Сказочный образ. Сказочные образы в творчестве современных композиторов

Главная / Развод

«О, слово Русское, святое! Для лучших Будущих Времён Глагол ты, Жизнь и Просвещение!»

Ф.И.Тютчев


Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: с помощью их можно пробудить родовую память, поведать о предании наших Предков, ими можно просто заинтересовать ребёнка, усыпить его на ночь, сподвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему. Сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. В любом обществе сказки собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов, можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

Для ребёнка мир предстает новым и непознанным. Его нужно исследовать, открыть, изучить, овладеть им. К счастью, дети появляются на свет с непреодолимым стремлением к познанию. Исследования показали, что когда детям предлагаются два примера для подражания — один «успешный», с положительным результатом, другой неудачный — они предпочитают первый. Именно этот момент учитывается во многих сказках - ненавязчиво в сказочно-волшебной канве они предлагают положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребёнок будет вести себя так же, как его любимый сказочный герой. Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребёнка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на образном языке, на языке детской фантазии и воображения.

Сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребёнку, что мир - очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребёнку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду, что чрезвычайно важно.

Ребёнок, лишенный надежды или утративший её, отказывается от борьбы и никогда не добьётся успеха. Способ общения через сказку ценен ещё тем, что в этом случае в познании нового ребёнок чувствует себя в определенной степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание сказки и схватить её идею. Он может слушать сказку снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент для него особенно актуально — ничего не навязывается ему насильно. И, самое главное, всё новое, что он узнаёт, воспринимается им как своё собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велела мама. Таким образом, ребёнок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

ПРИСКАЗКА

«Где загадка - там и присказка…»

«Было это на море, на окияне. На острове Буяне стоит дерево - золотые маковки, по этому дереву ходит Кот Баюн: вверх идёт - песню поёт, а вниз идёт - сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. Будет эта присказка сказываться с утра до обеда, поевши мягкого хлеба. А придёт вечер - тут и сказку поведём…».

Кто из нас в детстве не заслушивался бабушкиными сказками? Кто не зачитывался ими допоздна? Завораживал старинный язык, волновали чудесные образы - древние, странные, таинственные и такие, одновременно, понятные детскому воображению и уму. Мы начинали верить в Тридевятое царство - Тридесятое государство, в Ивана-царевича и Василису-премудрую, в могучих богатырей и говорящих животных. В знакомых простых вещах начинали искать чудесные свойства ковра-самолёта, скатерти-самобранки, сапогов-скороходов, дудки-самогудки…. Куда он подевался, куда исчез - этот волшебный мир детских сказок, мечтаний и снов, - стоило нам повзрослеть? Может мы просто перестали его видеть, перестали его слышать, может мы просто перестали верить в него и замечать рядом с собой?

Но вот чудо: есть взрослые, повзрослевшие дети, которые по-прежнему разговаривают с Домовым, здороваются в лесу с Лешим, видят на угольках костра пляшущую Огневушку… И рассказывают другим людям, которые разучились это видеть и слышать, что рядом с нами есть ещё один мир, и живут рядом с нами его обитатели - служебные Духи Природы. Эти служебные духи всегда жили рядом с человеком, помогая ему, а иногда - и воспитывая, и наказывая. Называется этот мир духов Природы - Светлая Навь. Его обитатели - Берегини, Домовые, Банники, Сенники, Лешие, Водяные, Русалки, Лесные и Полевые духи, Летние и Зимние стихиали и ещё всякие-всякие существа - наши соседи и помощники. Мы с вами обитаем в мире Яви - явном, явленном (то есть видимом и ощущаемом человеком) мире. Есть ещё мир Тёмной Нави, где обитают существа враждебные человеку, пытающиеся сбить его с доброго пути: упыри, болотники, бесы, лярвы, лихорадки, блуды, злыдни, игоши, анчутки и другие - их тоже большое множество. Ясновидящие, при необходимости, могут видеть этих сущностей. А современные цифровые фотоаппараты могут даже зафиксировать некоторых сущностей во время фотосъёмки.

Например, лярвы, питающиеся гаввахом - энергией отрицательных эмоций человека, выглядят на фото как медузы.

Изображение подселенца (пространственной лярвы) зафиксированной диагностическим прибором кроуноскоп в момент отбора энергии у пациентки.


Лярвы, как и другие сущности Тёмной Нави, могут присасываться к энергетическим каналам через биологически активные точки и забирать у человека энергию.

Наши древние Предки - народы Славян и Ариев - умели жить в ладу со стихиями и духами Природы, дружили с Домовыми, разговаривали с птицами, рыбами, зверями и деревьями. Даже бывало такое, что они ходили друг к другу в гости. Люди обязательно отмечали особые праздники, связанные с чествова-нием стихий Природы - дни величания Земли, Воды, Воздуха, Огня и их берегинь, сущностей-хранителей. А перед двумя особыми праздниками - Купалой и Колядой - русичи в старину готовили угощение для всех служебных духов, так как в эти дни наши миры сближаются. И до сих пор считается, что в эти праздничные дни Духи миров Нави и Души наших Предков присутствуют среди живых людей, участвуя в общем празднестве.

Служебные Духи Природы и домашние Духи живут по своим законам и правилам, которые отличаются от человеческих. Но если человек понимает их, умеет общаться, уважая их особенность, правильно ведёт себя в их пределах (местах обитания), - эти сущности всегда помогут ему и в труде, и в беде. Поэтому их и называют - «служебные духи». Достаётся от них только ленивым да злобным. Жить рядом с человеком для обитателей Светлой Нави большое благо, так как самая большая-пребольшая награда и ценность для них - доброе людское слово, душевная молитва и тёплая память. Когда рассказывают люди друг другу об удивительных и загадочных существах в народных сказках, преданиях, былях и быличках, радуются и сами герои этих сказок. Домашним духам большую радость приносят тепло и уют семейного очага, весёлый детский смех, лад в семье и хозяйстве. Без человека домашним Духам жить одиноко.

Тяжко жить Домовому в пустом и холодном доме, Овиннику - в пустом овине, Баннику - в бане, за которой никто не ухаживает. Домашние служебные духи нуждаются в человеческом присутствии и участии. А в лесу Леший с Берегинями всегда рад человеку с добрым словом и понимающей душой. Людям, в свою очередь, без служебных духов Природы трудно сохранять чистоту и красоту лесов и рек, урожаи на полях, в садах и огородах, находить богатства недр земных и дороги в неизведанных местах.

Давайте же заново познакомимся, заново обратимся с нашими детьми и внуками к обитателям вовсе уж не такого забытого и не такого далёкого сказочного мира, к нашим соседям из мира Светлой Нави! Перечитайте наши народные сказки, чтобы заново вспомнить знакомые с детства образы…

Сказка сказке рознь. Давайте будем учиться относиться к нашим сказкам, как к большой и очень важной части культурного наследия Русского народа. В любой древней сказке в образах была зашифрована информация. И эту информацию, чтобы передать из поколения в поколение мудрецы отдавали в народ, потому что знали - старики передадут молодым без искажения. Это сейчас бабушки и дедушки детям рассказывая сказки, могут их приукрасить, что-то добавить от себя. А раньше как было? Вот как дед рассказал, так его внук, когда вырастал, слово в слово передавал своим детям и внукам. Внуки передадут своим правнукам и т.д. То есть информация передавалась без искажения. Мудрость передавалась не только в устной форме в сказах, сказках, поговорках, пословицах, но их и напевали, то есть баяли. А когда баят? Перед сном: «Баю, баюшки, баю…». И, чтобы ребёнок уснул ему ещё пробаят и сказочку. Помните у А.С.Пушкина: «Бают люди или врут, в свете вот какое диво…». То есть БАЮТ - правильно говорят или ВРУТ - искажают какую-то информацию, то есть поверхностно воспринимают.

Вспомните, как многие древние Русские сказки заканчиваются: «Сказка ложь, да в ней намёк, кто познает - тем урок». А кто познавал? Мальчики и девочки. А христиане сказали, что девочек учить вообще не надо, это сосуд Дьявола, исчадие Сатаны и прочее. Поэтому они не только переделывали все сказки под свою религию, но и концовку сказок сделали: «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок». Девицам вроде вообще урок не нужен. А урок - это познание судьбы, нужный и молодцам и девицам. Чем отличается наш древнерусский, древнесловенский, старословенский язык от других иностранных языков? Он отличается тем, что смысловой образ у нас идёт вглубь, а у них вширь. Для того чтобы понять, нужно разбираться, когда и в чём произошла подмена понятий.

Сказка Ложь, да в ней - Намек,
Кто познает - тем Урок.

«Сказка ложь, да в ней намёк» - о чём намёк?

«Сказка - ложь, да в ней намёк, кто познает - тем урок» - такой поговоркой обычно заканчиваются старые сказки. Что вкладывали в это высказывание наши предки? Почему сказку они называли ложью? На какой урок они делали намёк? Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы, которые тесным образом примыкают к теме языка и письменности наших предков. Мы же сегодня затронем лишь те языковые основы, которые касаются только темы заданного вопроса.

Мы с Вами уже разбирали на прошлом уроке, что в дохристианскую эпоху на Руси было около десятка разновидностей письма, основным и наиболее популярным из которых была Древлесловенская Буквица из 49 символов-образов, а язык и письменность (и, соответственно, мышление людей) были образными. (А образность, в свою очередь, перешла к ним от ещё более древних Рун). В IX веке для нужд христианизации славянских народов Кирилл и Мефодий упростили Буквицу, превратив её в кириллицу, которую ещё называют церковно-славянской азбукой. Потом Петр I убрал 5 символов, Николай II - ещё 4, а после 1917 г. по настоянию Луначарского из русского языка изъяли знак «ять». Получился алфавит из 33 знаков с беканием и меканием, поскольку была также отменена и образность нашего письма, т.е. были отменены образные названия буквиц.

Следует отметить, что русские цари (а русские ли они?) с церковно-славянской азбукой сделали то, чего не сделали с Буквицей даже Кирилл и Мефодий, - они удалили из азбуки образы духа и души, т.е. символы (буквицы) «Kси» и «Пси», чтобы лишить славянские народы родного русского духа и духовности и привить им чуждую культуру Запада. Но это, как показывают последующие события, им сделать до конца не удалось. В нашем же языке использования этих символов остались в терминах: КСЕнофобия - боязнь духов и ПСИхология - наука о душе. Образность же русского языка сохранилась ещё на 30-40%.

Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), «вытаскивает» Образы из коллективного поля - одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живём. Если нет составляющей Образа, ничего вообразить не удастся. Например, вот это сказочный Образ: «Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что». Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? - До поры, нет. Хотя, у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

«Урок» у славян означает нечто, стоящее У Рока, т.е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощенного на Земле. Урок - то, что необходимо усвоить, прежде чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше.

Т.о., Сказка - Ложь, но в ней всегда присутствует Намёк на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

Так в чём же ложь сказок?

«Ложью» у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: «Вот целая лужа бензина», а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху плёнкой бензина. Во втором утверждении - Правда, в первом же сказана не совсем Правда, т.е. Ложь. «Ложь» и «ложе», «ложа» - имеют однокоренное происхождение. Т.е. то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или - поверхностное суждение о предмете.

И все же, почему к Сказам применено слово «ложь», в смысле, поверхностная правда, неполная правда? Дело в том, что Сказка - это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави, те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Т.о., можно сказать, что Сказка - это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их Вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь.

Присутствующее в наше время фонетическое прочтение текста - это только поверхностное восприятие информации. Хотя раньше и устная речь была богаче, чем теперь, но первый уровень восприятия записанной информации всегда происходил на уровне устной речи, а не на уровне сокрытых в письме образов. А маленькие дети, которые не умеют читать, сказки воспринимают только на слух. Получается, что они воспринимают только первый уровень информации, содержащейся в сказочных текстах. «Ложь» и «ложе», как мы уже говорили - это слова однокоренного происхождения. Они оба подразумевают то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или поверхностное суждение о предмете. А то, на поверхности чего можно лежать, называется ещё основанием. В «Праведах», древнем учебнике по основам Мироздания для детей 7-12 лет, так прямо и сказано, что ложь является основанием для знаний. Сегодня же основанием любой науки является набор фактов.

С другой стороны, сегодня ложь противопоставляют правде, что тоже в корне неверно. Ложь - это часть правды. Кривда - это тоже не противоположность правды. Это - искаженная, извращённая (т.е. искривленная) информация и обоснованные ею действия, поступки людей. А вот противоположностью правды является неправда.

Сейчас как бы в одну линию свели такие понятия как ЛОЖЬ - НЕПРАВДА - КРИВДА. Но это абсолютно три различных образа, которые между собой даже не связаны. Это греки, принесшие из Византии христианство, всё начали валить в одну кучу. Им непонятно было, что поверхностная информация - это ложь, что НЕПРАВДА не принадлежит миру Прави. То же самое как КРИВДА - это изменённая информация, то есть искажённая, искривлённая, не принадлежащая тоже миру Прави. Поэтому эти три слова - это всё различные информации. А наши Предки различали: ложь и неложь, кривду и некривду, правду и неправду.

Так вот, возвращаясь к теме нашего вопроса, следует сказать самое главное: древние тексты, записанные с помощью Буквицы, имели не менее 4-х уровней прочтения или, точнее, извлечения информации:

1) фонетическое прочтение по звучаниям Буквиц как фонем (сейчас - по звукам букв), дающее бытийное, т.е. поверхностное прочтение информации:
а, б, в, г, д, е, ё, ж, s, з ;

2) прочтение образов Буквиц по их наименованиям и восприятие их смысла:
аз, Боги (буки), веди, глаголь, добро, есть, есмь, живот, зело, земля…

3) соединение образов Буквиц попарно и воссоздание смысла их соединений, т.е. тварение новых образов:
аз Бога ведаю, глаголя добро, глаголить добро - есть бытие, жизнь вельми на земле… ;

4) извлечение глубинной сути образного письма, как из голограммы, во всём многообразии множества синонимов образов:
я многое ведаю, множа информацию о бытие, кое есть форма существования разнообразной жизни на землях (т.е. на планетах)...

Я привёл только кусочек азбуки (всего 10 символов) с расшифровкой образов по Буквице, и как преобразилось восприятие той информации, которая оказалась в нём сокрыта.

Детей в семье у наших Предков воспитывал папа, и ему помогали деды и прадеды. Заметьте, они не обучали детей, а именно воспитывали. А сейчас что? Главное обучить или как сейчас говорят - дать образование. Вдумайтесь ОБРАЗОВАНИЕ, то есть научить говорить образно. А наша, так называемая, система образования не учит образам, там ОБУЧАЮТ: 1-ый год обучения, 2-ой год обучения … Родители сейчас говорят, что воспитанием должна заниматься школа, а в школе говорят, что воспитанием должны заниматься родители. То есть фактически воспитанием детей не занимается нужным образом никто. В результате вырастает сущность, для которой понятия СОВЕСТЬ и УВАЖЕНИЕ вообще не существуют.

« Ай, потешить вас сказочкой? А сказочка та чудесная: есть в ней и дива-дивные, и чуда-чудные!. .».

Итак, С-КАЗ-КА по образам Буквиц - это выраженная через слово, неполная, поверхностная информация о далёком прошлом, содержащая в себе рациональное зерно. Так что урок сказок состоит в том, чтобы понять их суть и увидеть существование более глубоких знаний.

В свою очередь, слово «быль» произошло от древлесловенского глагола - «быти», то есть то, что было и происходило в Мире Яви. Небылица (небыль) - то, что не было в Яви, но происходило в Мирах: Нави, Слави или Прави, то есть в другой форме бытия.

Исходя из всего приведенного, можно сделать вывод, что сейчас все люди пользуются только первым, т.е. детским уровнем восприятия написанной информации и не понимают ни глубинного значения слов, ни законов и методологии словообразования, т.е. создания новых образов для компактной и правильной записи знаний.

Само название подсказывает сюжетную линию этих произведений. Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Это и симфоническая сюита "Шахеразада" по сказкам "1001 ночь", и его знаменитые оперы- сказки" Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" , "Золотой петушок" и т.д. В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.

Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей.

Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет "фантастической музыки" (или, если угодно, "музыкальной фантастики")?

Прежде всего, если подумать, "фантастическая музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные - мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху романтизма. Но элементы ее "вторжения" мы без труда найдем уже в произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р.Вагнера, Э.Т.А.Гофмана, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства человека и окружающей действительности. Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена "Шествие гномов", "В пещере горного короля", Танец эльфов" , а также француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема стихии сил природы ярко выражена. Самобытно проявился романтизм и в русской музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купала, оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н.В.Гоголя "Сорочинская ярмарка". Кстати, проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: "Пиковая дама" Чайковского, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Руслан и Людмила" Глинки, "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна и др. В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма огня" ("Прометей", 1910), "Поэма экстаза" (1907). И даже такие признанные "реалисты", как Шостакович и Кабалевский, использовали прием фантастики в своих музыкальных произведениях. Но, пожалуй, настоящий расцвет "фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70-е годы нашего столетия, с развитием компьютерной техники и появлением знаменитых кинофильмов "Космическая одиссея 2001 года" С.Кубрика (где между прочим были весьма удачно использованы классические произведения Р.Штраусса и И.Штраусса) и "Солярис" А.Тарковского (который в своем фильме вместе с композитором Э.Артемьевым, одним из первых российских "синтезаторщиков", создал просто замечательный звуковой "фон", соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой И.-С.Баха). А разве можно представить себе знаменитую "трилогию" Дж.Лукаса "Звездные войны" и даже "Индиану Джонса" (который был снят Стивеном Спилбергом - но идея-то была Лукаса!) без зажигательной и романтической музыки Дж.Уильямса, исполненной симфоническим оркестром.

А тем временем (к началу 70-х годов) развитие компьютерной техники достигает определенного уровня - появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо-таки волшебные звуки, вплетать их в музыку, "лепить" звук, подобно скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Итак, с этого момента начинается новая эра, появляется плеяда первых мастеров-синтезаторщиков, авторов-исполнителей своих произведений.

Речь - про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная . Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться - все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…

В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то "засекреченная". Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

"Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева".

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал - и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там - дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя "Василиса" можно перевести с греческого как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется - Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) - награда для героя.

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов - его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку - или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину - это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть - и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге "Исторические корни волшебной сказки":

"Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: "Если не сделает - срубить за провинность голову". Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

Слова "пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи" полны коварства. Жениха посылают на гибель... В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи".

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной - и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она - дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты - это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса - девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня - с биографией, характером и так далее.

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе - жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной - и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий - непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все - за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак - от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках - белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они - ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке - чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать - скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: "Не надо мне здесь благословенных". Но в придачу дала девушке огня - сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге "Бегущая с волками" известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

"В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона - нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона - не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска - это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье".

И так - во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь - ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае - символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…

Михаил Пасечник

Преподаватель: Войлошникова Л.В.

План – конспект открытого занятия по дисциплине «Композиция»

Тема: Сказочный персонаж

Дисциплина: композиция (2 часа) г руппа: 2В

Цель: Создать определенный образ сказочного персонажа на основе полученных знаний

Задачи:

  • Расширить знания в области композиции по теме «Сказочный персонаж».
  • Развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности, навыки создания художественного образа композиции средствами выразительности;
  • Формировать изобразительную грамотность путем выполнения композиционных поисков.

Литература: Аникин, В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1977. Грушко, Е.А., Медведев, Ю.М. Русские легенды и предания. – М.:Издательство Эксмо, 2004.

Зрительный ряд: Репродукции иллюстраций художников: В.Королькова, С. Ковалева. Работы студентов прошлых лет.

Оборудование для студентов: Изобразительные материалы, бумага.

План занятия:

I. Организационный момент

II. Сообщение нового материала: «Типизация образа в искусстве»

  • Беседа о сказочных персонажах в русском народном эпосе
  • Применение средств художественной выразительности при создании сказочного персонажа.
  • Анализ репродукций картин художников, иллюстраций детских книг и работ студентов.
  • Последовательность выполнения композиции по теме «Сказочный персонаж».

III. Практическая работа

  • Выполнение линейных поисков сказочных персонажей;

IV. Итог занятия

  • Защита созданного образа сказочного персонажа.

Конспект

На прошлых занятиях вы изучали законы, правила и приемы композиции, а также выполняли различные композиционные упражнения. Выполняя работы на сегодняшнюю и последующие темы вы будете применять изученные теоретические аспекты композиции на практике.

Сегодня наше занятие я бы хотела начать с литературного произведения:

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:

Хватит, тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать. Иди прямо сейчас и никуда не сворачивай. Как увидишь огни – там и бабкина изба.

А на дворе ночь, темно – хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала, сама не зная куда. Вдруг видит – забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.

Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не кто иная, как сама Баба – яга.

Повернулась бежать куда глаза глядят – слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. – О чем ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она.

Как же мне не плакать? – отвечает череп. – Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно последнему злодею!

Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей – красавицей, кто бортником …. Всех сожрала Баба-яга, а черепа на колья насадила.

Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла.

Спасибо тебе, добрая душа, - слышит голоса из-под земли. – упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери гнилушку – она тебе путь укажет.

Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку – и ну бежать прочь!

Баба-яга вышла из избушки – а на поляне темным темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать.

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

? Я думаю, что вы догадались какой это жанр устного народного творчества (повествовательной литературы)? (Сказка).

? А что такое сказка в вашем понимании? Объясните?

Это один из видов устного народного творчества. Ведь в народе возникают ещё и песни, пословицы, поговорки, былины, сказы, легенды, предания. Главное, чем сказка отличается от них,- в ней вымысел, фантазия.

Сказка (Слайд) – древнейший народный жанр фольклора преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение и развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества. Некоторые имеют праславянские корни и отражают представления о мире и человеке наших далеких предков.

«Сказки,- писал А. Н. Толстой,- это остатки древних верований в языческие божества Перуна, Стрибога, Велеса. Почти в каждой сказке выводится борьба зла с добром; борьба вредных человеку сил природы с полезными; добро всегда торжествует, зло остаётся обманутым или побеждённым. Красивые сказания об Иване-царевиче и жар-птице, Василисе Премудрой, Бабе Яге, старающейся загубить свою внучку, или доброй колдунье взяты из жизни, из веры народа в правду».

Сказка приоткрывает ребенку сложность человеческих отношений, предупреждает, что в мире существует неблагодарность, коварство, ротозейство, глупость, ложь, жестокость, словом, человеческие грехи, впрочем как и достоинства: преданность, честность, трудолюбие, добролюбие и т.д.

И кто только не населяет древний, хранящий тысячи тайн и загадок, волнующий мир волшебных сказок, мифов и сказаний. «Там чудеса, там леший бродит..» и не только он: добрые домовые и опасные водяные, соблазнительные русалки и коварные ведьмы, чудо – птицы и говорящие звери, могучие великаны и прекрасные лебединые девы, оборотни, полевики, берегини….

(Слайд) Тема нашего занятия «Сказочный персонаж», она рассчитана на 18 учебных часов. За это время вы должны будете выполнить два сказочных персонажа или мифических героя.

В волшебных сказках действуют положительные герои: главный герой – активный, предприимчивый, совершающий смелые поступки. Это либо Иван-царевич, писаный красавец, либо третий, неумный сын – Иван-дурак. Под стать им женские образы – Елена Премудрая, Василиса Прекрасная, царь – девица, Марья Моревна. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Противостоят главным героям персонажи резко отрицательные: коварные, злые, завистливые, жестокие – Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Лихо одноглазое. Они чудовищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в противоборстве с силами светлыми и добрыми.

В трудные минуты на помощь главным героям приходят помощники: волшебные животные, добрые старушки, чудесные дядьки, силачи, ходоки. Большим разнообразием отличаются волшебные чудесные предметы: ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, живая и мертвая вода.

Не смотря на то, что описание внешнего облика героев волшебной сказки весьма условно («такая красавица, что век бы очей не отвел»), все зримо представляют их себе. В этом большую роль играют известные иллюстрации к русским народным сказкам.

Все эти образы связаны с истоками народного эпоса, сказаниями, уходящими своими корнями в глубокую старину.

Давайте рассмотрим иллюстрации художников, происхождение и толкование наиболее распространенных образов.

? Назовите наиболее распространенный образ в сказках? Опишите ее внешний вид и характер?

Баба Яга . (Слайд). Припомним, какими чертами, и какой ролью наделена Баба Яга. Она живет в дремучем лесу в диковинной избушке на курьих ножках, которая стоит на лесной опушке, а дальше для героя никакого хода нет – одна кромешная тьма, ничего не видно.

По чудесному заклятию «Стань к лесу задом, ко мне передом» избушка поворачивается к герою, и он входит в это странное жилище. Баба Яга встречает его неизменным ворчанием и пофыркиванием: «Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Яге не по себе от запаха живого человека. «Запах живых также противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым» (В.Я. Пропп). Баба Яга – мертвец. Она лежит поперек своей избы «из угла в угол, нос в потолок врос». Изба тесна Яге, в ней она как в гробу. Что Яга – покойник, говорит и ее костеногость. Живой человек встречает Ягу – мертвеца в том крае, куда ворон костей не заносит. Это царство смерти. Всему живому оно сулит гибель. Баба Яга – слепая: она не видит героя, а чует его по запаху.

Баба Яга – повелительница зверей, все они у нее в подчинении. Верно служат ей серые волки, гуси-лебеди, рыбы и гады.

Издревле в Яге люди видели предка по женской линии – родоначальницы – старухи, обитавшей за той гранью, которая отделяет мир живых людей от мертвых.

Баба Яга – это мифический образ владык мира природы. Изба, напоминающая своей теснотой гроб, свидетельствует о древнем обычае хоронить покойников на помосте (воздушное погребение).

Сказки говорят, что Яга возлежит «на печи, на девятом кирпичи», разъезжает по белу свету в ступе или на помеле, пестом упирается. Яга внушает отвращение и ужас. Такое отношение к Яге появилось на стадии сокрушения матриархата, и утверждения патриархального строя. Некогда уважаемое существо было сведено со своего высокого места в иерархии почитаемых сверхъестественных существ.

Ведь в большинстве древних сказок Яга принимает на себя роль дарительницы какого-либо чудесного предмета, дает мудрый совет – наставление, как вести себя герою в предстоящих тяжелых испытаниях. В многочисленных русских сказках Баба Яга встречается как помощница герою, но чаще как существо враждебное – людоедка. Однако отрицательные черты не были изначальным свойством образа Бабы Яги. Роль Яги – дарительницы вполне соответствует тому, что в этом фантастическом образе видели помощницу всякому, кто попал в мир смерти и гибели.

Позднее образ Бабы Яги оброс чертами средневековых ведьм. Ее такую мы знаем из поздних сказок. Она пытается зажарить ребенка в печи. Вероятно, первоначально шла речь о спасении ребенка от смерти. Был на Руси такой обычай, «припекать» ребенка: его всаживали в печь, подобно хлебу, чтобы возвратить ему здоровье.

При рассмотрении изображения Бабы Яги внимание обращается на то, какими средствами достигнута выразительность изображения (сказочность, необычность, выразительность характера персонажа, эмоции(мимика)). Какие приемы использовались в работе (приемы типизации и гиперболизации, элементы мифа, творческое воображение).

Итак, герой с помощью Бабы Яги попадает в таинственно-жуткий мир - царство мертвых. Правят царством страшные чудовища. Герой встречает змеев о многих головах, с которым человек ведет борьбу не на живот, а на смерть.

? Дайте характеристику Змею.

(Слайд) Многоголовое страшилище, змей – огненное крылатое существо. Когда он летит, над землей поднимается «сильная буря – гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется». Летит лютый змей навстречу герою, огнем палит, смертью грозит.

В волшебной сказке место обитания связано с горами – про него говорят: «Змей Горыныч». «Горыныч» как будто означает «живущий в горах». Связывая Змея с горами и называя его Горынычем, народ первоначально имел в виду не горы в прямом и точном современном смысле этого слова. «Горыныч» - это означает «обитающий вверху», не обязательно на горах. Между тем настоящие горы назывались в древности по- другому.

Общеславянское слово «гора» в свое время обозначало не горы, а лес. Следовательно, «Горыныч» могло иметь и смысл «лесной», «от леса, дерева происходящий».

Огонь добывался трением дерева о дерево. Дерево шло на топливо. «Горыныч» могло означать и огонь, возникший в результате грозового удара в лесное дерево. Если змей – огонь, то нетрудно понять, почему сказочный змей наделяется множеством голов: это многочисленные огненные языки. На месте срубленных голов вырастает множество других: огонь, плохо затушенный в одном месте, вновь разгорается; на месте одного языка пламени возникало множество других.

Возникает вопрос: почему же люди уподобили огонь змею?

Соединение понятий о змее и огне – «Змей Горыныч» - могло возникнуть на основе общего признака: при змеином укусе человек чувствовал острое жжение, сходное с ощущением ожога. Кроме того, огонь ползет по земле. Примечательно, что слово «змея» толкуется языковедами как ползающий по земле. Т.Е. слова «змея» и «земля» - однокоренные. Таков древний мифический образ могущественного, коварного змея-огня, в сказках ничего не говорится о его положительных чертах.

Анализ изображения.

Кощей (Слайд) – всегда предстает в сказке как похититель женщин, превращающий их в своих рабынь. Кроме того он обладает несметными богатствами.

В воображении сказочников он предстает безобразным стариком, насильником, коварным убийцей, скрягой, бездушным, жестоким губителем. В нем нет ничего от человека. Кощей – вооруженный захватчик. Сказочники наделили кощея реально-бытовыми и нравственными чертами появившихся военачальников.

Сказки рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими горящими глазами. Он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен. Сказка не мирилась с несправедливостью и губила бессмертного Кощея.

В древнерусском языке слово «кощей» означал раба, пленника, слугу. Однако в сказках Кощей не раб, а владыка. Слово «кощей» - прилагательное, заменяет такие слова, как «худой», «тощий», «костистый».

Невольник, раб назван Кощеем потому, что он принадлежит Кошу. Кош – господин, Кощей – невольник. Это имя и получил старик, которого победила Марья Моревна: он действительно невольник – кощей.

Анализ изображения.

Домовой (Слайд. – часть мифических представлений о могуществе и силе предков перешла в сравнительно поздно возникшее понятие о домовом. – это хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Он может во сне щекотать и греметь посудой, или за печкой постукивать, но делает это больше из озорства. Главное же его дело – досмотр за хозяйством.

Анализ изображения.

Водяной (Слайд) – «дедушка водяной – начальник над водой». Представляют водяного – стариком, покрытым болотною травой. Поговаривают, что это полурыба-получеловек, у него борода, как трава или тина. Волосы длинные, тоже из этой тины. Тело гладкое, переливается, как рыбья чешуя. Иногда он принимает вид обычного человека и появляется в деревне или в городе, но водного хозяина можно было узнать: с левой полы его одежды постоянно капает вода.

Его любимая рыба – сом, на которой он разъезжает по владениям. Водяные женятся на русалках и красивых утопленницах. Есть у Водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков.

Анализ изображения.

Леший (Слайд) – обитает леший в каждом лесу. Одет как человек – красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть одет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.

У нет ни ресниц, ни бровей, также как и правого уха. Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, ведь он не только дух леса, он и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит.

Вотяки думают, что он имеет одну ногу и ту навыворот пяткою вперед, один большой глаз, одет в звериную шкуру, с рогами и копытами.

Анализ изображения.

(Слайды). Различные сказочные персонажи.

Анализ изображения.

Посмотрите, все эти образы наделены чертами русского национального характера, его быта, пронизаны любовью к русской природе и в то же время в них тайна и загадка.

Итак, мы рассмотрели сказочных персонажей, как их описывают сказочники и изображают художники – иллюстраторы, выявили их мифическое происхождение. Можно сделать вывод, для передачи образа, его выразительности, художники используют различные приемы и средства выразительности.

Гиперболизация

Типизация

Типический образ всегда собирательный.

Собирательный образ –

Мифический образ.

Эмоциональное состояние

Агглютинация – «склеивание», способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. соединение фигуры человека и крыльев птицы).

Анализ работ студентов.

На примере репродукций из детских книг и работ студентов проанализировать персонажей, определить их образ (положительный, отрицательный герой) и эмоциональное состояние.

Любая композиция на тему выполняется по следующему алгоритму:

На первом этапе выполняется множество линейных поисков образа в карандаше (передается характер);

Затем выбираются наиболее удачные из них, и помещаются в определенную среду (место действия) – болото, сарай, дом, лес и т.д. Возможно, что ваш персонаж будет производить какие-то действия (дразнит кота, парится в бане, держится за больной зуб, танцует, плачет и т.д.), в зависимости от этого изображается эмоциональное состояние персонажа; -т.е. выполняется поиск композиции.

На следующем этапе – поиск композиции в цвете;

И в завершении работы – перенос на формат и выполнение композиции в материале.

Целевая установка для практической работы:

Вам необходимо выполнить линейные поиски одного из сказочных персонажей , передать его образ, характер, эмоциональное состояние. Постарайтесь, чтобы ваше изображение не было похоже на уже существующие образы.

В конце занятия вы представите нам свои изображения. В этом вам помогут схемы защиты.

Практическая работа.

Выполнение композиционного упражнения студентами (самостоятельная работа).

Итог занятия

Выставка работ. Индивидуальная защита созданных образов.

Задание для самостоятельной работы

Схема защиты сказочного персонажа

  1. Название персонажа
  2. Положительный или отрицательный герой? Почему?
  3. Какой по характеру? (добрый, злой, жадный, коварный, грозный, двуличный, неблагодарный, глупый, лживый, жестокий, преданный, честный, трудолюбивый, лютый и т.д.)
  4. Опишите внешний вид персонажа? (соответствует ли внешний вид его сущности, характеру, или он скрыт; какого его эмоциональное состояние (веселый, печальный, шутливый и т.д.)
  5. Насколько оригинален, не похож на уже существующие?
  6. Какими средствами достигнута выразительность изображения? (сказочность, необычность, выразительность характера персонажа, эмоции(мимика)) . Какие приемы использовались в работе (приемы типизации и гиперболизации, элементы мифа, творческое воображение).

Тезаурус

Гиперболизация – это преувеличение, употребляется в целях усиления художественного впечатления.

Типизация – художественно-обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды.

Типический образ всегда собирательный.

Собирательный образ – образ, в котором объединены лучшие и характерные черты народа.

Мифический образ. От слова миф – сказочный, вымышленный, неправдоподобный, фантастический.

Эмоциональное состояние – передается за счет мимики лица.

Агглютинация – «склеивание», способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств, (соединение фигуры человека и крыльев птицы).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку»
(консультация для воспитателей)

Формирование творчества личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запомнить их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умением, учиться осознанно их использовать. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного общения детей между собой и взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

для изобразительного искусства характерно, как правило, воплощение в образе одного момента события. Художественный образ воздействует на чувства, а через них на мысль и выражает оживление созидающего человека к миру людей, природы. В изобразительном искусстве образ нагляден, зрим, ощущаем. Окружающий мир воспроизводится в наглядной, чувственно воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств выразительности. Изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет ребенку более глубоко осмыслить интересующие его сюжеты и выразить свое эмоциональное отношение к окружающему. В рисунке, лепке, аппликации, конструировании можно сразу увидеть, что является главным для ребенка.

По мере овладения навыками творчества у старшего дошкольника формируется внутренний план деятельности, который отсутствует у ребенка раннего возраста. К семи годам ребенок должен:
l. воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;
2.самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в разных видах изобразительной деятельности.
З.в индивидуальной и коллективной работе интегрировать разные виды изобразительной деятельности.
4.самостоятельно передавать сложенную композицию, используя разные ее варианты (фризовую, многоплановую, линейную) с элементами перспективы.
5.владеть комплексом технических навыков и умений, мотивировать самостоятельный выбор материалов.
6.участвовать в коллективной работе, планировать свою деятельность в рисовании, лепке, аппликации, давать мотивированную оценку результатам.

Исходя из этих положений, зададимся вопросом: как подвести ребенка к осмыслению сказочного образа? Существуют различные подходы. Выделяются два направления. Один основывается на «иллюстрации» программных сказок. Дети должны рассмотреть иллюстрации, познакомиться с искусством книжной графики на материале творчества известных художников и на основе полученных впечатлений передать в рисунке, аппликации, лепке тот или иной сюжет. Основное внимание обращается на условия, в которых ребенок приобретает опыт восприятия, активно и творчески перерабатывает материал в ходе специально инициированных ситуаций фантазийного характера - создает сказочные образы в игре-драматизации или спектакле.

В чем суть методики «Оживи образ»? Сказочный образ, создаваемый детьми, претерпевает на протяжении дошкольного детства значительного изменения. Для младшего дошкольного возраста характерны в основном цветовые образы ассоциативного характера; интеграция изображения, речи, жестов и мимики; увлеченность процессом творчества. Для старшего возраста - не только цвет, но и устойчивая, выразительная графика, композиция, результат деятельности.

Сказка, безусловно, стимулирует изобразительное творчество ребенка, способствует созданию оригинальных, вариативных образов, отражает ведение сюжета, действий и поступков героев. Сказка - исключительно благоприятный материал для объединения не только различных видов изобразительной деятельности, как различных видов искусства в художественной деятельности детей - фольклор. Декоративно - прикладное искусство связано с образами фольклора. Ребенку важен ни сам предмет (парадная игрушка), а его сказочное перевоплощение. Сказочные тематики наиболее ярко проявляются особенности творчества детей - искренность, эмоциональность, непосредственность, содержательность, гуманизм, оптимизм, яркость, красочность, декоративность, выразительность. И, тем не менее, возникает вопрос: «Почему многие дети, изображая сказочную тематику, все - таки испытывают определенные трудности?» чаще всего причина кроется в динамическом моменте - дети не могут уловить, «остановить мгновения», выделить в сюжетном потоке событий и череде действующих героев фрагмент для возможного и (или) желаемого изображения.
В методике изобразительной деятельности сказочная тема - приоритет занятий по рисованию. Лучше всего вводить сказочные образы на занятиях по лепке и в ходе занятия художественным трудом, конструированием. Созданные руками детей герои, декорации затем обыгрываются. Для наглядности проиллюстрируем процесс создания «пластилинового спектакля». Это будет тема нескольких занятий, к которым надо подготовиться к самому педагогу, и детям; во-первых, взрослый должен про читать своим воспитанникам сказку; во-вторых, заранее собрать материал. Кроме того, смастерить сложные декорации в сотворчестве с детьми. Что-то можно вылепить, что-то вырезать из бумаги и наклеить на подставки. Подготовленные декорации разместить на столе. Одни декорации могут быть постоянными, другие - временными на одно - два действия. Педагог заранее продумывает, как выставлять их по ходу действия спектакля, как крепить. Работают дети, т.е. лепят фигурки.; тоже входе нескольких занятий. И так, герои и декорации готовы. Вспомните, или еще раз прочитайте с детьми сказку. По их ответам составьте краткий сценарий. За пять минут до начала спектакля проверьте декорации и удобно разложите все реквизиты. За одну минуту до начала спектакля убедитесь, что сценарий в картинках на месте. Занавес поднимается. Представление начинается. Педагог исполняет роль ведущего, а дети ставят и перемещают декорации, разыгрывают диалоги.

Педагогические условия эксперимента эффективны, так как а) помогают детям эмоционально реагировать на сказочную ситуацию; б) способствуют созданию образа и желанию активно действовать с ним; в) выявляют индивидуальный интерес и предпочтения; г) поддерживают творческие поиски решения.

Исследование показало: дети с большим интересом выступают ни как «Иллюстраторы» а как "авторы" собственного ведения сказочного образа. При репродуктивном подходе они невольно копируют художника - профессионала и оценивал свои возможности, приходят к мнению: «Я не смогу изобразить так же красиво и хорошо» поэтому следует разрабатывать новые подходы. Какие? Более всего подходят вариативные методы - погружения в сказочную ситуацию, например, «превратимся в... » «с каким сказочным героем вы хотите встретится?», создание поисковых, предельно эмоциональных ситуаций. Сотворчество с взрослым, который выступает в роли режиссера. Среди методов, используемых в эксперименте, выделим следующие: создание поисковой ситуации и «погружение» ребенка в процесс поиска героя; стимулирование на выбор разных материалов и способ для передачи сказочного образа.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры