Каждый литературный жанр живой развивающийся. Роды и жанры литературы

Главная / Чувства

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Литературные жанры в таблицах

Эпические жанры

  • Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть

    Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».


Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение

    Лирическое стихотворение малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия

    Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание

    Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма

    Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода

    Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет

    Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета


Драматические жанры

  • Комедия

    Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия

    Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма

    Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.


Лироэпические жанры

(промежуточные между эпосом и лирикой)

  • Поэма

    Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

  • Баллада

    Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского


Инструкция

Изучите эпический род литературы. К нему относятся следующие :- рассказ: сравнительно небольшое по объему прозаическое произведение (от 1 до 20 страниц), описывающее случай, маленькое происшествие или острую драматическую ситуацию, в которую попадает герой. Действие рассказа обычно занимает не больше одного-двух дней по продолжительности. Место действия может не меняться на протяжении всего рассказа;
- повесть: достаточно произведение (в среднем 100 страниц), где рассматривается от 1 до 10 героев. Место действия может меняться. Время действия может охватывать значительный период, от одного месяца до года и больше. История в повести живо разворачивается во времени и пространстве. В жизни героев могут происходить значительные перемены - переезды, и встречи;
- роман: крупная эпическая форма от 200 страниц. Роман может прослеживать жизнь героев от самого и до . Включает в себя разветвленную систему сюжетных линий. Время может затрагивать прошедшие эпохи и уноситься далеко в будущее;
- роман-эпопея может рассматривать жизнь нескольких поколений.

Ознакомьтесь с лирическим родом литературы. К нему относят следующие жанры:
- ода: стихотворная форма, темой которой является прославление какой-то личности или события;
- сатира: стихотворная форма, ставящая задачей высмеять какой-либо порок, ситуацию или персону, достойную осмеяния
- сонет: стихотворная форма, имеющая строгую композиционную структуру. Например, английская модель сонета, имеющая в своем завершении две обязательные строфы, содержащие в себе какой-то афоризм;
- также известны следующие стихотворные жанры - элегия, эпиграмма, верлибр, хокку и т.д.

К драматическому роду литературы относят следующие жанры:- трагедия: драматическое произведение, в финале которого присутствует гибель героя. Такой финал для трагедии является единственным возможным разрешением драматической ситуации;
- : драматическое произведение, в котором основным смыслом и сутью является смех. Он может быть сатирическим или более добрым , но каждое происшествие в вызывает у зрителя/читателя смех;
- драма: драматическое произведение, в центре которого находится внутренний мир человека, проблема выбора, поиск истины. Драма является самым распространенным жанром в наше время.

Обратите внимание

В некоторых случаях жанры могут смешиваться. Особенно это распространено в драматургии. Вы, наверное, слышали такие определения жанров кино, как комедийная мелодрама, комедийный боевик, сатирическая драма и т.д. Те же самые процессы возможны и в литературе.

Полезный совет

Ознакомьтесь с трудами Аристотеля «Поэтика», М.М. Бахтина «Эстетика и теория литературы» и другими сочинениями, посвященными проблеме родов и жанров в литературе.

Определение жанра менялось в разные времена. Сейчас этим словом принято называть объединение художественных произведений в группы по общим признакам или соотнесение его с другими произведениями по тем же признакам. В каждом роде искусства существуют различные жанры.

Инструкция

Жанры литературы, особенно популярные : фэнтази, фантастика, детектив, драма, трагедия, комедия.
Фэнтази и фантастика – родственные , в основе сюжета лежит вымышленная, часто невозможная для нашего мира идея. Для фантастики (Лем, Лукьяненко, Стругацкие, Ефремов, Гаррисон) характерно находить логическое удаленностью во времени и от нашего времени. Фэнтази (Толкин, Говард) не имеет такой научной базы, а исходит из мифов и сказок, многих героев кажется нелогичным для нашего мира.

Драма, трагедия и комедия – литературно-драматические , становящиеся основами театральных и музыкально-театральных постановок. Первый жанр, драма (Шилер, Шекспир) имеет, как правило, приближенный к быту сюжет. Источник конфликта – несогласие героя с установками . Трагедия (Шекспир, Пушкин) отличается от драмы более возвышенным сюжетом и гибелью героя в финале.
Сюжет комедии (Бомарше, Мольер) основывается на обилии шуток и счастливом финале.

Видео по теме

Литературные жанры представляют собой исторически складывающиеся и развивающиеся литературные произведения, которые объединены общими формальными и содержательными формами.

Термин жанр (от франц. genre - род, вид) может быть применим к литературным группам, сформированным по различным признакам. Чаще всего употребляется в отношении объединенных по содержанию произведений (комедия, трагедия, драма). Существует классификация литературных жанров по форме: ода, роман, рассказ и т.д. И по родам: эпические ( , рассказ, миф и т.д.), лирические (ода, элегия и т.д.), лиро-эпические (баллада и ), драматические (комедия, трагедия, драма). Могут быть выделены в отдельные категории - жанры устного народного творчества ( , песнь, ) или малые жанры фольклора ( , пословица, частушка). К жанрам древнерусской литературы относят: житие (описание жизни светских и духовных лиц), поучение, хождение (описание путешествия, чаще всего к святым местам), воинская , слово (художественное прозаическое произведение поучительного характера) и летопись.

Жанр - это достаточно широкое понятие, в художественном творчестве. Еще Аристотель, в трактате «Поэтика», положил начало теоретическому разделению произведений, но до настоящего времени общепринятой трактовки таких понятий, как род, вид и жанр не существует. Так, основываясь на этимологическом значении слова, можно заменить роды на жанры, а виды на формы. Достаточно сложно выявить единый принцип деления родов поэзии и прозы на виды и жанры, особенно учитывая то, что литературные жанры постоянно «меняются и сменяются» с течением времени. Однако можно выделить наиболее часто употребляемый вариант, где под способ изображения (драматический, лирический или эпический); под видом - та или иная форма драматического, лирического и эпического произведения; под жанром - определенных видов литературных произведений (исторический роман, сатирическая поэма).

Видео по теме

Источники:

  • Литературные жанры

Понятие жанра существует с античных времен, с самых первых попыток осмысления феномена искусства в трудах Аристотеля и Платона. Тем не менее в литературоведении до сих пор нет единого мнения о его сущности и функциях в качестве фундаментального закона словесного творчества, что, в свою очередь, ведет к проблеме классификации произведений. Именно поэтому современное разделение по жанрам, основанное на тех или иных признаках, можно считать в достаточной степени условным.

Большинство из ныне известных жанров возникло в античную эпоху и, несмотря на все причуды эволюции, до сих пор сохраняет ряд устойчивых черт. Важнейшей из них является принадлежность отдельного литературного произведения к одному из трех родов – эпосу, лирике или драме в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля. Вместе с тем выделяются и пограничные жанры: лиро-эпические, лиро-драматические, эпическая драма («неаристотелевская» или архаическая).

Современное литературоведение принимает античную классификацию только в качестве исходной. Тем более что со времен Аристотеля возникли и новые жанры, старые же утратили свое значение, а вместе с ним и ряд характерных признаков. Однако до сих пор нет более стройной системы, позволяющей хотя бы приблизительно объяснить природу жанра.

По данной классификации к эпосу можно отнести: эпопею, роман, повесть, рассказ, басню, эпическую поэму. К лирике – оду, элегию, балладу, эпиграмму. К драме – собственно драму, трагедию, комедию, мистерию, фарс, водевиль. Основной лиро-эпический жанр – поэма, лиро-драматический – «новая драма» конца XIX-начала XX вв. (Ибсен, Чехов).

Наряду с классической дифференциацией жанры можно разграничивать в зависимости от их содержательных и формальных признаков, а также от организации речи в произведении. Так, со времен классицизма басня, в отличие от античной (Эзоп, Федр), имеет стихотворную форму, но относится к эпосу, так как ее фабула основана на передаче событий и характеров персонажей. Жанр подразумевает, скорее, не , а содержательные признаки – мотивы одиночества, неразделенной любви, смерти. А баллада (также рондо, сонет) – одновременно (лирические), и формальные - рефрен в конце каждой строфы или строго определенное количество стихов.

Любые литературные жанры возникают только на определенной стадии развития искусства, постоянно меняются, исчезают и появляются вновь. Изменяются и принципы выделения отдельных жанров, их типы, характер, функции, значимость. Например, классицистическая трагедия предполагала наличие «благородных» героев, соблюдения правил «трех единств», кровавую развязку, александрийский стих. Много позже, в XIX-XX вв., все эти содержательные и формальные признаки перестали быть обязательными. Трагедией стало считаться любое драматургическое произведение, раскрывающее трагический конфликт.

В настоящее время многие произведения имеют достаточно неопределенную, «антижанровую» структуру, так как в них могут сочетаться элементы всех трех родов. Это своеобразный ответ на широкое распространение на протяжении последних двух веков массовой словесности, связывающей устойчивые формы и содержание произведений (например, исторический, любовный, приключенческий, фантастический, детективный роман).

В литературоведении существует и понятие «жанры текстов», применяющееся для разграничения исторически сложившихся форм произведений. Так, жанры могут быть монокультурными (древнеисландские саги, сказ) или поликультурными (былина, сонет). Некоторым из них присуща универсальность, то есть отсутствие прямой связи со спецификой национальной литературы ( , новелла).

В классификации литературных жанров главную роль играют критерии, по которым их определяют. Исходя из этого, жанры разделяют по родам, по содержанию и по форме.

Приведенные типы классификации не исключают друг друга, а демонстрируют разный подход к определению жанров. Поэтому одна и та же книга может относиться сразу к нескольким из них.

Классификация жанров литературы по родам

При классификации литературных жанров по родам отталкиваются от отношения автора к излагаемому . Основа этой классификации была заложена еще Аристотелем. Согласно этому принципу, выделяется четыре крупных жанра: эпические, лирические, драматические и лиро-эпические. Каждый из них имеет собственные «поджанры».

В эпических жанрах рассказывается о событиях, уже произошедших, и автор записывает их согласно своим воспоминаниям, при этом он максимально отстраняется от оценок сказанного. К ним относят , романы-эпопеи, новеллы, мифы, баллады, басни и былины.

Лирический жанр предполагает передачу чувств, испытываемых автором, в виде литературного произведения в стихотворной форме. К ним относятся оды, эпиграммы, послания и стансы.

Классический пример стансов - «Чайльд Гарольд» Байрона.

Лиро-эпический жанр в объединяет характеристики эпических и лирических жанров. К ним относят баллады и поэмы, в которых наличествуют и сюжет и авторское отношение к происходящему.

Драматический жанр существует на стыке литературы и театра. Номинально к нему относятся драмы, комедии и трагедии со списком участвующих персонажей в начале и авторскими замечаниями в основном тексте. Однако фактически им может быть любое произведение, записанное в форме диалога.

Классификация жанров литературы по содержанию

Если определять произведения по содержанию, то они объединяются в три большие группы: комедии, трагедии и драмы. Трагедия и драма, рассказывающие, соответственно, о трагической судьбе героев и о возникновении и преодолении конфликта, довольно однородны. Комедии же делятся на несколько совершенно типов, согласно происходящему действию: пародию, фарс, водевиль, комедию положений и характеров, скетч и интермедию.

Классификация жанров литературы по форме

При классификации жанров по форме принимается во внимание только такие формальные признаки, как структура и объем произведения, независимо от их содержания.

Наиболее четко этим способом классифицируются лирические произведения, в прозе границы более размыты.

Согласно этому принципу, выделяют тринадцать жанров: эпопею, эпос, роман, новеллу, скетч, пьесу, очерк, эссе, опус, оду и видения.

Источники:

Слово «жанр» произошло от французского genre, что переводится как «род» или «вид». У литературоведов нет единства в определении этого термина. Но чаще всего, под литературными жанрами понимают группы произведений, объединенные на основе совокупности формальных и содержательных свойств.

Теория литературы о жанрах

Теория литературы оперирует тремя основными понятиями: род, вид и жанр. Общепринятой трактовки этих понятий до настоящего времени нет. Одни основываются на этимологическом значении слов и называют жанрами роды. Другие придерживаются более употребительного деления. В этом случае под родом понимается способ изображения (лирический, или эпический); под видом – та или иная определенная форма лирической, драматической или эпической поэзии (к примеру, ода, комедия, ); а под жанром – разновидности существующих видов поэзии (например, сатирическая или исторический роман).

Жанр, как и остальные элементы художественной формы, является одним из основных средств раскрытия содержания. Сравнивая два жанра поэмы, героическую и сатирическую, можно заметить, что в первой на первый план выходит изображение важного в жизни народа события, в процессе совершения которого проявляются доблесть и сила представителей этого народа. Примером героической поэмы является «Слово о полку Игореве». В сатирической поэме, напротив, изображается какое-либо низкое событие, которое подвергается осмеянию. К сатирическим поэмам относится «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова. Однако в обоих случаях жанр литературного произведения определяется характером изображаемого.

Разные типологии литературных жанров

Первым сделал попытку систематизировать еще Аристотель в своей «Поэтике». Сегодня приняты разные типологии жанров, основанные на различных критериях.

В этом случае выделяются следующие : новелла, роман, очерк, эссе, ода, поэма, пьеса, скетч.

Тематика

Жанры различаются по тематическим особенностям. К примеру, роман может быть научно-фантастическим, готическим, историческим, плутовским, психологическим. Та, «Петр I» А. Н. Толстого является историческим романом, его же «Аэлита» - фантастическим романом, а «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – социально-психологическим.
оригинального названия страны. Такое поэтичное название появилось благодаря китайцам: именно они называли Японию «Родиной солнца» в династии Сун с японским императором. Связано это было с тем, что Япония находится восточнее Китая, на стороне, где восходит солнце.

Корея – «Страна утренней свежести»

«Страной утренней свежести» называют Корею. Связано это с древним названием Кореи, Чосон. Это название состоит из двух иероглифов, первый из которых сейчас означает в том числе «утро», а второй – «свежесть». Ученые склоняются к мнению, что слово «Чосон» изначально не несло подобной поэтичной смысловой нагрузки. Это название дошло до настоящего времени из китайских рукописей, которые исказили корейское произношение. К тому же и произношение китайских иероглифов со временем менялось. Сейчас название «Чосон» для Кореи используется только в КНДР. В Южной Корее же свою страну называют «Намхан».

Китай – «Поднебесная»

Часто можно услышать, как Китай называют «Поднебесная». Впервые это название появилось в Китае еще до нашей эры и первоначально обозначало весь известный китайцам мир. Затем «Поднебесной» называли только территорию, на которой распространялась власть китайского императора, который в конфуцианской идеологии был представителем неба на земле. В настоящее время в Китае под «Поднебесной» понимают весь мир, но в России так называют именно Китай.

Англия – «Туманный Альбион»

Англию называют «Туманным Альбионом». Альбион – это древнейшее название Британских островов, в переводе с латыни – «белые горы». Так древние римляне назвали открывшиеся им острова в связи с тем, что берега Англии образованы из меловых пород. Эпитет «туманный» объясняется тем, что острова Великобритании часто окутаны очень густым туманом.

Ирландия – изумрудный остров

Благодаря мягкому в Ирландии год много зелени. Именно поэтому эту страну называют «Изумрудным островом». К тому же, зеленый – национальный цвет Ирландии, крепко связанный с самым известным национальным праздником – Днем Святого Патрика.

Финляндия – страна тысячи озер

В Финляндии насчитывается около 190 000 озер, которые образуют разветвленную озерную систему. Озера играют особую роль в природе Финляндии. Неудивительно, что эта страна получила поэтическое название «Страна тысячи озер».

Литература - понятие амебическое (равным счетом, как и виды литературы): на всем протяжении многовекового развития человеческой цивилизации она неизбежно менялась как по форме, так и по содержанию. Можно уверенно говорить об эволюции данного вида искусства в глобальном масштабе или же строго ограничиваться определенными периодами времени или же конкретного региона (античная литература, Средних веков, русская литература ХІХ в. и другие), тем не менее нужно воспринимать ее как истинное искусство слова и неотъемлемую часть всемирного культурного процесса.

Искусство слова

Традиционно, говоря о литературе, индивидуум подразумевает художественную литературу. Данное понятие (нередко используется синоним - «искусство слова») возникло на благодатной почве устного народного творчества. Однако в отличие от него, литература в данное время существует не в устной, а в письменной форме (с лат. lit(t)eratura - дословно «написанное», от lit(t)era — дословно «буква»). Художественная литература использует в качестве единичного материала слова и конструкции письменного (естественного человеческого) языка. Литература и другие виды искусства схожи между собой. Но ее специфика определяется в сопоставлении с видами искусства, которые используют другой материал вместо языкового-словесного (изобразительное искусство, музыка) или вместе с ним (песни, театр, кинематограф), с иной стороны - с другими типами словесного текста: научным, философским, публицистическим и др. Помимо этого, художественная литература объединяет любые авторские (анонимные в том числе) произведения, в отличие от однозначно не имеющих конкретного автора творений фольклора.

Три основных рода

Виды и роды литературы - это значительные объединения по разряду отношения «носителя речи» (высказывающегося) к художественному целому. Официально выделяют три основных рода:


Виды и жанры литературы

В самой распространенной классификации все виды художественной литературы распределяются в рамках Они могут быть эпическими, в которые входят повесть, роман и рассказ; к лирическим относятся стихотворения; баллады и поэмы являются лироэпическими; драматургические можно разделить на драму, трагедию и комедию. Литературные виды можно отличить друг от друга по количеству героев и сюжетных линий, объёму, функциям и содержанию. В различные периоды истории литературы один вид можно представить в разных жанрах. К примеру: философские и психологические романы, детективные романы, социальные и плутовские. Теоретически разделять произведения на виды литературы начал Аристотель в своём трактате под названием «Поэтика». Его работу продолжили в Новое время французский поэт-критик Буало и Лессинг.

Типизация литературы

Редакционно-издательскую подготовку, т. е. отбор письменных сочинений для последующих изданий, обычно осуществляет издательский редактор. А вот обычному пользователю довольно тяжело безошибочно ориентироваться в безмерном море Целесообразнее воспользоваться системным подходом, а именно - нужно четко различать виды литературы и их назначение.

  • Роман - внушительная форма произведения, имеющая огромное количество героев с довольно развитой и тесно связанной системой взаимоотношений между ними. Роман может быть историческим, семейно-бытовым, философским, приключенческим и социальным.
  • Эпопея - серия произведений, реже одиночное, неизменно освещающее значительную историческую эпоху или значимое масштабное событие.
  • Новела - первостепенный жанр повествовательной прозы, значительно короче, чем роман или повесть. Совокупность рассказов принято называть новеллистикой, а писателя - новеллистом.

Не последние из значимых

  • Комедия - творение, которое высмеивает индивидуальные либо общественные недостатки, акцентируя внимание на особо несуразных и нелепых ситуациях.
  • Песня - древнейший вид поэзии, без которого категория «виды художественной литературы» была бы не полной. Произведение представляет собой стихотворную форму с многими куплетами и припевами. Бывают: народными, лирическими, героическими и историческими.
  • Басня - прозаическое, но чаще стихотворное, произведение моралистического, нравоучительного и сатирического характера.
  • Миф - повествование также входит в раздел «виды литературы» и несет будущим поколениям представление предков о мироздании, героях и богах.
  • Лирическое стихотворение - выражение эмоциональных переживаний автора в удобной ему поэтической форме.
  • Очерк - повествование, подвид эпоса, который достоверно рассказывает о реальных событиях, фактах.
  • Повесть - произведение, сходное по структуре с рассказом, но отличающееся объемом. Повесть может рассказывать сразу о нескольких событиях из жизни главных героев.
  • Мелодрама - заслуженно продолжает перечень категории «виды литературы», это повествовательное драматургическое произведение, отличающееся категоричным разделением героев на положительных и отрицательных.

Литература и современность

Сама жизнь с каждым днем все настойчивее убеждает всех и каждого в том, что уровень согласованности и единства книжных изданий, газетно-журнальных материалов - один из основных критериев эффективности образования общества. Естественно, начальный этап знакомства с литературой (не считая детской) стартует в школе. Поэтому любые для учителей словесности содержат разнообразные по литературе, которые помогают в доступной для восприятия ребенка форме донести необходимые знания.

Индивидуальный выбор

Трудно переоценить роль литературы в жизни современного человека, ведь книги воспитали не одно поколение. Именно они помогали людям постичь и окружающий мир, и самого себя, побуждали стремление к истине, принципам морали и знаниям, учили уважать прошлое. К сожалению, литература и другие виды искусства в современном обществе часто недооцениваются. Есть определенная категория индивидуумов, которые заявляют о том, что литература уже изжила себя, ее полноценно заменили телевидение и кино. Но воспользоваться ли возможностью, которую предоставляют книги, либо нет - индивидуальный выбор каждого.

Жанр рассказ является одним из самых популярных в литературе. К нему обращались и обращаются многие писатели. Прочитав эту статью, вы узнаете, каковы особенности жанра рассказ, примеры самых известных произведений, а также популярные ошибки, которые совершают авторы.

Рассказ - это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.

Краткая история жанра рассказ

В. Г. Белинский (портрет его представлен выше) еще в 1840 годы отличал очерк и рассказ как малые прозаические жанры от повести и романа как более крупных. Уже в это время в русской литературе вполне обозначилось преобладание прозы над стихами.

Чуть позже, во 2-й половине 19 века, очерк получил широчайшее развитие в демократической литературе нашей страны. В это время сложилось мнение о том, что именно документальность отличает этот жанр. Рассказ же, как считалось тогда, создается с использованием творческого воображения. Согласно другому мнению, интересующий нас жанр от очерка отличается конфликтностью сюжета. Ведь очерк характеризуется тем, что это в основном описательное произведение.

Единство времени

Для того чтобы более полно охарактеризовать жанр рассказ, необходимо выделить закономерности, присущие ему. Первая из них - единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено. Однако не обязательно только одним днем, как в произведениях классицистов. Хотя это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя. Еще реже создаются произведения в этом жанре, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя. Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить "Смерть Ивана Ильича" (автор - Лев Толстой) и Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период. К примеру, в чеховской "Попрыгунье" изображен ряд значимых событий в судьбе героев, окружающая их среда, непростое развитие взаимоотношений между ними. Однако это дается предельно уплотненно, сжато. Именно сжатость содержания, большая, чем в повести, является общим признаком рассказа и, пожалуй, единственным.

Единство действия и места

Существуют и другие особенности жанра рассказ, которые необходимо отметить. Единство времени тесно связано и обусловлено другим единством - действия. Рассказ - это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого-то одного события. Иногда главными, смыслообразующими, кульминационными в нем становятся одно-два события. Отсюда проистекает единство место. Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. К примеру, мест может быть 2-3, а вот 5 уже встречаются редко (они могут только упоминаться).

Единство персонажа

Еще одна особенность рассказа - единство персонажа. Как правило, в пространстве произведения этого жанра действует один главный герой. Изредка их может быть два, и совсем редко - несколько. Что касается второстепенных персонажей, их может быть достаточно много, однако они являются сугубо функциональными. Рассказ - это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев ограничивается созданием фона. Они могут мешать или помогать главному герою, но не более. В рассказе "Челкаш" Горького, к примеру, всего два персонажа. А в чеховском "Спать хочется" и вовсе один, что невозможно ни в повести, ни в романе.

Единство центра

Как жанра, перечисленные выше, так или иначе сводятся к единству центра. Действительно, рассказ невозможно себе представить без некоего определяющего, центрального знака, "стягивающего" все другие. Совсем не важно, будет ли этим центром какой-то статический описательный образ, кульминационное событие, само развитие действия или же значимый жест персонажа. Главный образ должен быть в любом рассказе. Именно за счет него держится вся композиция. Он задает тему произведения, обусловливает смысл рассказанной истории.

Основной принцип построения рассказа

Вывод из размышлений о "единствах" сделать нетрудно. Сама собой напрашивается мысль о том, что главным принципом построения композиции рассказа является целесообразность и экономия мотивов. Томашевский называл мотивом самый мелкий элемент Это может быть действие, персонаж или событие. Эту структуру уже невозможно разложить на составляющие. Значит, самым большим грехом автора является излишняя детализация, перенасыщение текста, нагромождение подробностей, которые можно опустить, разрабатывая этот жанр произведения. Рассказ не должен останавливаться на подробностях.

Нужно описывать только самое значимое, чтобы избежать распространенной ошибки. Она очень характерна, как ни странно, для людей, которые очень добросовестно относятся к своим произведениям. У них появляется желание по максимуму высказаться в каждом тексте. Так же часто поступают молодые режиссеры, когда ставят дипломные фильмы и спектакли. В особенности это касается фильмов, поскольку фантазия автора в этом случае не ограничивается текстом пьесы.

Авторы, обладающие развитым воображениям, любят наполнять рассказ описательными мотивами. К примеру, они изображают, как за главным героем произведения гонится свора волков-людоедов. Однако если начинается рассвет, они обязательно останавливаются на описании длинных теней, помутневших звезд, покрасневших облаков. Автор как будто полюбовался природой и лишь затем решил продолжить погоню. Жанр фантастический рассказ дает максимальный простор воображению, поэтому избежать этой ошибки бывает совсем не просто.

Роль мотивов в рассказе

Необходимо подчеркнуть, что в интересующем нас жанре все мотивы должны раскрывать тему, работать на смысл. Например, описанное в начале произведения ружье непременно должно выстрелить в финале. Мотивы, которые уводят в сторону, не стоит включать в рассказ. Или же нужно поискать образы, очерчивающие ситуацию, но чрезмерно не детализирующие ее.

Особенности композиции

Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе. Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе.

Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна. Именно с этим связывал появление катарсиса у читателя. Современные исследователи (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную пульсацию, которая появляется по мере чтения. Тем не менее значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить.

Место рассказа в мировой литературе

Рассказ - который занимает важное место в мировой литературе. Горький и Толстой обращались к нему как в ранний, так и в зрелый период творчества. Рассказ у Чехова является основным и излюбленным жанром. Многие рассказы стали классическими и наравне с крупными эпическими произведениями (повестями и романами) вошли в сокровищницу литературы. Таковы, например, рассказы Толстого "Три смерти" и "Смерть Ивана Ильича", тургеневские "Записки охотника", произведения Чехова "Душечка" и "Человек в футляре", рассказы Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш" и др.

Преимущества рассказа перед другими жанрами

Интересующий нас жанр позволяет выделить особенно выпукло тот или иной типичный случай, ту или иную сторону нашей жизни. Он дает возможность изобразить их так, чтобы внимание читателя было полностью сосредоточено на них. К примеру, Чехов, описывая Ваньку Жукова с письмом "на деревню дедушке", полным детского отчаяния, подробно останавливается на содержании этого письма. Оно не дойдет по назначению и из-за этого становится особенно сильно с точки зрения обличительности. В рассказе "Рождение человека" М. Горького эпизод с рождением ребенка, которое происходит на дороге, помогает автору в раскрытии основной идеи - утверждении ценности жизни.

Литературных жанров существует достаточно большое количество. Каждый из них отличается набором только ему присущих формальных и содержательных свойств. Ещё Аристотель, живший в IV веке до н.э. представил первую их систематизацию. Согласно ей, литературные жанры представляли собой конкретную систему, закрепившуюся раз и навсегда. Задачей же автора был лишь поиск соответствия между своим произведением и свойствами выбранного им жанра. И на протяжении последующих двух тысячелетий какие-либо перемены в созданной Аристотелем классификации воспринимались как отклонения от стандартов. И только в конце XVIII века литературная эволюция и связанное с ней разложение укоренившейся жанровой системы, а также влияние совершенно новых культурных и социальных обстоятельств свели на нет влияние нормативной поэтики и позволили литературной мысли развиваться, двигаться вперёд и расширяться. Сложившиеся условия послужили причиной тому, что одни жанры просто канули в Лету, другие оказались в центре литературного процесса, а какие-то начали появляться. Результаты этого процесса (наверняка, не окончательные) мы можем видеть сегодня – множество литературных жанров, различающихся по родам (эпические, лирические, драматические), по содержанию (комедия, трагедия, драма) и другим критериям. В этой статье мы расскажем о том, какие бывают жанры по форме.

Литературные жанры по форме

По форме литературные жанры бывают следующими: эссе, эпос, эпопея, скетч, роман, рассказ (новелла), пьеса, повесть, очерк, опус, ода и видения. Далее — подробно о каждом из них.

Эссе

Эссе представляет собой прозаической сочинение, характеризующееся небольшим объёмом и свободной композицией. Оно признано отразить личные впечатления или соображения автора по какому-либо поводу, но не обязано давать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос или полностью раскрывать тему. По стилю эссе свойственны ассоциативность, афористичность, образность и максимальная приближённость к читателю. Некоторые исследователи относят эссе к виду художественной литературы. В XVIII-XIX веках эссе как жанр доминировало во французской и английской журналистике. А в XX веке эссе было признано и активно использовалось крупнейшими мировыми философами, прозаиками и поэтами.

Эпос

Эпос является героическим повествованием о событиях прошлого, отражающим жизнь народа и представляющим эпическую реальность героев-богатырей. Обычно в эпосе рассказывается о каком-либо человеке, о событиях, в которых он принимал участие, о том, как он вёл себя и что чувствовал, а также говорится о его отношении к окружающему миру и явлениям в нём. Родоначальниками эпоса считаются древнегреческие народные поэмы-песни.

Эпопея

Эпопеей называют крупные произведения эпического характера и схожие с ними. Эпопея, как правило, выражается в двух формах: она может быть либо повествованием о знаменательных исторических событиях в прозе или стихах, либо продолжительной историей о чём-либо, в которую включены описания различных событий. Своим возникновением как литературного жанра эпопея обязана былевым песням, слагавшимся в честь подвигов различных героев. Стоит заметить, что выделяется и особый вид эпопеи – так называемая «нравоописательная эпопея», отличная своей прозаической направленностью и описанием комического состояния какого-либо национального социума.

Скетч

Скетч – это небольшая пьеса, главными героями которой являются два (иногда — три) персонажа. В наибольшей степени скетч распространён на эстраде в форме скетч-шоу, которые представляют собой несколько комедийных миниатюр («скетчей») продолжительностью до 10 минут каждая. Более всего скетч-шоу популярны на телевидении, особенно в США и Великобритании. Однако небольшое количество таких юмористических телепередач есть и в российском эфире («Наша Russia», «Даёшь молодёжь!» и другие).

Роман

Роман – это особый литературный жанр, отличающийся развёрнутым повествованием о жизни и становлении главных героев (или одного героя) в наиболее нестандартные и кризисные периоды их жизни. Многообразие романов настолько велико, что выделяют множество самостоятельных ответвлений это жанра. Романы бывают психологическими, нравственными, рыцарскими, китайскими классическими, французскими, испанскими, американскими, английскими, немецкими, русскими и другими.

Рассказ

Рассказ (он же — новелла) является основным жанром в малой повествовательной прозе и отличается меньшим объёмом, нежели роман или повесть. Корни романа восходят к фольклорным жанрам (устным пересказам, сказаниям и притчам). Для рассказа свойственно наличие небольшого количества героев и одной сюжетной линии. Нередко рассказы одного автора составляют цикл рассказов. Самих авторов часто называют новеллистами, а совокупности рассказов – новеллистикой.

Пьеса

Пьеса – это название драматургических произведений, которые предназначены для сценического исполнения, а также радио- и телеспектаклей. Обычно в структуру пьесы входят монологи и диалоги действующих лиц и различные авторские примечания, обозначающие места, где происходят события, а иногда описывающие интерьеры помещений, внешний вид персонажей, их характеры, манеры и т.д. В большинстве случаев пьесу предваряет список действующих лиц и их характеристика. Пьеса состоит из нескольких актов, включающих в себя более мелкие части – картины, эпизоды, действия.

Повесть

Повесть – литературный жанр прозаического характера. Он не имеет какого-то конкретного объёма, но находится между романом и рассказом (новеллой), коим он и считался вплоть до XIX века. Сюжет повести чаще всего хронологический – отображает естественный ход жизни, не имеет интриги, сосредоточен на главном герое и особенностях его натуры. Причём, сюжетная линия всего одна. В зарубежной литературе сам термин «повесть» синонимичен термину «короткий роман».

Очерк

Очерком принято считать небольшое художественное описание совокупности каких-либо явлений действительности, осмысленных автором. Основой очерка практически всегда служит прямое изучение автором объекта своего наблюдения. Поэтому и основным признаком является «писание с натуры». Важно сказать, что, если в других литературных жанрах ведущую роль может занимать именно вымысел, то в очерке он практически отсутствует. Очерки бываю нескольких видов: портретные (о личности героя и его внутреннем мире), проблемные (о конкретной проблеме), путевые (о путешествиях и странствиях) и исторические (об исторических событиях).

Опус

Опус в его широком понимании — это любая музыкальная пьеса (инструментальная, народная), характеризующаяся внутренней завершённостью, мотивированностью целого, индивидуализированностью формы и содержания, в которых чётко прослеживается личность автора. В литературном же понимании опус – это всякое литературное произведение или научный труд какого-либо автора.

Ода

Ода – лирический жанр, выражающийся в форме торжественного стихотворения, посвящённого определённому герою или событию, или же отдельное произведение такой же направленности. Изначально (в Древней Греции) одой называлось любая стихотворная лирика (даже хоровое пение), сопровождавшая музыку. Но с эпохи Возрождения одами стали называться высокопарные лирические произведения, в которых ориентиром служат образцы античности.

Видения

Видения относятся к жанру средневековой (древнееврейской, гностической, мусульманской, древнерусской и др.) литературы. В центре повествования обычно находится «ясновидец», а содержание пропитано потусторонними, загробными зрительными образами, которые являются ясновидцу. Сюжет излагается визионером – человеком, которому он открылся в галлюцинациях или сновидениях. Некоторыми авторами видения относятся к публицистике и повествовательной дидактике, т.к. в эпоху средневековья взаимодействие человека с миром непознанного было именно способом передать какое-либо дидактическое содержание.

Таковы основные виды литературных жанров, отличающихся по форме. Их многообразие говорит нам о том, что литературное творчество во все времена глубоко ценилось людьми, однако процесс становления этих жанров всегда был длительным и сложным. Каждый из жанров как таковой несёт на себе отпечаток определённой эпохи и индивидуального сознания, выражающегося каждый в своих представлениях о мире и его проявлениях, людях и особенностях их личности. Именно благодаря тому, что жанров так много и все они различны, любой творческий человек имел и имеет возможность выразить себя именно в той форме, которая более точно отражает его душевную организацию.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры