Долгий путь к прозрению главных героев повести В. Пелевина «Затворник и шестипалый

Главная / Измена мужа

«Затворник и Шестипалый» - повесть с элементами сатиры и сказки. Эта повесть напоминает притчу. Главные герои повести – два цыпленка, Затворник и Шестипалый, живущие на комбинате (птицефабрике) имени Луначарского. Правда, об этом читатель узнает не сразу, а догадывается постепенно, т.к. в повести прямым текстом не сообщается, кем же являются герои.

Цыпленка по имени Шестипалый «изгоняют из социума» – на языке героев социумом называется общество всех цыплят одного «мира» – одного контейнера с птицами. Он знакомится с другим героем, Затворником, который является для писателя приближенной к идеалу моделью личности человека.


Сначала Шестипалый с опаской относится к идеям нового знакомого, но затем постепенно проникается мыслью Затворника о побеге с помощью полета. Идея полета – главного средства для того, чтоб стать свободным, вырвавшись из вселенной птицефабрики (это – аллегория обыденности, примитивного общества, где важнее всего «подобраться поближе к кормушке» – получить материальные и статусные преимущества; члены такого общества готовы послушно смириться с тем, что гибнут физически, Пелевин больше говорит о духовном погибании, о неспособности человека вырваться из плена обыденных суждений, массовости, творить), и Затворнику с Шестипалым это удается.

Главное, о чем рассуждает автор это свобода. Свобода любить (умение любить), свобода творить, свобода жить так, как хочется тебе самому. Идея яркой, насыщенной жизни, которая невозможна, если жить с оглядкой на социум, быть приспособленцем, неспособным мыслить, а способным только бороться за материальные блага, влиться в общество потребления – и есть главная идея Пелевина.

Понятие «личность» и ее место в авторской концепции

Так как повесть Виктора Пелевина более всего напоминает притчу, для книги характерны метафоры. Центральное место в повести Пелевина занимает главный герой – Затворник. Вторым главным героем является Шестипалый, который вначале больше похож на антигероя (он труслив, слепо верит догмам, которые, если их рассмотреть, оказываются порождениями глупости, невежества и банального незнания, не готов воспринимать новое), однако впоследствии Шестипалый примыкает к Затворнику и тоже приближается к идеалу личности – в конце повести ему даже удается взлететь раньше, чем Затворнику. Автор в своей концепции ставит личность во главу угла.

Характеристики личности

Личность всегда готова к восприятию чего-то нового. Она имеет реформаторский склад ума, однако эти реформы скорее направление на преобразование себя или близких людей, по крайней мере тех, кто готов меняться сам. Такая личность не будет менять окружающий мир насильственным путем, она может помочь тем, кому это нужно, но только если на это действительно есть согласие. Это говорит нам о цельности личности. Личность знает, в чем состоит ее путь и ничто не сможет сдвинуть ее с него. И конец повести показывает, что такие личности добиваются своего и обретают свободу и счастье, их надежды оправдываются, даже если большая часть их мира – того мира, который на самом деле не является лучшим для них, против. Личность всегда стремится к лучшему, она хочет развить себя, самосовершенствоваться, и, конечно, найти тот мир, общество, в котором возможен будет покой и гармония. Личность готова пожертвовать чем-то, она не ставит целью своего существования достичь своего блага.

Всё же, для личности большую ценность имеет преобразовывать что-то, кого-то еще. Конечно, она не навязывает никому свое общество, сначала может показаться замкнутой, закрытой, но такая личность способна искренне полюбить, к тому же, она на самом деле любит весь мир, просто иногда это не сразу понятно по ее поведению. Но когда личность проявляет любовь – это – лучшее из ее состояний. Самое же главное свойство такой личности – умение не терять надежды. Личность – мужественна. Даже не зная, что будет дальше, имеет ли все это (преобразования, изменения, потери, трата времени) смысл, она все равно будет самоотверженно развиваться, познавать, стремиться к лучшему и помогать ближним своим делать то же самое. Это и говорит о богатом внутреннем мире и духовной силе такой личности.

Структура личности по Пелевину

Личность должна быть цельной. Структура личности по Пелевину выглядит так: внутри каждого человека находится ядро, то есть, что-то, что присуще только этому человеку, его индивидуальность. Ядро содержит в себе способность любить, оно может свободно проявлять чувства, познавать окружающий мир и любить то, как этот мир открывается, каким предстает. Но вокруг ядра у каких-то людей может появиться оболочка. Оболочка – это то, что не дает ядру личности быть ярким, светить миру, освещать путь самому себе. Этими оболочками может быть общественное давление, страх перед будущим, лень, нежелание что-то делать, уныние. И настоящая личность – это та, которая надеется и пытается действовать и преображать(ся), несмотря на все помехи этому.

Ядро личности, его сущность, и дает эти лучи, дает силу личности двигаться вперед. Надежда извне, благоволение судьбы тоже важны, но даже если надежды, как кажется, нет, все-таки она есть. И поэтому нельзя скрывать свое ядро, приспосабливаться к чему-то, что тебе чуждо, потому что личность должна гореть, а не гнить.

Место личности в обществе

Может показаться, что Пелевин описывает абсолютно антисоциального человека. Понятие «социум» часто появляется на страницах повести, и всегда оно имеет негативную окраску. Главных героев, на чьи модели личности и предлагает нам ориентироваться автор, из социума попросту изгоняют. Их общество, такие же, как они, цыплята, не желают терпеть рядом с собой отличных от них самих героев, причем если Шестипалый изгнан за физическую непохожесть – он имеет шесть пальцев, то Затворник же изгнан за то, что часто философствовал, не соглашался. Однако… Личность вовсе не чувствует себя ущербной, если большинство не хочет разделять ее взгляды, принимать их как своих. Но у нее есть и единомышленники: к примеру, крыса Одноглазка вполне мирно рассуждает и философствует с Затворником. Да и Шестипалый прислушался к главному герою, впоследстии став таким же, как он, потеряв всякое желание жить «в социуме». Пелевин имеет в виду не отшельников, а свободно мыслящих людей. Возможно, в какой-то степени здесь есть и отсылка к социалистическому режиму, где за инакомыслие можно было даже попасть в тюрьму; возможно, ведется речь об обществе потребления, материалистах, стремящихся лишь укрепить социальный статус.

В любом случае, антисоциальность здесь рассматривается скорее как достоинство, потому что в таком социуме, каким его описывает Пелевин, свободной личности вряд ли захочется жить. Поэтому Личность, какой ее представляет автор, может быть одинокой (но это никак не помешает ее цельности), может иметь несколько близких друзей-единомышленников, а может и построить свой социум или же постепенно изменить уже существующий (как изменил Затворник Шестипалого). Это произведение имеет схожесть с «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, ведь в том произведении главный герой тоже был изгнан – и был одиноким, но цельным! А затем постепенно находились другие чайки, которые верили ему, уважали и были похожи на него. Также можно заметить, что антисоциальность, замкнутость Затворника вовсе не делают его черствым. Он старается помочь цыплятам из социума, предлагая им меньше есть, ведь так они больше проживут, к тому же Затворник искренне привязывается к Шестипалому и становится его другом.

Наконец, есть еще одна важная черта характера, показывающая, что личность в понимании Пелевина не обладает заносчивостью и черствостью: Затворник, несмотря на то, что социум его изгнал, отзывается о нем спокойно и без ненависти. Даже Шестипалый, ушедший из социума сравнительно недавно, позволяет себе оскорбления. Он презирает тех, кто выгнал его, кто не может понять об окружающем мире то, что смог понять он сам. А Затворник спокойно и мягко сравнивает этих цыплят с детьми. Это показывает, что он не считает их глупыми, ничтожными. Он вполне допускает существование других, непохожих на него, менее развитых существ. Личность в описании Пелевина не подвержена греху гордыни, она может гордиться собой, но не презирать при этом общество. Просто у личности и такого общества – разные дороги.

Цель существования личности

Личность по Пелевину – запутавшаяся, не до конца еще понявшая смысл своего существования, но уже близкая к его пониманию. Скорее всего, тот этап, на котором находится Затворник (модель Личности у Пелевина) – заключительный этап ее становления. И в конце повести личность переходит на высшую ступень своего развития, Затворник и Шестипалый вырываются из окна птицефабрики, осваивая полет и улетают на юг, будучи теперь полностью свободными и цельными личностями. Таким образом, цель существования личности – найти свой путь, сумев преодолеть все преграды, стать свободным, цельным, все время стремиться куда-нибудь. И, конечно, еще и любить по-настоящему.

Причинами и одновременно целями существования личности являются Любовь и Свобода. Эти понятия практически отождествляются: только свободная, умеющая найти свой путь и следовать ему личность может любить, и только умеющая любить личность может жить и действовать. При этом неважно, что ты любишь, любить можно целый мир.

Другие особенности (факторы, влияющие на развитие личности)

На развитие личности, с точки зрения автора, оказывает влияние желание другого тебе помочь (именно после знакомства с Затворником Шестипалый понимает, что ему нужно освоить искусство полета, путешествовать, впервые пытается что-то сделать для того, чтоб спастись, меняет свое мнение о социуме, мире, ценностях), но, конечно, главное – чтобы личность сама этого хотела и была в состоянии измениться. Автор думает, что измениться может любая личность, развитие подвластно каждому – но не все этого хотят. Социум, то есть другие цыплята, знают, что они умрут (правда, один социум называет это «решительным этапом», вполне возможно, не понимая, что именно произойдет, а другой – «Страшным Супом», что уже больше приближено к действительности), однако ни один из членов социумов не пытается что-то изменить, слепо веря более значительным птицам. Толчком к развитию личности может являться изгнание из социума, но все-таки большее внимание уделяется именно участию другого человека. Затворник искренне привязался к Шестипалому и полюбил его, они стали настоящими друзьями. Они оба хотят улететь непременно вместе, Затворник объясняет Шестипалому устройство мира, помогает ему научиться летать, становится его наставником. Одновременно с этим Затворник меняется и сам, развивается дальше, становится по-настоящему цельным.

Интересно обратить внимание на то, как рассматривается в тексте любовь (умение любить – одно из главных свойств личности): любовь – то, что может дать самый мощный толчок к движению вперед. Личность – только тот человек, который умеет любить.

Сильные и слабые стороны. Актуальность модели в современном понимании

Автор видит личность, какой считает ее. По-настоящему сильный человек – не тот, который может занять место «у кормушки», а тот, который сможет отказаться от этого места ради настоящих ценностей. Следование своему пути, любовь к ближним своим и ко всему миру, целеустремленность, умение надеяться и верить, но в то же время действовать и дают человеку настоящую свободу, делая его цельной, полноценной личностью.

Возможно, кто-то скажет, что антисоциальность личности является ее слабостью… Но, как говорил мудрец Хайям, «И лучше будь один, чем вместе с кем попало», и это изречение, как и метафору изгнания из социума в повести Пелевина, но как способность личности найти именно «своих» людей, тех, кто поймет стремление творить, познавать, двигаться, развиваться и любить мир, а не потакать своему эгоизму, материализму и трусости. Многие гении были непонятыми, непризнанными вначале, были осуждаемы социумом… Но от этого не стали менее гениальны.

Модель такой личности актуальна и для современного человека. Если в СССР такая книга могла бы быть воспринята как вызов обществу, следующему за вождями, призыв к демократии, то сейчас она может заставить задуматься об обществе потребления. О том, как популярна массовая культура. О том, как люди гонятся за карьерой, не думая о том, что они могут принести миру. О том, как важно сейчас быть одобряемым (увы! Вопрос «Что будет говорить княгиня Марья Алексевна?» актуален и сейчас). А так ли важно что-то, если это не продиктовано благими, конечно, гуманистическими – а не жестокими, альтруистическими и творческими порывами твоей собственной души? Чувства и стремления самого человека должны и быть главными советчиками ему. Тогда он станет настоящей, цельной личностью. И сможет полететь к новым горизонтам, оттолкнуться от привычных обстоятельств, сделать все, что и должен сделать для того, чтоб не зря прожить жизнь.

Знал я всегда, что покину
этот безжалостный мир
Но что так это будет, не думал...
В. Пелевин“Затворник и Шестипалый”.

Цель урока:

  • выделить основные проблемы произведения;
  • проанализировать возможности и стремления людей к нравственному самосовершенствованию;
  • осмыслить авторскую позицию.

Задачи урока:

Учитель: Виктор Пелевин... Имя, ставшее известным в 90-е годы в XX века.

Слово о В. Пелевине (краткое сообщение ученицы).

Виктор Олегович Пелевин (родился в 1962 году) – московский прозаик автор нескольких романов и сборников рассказов. Его писательская карьера приходится на 90-е годы за несколько лет из незначительного автора авангардной прозы, известного лишь в узких кругах, он превратился в одного из самых популярных и читаемых писателей. Его тексты часто переиздаются, активно переводятся за рубежом.

Писатель получил два высших образования: в Московском энергетическом институте (по специальности электромеханик) и в Литературном институте, работал инженером и журналистом. В частности, он готовил в журнале “Наука и религия” публикации по восточному мистицизму. Первая литературная публикация – сказка “Колдун Игнат и люди” в 1989 году в журнале “Химия и жизнь”.

Удостоен многих литературных премий, в том числе Малой Букеровской премии за сборник “Синий фонарь”, а рассказ “Затворник и Шестипалый” в 1990 году получил премию “Золотой шар – 90”.

Учитель: Сам Пелевин пишет о себе так: “Боже мой, да разве это не то единственное, на что я всегда только и был способен – выстрелить в зеркальный шар этого мира из авторучки?”

Просмотр фрагмента мультфильма “Затворник и Шестипалый” (4 мин.).

– Чем необычны герои? (Шестипалый – Курица, у которого шесть пальцев на каждой лапе, отсюда и прозвище: у него есть друг и наставник – Затворник, у него по пять пальцев, но он прожил много циклов и указал Шестипалому цель.)

– Что известно о героях? (Такой характеристики героя, как портрет, нет. Образ героя сводится к проблеме функционирующего сознания (техника “потока сознания”). Что может хотеть курица больше всего – конечно летать.)

– Место действия? (Комбинат им. Луначарского “Нам мир представляет собой правильный восьмиугольник. равномерно и прямолинейно движущийся, в пространстве. Здесь мы готовимся к решительному этапу, венцу нашей жизни. По периметру мира проходит так называемая Стена Мира, объективно возникшая в результате действия законов жизни. В центре мира находится двухъярусная кормушка-поилка, вокруг которой издавна существует наша цивилизация. Положение члена социума относительно кормушки-поилки определяется его общественной значимостью... ”).

– Почему прогнали из социума Шестипалого? Почему он боится темноты? (Не такой, как другие: шестипалый. В темноте страх перед одиночеством удваивался.)

– Что представляет собой мир , в котором живут герои? Мир, по мысли Шестипалого и Затворника? (“Всегда поражался как здесь все мудро устроено. Те. кто стоит близко к кормушке-поилке, счастливы в основном потому, что все время помнят о желающих попасть на их место. А те. кто всю жизнь ждет, когда между стоящими впереди появляется щелочка, счастливы потому, что им есть на что надеяться в жизни. Это ведь и есть гармония и единство”.)

Учитель: обратимся к эпиграфу... “безжалостиый мир”

– Где лучше? (В том-то и трагедия, что нигде! Работа спасает.)

– Что такое свобода, в понимании героев?

(– Свобода? Господи, да что это такое? – спрашивала Одноглазка и смеялась. – Это когда ты в смятении и одиночестве бегаешь по всему комбинату, в десятый или в какой там раз увернувшись от ножа? Это есть свобода?
– Ты опять все подменяешь,– отвечал Затворник. – Это только поиски свободы. Я никогда не соглашусь с той инфернальной картиной мира, в которую ты веришь. Наверное, это у тебя оттого, что ты чувствуешь себя чужой в этой вселенной, созданной для нас.
– А крысы верят, что она создана для нас. Я это не к тому, что я согласна с ними... Ты говоришь, что эта вселенная создана для вас? Нет, она создана из-за вас\ но не для вас. )

Учитель:

– До чего же печален этот мир, – говорит один из героев рассказа. (Шестипалый.)
–Но в нем есть что-то такое, что оправдывает самую грустную жизнь, – возражает ему другой. (Затворник.)
– Так что же это такое? Что оправдывает самую грустную жизнь? Без чего невозможно жить? Что есть смысл жизни? Любовь!

  • Любовь – это то, что помогает тебе удерживать голову над водой...
  • Любовь – это то, из-за чего каждый находится там, где он находится...
  • Любовь придает смысл тому, что мы делаем, хотя на самом деле его нет...

Основная идея произведения – любовь. Без нее ничего не живет.

Данте: Любовь, что движет солнце и светила...

Маяковский: Любовь – это сердце всего.

Мандельштам: И море, и Гомер – все движется любовью...

– Автор предлагает читателю притягательную игру – угадывание первоисточников на основе ассоциативности, цитатности.
– А ещё о каких вечных проблемах говорится в произведении? (Жизнь – смерть. )
– А теперь о главной цели. Что такое полет? (Ты должен стремиться к лучу, а не оставаться в темноте. Мы живы до тех пор, пока у нас есть надежда. Надо осуществлять свои мечты.)

– Что изменилось, когда Шестипалого заметили Боги? (А дальше Шестипалый сам стал богом, только у куриц, естественно. Только укуриц, естественно. Такой чести он удостоился за кусок синей изоленты на ноге и особое внимание “больших богов” к его шестиножью. Грех избыточный вес.)

– Почему путь героев изображен

(В горизонтальной плоскости лежит замкнутый, жестокий, несвободный мир, символом которого стал комбинат им. Луначарского.)

– Как вырваться из несвободы этого мира?

(Есть два пути:
1) как Одноглазкавниз:
2) и вверх!, научившись летать.)

Приложение.

Словарь.

Затворник – 1) отшельник; чуждающийся людей;
2) в старину: отшельник, давший обет не выходить из кельи;
3) перенос.: редко выходить из дома, чуждаться людей.

(Социальный статус героя определяется типом конфликта в произведении, который заключается в сознательном нежелании асоциального героя принадлежать обществу. Данный конфликт связан с жизнью сознания героя: бесконечный характер сознания героя не приемлет никаких внешних ограничений, в том числе и тех, которые накладывает жизнь в социуме.)

Подтекст – неявный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста; скрытые ассоциации, основанные на повторе, сходстве или контрасте отдельных элементов текста; вытекает из контекста.

Контекст – законченное смысловое целое, определяющее звучание всего текста; конкретное содержание произведения, в пределах которого выявляется точное звучание слова или фразы.

Сверхтекст (интертекстуальность) – связь между текстовыми образами и внетекстовой реальностью (привлечение читателя к “досознанию” художественного мира произведения); смысл, который возникает помимо воли и замысла автора.

Что делать, если ты чувствуешь, что мир словно сошел с ума? Как быть, если тебе не нравится то, что происходит в твоей жизни, в твоей Вселенной? Книга Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый» может помочь что-то переосмыслить. Она написана в нестандартном ключе, это небольшой рассказ, который полон интересных мыслей. Только поначалу кажется, что небольшое произведение не может охватить большое количество тем, но затем видишь, что это не так.

Главные герои рассказа весьма необычны. Не сразу понимаешь, кто они такие и о чем ведут беседу. Временами кажется, что это какой-то каламбур. Но потом вникаешь в суть, понимаешь всю глубину диалогов, и уже не можешь оторваться от чтения. Это произведение написано с юмором, даже с сарказмом. Заметно, насколько сильно персонажи отражают мировоззрение людей. Писатель показывает, как мало на самом деле может видеть человек, подстраивая все под свою картину мира. В нас сильно желание соответствовать стандартам, настолько, что мы не мыслим иной жизни, а тот, кто решается на подобное, вызывает непонимание в лучшем случае. Однако то, что мы не представляем чего-то, не значит, что этого не существует. В рассказе затронуты темы свободы, желаний, социальные вопросы, темы мышления и мировоззрения. И когда читаешь, задумываешься об этом. Возможно, захочется как-то иначе посмотреть на мир.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Затворник и Шестипалый" Пелевин Виктор Олегович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

1. Оригинальность художественного восприятия.
2. Библия для «особо одаренных».
3. Страшный суп.

С произведениями Виктора Пелевина широкая публика познакомилась сравнительно недавно. Однако за короткий срок этот писатель завоевал много сердец. Удивительный мир раскрывается на страницах его произведений. Совершенно неважно, где разворачивается действие: в курятнике, в мире насекомых, на идущем в никуда поезде, оно завораживает, затягивает, как пестрый и стремительный водоворот. Автор обладает удивительным талантом наделять насекомых и птиц человеческими чертами. В них мы узнаем себя, свои достоинства и пороки. Герои настолько по-человечески реалистичны и естественны, что в первый момент трудно понять, о ком идет речь. Не претендуя на звание, так называемого, гуру, духовного учителя автор ненавязчиво убеждает, что мир одновременно не так прост и не так сложен, как мы зачастую думаем. В самых, казалось бы, простых вещах есть возможность найти глубокий смысл, можно вспомнить размышления скарабея из романа «Жизнь насекомых». И наоборот, мгновенное озарение героев Пелевина, а значит, и читателя, раскрывает сложные явления действительности. Оказывается в основе человеческого существования лежит лень, страх, нежелание думать и действовать. Изменить жизнь просто, нужно только набраться смелости и сойти с поезда, именующегося бытовая рутина.

Во многих произведениях автора главные герои пытаются отыскать смысл своего существования. Зачастую это начинается далеко не от хорошей жизни. Так, главный герой повести «Затворник и Шестипалый» стал задумываться о высоких материях только после того как стал изгоем. Соотечественники отлучили его от вожделенной кормушки и лишили своего общения только оттого, что у него было по шесть пальцев на ногах. За пределами социума он встречает Затворника, который сам отказался от жизни в социуме. Постепенно мы понимаем, что все действие повести происходит на птицекомбинате, где выращиваются бройлерные куры. Богами выступают люди, а небесные светила, не что иное, как лампы дневного освещения в цехах. Очеловечив кур, которые много рассуждают о смысле жизни, любви, цикличности мироздания, автор, тем не менее, заставляет читателя оглянуться на себя. Пелевин пытается посмотреть на людей с совершенно необычного угла зрения. Получается, что «боги» не всегда правы, что они грубы и самонадеянны. С точки зрения слабого и беззащитного это настоящие монстры. Так, к примеру, рассмотрев, что у одной их кур по шесть пальцев на ногах «боги» решают убить ее, чтобы взять на память по ножке и если бы не бесстрашие главного героя все могло бы закончиться трагедией. Единственно рассудительными и человечными в этом мире оказываются обычные куры. И именно им сочувствуешь более всего. В беседах главных героев поднимаются совершенно не птичьи вопросы.

Постепенно под влиянием Затворника Шестипалый духовно развивается и совершенствуется. Куры рассуждают о таких вечных понятиях как любовь, судьба, жизнь после смерти. К примеру, во главу угла всеобщего существования ставится любовь: «если сказать коротко, любовь — это то, из-за чего каждый находится там, где он находится». «Духовный учитель» передает своему ученику все то, что явилось плодом его долгих наблюдений и размышлений над явлениями окружающей жизни. Целью становится полет, не доступный бройлерным курам. Затворник не уверен, что полет поможет найти ему все ответы на вопросы. Однако он уверен, что «если ты оказался в темноте и видишь хотя бы слабый луч света, ты должен идти к нему... просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае». Главный герой занимает активную позицию. Его не смущает определение Одноглазки его жизни, его свободы: «это когда ты в смятении и одиночестве бегаешь по всему комбинату, в десятый... раз увернувшись от ножа...» Затворник уверен, что его усилия не пройдут даром. Только однажды ему изменяет жизнелюбие. Затворник говорит Шестипалому, что, если у них и в этот раз ничего не получится, он отправится со всеми в первый цех, где происходит убийство кур. Но и в этом случае он верен своим убеждениям и наказывает ученику, в свою очередь передать кому-нибудь полученные знания.

Полет все же состоялся. Произошло все неожиданно и быстро. «Истина настолько проста, что за нее даже обидно» — восклицает Затворник. Главные герои добились своего они сумели если не найти смысл своего существования, то хотя бы расширить горизонты для этого поиска. Они избежали смерти и обрели свободу.

«Страшный суп» олицетворяет в произведении конец света, даже, в каком-то смысле библейский судный день. Здесь пощады, по большому счету, никому не будет. Только самые праведные (читаем: худые) могут отсрочить это страшное событие. Автор показывает, насколько люди бывают легковерными. В посте и богослужениях, совершенно не меняя себя внутренне, они желают отработать се-бе благоденствие в будущей жизни. Ад устроен «богами», которые используют в пищу обитателей мира Шестипалого и Затворника. Именно поэтому главными героями проповедуется воздержание в еде. Только неаппетитный вид может на время продлить жизнь, однако избавление от смерти доступно только избранным, только тому, кто все свое существование посвятил одной единственной цели — духовному совершенствованию.

«Затворник и Шестипалый» - одно из моих любимых произведений у Пелевина. Оно написано в его «золотой период», когда главным побудительным мотивом творчества было желание донести свои мысли до других. После прочтения оставалось явное ощущение, что автор показал в лучшем случае десятую часть мира продуманного и отстроенного в собственном воображении. Прибавив к этому иной взгляд на «вечные темы», волнующие, наверное, каждого человека, получались необходимые и достаточные условия помещения его книг на полку достойную прочтения.
На мой взгляд, последним значительным произведением «золотого периода» был роман «Generation «П». Все последующее – вариации на уже до этого сказанное.
***

ВИКТОР ПЕЛЕВИН
«ЗАТВОРНИК И ШЕСТИПАЛЫЙ»

Как выглядит Чайка по имени Джонатан Ливингстон по-русски? Оказывается – курицей. И не просто курицей, а с шестью пальцами на каждой лапе. Отсюда прозвище – Шестипалый.
Но русская Чайка не одинока. У нее есть друг и наставник – Затворник. У него всего по пять пальцев на лапах, но зато он прожил много циклов и указал Шестипалому Цель.
Что может хотеть курица больше всего – конечно летать. Но если бы Пелевин написал повесть о том, как две курицы тренируя свои крылья поднятием гаек и деталей от кормушки, научились летать, то это бы был не Пелевин.
НАЧНЕМ С МОДЕЛИ МИРОЗДАНИЯ.
«Наш мир представляет собой правильный восьмиугольник, равномерно и прямолинейно движущийся в пространстве. Здесь мы готовимся к решительному этапу, венцу нашей жизни. По периметру мира проходит так называемая Стена Мира, объективно возникшая в результате действия законов жизни. В центре мира находится двухъярусная кормушка-поилка, вокруг которой издавна существует наша цивилизация. Положение члена социума относительно кормушки-поилки определяется его общественной значимостью…
За областью социума находится великая пустыня, а кончается все Стеной Мира. Возле нее ютятся отщепенцы.
- Понятно. Отщепенцы. А бревно откуда взялось? В смысле то, от чего они отщепились?
- Ну ты даешь… Это тебе даже Двадцать Ближайших не скажут. Тайна веков».
А ВОТ БОЛЕЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ.
«Вселенная, где мы с тобой находимся, представляет собой огромное замкнутое пространство. Всего во вселенной есть семьдесят миров. Эти миры прикреплены к безмерной черной ленте, которая медленно движется по кругу. А над ней на поверхности неба, находятся сотни одинаковых светил.
В каждом из миров есть жизнь, но она не существует там постоянно, а циклически возникает и исчезает. Решительный этап происходит в центре вселенной, через который по очереди проходят все миры. На языке богов он называется Цехом номер один».
ПЛАВНО ПЕРЕЙДЕМ К МОДЕЛИ СОЦИУМА.
«Всегда поражался как здесь все мудро устроено. Те, кто стоит близко к кормушке-поилке, счастливы в основном потому, что все время помнят о желающих попасть на их место. А те, кто всю жизнь ждет, когда между стоящими впереди появится щелочка, счастливы потому, что им есть на что надеяться в жизни. Это ведь и есть гармония и единство».
НЕПРИЯТНО, НО ПОГОВОРИМ О КОНЦЕ.
«После смерти нас, как правило, ввергают в ад. Я насчитал не меньше пятидесяти разновидностей того, что там происходит. Иногда мертвых рассекают на части и жарят на огромных сковородах. Иногда запекают целиком в железных комнатах со стеклянной дверью, где пылает синее пламя или излучают жар добела раскаленные металлические столбы. Иногда нас варят в гигантских разноцветных кастрюлях. А иногда, наоборот, замораживают в кусок льда. В общем, мало утешительного».
А ТЕПЕРЬ О ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ.
«- А что такое полет?
- Точно этого не знает никто. Единственное, что известно, - это то, что надо иметь сильные руки. Поэтому я хочу научить тебя одному упражнению. Возьми две гайки…
- А ты уверен, что так можно научиться летать?
- Нет. Не уверен. Наоборот, я подозреваю, что это бесполезное занятие.
- А зачем тогда оно нужно? Если ты сам знаешь, что оно бесполезно?
- Как тебе сказать. Потому что, кроме этого, я знаю еще много других вещей, и одна из них вот какая – если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае. Понимаешь в чем разница?
- Мы живы до тех пор, пока у нас есть надежда, - сказал Затворник. – А если ты ее потерял, ни в коем случае не позволяй себе догадаться об этом. И тогда что-то может измениться. Но всерьез надеяться на это ни в коем случае не надо».
СОВСЕМ НЕМНОГО О БОГАХ.
«Затворник оглянулся и к чему-то прислушался.
- Хочешь на богов посмотреть? Неожиданно спросил он.
- Только, пожалуйста, не сейчас, - испуганно ответил Шестипалый.
- Не бойся. Они глупые и совсем не страшные. Ну гляди же, вон они.
По проходу мимо конвейера быстро шли два огромных существа – они были так велики, что их головы терялись в полумраке где-то под потолком. За ними шагало еще одно похожее существо, только пониже и потолще.
- Слушай, еле слышно прошептал Шестипалый, - а ты говорил, что ты знаешь их язык. Что они говорят?
- Эти двое? Сейчас. Первый говорит: «Я выжрать хочу». А второй говорит: «Ты больше к Дуньке не подходи».
- А что такое Дунька?
- Область мира такая.
- А… А что первый хочет выжрать?
- Дуньку, наверное, - подумав ответил Затворник.
- А как он выжрет область мира?
- На то они и боги.
- А эта, толстая, что она говорит?
- Она не говорит, а поет. О том, что после смерти хочет стать ивою. Моя любимая божественная песня, кстати. Жаль только, я не знаю, что такое ива.
- А разве боги умирают?
- Еще бы. Это их основное занятие.
Двое пошли дальше. «Какое величие!» - потрясенно подумал Шестипалый».

А дальше Шестипалый сам стал богом, только у куриц, естественно. Такой чести он удостоился за кусок синей изоленты на ноге и особое внимание «больших богов» к его шестиножью. Он сидел на соломенной горке в центре очередного социума и продолжал размышлять с Затворником о природе полета. Даже приближение Страшного Супа не выводило его из равновесия. Чтобы развлечься, он стал выступать с малопонятными темными проповедями, которые буквально потрясали паству. Однажды он в порыве вдохновения описал приготовление супа для ста шестидесяти демонов в зеленых одеждах в таких мельчайших подробностях, что под конец не только сам перепугался до одури, но и сильно напугал Затворника, который в начале его речи только хмыкал. Многие из паствы заучили эту проповедь наизусть, и она получила название «Околепсиса Синей Ленточки» - таково было сакральное имя Шестипалого.
Но всему приходит конец. И от помещения в музей ног Шестипалого спасло только его умение летать, выработанное упорными тренировками крыльев с помощью деталей от разобранной кормушки.
Вот такая получилась Чайка по имени Джонатан Ливингстон.
Я сомневаюсь, что после прочтения этой повести вы будете есть курицу:)).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры