Как нарисовать стильную одежду. Начальный этап всех дизайнеров одежды: эскиз

Главная / Измена жены

В голове постоянно рождаются новые идеи по изготовлению модели платья или юбки, а может быть, и костюма. А когда получилось сделать первую свою удачную вещь, чувство эйфории наполняет, хочется снова и снова творить, создавать собственную коллекцию одежды.

Для начала вам надо будет освоить небольшую технику рисования. Необходимо научиться рисовать человека специально для ваших эскизов, чтобы придуманные модели одежды выгодно смотрелись, и была видна каждая деталь, которая создаёт индивидуальный стиль модели. Даже если в школе вам тяжело давались рисунки человечков, ничего страшного, мы будем рисовать немного по-другому. Первое, что надо - это нарисовать силуэт человека, просчитать пропорции в размере туловища и ног. Общепринятая пропорция тела человека относительно его головы составляет в среднем 7,5:1. Но в рисунке эскиза одежды, чтобы интересней смотрелась придуманная модель, ноги на одну единицу удлиняют, соответственно 8,5:1. Но не переусердствуйте в длине ног, иначе получится искажение всего рисунка.

Определите, какой длины будет платье или юбка, очертите вырезы или воротники. А дальше рисуйте так, как будто одеваете человека. Если планируете создать костюм, тогда начните рисовать блузку, потом брюки или юбку, а сверху наденьте жакет. Рисуйте те детали вещей, которые видны из-под костюма. Естественно, нижнее бельё в данном случае рисовать не стоит. Если надо указать место шва, отметьте его сплошной линией, а молнию нарисуйте пунктиром. Завершайте эскиз деталями, которые будут частью вашей модели - это карманы, декоративные накладки или молнии, украшения.

Когда вы изображаете человеческое тело надо помнить, что вы изображающие живое, и в конкретном случае дизайна одежды , очень важно тщательно наблюдать за типичными движениями, которые характеризуют позы принятые моделями .



Реакцией на походку профессиональных моделей является изумление и увлечение, в ее лице столько шарма и элегантности.

Графическая интерпретация


Модельная поза идеальное средство изображения предмета одежды или целой коллекции.

Это должно быть оживленным выражением, динамика в движении, элегантная в поза и изображено в позах, которые в соответствии с типом одежды выбрали. Старайтесь не делать модельную позу , которая слишком статическая или слишком реалистичная, результат будет деревянный, искусственный, и не соответствовать эфемерному и радостному языку мира моды.

Желательно также не изображать модельные позы , которые препятствуют интерпретации модели. Помните, что корпус модели выступает в качестве основы для предмета одежды, но она не должна доминировать, закрывать или искажают ее, она должна способствовать, а четкость кроя и деталей, предполагают динамические позы.

Ритмическая структура

Для того, чтобы фигура ожила недостаточно иметь совершенное знание анатомии, копируя которую слишком верующие могут навредить имиджу, что делает его холодным и безличным. Важно поймать правильное положение с нескольких ракурсов и распределить телесный вес, связать внутреннее и наружное, наклоны тела, линии сравнения, углы и перпендикулярные линии, только так можно воспроизвести позу модели наиболее верным способом. Прежде всего необходимо найти ритмическую структуру, которая присуща каждой позе. Эта линия может чрезвычайно изменяться, так как каждая фигура имеет свой основной ритм.

В первую очередь вы должны наметить линию в верхней части тела, проходя через полую часть шеи, грудину, пупок и лобковую область, которая затем спускается на землю в след ноге, которая является опорой для тела.

В статической фигуре спереди, ритмическая структура соответствует той линии, которая описывает высоту рисунка.

Способ выполнения:

Чтобы понять, как вес различных частей тела распределяется, сделаем набросок ритмической структуры, уменьшив тело скелета и визуализировав схематично основные структуры, а именно линии плеч, талии, бедер и, наконец, сегменты, которые указывают на положение и длину конечностей, отмечая соединения небольшими кругами.

Мы должны таким образом получить структуру женского тела.

Второй этап этой процедуры, опираться на верхнюю часть структурного каркаса основной набросок рисунка определяет области тела, очертания и объем волос.

В результате получаем геометрическую фигуру похожую на робота, со всеми четко указанными суставами. Затем приступаем к более подробному анализу различных анатомических особенностей с целью воспроизведения точно или почти точно. Важно рисовать без нажима, поскольку там будет накладываться несколько слоев карандаша. Лучше рисовать на листе кальки фигуру только в общих чертах, удаляя все карандашные штрихи, линии и сегменты, которые вы нарисовали, чтобы подчеркнуть каждый аспект тела. Набросок, который вы получите будет ваш первый fashion -эскиз .


Слева направо: контур и расположение частей тела с ритмической структурой.

Рисунок в общих чертах и модельная поза.


Базовый fashion -эскиз .

Слева направо: Местоположение из ключевых линий или ритмической структуры, скелетный набросок, в общих чертах, рисуя линию плеч, поясницы и бедер.


Слева направо:

Общий набросок всей фигуры.

Подробный анализ различных анатомических частей.

Положительное и отрицательное пространство


Последовательность структурного анализа и эскиза тела.

Как и во всех дисциплинах, существуют правила, которые должны быть, благодаря которым можно воспроизвести любой предмет или композицию правильно. Одно из этих правил, вероятно самое важное, является понятие положительного и отрицательного пространства. Пространство вокруг фигуры является отрицательным, в то время как пространство, которое тело занимает в данной области является положительным. Во всех отношениях это необходимо учитывать положительный для достижения правильного воспроизведения.

Визуальное поле вокруг фигуры всего лишь отрицательный внешний вид. На самом деле это сложная структура, состоящая из динамических сил, напряженности, баланса, пропорционального сравнения и глубины перспективы.

Рассмотрим фигуру в соответствии с этими правилами, с тем чтобы он точно воспроизводящие в плане размеров и положения. Использование кальки рекомендуется визуализировать все линии строительства непосредственно на объект, чтобы затем приступить к рисованию руки.


Модель все более четко определены. Модная закончил в общих чертах и легкой светотенью.

Это урок научит вас основам построения пропорциональной стройной фигуры для fahion-эскизов . Он содержит базовые знания, которые послужат основой для других уроков, где изображены модели в различных позах. В основном, мы будем разбираться с самим туловищем и ногами. Я покажу вам, как нарисовать модельные фигуры высотой в 8, 9 и 10 голов. Если вы хотите узнать как нарисовать голову и лицо, посмотрите этот .

Прежде всего, модельный эскиз не является частью реализма. Конечно, модельные наброски похожи на обычных людей, поскольку в большинстве случаев они служат для показа одежды на реальных человеческих фигурах. Однако, пропорции эскизов далеки от реальных пропорций тела. Так что комментарий типа «Настоящие женщины не выглядят так», адресованный fahion-эскизу сравним с комментарием «Это нереальный мир», адресованный картинам Сальвадора Дали. Fashion-эскиз — это АБСТРАКЦИЯ.

Прежде чем развивать свой собственный стиль рисования fahion-иллюстраций , вы можете практиковаться, работая со «стандартными» пропорциями тела, которые используют большинство модных иллюстраторов. Итак, давайте приступим к работе!

Рисуем фигуру девушки для fashion-эскиза

Посмотрите на изображение ниже. У этих трех фигур разные пропорции и они производят разное впечатление. Первая фигура действительно вытянутая и выглядит неправдоподобно. Третий эскиз выглядит наиболее естественно. Тем не менее, все три фигуры построены одним и тем же способом.

Как правило, мы рисуем голову размером 2.5 Х 1.5 см. Я собираюсь использовать в данном примере эти цифры. Так, длина головы равна 2.5 см (на третьем примере 2.2 см). Во всех трех примерах длина туловища (от подбородка до линии бикини) эквивалентна высоте трех голов, то есть:

Длина головы х 3 + 1 см = длина туловища

2.5 х 3 + 1 = 8.5 см

  1. ГОЛОВА

  1. ШЕЯ И ПЛЕЧИ

Шаг 1. От подбородка отсчитайте 1 или 1,5 см и найдите шейный вырез, провал между шеей и ключицами. Нарисуйте две линии.

Шаг 2. Нарисуйте две вертикальные линии на шее (ширина зависит от типа фигуры – худая или спортивная) и две горизонтальные линии для плеч (ширина плеч = 4 см).

Шаг 3. Изогнутыми линиями обведите контуры тела.

  1. ГРУДЬ

Шаг 1. Определите подмышки. Там должно быть достаточно места, чтобы вместить небольшой круг между углом лопатки и впадиной подмышки.

Шаг 2. Отсчитайте 1 см вниз от шейного выреза. Начинаем рисовать нижний контур груди. Для меня он выглядит как палатка️⛺. Но это только один тип груди, конечно, и формы и размеры варьируются. Внешний контур выглядит как буква S.

  1. ТАЛИЯ И БЕДРА

По нашим расчетам длина туловища от подбородка до бедер равна 8,5 см. Ширина бедер равна ширине плеч.

Для того, чтобы нарисовать форму тела «песочные часы», проведите две пересекающиеся диагональные линии, соединяющие точки плеча с противоположной точкой бедра. Таким способом намечаем форму тела, как показано на изображении.

Ну, вернемся к изображению с тремя фигурами и головами. Как видите, длины ног для всех трех моделей равны 6, 5 и 4 головам соответственно. Все, что вам нужно сделать, это посчитать:

Длина головы х N = длина ног

Рисунок 1: 2,5 х 6 = 15 см

Рисунок 2: 2,5 х 5 = 12,5 см

Рисунок 3: 2,5 х 4 = 10 см

Если разделите эту длину на 2, то получите колени. В нашем случае это 15 см/2= 7,5 см.

Шаг 1. Вычислите 7,5 см вниз от промежности и найдите колени. Рисовать их нужно как два близко расположенных круга. Нарисуйте внутренний контур коленей, как показано ниже (зеленым цветом).

Шаг 2. По обе стороны промежности чуть выше нарисуйте два круга. Соедините их с коленями.

Шаг 3. Для того, чтобы прорисовать внутренние мышцы бедер нарисуйте один круг под промежностью и еще один круг выше колен (на рисунке отмечены как 3 и 3′).

Шаг 4. Нарисуйте контур бедер, как показано ниже.

Шаг 5. Чтобы найти щиколотку, отсчитайте 7,5 см вниз от точки колена. Вы можете обозначить их кружками поменьше. Расположение их должно быть немного ближе друг к другу, чем у коленей.

Шаг 6. Нарисуйте контур икр. Обратите внимание на форму мышц показанную выше.

  1. СТУПНИ

Под “длиной ноги”, мы имеем в виду общую длину от голеностопа до кончика большого пальца.

ДЛИНА ГОЛОВЫ = ДЛИНЕ СТОПЫ

2,5 см = 2,5 см

Шаг 1. Помните, что внутренняя кость на лодыжке расположена выше, чем внешняя.

Шаг 2. Нарисуйте внутренний контур стопы. Он сильнее выражен, чем внешний. В этом примере мы рисуем ноги на высоких каблуках. Длина 3/4 длины головы.

Шаг 3. Нарисуйте внешний контур стопы.

Шаг 4. В зависимости от формы носа обуви, дорисуйте ноги.

Используйте шаблон для fashion-эскизов

Вы можете скачать шаблон всех трех типов фигур и использовать его для своих проектов, а также в качестве основы в следующих уроках fahion-иллюстрации.

Видео-инструкция

Этот видео-урок посвящен отрисовке фигуры в 8 голов. Однако здесь я использую иной подход. Посмотрите, он может показаться вам более удобным.

В данной статье мы расскажем о том, как создать дизайн одежды. Рисунки, на которых изображены эскизы одежды, в дальнейшем могут стать эталоном красоты в мире моды и завоевать признание публики. Как может показаться на первый взгляд, нарисовать подобный эскиз не составит большого труда — бери в руки карандаш и рисуй. На самом деле, создание проекта одежды — творческое и трудоемкое занятие, которое требует определенных навыков и знаний. Всем известно, что для строительства здания первым делом инженер составляет проект и подробный план постройки, и только после этого начинают заливать фундамент. Точно так же создается дизайн одежды, эскизы, прорисованные до мельчайших деталей, показывают как должно платье или блуза выглядеть в конечном результате. Как нарисовать силуэт женщины для дизайна одежды, какие бывают техники выполнения, а также что понадобиться для работы? Ответы на эти вопросы вы найдете далее в статье.

Как делать эскизы одежды?

Каждый дизайнер в процессе создания нового наряда очень тщательно и сосредоточенно продумывает каждую деталь будущего платья или юбки, определяет цветовую гамму для эскиза и телосложение человека, на котором его произведение будет наиболее эффектно смотреться.

Если быть конкретнее — недостаточно определить, что это будет женщина или мужчина, все гораздо сложнее. Нужно учесть возраст человека, его рост, особенности фигуры и так далее. Немаловажным аспектом при создании образа имеет направление моды на данный момент, ведь если эскиз будет представлен неактуальной, устаревшей моделью, это мало кого заинтересует.

Важно! Нарисованный эскиз имеет очень большую значимость в швейном производстве, ведь именно по нему технологи и конструкторы создают лекала и разрабатывают технологию, последовательность обработки деталей.

Создаем дизайн одежды. Рисунки карандашом

Создание эскиза при дизайне одежды – занятие довольно хлопотное, и требует максимальной концентрации и усидчивости. Чтобы рисунок получился идеальным, необходимо соблюдать некоторые правила и очередность действий, разработанную модельерами много лет назад и популярную до сегодняшнего дня.

Необходимые инструменты:

  1. Простой карандаш.

Важно! Выбирайте карандаш с маркировкой Н, с его помощью вы нанесете легкие контурные линии, по необходимости — их легко вытереть ластиком.

  1. Плотная бумага белого цвета, формата А4, А5 или ватман.
  2. Ластик высокого качества, чтобы при вытирании штрихов не оставался след на бумаге.
  3. Маркеры, фломастеры или карандаши, чтобы раскрасить модель.

После приготовления всех необходимых инструментов определите силуэт человека для дизайна одежды. Существует их очень много, чаще всего дизайнеры одежды эскизы изображают в виде сидящих или идущих по подиуму моделей.

Важно! Можно попробовать создать свой дизайн одежды, рисунки карандашом для начинающих рекомендуется начинать с эскизов идущей или сидящей модели.

Создание наброска

Перед тем, как нарисовать задуманное платье или брюки, следует создать на бумаге основные пропорции человеческого силуэта.

Последовательность работы:

  1. На столе положите подготовленный лист бумаги вертикально.
  2. Несильным нажатием прорисуйте вертикальную линию простым карандашом. Начало и конец линии пометьте точкой.
  3. Вертикальную линию необходимо поделить на восемь ровных частей. Таким образом, вы обозначаете размещение головы, плеч, талии, бедер, колен, икр и ступней.

Важно! Если вы изображаете конкретного человека, то в этом случае на рисунке изобразите особенности его фигуры.

  1. На линии, где предположительно размещается таз, нарисуйте равносторонний квадрат.

Важно! Ширина и высота квадрата зависят от размера бедер предполагаемого телосложения.

  1. Далее нарисуйте торс и плечи. Как правило, ширина плеч равна ширине бедер.

Важно! Если вы решили сконструировать блузку, совсем не обязательно рисовать силуэт полностью, в этом достаточно изобразить верхнюю часть туловища.

  1. В последнюю очередь нарисуйте ноги, руки, голову, шею и ступни.

Важно! Следите, чтобы локти на рисунке располагались примерно на уровне талии, в противном случае — ваши модели для дизайна одежды будут выглядеть неестественно.

Существуют альтернативные способы создать силуэт человека для дальнейшего моделирования одежды:


Конструирование модели одежды

Прежде чем нарисовать на бумаге эскиз дизайна одежды, нужно представить, как вы желаете его видеть в реальности, а собственно, его длину и фасон. После того, как очертание платья “образовалось” у вас в голове, можно приступить к нанесению его на бумагу.

Последовательность действий:

  1. Не сильными нажатиями карандаша изобразите общий силуэт вашей вещи, зарисуйте длину изделия. Если модель предполагает складки или оборки, укажите их направление и расположение.
  2. Четкими линиями нанесите основные детали вашей блузы, штрихпунктиром обозначьте места их соединения.
  3. Продумайте и изобразите вырез горловины, воротник, место расположения пояса и прочих деталей.
  4. Если модель предполагает вышивку или особый принт, необходимо на изделии нарисовать сетку, затем каждая ячейка заполняется желаемым узором или остается пустой. Таким образом, вы указываете место расположения узора.

Важно! Места, где расположены вытачки, и места стачивания деталей могут повлиять на расположение рисунка.

  1. Платье или рубашка, которые дополнительно будут украшать декоративные элементы, нет надобности в точности рисовать на бумаге. Достаточно отметить места расположения декора на одежде.
  2. Зарисовку дополнительных элементов сделайте на отдельном листе, желательно в увеличенном размере.
  3. В завершении создания эскиза полученное изделие следует разукрасить в предполагаемый цвет. Основные линии обводятся черным жирным маркером, лишние удаляются ластиком.

Важно! При нанесении цвета, очень важно правильно обозначить акценты на изделии. Места складок и воланов обозначьте более темным тоном, а освещенные места – светлым.

  • В процессе прорисовки силуэта человека не стоит четко вырисовывать черты лица, если модель не предусматривает эксклюзивный макияж.
  • Прическу также лучше изображать несколькими прядями, чтобы все внимание было сосредоточено на одежду.
  • Изображая силуэт человека, не стоит делать его слишком тощим. Вы должны иметь представление о том, как ваша одежда будет выглядеть на стандартной фигуре, ведь большинство потенциальных покупателей не обладают модельными параметрами.
  • Имея под рукой материал для пошива, вам будет легче придумать эскиз вещи. Прорисовать текстуру желаемой ткани на бумаге совсем непросто, поэтому для начала ознакомьтесь с начальной теорией моделирования, а практические занятия помогут получить необходимый опыт.

Где взять вдохновение для создания эскизов одежды?

Успех создания эскиза дизайна одежды в большинстве случаев зависит от идеи, заложенной в него. Не думайте, что известные кутюрье, каждый раз представляя новую коллекцию, используют только свои собственные идеи. Проводя показ, модельер может несколько видоизменить, дополнить или преобразить наряд или совместить несколько стилей в один. Мы не рекомендуем вам делать откровенную копию известного бренда, а наоборот — обращая внимание на некоторые детали, скомбинировать их в своей одежде со своими идеями.

Полезные советы:

  • Вы можете выбрать один из старых стилей типа Готика, Рококо, Египетский и тому подобное и стилизировать свою одежду под них.
  • Можно взять за основу модели народных костюмов: немецкий, грузинский, китайский.

Важно! Известные мировые модельеры для создания своих коллекций работают в стиле следующих направлений: Милитари, Сафари, Хиппи, конструктивный, деловой, романтический и так далее. Вы также можете создавать одежду в одном из них или комбинировать характерные черты стилей, создавая при этом эксклюзивные вещи.

Ни один дом не строят без проекта. Так и одежду не шьют без эскиза. Без него просто не обойтись в этом тонком творческом процессе, который требует учета и различных технических нюансов. Эскиз позволяет четко понять и представить, как будет смотреться наряд на конечном этапе своего создания.

Значение эскиза

Эскиз решает проблемы структуры образа. Его разработчик максимально концентрирует свои умения на том, чтобы прорисовать будущий силуэт и определиться с цветовым звучанием. Эскиз – это математическая формула, которая передает сущность будущего изделия. Но вместе с этим в эскизе автор выражает свое художественное кредо, как художник, график и живописец.

Эскизы моделей одежды

Поскольку эскизы моделей одежды предшествуют непосредственному изготовлению вещей, то без художественного замысла, идеи произойдет определенный сбой в работе модельеров. Ведь по эскизам конструкторы одежды готовят выкройки, технологи разрабатывают способы обработки узлов швейного изделия. А еще при создании эскиза учитывается направление моды, стиль, внешность, возраст и особенности телосложения.

Набросок будущей вещи выполняет 2 главные функции:

— позволяет тщательно продумать идею и вариант одежды;

— служит подробной инструкцией по воплощению данной идеи в жизнь.

Как рисовать эскизы одежды

Чтобы хорошо выполнять дизайн одежды эскизы и передавать задумку будущей модели, нужно учитывать определенные правила прорисовки модели.

Эскиз начинают рисовать с основных пропорций человеческой фигуры. При создании костюма или платья лист бумаги кладут точно вертикально, затем проводят прямую вертикальную линию. Далее необходимо отметить 2 точки силуэта: верхнюю и нижнюю.

Вертикальную линию разделите на 8 частей и следите, чтобы они были равными. Первый верхний отрезок будет обозначать длину головы, второй разделите пополам и проведите одну горизонтальную линию до плеч. На пересечении 2 и 3 верхних отрезков будет проходить линия груди, а между 3 и 4 – линия талии. Линию бедер разделяют 4 частью сверху. Колени располагаются на пересечении 3 и 2 отрезка снизу. Линию ступней делит пополам самая нижняя часть вертикальной линии.

Эскиз одежды требует полного прорисовывания силуэта. Но если вы создаете блузку, то можете рисовать его только до пояса. В любом случае – соблюдайте пропорции.

После проработки все главных линий набросайте основные очертания фигуры. Оптимальное соотношение плеч и бедер прорисовывается для средней стандартной фигуры. Оно практически равное. Если же вы создаете модель для определенного человека, то в эскизе передаете его параметры.

Когда прорисуете основные линии, выполните набросок линии рук. Локти должны находиться примерно на линии талии. Легкими прерывистыми штрихами прорисуйте весь эскиз фигуры.

Теперь приступайте к прорисовке самой одежды. Только сначала продумайте, как она будет выглядеть в готовом виде: длина, фасон и т.д. Наметьте главные очертания и определите длину изделия. Можно переходить к тщательному прорисовыванию деталей. Прикиньте, как будут размещаться главные части, и короткими штрихами наметьте места пришивания частей одежды. В конце решите, какой воротник или горловина больше подойдут модели и нарисуйте его. Затем определитесь с местонахождением застежки, подумайте, необходим ли пояс, карманы и какую форму будут иметь все детали изделия.

Завершающий этап моделирования одежды – декорирование готовой вещи. Можете и не прорисовывать в подробнейших и мельчайших деталях элементы украшения. Но обязательно наметьте места, где и как будет расположен декор, а также сделайте зарисовку их главных частей.

Каждый элемент, которым вы украсите одежду, следует прорисовать отдельно от основного эскиза. Более мягкими, прерывистыми штрихами обозначайте направление складок.

Эскизы одежды карандашом

Вам понадобится остро наточенный карандаш и лист бумаги любого формата, но лучше А4. Он должен быть максимально плотным, потому что в творческом процессе невозможно обойтись без внесения корректировок в рисунок. Готовый эскиз, выполненный простым карандашом, можно разукрасить с помощью акварели. Так вы сможете наглядно увидеть, удачное или не совсем сочетание цветов, выбранное вами.

Что лучше: эскиз одежды карандашом или использование технологий для создания эскиза?

Конечно, современные технологии существенно упрощают нашу жизнь, в том числе и работу. Кроме того, они позволяют экономить время. Но в то же время, если речь идет об их использовании при создании одежды, то таким образом увеличивают производительность труда и…лишают себя части творчества. Именно поэтому многие модельеры до сих пор предпочитают создавать эскизы карандашом, чтобы «чувствовать свое будущее детище», видеть, как «рождается чудо» и «помогать ему появиться на свет». Это все равно что заменить бумажное издание электронной книгой. Конечно, последнее изобретение более удобное, компактное, многофункциональное и долговечное, но несравнимо с обычной книгой, которая имеет неповторимый шорох страниц, свой запах, свою историю.

Самостоятельно нарисовать эскиз одежды не так уж и сложно. С такой задачей может справиться каждый. Достаточно учесть основные пропорции тела и придумать красивую модель вещи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры