Примеры возрож деревня к жизни вернуть. Правительство огласило новую программу по возрождению деревни

Главная / Развод

Камиль Хайруллин, петербургский предприниматель
Строит дома в родной деревне Султаново Челябинской области, чтобы возродить село:
«Вообще, идея у меня была построить несколько домов для того, чтобы привлечь в деревню дееспособных людей. На общедеревенском сходе сельчане определились: селу жизненно необходим фельдшер. Тогда и было принято решение, что один из трех запланированных к постройке домов отдать фельдшеру. Всего я готов построить порядка 20 домов, главное, чтобы жить в них пришли люди, готовые работать во благо себя и села.


О строительстве домов
У меня нет генерального плана по возрождению села. Я исхожу из требований жизни. Дома будут строиться по мере того, как будут появляться желающие переехать в Султаново. Причем я должен понимать, что эти люди усилят мою деревню. Под них все и будет организовано. В данный момент я строю четыре дома, чтобы показать людям серьезность своих намерений. Мне также нужно понимать, что будет дальше: если деревня будет требовать много ресурсов на поддержание себя, то это одна ситуация, а если получится запустить несколько проектов, которые смогут себя окупить и обеспечить рабочими местами сельчан – то это будет совершенно другая. Так или иначе, развитие событий будет влиять на то, насколько я готов буду вкладывать свои ресурсы в село. Сейчас в селе параллельно строительству домов возводится козья ферма. Еще один проект – сыроварня, которой будет заниматься одна из местных жительниц, которой я помог приобрести оборудование и обучиться сыроварению.
О птицефабрике
Я никогда не отрывался от своей деревни, часто там бываю и сейчас. До сих пор в Султаново живут мои сестры. Моя деревня всегда в моей душе. Я много думал, чем помочь, чтобы она не исчезла, но понимал, что только моих сил для этого не достаточно. Жизнь стала понемногу возрождаться с момента строительства птицефабрики, но если бы ее построили на несколько лет раньше, то моя деревня не дошла бы до такого плачевного состояния. Почему уезжала молодежь? Потому что возможности заработать денег на жизнь совсем не было. Птицефабрика – это большое подспорье для сельчан, однако проблема в том, что к моменту ее строительства молодежь разъехалась за лучшей жизнью. Сейчас на птицефабрике работают люди, но уже возрастные, а хотелось бы сделать так, чтобы молодежь была в Султаново.


О потенциальных жителях Султаново
Башкиры традиционно занимались животноводством, поэтому если появятся хозяева, которые готовы жить в Султаново и разводить скот, было бы замечательно. Я не откажу в помощи и тем, кто, например, решит заниматься растениеводством. Главное, чтобы человек меня убедил в том, что это ему действительно нужно. Страусов захотят выращивать? Можно и их, главное, чтобы человек в этом видел для себя смысл.
Я заинтересован в том, чтобы в деревню пришли люди, которые полны желания развивать свое направление, взять на себя ответственность за свою жизнь и жизнь моей деревни.
Кроме того, я рассчитываю, что помимо ферм у нас появятся более технологичные и наукоемкие производства, где смогут трудиться люди. Главное, чтобы жизнь в деревне оживала, я уверен, что тогда деньги в деревню буду вкладывать не только я, но и другие спонсоры.
Помимо наличия работы и жилья людей должен объединять досуг. Я бы очень хотел, чтобы моя деревня стал центром башкирской культуры.
Об инфраструктуре
Инфраструктура играет не последнюю роль в решении тех, кто планирует переехать в деревню на жительство. Сейчас мы ведем серьезную работу по ее созданию: прокладываем водо- и газопровод, озаботились наличием дороги. Государство обещает помочь и с интернетом.
О реакции местных жителей
Сельчане привыкли к такому течению жизни, в котором они существовали последние 30 лет. Изначально они решили просто посмотреть, что я буду делать. Деревенский человек какой? Он утром вышел, посмотрел, какая погода и определился, что ему делать, он всегда поступает сообразно обстоятельствам. Так и здесь. Не могу сказать, что есть какое-то противостояние, но и нет рьяных энтузиастов. Чтобы люди до конца поверили в мои начинания, они должны почувствовать положительные изменения в своих доходах, а для этого нужно работать, развиваться. Еще я объясняю их инертность тем, что человеку непривычно все новое. Чужаки, которые заселятся в новые дома, не ясным образом могут повлиять на их жизни. Сегодня они живут спокойно, а вдруг появится сосед, да еще и успешный, тогда человек начнет себя с ним сравнивать – нарушится его зона комфорта.
О возрождении села и сыновнем долге
Для меня важно сохранение моего родного села, но поскольку мы видим отрицательную динамику, то приходится говорить о его возрождении. Помню свое детство, когда улицы полны были детей. Сейчас такого нет. Конечно, в чистом виде мое детство уже не вернуть, но попробовать наладить жизнь в деревне можно. Я не могу дать такой четкий ответ, почему для меня это важно. Поступки людей обусловлены тем, что им доставляет удовольствие. Если человеку хорошо от того, что его яхта стала на метр больше, то это один разговор, а кому-то, например мне, хорошо от осознания того, что я помогаю моему селу. Я всегда занимался благотворительностью и всегда ставил перед собой задачу не стать рабом денег и успеха. Я горжусь тем, что я вырос в маленькой башкирской деревне, что она мне дала такие гены, поэтому часть своего сыновнего долга я хочу вернуть.
О перспективах российской деревни
Я уверен, что если смотреть на дальнюю перспективу (порядка 100 лет вперед), то у российской деревни шансы хорошие, потому что основной чернозем мира находится у нас, как и пресная вода. Рано или поздно придут к власти люди, которые будут видеть в этом перспективы и использовать их. Важно только, чтобы наша страна смогла сохранить свою самостоятельность. В этом случае Россия может стать страной, которая не только поставляет сырье, но и обеспечивает мировую продовольственную безопасность.
О силах и желании развивать родное село
Я с детства привык работать. Силы есть всегда. Будет плохо, если вдруг это рабочее напряжение пропадет. А время? Человек всегда найдет время на то, что ему важно. У меня не стоит задача прокормить семью, расширить жилплощадь, купить машину – у меня это все есть, а к большему я не стремлюсь, поскольку полагаю, что человеку должно хватать того, что он имеет. Нельзя думать, что счастье человека напрямую зависит от материального благосостояния. Счастье оно глубже, оно внутри человека, в его поступках.
О развитии Султаново в перспективе
Я не романтик, я твердо стою на земле. Если говорить о Султаново, то я хочу, чтобы в селе наконец появился центральный водопровод, газ, асфальтовая дорога, чтобы там проживало 20 крепких хозяев со своими подсобными хозяйствами и 50 ребятишек было в школе и детском саду. Если мне удастся такого достигнуть, то я буду считать, что свою жизнь прожил не зря.»
По вопросам переезда в Султаново можно связаться с представителем мецената по телефону: 8-911-111-83-33.


Правительство и частные инвесторы потратят около 300 миллиардов рублей (9 миллиардов долларов), чтобы увеличить инвестиционный потенциал сельских районов и сделать их более привлекательными для молодых специалистов. Однако некоторые эксперты полагают, что бюджет новой госпрограммы слишком мал даже для того, чтобы остановить ухудшение качества жизни в российских деревнях, не говоря уже об изменении ситуации в лучшую сторону.

План по развитию сельской местности

Федеральная программа, утвержденная премьер-министром Дмитрием Медведевым, включает в себя план по развитию деревни до 2020 года. Правительство выделило на новую программу 300 миллиардов рублей, из которых 90 миллиардов будут выделены из федерального бюджета, 150 миллиардов из регионов и муниципалитетов, а оставшиеся 60 миллиардов поступят из частных источников.

План по развитию сельской местности предусматривает предоставление 42 000 жилых помещений для молодых семей, строительство школ и медицинских центров, а также подключение деревень к сетям газо- и водоснабжения.

Проблемы программы

Однако эксперты испытывают серьезные сомнения по поводу успешности новой программы. Около 30% россиян на данный момент проживают в сельской местности, поэтому выделенная сумма будет являться лишь крохотным вкладом. «Мы согласились с тем фактом, что федеральное финансирование не сможет покрыть все существующие проблемы наших деревень, поэтому мы решили сосредоточить все ресурсы и инвестирование в тех населенных пунктах, где инвестиционные проекты уже реализуются и будут продолжать развиваться», - сообщил Дмитрий Торопов, руководитель департамента сельского развития в Министерстве сельского хозяйства. Большая часть денег будет выдаваться в качестве грантов для регионов, чьи предложения имеют больший инвестиционный потенциал. Однако по заявлению Дарьи Снитко, аналитика центра экономических прогнозов, проблема состоит в том, что многие региональные власти не имеют достаточного количества денег, чтобы соответствовать проекту федерального финансирования. Некоторые регионы уже отклонили финансовую помощь в размере 5 миллиардов рублей, поскольку у них недостаточно денежных средств, чтобы проводить софинансирование программы.

Более того, даже если все этапы программы будут достигнуты, жители деревень отнюдь не будут пользоваться такими же благами, как жители городов. С самого начала цели программы утверждают уровень повышения доходов деревенских жителей до 50% от той суммы, которую может заработать человек, проживающий в городской черте.

Могут ли обычные граждане решить проблемы, с которыми не справляется государство, - например, вернуть жизнь в умирающее село? Предпринимателю Олегу Жарову это удалось, и он уверен: таким образом можно поднять полстраны.

В этом году ярославский экономист и бизнесмен Жаров был удостоен Госпремии в области искусства за возрождение села Вятское. Когда-то богатейшее, 5 лет назад оно практически лежало в руинах. Жаров поселился здесь вместе с семьёй, стал покупать разрушенные купеческие дома, реставрировать и продавать. Провёл канализацию, водопровод, открыл гостиницу, ресторан, 7 музеев. Туристов теперь сюда привозят автобусами.

Миллионер-колхозник

«АиФ»: - Олег Алексеевич, вы в Вят­ском открыли музей предприимчивости. Думаете, это качество в наших людях выродилось и впору его демонстрировать как диковинку?

О.Ж.: - Нет, сдавать предприимчивость в музей рано. Всё, что сегодня в России ещё работает, основано именно на предприимчивости. Жители Вятского до революции в этом качестве столь преуспевали, что солёными огурцами кормили всю Россию, продавали их за границу, поставляли к императорскому двору. Село было знаменито далеко за своими пределами - мастерами-жестянщиками, кровельщиками, каменщиками, штукатурами. Вятское было застроено каменными двухэтажными домами. Да и в советские времена местные жили хорошо - работали в колхозе-миллионере. Но я всегда говорю так: здесь был не колхоз-миллионер, а колхозники-миллионеры. На огурцах со своего огорода каждая семья за лето зарабатывала на автомобиль. Известно, что один из жителей хранил на сберкнижке миллион рублей.

«АиФ»: - Что же случилось потом? Куда делась эта деловая хватка?

О.Ж.: - За последние 20 лет произошёл какой-то перелом сознания… Думаю, это общая деградация всех устоев, в первую очередь психологическая. Люди получали в колхозе зарплату, а в свободное от работы время занимались огурцами. А когда оказалось, что зарплату больше не платят и самому нужно брать ответственность за своё благополучие, многие сломались. А ведь предприниматель - это тот, кто несёт всю полноту ответ­ственности за бизнес, за тех, кто с ним работает, за их семьи. Нужно будить в людях самосознание, кричать об этом.

«АиФ»: - Вот вы сюда переехали и сразу же позвали сельчан на субботник. А они не пришли. С тех пор удалось до них докричаться?

О.Ж.: - Люди всё-таки постепенно меняются - прежде всего с точки зрения психологии. Очень приятно, когда приходят посоветоваться, например, в какой цвет крышу покрасить. Ведь когда я сюда приехал, заборы стояли кривые, траву не косили - даже не думали об этом. Мусор выбрасывали на улицу, а теперь несут в контейнеры. Дворы убирают, наличники реставрируют, цветы перед воротами выставляют.

«АиФ»: - Значит, чтобы люди поменялись, им надо было сначала канализацию провести и работу дать?

О.Ж.: - Им надо было дать надежду - на то, что не всё так плохо, что грядут лучшие времена. Поймите, до сих пор вся их жизнь была в телевизоре. Вот они включали его и, словно сериал, смотрели, как живут где-то в Москве или за границей. И не думали, что всё это может быть в их селе. Да, сначала они меня воспринимали как чудака и чужака. Но когда увидели, что в Вятское пошёл туристический поток, то поверили в свои перспективы, в своё будущее. У людей появилось ощущение сопричастности к большой жизни. И многие действительно получили работу: в туристическом комплексе 80 сотрудников, из них 50 - местные.

«АиФ»: - А ведь сейчас часто говорят, что русские работать не хотят, спиваются, поэтому без приезжих нашей экономике не обойтись. Вы согласны?

О.Ж.: - С одной стороны, у нас работают местные ребята 18-25 лет, они не пьют, вечно в движении, я ими доволен. С другой стороны, мы, конечно, потеряли квалифицированные кадры. Те мастеровые традиции, о которых я говорил, в Вятском не сохранились. Есть один столяр преклонного возраста, один кузнец. К сожалению, эти профессии совершенно не модны. Все стремятся в программисты, юристы, экономисты. Но я бы хотел сказать молодым людям, что сегодня самые перспективные и высокооплачиваемые специальности - именно рабочие. Помощник печника, которого мы приглашаем из города, получает 100 000 рублей в месяц! Можете себе представить? И этот мастер ещё готов людей нанять, но не может найти - работа эта не считается престижной.

Через мои руки здесь прошло около 100 человек, скажем так, славянского происхождения. Из них на работе остались человек 10. И столько же прошло узбеков и таджиков - из них только 10% отсеялись. Вот говорят, бизнесменам выгодно иметь дело с приезжими, ведь им можно платить меньше. Но не в этом дело! Они обучаемы, трудолюбивы, уважительно себя ведут, не пьют. Конечно, все они у меня работают легально. Если кто-то ведёт себя агрессивно - сразу расстаёмся.

Богатое наследство

«АиФ»: - Хочу прочитать вам письмо, которое в «АиФ» прислал глава одного сельсовета. Он ратует за восстановление колхозов. П­ишет, что в деревнях сейчас можно без декораций снимать фильмы о войне: впечатление такое, что там велись бои с применением артиллерии. Вы в Вятском застали такую же картину, но умудрились восстановить здесь нормальную жизнь без помощи государства.

О.Ж.: - Я против такой позиции: придёт государство и всё наладит. Ничего оно не наладит! Оно уже показало свою несостоятельность. Государственная форма управления - это вчерашний день. Я верю в людей, в самоорганизацию. Убеждён, что в деревню придёт частный бизнес, фермеры, которые всё поставят на свои места. Просто нужно время, и не такое уж долгое. Моя надежда на изменение России - прежде всего в предпринимательстве.

«АиФ»: - Но миллионеров у нас с каждым годом всё больше, а толку? Только деньги из страны выводят.

О.Ж.: - Вы неправы. У нас много миллиардеров, а миллионеров, к сожалению, гораздо меньше. Предприниматели разные бывают. Если сформируется средний класс, если дадут дорогу малому бизнесу, ситуация изменится.

«АиФ»: - Вы в одиночку справились и с одной из главных наших проблем - с развалом ЖКХ. Взяли и провели канализацию в Вятское. И с жителей деньги за неё не берёте.

О.Ж.: - Не беру, потому что считаю: лучше я потеряю на копеечных сборах, но создам комфортную инфраструктуру для жизни и бизнеса. Вообще же проблему ЖКХ можно решить. Сегодня тарифы устанавливают каждый год. И руководителю коммунального предприятия неинтересно заниматься модернизацией. У него, скажем, работают 100 человек, а он понимает, что нужно всего 20. Как только он уволит 80 лишних, фонд зарплаты сократится и на ту же сумму уменьшится тариф. Выгоды для него никакой, но так он хотя бы 80 людям сохранит работу. Если же устанавливать тариф раз в 5 лет, он сможет уволить лишних людей, а освободившиеся деньги потратит на трубы.

«АиФ»: - Скорее он их себе в карман положит.

О.Ж.: - Так чиновники поступают. А бизнесмен заинтересован в сокращении издержек, в том, ч­тобы всё на предприятии работало, - вот вам и модернизация ЖКХ.

«АиФ»: - Как думаете, другие сёла можно возродить, как Вятское?

О.Ж.: - Я экономист и ставил конкретную цель - создать механизмы социально-экономического развития территорий на основе возрождения культурно-исторического наследия. Без нефти, без газа, без гигантских инвестиций в промышленную инфраструктуру. Я доказал, что историко-культурный комплекс вполне может быть рентабельным бизнесом. Иными словами, возрождение культурного наследия финансово состоятельно. В нашей стране много малых городов, они все обладают историческим наследием. Только в Вятском 53 архитектурных памятника!

Полстраны таким образом можно было бы поднять. Для этого не такие уж большие деньги нужны, и тут как раз государство может поучаствовать - в развитии инфраструктуры, в строительстве дорог. Но самое главное - мобилизовать творческий потенциал народа. Он есть, его нельзя изничтожить, нельзя вытравить.

Русская цивилизация сложилась в определенных природных и климатических условиях. Колыбелью русской цивилизации, ее матрицей (матрица - мать, матица - главная балка в доме, опора конструкции), которая на протяжении веков постоянно воспроизводит русский национальный тип характера - является именно деревня.

Деревня как зерно русской цивилизации необычайно гармонично встроена в мироздание. Она демонстрирует необычайную устойчивость, несмотря на все природные и социальные катаклизмы. Фактически, деревенский уклад жизни, его основные материальные элементы не менялись на протяжении столетий. Консерватизм деревни, приверженность традиционным ценностям всегда раздражала революционеров и реформаторов, но обеспечивало выживание народу.

Мироздание – живой организм, но тварный, а Бог – Живой, не сотворённый и не рождённый, предвечный, сам творец жизни Мироздания. Названная совокупность и определяет понятие «Жизнь» в предельно об...">Жизнь на земле проста и понятна, она напрямую связана с результатами труда. Человек постоянно находится в общении с Богом, природой, живет в естественном дневном и годовом ритме. Культура твориться человеком, как ритуал общения с Творцом. (Культура - культ Ра, бога солнца. В христианские времена - культ Бога Отца. Без культа Бога культура рождает чудовищ, чему мы все сегодня свидетели). Русский мир - крестьянский мир. Крестьянин - христианин. Через культуру человек от рождения до гробовой доски взаимодействует с природой. Все в деревенской культуре, каждый ее элемент имеет сакральный смысл общения с Творцом, обеспечивает гармоничное существование именно на данной земле, в данной природной зоне. Поэтому культуры всех народов столь разнообразны.

Высокоурбанизированные (живущие преимущественно в городах) народы быстро теряют свою самобытность и попадают в зависимость от совершенно мифических ценностей: виртуальных электронных денег, сочиненной под воздействием человеческих страстей и пороков культуры. Их жизненный ритм сбивается. Ночь превращается в день и наоборот. Быстротечные переносы во времени и пространстве на современных средствах транспорта дают иллюзию свободы…

“Нация сочиняется на земле, а в городах она сожигается. Крупные города русскому человеку противопоказаны… Только земля, воля и изба посреди своего польца служит опорой нации, крепит род его, память, культуру жизни во всем многообразии”. (В.Личутин).

Пока жива деревня - жив русский дух, Россия непобедима. Капитализм, а вслед за ним и социализм, заложил утилитарное, чисто потребительское отношение к деревне, как к сфере производства сельхозпродукта и только. Как вторичного, ущербного по отношению к городу жизненному пространству.

Но деревня - это не только населенный пункт. Это прежде всего образ жизни русского человека, определенный уклад всех культурных, общественных и экономических отношений. Известный экономист 20-х годов Чаянов очень точно уловил отличие деревенской русской цивилизации от прагматической и протестантской по своему духу городской: “В основе крестьянской культуры лежит другой принцип выгодности, чем в технологической цивилизации, другая оценка выгодности хозяйства. Под “выгодностью” подразумевалось сохранение того уклада жизни, который был не средством для достижения большего благополучия, а сам являлся целью.

“Выгодность” крестьянского хозяйства определялась его связью с природой, с крестьянской религией, с крестьянским искусством, с крестьянской этикой, а не только полученным урожаем”.

Вот оно ключевое понятие, которое до сих пор не могут усвоить выросшие на политэкономике социализма руководители! Не производство сельхозпродукта должно являться главной точкой приложения сил для возрождения деревни, а восстановление традиционного, сложившегося веками, уклада жизни русского человека. Именно уклад является первичной ценностью. А вот когда он восстановится, тогда и о производстве можно будет забыть. Возрожденная духовно деревня сделает все сама.

Речь не о лаптях и квасе, хотя и о них тоже. Техника не отрицает традицию, традиция не отрицает развитие техники. Речь идет о возрождении именно духовных традиций отношения человека с землей, с окружающей природой, с общиной, с другим человеком.

В мирное время, без войны, русские отступают сегодня со своей деревенской прародины в развращенные цивилизацией города. Прямо на глазах деревенская Атлантида погружается где-то быстрее, где-то медленнее в небытие. Есть в этом процессе много трагичного, но много и справедливого. Справедливого по законам духовного возмездия. В Православии - закона воздаяния. За грехи предков отвечают потомки. Но, чтобы грех не умножился и прервался, потомки должны приложить все силы и зажить чистой жизнью.

Земля устала носить на себе это нерадивое племя, терзающее ее пьяными плугами и бездумной мелиорацией, вырубающее леса и поганящее отбросами своей деятельности реки и озера. Земля сбрасывает его со своего тела, Господь не дает продолжение рода. Пустующие пашни и сенокосы зарастают ольхой - зеленым врачующим пластырем. Земля ждет настоящего хозяина, чтобы возродиться к новой жизни.

Сегодня в деревне происходит два процесса, двигающихся на встречу друг другу. К логическому концу, через вымирание, подошел жизненный цикл деревенского люмпена. В страшных пьяных муках, не оставляя годного к воспроизводству потомства, уходят в небытие наследники тех, кто нарушив все человеческие и высшие законы позарился восемьдесят лет назад на чужое добро, поднял руку на брата своего, поругал святыни. Ему навстречу идет процесс возрождения традиционного деревенского уклада через людей покаявшихся в содеянных своими предками грехах, через тех, кто каждый день словом и делом связывает разорванную нить времен, возрождает традиции.

Мы, русские люди, кто-то раньше, кто-то позже, вышли из деревни. Кто-то, прельстившись городским благополучием, кто-то, чтобы избежать репрессий, кто-то чтобы дать детям образование. А значит и ответственность за возрождение деревни, лежит на всех нас. Кто чем может, в ком жив русский и христианский дух, должен, обязан, остановить сатанинское колесо деревенской разрухи, уничтожающее русское пространство, пожирающее у нации будущее.

Возрождение деревни - и есть возрождение России. Православие и деревня - передовые рубежи обороны за русскую самобытность. Возродим деревню - возродим корень, питающий дух и тело нации.

Суровый крестьянский дед с окладистой бородой смотрит на меня с фотографии - мой прадед Михаил. Его дети тоже оставили землю когда-то в поисках лучшей доли… Время возвращаться на круги своя.


В наше смутное время перемен, где каждая новость веет негативом, мне попалось интересное видео о современном возрождении Русской деревни и о человеке, который этим занимается. Очень рекомендую всем. Очень здорово, что процесс начат, и у многих людей есть положительный результат по восстановлению деревень. Такие деревни – это, возможно, надежда на спасение . Глеб Тюрин придумал возрождать северные деревни, организуя в них ТОСы - общества Территориально-Общественного Самоуправления. То, что Тюрин за 4 года сделал в забытой богом архангельской глубинке, не имеет прецедентов. Экспертное сообщество не может понять, как ему это удаётся: социальная модель Тюрина применима в абсолютно маргинальной среде и при этом незатратна. В западных странах аналогичные проекты стоили бы на порядки дороже. Изумлённые иностранцы наперебой приглашают архангелогородца делиться опытом на всевозможных форyмах - в Германии, Люксембурге, Финляндии, Австрии, США. Тюрин выступал в Лионе на Всемирном саммите местных сообществ, его опытом активно интересуется . Как это всё случилось?

Глеб начал ездить по медвежьим углам, чтобы выяснить, что люди там могли бы сами для себя делать. Провёл десятки сельских сходов. «Местные граждане смотрели на меня, будто я упал с луны. Но в любом социуме есть здоровая часть, которая способна за что-то отвечать». Глеб Тюрин считает, что сегодня нужно не столько спорить о теориях, сколько думать о реалиях жизни. Поэтому он попробовал воспроизвести традиции российского земства в современных условиях. Вот, как это происходило, и что из этого получилось.

– Мы стали ездить по деревням и собирать народ на встречи, организовывать клубы, семинары, деловые игры и бог знает что ещё. Старались расшевелить людей, которые сникли, считая, что о них все забыли, что они никому не нужны, и ничего у них не может получиться. У нас есть наработанные технологии, которые позволяют порой довольно быстро воодушевить людей, помочь им по-иному посмотреть на себя, на свою ситуацию.

Поморцы начинают думать, и оказывается, что у них много чего есть: лес, земля, недвижимость, другие ресурсы. Многие из которых бесхозны и гибнут. Например, закрытую школу или детсад немедленно разворовывают. Кто? Да само же местное население. Потому что каждый сам за себя и норовит хоть что-то лично для себя урвать. Но они разрушают ценный актив, который можно сохранить и сделать основой выживания данной территории. Мы пытались объяснить на крестьянских сходах: сохранять территорию можно только сообща. Мы находили внутри этой разуверившейся сельской общины группу людей, заряженных на позитив. Создавали из них некое креатив-бюро, учили их работать с идеями и проектами. Это можно назвать системой социального консалтинга: мы обучали людей технологиям развития. В результате за 4 года население местных деревень воплотили 54 проекта стоимостью 1 миллион 750 тысяч рублей, которые дали экономический эффект почти в 30 миллионов рублей. Это уровень капитализации, которого нет ни у японцев, ни у американцев при, их передовых технологиях.

Принцип эффективности

«Из чего складывается многократное увеличение активов? За счёт синергетики, за счёт превращения разрозненных и беспомощных одиночек в самоорганизующуюся систему. Общество представляет набор векторов. Если часть их удалось сложить в один, то этот вектор сильнее и больше, чем арифметическая сумма тех векторов, из которых он сложен...»

Селяне получают небольшую инвестицию, сами пишут проект и становятся субъектом действия. Раньше человек из райцентра тыкал пальцем на карту: вот здесь будем строить коровник. Теперь же они сами обсуждают, где и что они будут делать, причём ищут самое дешёвое решение, потому что денег у них очень мало. Рядом с ними тренер. Его задача - привести их к ясному пониманию, что они делают и почему, как создать тот проект, который, в свою очередь, потянет за собой следующий. И чтобы каждый новый проект делал их экономически всё более самодостаточными. В большинстве случаев это не бизнес-проекты в конкурентной среде, а этап обретения навыков управления ресурсами. Для начала очень скромными. Но те, кто через этот этап прошли, уже могут идти дальше.

Вообще, это некая форма изменения сознания. Население, которое начинает себя осознавать, создаёт внутри себя некий дееспособный орган и вручает ему мандат доверия. То, что называется органом Территориального Общественного Самоуправления - ТОС. По существу, это то же самое земство, хотя несколько иное, чем было в 19-м веке. Тогда земство было кастовым - купечество, разночинцы. Но смысл - тот же: самоорганизующаяся система, которая привязана к территории и отвечает за её развитие. Люди начинают понимать, что они не просто решают проблему водо- или теплоснабжения, дорог или освещения: они создают будущее своей деревни. Главные продукты их деятельности - новое сообщество и новые отношения, перспектива развития. ТОС в своей деревне создаёт и старается расширить зону благополучия. Энное количество успешных проектов в одном населённом пункте наращивает критическую массу позитивного, которая меняет всю картину в районе в целом. Так ручейки сливаются одну большую полноводную реку…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры