семидесятых годов XIX века невиданном. Пьеса была поставлена в Малом театре, имела колоссальный успех, а в ХХ веке почти не шла. В конце ХХ века отношение к этой драме Островского резко изменилось. Актуальность темы «бешеных» денег сегодня особенно очевидна. Деньги «умные» сталкиваются с «бешеными» чуть ли не на каждом шагу. Пояснения вряд ли требуются. Островский пишет только об одной такой «стычке», но куда как занятней и талантливей, чем в бесстрастных сообщениях современных информационных служб. Островский в этой пьесе показал, как идут на продажу любовь и красота. Савва Геннадич Васильков - молодой провинциал, так и норовящий в столичном обществе сделать что-нибудь невпопад. Он пленяется красотой Лидии Чебоксаровой, особы избалованной и едва ли не циничной, привыкшей к «золотой пыли» и не мыслящей себя без нее. Коварно пущенный слух о миллионах Василькова привлекает к нему взор матери Чебоксаровой, которая знает о своем безденежье. Алчность заводит далеко: Лидия делается женой Василькова. Брак по расчету обречен, разочарование следует быстро - муж экономен, почти скуп. Тот, кто раньше был только смешон, отныне - ненавистен. Мелочной экономии в быту избалованная красавица не выносит и съезжает на другую квартиру. Лидия в надежде на помощь простирает руки к своим ухажерам - «папашке» Кучумову, язвительному Глумову и инфернальному денди Телятеву. «Мне жить без золота нельзя», «Страшней бедности ничего нет», «Бояться порока, когда все порочны, и глупо и нерасчетливо» - вот ее любимые афоризмы, ставшие жизненным кредо. Увы, все они давно живут «в долг» и безжалостно-язвительно указывают ей на окна мужниного дома: дескать, деньги там, ибо «не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет». Островский в «Бешеных деньгах» точен как психолог, когда такое высокомерное неведение «низкой прозы» жизни соединяет с циничным, наглым до безобразия хищническим напором. Лидия отчетливо формулирует: «Самый большой порок есть бедность». Критика упрекала драматурга в том, что он несколько пересолил, наделяя Лидию Чебоксарову столь наглой откровенностью. Но, пожалуй, цинизм, диковинный в таком юном и очаровательном существе, не был кабинетным изобретением драматурга. Но менее, чем Васильков, Лидия Чебоксарова была в своем роде новейшим продуктом времени.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В котором актриса служит уже более 50 лет, поставил спектакль по пьесе Александра Островского "Бешеные деньги" (всем поклонникам творчества драматурга Островского советую побывать ).

Островский актуален и полтора века спустя, поэтому пьеса смотрится на одном дыхании.

Сюжет:

Героиня Лидия молода и амбициозна, ею восхищается вся московская элита. Она привыкла жить на широкую ногу и находится в поиске того единственного, кто обеспечил бы ее безбедное существование. Услышав о сказочном богатстве одного провинциального предпринимателя, красавица делает свой выбор, однако ошибается в расчетах

Режиссером выступил Анатолий Шульев , выпускник режиссерского факультета курса Римаса Туминаса. В театре им. Маяковского "Большие деньги" - это второй спектакль молодого режиссера.

Главную героиню - Лидию Чебоксарову , привыкшую без оглядки транжирить деньги родителей и не думать ни о чем, кроме своего удовольствия, играет Полина Лазарева , внучка Светланы Владимировны Немоляевой, которую вы можете увидеть, например, в "Талантах и поклонниках" или "Всех моих сыновьях" . Играет интересно, ей безусловно веришь. И оглядываясь вокруг замечаешь похожих на нее молодых людей и девушек. Очень показателен для понятия ее сущности их диалог с матерью:

Н а д е ж д а А н т о н о в н а (нюхая спирт). Муж пишет, что денег у него
нет, что ему самому нужно тысяч тридцать, а то продадут имение; а имение
это последнее.
Л и д и я. Очень жаль! Но согласитесь, maman, что ведь я могла этого и не
знать, что вы могли пожалеть меня и не рассказывать мне о вашем разорении.
Н а д е ж д а А н т о н о в н а. Но все равно ведь после ты узнала бы.
Л и д и я. Да зачем же мне и после узнавать? (Почти со слезами.) Ведь вы
найдете средства выйти из этого положения, ведь непременно найдете, так
оставаться нельзя. Ведь не покинем же мы Москву, не уедем в деревню; а в
Москве мы не можем жить, как нищие! Так или иначе, вы должны устроить, чтоб в нашей жизни ничего не изменилось. Я этой зимой должна выйти замуж,
составить хорошую партию. Ведь вы мать, ужели вы этого не знаете? Ужели вы не придумаете, если уж не придумали, как прожить одну зиму, не уронив
своего достоинства? Вам думать, вам! Зачем же вы мне-то рассказываете о
том, чего я знать не должна? Вы лишаете меня спокойствия, вы лишаете
меня беззаботности, которая составляет лучшее украшение девушки. Думали бы вы, maman, одни и плакали бы одни, если нужно будет плакать.

Очень хороши и другие актеры:

Алексей Дякин в роли Саввы Геннадича Василькова , провинциального предпринимателя, человека "новой эпохи", который считает, что в настоящее время разбогатеть вполне возможно и предпринимает определенные усилия в этом направлении. Влюбленный Васильков эмоционален, даже может показаться глупым, но разум окончательно его не покидает:

Васильков: Так и мне сердце отметило; я вдруг влюбился,
как несовершеннолетний, влюбился до того, что готов делать глупости. Хорошо еще, что у меня воля твердая и я, как бы ни увлекался, из бюджета не выйду. Ни боже мой! Эта строгая подчиненность однажды определенному бюджету не раз спасала меня в жизни.

Островский показывает, что за такими людьми будущее, но достаточно ли у них доброты и милосердия или всё подчинено только цели наживы?

Виталий Гребенников в роли Ивана Петровича Телятева , разорившегося дворянина, живущего от кредита до кредита, по которому "плачет" долговая яма. Гребенникову удалось создать очаровательный образ, с одной стороны шута, легко порхающего по жизни, с другой стороны, как всегда, подобный персонаж понимает жизнь глубже и не имеет иллюзий относительно себя и окружающего мира, а оценивает всё весьма трезво. Из его же уст звучит фраза, поясняющая смысл названия пьесы:

Т е л я т е в. Теперь и деньги-то умней стали, все к
деловым людям идут, а не к нам. А прежде деньги глупей были. Вот именно
такие деньги вам и нужны.
Л и д и я. Какие?
Т е л я т е в. Бешеные. Вот и мне доставались все бешеные, никак их
в кармане не удержишь. Знаете ли, я недавно догадался, отчего у нас с вами бешеные деньги? Оттого, что не мы сами их наживали. Деньги, нажитые трудом, - деньги умные. Они лежат смирно. Мы их маним к себе, а они нейдут; говорят: "Мы знаем, какие вам деньги нужны, мы к вам не пойдем". И уж как их ни проси, не пойдут. Что обидно-то, знакомства с нами не хотят иметь.

Константин Константинов в роли Егора Дмитрича Глумова, интригана и любителя колкостей тоже хорош. Это такой "злой гений" пьесы.

Александр Андриенко в роли барина Григория Борисовича Кучумова , который пытается казаться богатым и щедрым, а фактически живет только на деньги жены и родственников.

Все трое: Кучумов, Глумов и Телятев одного поля ягоды, не имеют средств и пытаются тем или иным образом устроиться в жизни за чей-то счет. Они немного ухаживают за Чебоксаровой, не имея сколько-нибудь серьезных намерений.

И последний персонаж спектакля - слуга Григорий , в исполнении Юрия Никулина . Он служит у Василькова (в этом имеются некоторые отличия от пьесы) и вполне современен, как и хозяин. Осваивает автомобиль и стоит на страже деловых интересов Саввы Геннадича.

Резюме. Спектакль классический, подходит для семейного просмотра (можно пойти с родителями или детьми-подростками), есть забавные моменты, которые заставляют зрителя улыбнуться.

Мои отзывы на спектакли других театров:

"Идиот" театр им. Моссовета

"Морское путешествие 1933 года" театр им. Моссовета

"Вишневый сад" театр Ленком

"Школа жен" театр под руководством О. Табакова

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры