Вопросы для анализа главы максимыч. Анализ главы “Максим Максимыч”

Главная / Ссоры

«Герой нашего времени» - самое выдающееся творение Михаила Юрьевича Лермонтова в прозе. Этот роман отличается сюжетным своеобразием. Каждая из глав - законченная история, отражающая одну из граней характера главного героя. Но мы рассмотрим не все произведение, а лишь одну часть, точнее, ее краткое содержание. «Максим Максимыч» - глава, ценная для нас тем, что отражает отношение Печорина к близким людям. Поэтому остановимся именно на ее разборе.

Роман «Герой нашего времени»

Это произведение стало первым в русской литературе романом, вобравшим в себя нравственно-философские и социально-психологические проблемы 30-х годов XIX столетия. К моменту опубликования произведения сам жанр романа был еще не до конца сформирован и разработан.

Уникальность этого произведения состоит в сочетании двух различных и даже противоречивых литературных направлений, используемых Лермонтовым: романтизма и реализма. Также произведению присущи черты социально-психологического романа. Несмотря на разрозненность повествования, состоящего из небольших рассказов, описывающих фрагменты жизни Печорина, роман не теряет своей целостности и законченности.

Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», по сути, синтезировал такие жанры, как заметки, новелла, исповедь, дневниковые записи, философско-психологическая повесть. Совместив все эти формы, поэт добился того, что предстает перед читателем сложным, многогранным, неоднозначным, но невероятно живым и реальным. Главы романа по-своему высвечивают каждую из сторон личности героя. Эта особенность влияет на объем частей. То же можно сказать и про наше краткое содержание. «Максим Максимыч» - глава, написанная в жанре рассказа.

Хронология повествования

Как было отмечено выше, «Герой нашего времени» отличается фрагментарностью и несвязанностью повествования. Единственное, что объединяет все части романа, - главный герой. И персонажи, возникающие в повествовании, связаны с образом Печорина. Однако они не просто бледные тени, призванные оттенить главного персонажа, сами по себе они вполне полнокровные и живые личности. И это можно заметить, просто прочитав краткое содержание. Максим Максимыч, Бэла, Вулич, Грушницкий, княжна Мери, Вера, Вернер - все они наделены своими характерами, привычками, историей. Подобное отношение к созданию персонажей было необходимо, чтобы в общении с этими реальными и полноценными персонажами личность и характер Печорина проявились еще отчетливее и ярче.

Главы в романе представлены в следующем порядке: «Бэла», затем «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», после которого приводятся главы из него: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Если же рассматривать события в хронологическом порядке, то их следовало бы выстроить так: «Тамань», затем «Княжна Мери», потом «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч» и замыкающее список предисловие к «Журналу Печорина». Лермонтов неспроста избрал хронологически непоследовательный способ изложения жизни Печорина. Именно в романной последовательности главы точнее всего рисуют портрет главного героя. Особое же значение имеет повесть «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы приведем ниже.

Образ Печорина

Печорин - представитель своего времени, он офицер и дворянин, умен и образован. Но он неудовлетворен своей жизнью, не знает, куда применить свои таланты, его мучают тоска, одиночество и неприкаянность. Он неустанно стремится найти смысл существования, бросает вызов судьбе, но ему все быстро надоедает.

Печорин всегда в пути, он не остается надолго нигде, даже смерть настигает его в дороге. Лермонтов словно желает подчеркнуть неприкаянность героя и его желание найти свое место в мире. Мучимый скукой, главный герой может не только пойти на авантюру, но и начать играть судьбами других людей. Однако ничто не может доставить ему радости и удовлетворения. Печорин - эгоист и не привык ценить тех, кто его окружает. Особенно ярко эта черта характера персонажа проявилась в главе «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы опишем ниже.

Даже любовь не способна надолго отвлечь Печорина от его тоски, он быстро разочаровывается и приводит своих возлюбленных к страданиям и гибели.

Образ Максима Максимыча

Сведения об этом герое содержит в себе глава «Бэла» и глава «Максим Максимыч», краткое содержание которых помогают раскрыть и понять образ.

Максим Максимыч - один из центральных персонажей в романе. Его глазами мы видим Печорина, он одновременно рассказчик и герой. Максим Максимыч - штабс-капитан, давно служит на Кавказе, отлично знает местность, природу и обычаи здешних обитателей. Этот персонаж наделен добрым сердцем и широкой душой, он ценит покой и не стремится к приключениям. Главное для него - исполнить свой долг. Все эти особенности характера персонажа можно найти, прочитав краткое содержание.

Максим Максимыч никогда не злоупотреблял своим чином и с подчиненным вел себя по-приятельски. Только во время службы он вспоминал о своем звании, но вмешивается лишь тогда, когда кто-то из подчиненных совершает неправильные поступки. Дружба для этого человека стоит на первом месте, поэтому холодность Печорина так сильно обижает его.

Глава "Максим Максимыч": краткое содержание

Пересказ этой главы можно начать с описания встречи Максима Максимыча и Печорина. Штабс-капитан давно не видел своего друга, его внимание привлекает щегольская коляска. Лакей, охраняющий ее, сообщает, что принадлежит она Печорину, который остановился у полковника. Максим Максимыч, считая, что старый друг будет рад его видеть, просит слугу доложить хозяину о месте своего пребывания. Однако проходит вечер, а Печорин так и не появляется.

Утром штабс-капитан отправляется по служебным делам, и почти сразу после его ухода является главный герой - он собирается уезжать. И тут рассказчик видит бегущего к ним Максима Максимыча, который готов броситься другу на шею. Но Печорин холодно улыбается и протягивает руку для пожатия. Штабс-капитан хочет пообщаться с другом, но главный герой торопится. На вопрос же о том, заберет ли он бумаги, которые бережно хранил Максим Максимыч, Печорин отвечает, что их судьба его не интересует. Главный герой уезжает. Открытость и радость в образе старого офицера рисует Лермонтов.

«Максим Максимыч», краткое содержание которой мы пересказываем, - глава очень показательная в плане отношения Печорина к другим людям.

Максим Максимыч сильно расстроен холодностью главного героя, он даже готов заплакать. И не задумываясь, отдает рассказчику бумаги, от которых так легко отказался Печорин. Штабс-капитан желает как можно скорее уехать, но из-за нерешенных дел вынужден задержаться еще на день.

Вывод

Интересна и важна в отношении понимания образа Печорина глава «Максим Максимыч». Краткое содержание ее дает исчерпывающую информацию об отношении главного героя к близким людям.

Глава «Максим Максимыч» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» посвящена встречи рассказчика и главного героя Максим Максимыча с Печориным. Столкновение противоположных героев позволяет глубже понять их.

Печорин выступает как антигерой, он сложный, многогранный, неоднозначный, живой и невероятно реальный человек. Печорин яркий представитель своей эпохи. Это умный, образованный офицер дворянских кровей. В поисках применения своих многочисленных талантов молодой человек постоянно томится в муках. Он не может найти смысла своего существования, свое место в этом мире. Печорин постоянно в движении, смерть так же находит его в дороге. Несмотря на молодость перед нами предстает герой, уставший от жизни. Лермонтову удалось изобразить неприкаянного героя, мучающегося от одиночества и тоски. Ради собственной забавы Печорин идет на авантюру, которая заключается в игре судьбами окружающих его людей. Но даже это ненадолго занимает эгоистичного юношу. Такое чистое чувство, как любовь отвлекает его лишь на время. Он также поворачивается к любимым спиной, заставляя их страдать.

Именно глазами старого штабс-капитана нам показывают Печорина. Максим Максимыч – человек открытый, обладающий добротой душевной и искренним сердцем. На Кавказе он давным-давно, прекрасно знает местных жителей, их обычаи и нравы, хорошо ориентируется в окрестностях. Он четко исполняет свой армейский долг, дорожит спокойствием и не бросается на поиски приключений. Он ценит дружбу, о своем чине военачальника вспоминает только в случае непристойного поведения сослуживцев.

Старый офицер услышав о приезде своего давнего знакомого ожидает встречи с трепетом, он думает, что Печорин непременно будет рад встретиться ним. Печорин на встречу не тропиться, он даже спешит уехать не повстречавшись с Максим Максимычем. Увидев холод в глазах Печорина, старый вояка остолбенел, ему хотелось расплакаться. Ему хотелось броситься на шею другу, но тот всего лишь холодно протянул ему руку. Эта сцена очень хороший показатель человеческих качеств главных персонажей романа. Открытому, добродушному, отзывчивому старому штабс-капитану Максиму Максимычу противопоставлен эгоистичный, авантюрный, уставший от жизни молодой повеса Печорин. Печорин пренебрегает самыми дорогими людьми, он с легкостью отвергает искренние человеческие качества.

Глава «Максим Максимыч» - финал произведения, финал жизни Печорина. Позади остались и Петербург, и Пятигорск, и Тамань, и Кавказ, целая череда жизненных событий, из которых он не смог бы ничего выделить особняком. Все для Печорина было серо и обыденно. Жизнь не смогла его увлечь, наверное, из-за такой черты его характера как самовлюбленность. Он мог не любить всех и вся, кроме самого себя. Сложность и противоречивость характера Печорина Лермонтов также продолжает и во внешности, которая имеет ряд особенностей. Крепкое телосложение в противовес нежным рукам, улыбка на губах, но холодные глаза. Печорин яркая красивая индивидуальность со сложным даже для себя самого внутренним миром.

Подробный анализ

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - удивительное произведение. В нём нет единого сюжета, а каждая глава – это отдельные повести, связанные между собой лишь фигурой основного героя. Такое построение способствует наиболее полному и глубокому анализу образа главного героя.

Повесть «Максим Максимыч» - это связующее звено между главами «Бэла» и «Журнал Печорина». Это самая маленькая повесть из всех глав. Здесь нет действия. Это всего лишь эпизод встречи двух когда-то знакомых людей.

Отличительной чертой характера Максима Максимовича была его тяга к людям, вера в них. С первых минут он умел расположить собеседника к себе. Приняв в судьбе Печорина непосредственное участие, Максим Максимович первым предложил тому общаться «без формальностей».

Обрадовавшись случайной встрече со старым знакомым, Максим Максимович впервые пренебрёг важными армейскими делами, отложив их на второй план.

Сконцентрировавшись на службе, Максим Максимович не сумел завести семью. Но однообразная воинская жизнь не сломила нашего героя. Она лишь сделала его характер твёрже, приучив его находить радость в самых обычных делах.

Говоря о Максим Максимыче, ряд критиков называет его «добрым простаком», который даже не подозревает «насколько глубока и богата его натура».

Не получив должного образования, имея самые приземлённые взгляды на жизнь, Максим Максимович готов бескорыстно помогать каждому, попавшему в беду. Приняв Бэлу как дочь, Максим Максимыч сочувствует ей, переживает за неё.

При этом, Максим Максимыч, полностью отдавшись выполнению воинского долга, не противится судьбе и обстоятельствам. Он принимает их, как данность. В отличие от Печорина Максим Максимович не ищет смысла жизни. Он просто живёт. Принимая жизнь такой, какая она есть.

Узнав, что к ним во двор приезжает Печорин, Максим Максимович предвкушает приятную встречу. Он даже выбегает за ворота, чтобы встретить своего старого друга. А встречает уставшего от жизни молодого человека, для которого Максим Максимович был лишь «очередным» человеком, с которым свела его судьба.

Он не желает ни одной лишней минуты оставаться наедине со старым служакой, ставшим невольным свидетелем его очередной душевной драмы. И когда Максим Максимович напоминает ему о юной черкешенке, Печорин говорит о ней «принуждённо зевая».

И лишь после слов «не так я думал с вами встретиться», в Печорине на секунду просыпаются дружеские чувства к старому человеку, и он позволяет себе обнять Максим Максимыча. И сразу же уезжает, словно боясь кого-то впустить в свою душу, боясь, что кто-то разгадает, какие тяжёлые чувства разъедают его душу.

Последнюю встречу Максим Максимыча с Печориным вполне можно назвать случайной. Однако в структуре самого романа эта встреча не случайна.

Именно в повести «Максим Максимыч» автор чётко формулирует своё отношение к своему герою: он не одобряет его поступка. Между строк явно читается лермонтовский вывод: «Как мало нужно простому человеку для счастья и как просто сделать его несчастным».

Из, казалось бы, случайного эпизода мы узнаём о Печорине больше, чем из всех остальных глав. Поэтому и без образа Максим Максимовича образ Печорина так и остался бы непонятым и неполным.

Вариант 3

Максим Максимыч – ключевое лицо в произведении Лермонтова, получившего название «Герой нашего времени». Составить его образ помогают главы «Бэла» и «Максим Максимыч». Автор старается четко передать происходящее в душе главного героя, желающего постоянных приключений и живущего в духе авантюризма.

Повествование главы «Максим Максимыч» является логическим развитием событий в главе «Бэла». Несмотря на то, что в ней нет особого композиционного развития, автор показывает то, как Печорин относится к своим близким друзьям.

Печорин встречается с Максимом Максимычом. Из повествования читатель узнает, что раньше мужчина работал штабс-капитаном. Ему приходилось на протяжении долгого времени находиться на Кавказе. За это время он отлично изучил территории, а также традиции и культуры местного населения, которое встречает его достаточно гостеприимно. Максим Максимыч человек с огромным сердцем, которое отличается особой добротой. По-дружески он относился к каждому из своих подчиненных. Дружба для него была на первом месте, поэтому он особенно дорожил теми, с кем ему довелось развить близкие отношения.

Главные герои встречаются неожиданно, Максим Максимыч в дали видит дорожную коляску, которая была оставлена под охрану лакея. Лакей рассказывает, что на ней прибыл Печорин. Мужчина сразу отправляет к нему посыльного с весточкой, но Печорин не отвечает на его приглашение и не приходит к мужчине в гости.

Когда он отправляется по делам, то встречает Печорина в городе, он уже готов отправиться дальше. Максим Максимыч бежит за ним, чтобы пообщаться с давним товарищем, но Печорин отстраненно и холодно протягивает руку.

Они разговаривают о неважных вещах, штаб-капитан спрашивает, не хочет ли Печорин забрать ряд документом, но оказывается, что старому другу не нужны бумаги.

После короткого разговора, у Максима Максимыча остается неприятный осадок. Он не ожидал, что товарищ таким образом отреагирует на встречу. Он привык, что дружба является для него одной из главных ценностей, он с радостью встречает всех новых и старых друзей, проводит с ними время, разговаривает и зовет в гости, если появляется такая возможность. Печорин лишен такой возможности, он не понимает ценности отношений между людьми, готов поступать так, как его душе угодно, при этом не думая о чувствах окружающих. Дух авантюризма не позволяет ему размышлять о ценности человеческих отношений.

  • Критика о Слове о полку Игореве

    Одним из величайших произведений в древнерусской культуре считается «Слово о полку Игореве». В книге повествуется история поражения вовремя похода на земли половцев. Изложение проигранного боя не случайно

  • Вот и закончилась горячая пора отпусков и морских приключений. Всё чаще небо затянуто свинцовыми тучами, вечера стали холодными и длинными, но днём всё ещё можно понежиться в лучах тёплого солнышка.

  • Семья Ростовых в романе Война и мир Толстого

    Семья Ростовых очень часто фигурирует в романе Толстого «Война и мир». Вокруг нее происходят все события, вся семья или ее члены каким-то образом участвуют во всех перипетиях и действиях, происходящих в произведении.

  • Максим Максимыч – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

    Полное имя

    Не упоминается. Сам Максим Максимыч просил называть его именно так:

    зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма?

    Возраст

    Он казался лет пятидесяти

    Отношение к Печорину

    По началу отеческое:

    Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

    – Что ты? что ты? Печорин?.. Ах, Боже мой!.. да не служил ли он на Кавказе?.. – воскликнул Максим Максимыч, дернув меня за рукав. У него в глазах сверкала радость.

    Ведь сейчас прибежит!.. – сказал мне Максим Максимыч с торжествующим видом, – пойду за ворота его дожидаться…

    таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован…

    его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.

    Но после встречи в главе «Максим Максимыч» разочарованное и обиженное:

    Старик нахмурил брови… он был печален и сердит, хотя старался скрыть это.
    – Забыть! – проворчал он, – я-то не забыл ничего… Ну, да бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться…

    Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, – конечно, мы были приятели, – ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне?

    Внешность Максима Максимыча

    За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

    Социальный статус

    Штабс-капитан, давно служащий на Кавказе.

    На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка

    Да, я уж здесь служил при Алексее Петровиче, – отвечал он

    Теперь считаюсь в третьем линейном батальоне.

    Дальнейшая судьба

    Вероятно продолжил службу. Иного в романе не указано.

    Личность Максима Максимыча

    Максим Максимыч — очень положительный персонаж. Он по-отцовски относится к молодым, пытается научить их чему-нибудь.

    Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, (про Печорина)

    «Эй, Азамат, не сносить тебе головы, – говорил я ему, яман будет твоя башка!»

    Послушай, Григорий Александрович, признайся, что нехорошо … что ты увез Бэлу… .

    Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила.

    Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью, – походит, да и придет; а если ты будешь грустить, то скорей ему наскучишь.

    О себе

    не пью. … Я дал себе заклятье.

    Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке

    Да, признаюсь, – сказал он потом, теребя усы, – мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила. (о любви Бэлы к Печерону)

    Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, – так теперь уж, знаете, и не к лицу

    Максим Максимыч часто рассуждает о жизни

    Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!

    – Конечно, по-ихнему, – сказал штабс-капитан, – он был совершенно прав. (о мести )

    Да-с, и к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца.

    Плохое дело в чужом пиру похмелье

    Лермонтов явно пародирует "Ашик-Кериба". Вот первые строки повести:

    "Расставшись с Максимом Максимычем, я живо проскакал Терекское и Дарьяльское ущелья, завтракал в Казбеке, чай пил в Ларсе, а к ужину поспел в Владыкавказ".

    Сказочный герой Ашик-Кериб за день преодолевает расстояние, которое не под силу ни одному коню, – поспеть из Арзиньянской долины в Тифлис можно, и вправду, только на крыльях. Остановки в пути он делает для того, чтобы сотворить намаз, то есть молитву.

    Автор повести "Максим Максимыч" завтракал в Казбеке, чай пил в Ларсе, ужинал во Владикавказе (теперь город Орджоникидзе) – останавливался, чтобы поесть, а не помолиться. Между завтраком и ужином он проскакал 42 версты вполне реальный путь.

    Автор начинает с того, что подсмеивается над самим собой, сравнивая себя со сказочным Ашик-Керибом, а затем описывает и горы, и дорогу, и гостиницу все тем же насмешливым тоном: "Избавляю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают..." Это пишет тот же самый человек, который в первых своих записях восклицал: "Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные..." – и подробно описывал горы, скалы, реки. Что же произошло, что заставило Автора перейти от восторгов к ироническому раздражению? Ответ на этот вопрос мы получим в конце повести о Максиме Максимыче, потому что запись о новой встрече с добрым штабс-капитаном сделана, очевидно, после этой встречи, и причины раздражения Автора следует искать в ней.

    "Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие, и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей, ибо три инвалида, которым она поручена, так глупы или так пьяны, что от них никакого толка нельзя добиться".

    Инвалиды глупы и пьяны, гостиница плоха, и вдобавок приходится задержаться в этой гостинице на три дня – казалось бы, достаточно причин для раздражения. Однако Автор "для развлечения вздумал записывать рассказ Максима Максимыча о Бэле", в котором, как мы видели, никакого раздражения нет – наоборот, Автор полон впечатлениями от прекрасной природы, сочувствует Бэле, симпатизирует штабс-капитану. Гостиница, инвалиды, задержка в пути начнут раздражать его позднее, когда он примется описывать свое новое приключение.

    "Первый день провел я очень скучно; на другой день рано утром въезжает на двор повозка... А! Максим Максимыч!.." Здесь нет никакого чувства, кроме радости, и в восклицании, которым Автор приветствует доброго старика, и в прямом признании: "Мы встретились, как старые приятели. Я предложил ему свою комнату». Но в следующих строчках уже начинает звучать странное пренебрежение, которого мы до сих пор не замечали в отношении Автора к Максиму Максимычу: "Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки. Такой чудак!.."

    В "Бэле" Автор не раз восхищался многообразными уменьями Максима Максимыча; теперь он говорит о них с чуть заметной насмешкой, неуважительно. Даже то, что штабс-капитан "удивительно хорошо зажарил фазана", раздражает Автора. В "Бэле" он старался расспросить Максима Максимыча, не сомневаясь, что тот может рассказать немало интересного. Теперь он замечает: "Мы молчали. Об чем было нам говорить?.."

    Что же заставило Автора изменить свое отношение к доброму Максиму Максимычу? Очевидно, здесь, в этой скучной гостинице, произошли какие-то события – в них-то и кроется причина раздражения Автора. Мы ждем описания этих событий, но Автор не спешит удовлетворить наше любопытство. Пауза затягивается. "Так сидели мы долго. Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков".

    Звон дорожного колокольчика и крик извозчиков – первые вестники появления Героя. Лермонтов нагнетает ожидание. Холодные вершины гор и беловатый туман дополняют спокойно-равнодушное настроение двух офицеров, молча сидящих у огня. Но ведь должны произойти какие-то важные события. "Когда же?" – ждет читатель.

    Герой, Печорин, появляется далеко не сразу. Его появлению предшествует длинная церемония. Во двор въезжает несколько повозок, «за ними пустая дорожная коляска». Путешественнику, скучающему в скучной гостинице скучного города, интересно всякое новое лицо - но лица-то и нет: есть только пустая коляска, невольно привлекающая внимание. Да к тому же "ее легкий ход, удобное устройство и щегольской вид имели какой-то заграничный отпечаток". Такая коляска – признак богатства ее владельца, она возбуждает в Авторе завистливый интерес.

    За коляской "шел человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый для лакея… Он явно был балованный слуга ленивого барина".

    "Несколько повозок" – это и была та самая оказия, которой дожидались путешественники, чтобы отправиться в путь. Но Автор так заинтересован коляской и дерзким лакеем, не отвечающим на расспросы, что даже забывает обрадоваться приходу оказии. Максим Максимыч радуется: "Слава богу!" – и привычно ворчит, заметив коляску: "Верно какой-нибудь чиновник едет на следствие в Тифлис. Видно, не знает наших горок! Нет, шутишь, любезный: они не свой брат, растрясут хоть английскую!" Читатель уже почти догадался, чья это коляска, но Максим Максимыч еще ничего не подозревает. Видя любопытство Автора, он обращается к слуге с расспросами – тон у него заискивающий, неуверенный – жалко становится старика, и недоброе чувство возникает против слуги (а заодно и против его неведомого господина).

    "– Послушай, братец, – спросил… штабс-капитан: – чья это чудесная коляска? а?.. Прекрасная коляска!.."

    Поведение лакея вызывающе дерзко: он "не оборачиваясь, бормотал что-то про себя, развязывая чемодан". Даже доброго Максима Максимыча рассердило такое поведение: "он тронул неучтивца по плечу и сказал: "Я тебе говорю, любезный..."

    Из неохотных и невежливых ответов слуги возникает, наконец, имя героя:

    "– Чья коляска? моего господина.
    – А кто твой господин?
    – Печорин..."

    Читатель вместе с Максимом Максимычем вздрагивает от радости. Зная все, что связывает Печорина со штабс-капитаном, мы, как и он, не сомневаемся, что сейчас произойдет трогательная встреча друзей, сейчас появится Печорин и бросится на шею доброму старику – и мы, наконец, увидим человека, который успел занять наше воображение. . . Но, может быть, это не тот Печорин? Мысль эта возникает у читателя и у Максима Максимыча одновременно: "Что ты? что ты? Печорин?.. Ах, боже мой!., да не служил ли он на Кавказе?"

    Слуга по-прежнему груб и отвечает неохотно, но это уже не имеет значения, сейчас Максим Максимыч увидит своего друга, это он, его зовут Григорий Александрович.

    Хмурые ответы лакея не беспокоят штабс-капитана. Но читателя они заставляют насторожиться. Уже зная, что Максим Максимыч с барином "были приятели", слуга говорит почти невежливо: "Позвольте, сударь; вы мне мешаете". Может быть, он знает, что барин не рассердится на него за такое обращение с приятелем?

    Максиму Максимычу все это неважно, ему одно надо: увидеть Печорина. "Да где ж он сам остался?" – вот что интересует старика. "Слуга объявил, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н. ..."

    Ничего предосудительного в таком решении Печорина нет. Он ведь не знал, что в гостинице его ждет встреча с Максимом Максимычем. Конечно, приятнее остановиться у знакомого полковника, чем ночевать в скучной гостинице и ужинать стряпней трех глупых пьяниц. Но, тем не менее, читателю обидно, что Печорин не поспешил в гостиницу.

    Максим Максимыч убежден, что Печорин "сейчас прибежит". Все дело теперь только в том, чтобы уговорить лакея сообщить Печорину, кто его ждет. Штабс-капитан почти униженно уговаривает слугу: "...ты, любезный, не пойдешь ли к нему за чем-нибудь? Коли пойдешь, так скажи, что здесь Максим Максимыч; так и скажи... уж он знает… Я тебе дам восьмигривенный на водку."

    Пойти к полковнику сам Максим Максимыч не может: он не в том чине, чтобы запросто являться в дом к высшим чинам. Место свое он знает. В пушкинском "Станционном смотрителе" есть такая сцена. Смотритель Самсон Вырин приезжает в Петербург и является к гусарскому офицеру Минскому, похитившему у него дочь. "Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье.
    – Что, брат, тебе надобно? – спросил он его.
    Сердце старика закипело, слезы навернулись на глазах, и он дрожащим голосом произнес только:
    – Ваше высокоблагородие! Сделайте такую божескую милость!"

    Самсон Вырин – первый "маленький человек" в русской литературе – совсем низко стоит на служебной лестнице: он "сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда." По сравнению с ним, штабс-капитан Максим Максимыч занимает приличное положение в обществе. Но – все условно: Максим Максимыч столько же ниже полковника, сколько станционный смотритель ниже гусарского офицера. Оскорбленный отец по законам света может и должен вызвать похитителя дочери на дуэль, отомстить, ответить на оскорбление оскорблением. Все это так – при одном условии – если он и оскорбивший его человек равны по своему положению в обществе. Если же нет – как бы ни закипело сердце отца, он может только произнести дрожащим голосом: "Сделайте такую божескую милость" – он может только молить...

    В неоконченной повести Лермонтова «Княгиня Лиговская» герой – Григорий Александрович Печорин – пролетая по улице на своем гнедом рысаке, едва не задавил молодого чиновника Красинского и в тот же вечер, смеха ради, жестоко оскорбил этого чиновника в ресторане. Красинский говорит Печорину: "... вы едва меня сегодня не задавили и этим хвастаетесь, вам весело! – а по какому праву? потому что у вас есть рысак, белый султан? Золотые эполеты? Я беден! – да, я беден! хожу пешком, – конечно, после этого я не человек..."

    Человек – и богатство, человек – и чин, человек – и положение в обществе. Конфликт человеческого и античеловеческого, введенный в русскую литературу Пушкиным, был углублен и расширен его последователями. Маленький чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин в гоголевской "Шинели" даже помыслить не может о протесте – он терпит все издевательства своих товарищей по службе. "Только если уж слишком была невыносима шутка … он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" Мысль о протесте приходит к нему только в бреду, в беспамятстве перед смертью.

    В "Записках сумасшедшего" титулярный советник (это очень маленький чин) Поприщин, сходя с ума, размышляет: "Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам... Ведь через то, что камер-юнкер, не прибавится третий глаз на лбу. Ведь у него же нос не из золота сделан, а так же, как и у меня, как и у всякого; ведь он им нюхает, а не ест, чихает, а не кашляет. Я несколько раз уже хотел добраться, отчего происходят все эти разности. Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?.."

    В том несправедливом мире, в котором живут и смотритель Вырин, и Акакий Акакиевич, и Поприщин, – и Максим Максимыч! – в этом мире только безумный может восстать против узаконенного порядка: любой полковник – более значительная личность, чем любой штабс-капитан, и любой камер-юнкер лучше любого титулярного советника. А в повести Гоголя "Нос" человек оказывается ничем по сравнению с собственным носом только потому, что человек имеет чин коллежского асессора, а нос – чин статского советника. И это возможно в мире, где человеческое побеждено античеловеческим.

    Ни о чем подобном Максим Максимыч, разумеется, не думает. За него думает Лермонтов – он понимает униженное положение старика и сочувствует ему, и читателя заставляет сочувствовать. А Максим Максимыч давно и прочно усвоил устои мира, в котором он живет. Штабс-капитан знает свое место и не идет к полковнику Н. искать Печорина.

    Да, он знает свое место по отношению к полковнику. Но когда к нему в крепость был прислан молодой прапорщик, Максим Максимыч вел себя не как штабс-капитан, а как ч е л о в е к. Мы помним, как он встретил низшего по чину: "Очень рад, очень рад… пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч и пожалуйста – к чему эта полная форма?"

    Вот почему нам так обидно за старика: мы-то знаем, что он – человек, что он достоин уважения и любви… Где же Печорин? Почему он не спешит принести Максиму Максимычу свое уважение и свою любовь?

    "Максим Максимыч сел за воротами на скамейку… Через час инвалид принес кипящий самовар и чайник. – "Максим Максимыч, не хотите ли чаю?" – закричал я ему в окно.
    – Благодарствуйте; что-то не хочется".

    В этом простом разговоре нет, на первый взгляд, ничего примечательного. Но читатель, представляющий себе душевное состояние Максима Максимыча, понимает, чего стоил ему целый час ожидания. Старик сдержан: он ничем прямо не выдает своего волненья, но оно сквозит в коротком отказе пить чай и в молчаливом ожидании за воротами…

    Печорин все не появляется, а Максим Максимыч уже исстрадался от ожидания. Отказавшись пить чай, он «минут через десять» все-таки оставил свой наблюдательный пост, «наскоро выхлебнул чашку, отказался от второй и ушел опять за ворота в каком-то беспокойстве». Он ждал Печорина до ночи; очень поздно он, наконец, лег, но «долго кашлял, плевал, ворочался.
    – Не клопы ли вас кусают? – спросил я.
    – Да, клопы – отвечал он, тяжело вздохнув».

    Очень горько за старика. Ему и стыдно: похвастался, что Печорин «сейчас прибежит», а он не идет; и нетерпеливое желание увидеть человека, которого он так любил, все еще живо; и обида растет в нем, и беспокойство гложет: что же могло случиться, что могло задержать Печорина- уж не беда ли с ним стряслась?

    Рано утром старик уже снова был на своем посту. Вдобавок ко всем мученьям, любовь к Печорину начинает мешать ему выполнять служебные обязанности: он должен пойти к коменданту, но боится уйти, пропустить своего друга… Может быть, он уже понял, что Печорин ждать его не будет! Оставив на посту своего спутника, он «побежал, как будто члены его получили вновь юношескую силу и гибкость». Было бы неудивительно прочесть такие слова о немолодом человеке, полюбившем женщину, – так бегут на свидание. Но Максим Максимыч бежит по служебным делам, боясь пропустить встречу с другом и не смея нарушить свой долг; еще обиднее становится за него: ничего нет в жизни у штабс-капитана – ничего и никого, кроме Печорина: это его единственная привязанность.

    Уже не только Максим Максимыч, но и читатель устал ждать, и Автор «начинал разделять беспокойство доброго штабс-капитана». Пора бы герою появиться – но его появлению предшествует еще описание прекрасного утра с золотыми облаками, с толпами народа на широкой базарной площади; среди шума и золота появляется Печорин. Мы ждем: как он поведет себя? А он, «закурив сигару, зевнул раза два и сел на скамью по другую сторону ворот». Ожидание, нетерпение, длинный церемониал встречи – все это определяет состояние Максима Максимыча, не Печорина. Он холоден и спокоен – более того, ему скучно. Первое, что мы о нем узнаем: он «зевнул раза два» – никакого волнения при мысли о предстоящей встрече, никакого движения души. Только здесь, в середине второй из пяти повестей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина. Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в русскую литературу, обратимся к прозе Пушкина.

    Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности. В «Арапе Петра Великого» «графиня Д., уже не в первом цвете лет, славилась еще своею красотою»; Наталье Гавриловне «было около шестнадцати лет, она была одета богато, но со вкусом…» В «Выстреле» граф был «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою», о графине сказано: «В самом деле, она была красавица». Дуня в «Станционном смотрителе» – «девочка лет четырнадцати. Красота ее меня поразила». Изредка добавляется какая-нибудь одна деталь внешности: в «Метели» Бурмин был «с Георгием в петлице и с интересною бледностию » (курсив Пушкина), Минский в «Станционном смотрителе» «явился молодым стройным гусаром с черными усиками», об отце Дуни сказано: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах».

    Может создаться впечатление, что Пушкину просто неважна внешность героя (тем более, что в его романе в стихах ни Онегин, ни Татьяна вообще внешне не описаны, а о Ленском известна только одна деталь: «кудри черные до плеч»). Такой вывод был бы слишком поспешен. Пушкинские портреты бывают безлики, формальны (Лиза Берестова, Маша Троекурова и прочие девушки мало чем отличаются друг от друга), но бывают и очень точны – при всей краткости. О Петре в одной строчке сказано очень много, его видишь: «высокого росту, в зеленом кафтане, с глиняною трубкою в зубах».

    В «Капитанской дочке» – последнем прозаическом произведении Пушкина – два портрета очень подробны. Вот один из них: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Так описана Екатерина ІІ. Вот второй портрет: «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Так описан Пугачев.

    Исследователи литературы давно заметили, что Пушкин описал Екатерину не так, как он (или его читатели) себе ее представлял, не так, как могли описать ее старшие современники Пушкина, помнившие императрицу, а так, как она была нарисована на портрете Левицкого, до сих пор висящем в Русском музее. Это был официальный портрет – так полагалось представлять себе императрицу. Пушкин не добавил ни одной детали к официальному облику Екатерины. В «Капитанской дочке» она точно такая, как на портрете: белое платье, чепец, душегрейка, румяное лицо, и даже белая собачка не забыта (она напугала Машу Миронову). Императрицу Пушкин не хотел описывать от себя, своими глазами. Пугачева он описал так, как представлял себе его. Но принцип описания остался тот же: живописный. Как на портрете, сделанном художником. Это и есть главное во всех пушкинских портретах, даже самых кратких: они дают материал для иллюстрации, но не помогают понять характер, психологию героя.

    Пушкин и не ставил перед собой этой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии; читатель познает внутренний мир героев, наблюдая их поведение, конфликт с обществом, отношения с другими людьми. У Лермонтова задача иная: понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как никто до него не заглядывал. Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.

    Мы отвлеклись от Печорина. Пока он сидит, задумавшись, на скамейке, вспомним, как была построена первая повесть романа – «Бэла» . Сюжет в ней долго не начинался: путешественники встретились на горной дороге; мы прочли описание этой дороги, познакомились с природой и людьми Кавказа, выслушали суждения путешественников о природе и людях – только после этого Максим Максимыч начал свой рассказ. Напряженное ожидание Максима Максимыча, наконец, разрешилось: Печорин пришел. Но теперь нет штабс-капитана. А лошади уже заложены. Внутреннее напряжение рассказчика (а с ним и читателя) растет – ведь Печорин может так и уехать, не дождавшись Максима Максимыча. Правда, он не торопится. Но знает ли он, что здесь Максим Максимыч?

    Спокойный, медлительный тон, которым Лермонтов повествует о Печорине, сменяется бешено быстрым, задыхающимся ритмом повествования о Максиме Максимыче: он бежал, «что было мочи. едва мог дышать; пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос. приклеились ко лбу его; колена его дрожали… он хотел кинуться на шею Печорину».

    Прерывистое, учащенное дыхание бегущего взволнованного человека слышно в описании Максима Максимыча так же неоспоримо, как в «Бэле» мы слышали страстную речь Казбича на его родном языке.

    Странный разговор происходит между Печориным и Максимом Максимычем. Если прочесть отдельно, подряд все реплики Печорина (как мы делали это в «Бэле»), вовсе не создастся впечатления, что Печорин холоден, неприветлив:

    «– Как я рад, дорогой Максим Максимыч . Ну, как вы поживаете? – Еду в Персию – и дальше... – Мне пора, Максим Максимыч. – Скучал! – Да, помню! – Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч ... . Однако прощайте, мне пора. .. я спешу... Благодарю, что не забыли... – Ну, полно, полно!.. неужели я не тот же?... Что делать?... всякому своя дорога... Удастся ли еще встретиться – бог знает!...»

    Сами по себе слова Печорина даже могут показаться теплыми. Но мы ведь помним, что он мог прийти еще вчера вечером, а пришел только сегодня утром и чуть не уехал, забыв о Максиме Максимыче. И мы слышим, что говорит старик, – в сравнении с его словами реплики Печорина оказываются убийственно холодными, пустыми, бездушными:

    «Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы подживаете? – сказал Печорин. – А.... ты... а... вы?.. – пробормотал со слезами на глазах старик… – сколько лет… сколько дней… да куда это? . .»

    Печорин «сказал». Старик «пробормотал со слезами на глазах». Приветливые слова Печорина оказываются слишком спокойными, слишком гладкими и потому – пустыми рядом со сбивчивой речью Максима Максимыча: «а. . . ты... а... вы?» Обычно говорят: «сколько лет, сколько зим» – время измеряют годами. Максим Максимыч сказал иначе: «сколько лет... сколько дней» – каждый день без Печорина старик помнил о нем, мечтал хотя бы о случайной встрече, мечтал как о чуде, не веря, – чудо осуществилось, и что же?

    Ответы Печорина на прерывистые вопросы старика оказываются нестерпимо холодными, даже грубыми: «Еду в Персию – и дальше», «Мне пора».

    В этом одном слове – ответ на все вопросы старика. Скучал все пять лет. От скуки решил ехать в Персию. Скучает и теперь, встретив старого друга. Скучал бы и с ним – потому и не хочет задержаться. Других причин нет – только скука. Почему он улыбается, произнося это горькое слово? Как понять странного человека? Приятно ему все-таки видеть Максима Максимыча, или улыбка его насмешлива: над собой усмехается, над своей скукой?

    Максим Максимыч полон воспоминаниями, они вырываются – старик не может удержаться и говорит даже то, о чем, пожалуй, бестактно напоминать:

    «– А помните наше житье-бытье в крепости? А Бэла?
    Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.
    – Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...»

    Так что же – он совсем бездушный человек? Можно понимать роман Лермонтова по-разному; каждый видит в нем снос, но все, конечно, видят и нечто общее. Я не верю, что Печорин забыл Бэлу – да и автор не верит: ведь он заметил, что Печорин зевнул «принужденно». Конечно, он помнит и не хочет вспоминать ее, не хочет ворошить прошлое, боится воскресить прежнюю боль.

    А ведь это и называется: эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую. Неужели совсем нет в нем жалости к бедному штабс-капитану?

    Отчего же, по-своему он жалеет. Категорически отказавшись задержаться, он вдруг заметил огорчение Максима Максимыча. «Благодарю, что не забыли... – прибавил он, взяв его за руку».

    На большую сердечность он, видимо, неспособен. Но старик не принимает этой душевной милостыни. «Он был печален и сердит, хотя старался скрыть это». «Забыть! – проворчал он: – я-то не забыл ничего...»

    В этом «я-то» – скрытый упрек: …вы забыли, а не я… Опять Печорин пытается как-то сгладить свою холодность: «Ну, полно, полно!» – говорит он Максиму Максимычу, «обняв его дружески». Слова его приветливы. Но, «говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал подбирать вожжи». Если раньше торопился Максим Максимыч навстречу Печорину, то теперь торопится Печорин – от старика, от воспоминаний. Дважды повторенное «уже» показывает, как быстр он теперь – сесть в коляску, отдать приказание ямщику успел за какие-то секунды...

    «– Постой, постой! – закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски: – совсем было забыл… У меня остались ваши бумаги… Что мне с ними делать?..
    – Что хотите! – отвечал Печорин. – Прощайте…»

    И снова странен нам этот человек. Оттолкнув, может быть, единственного любящего, преданного ему человека, он отталкивает и себя, свое прошлое – ведь оно в тех бумагах, от которых он отрекается. Что же ему дорого на свете? Неужели – ничто?

    Максим Максимыч еще кричал вслед, но «коляска была уже далеко»; в ответ на последний вопрос штабс-капитана: «а когда вернетесь?..» Печорин «сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..»

    Рассматривая то, что произошло, с позиции Максима Максимыча, мы осудим Печорина, он покажется нам холодным, равнодушным эгоистом.

    Но если взглянуть на происшедшее сего позиции? Одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, которые он приносил людям, Печорин одного только хочет: чтобы его останили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами, – и в этот самый миг встречает человека, который от чистого сердца, из самых лучших побуждений, непременно будет терзать его. . . В таком случае, если даже мы не сможем оправдать Печорина, то, по крайней мере, поймем его поведение.

    А Максим Максимыч оскорблен – и это естественно.

    «– Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах: – конечно, мы были приятели, – ну да что приятели в нынешнем веке!. .» Обида Максима Максимыча привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и взамен придумывает те, которые ему понятны: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара. Вишь, каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге. . . Что за коляска! . . сколько поклажи! .. и лакей такой гордый! . . – Эти слова были произнесены с иронической улыбкой»

    Мы сочувствуем Максиму Максимычу и в то же время понимаем его трагическую ошибку: в данном-то случае он неправ. Не потому Печорин пренебрег им, что он «не богат, не чиновен». Но как ему понять странного молодого человека, который и сам себя не понимает?

    Обида Максима Максимыча тем больнее, чем она непонятнее: за что? Разве он хоть чем-нибудь виноват перед Печориным? Любил, помнил, возил за собой его бумаги...

    Автор тоже помнит о бумагах - разумеется, они его заинтересовали. Максим Максимыч, хранивший их столько лет, теперь, под влиянием обиды, готов «наделать патронов» из записок Печорина, отдать их случайному спутнику: «.. .вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде было что-то детское... »

    Повесть «Максим Максимыч» по своей роли в структуре романа выполняет связующую функцию: она соединяет повесть «Бэла» и «Журнал Печорина» как в сюжетном, так и в идейном плане. Печорин, расставшись с Максимом Максимычем в предыдущей повести, вскоре встречает его во Владикавказе, где и разворачивается короткое действие главы-связки. Там он получает от штабс-капитана тетради с записками Печорина, которые легли в основу «Журнала Печорина».

    Меняется стилевая атмосфера повествования: если в «Бэле» события описываются на традиционно романтическом фоне при сохранении реалистической трезвости в описании характеров и событий, то повесть «Максим Максимыч» реалистична и по стилю, и по предмету изображения. В ней показана встреча странствующего литератора, слушателя истории о Печорине и Бэле. Максима Максимыча и самого Печорина. Эта встреча знаменательна и тем, что в ней по воле автора сошлись вместе все три повествователя в романе, то есть как бы пересеклись три взгляда на мир, три ракурса.

    Идейная сторона романа подчёркнута странностью в поведении Печорина. Во-первых, читателя неприятно удивляет, что Печорин не спешит увидеть Максима Максимыча. Вторая странность проявляется в безразличии, отчуждённости Печорина от происходящего, а также в настойчивом упоминании о Персии, куда направляется герой. И наконец, третья странность заключается в той лёгкости, с которой Печорин отказывается от своих записок, столь откровенно раскрывающих интимные стороны его души.

    Между тем все странности имеют объяснение. Прежде всего Печорин бессознательно уклоняется от встречи с Максимом Максимычем, потому что не хочет напоминаний о трагической истории своей любви, к тому же он явно испытывает острое чувство вины. Вспомним текст:

    Едва Максим Максимыч освоился, он сразу задал Печорину болезненный для того вопрос:

    - А помните наше житьё-бытьё в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

    Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.

    — Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув...

    Выбор Персии для путешествия тоже не случаен. Название страны звучит трижды, автор подчёркивает недоумение Максима Максимыча по этому поводу. Дело в том, что для культурного русского читателя того времени любое упоминание Персии несло трагический оттенок, вызывая в памяти гибель Грибоедова. Таким образом, Лермонтов включает Печорина в драматический ряд русских дворян-интеллигентов, объединённых общей судьбой. Слова Печорина: «Еду в Персию — и дальше...» — можно понять так, что герой едет навстречу неизбежной смерти. А лёгкость, с которой Печорин оставляет свои записки, свидетельствует о том, что герой отчуждён от жизни, от людей и самого себя, поэтому они для него словно дневник другого человека, чьи откровения не имеют к нему никакого отношения.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры