Ушинский биография для начальной школы. Краткая биография ушинского

Главная / Ссоры

Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Впоследствии он отводил женщине и матери высокую и почётную роль в воспитании детей.Учился в гимназии.С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия.В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. Там он выделялся своими способностями, считался идеально хорошим товарищем среди студентов. В течение всего обучения он давал частные уроки.В 1844 году он блестяще окончил университет и был приглашён на профессорскую должность в Ярославский Демидовский лицей, где был самым популярным профессором. Его уважали ученики – Ушинский был вежлив с ними, ясно и просто объяснял трудные материалы. Но через 6 лет он прекратил работу в лицее, так как ему приходилось мелочные придирки со стороны начальства.С 1852 года Ушинский занимается литературной деятельностью, изучает иностранные языки.В 1855 году его назначили преподавателем словесности и законоведения Гатчинского института, а вскоре затем – инспектором этого института. Однажды он нашёл два больших шкафа, которые двадцать лет никто не открывал. В них было полное собрание педагогической литературы, которое собрал бывший инспектор института, ученик Песталоцци Е. Гугель. Эта библиотека изменила взгляды Ушинского на воспитание.В 1859 году Ушинский получил назначение на должность инспектора классов Смольного института. В то время образование считалось вредным для женщин. Но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город.Имя К. Д. Ушинского стало знаменитым по всей России как талантливого педагога. Ему даже поручили письменно изложить свое мнение о воспитании наследника престола.В этот период вышла в свет его книга «Детский мир».Она сразу стала использоваться в различных учебных заведениях, и в первый же год была издана трижды.Через три года преподавания Ушинского в Смольном институте он стал очень известен. Однако тогда же на него стали писать доносы с нелепыми обвинениями. Ушинский в течение нескольких суток писал ответ на эти доносы, и эти оскорбления очень повлияли на его здоровье – он сел за отписку бодрым и здоровым, а встал из-за нее поседевшим и начал харкать кровью...Вскоре Ушинский едет в Гейдельберг, где общается с известнейшим русским врачом Пироговым. Под влиянием общения с ним Ушинский восстановился и окреп духом, продолжил научную деятельность. В тот период он не занимал никакого официального положения.Весной 1870 года он почувствовал себя очень плохо, и в этой связи предпринял поездку в Крым, чтобы восстановить пошатнувшееся здоровье. Там он увидел практическое применение в школе своего учебника «Родное слово».В последние годы жизни Ушинского произошли тяжёлые события – смерть любимого сына, тяжёлая болезнь, окончательно подточившая его здоровье… В 1870 году он умер.Влияние Константина Дмитриевича Ушинского выходит далеко за пределы школы и педагогики.В ту эпоху в России в школе нередко преобладали жестокость и зубрёжка, а время учения было для многих детей тяжёлым временем. Именно благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле его именем названа улица.Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет.Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор

Одним из основоположников научной педагогики в России считается Ушинский. Биография Константина Дмитриевича известна и до сих пор остается на слуху в педагогике. Его взгляды по-прежнему близки в воспитании детей, так же как и труды Сухомлинского В., Амонашвили Ш. и других.

Свое призвание герой статьи понял еще в молодые годы. Он не просто изучал и писал научные труды, он применял свои идеи на практике, работая с детьми. Кем же был Константин Ушинский?

Краткая биография

Давайте начнем знакомство. Родился Ушинский, биография которого рассматривается, 19.02.1823 в городе Тула. Его отец был офицером в отставке, участником войны с французами 1812 года. Его семья относилась к мелкопоместным дворянам. Мать Константина умерла очень рано, в 1835 году.

Еще до смерти матери вся семья переселилась в Новгород-Северск (Черниговская губерния), где отец получил должность судьи. Недалеко от города отец приобрел небольшое имение, стоявшее на берегу Десны.

Обучался Ушинский Константин, краткая биография которого рассматривается здесь, сначала на дому, а в 11 лет поступил в 3 класс местной гимназии. Закончил он Новгород-Северское учебное заведение в 17 лет (1840). Далее он поступил на юридический факультет в Москве. В университете на него оказали сильное влияние профессор Т.Н. Грановский и П.Г. Редкин. Благодаря им молодой человек начал задумываться о педагогике.

В 1844 году он блестяще окончил университет и остался для сдачи магистерского экзамена. Ему была присуждена степень кандидата юриспруденции. Спустя два года он стал профессором в Демидовском лицее. В 1849 году из-за конфликта с руководством лицея на почве его либеральных взглядов Ушинскому пришлось уйти с должности. Только через пять лет он сможет вновь заняться педагогической работой в Гатчинском Сиротском институте.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич, краткая биография которого приведена в статье, 22.12.1870. Накануне он простудился, направляясь на лечение в Крым, из-за чего заехал в Одессу. Именно здесь его жизнь прервалась. Похоронен он был в Киеве в пределах Выдубицкого монастыря.

Личная жизнь

Женат Ушинский Константин Дмитриевич, биография которого рассматривается, был на представительнице знатного казацкого рода Надежде Семеновне (в девичестве Дорошенко). Познакомились они еще в Новгород-Северском, а поженились в 1851 году.

От брака у них родилось три сына и две дочери:

  • Павел - погиб на охоте.
  • Константин.
  • Владимир.
  • Вера - на свои сбережения открыла мужское Городское Училище (Киев), которое получило имя ее отца.
  • Надя - открыла в селе Богданка начальную школу на средства, которые выручила от продажи труда своего отца.

Основные педагогические идеи

Однажды педагог нашел в стенах Гатчинского института старый архив прежнего работника. Многие книги принесли ему новые идеи, которые он изложил в статье «О пользе педагогической литературы».

Многие свои мысли Ушинский, краткая биография которого рассмотрена, публиковал в «Журнале для Воспитания», «Современнике», «Библиотеке для чтения», книгах «Родное слово», «Детский мир».

Основной его идеей в педагогике было демократизация всего образования. Он был приверженцем идеи народного воспитания. За это его часто обвиняли в вольнодумстве.

Педагогическая деятельность

Попав в Гатчинский институт, Ушинский, биография которого тесно связана с педагогикой, полностью ушел в работу. В этом учебном заведении он смог внедрить свои идеи, ему удалось искоренить старые порядки, такие как доносительство, воровство. При этом он смог ввести чувство товарищества, а это он считал основой воспитания.

За время своей деятельности он работал в следующих учебных заведениях:

  • Демидовский лицей (1846-1849).
  • Гатчинский сиротский институт (1854-1859).
  • Смольный (1859-1862).

В Смольном институте благодаря его новаторским идеям ученицам было дозволено проводить праздники и каникулы у родителей. После конфликта с руководством института педагог покинул учебное заведение. Предлогом стала поездка за границу для педагогической деятельности.

Он много путешествовал по миру, писал свои труды, встречался с педагогами России, внедряя в их умы новые идеи в педагогике.

Влияние идей Ушинского

Чаще всего упоминается работа А.О. Черняевского, который составил «Родную речь» (1882) на азербайджанском языке. Первую часть книги инспектор Закавказкой учительской семинарии составил сам, а вторую - вместе со своим воспитанником Велибековым. На азербайджанском языке труд стал называться «Вэтэ дили».

Пособие было предназначено для учащихся 3-4 классов. Оно было разработано по методике, которую когда-то составил Ушинский. Краткая биография не способна полностью раскрыть значимость русского деятеля в отечественной и мировой педагогике. Однако его идеи и методики и сегодня находят своих приверженцев.

Произведения для детей

Будучи за границей, педагог издал свой самый известный труд - «Родное слово». Он был первым общедоступным российским учебником. Он был рассчитан на обучение детей начальной грамоте. Вместе с книгой он издал пособие для учителей и родителей, которое помогало проводить занятия по «Родному слову».

Его пособие-руководство имело большое влияние на отечественную народную школу. Даже сегодня им пользуются многие преподаватели родной речи. Только до 1917 года его переиздавали 146 раз.

Сегодня в педагогике популярны как труды, так и биография Ушинского. Для детей он писал короткие рассказы. Некоторые из них рассчитаны для детей, которые только научились читать. Они состоят из пяти предложений. Примером может послужить рассказ «Бишка» про собаку, которой незачем уметь читать.

Есть среди его трудов для детей и рассказы научно-познавательные. Например, «Ветер», которое рассчитано на средний школьный возраст.

Список основных рассказов:

  • «Бодливая корова».
  • «Ветер и солнце».
  • «Гадюка».
  • «Два козлика».
  • «Жалобы зайки».
  • «Коровка».
  • «Лес и ручей».
  • «Любопытство».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Осень».
  • «Паук».
  • «Ручей».
  • «Спор деревьев».
  • «Трусливый Ваня».
  • «Ученый медведь».
  • «Хлеб».
  • «Четыре желания».

Память о педагоге

Ушинский, биография которого была связана с воспитанием детей, оставил свой след в жизни. По его сочинениям до сих пор готовят педагогов, а его детские рассказы полезны в системе воспитания, как для учителей, так и для родителей.

Именем этого человека названы многие учреждения и не только:

  • Село Ушинское (теперь Бакконыс) носило название до 2000 года.
  • Научная педбиблиотека РАО в Москве.
  • Южноукраинский педуниверситет в Одессе.
  • Ярославский педуниверситет.
  • Гимназии и колледжи, школы в Москве, Симферополе, Гатчине, Нижнем Новгороде, Киеве, Туле.

Большое количество улиц в разных городах Российской Федерации и Украины носят имя известного педагога. В сфере образования современной России существует медаль Ушинского, которая стала присуждаться с 2004 года.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Педагогические труды К.Д. Ушинского

Введение

К.Д. Ушинский принадлежал тому щедрому десятилетию русской истории, которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей и художников, обогативших сокровищницу мировой культуры. Творчество К.Д. Ушинского было крупным шагом в обогащении педагогического знания. Русский ученый открывал новые, магистральные пути развития педагогики, поднимал педагогику на ступень науки.

Значение творчества великого русского педагога не исчерпывается его вкладом в развитие педагогической науки. Влияние К.Д. Ушинского выходило за пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоко в область национальной культуры, выступало как одна из ведущих сил формирования русского общественно-педагогического самосознания. Проницательными были слова соратника великого педагога и его ученика Л.Н. Модзалевского, емко и точно определившего место К.Д. Ушинского в истории русской культуры: «Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор» .

Задача исследования - дать общий очерк наследия педагога. В работе рассматривается мировоззрение К.Д. Ушинского, оказавшее существенное влияние на его педагогическое творчество, анализируются его взгляды на проблемы воспитания и обучения.

1. Краткая биография. Становление мировоззрения

К.Д. Ушинский родился 2 марта в Туле в небогатой дворянской семье. Рос и воспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии. До 11 лет мальчик обучался дома, а потом он поступил в третий класс гимназии. В возрасте 16 лет он, окончив гимназию, отправляется с двумя товарищами в Москву для поступления в университет. Пройдя испытания, Ушинский в 1840 году становится студентом юридического факультета Московского университета. После окончания университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора «камеральных наук» (экономики, финансов и т.д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости» и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. «Статьи, написанные К.Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д.Н. Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, - были его первыми литературными выступлениями… В них достаточно ярко отразились его общественно - политические взгляды. В них он ставил и обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного значения».

Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества Ярославля. «Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы так привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться с мыслью о разлуке с Вами». Переехав в Петербург, Ушинский активно сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в Некрасовском «Современнике», преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института.

Прогрессивная деятельность в Сильном институте вызвала недовольство реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался литературно - педагогической деятельности. «Сделать как можно больше пользы моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К.Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа его именем.

Имя К.Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет.

Начало педагогической деятельности К.Д. Ушинского совпало с подъемом общественного движения в России в середине 50-х годов XIX столетия. Но не только совпало. Его деятельность была вызвана и всецело обусловлена этим движением.

К.Д. Ушинский вошел в педагогику, когда школа и педагогическая наука стояли перед необходимостью радикальных преобразований. Но всякая «историческая потребность вызывает к деятельности людей и дает силу их деятельности» . В русской педагогике 60-х годов «историческая потребность» вызвала к жизни замечательную фалангу педагогов - шестидесятников. Их вдохновителем и идеологом стал Ушинский.

«У каждого века, - писал Чернышевский, - есть свое историческое дело, свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одного другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни.…Даже отдельные науки приобретают или теряют свою относительную важность по мере того, в какой степени служат они господствующим потребностям века» . К.Д. Ушинский поставил педагогику на службу этим потребностям. Основной, главной задачей его творчества стала реализация в педагогике социальных требований эпохи падения крепостного права и тех требований, которые выдвигались логикой развития самой науки.

Корень противоречивости взглядов великого педагога - столкновение между объективным содержанием его демократических требований и субъективной ограниченностью его социально-философских воззрений. Эта ограниченность имела, впрочем, и объективное основание. Противоречия, присущие мировоззрению К.Д. Ушинского, порождались не только субъективным, личностным фактором, но и фактором объективным - конкретными историческими условиями. Эти объективные исторические условия включали, с одной стороны, социальную ситуацию и, с другой, реальную ситуацию в науке: состояние научных знаний и уровень их обобщения в философии.

Мировоззренческие позиции молодого Ушинского в годы учебы в Московском университете складывались под воздействием двух основных направлений; идеалистическойфилософии, преимущественно гегелевской системы, талантливым пропагандистом которой был профессор П.Г. Редкий, и естественнонаучного учения об органической природе, представленного в университете выдающимся русским естествоиспытателем К.Ф. Рулье." Влияние первого направления было преобладающим. И объяснялось это прежде всего социальной атмосферой, точнее - социально-психологической атмосферой той среды, которая окружала будущего педагога. Глубокое изучение К.Д. Ушинским достижений естественных наук, явившееся одной из предпосылок создания «Педагогической антропологии», существенно изменило соотношение в его взглядах мировоззренческих факторов, о которых говорилось выше. В 60-х годах он развенчивал объективный идеализм как «новую мифологию», резко критиковал его за пренебрежение реальным миром и реальным знанием ради «абсолютного духа», который «сам из себя развивает весь мир» (III, 345). Естествознание, писал ученый, обнаружило несостоятельность «идеальной философии»; в свою очередь, она сама «лишила естественные науки необходимого для них содействия философии» (III, 351).

Тем не менее, религиозность К.Д. Ушинского оставила заметный след в его педагогическом творчестве. Особенно - в этической концепции педагога и в его теории нравственного воспитания. Именно здесь более всего проявилась противоречивость мировоззренческой позиции ученого - соединение религии и морали, наделение религии моральной санкцией. Ушинский оставался верен самому распространенному предрассудку эпохи - преувеличению моральной значимости религии (особенно первоначального христианства), предрассудку, которого не избежали даже многие представители домарксового материализма, абсолютно не принимавшие религии, «…христианство, - писал, например, Л. Фейербах, - принесло в мир другое средство культуры: мораль, учение о нравственности» .

Отдавая науке сферу знания и оставляя религии сферу морали, К.Д. Ушинский вместе с тем не раз подчеркивал, что мораль, насаждавшаяся официальной церковью, «условна», что церковь, государство и общество «берут из морали» только то, что им «нужно для своего существования и преуспеяния» (X, 345).

Социальные установки Ушинского явились основой его мировоззренческих позиций, фундаментом и предпосылкой его педагогических идей. Ценность и сила этих идей состоит более всего именно в их социальной емкости. Творчество Ушинского наглядно раскрывает специфику и внутреннюю логику социальных и педагогических теорий: чем более демократичны эти теории, тем более эффективен и перспективен их научный выход.

2. Воспитание и общественность

Разрабатывая педагогическую теорию на основе своей философской и общественно-политической концепции, К.Д. Ушинский стремился прежде всего раскрыть общие, фундаментальные проблемы педагогики. Он неоднократно указывал на «тесную связь, которая существует между воспитанием и философскими науками» и которой «так упорно», по его словам, не хотели понять многие его современники. «Основанием воспитания, - писал Ушинский, - должна служить и руководить философская идея». Педагогика по своему существу «наука философская и потом требует единства идеи» .

К.Д. Ушинский отчетливо понимал, что педагогика является социальной наукой, что общественное бытие определяет ход и направление воспитания, его задачи и содержание. «Воспитание, - писал он, - может двигаться вперед только с движением всего общества» (II, 165). Основным условием развития воспитания Ушинский считал, во-первых, соответствие его целей и содержания общественным потребностям и, во-вторых, широкое участие общества в решении педагогических проблем. «Действительную воспитательную силу» имеет только воспитание, которое «будет основывать свои правила на общественном мнении и вместе с ним жить и развиваться» (II, 36-37).

Эта основополагающая установка о зависимости воспитания от общественного бытия явилась методологическим фундаментом концепции Ушинского. Но указанная зависимость, по его мнению, отнюдь не исключала возможности обратного влияния воспитания на жизнь. Напротив, Ушинский постоянно подчеркивал, что педагог должен активную позицию, должен стремиться к тому, чтобы его деятельность всемерно способствовала усовершенствованию общественной жизни. «Он должен выводить из школы новые поколения… вполне готовые к борьбе, которая их ожидает» (VIII, 661). В стремлении утвердить активную позицию педагога К.Д. Ушинский нередко переоценивал социальные возможности воспитания.

Просветительский характер его мировоззренческих установок сказался здесь в полной мере. Ученому подчас казалось, что «хорошее воспитание» может избавить общество от многих социальных зол. Но, даже переоценивая силу воспитания, Ушинский не уставал подчеркивать, что воспитание только тогда обретет эту силу, когда будет ориентироваться на перспективные тенденции общественного развития, когда оно будет соответствовать требованиям и интересам передовых общественных сил.

3. Принцип народности воспитания

Идея соответствия общественного воспитания общественным потребностям получила наиболее яркое воплощение в принципе народности воспитания, который стал ядром педагогической концепции Ушинского.

В методологическом плане принцип народности воспитания выступал как коренная закономерность развития образования - школа и воспитание должны строиться прежде всего в полном соответствии с особенностями и потребностями своей страны. Резко критикуя сторонников механического заимствования зарубежного опыта, К.Д. Ушинский писал: «Мы… усваиваем те и другие воспитательные начала Запада и под влиянием их хотим преобразовывать и устраивать наше народное образование. Редко мы даем себе отчет, из какой общей идеи вытекают эти разнообразные правила», и наивно удивляемся, когда, прилагая их у себя, находим, что они друг другу противоречат. Между тем если дать себе труд извлечь эту основную, общую идею, то вывод, по мнению Ушинского, будет вполне определенным. «Воспитательные идеи каждого народа, - формулировал он этот вывод, - проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву». Заимствуя безоглядно эти идеи, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный труп, а не их живое и оживляющее содержание» (III, 32-33). «Вникнув в воспитательные идеи западных народностей, - замечал Ушинский, - мы увидим еще, что часто хотим привить к нам то, что не есть собственно даже идея, а только оставшийся иногда бессознательно след истории того или другого западного народа» (III, 33).

Требуя создания национальной школы и направляя усилия педагогов к раскрытию национальных «воспитательных идей», Ушинский не отгораживал русскую школу и русскую педагогическую науку от зарубежной педагогической мысли. Наоборот, он всемерно стремился научно осмыслить реальные пути и возможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мирового педагогического опыта. Но поиски источников и средств этого обогащения были подчинены ведущей, генеральной идее: потребности русского образования, русской школы, русской науки становились фильтром в сложном процессе ассимиляции педагогических идей.

Идея народности воспитания, всесторонне обоснованная Ушинским и получившая в 60-х годах большой общественный резонанс, была одним из ярких проявлений роста национального самосознания. «Общественное воспитание, - писал педагог, - которое укрепляет и развивает в человеке народность, могущественно содействует развитию народного самосознания». Оно оказывает «сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов, словом, на всю его историю» (II, 162).

Народность в воспитании - это педагогическое преломление ведущего социального лозунга эпохи падения крепостного права - идеи служения народу. Требование народности воспитания, народности школы выступало у Ушинского как требование демократизации образовании, приведения его в соответствие с интересами и потребностями народа. Школа, по глубокому убеждению педагога, должна быть не только доступна народу, народ сам должен ею управлять. «Народная школа, - писал Ушинский, - может широко и беспрепятственно развиваться только тогда, когда о развитии ее будет заботиться тот самый народ, которому она нужна…» (III, 611).

Итоговый вывод Ушинского по проблеме народности воспитания был четко сформулирован в следующих словах: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». «Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» (II, 160-161).

Принцип народности воспитания лежал в основе учения К.Д. Ушинского о родном языке как центральном предмете школьного образования.

Обучение детей родному языку, по мысли Ушинского, имеет три цели: развитие той «врожденной душевной способности, которую называют даром слова»; введение детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и объяснение им «логики этого языка, т.е. грамматических законов в их логической системе». Эти три цели, замечал Ушинский, «достигаются не одна после другой, но совместно» (V, 333). Чтобы вполне уяснить способы и средства их достижения, педагог должен «прежде понять, хорошо, что такое язык народа, которому мы хотим учить» (V, 344).

Язык народа, писал Ушинский, «создан самим пародом». Это «лучший, никогда не увядающий и вечно вновь, распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… В сокровищницу родного слова складывает одно поколение; за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове» (II, 557).

«В постройке миросозерцания» учащихся, отмечал Ушинский, преподавание родного языка имеет особое значение. «Родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания» (V, 356). Вводя ребенка в мир народного языка, педагог вводит его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, народного духа» (V, 345), и «чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» (II, 561).

К.Д. Ушинский подчеркивал, что изучение родного языка должно являться одной из основных задач школы, если эта школа служит интересам народа. Он решительно выступал в защиту языка национальных меньшинств, изгоняемого самодержавием из национальных школ, и требовал, чтобы обучение осуществлялось на родном языке учащихся. «Нет насилия более невыносимого, - заявлял Ушинский, - как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков» (II, 557). Мысли Ушинского о родном языке еще при его жизни приобрели действенную общественную силу, найдя свое выражение в широком национальном движении за народную школу с обучением на родном языке, в движении, которое охватило все народы России.

Столь же неразрывно слито с принципом народности воспитания учение Ушинского о труде как главном факторе воспитания. Это учение стало крупным достижением русской педагогической мысли и получило впоследствии всестороннее развитие в советской педагогической науке.

Связь воспитания с жизнью народа, по мнению Ушинского, должна осуществляться прежде всего на основе подготовки ребенка к трудовой деятельности, на основе воспитания в детях уважения к труду и трудовому народу, который является создателем материальных и духовных ценностей. «Воспитание, - писал Ушинский, - должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда» (II, 360 - 361).

4. О воспитательном значении труда. Человек, как предмет воспитания

К.Д. Ушинский подчеркивал, что человек развивается и формируется в трудовой деятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и цель человеческого существования, как источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека. «Серьезный и вольный, излюбленный труд», писал Ушинский, составляет смысл человеческой жизни, «и только следует желать, чтобы этот основной закон человеческой природы вошел в общее сознание» (IX, 513). Воспитание должно открыть ребенку этот закон, «должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду… дать ему и привычку к труду» (II, 358).Основными средствами воспитания трудолюбия он считал активность детей в учебной работе, участие их в производительном труде, а также выполнение ими посильной работы, связанной с домашним бытом. Все эти виды труда должна объединять задача: воспитать и усовершенствовать в детях стремление к деятельности, не допуская праздности, так как «праздность есть мать всех пороков» (II, 342). В процессе учебно-трудовой деятельности у учащихся должны быть воспитаны дисциплинированность, чувство ответственности за выполнение своего дела, твердая воля и характер.

Задача школы состоит не только в передаче знаний и развитии мышления, она должна вызвать у ученика «жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Человек имеет врожденную способность - потребность в труде. Но уже в детстве, в силу разных обстоятельств, эта потребность может либо развиваться, либо погаснуть. Забота школы и состоит в том, что она призвана открыть своему воспитаннику возможность найти полезный труд в будущей жизни. «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни… должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». А чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, нужно внушить ему серьезный взгляд на него. Для человека в детском и юношеском возрасте главныйинтерес в жизни должно составлять учение.

Как обстоит дело в этом отношении в школе? Нередко учитель приучает своих воспитанников убиватьвремя в классе, толкуя им без воодушевления о том, что они затем найдут в книге; ведь учитель не знает других методов, способных возбудить и поддержать внимание учеников. На другой день учитель спрашивает урок одного, двух, трех учеников, а остальные считают себя свободными от каких-либо дел. Так ученик приучается к ничегонеделанью, к бездумному времяпровождению. Не стоит учителю надеяться на то, что ученик сам увлечется предметом, что только занимательное его изложение вызовет интерес к нему. Наставнику необходимо помнить, что его обязанность состоит в приучениивоспитанников умственному труду, развитие у них привычки к труду. Серьезный, дельный труд всегда тяжел, утверждает Ушинскийв статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) и предлагает средства, способные развить привычку к труду.

1. Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать наслаждение от своего труда.

2. Не надрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать - легко и приятно, думать же трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут. Значит, надо приучать его к умственному труду.

3. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.

4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и та. принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.

«Человек как предмет воспитания» - так озаглавил К.Д. Ушинский капитальный педагогический трактат, главный труд своей жизни. В этом заглавии, как в зеркале, отразилось основное направление его научных поисков: стремление раскрыть закономерности развития человека, объяснить закономерности самого воспитания как осознанного управления этим развитием. Лапидарно и четко определил Ушинский в заглавии своей книги существо педагогической деятельности, центральный объект педагогической науки.

Под педагогикой К.Д. Ушинский понимал теорию воспитания. Воспитание он определял как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», формирование личности под руководством воспитателя.

К.Д. Ушинский считал, что воспитание имеет свои объективные законы, знание которых необходимо педагогу для того, чтобы он мог рационально осуществлять свою деятельность. Но чтобы познать эти законы и сообразоваться с ними, надо прежде всего изучить самый предмет воспитания: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (VIII, 23).

Педагогическая наука, замечал К.Д. Ушинский, не может существовать и развиваться изолированно от других наук, «из которых она почерпает знание средств, необходимых ей для достижения ее целей» (VIII, 22). «Мы сохраняем твердое убеждение, - писал он, - что великое искусство воспитания едва только начнется… Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в обширной возможности действовать на физическое развитие индивида, а еще более на последовательное развитие человеческой расы. Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще и не черпало. Пересматривая психические факты… мы поражаемся едва ли еще не более обширною возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке и точно так же поражаемся ничтожностью той доли из этой возможности, которою уже воспользовалось воспитание» (VIII, 36).

К.Д. Ушинский требовал, чтобы учение с самого же начала было отмежевано от игры и направлено на выполнение учащимися конкретной серьезной задачи. «Я советую, - писал он, - начинать ученье лучше несколько позднее и назначать для него сначала как можно меньше времени; но с первого же раза отделить от игры и сделать серьезною обязанностью для ребенка. Конечно, можно выучить ребенка читать и писать играючи, но я считаю это вредным потому, что чем долее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него будет потом переход к ним. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения» (VI, 251). Вместе с тем Ушинский подчеркивал, что лишь такое обучение принесет пользу и достигнет своей цели, которое строится с учетом интересов и возможностей детей.

К.Д. Ушинский считал, что обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий: если, во-первых, оно будет связано с жизнью; во-вторых, будет построено в соответствии с природой ребенка и, наконец, в-третьих, если преподавание ведется на родном языке учащихся.

Все дидактическое учение Ушинского пронизано утверждением того, «что не с курьезами и диковинками науки должно в школе знакомить дитя, а, напротив, приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает, и тем самым показать ему на практике связь между наукою и жизнью» (V, 27). Ведя неустанную борьбу против оторванности школы и обучения от жизни, от интересов народа, Ушинский на примере классических гимназий (где преподавание классических языков выдвигалось на первый план в ущерб всем остальным предметам школьного курса) вскрывал несостоятельность и антинародный характер существовавшей в его время системы образования. Он считал необходимым, чтобы каждый учебный предмет наряду с обогащением памяти учащихся реальными знаниями приучал их пользоваться этими знаниями в жизни.

Никакое обучение, по мнению К.Д. Ушинского, не достигнет никогда своей цели, если оно не сообразуется с природой человека. «Педагог, - писал он, - должен прежде всего учиться у природы и из замеченного явления детской жизни выводить правила для школы».

5. Принцип природосообразности и построение обучения

Принцип природосообразности

К.Д. Ушинский стремился построить процесс обучения в соответствии с природой и развитием детей. Первое условие этого соответствия он видел в своевременном начале обучения. «Если вы начинаете вообще учить ребенка раньше, чем он созрел для ученья, - писал Ушинский, - или учить его какому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ученику» (VI, 244 - 245).

Не менее важным условием природосообразного обучения К.Д. Ушинский считал содействие свободному развитию способностей детей с учетом специфических особенностей этого развития на разных возрастных ступенях, а также «отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости» в обучении. И наконец, как еще одно условие он выдвигал требование постоянного усложнения учебной работы в процессе общего роста и развития учащихся, но с тем, чтобы не надрывать сил ребенка, не задерживать его развития и в то же время не давать этим силам ослабиться, «де давать им засыпать». Для осуществления принципа природосообразности Ушинский считал необходимым строить обучение в соответствии с данными психологии, физиологии и анатомии человека. В своей работе «Человек как предмет воспитания» он дал научное обоснование системы обучения, созданной на основе учета закономерностей психофизического развития детей. Ушинский стремился помочь учителю, воспитателю в изучении этих закономерностей, в изучении природы ребенка. Обучение и воспитание, подчеркивал он, только тогда будут эффективны и рациональны, когда педагог сумеет научно управлять развитием и формированием личности.

Учет психологических особенностей ребенка К.Д. Ушинский считал важнейшим условием правильного построения всей учебной работы. Закономерность обучения, указывал он, хотя и является педагогической закономерностью, но имеет и не может не иметь свою специфическую психологическую природу, которая должна быть учтена при установлении принципов обучения. Психология в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, по его мнению, занимает первое место между всеми науками.

О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций

К.Д. Ушинский высказал много интересных мыслей о методах воспитания, внимания, воли, памяти, эмоций. «Внимание есть та единственная дверь нашей души, через которую все из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно проходит; следовательно, этой двери не может не миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка. Понятно, что приучить дитя держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего ученья» (VI, 291). Но внимание является не только необходимым условием учения, оно вместе с тем представляет и предмет воспитания. «Развить в ученике внимание к научным предметам - значит проложить ему широкую и легкую дорогу к учению» (II, 217). При активном внимании уже не предмет владеет человеком, а человек - предметом, поэтому обучение постоянно должно опираться на активное внимание учащихся.

Если внимание является «дверью», через которую внешние впечатления попадают в наше сознание, то память сохраняет то, что уже однажды было воспринято. Ушинский подчеркивал необходимость глубокого изучения педагогом процессов памяти у детей и закономерностей ее развития в ходе обучения. Он особенно обращал внимание учителей на важность понимания сущности как логической, так и механической памяти и их значения для прочного усвоения детьми знаний и навыков. Прежде чем предложить учащимся запомнить материал, писал Ушинский, надо возбудить в них сознание необходимости запоминания, т.е. надо стремиться к тому, чтобы акту запоминания предшествовало осознание цели запоминания. Ушинский особо подчеркивал необходимость воспитывать в каждом учащемся уверенность в своей памяти. «Дитя, неуверенное в своей памяти, - писал он, - привыкшее знать, что оно забывает, легко отказывается от усилий воспоминания и тем самым заставляет изглаживаться в памяти приобретенные ею факты» (VIII, 395).

Но процесс обучения не является только процессом восприятия и запоминания. Ушинский хорошо понимал, что без движения мысли, раскрывающей существующие связи между отдельными фактами и явлениями, не может быть и речи об обучении вообще и о сознательном запоминании в частности. Как в общепсихологическом плане, так и в особенности с точки зрения педагогической психологии Ушинский затронул основные стороны психологии мышления и дал много ценных указаний о построении обучения с учетом психологических закономерностей процессов мышления. К.Д. Ушинский подчеркивал, что, начиная с первого же года обучения, особое внимание необходимо уделить постепенному развитию в детях способности логического мышления. Он рекомендовал приучать детей находить сходство и различие между предметами, приучать их к анализу, синтезу, обобщению, индукции, дедукции и другим формам суждений. На эту логическую сторону обучения, по мнению Ушинского, должны обращать внимание преподаватели каждой учебной дисциплины на всех ступенях обучения.

Две стадии процесса обучения

Обучение, по Ушинскому, проходит две основные стадии. Первая, из них делится на три ступени. На первой ступени под руководством учителя происходит живое восприятие детьми предметов или явлений окружающего мира; на второй ступени учащиеся, направляемые учителем, сравнивают и сопоставляют воспринятые образы и таким путем вырабатывают предварительные понятия; на третьей ступени дается дополнительное разъяснение учителем этих понятий, основное отделяется от второстепенного и полученные знания приводятся в систему. Вторая стадия процесса обучения начинается с обобщения учителем преподнесенного им материала (при участии самих учащихся), и проводится соответствующая работа по закреплению полученных знаний и навыков.

Глубокое понимание Ушинским природы и закономерностей процесса обучения ярко проявилось не только в выделении указанных важнейших этапов этого процесса, но и в его учении о дидактических принципах, которые Ушинский называл «необходимыми условиями преподавания». Такими «необходимыми условиями» он считал: сознательность и активность учащихся в процессе обучения (ясность, самостоятельность учащегося); наглядность в обучении; последовательность (постепенность); доступность (отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости) и прочность знаний и навыков учащихся (твердость усвоения).

Методологическая последовательность обучения

К.Д. Ушинский выдвинул ряд положений о построении обучения в определенной методической последовательности, основой которых были незыблемые педагогические формулы: «от конкретного - к отвлеченному», «от знакомого - к незнакомому», «от простого - к сложному», «от частного - к общему, и наоборот» и т.д. Отметив, что «самый логический ход развития ведет нас к тому, чтобы начинать с конкретных явлений и потом уже переходить к отвлеченностям» (II, 225), Ушинский писал: «Истинная педагогика… дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему. Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система и, наконец, достигает до отвлеченности логических и философских положений» (V, 355).

Осуществление последовательности в обучении не может быть достигнуто в отрыве не только от принципа сознательности и активности, но и от принципов наглядности и прочности усвоения знаний и навыков.

Наглядное обучение, по мнению Ушинского, - «это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье под руководством наставника, или прежде самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье. Этот ход ученья от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естественен и основывается на таких ясных психических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности» (VI, 265-266).

Наглядное обучение

Основными средствами наглядного обучения Ушинский считал предметы в натуре, модели, рисунки и другие наглядные пособия, отображающие вещи или явления. Степень использования этих средств должна быть обусловлена возрастом учащихся, спецификой учебного предмета и конкретным материалом обучения. По мнению Ушинского, чем меньше возраст учащихся, тем более должно прибегать к наглядному обучению.

Одним из самых основных показателей полноценности знаний и навыков и, следовательно, качества обучения К.Д. Ушинский считал степень прочности этих знаний и навыков. Главное средство для выработки у учащихся прочных знаний он видел прежде всего в повторениях и упражнениях. Ушинский вел решительную борьбу против схоластически-догматической постановки повторений и упражнений, против зубрежки и муштры, направленных на выхолащивание в детях всякой самостоятельной мысли, заглушающих в них способности, инициативу и творческую самодеятельность.

Важнейшее требование к повторениям, впервые во всей полноте выдвинутое К.Д. Ушинским, заключалось в том, что всякое повторение прежде всего должно преследовать цель не воспроизведения в памяти уже забытого, а предупреждения забвения. «Воспитатель, понимающий природу памяти, - писал он, - будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж» (X, 425).

К.Д. Ушинский обосновывал принцип так называемого попутного повторения, когда каждая последующая часть учебного материала в разных комбинациях содержит основные, узловые моменты пройденного. По этому принципу составлены все учебники Ушинского, в которых каждая новая буква, каждое новое слово, каждое предложение и даже отдельные элементы рассказов или стихотворений повторяются равномерно и даны в разных комбинациях и сочетаниях. Такое целеустремленное попутное повторение направлено к тому, чтобы учащиеся полностью овладевали знаниями и могли свободно оперировать ими.

К.Д. Ушинский различал два вида повторений и упражнений - пассивные и активные. Пассивное повторение, по его мнению, «состоит в том, что ученик вновь воспринимает то, что воспринимал уже прежде; видит то, что уже видел, слышит то, что уже слышал». При активном повторении «ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений» (X, 425). Ушинский отдавал предпочтение активному виду повторения, считая его ведущим. Глубоко обосновывая его преимущества, Ушинский писал: «Активное повторение гораздо действеннее пассивного, и способные дети инстинктивно предпочитают его первому: прочитав урок, они закрывают книгу и стараются проговорить его на память. Большая сила активного повторения, сравнительно с пассивным, заключается в сосредоточенности внимания. Можно прочесть десять раз страницу без внимания и не помнить; но нельзя ни разу проговорить этой страницы, не сосредоточив внимания на том, что говоришь, если не на самой связи содержания, то на связи слов, строчек, букв» (X, 425).

6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы

ушинский воспитание урочный обучение

Классно-урочная система

К.Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы организации учебных занятий в школе. Необходимыми условиями всякого рационального обучения он считал: 1) класс как основную единицу, основное звено школы; 2) твердый, неменяющийся состав учащихся в классе; 3) строго регламентированные во времени занятия, проводимые по твердому учебному расписанию; 4) фронтальные занятия учителя со всем классом, с учетом специфических особенностей каждого учащегося; 5) сочетание фронтальных форм занятий учащихся с индивидуальными на основе применения учителем методов активного обучения; 6) ведущую роль учителя в ходе урока.

Главное в учении Ушинского об уроке заключается в том, что он определил организационное строение урока и установил отдельные его виды. В зависимости от цели урока в одном случае большее значение приобретает объяснение нового, с подчинением всех других элементов этой задаче; в другом - основной является задача закрепления, все же остальные элементы подчиняются ей; в третьем случае - развитие письменной речи, навыков и т.д. определяет весь ход урока; в четвертом - главную цель урока составляет глубокое выяснение знаний учащихся.

Для начальной школы Ушинский считал необходимым сочетание этих видов уроков в одном так называемом комбинированном уроке. В целом, по мнению Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему дано определенное, строго обдуманное направление и правильно использованы разнообразные методы обучения.

Разделяя дидактику на две части, общую и частную, Ушинский считал, что первая, или общая дидактика, изучает основополагающие принципы и формы обучения; вторая, частная дидактика, является применением основ общей дидактики к отдельным учебным дисциплинам и изучает методы их преподавания. Но, замечал Ушинский, «дидактика не может иметь и претензии перечислить все правила и приемы преподавания. Она только указывает на главнейшие правила и на наиболее выдающиеся приемы. Практическое же применение их бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника. Никакая дидактика и никакой учебник не могут заменить наставника: они только облегчают ему труд» (VII, 337). Методическое мастерство учителя Ушинский считал решающим условием высококачественного построения всего процесса обучения.

Методы преподавания и изучения

К.Д. Ушинский выделял «два главных метода преподавания и изучения: 1) метод синтетический, 2) аналитический». Методы устного изложения он подразделял на: «1) Прием догматический, или предлагающий. 2) Прием сократический, или спрашивающий. 3) Прием эвристический, или дающий задачи. 4) Прием акроаматический, или излагающий» (X, 42). Наряду с этими приемами Ушинский особо важное значение придавал таким методам, как лабораторно-практическая работа, устные и письменные упражнения, работа над книгой и т.д.

Сократический метод К.Д. Ушинский считал «лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные для всех возрастов и в особенности для детского». Однако он подчеркивал, что этот метод служит не для передачи нового, как это ошибочно полагали некоторые педагоги, но только для «более яркого разъяснения, толкования уже объясненного». «При сократическом методе, собственно говоря, не дается никаких новых рядов и групп представлений, но уже существующие ряды и группы приводятся в новую рассудочную систему», - писал Ушинский (X, 421). Эффективность этого метода зависит от того, насколько правильно формулирует педагог вопросы, в какой последовательности он задает их ученикам, в какой степени участвует весь класс в этой работе, и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы учащихся.

Из всех методов устного изложения акроаматического типа К.Д. Ушинский исключительно большое значение придавал методу рассказа. Путем рассказа, этого сплошного монологического изложения материала, учитель передает учащимся главным образом новые знания.

Правильное применение этого метода и, следовательно, его эффективность прежде всего обусловливаются содержанием рассказа, языком, формой изложения, соответствием изложения уровню развития учащихся и правильным чередованием его с другими методами. «Мастерски веденный рассказ, где главная идея выдается далеко вперед, а побочная естественно к ней привязывается, где есть моменты отдыха для ребенка, - такой рассказ врезывается легко в душу дитяти и так же легко ею воспроизводится», - писал Ушинский.

Домашнюю учебную работу учащихся К.Д. Ушинский считал одной из основных форм самостоятельной работы. «Без домашних уроков, - говорил он, - ученье может подвигаться вперед лишь очень медленно» (III, 156). «…Я думаю, что детей десятилетнего возраста должно уже приучать к серьезному труду, соразмерному, конечно, с их силами и с их пониманием» (V, 26).

Особое внимание К.Д. Ушинский уделял правильной дозировке домашнего задания в соответствии со спецификой содержания учебного материала и с уровнем развития детей. Критикуя старую школу, применявшую домашние задания без учета этих особенностей и превращавшую задания в средство бессмысленной зубрежки, Ушинский требовал, чтобы домашние задания основывались на полном понимании учащимися в школе того, что они должны выучить и освоить, а не зазубрить дома. Одновременно он требовал, чтобы домашние «уроки» давались детям лишь после того, как они уже получили некоторые навыки самостоятельной работы под непосредственным руководством учителя в условиях классных занятий.

Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир»

Общая дидактика Ушинского, построенная в соответствии с его гносеологическими воззрениями, имеет своим источником педагогический опыт и достижения отдельных методик. Но в то же время она сама служит основой методик обучения различным учебным дисциплинам, т.е. основой построения частных дидактик.

Лучшим образцом такого взаимоотношения дидактики с методиками является стройная теорий, первоначального обучения Ушинского, в частности методика преподавания родного языка, разработанная в его замечательных «Руководствах» к преподаванию по «Родному слову» и практически реализованная в учебных книгах «Родное слово» и «Детский мир».

В этих классических учебных книгах русской начальной школы ярко воплотилась педагогическая концепция Ушинского. Идея народности воспитания пронизывала его учебники; с позиций народности освещались в них все факты и явления природы и общества. В светском характере «Родного слова» и «Детского мира» нашла свое отражение материалистическая тенденция мировоззренческих установок Ушинского. Содержание учебных книг знакомило с новейшими для того времени достижениями разных областей знания, в особенности - естественных наук.

В учебниках К.Д. Ушинского получили практическое выражение основополагающие требования его дидактики, такие, как связь обучения с жизнью, соединение задач материального и формального образования, принципы воспитывающего обучения, учет психологических особенностей детей и т.д. «Родное слово» и «Детский мир» служили источником первоначальных знаний учащихся о природе и человеке, о роли и значении труда, источником их знакомства с различными видами трудовой деятельности. Учебники воспитывали у детей любовь к труду и труженикам, пробуждали стремление к труду.

В «Родном слове» и «Детском мире» последовательно и с большим мастерством воплощены также ведущие дидактические принципы К.Д. Ушинского. Материал учебников подобран и расположен таким образом, чтобы побуждать учащихся самостоятельно решать трудные, но посильные задачи, чтобы «дитя постепенно переходило от явлений простых к явлениям сложным» (VII, 252), чтобы учение было основательным и в то же время сообразным возрасту ребенка.

С такой же полнотой К.Д. Ушинский реализовал в своих учебниках идею звукового аналитико-синтетическо-го метода обучения грамоте, который явился настоящим переворотом в системе начального обучения.

Существовавшая до Ушинского схоластическая система преподавания грамоты по буквослагательному методу не только затрудняла приобретение навыков чтения и письма, но являлась, по мнению Ушинского, системой отгораживания, изоляции широких масс народа от культуры, препятствием на пути их образования. Звуковой метод способствовал демократизации образования, давая возможность каждому ребенку без особого напряжения, быстро, сознательно и основательно овладевать навыками чтения и письма. Важнейшее значение звукового метода, говоря словами Ушинского, заключалось и в том, что он способствовал «умственному развитию дитяти, тогда как прежняя [метода] останавливала и замедляла это развитие» (VI, 270).

Высокий научно-методический уровень учебных книг К.Д. Ушинского, их светско-реалистическое направление сделали их лучшими учебниками своего времени, заслужившими всенародное признание. В полной мере сбылись слова Ю.С. Рехневского, известного публициста и друга К.Д. Ушинского, писавшего в 1871 г., что «Родное слово» и «Детский мир» займут в истории образования такое же место, как «Мир в картинках» Я.А. Коменского. «Родное слово» свыше 50 лет было незаменимым учебником русскойначальной школы и издавалось почти 140 раз многотысячными тиражами.

Высокую оценку «Родному слову» давали представители прогрессивной педагогики нерусских народов, входящих в Российскую империю. Классик грузинской педагогики, последователь Ушинского - Яков Гогебашвили считал «Родное слово» «талантливейшим творением», непревзойденным учебником родного языка для начальной школы.

Совершенно иным было отношение к «Родному слову» и «Детскому миру» представителей официальной педагогики и руководителей ведомства просвещения. Члены Особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения А. Филонов, А. Радонежский и другие резко выступали против учебных книг Ушинского, обвиняя автора в атеизме и неблагонадежности. После смерти Ушинского реакционерам при прямой поддержке министра народного просвещения И.Д. Делянова удалось добиться в 1885 г. изъятия «Родного слова» из употребления в гимназиях и уездных училищах. Еще раньше, в 1867 г., такая же судьба постигла «Детский мир», который был исключен министерством из списков пособий, рекомендуемых для учебных заведений.

Однако несмотря на запрещения и всякого рода препятствия, учебные книги К.Д. Ушинского уверенно пробивали себе дорогу в народную школу. И одна из основных причин их успеха заключалась в реалистическом направлении и демократическом содержании этих книг.

7. Вопросы воспитания

Ушинский о воспитании

Исключительное внимание в своих трудах К.Д. Ушин-ский уделял вопросам воспитания. Он никогда не отделял обучения от воспитания. Напротив, говорил об их единстве, подчеркивая, что воспитательные задачи являются более важными, «чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» (II, 431).

К.Д. Ушинский считал, что вся деятельность школы должна быть подчинена воспитательным задачам. «К чему же и воспитание, если оно не будет действовать на нравственное и умственное развитие человека?.. - писал он. - К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину?» (II, 22-23). «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек» (IX, 122).

Подобные документы

    Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения. Факторы воспитания личности. Принципы наглядности, научности, народности, воспитывающего обучения и воспитания. Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского.

    реферат , добавлен 03.06.2009

    Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. Элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского. Женское образование.

    реферат , добавлен 29.08.2007

    Характеристика принципов природосообразности в педагогике - отношение к ребенку, как к части природы, предполагающее его воспитание в единстве с ней и заботу о ней. Принцип природосообразности в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2010

    Жизнь и деятельность К. Ушинского, его вклад развитие мировой педагогической мысли. Актуальность основных положений учения об идее народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания. Значение его идей в наши дни.

    реферат , добавлен 27.05.2013

    Сущность идеи народности, ее источники, критерии, условия развития в отечественном образовании. Исследование элементов принципа народности воспитания по учению создателя русской народной школы Ушинского К.Д. (труд, родной язык, женское образование).

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Краткая характеристика культуры XIX века в России. Достижения в воспитании и образовании. Дидактическая установка великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского - учителя русских учителей. Принцип научности обучения, его содержание.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2015

    Первые этапы жизни К.Д. Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте. Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2015

    Общий взгляд Л.Н. Толстого на возникновение наших народных школ. Ушинский К.Д. "О пользе педагогической литературы". Представления Ушинского об идеальной схеме системы образования страны. Сухомлинский В.А. и его "Слово учителя в нравственном воспитании".

    контрольная работа , добавлен 26.08.2011

    Особенности воспитания гражданственности в Российской Федерации. Использование народной традиционной культуры в нынешней системе образования. Учение К.Д. Ушинского о принципе народности воспитания и возможность его применения в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2015

    Методика преподавания по К.Д. Ушинскому. Управление процессом обучения. Родной язык в педагогической системе К.Д. Ушинского. Активизация умственной деятельности учащихся в процессе обучения. Педагогическое значение эволюционной теории Ч. Дарвина.

1 . Краткий биографический очерк

2. Основные педагогические труды

1. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870) родился в Туле, детство провел в Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. В 1844 году блестяще окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных, административных и экономических наук в Ярославском юридическом лицее. В 1849 году освобожден от должности в связи с участием в беспорядках, организованных учащимися лицея. Служил в Министерстве внутренних дел, одновременно сотрудничая с такими журналами, как "Современник" и "Библиотека для чтения", где публиковались его переводы с английского языка, обзоры, рефераты статей.

В 1854 году назначен на должность учителя Гатчинского сиротского института, а в 1855 - 1859 гг. был его инспектором, т. е. заведующим учебной частью.

В 1859 - 1862 гг. был инспектором классов знаменитого Смольного института благородных девиц, будучи в 1860 - 1861 гг. одновременно редактором "Журнала Министерства народного просвещения". С 1862 года К.Д. Ушинский после того как был освобожден от работы и вплоть до самой смерти интенсивно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения. 2, Уже в первой своей педагогической статье "О пользе педагогической литературы" (1857) К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует:

Соединению педагогической теории с практикой,

Превращению педагогики в основу воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания.

В статье "О народности в общественном воспитании" (1857) К.Д. Ушинский на основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях.

Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Рассмотрению этой проблемы посвящены работы К.Д. Ушинского "Родное слово" (1861), "О необходимости сделать русские школы русскими" (1867), "Общий взгляд на возникновение наших народных школ" (1870). В статье "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860) Ушинский сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания. В статье "Педагогические сочинения Н.И. Пирогова" (1862) Ушинский начал поиск пути решения одной из важнейших проблем педагогики - определения "основной идеи образования".



По мнению самого К.Д. Ушинского, предметом воспитания является человек как таковой. Детальному рассмотрению этой проблемы и посвящена самая капитальная его работа "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" , первый том которой вышел в Петербурге в 1868 году, второй - в 1869 году. Этот труд, в котором подводились итоги всем предшествующим исканиям К.Д. Ушинского, составил эпоху в истории русской педагогики. В полном объеме осуществить замысел начатой работы автору не удалось; завершены были две части -"Часть физиологическая" и "Часть психологическая", в которых Ушинский рассмотрел физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные, с целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния. Третий том, посвященный собственно педагогическим проблемам, не был завершен. Безусловной заслугой Ушинского стала разработка им проблем начального обучения детей, чему посвящены такие его работы, как статья "О средствах распространения образования посредством грамотности" (1858), книга "Детский мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы" (1861), статья "О первоначальном преподавании русского языка" (1864), учебная книга "Родное слово. Книга для учащих", советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику "Родное слово" (1864) и др.

Крупнейшим представителем русской педагогики оказался Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870).

Выходец из религиозной помещичьей семьи, Ушинский получил гимназическое, а затем университетское образование. По окончании Московского университета преподавал в Ярославском юридическом лицее, затем служил чиновником. Будучи назначен в 1859 г. инспектором Смольного женского института, произвел реформу этого учреждения, обогатив содержание образования, введя 2-летний педагогический класс. В 1860–1862 гг. редактировал "Журнал Министерства просвещения ". В последние годы жизни, уйдя в отставку, вел интенсивные теоретические изыскания в области педагогики. В этот период им написаны основные педагогические труды: "Человек как предмет воспитания", "Родное слово" и др.

Ушинский – основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности. Как писал один из его последователей: "Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор".

К. Д. Ушинский первым их русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из мрака нищеты и невежества, веря, что воспитание может избавить человечество от многих зол.

Мировоззрение молодого Ушинского складывалось под воздействием классической немецкой философии, особенно гегельянства, а также материалистических учений фаталистического толка. В дальнейшем он начал склоняться к осознанию первостепенности реального знания, к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Все это не исключало религиозного осмысления воспитания, прежде всего воспитания нравственного. В сущности, Ушинский попытался найти "срединный путь" между материализмом и идеализмом. Но в целом его воззрения характеризуются материалистической направленностью:

"Искусство же воспитания в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению в философии".

Ушинский во взглядах на общественное развитие прошел путь от объективного идеализма (дух как есть единственный двигатель истории) к признанию человека как движущей силы социальной эволюции. Провозгласив такой антропологический принцип ("все общественные явления выходят из частных психических явлений"), Ушинский, по сути, был близок французскому Просвещению, выводившему из природы человека все важнейшие социальные явления.

Ушинский ясно осознавал необходимость философского осмысления педагогики: "Основанием воспитания должна служить и руководить философская идея". Сущностная цель воспитания – жизненно важна для человека и потому не может не быть мировоззренческой, полагал ученый.

Выводя цель и программу воспитания из общественного бытия, Ушинский считал, что педагогический успех возможен лишь при таком воспитании, которое "будет основывать свои правила на общественном мнении и вместе с ним жить и развиваться". В свою очередь, воспитание должно "выводить... в жизнь новые поколения... вполне готовые к борьбе, которая их ожидает".

Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности. Это стержень его педагогической концепции. При этом Ушинский поднялся над односторонностью славянофильства и западничества. Он полагал, что научное педагогическое знание, добытое в различных странах, может быть использовано русской педагогикой. Именно так отнесся Ушинский к школьному педагогическому опыту Германии, Франции и Швейцарии, изучая его во время поездки в Западную Европу. В наиболее общем виде идея народности значила для Ушинского объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями.

В русской школе принцип народности должен был быть реализован прежде всего через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Обучение родному языку, разъяснял Ушинский, развивает дар слова, вводит в сокровищницу языка, формирует миросозерцание ("родное слово – та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание").

Не менее важное место в трактовке народности отводил Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности. Он видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь. "Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой – внушить ему неутолимую жажду труда", "уважение и любовь к труду... дать ему привычку к труду".

Ушинский принадлежит к числу тех великих педагогов, кто не только заявил о существовании закономерностей воспитания, но и попытался объяснить их. Он стремился выявить эти закономерности как средства управления развитием человека. Знание законов воспитания, следовательно, ставилось в зависимость от познания человека во всех его проявлениях. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Педагогика, по Ушинскому, должна стоять на фундаменте обширного круга антропологических наук, к которым были отнесены анатомия, физиология и патология, психология человека, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история. В этих науках, считал Ушинский, обнаруживается совокупность "свойств предмета воспитания, т.е. человека". На особое место в числе указанных наук ставилась психология. При этом Ушинский разделял тезис о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом.

Овладение педагогической наукой, полагал Ушинский, – мост для превращения воспитания в искусство. В таком случае педагог из исправного, но малоэффективного исполнителя правил перерождается в творца.

Ушинский видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. Обучение решает двоякую задачу – образовательную и воспитывающую. Первая ее часть означает рациональное усвоение человеком необходимых ему знаний о природе и обществе, вторая – формирование миросозерцания, убеждений.

Процесс обучения рассматривался как передача знаний и навыков учителем и усвоение их учениками, напряженный труд ("учение есть труд"), который требует значительных волевых усилий: "Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли".

Отделяя учение от игры и считая его непременной обязанностью школьника, Ушинский полагал, что педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов. Кроме того, существует ряд других условий: 1) связь "не с курьезами и диковинами", а с жизнью; 2) обучение в гармонии с природой ребенка (нельзя учить ранее, "чем он созрел для ученья"); 3) преподавание на родном языке; 4) постепенное усложнение в соответствии с ростом и развитием на таком уровне, чтобы держать учащихся в рабочем напряжении ("не давать им засыпать").

Процесс обучения Ушинский делил на две взаимосвязанные стадии, каждая из которых должна состоять из определенных ступеней и видов работы ученика под руководством учителя. Первая стадия – доведение знания до определенной системы. Она включает последовательное восприятие предметов и явлений; сравнение и сопоставление, выработку предварительных понятий; приведение этих понятий в систему. Сущность второй стадии заключается в обобщении и закреплении приобретенных знаний и умений.

Процесс обучения должен строиться на основополагающих дидактических принципах – условиях: 1) сознательности, ясности и самостоятельной активности, когда происходит "переход от незнания к знанию, возбуждается самостоятельная работа головы учащегося"; 2) наглядности (обучение на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учениками, с использованием в качестве основных наглядных средств натуральных предметов, моделей, рисунков); 3) последовательности, постепенности; 4) доступности, т.е. "отсутствии чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости"; 5) прочности, твердости усвоения (ведущий способ – повторение: попутное, пассивное и особенно активное, когда ученик "воспроизводит самостоятельно следы воспринятых ранее представлений").

Ушинский поддерживал общемировую традицию классноурочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Он полагал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы: 1) стабильный состав учащихся в классе; 2) твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию; 3) занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учениками. Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и пр.). В процессе урока в нужных случаях предлагалось изменять его направление.

Подготовка и проведение урока, считал Ушинский, требуют педагогического мастерства и предварительной тренировки: "Сколько обдуманности в словах и задачах, сколько напряженного внимания, сколько привычки требуется со стороны учителя, чтобы занять на весь урок тридцать или сорок еще не окрепших рассеянных детских голов". Основными требованиями к проведению урока были следующие: планирование, органический переход к новому знанию, гигиена занятий. Учение, построенное на прочном и сознательном усвоении предыдущего, Ушинский сравнивал с ростом здорового дерева, которое с "каждым годом приобретает новые ветви".

Непременным дополнением к классно-урочной работе Ушинский считал домашнюю учебную деятельность учеников как одну из главных форм самостоятельной работы. Навыкам такой работы детей нужно учить. Под домашним заданием понималось продолжение начатого в классе учебного процесса (домашние уроки).

Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Однако Ушинский предостерегал от формализма и стремления добиваться исчерпывающего результата: "Дидактика не может иметь и претензии перечислить все правила и приемы преподавания... Практически... применение их бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника".

Особенно удалось Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения, в частности обучения родному языку. В работах "Родное слово", "Детский мир" и других дидактический материал выстроен с постепенным усложнением, на основе звуковой аналитико-синтетической методики обучения грамоте, заменившей принятый буквослагатель- ный метод.

В общей дидактике Ушинского просматриваются два типа принципов и идей: универсальные и более частные. К первым можно отнести идеи синтетического и аналитического преподавания. К более частным принадлежит теория таких методов обучения, как устное изложение, лабораторно-практические работы, устные и письменные упражнения с книгой и пр.

К методам устного изложения причислены следующие: 1) догматический, или предлагающий; 2) сократический, или спрашивающий; 3) эвристический, или озадачивающий; 4) акроаматический, или излагающий. Например, сократический метод трактовался как "перевод механических комбинаций в рассудочные" и предназначался особо для систематизации полученных знаний. Акроаматический метод, напротив, как приобретение нового знания в первую очередь через слово учителя, когда его мастерский рассказ "врезается легко в душу дитяти и так же легко сю воспроизводится".

Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как более существенные и важные, "чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями". Ушинский разделял установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания: "Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек".

Основой нравственного воспитания Ушинский считал религию, которую он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты.

Ушинский охарактеризовал особенности нравственного воспитания в различных слоях русского общества. Общими идеалами воспитания он называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал для русского народа выделялась "патриархальная нравственность" – вера в правду и добро.

Раскрывая подробнее идеал воспитания, Ушинский особенно обращал внимание на патриотизм как результат осознания интересов, истории и культуры своего отечества. Детям младшего школьного возраста сведения об истории и трудовой жизни русского народа предлагалось давать через образцы фольклора, например пословицы. Говоря о воспитательном значении пословиц, Ушинский называл их "зеркалом русской народной жизни" и утверждал, что "ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц". Трудолюбие формируется, полагал Ушинский, при постоянном участии детей в посильной работе ("праздность – мать всех пороков"). Эстетическое начало следует развивать с помощью природы и искусства. Учебный материал всегда содержит потенциал воспитания прекрасного: "...во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник".

Школьный учитель, по Ушинскому, нс только преподаватель, но в первую очередь наставник. Он подобен "плодотворному лучу солнца для молодой души". Основной инструмент учителя – обучение. "Главное достоинство... преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом". Подчеркивалось, что нельзя навязывать нравственные убеждения и вносить их в детскую душу, не совершая над ней насилия.

В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания – отказ от педагогики страха, наград и наказаний. Он предлагал воспитывать в атмосфере здравомыслия и гуманности: "В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность".

Важным способом нравственного воздействия Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка. Одни лишь моральные сентенции, полагал Ушинский, "готовят лицемеров". Наказания он считал крайними средствами, лекарствами. Предпочтение отдавалось профилактике: замечания, снижение отметки за поведение. Поощрения рекомендовалось использовать весьма осторожно. Отвергались материальные награды и признавалась польза нравственного поощрения: "Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения или признания того, что хорошо сделано".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры