Узнайте о том, что такое артефакт. Артефакт – это… Виды артефактов Где найти артефакт и что делать с находкой

Главная / Ссоры

Большинство современных людей понимают смысл слова «артефакт» через призму игрового мира. То есть значение воспринимается, как удивительная и мистическая находка человечества, которая имеет небывалую силу или некоторый символизм. А люди постарше и вовсе толком не могут идентифицировать его. Только и задаются вопросом: артефакт, что это?

Артефакт: значение слова

Впервые слово произнесли на латинском языке. Установлено: это сложное слиянием двух основ «арт» и «факт», и в дословном переводе обозначает «искусственно сделанный» . Место, где впервые начали использовать термин, назвать невозможно. Из-за того, что в каждой этнической группе в древние времена было свое обозначение, которое соответствовало рассматриваемому слову. Есть небольшие предположения о том, что на Ближнем Востоке впервые произнесли термин, отдаленно напоминающее по звучанию «артефакт». Определение, к большому сожалению, вывести нереально так, чтобы угодить всем ветвям цивилизации.

Немного позже, с развитием цивилизации, слово начало обретать иные значения. Из-за простоты запоминания и легкости высказывания практически в каждой сфере деятельности человека используется это слово. Сюда входит не только компьютерная сфера:

  • Культура.
  • Археология.
  • История.
  • Медицина.
  • Программирование.

Путь слова сквозь время, культурный артефакт

Слово прекрасно звучит, и легко придает эпичности предложению. Стоит признать это. В современной культуре достаточно легко отыскать все значения слова артефакт. Википедия предлагает небольшие объяснения, касающиеся разных витков развития человечества.

Все культурологи твердят, что изначально это слово определяет любой материальный продукт, созданный человеком . Почему? Известно, что слово «факт» в древности обозначало точность в нематериальном мире. То есть фактами называли сказанные слова с уст человека, которые подтвердились и признались истинными. Нечто подобное произошло и с использованием выбранного нами слова. Принято считать, что в культуре присутствует разделение всего на две ветви:

  • Материальный мир (все, что можно увидеть пощупать).
  • Духовный мир (осязаемое только разумом или через душу).

Однако большинство культурологов выделяют и совершенно новую ветвь – человеческие отношения. Это все ведется к тому, что абсолютно любая информация, которая присутствует в нашем мире, не имеет конкретики, и приводит к созданию явления символизма. Подобный процесс произошел и с «артефактом». Значение вышло за рамки своей ветви, и смогло впитать некоторые иные знания в себя. Да, все это выглядит достаточно наивно. Однако никаких опровержимых доказательств таковой теории никто до сих пор не предоставил, включая и культуру.

Понятие артефакта в других сферах

Археологическим артефактом называют определенный материальный объект, который был найден вследствие раскопок и предоставляется, как достояние человечества, причем в единственном экземпляре.

Программирование, как наука появилась сравнительно недавно, и имеет довольно узкую специализацию, поэтому перенасыщенная терминами. И среди них отголосок смогло отыскать и слово «артефакт». Им обозначают неких созданные элемент программированного конечного продукта, которые может функционировать за счет действенности этого элемента. Так сказать, недостающий пазл для осязания целостности всей картины.

В исследованиях лабораторного типа тоже присутствует слово артефакт в общем словаре терминов. Чаще всего артефактами называют определенную реакцию, получившаяся вследствие намеренного вмешательства в естественность пролегающих процессов, или же случайная реакция, которая получилась из-за незапланированных действий. Иногда оно сопутствует синонимами «чудо» или «неужели». Чаще всего это происходит в биологических и физико-математических научных центрах.

Возвратимся немного к началу статьи и вновь окунемся в игровой и кинематографический мир. Помимо того, что уже сказано, следует додать несколько предложений.

В мире игр, слово «артефакт» всегда ассоциировалось с таинственным могущественным предметом, обладающим невероятной силой. Отличительными чертами были сложные препятствия и квесты для его получения, глубокая история и обязательное воздействие на внешний мир и на человека, завладевшего ним. Легко вспомнить известную игру начала третьего тысячелетия, WarCraft. В ней наглядно можно рассмотреть любой артефакт. Суть «геймерского» артефакта состоит в том, что он чаще всего, является материальным сосудом для нематериальной силы. Так сказать, является объединяющим звеном двух основных ветвей культуры.

Однако все это «геймерское» порождение артефактов имели начало из кинематографа. Впервые люди начали использовать слово артефакт в активной лексике благодаря кино. Именно оно дало развитие этого термина в компьютерном мире. Все особенности, озвучены выше, так или иначе, относятся и к кинематографу.

Сложно представить себе хорошую фантастическую книгу без отлично прописанного мира, сильного и запоминающегося протагониста, не менее харизматичного злодея и важного артефакта, из-за которого, в общем-то, и происходят дальнейшие действия. Кто решил впервые использовать это слово, как термин для значения некого предмета, обладающего мощью и силой , установить вряд ли получится. В наше время в мире ежедневно пишут тысячи разных книг, где непосредственно несколько раз получится встретить это слово. Странное то, что многие писатели, да и современные люди прекрасно понимают значение слова, объяснить его на должном уровне неспособные.

Достаточно просто взять одну известную кингу прошлого века «Властелин колец» Толкиена. Казалось бы, что по всем канонам в книге присутствует только один таинственный предмет – Кольцо Всевластие, однако, в повествовании нам попадаются и иные предметы – посох магов, меч короля Гондора, мифрилл и так далее. Казалось бы, что они не соответствуют некоторым критериям «акртфактности», но все равно считаются таковыми. Термин артефакт, определение которого достаточно размыто, меняется.

Для младшего контингента читателей приведем пример на книгах о Гарри Поттере. В ней нет главного артефакта. Но присутствуют много второстепенных артефактов , которые необходимы лишь для раскрытия персонажей и временного ими использования для достижения цели. Мантия невидимка, волшебная палочка, камень души и так далее. Опять же, конкретизировать этот термин, не выходя за грани литературы практически невозможно.

0 Каждый из нас хоть раз в жизни переживал странные или удивительные моменты, которые невозможно объяснить современной наукой. Однако, материального свидетельства подобные явления, как правило, не оставляют. И лишь немногие граждане способны "похвалиться ", что осязали всеми органами чувств некий предмет, не вписывающийся в научные догмы. Для подобных вещей имеется своё обозначение, это Артефакт , что значит вы можете прочесть немного ниже. На нашем сайте вы найдёте расшифровки множества понятий, как научного характера, так и слов из различных субкультур . Поэтому не забывайте добавить этот ресурс сайт к себе в закладки, чтобы не пропустить полезной, и интересной инфы .
Впрочем, перед тем, как продолжить, я хотел бы порекомендовать вам несколько наших познавательных публикаций по тематике наука и образование. Например, что значит Аспект , кратко о Кельтских богах , что такое Кощунство , что означает Морфей и т. п.
Итак, продолжим, Артефакт значение ? Этот термин был заимствован из латинского языка "artefactum ", состоит из двух слов "arte " и "factus ", первое можно перевести, как "искусственно ", а второе означает "сделанный ".

Артефакт - это искусственно созданный объект, продукт человеческой или внеземной деятельности


Синоним слова Артефакт : памятник, свидетельство.

Пример :

Сегодня копался на чердаке, нашёл кучу всяких артефактов времён начала СССР, надо будет на Ebay выложить.

Археологи Украины, по заданию правительства уже несколько лет пытаются найти артефакты, доказывающие их древнее происхождение, правда пока безрезультатно.

Толян, срочно приезжай, у меня в огород с неба упал раскалённый булыжник, нужно подробно изучить этот артефакт, может сможем заработать.

Артефакт в археологии - это некая вещь или объект обнаруженный с помощью раскопок, и подвергшийся в своё время воздействию человека


Пример :

В Ставропольском крае была найдена стоянка древнего человека, а так же множество мелких артефактов, которые люди использовали в быту в то непростое время.

Однако в археологии это понятие имеет нюансы, и определяется как: "объект, восстановленный археологическими усилиями, который может быть культурным артефактом, и имеющим культурный интерес ". Тем не менее, современные археологи стараются отличить материальную культуру от этнической принадлежности, которая часто бывает более сложной, как выражается Кэрол Крамер в изречении - «горшки - это не люди ».

К примерам можно отнести каменные инструменты, сосуды для керамики, металлические предметы, такие как оружие, и личные украшения - серьги, бижутерия и одежда. Примерами также являются кости животных на которых можно заметить признаки человеческого вмешательства.

Артефакт у геймеров - это некий уникальный предмет, который невозможно создать самостоятельно, и обладающий некими особенными, волшебными свойствами


Пример :

Хотел бы я получить Амулет магии Хазза"раха, но пока на этот артефакт у меня просто нет денег.

Первоначально, так называли предмет, фактор, явление, процесс или свойство, который бы не мог быть создан в нормальных условиях. Под этим подразумевалось, что в этом случае присутствует неучтённый фактор или некое целенаправленное вмешательство, которое и привело к появлению данного артефакта.

Большинство людей сталкивались с этим термином, когда речь заходила о разных археологических находках, то есть под ним подразумевали ту рукотворную вещь или предмет, который пристально исследуют археологи. Однако, в наше время это слово стало обладать неким мистическим флёром , поскольку многие так называют нечто имеющее недоказанное происхождение, и часто отторгаемое нашими официалами от науки.

Артефакт - это один из многих видов материальных побочных продуктов, созданных во время разработки программного обеспечения


Некоторые артефакты (например, примеры использования, диаграммы классов и другие модели унифицированного моделирования (UML), требования и проектные документы ) помогают описать функцию, архитектуру и дизайн программного обеспечения. Другие артефакты касаются самого процесса разработки, такого как планы проектов, бизнес-кейсы и оценки рисков.

Термин артефакт в связи с разработкой программного обеспечения во многом связан с конкретными методами или процессами разработки, например, "Unified Process ".

Инструменты сборки часто ссылаются на исходный код, скомпилированный для тестирования в качестве артефакта, потому что исполняемый файл необходим для проведения плана тестирования. Без проверки исполняемого файла, артефакт плана тестирования ограничивается тестированием без выполнения. При тестировании, основанном на исполнении, артефакты - это пошаговые руководства, проверки и доказательства правильности. С другой стороны, тестирование на основе выполнения требует минимум двух артефактов: набора тестов и исполняемого файла. Иногда артефакт может использоваться для обозначения выпущенного кода (в случае библиотеки кода ) или выпущенного исполняемого файла (в случае программы), но более распространённое использование относится к побочным продуктам разработки программного обеспечения, а не к самому продукту.
Большая часть того, что считается артефактами - это документация по программному обеспечению.

В разработке конечных пользователей артефакт представляет собой или приложение, либо сложный объект данных, созданный конечным пользователем без необходимости знать общий язык программирования. Артефакты описывают автоматическое поведение или последовательности управления, такие как запросы к базе данных, правила грамматики, или пользовательский

Археология - удивительная наука, открывающая перед современным человеком тайны прошлых тысячелетий. Работа ученых в этой области заключается в поисках материальных следов, оставленных древними цивилизациями. Найденный археологами во время раскопок предмет имеет название «артефакт». Это любой искусственно созданный объект, который имеет символическое значение.

Виды артефактов

Мы привыкли под этим названием понимать бесценные предметы древности, найденные археологами или искателями сокровищ. На самом деле артефакт - это очень широкое понятие, охватывающее разные сферы. Рассмотрим некоторые значения этого слова.

Если брать археологию, то здесь древние артефакты выступают как предметы, найденные во время раскопок и созданные человеком. Это могут быть орудия труда, оружие, ювелирные изделия, посуда, обработанная кость и даже угли от костра, когда-то разведенного древними людьми.

В культуре артефакт - это предмет, созданный человеком и имеющий особое значение. При этом это может быть не только материальный объект, но и фольклор, суеверия или научные теории.

Это слово хорошо известно и поклонникам компьютерных игр. В них артефакт - это уникальная вещь, которую нельзя создать, а можно только найти. Обычно она имеет особые свойства или обладает магией.

Неуместные артефакты

Этот термин был введен для обозначения находок, которые выходят за определенные рамки. Например, они найдены там, где их не должно быть, или вызывают недоверие из-за недостаточности наших знаний по технологиям древних цивилизаций. К неуместным артефактам относятся: антикитерский механизм (о нем будет рассказано отдельно), железная колонна в Дели, гигантские статуи на острове Пасхи и многие другие необычные находки.

Среди артефактов встречаются и подделки. Знаменитые хрустальные черепа, якобы выточенные древней цивилизацией из цельного куска драгоценной породы, оказались искусной имитацией. Исследования нескольких из 13 найденных на сегодня черепов показали, что изготовлены они были в XIX и XX веке с применением современных технологий.

Где можно увидеть находки археологических раскопок

Древние артефакты, которые признаются учеными наиболее ценными и интересными, попадают в музеи и затем выставляются на обозрение посетителей. Остальные предметы находятся в запасниках или научных институтах.

Загадочные древние артефакты - тайна тысячелетий

Иногда археологические находки ставят ученых в тупик. Таких примеров тысячи. Около города Белграда были найдены письмена, получившие название алфавит Винча. Они датируются 6000 годом до нашей эры. Расшифровать их до сих пор не смогли, и ученые сомневаются, что это удастся сделать в ближайшем будущем.

В 1901 году в Греции среди обломков затонувшего старинного корабля был найден необычный предмет, состоящий из шестерен, шкал и циферблатов. Удалось установить дату изготовления этого механизма - примерно 85 год до нашей эры.

Если сравнивать этот древний артефакт с приборами более позднего времени, он соответствует техническому уровню VIII века. Каким образом более двух тысяч лет назад и для каких целей был создан этот механизм (его назвали антикитерским), точно неизвестно. Устройство было реконструировано несколькими специалистами в области механики. Они убеждены, что служило оно для моделирования движения Солнца, Луны и планет.

Где найти артефакт и что делать с находкой

Найти древнее сокровище - мечта практически каждого человека. С появлением металлоискателей поиски предметов древности значительно упростились. Во все времена существовали группы или одиночки, которые занимались поиском артефактов на месте археологических раскопок. В наши дни их называют «черными археологами» или «копателями». Действуют они в личных интересах и в целях обогащения. Найденные артефакты попадают не в музеи, а в частные коллекции. Действуя непрофессионально, «черные археологи» во время поисков часто уничтожают бесценные предметы древности.

Следует помнить, что найденные артефакты, имеющие особую культурную ценность, принадлежат государству. Во избежание возможных проблем с законом, лучше отнести находку в музей, где специалисты дадут заключение по данному предмету. Если ценности для науки он не представляет, его стоимость делится между нашедшим и владельцем земли, на участке которого был обнаружен артефакт.

Археология - удивительная наука, открывающая перед современным человеком тайны прошлых тысячелетий. Работа ученых в этой области заключается в поисках материальных следов, оставленных древними цивилизациями. Найденный археологами во время раскопок предмет имеет название «артефакт». Это любой искусственно созданный объект, который имеет символическое значение.

Виды артефактов

Мы привыкли под этим названием понимать бесценные предметы древности, найденные археологами или искателями сокровищ. На самом деле артефакт - это очень широкое понятие, охватывающее разные сферы. Рассмотрим некоторые значения этого слова.

Если брать археологию, то здесь древние артефакты выступают как предметы, найденные во время раскопок и созданные человеком. Это могут быть орудия труда, оружие, ювелирные изделия, посуда, обработанная кость и даже угли от костра, когда-то разведенного древними людьми.

В культуре артефакт - это предмет, созданный человеком и имеющий особое значение. При этом это может быть не только материальный объект, но и фольклор, суеверия или научные теории.

Это слово хорошо известно и поклонникам компьютерных игр. В них артефакт - это уникальная вещь, которую нельзя создать, а можно только найти. Обычно она имеет особые свойства или обладает магией.

Неуместные артефакты

Этот термин был введен для обозначения находок, которые выходят за определенные рамки. Например, они найдены там, где их не должно быть, или вызывают недоверие из-за недостаточности наших знаний по технологиям древних цивилизаций. К неуместным артефактам относятся: антикитерский механизм (о нем будет рассказано отдельно), железная колонна в Дели, гигантские статуи на острове Пасхи и многие другие необычные находки.

Среди артефактов встречаются и подделки. Знаменитые хрустальные черепа, якобы выточенные древней цивилизацией из цельного куска драгоценной породы, оказались искусной имитацией. Исследования нескольких из 13 найденных на сегодня черепов показали, что изготовлены они были в XIX и XX веке с применением современных технологий.

Где можно увидеть находки археологических раскопок

Древние артефакты, которые признаются учеными наиболее ценными и интересными, попадают в музеи и затем выставляются на обозрение посетителей. Остальные предметы находятся в запасниках или научных институтах.

Загадочные древние артефакты - тайна тысячелетий

Иногда археологические находки ставят ученых в тупик. Таких примеров тысячи. Около города Белграда были найдены письмена, получившие название алфавит Винча. Они датируются 6000 годом до нашей эры. Расшифровать их до сих пор не смогли, и ученые сомневаются, что это удастся сделать в ближайшем будущем.

В 1901 году в Греции среди обломков затонувшего старинного корабля был найден необычный предмет, состоящий из шестерен, шкал и циферблатов. Удалось установить дату изготовления этого механизма - примерно 85 год до нашей эры.

Если сравнивать этот древний артефакт с приборами более позднего времени, он соответствует техническому уровню VIII века. Каким образом более двух тысяч лет назад и для каких целей был создан этот механизм (его назвали антикитерским), точно неизвестно. Устройство было реконструировано несколькими специалистами в области механики. Они убеждены, что служило оно для моделирования движения Солнца, Луны и планет.

Где найти артефакт и что делать с находкой

Найти древнее сокровище - мечта практически каждого человека. С появлением металлоискателей поиски предметов древности значительно упростились. Во все времена существовали группы или одиночки, которые занимались поиском артефактов на месте археологических раскопок. В наши дни их называют «черными археологами» или «копателями». Действуют они в личных интересах и в целях обогащения. Найденные артефакты попадают не в музеи, а в частные коллекции. Действуя непрофессионально, «черные археологи» во время поисков часто уничтожают бесценные предметы древности.

Следует помнить, что найденные артефакты, имеющие особую культурную ценность, принадлежат государству. Во избежание возможных проблем с законом, лучше отнести находку в музей, где специалисты дадут заключение по данному предмету. Если ценности для науки он не представляет, его стоимость делится между нашедшим и владельцем земли, на участке которого был обнаружен артефакт.

начало раздела А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ
АБСТРАКЦИОНИЗМ
АВАНГАРДИЗМ
АВТОПОРТРЕТ
АГИОГРАФИЯ
АГОНИСТИКА
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ
АДЛЕР, Альфред
АДОРНО, Теодор
АКАДЕМИЗМ
АКВЕДУК
АКМЕИЗМ
АКРОПОЛЬ
АКСЕССУАР
АКЦИОНИЗМ
АЛЕАТОРИКА
АЛЛЕГОРИЯ
АЛМОНД, Габриэль Абрахам
АЛТАРЬ
АЛЬТАМИРА
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД
АМПИР
АНДЕГРАУНД
АНДРЕЕВ, Даниил Леонидович
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР
АНИМАТИЗМ
АНИМИЗМ
АНСАМБЛЬ
АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
АНТИЧНОСТЬ
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
АПОКРИФ
«АПОЛЛОНОВСКОЕ» и «ДИОНИСИЙСКОЕ»
АПОФЕОЗ
«АР НУВО»
АРГО
АРИСТОТЕЛЬ
АРОН(Агоп), Рэймон
АРТ-РОК
АРТЕФАКТ
АРХАИКА
АРХЕТИП
АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ
АРХИТЕКТУРА
АССИМИЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ
АУРА

АРТЕФАКТ (лат. arte factum - искусственно сделанное) -

любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.

Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда и хозяйственная утварь, жилище и дороги, созданные людьми.

К артефактам культуры относятся и любые феномены духовной жизни общества, в том числе - научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора, т. е. всё то, что характеризуется как духовная или идеациональная сторона жизни общества.

Артефакты культуры выступают как элементарные единицы при изучении динамики культуры, связи артефактов культуры с активностью людей, их оммуникативного значения в культурной жизни конкретного общества.

Артефакт - термин, заимствованный из археологии, первоначально использовался в эстетике в буквальном этимологическом смысле с целью подчеркнуть отличие художественных произведений как результата человеческой деятельности от объектов природы.

В культурологии это - весь искусственный мир, созданный человеком, мир вещей, рождённых им мыслей, идей, найденные и используемые им средства и способы действий, обеспечивающих им статус артефакта в системе соответствующих культурно-функциональных связей.

Артефакт

(лат. artefactumarte – искусственно + factus – сделанный)

в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.

какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в трех основных сферах ее бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.

процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

☼ в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе “Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ”, 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода “внешним символом” (Мукаржовский) эстетич.объекта.

В поcл. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А. любое искусств. образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует “теории искусств. объекта”. В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как “сделанные” целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля.

Лит. : Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12.

21. Понятие культурной формы и артефакта культуры

Социально-полит. исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995.

А. Б. Красноглазов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me

Предмет, сооружение или вещество, иногда даже местность, обладающая определенными магическими свойствами.

Возникновение этих свойств обусловлено, как правило, целенаправленными действиями магов, но иногда бывает побочным эффектом от творимого рядом сильного чародейства.

Сила артефактов может варьироваться в очень значительных пределах. От совсем слабой силы оберегов, изготовленных самоучками в рядовых мирах, которые способны защитить разве что от заклятий таких же самоучек, до сверхсильных артефактов, изготовленных опытными магами при содействии Надмировых Сущностей. Наиболее мощные артефакты порой способны разрушить группу миров или противостоять заклятиям других Сущностей или существ, способных к высшей магии.

Наиболее простые и слабые артефакты – это кусочки веществ, животных или растений, обладающих природной способностью накапливать магическую силу. Они позволяют магу использовать скопленную силу во время волшбы. Такие артефакты чаще всего используются в качестве ингредиентов в ритуальной магии. Как правило, они кладутся в узлах магических фигур, или используются при обрядах.

Более сложные артефакты - это изготовленные из тех же материалов предметы, магические свойства которых усилены либо путем придания им определенной формы. Эти два типа артефактов изготавливаются и применяются колдунами-самоучками и жрецами примитивных племен.

Профессиональные артефакты как правило изготовлены специально обученными магами, либо также путем придания первичному материалу определенной формы, либо путем соединения нескольких специально подготовленных материалов (например посохи, полученные путем соединения дерева и камня). На такие артефакты, как правило, наложены заклятия, или руны, усиливающие и закрепляющие их свойства.

Обычно создатель наделяет артефакт свойством, или рядом свойств, для выполнения определенной задачи или ряда сходных задач. Классификация артефактов по назначению совпадает с соответствующей классификацией заклятий, поскольку оно в основном и определяется ими. Артефакты могут быть боевыми, коммуникационными, исцеляющими, скрывающими и т.д. Большой класс артефактов предназначен для накопления, хранения перенаправления магической энергии или фокусировки ее потоков. Особый подвид составляют негаторы магии.

От умения создателя зависит, будет ли действие артефакта простым или же обусловленным внешними факторами, либо управляемым.

Достаточно мощные артефакты как правило защищены от постороннего наблюдения. Даже у сильного и опытного мага, как правило, возникают неприятные ощущения (головная боль, резь в глазах и т.п.) при попытки наблюдать за тем, у кого находится такой артефакт.

Самыми сложными являются высшие артефакты изготовленные без применения косной материи. Они представляют из себя сгусток заклятий, хотя внешне выглядят обычно как кристаллы. Таковы Кристаллы Магии, Искажающие камни, Амулеты богов.

Культурный артефакт

Такие артефакты при сравнительно небольшом объеме мощны, многофункциональны, но наиболее сложны в обращении. При неумелом обращении силы заключенные в них могут быть внезапно высвобождены, что приводит к взрыву и чаще всего к гибели незадачливого мага. Это помимо всего прочего является защитой таких артефактов от взлома, или несанкционированного использования врагами или же невеждами.

Артефактная магия - один из самых древних видов магии. Известны артефакты, изготовленные еще в первую эпоху Упорядоченного Древними Богами или их извечными противниками – Дальними. Большинство этих артефактов является боевыми. Боевые артефакты чаще всего имеют вид оружия, таковы Голубой Меч, Веточка Омелы, Засапожный нож и другие.

Большинство артефактов устроено так, что ими могут пользоваться даже лица совершенно не обученные магии, при наличии в них самих минимальных магический способностей. Артефакты, позволяют своим владельцам или хранителям творить заклятия, которые без артефакта мог бы сотворить только гораздо более умелый и сильный маг. Сила творимых заклятий зависит от способностей пользователя, но в большей степени - от силы самого артефакта.

Сверхмощные артефакты часто имеют что-то вроде собственного характера, потому владеющий такой вещью должен иметь достаточно силы воли, чтобы противостоять программе, которая могла быть заложена в артефакт его создателями. Такие артефакты создаются либо Сущностями, либо богами, реже Истинными Магами для определенных целей. Маг, завладевший таким артефактом, может стать его рабом, бездумно исполняя волю сотворивших его. Так случилось например с первыми владельцами Алмазного и Деревянного мечей Сидри Дромаронгом и Сеамни Оэктаканн. Однако, те же мечи так и не смогли поработить волю Фесса, а другой, не менее сильный артефакт, Белая Перчатка так и не поработила волю Императора.

Маги миров часто создают артефакты обычной силы, однако иногда из их рук выходят поистине небывалые творения. Те, кто творит такой артефакт, чаще всего даже не догадываются о том, что к их творению приложили руку могущественные силы, и не подозревают о том, для чего на самом деле предназначена созданная ими вещь, ошибочно полагая, что она не содержит ничего помимо заложенного ими самими.

Так создатели Алмазного и Деревянного мечей, маги гномов и дану, полагали, что те должны способствовать победе их рас над противником, и даже не подозревали, что мечи пробуждают в ведомых ими войсках ненависть и копят её мощь для совсем иной битвы.

Наиболее мощные артефакты, часто бывают одноразовыми, выполнив предназначенное, они растрачивают свою мощь, и либо распадаются, либо просто теряют свою силу. Кроме этого, особенностью сложных и мощных артефактов является то, что они обычно признают одного хозяина. Хозяин может вызвать артефакт из любого места мира в котором тот находится. А порой призрак артефакта, обладающий всеми свойствами оригинала может появиться в руке, признанной им рукой хозяина, в критический момент.

Порой артефакты изготавливались составными, то есть состоящими из независимо действующих частей, как правило двух (парные артефакты). Таковы, например, Белые перчатки, и Аркинский ключ.

Особый класс артефактов составляют крупные сооружения. Созданы они, как правило, либо Истинным магом, либо группой смертных магов. Таковы например Чёрная башня, относящаяся к разряду высших артефактов, созданных без применения косной материи. Подобен ей и Храм Океанов. К артефактам относятся Крипты Спасителя на Утонувшем Крабе или Великая Пирамида, созданная трудом многих поколений магов на том же острове. Внутри таких сооружений могут находится маги и более мелкие артефакты, однако это не меняет сути сооружения, которое само по себе обладает свойствами артефакта.

Поскольку некоторые жидкие вещества также обладают магическими свойствами и в этом смысле ничем не отличаются от вещей выполненных из твердых материалов, то с некоторыми допущениями можно отнести эликсиры к разряду жидких артефактов.

Среди них попадаются псеводовещества, подобные высшим артефактам. Такова например Кровь Гнева.

Особо стоит остановиться на артефактах появившихся спонтанно, а не в результате целенаправленных усилий магов.

Иногда местность обретает магические свойства после сотворенного в ней мощного колдовства. Такова, например, Салладорская пустыня, возникшая после магических битв Титанов и Пятиногов. В случае если бог или сущность, воплощенные в аватару долго обитают в одной местности, эта местность преображается ими. Так Живые Скалы – жилище Хрофта - стали его домом. Там он имел те способности, которых был лишен вовне.

Фактически артефактами становились Центры Силы, места где хранились Кристаллы магии.

Полуартефактом-полусуществом является Лес, ему присуща особая магия.

Артефакты во все времена были удобным товаром и ценными трофеями. Маги всех времен и рас изготавливали артефакты на продажу, а в магических войнах охотились за артефактами противника. Высоколиквидные артефакты как правило составляли основную часть накоплений боевых магов Долины. Во многих Магических Академиях обучали студентов обращению с артефактами, их изготовлению и взлому вражеских артефактов.

Впрочем, самые опытные и грамотные маги, имея и собирая ценные артефакты, как правило, не делали на них ставку, стараясь действовать так, чтобы артефакты не решали исход операции, а лишь облегчали ее исполнение, поскольку артефактная магия не обеспечивают необходимой гибкости в ходе исполнения плана.

Артефактная магияАртефактыМагические объектыМагия

У этого термина существуют и другие значения, см. Артефакт.

Культурный артефакт - что-либо, созданное людьми и передающее информацию о культуре своих создателей и пользователей; любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание. Термин используется в социальных науках, в частности в антропологии, этнология, и социологии.

Культурный артефакт - это более общий термин к понятиям социальный артефакт и археологический артефакт. Культурные артефакты могут включать в себя объекты, полученные из археологических раскопок (археологические артефакты), а также могут включать в себя объекты современного общества или недавнего прошлого (социальные артефакты). Например, для антропологии токарный станок XVII-го века, кусок фаянса или телевизор являются богатыми источниками информации о времени, в котором они были произведены и использованы.

Культурные артефакты, будь то древние или нынешние, имеют значение, поскольку помимо прочего они дают представление о технологических процессах, экономическом развитии и социальной структуре. По словам Маркса Вартофского, «артефакт является для эволюции культуры тем же, чем ген является для биологической эволюции» .

Артефакт культуры

Согласно Кеннету Боулдингу, экономическое развитие представляет собой эволюцию человеческих артефактов .

Вартофский классифицирует артефакты следующим образом :

  • первичные артефакты: используемые в производстве (например, молоток, вилка, лампа или камера);
  • вторичные артефакты: артефакты, производные от первичных (например, пользовательская инструкция для камеры);
  • третичные артефакты: представления вторичных артефактов (такие, как скульптура пользовательской инструкции для камеры).

Социальные артефакты , в отличие от археологических артефактов, не обязательно имеют физическую форму (см., например, виртуальный артефакт ), также они не обязательно имеют историческую ценность (предметы, созданные несколько секунд назад, могут быть классифицированы как социальные артефакты).

См. также

Ссылки

Дальнейшее чтение

  • Habib, Laurence, and Line Wittek (2007). The portfolio as artifact and actor. Mind, Culture and Activity , Vol. 14, No. 4, ISSN 1074-9039.

Ссылки

Наши партнеры

Lactofermeco.ru — На www.lactofermeco.ru ферменты для сыра купить в Москве.

АРТЕФАКТ (от лат. — искусственно сделанный)

В обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства.

В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе “Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ”, 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода “внешним символом” (Мукаржовский) эстетич.объекта.

В поел. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А.любое искусств, образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специали-зир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует “теории искусств. объекта”. В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как “сделанные” целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля.

А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота).

К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

Лит.: Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) //ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит, исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995.

А. Б. Красноглазое

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры