Суть проблемы курильских островов. Проблемы курильских островов

Главная / Измена

Тогда стало известно, что айны называли русских «братьями» из-за внешнего сходства. «А русских де людей те бородатые называют себе братьями», - сообщал проводник экспедиций Москвитина якутский казак Нехорошко Иванович Колобов в представленной Москвитиным в январе 1646 года царю Алексею Михайловичу «скаске» о службе в отряде Москвитина, когда рассказал о населяющих острова бородатых айнах. О первых русских поселениях того времени свидетельствуют голландские, германские и скандинавские средневековые хроники и карты. Первые сведения о Курильских островах и об их жителях дошли до русских в середине XVII в.

Новые сведения о Курильских островах появились после похода Владимира Атласова на Камчатку в 1697 году , в ходе которой были обследованы острова вплоть до Симушира на юге.

XVIII век

Карта Японии и Кореи, изданная Национальным географическим обществом США, 1945 г. Фрагмент. Подпись красным шрифтом под Курильскими островами гласит: «В 1945 г. в Ялте было согласовано, что Россия вернёт себе Карафуто и Курилы».

Сан-Францисский мирный договор (1951). Глава II. Территория.

с) Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.

Оригинальный текст (англ.)

(c) Japan renounces all right, title and claim to the Kurile Islands, and to that portion of Sakhalin and the islands adjacent to it over which Japan acquired sovereignty as a consequence of the Treaty of Portsmouth of 5 September 1905.

Послевоенные соглашения

Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии (1956). Статья 9.

Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении Мирного Договора.

При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.

13 декабря 2006 года. Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы.

11 июня 2009 года. Нижняя палата японского парламента одобрила поправки к закону «О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и подобных ему» , в которых содержится положение о принадлежности четырёх островов Южнокурильской гряды Японии. МИД России выступил с заявлением, в котором назвал подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми . 24 июня 2009 года было опубликовано заявление Государственной Думы в котором, в частности, было изложено мнение Государственной думы о том, что в сложившихся условиях усилия по решению проблемы мирного договора, по сути, утратили как политическую, так и практическую перспективу и будут иметь смысл только в случае дезавуирования принятых японскими парламентариями поправок . 3 июля 2009 года поправки были одобрены Верхней палатой японского парламента .

14 сентября 2009 года. Премьер-министр Японии Юкио Хатояма надеется добиться прогресса на переговорах с Россией о южных Курилах «за предстоящие полгода-год». .

23 сентября 2009 года. На встрече премьер-министра Японии Юкио Хатояма и президента РФ Дмитрия Медведева, Хатояма сказал о желании решить территориальный спор и заключить мирный договор с Россией.

1 апреля 2010 года официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко выступил с комментарием, в котором сообщал об утверждении 1 апреля Правительством Японии изменений и дополнений к т. н. «Основному курсу по содействию решению проблемы северных территорий» и заявил, что повторение необоснованных территориальных притязаний к России не может пойти на пользу диалогу по вопросу о заключении российско-японского мирного договора, а также поддержанию нормальных контактов между южными Курильскими островами, входящими в состав Сахалинской области России, и Японией .

29 сентября 2010 года Президент России Дмитрий Медведев заявил о намерении посетить южные Курилы. Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара сделал ответное заявление, в котором сообщил, что возможная поездка Медведева на эти территории создаст «серьёзные препятствия» в двусторонних отношениях. 30 октября глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью сообщил, что не видит «никакой связи» между возможным посещением президентом РФ Курильских островов и российско-японскими отношениями: «Президент сам решает, какие районы Российской Федерации он посещает».

1 ноября 2010 года Дмитрий Медведев прибыл на остров Кунашир , до этого момента главы России ни разу не посещали спорные южные Курильские острова (в 1990 году на Курилы приезжал председатель Верховного Совета РСФСР - Борис Ельцин) . Премьер-министр Японии Наото Кан выразил в связи с этим «крайнее сожаление»: «Четыре северных острова - это территория нашей страны, и мы последовательно занимаем такую позицию. Поездка туда президента вызывает крайнее сожаление. Я четко осознаю, что территории - это основа национального суверенитета. Районы, в которые СССР вступил уже после 15 августа 1945 года, - это наши территории. Мы последовательно придерживаемся такой позиции и настаиваем на их возвращении». Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара подтвердил японскую позицию: «Известно, что это наши исконные территории. Поездка туда президента России ранит чувства нашего народа, вызывает крайнее сожаление» . МИД России выпустил заявление, в котором японской стороне указано, что «предпринимаемые ею попытки влиять на выбор Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым маршрутов своих поездок по территории Российской Федерации абсолютно неприемлемы и несовместимы с добрососедским характером российско-японских отношений, которые сложились в последние годы» . В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав её недопустимой. Сергей Лавров также подчеркнул, что эти острова являются территорией России .

2 ноября министр иностранных дел Японии Сейдзи Маэхара сообщил, что глава японской миссии в России временно вернётся в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом . Через полторы недели посол Японии вернулся в Россию . В то же время запланированная на 13-14 ноября встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на съезде Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества отменена не была . Также 2 ноября появилась информация, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова .

13 ноября главы МИД Японии и России Сейдзи Маэхара и Сергей Лавров на встрече в Иокогаме подтвердили намерение развивать двусторонние отношения во всех областях и договорились вести поиск взаимоприемлемого решения территориального вопроса .

Базовая позиция России

Принципиальная позиция Москвы состоит в том, что южные Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны и закрепленными в Уставе ООН, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит . В 2012 году министр иностранных дел РФ заявил, что проблема Курильских островов может быть решена в России только путём проведения референдума . Впоследствии МИД России официально опроверг постановку вопроса о каком-либо референдуме: «Это грубое передергивание слов министра. Подобные интерпретации мы расцениваем как провокационные. Ни один здравомыслящий политик никогда не поставит этот вопрос на референдум» . Помимо этого, российские власти в очередной раз официально подтвердили безусловную неоспоримость принадлежности островов России, заявив, что в связи с этим вопроса о каком-либо референдуме не может стоять по определению .

Базовая позиция Японии

Базовая позиция Японии

(1) Северные территории являются вековыми территориями Японии, продолжающими находиться под незаконной оккупацией России. Правительство Соединённых Штатов Америки также последовательно поддерживает позицию Японии.

(2) Чтобы решить этот вопрос и по возможности быстро заключить мирный договор, Япония энергично продолжает переговоры с Россией на основании уже достигнутых соглашений, таких, как Японско-советская совместная декларация 1956 года, Токийская декларация 1993 года, Иркутское заявление 2001 года и Японско-российский план действий 2003 года.

(3) Согласно японской позиции, в случае подтверждения принадлежности Северных территорий к Японии, Япония готова гибко подойти ко времени и порядку их возврата. Вдобавок, поскольку японские граждане, жившие на Северных территориях, были насильственно выселены Иосифом Сталиным, Япония готова прийти к соглашению с российским правительством с тем, чтобы проживающие там российские граждане не подвергнулись такой же трагедии. Иными словами, после возврата островов Японии, Япония намерена уважать права, интересы и желания ныне живущих на островах россиян.

(4) Правительство Японии призвало население Японии не посещать Северные территории вне рамок безвизовой процедуры до разрешения территориального спора. Аналогично, Япония не может допустить никакой деятельности, включая экономическую деятельность третьих сторон, которая могла бы рассматриваться как подчинение «юрисдикции» России, а также позволять деятельность, которая предполагала бы «юрисдикцию» России над Северными территориями. Япония придерживается политики принятия соответствующих мер, чтобы предотвратить такую деятельность.

Оригинальный текст (англ.)

Japan"s Basic Position

(1) The Northern Territories are inherent territories of Japan that continues to be illegally occupied by Russia. The Government of the United States of America has also consistently supported Japan"s position.

(2) In order to solve this issue and to conclude a peace treaty as soon as possible, Japan has energetically continued negotiations with Russia on the basis of the agreements and documents created by the two sides so far, such as the Japan-Soviet Joint Declaration of 1956, the Tokyo Declaration of 1993, the Irkutsk Statement of 2001 and the Japan-Russia Action Plan of 2003.

(3) Japan"s position is that if the attribution of the Northern Territories to Japan is confirmed, Japan is prepared to respond flexibly to the timing and manner of their actual return. In addition, since Japanese citizens who once lived in the Northern Territories were forcibly displaced by Joseph Stalin, Japan is ready to forge a settlement with the Russian government so that the Russian citizens living there will not experience the same tragedy. In other words, after the return of the islands to Japan, Japan intends to respect the rights, interests and wishes of the Russian current residents on the islands.

(4) The Japanese government has requested Japanese people not to enter the Northern Territories without using the non-visa visit frameworks until the territorial issue is resolved. Similarly, Japan cannot allow any activities, including economic activities by a third party, which could be regarded as submitting to Russian “jurisdiction,” nor allow any activities carried out under the presumption that Russia has “jurisdiction” in the Northern Territories. Japan is of the policy to take appropriate steps to ensure that this does not happen. .

Оригинальный текст (яп.)

日本の基本的立場

(1)北方領土は、ロシアによる不法占拠が続いていますが、日本固有の領土であり、この点については例えば米国政府も一貫して日本の立場を支持しています。政府は、北方四島の帰属の問題を解決して平和条約を締結するという基本的方針に基づいて、ロシア政府との間で強い意思をもって交渉を行っています。

(2)北方領土問題の解決に当たって、我が国としては、1)北方領土の日本への帰属が確認されるのであれば、実際の返還の時期及び態様については、柔軟に対応する、2)北方領土に現在居住しているロシア人住民については、その人権、利益及び希望は、北方領土返還後も十分尊重していくこととしています。

(3)我が国固有の領土である北方領土に対するロシアによる不法占拠が続いている状況の中で、第三国の民間人が当該地域で経済活動を行うことを含め、北方領土においてあたかもロシア側の「管轄権」に服したかのごとき行為を行うこと、または、あたかも北方領土に対するロシアの「管轄権」を前提としたかのごとき行為を行うこと等は、北方領土問題に対する我が国の立場と相容れず、容認できません。  したがって、日本国政府は、広く日本国民に対して、1989年(平成元年)の閣議了解で、北方領土問題の解決までの間、ロシアの不法占拠の下で北方領土に入域することを行わないよう要請しています。

(4)また、政府は、第三国国民がロシアの査証を取得した上で北方四島へ入域する、または第三国企業が北方領土において経済活動を行っているという情報に接した場合、従来から、しかるべく事実関係を確認の上、申入れを行ってきています 。

Оборонный аспект и опасность вооруженного конфликта

В связи с территориальным спором о принадлежности южных Курил существует опасность военного конфликта с Японией . В настоящее время Курилы защищает пулеметно-артиллерийская дивизия (единственная в России), а Сахалин – мотострелковая бригада. Указанные соединения имеют на вооружении 41 танк Т-80, 120 транспортеров МТ-ЛБ, 20 береговых комплексов противокорабельных ракет, 130 артсистем, 60 зенитных средств (комплексы «Бук», «Тунгуска», «Шилка»), 6 вертолетов Ми-8. Вооруженные силы Японии насчитывают: 1 танковую и 9 пехотных дивизий, 16 бригад (около 1 000 танков, более 1 000 БМП и БТР, около 2 000 артсистем, 90 ударных вертолетов), 200 истребителей F-15, 50 истребителей-бомбардировщиков F-2 и до 100 F-4. Тихоокеанский флот России насчитывает 3 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), 4 атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК), 3 многоцелевые АПЛ, 7 дизельных лодок, 1 крейсер, 1 эсминец, 4 больших противолодочных корабля, 4 десантных корабля, 14 ракетных катеров, около 30 боевых кораблей других типов (тральщики, малые противолодочные и др.). Японский флот имеет в своем составе 20 дизельных ПЛ, легкий авианосец, 44 эсминца (из них 6 с системой «Иджис»), 6 фрегатов, 7 ракетных катеров, 5 десантных кораблей и еще около 40 вспомогательных.

В случае начала вооруженного конфликта целью Японии будет блокирование морских и воздушных коммуникаций на южные Курилы.

Политико-экономическая и военно-стратегическая ценность вопроса

Принадлежность островов и судоходство

Нередко заявляется, что между островами пролегают единственные российские незамерзающие проливы Екатерины и Фриза из Японского моря в Тихий океан , и, таким образом, в случае передачи островов Японии Тихоокеанский флот России в зимние месяцы будет испытывать трудности по выходу в акваторию Тихого океана:

Начальник Федерального главного управления «МАП Сахалина» министерства транспорта РФ Егоров М. И. в ходе доклада особо предупредил, что в случае уступки территориальным требованиям Японии, Россия потеряет незамерзающие пролив Фриза и пролив Екатерины. Тем самым Россия потеряет свободный выход в Тихий Океан. Япония обязательно сделает проход через проливы платным или ограниченным.

Как записано в Морском праве:

Государство имеет право временно приостановить мирный проход через отдельные участки своих территориальных вод, если этого настоятельно требуют интересы его безопасности.

Однако ограничение российского судоходства - кроме боевых кораблей при конфликте - в этих проливах, а тем более введение платы противоречило бы некоторым положениям общепризнанного в международном праве (в том числе признанному в

В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией начнется 24 апреля.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В Японии спорные острова называют "северными территориями", а в России - "Южными Курилами". Они часть большого архипелага Курильские острова (японское название Чишима-ретто) и представляют собой цепь вулканических островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо (Япония).

Немного географии

Острова отделяют Охотское море от Тихого океана. Длина около 1200 км. Площадь около 15,6 тыс. кв. км. Состоят из двух параллельных гряд островов – Большой Курильской и Малой Курильской.

Общая площадь всех спорных островов 5 тыс. кв. км.

Самый южный остров Курильской гряды прекрасно виден с северной оконечности японского Хоккайдо даже в дождливую погоду. Географы до сих пор спорят о происхождении Курил. Российские специалисты считают их частью Камчатского шельфа. Японские уверены, что они расположены на шельфе острова Хоккайдо. Полный список спорных островов приведен в конце статьи.

На Кунашире проживает около 4 тыс. человек, на Шикотане - 3 тыс. чел., на Итурупе - 8 тыс. На Хабомаи гражданского населения нет - только российские пограничники. Их общее число на островах - около 5 тыс.

Подробнее о каждом

Кунашир – самый южный остров Курильской гряды. Отсюда виден японский остров Хоккайдо. Площадь Кунашира около 1550 кв. км. Высота до 1819 м. На острове есть действующие вулканы (Тятя и др.) и горячие источники, действует геотермальная электростанция (ГеоТЭС) мощностью 500 кВт. На острове расположены поселок Южно-Курильск (около 5500 человек) и заповедник Курильский. Коренное население – айны. На языке айнов Кунашир означает «черный остров».

Итуруп - самый крупный по площади (6725 км2) остров. Вулканический массив (высота до 1634 м): вулкан Кудрявый и др. Заросли бамбука, елово-пихтовые леса, стланик. На Итурупе расположен г. Курильск (около 2700 человек по данным на 1989 год). На языке айнов Итуруп означает «лучшее место».

Шикотан - самый большой остров в Малой Курильской гряде (182 км2). Населенные пункты - Малокурильское и Крабозаводское. Развито рыболовство и добыча морских животных.

Некоторые специалисты утверждают, что контроль над островами в принципе позволяет блокировать морские пути с Дальнего Востока к тихоокеанскому побережью США и серьезно осложнить деятельность любого флота в регионе.

Но денег все равно нет

Экономическое значение Курил заметно уступает стратегическому. В бюджете СССР, а потом и России, никогда не было денег на освоение этих островов. Расположенные на Итурупе месторождения ценных и редкоземельных металлов до сих пор даже не разведаны. Себестоимость добычи этих руд настолько велика, что их разработка экономически бессмысленна. Лосось - едва ли не все экономическое богатство этого края.

Основное занятие жителей Южных Курил – рыболовство. Мимо этих островов из Тихого океана в Охотское море проходят огромные стада лососевых. Осенью, в период нереста, рыба заходит и в здешние реки. У берегов Курил добывают крабов и морскую капусту. По некоторым оценкам, добыча морской фауны в этом районе может приносить России около 4 миллиардов долларов в год. Приносит – едва ли миллиард, но и эти деньги пропадают бесследно.

Главную роль в экономике островов играет рыбопереработка. Ведущее предприятие - ЗАО "Рыбокомбинат "Островной" - находится на Шикотане (это самое крупное предприятие в отрасли на Дальнем Востоке). Здесь же находится ЗАО "Крабозаводский". На Кунашире работает ООО "Южно-Курильский комбинат", на Итурупе - Курильский рыбозавод.

При этом полным ходом идет нелегальный экспорт в Японию морепродуктов: россияне браконьерствуют, а японцы снабжают промысловиков-нелегалов оборудованием. По оценкам Госкомрыболовства, суммарные потери государства от этого бизнеса составляют от 700 млн до 1 млрд долларов в год.

На Кунашир и Итуруп можно попасть самолетом из Южно-Сахалинска (регулярные рейсы четыре раза в неделю). С Шикотаном воздушного сообщения нет. Единственный способ добраться до материка - с попутным кораблем.

Кто хочет в Японию

Вот уже несколько лет подряд жители Шикотана зимой сидят без тепла и света. В местном бюджете нет денег на завоз угля. Выручают японцы, которые регулярно направляют на острова танкеры с дизельным топливом.

Журналисты, посещающие острова в последние годы, отмечают, что многие местные жители давно готовы стать гражданами Японии. На островах все чаще звучит лозунг "Курилы - Японии, но вместе с курильчанами!" По данным Комитета защиты Курил и территориальной целостности России, около 40 процентов населения Южных Курил не возражают против передачи островов Японии.

Между Южными Курилами и Японией с апреля 1992 года действует безвизовый обмен. Токио регулярно оказывает жителям островов материально-техническое содействие и гуманитарную помощь. Так, японцы помогли восстановить разрушенную инфраструктуру после сильнейшего землетрясения 1994 года. В настоящее время в Южно-Курильске (на Кунашире) ими построен единственный пирс и строится электростанция.

Проблема островов после 1945: два взгляда на одну проблему

Как выглядит проблема Курильских островов из Японии и из России? Какие агрументы выдвигают политики обеих стран?

Острова – верните. Все четыре

Большинство японцев выражает свое отношение к проблеме Южных Курил, или "северных территорий" однозначно: Верните наши острова!

Японская общественность настолько убеждена, что южнокурильские острова являются "исконно японской" землей, что им даже не приходит в голову предположить, что в России может существовать иная точка зрения. На протяжении всей истории российско-японских отношений территориальный вопрос являлся одним из главных предметов разногласий, особенно обострившихся после окончания второй мировой войны.

Между тем, напряжение в отношениях между нашими странами существует: договор о мире так и не был подписан со времен окончания второй мировой войны, а его подписание японская сторона увязывает именно с передачей Японии четырех южнокурильских островов.

А вот что заявляется со страниц правительственного сайта префектуры Хоккайдо: "Острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, или "северные территории" - это острова, которые освоили и передавали из поколения в поколение наши предки. До августа 1945 года на четырех северных островах мирно жило 3.100 японских семей общей численностью 17.000 человек, которые занимались преимущественно рыбным промыслом. Но сразу же после окончания второй мировой войны острова были незаконно оккупированы Советской Армией, и японцы не могут проживать на них. Эти четыре северных острова и с исторической, и с международно-правовой точки зрения являются исконно японскими территориями, и, несомненно, должны быть возвращены Японии".

То туда, то сюда

Японский ученый Вада Биммей назвал проблему "северных территорий" "внебрачным ребенком холодной войны". Впервые Япония начала претендовать на "северные территории" вскоре после подписания в 1951 году "договора безопасности" с США, который был продлен в 1960 и в 1970 годах.

Вторая попытка заключить мирный договор СССР и Японии была предпринята в 1956 году в Лондоне. Переговоры шли довольно успешно, и Хрущев даже пообещал передать самые южные острова - Шикотан и Хабомаи после подписания мирного договора, если Япония ликвидирует на своей территории все иностранные военные базы.

Переговоры были сорваны, и хотя в конце 1956 года дипломатические отношения между СССР и Японией восстановились, но до начала перестройки в СССР вопрос об островах стал запретной темой.

В ноябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин в своем письме к россиянам указал на необходимость достижения окончательного послевоенного урегулирования в отношениях с Японией и отметил, что будет проявлена забота об интересах жителей упомянутых островов. Японское правительство также заявило о своем намерении в полной мере уважать при решении территориальной проблемы права, интересы и пожелания россиян, проживающих в настоящее время на островах.

Во время визита в Японию Президента России Б. Ельциным (октябрь 1993 г.) была подписана Токийская декларация. В ней констатировалось, что обе стороны "провели серьезные переговоры о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи", договорились о продолжении переговоров с целью "скорейшего заключения" мирного договора на основе "принципов законности и справедливости".

В последующем проблемы заключения мирного договора и территориального размежевания между Россией и Японией неоднократно рассматривались на встречах руководителей двух стран. В результате этих встреч стороны приняли решение приложить все усилия к тому, чтобы заключить мирный договор к 2000 г.

Примерно с того же времени в документах МИДа России появился термин "проблема пограничного размежевания с Японией", давший основание некторым наблюдателям говорить о наметившейся готовности Москвы в конечном счете отдать Курилы (или только два самых южних острова), например, в ходе "уточнения границ".

Попытка констатировать факты

В "Совместном сборнике документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией", подготовленном в 1992 г. министерствами иностранных дел России и Японии, состояние вопроса изложено так:

"В результате продвижения россиян на Курильские острова с севера, а японцев - с юга к середине X1X века российско-японская граница сложилась между островами Итуруп и Уруп. Эта граница была юридически зафиксирована Трактатом о торговле и границах между Россией и Японией от 26 января (7 февраля) 1855 г., который мирным путем установил, что острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи являются территорией Японии, а острова к северу от Урупа - территорией России.

По Российско-японскому трактату от 25 апреля (7 мая) 1875 г. острова от Урупа до Шумшу были мирным путем уступлены Россией Японии в обмен на уступку Японией России прав на остров Сахалин.

С заключением Трактата о торговле и мореплавании между Россией и Японией от 27 мая (8 июня) 1895 г. Трактат 1855 г. утратил силу, но одновременно была подтверждена действенность Трактата 1875 г.

В соответствии с Портсмутским мирным договором между Россией и Японией от 23 августа (5 сентября) 1905 г. Россия уступила Японии часть острова Сахалин южнее пятидесятой параллели северной широты. В свете российских и японских документов того периода очевидно, что со времени установления в 1855 г. российско-японских дипломатических отношений принадлежность островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи ни разу не ставилась Россией под сомнение.

В Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией от 20 января 1925 г., провозгласившей установление дипломатических отношений между Советским Союзом и Японией, Советский Союз согласился, что Портсмутский договор 1905 г. остается в силе.

В Англо-американской декларации (Атлантической хартии) от 14 августа 1941 г., к которой Советский Союз присоединился 24 сентября 1941г., сказано, что "США и Великобритания не стремятся к территориальным и иным приобретениям" и "не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов".

В Каирской декларации США, Великобритании и Китая от 27 ноября 1943 г., к которой 8 августа 1945 г. присоединился Советский Союз, отмечается, что союзники "не стремятся ни к каким завоеваниям для самих себя и не имеют никаких помыслов о территориальной экспансии". Одновременно в декларации сказано, что цель союзников заключается, в частности, в том, чтобы "изгнать" Японию с территорий, "которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности".

Крымское (Ялтинское) соглашение трех великих держав (СССР, США и Великобритании) по вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 г. предусматривало в качестве одного из условий вступления СССР в войну против Японии "передачу Советскому Союзу Курильских островов". Советский Союз утверждал, что благодаря Ялтинскому соглашению было получено юридическое подтверждение передачи ему Курильских островов, включая острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Япония придерживается той позиции, что Ялтинское соглашение не является решением относительно окончательного территориального урегулирования и что Япония, которая не была участником данного соглашения, ни юридически, ни политически не связана его положениями.

В Потсдамской декларации США, Великобритании и Китая от 26 июля 1945 г., к которой 8 августа 1945 г. присоединился Советский Союз, зафиксировано, что условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые укажут союзники. Япония 15 августа 1945 г. приняла Потсдамскую декларацию и капитулировала.

В Пакте о нейтралитете между СССР и Японией от 13 апреля 1941 г. стороны обязались взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. В пакте указывалось, что он сохраняет силу в течение пяти лет и что если ни одна из договаривающихся сторон не денонсирует пакт за год до истечения срока, он будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.

После того как Советский Союз объявил о желании денонсировать советско-японский Пакт о нейтралитете 5 апреля 1945 г., пакт должен был утратить силу 25 апреля 1946 г. Советский Союз объявил войну Японии 9 августа 1945 г.

В конце августа - начале сентября 1945 г. Советский Союз занял острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, а указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. эти территории были включены в состав РСФСР. В Сан-Францисском мирном договоре с Японией от 8 сентября 1951 г. зафиксирован отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть о. Сахалин. Договор, однако, не устанавливал, к какому государству переходят упомянутые территории. Советский Союз этот договор не подписал.

Вопрос о пределах Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому договору, затрагивался в заявлении директора договорного департамента МИД Японии К. Нисимуры в парламенте Японии 19 октября 1951 г., в заявлении парламентского заместителя министра иностранных дел Японии К. Мориситы в парламенте Японии 11 февраля 1956 г., в памятной записке государственного департамента США, являющихся одним из составителей этого договора, правительству Японии от 7 сентября 1956 г.

Поскольку Советский Союз не подписал Сан-Францисский мирный договор, между Советским Союзом и Японией были проведены отдельные переговоры о заключении мирного договора. Однако из-за расхождения позиций сторон по его территориальной статье согласия достигнуто не было.

В обменных письмах между первым заместителем министра иностранных дел СССР А. А. Громыко и полномочным представителем правительства Японии С. Мацумото от 29 сентября 1956 г. зафиксировано согласие сторон на продолжение после восстановления дипломатических отношений переговоров о заключении мирного договора, включающего и территориальный вопрос. Обмен указанными письмами открыл путь к восстановлению советско-японских дипломатических отношений и подписанию Совместной декларации СССР и Японии.

Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г. прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В Совместной декларации зафиксировано согласие СССР и Японии на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений переговоров о заключении мирного договора, а также согласие Советского Союза на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора.

Совместная декларация СССР и Японии была утверждена парламентом Японии 5 декабря 1956 г. и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 8 декабря 1956 г. Обмен ратификационными грамотами был проведен в Токио 12 декабря 1956 г.

В 1960 г. Советский Союз в связи с заключением нового японо-американского договора безопасности дополнительно обусловил возвращение Японии островов Хабомаи и Шикотан выводом с японской территории всех иностранных войск. В ответ правительство Японии выдвинуло возражение, заключающееся в том, что нельзя в одностороннем порядке менять содержание Совместной декларации СССР и Японии, которая является договором, ратифицированным парламентами обеих стран.

Позднее с советской стороны стали делаться заявления о том, что территориальный вопрос в отношениях между СССР и Японией решен в результате второй мировой войны и как таковой вообще не существует.

В Совместном советско-японском заявлении от 10 октября 1973 г. по итогам переговоров на высшем уровне в Москве было отмечено, что "урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими сторонами".

В Совместном советско-японском заявлении от 18 апреля 1991 г. по итогам переговоров на высшем уровне в Токио сказано, что стороны провели "переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между СССР и Японией, включая проблему территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп". В заявлении подчеркивается также важность ускорения работы по заключению мирного договора.

После образования в декабре 1991 г. Содружества Независимых Государств и признания Японией Российской Федерации в качестве государства-продолжателя СССР переговоры по мирному договору, которые велись между СССР и Японией, продолжаются между Японией и Российской Федерацией.

Стороны придерживаются общего принципа необходимости решения территориальной проблемы на основе "законности и справедливости".

Курильские острова — цепь вулканических островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо, отделяют Охотское море от Тихого океана. Протяжённость — 1175 км. Площадь — 15,6 тыс. км². Имеют важное военно-стратегическое и большое экономическое значение. Включают 20 крупных и более 30 мелких островов, которые разделены на Большую Курильскую гряду и Малую Курильскую гряду. В настоящий момент все Курильские острова контролируются Россией и входят в её Сахалинскую область, часть островов является предметом территориального спора между Россией и Японией.

В 1745 году большая часть Курильских островов была нанесена на "Генеральную карту Российской империи" в Академическом атласе.

В 70-х годах XVIII века на Курилах существовали постоянные русские поселения под начальством иркутского мещанина Василия Звездочетова. На карте 1809 года Курилы и Камчатка приписывались к Иркутской губернии. В XVIII веке мирная колонизация россиянами Сахалина, Курил и северо-востока Хоккайдо, в основном, завершилась. Параллельно с освоением Курил Россией шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп.

К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных - Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

7 февраля 1855 года был подписан первый русско-японский договор - Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 году Россия подписала русско-японский договор, согласно которому она уступала Японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С 1875 по 1945 года Курильские острова находились под управлением Японии.

11 февраля 1945 года между руководителями Советского Союза, США и Великобритании - И. Сталиным, Ф. Рузвельтом, У. Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому после окончании войны против Японии Курильские острова должны быть переданы Советскому Союзу.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан. После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита Президента СССР в Токио. Японская сторона выдвигает претензии на южные Курильские острова, мотивируя их ссылками на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 года, по которому указанные острова были признаны японскими, а также на то, что эти территории не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору 1951 года.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов. В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов. Одним из результатов такой работы стало начало реализации в сентябре 1999 года договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей. Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года. Позиция российской стороны по вопросу о пограничном размежевании состоит в том, что южные Курильские острова перешли к нашей стране по итогам Второй мировой войны на законном основании в соответствии с договоренностями союзных держав (Ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 г., Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г.). Подтверждая приверженность ранее достигнутым договоренностям о проведении переговоров по мирному договору, включая вопрос о пограничном размежевании, российская сторона подчеркивает, что решение этой проблемы должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и национальным интересам России, получить поддержку общественности и парламентов обеих стран.

Курильские острова - цепь островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо, отделяющая Охотское море от Тихого океана. Протяжённость - около 1200 км. Общая площадь - 15,6 тыс. км. К югу от них проходит государственная граница Российской Федерации с Японией. Острова образуют две параллельные гряды: Большую Курильскую и Малую Курильскую. Включают 56 островов. Имеют важное военно-стратегическое и экономическое значение .

Территориально Курильские острова входят в Сахалинскую область России. Южные острова архипелага - Итуруп, Кунашир, Шикотан, а также острова Малой Курильской гряды.

На островах и в прибрежной зоне разведаны промышленные запасы руд цветных металлов, ртути, природного газа, нефти. На острове Итуруп, в районе вулкана Кудрявый, находится самое богатое из известных в мире минеральное месторождение рения (редкий металл, стоимость 1 кг составляет 5000 долл. США). Благодаря этому Россия занимает третье место в мире по природным запасам рения (после Чили и США). Общие ресурсы золота на Курильских островах оцениваются в 1867 тонн, серебра - 9284 тонн, титана - 39,7 млн тонн, железа - 273 млн тонн.

Территориальный конфликт между РФ и Японией имеет долгую историю:

После поражения в 1905 г. в русско-японской войне Россия передала Японии южную часть Сахалина;

В феврале 1945 г. Советский Союз пообещал США и Великобритании начать войну с Японией при условии возвращения ему Сахалина и Курильских островов;

2 февраля 1946 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинской области в составе Хабаровского края РСФСР;

В 1956 г. Советский Союз и Япония приняли Совместный договор, официально заканчивающий войну между двумя государствами и передающий Японии острова Малой Курильской гряды. Подписать договор, однако, не получилось, потому что по нему выходило, что Япония отказывается от прав на Итуруп и Кунашир, из-за чего США пригрозили не отдать Японии остров Окинава.

Позиция России

Официальную позицию российского военно-политического руководствав 2005 году выразил Президент РФ Владимир Путин, заявив, что принадлежность островов определена итогами Второй мировой войны и что в этом смысле Россия ни с кем не собирается этот вопрос обсуждать. Но в 2012 году он сделал для японцев очень обнадеживающее заявление, сказав, что спор должен быть решен на основе устраивающего обе стороны компромисса. "Что-то вроде хикиваке. Хикиваке - термин из дзюдо, когда ни одной из сторон не удалось добиться победы", - пояснил Президент.

В то же время Правительство РФ неоднократно заявляло, что суверенитет над южными Курилами обсуждению не подлежит, и Россия будет укреплять на них свое присутствие, предпринимая все необходимые для этого усилия. В частности, осуществляется Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов", благодаря которой на бывших японских "северных территориях" идет активное строительство инфраструктурных объектов, планируется построить аквакультурные сооружения, детские сады и больницы.

Позиция Японии

Каждый премьер-министр, каждая победившая на выборах партия настроена на возвращение Курил. При этом в Японии существуют партии, которые претендуют не только на южные Курилы, но и на все Курильские острова вплоть до Камчатки, а также южную часть острова Сахалин. Также в Японии организовано политическое движение за возвращение "северных территорий", ведущее регулярную пропагандистскую деятельность.

При этом японцы делают вид, что никакой границы с Россией в районе Курил не существует. Принадлежащие России южные Курильские острова на всех картах и открытках показаны как территория Японии. На указанные острова назначаются японские мэры и начальники полиции. Дети в японских школах учат русский язык – на тот случай, если острова вернут Японии. Более того, учат показывать на карте "северные территории" и малолетних воспитанников детских садов. Таким образом, поддерживается мысль о том, что здесь Япония не заканчивается.

По решению правительства Японии, начиная с 7 февраля 1982 г., в стране ежегодно отмечается "День северных территорий". Именно в этот день в 1855 г. был заключен Симодский трактат, первый русско-японский договор, согласно которому острова Малой Курильской гряды отходили к Японии. В этот день традиционно проводится "общенациональный митинг за возвращение северных территорий", в котором принимают участие премьер и министры правительства, депутаты парламента от правящей и оппозиционных политических партий, бывшие жители южной части Курил. При этом на улицы японской столицы выезжают десятки разрисованных лозунгами и под милитаристскими флагами агитационных автобусов ультраправых группировок с мощными динамиками, курсирующих между парламентом и посольством России.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры