Михаил аникушин. Мастер монументальной скульптуры

Главная / Чувства

Михаил Константинович Аникушин (1917-1997) - советский и российский скульптор.

Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1958). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1977). Лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1986). Член ВКП(б) с 1944 года.

Биография

Учился в ЛИНЖАС имени И. Е. Репина с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941-1945):

  • 1935-1936 - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
  • 1936-1937 - учился в СХШ при В. А. Х., у Г. А. Шульца.
  • 1937-1941 и 1945-1947 - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

С самого начала Великой Отечественной войны ушёл в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах РККА.

Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник А. С. Пушкину, установленный в 1957 году в Ленинграде.

Аникушин - представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина.

Действительный член АХ СССР (1962). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1966-1976).

М. К. Аникушин умер 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1977).
  • два ордена Ленина (1967, 30.9.1977)
  • орден Октябрьской Революции
  • орден Отечественной войны II степени (11.3.1985)
  • орден Трудового Красного Знамени (1.10.1987)
  • орден Дружбы народов (28.9.1992)
  • медали
  • Ленинская премия (1958) - за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) - за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева», «Рабочий В. С. Чичеров», «Балерина Г. С. Уланова», «Композитор Г. В. Свиридов»
  • народный художник СССР (1963)
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга
  • Почетный доктор СПбГУП с 1994 года

Семья

Память

  • 2 октября 2007 года на доме, где жил Аникушин (Песочная набережная, дом 16), установлена мемориальная доска.
  • Именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте - в этом сквере установлена его скульптурная композиция «Дружба» («Танцующие девочки») - и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где он работал.
  • Имя скульптора также носит художественная школа города Кронштадт.
  • Именем скульптора названа малая планета № 3358.
  • В Вяземском переулке перед зданием мастерской 12 сентября 2013 года установлен памятник работы Николая Краюхина.

Основные работы

  • «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
  • Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1954)
  • Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949-1957; арх. Петров В. А.; открыт в 1957 г.)
  • Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
  • Портрет В. М. Бехтерева (1960)
  • Портрет артиста Ю. М. Юрьева, бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры
  • Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
  • Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
  • Памятник В. И. Ленину в г. Турку, Финляндия (1977)
  • Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
  • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
  • Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
  • Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры
  • Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова, установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре.
  • Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)
  • Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки.
  • Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
  • Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).
  • Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде.
  • Памятник А. П. Чехову в Камергерском переулке в Москве (1997).
  • Памятник А. П. Чехову в городе Чехов. Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

    Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств

    Статуя А. С. Пушкина в вестибюле станции метро «Пушкинская»

    Памятник Ленину на Московской площади

Аникушин Михаил Константинович - русский скульптор. Если долго смотреть на памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который стоит на площади Искусств в Санкт-Петербурге на фоне Государственного Русского музея, в какое-то мгновение начинает казаться, что Поэт будто растворяется в ритме, музыке рождающихся стихов. Жестом, взглядом, еле уловимым движением губ он доносит до нас тайный, сокровенный смысл своих строк. Скульптор, который жил на более чем столетие позже, смог передать живую, пульсирующую пушкинскую мысль, окрыляющее его чувство, саму душу великого русского поэта. Как вспоминал сам Аникушин, во время работы над образом Пушкина он часто перечитывал воспоминания И. А. Гончарова и, в частности, вот эти строки: "С первого взгляда наружность его (Пушкина) казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в глазах, которые потом не забудешь".

"Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем",- говорил Аникушин.

И эти радость и солнце действительно есть в большинстве созданных замечательным русским художником скульптурных портретов Пушкина. И в памятнике, что стоит у Русского музея в Санкт-Петербурге, и в тех, которые он готовил для Москвы, Ташкента, Гурзуфа. Пушкин то задумчив, то серьезен, то будто весь превращается в слух... Но его задумчивость и даже его серьезность светлы и вдохновенны.

Работая над памятником Пушкину у Русского музея, Аникушин перечитывал произведения великого поэта, изучал автопортреты, не раз ездил по пушкинским местам, пристально всматривался в картину П. Кончаловского "Пушкин за работой", где как раз и запечатлен момент поэтического озарения. Кстати, Кончаловский делал наброски лица с внучки Пушкина Анны Александровны, которая была, как многие утверждали, очень похожа на своего деда. Аникушин стремился найти такое пластическое решение образа, которое передавало бы максимальную гамму чувств.

В мастерской у Аникушина, когда он работал над двухметровой статуей Пушкина, находилась маленькая пластилиновая статуэтка и огромная гипсовая статуя натурщика, который стоял в позе памятника. Именно обнаженная натура помогала скульптору, говоря словами великого Родена, "передать внутреннее чувство игрою мускулов". Аникушин одновременно работал над двумя проектами памятников, сделал несколько вариантов гипсовых и пластилиновых голов..

Памятник должен был иметь высоту пять метров. Работая над ним, Аникушин одновременно сделал еще мраморную статую для Московского государственного университета и другие скульптуры, совершил путешествие в Италию, где тщательно изучал гениальные творения Донателло, Микеланджело и других. Он начал работать над памятником Пушкину в начале 50-х годов, и только 18 июня 1957 года памятник был открыт. "Монументальность - не в гигантских размерах,- говорил Аникушин,- а в четкости и глубине мысли, точности формы, точности соотношений". Эти слова стали для Аникушина творческим кредо.

Родился Михаил Константинович Аникушин 2 октября 1917 года в Москве. Его отец был рабочим-паркетчиком, воевал. Детство будущего скульптора прошло в селе Яковлево под Серпуховом. В 1926 году Михаил переехал в Москву и начал заниматься в студии скульптуры, которой руководил Григорий Козлов.

После окончания школы Аникушин послал документы во Всероссийскую академию художеств. Но когда приехал в Ленинград, выяснилось, что документы пропали, и его не допустили к экзаменам. Тогда Григорий Козлов написал письмо директору академии Бродскому и послал в приемную комиссию телеграмму: "Необходимо предупредить величайшую ошибку... Калечить жизнь из-за утраты документов недопустимо... Лишить возможности Аникушина держать экзамен в Академию - не только удар для него. Это значит потерять ему год учебы, а может, и вообще потерять Аникушина..."

Именно заступничество учителя, который пять лет растил своего ученика в кружке лепки при Доме пионеров, сыграло огромную роль в жизни будущего скульптора, который в конце концов был зачислен в подготовительные классы Академии.

В 1937 году Аникушин поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии художеств в класс А. Матвеева и В. Синайского.

Матвеев научил Аникушина глубоко понимать и интерпретировать натуру. Во время практики сначала на Ленинградском фарфором заводе имени М. В. Ломоносова, а потом на Каслинском чугунолитейном Аникушин создал целую серию очень интересных фигурок детей. Кстати, впервые над образом Пушкина Аникушин начал работать еще в 1937 году.

Как только началась Великая Отечественная война, Аникушин вступил в народное ополчение, а потом был направлен в противотанковый полк.

А свою дипломную работу он начал делать только в 1946 году. Композиция "Воин-победитель", можно считать, положила начало целой серии произведений на военную тему, среди которых и проекты памятников, и отдельные скульптурные портреты. В конце 1949-х - начале 1950-х годов Аникушин приступил к работе над памятником Пушкину для Ленинграда.

Много работал Аникушин и над образом еще одного любимого своего писателя - А. Чехова, в произведениях которого его всегда привлекала объемность выраженных в них переживаний. Интересен двойной скульптурный портрет А. Чехова и его друга художника И. Левитана, который, по воспоминаниям современников, всегда восторгался живописностью прозы Чехова. Работая над проектами памятников Чехову для Москвы, Аникушин искал в образе великого русского писателя не только волю и целеустремленность, но и деликатность, сердечность, одухотворенность. Одухотворены и созданные Аникушиным скульптурные образы композитора-романтика В. Глиэра, актера Ю. Юрьева, академика В. Бехтерева и других выдающихся людей земли русской.

В 50-е годы Аникушин создал серию портретов рабочих, в 1967-м - портрет известного белорусского поэта В. Дубовки, а затем долгое время работал над памятниками Ленину в Ленинграде и других городах. В 70-е годы он сделал проект монумента героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, который увиделся ему состоящим из отдельных групп-новелл - "Летчики и моряки", "На окопах", "Блокада", "Снайперы" и других. Все обобщенные монументальные формы здесь динамичны и выразительны. И потому памятник производит очень сильное впечатление.

Михаил Аникушин был очень талантливым педагогом, он преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина и руководил творческой скульптурной мастерской Академии художеств СССР.

Еще в самом начале своего творческого пути, задавшись целью передать в скульптурном образе великого русского поэта Пушкина самое неуловимое из переживаемых человеком чувств - вдохновение, Аникушин искал и воплощал это вдохновение практически во всех своих работах.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Учёба: Стиль: Покровители: Влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние на:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:
Орден Ленина - 1977 Орден Ленина - 1967 Орден Октябрьской Революции Орден Отечественной войны II степени - 1985
Орден Трудового Красного Знамени - 1987 Орден Дружбы народов - 1992

: неверное или отсутствующее изображение

40px
Звания: Премии: Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина () Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Михаи́л Константи́нович Анику́шин ( -) - советский и российский скульптор .

Биография

Михаил Аникушин родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве, в семье рабочего.

  • - - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
  • - - учился в СХШ при В. А. Х. , у Г. А. Шульца .
  • - и - - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник А. С. Пушкину , установленный в 1957 году в Ленинграде .

Аникушин - представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина .

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Могила М. К. Аникушина на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда ().
  • два ордена Ленина ( , 30.9.)
  • орден Отечественной войны II степени (11.3.)
  • орден Трудового Красного Знамени (1.10.)
  • орден Дружбы народов (28.9.)
  • медали
  • Ленинская премия (1958) - за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) - за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева », «Рабочий В. С. Чичеров », «Балерина Г. С. Уланова », «Композитор Г. В. Свиридов »
  • народный художник СССР ()
  • Почетный доктор СПбГУП с 1994 года

Семья

  • Жена - Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003) - скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств , народный художник Российской Федерации .

Память

Основные работы

  • «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
  • Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде , 1954)
  • Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949-1957; арх. Петров В. А. ; открыт в 1957 г.)
  • Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
  • Портрет В. М. Бехтерева (1960)
  • Портрет артиста Ю. М. Юрьева , бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры
  • Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
  • Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
  • Памятник В. И. Ленину в г. Турку , Финляндия (1977)
  • Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
  • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
  • Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
  • Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры
  • Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова , установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре .
  • Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)
  • Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки .
  • Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
  • Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).
  • Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде .
  • . Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

См. также

Напишите отзыв о статье "Аникушин, Михаил Константинович"

Примечания

Литература

  • Прибульская Г. И. Аникушин / Фотографии В. В. Стрекалова. - Л.; М.: Искусство, 1961. - 48, с. - 20 000 экз. (обл.)
  • Алянский Ю. Л. В мастерской на Петроградской стороне (М. К. Аникушин). - М .: Советский художник , 1985. - 144 с. - (Рассказы о художниках). - 35 000 экз. (обл.)
  • «Советская скульптура». Выставка новых поступлений. Государственный Русский музей. - Л. 1989. - С. 18.
  • Кривдина, О. А. Аникушин Михаил Константинович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.40-44.

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Аникушин, Михаил Константинович

Так спокойно в каждодневных заботах проходили дни, а за ними недели. Бабушка, к тому времени, уже вернулась из госпиталя и, к своему великому удивлению, нашла дома новоиспечённую невестку... И так как что-то менять было уже поздно, то они просто старались узнать друг друга получше, избегая нежелательных конфликтов (которые неизбежно появляются при любом новом, слишком близком знакомстве). Точнее, они просто друг к другу «притирались», стараясь честно обходить любые возможные «подводные рифы»... Мне всегда было искренне жаль, что мама с бабушкой никогда друг друга так и не полюбили... Они обе были (вернее, мама всё ещё есть) прекрасными людьми, и я очень их обоих любила. Но если бабушка, всю проведённую вместе жизнь как-то старалась к маме приспособиться, то мама – наоборот, под конец бабушкиной жизни, иногда слишком открыто показывала ей своё раздражение, что меня глубоко ранило, так как я была сильно к ним обоим привязана и очень не любила попадать, как говорится, «между двух огней» или насильно принимать чью-нибудь сторону. Я никогда так и не смогла понять, что вызывало между этими двумя чудесными женщинами эту постоянную «тихую» войну, но видимо для того были какие-то очень веские причины или, возможно, мои бедные мама и бабушка просто были по-настоящему «несовместимы», как это бывает довольно часто с живущими вместе чужими людьми. Так или иначе, было очень жаль, потому что, в общем, это была очень дружная и верная семья, в которой все стояли друг за друга горой, и каждую неприятность или беду переживали вместе.
Но вернёмся в те дни, когда всё это только ещё начиналось, и когда каждый член этой новой семьи честно старался «жить дружно», не создавая остальным никаких неприятностей... Дедушка уже тоже находился дома, но его здоровье, к большому сожалению всех остальных, после проведённых в заключении дней, резко ухудшилось. Видимо, включая и проведённые в Сибири тяжёлые дни, все долгие мытарства Серёгиных по незнакомым городам не пожалели бедного, истерзанного жизнью дедушкиного сердечка – у него начались повторяющиеся микроинфаркты...
Мама с ним очень подружилась и старалась, как могла, помочь ему как можно скорее забыть всё плохое, хотя у неё самой время было очень и очень непростое. За прошедшие месяцы она сумела сдать подготовительные и вступительные экзамены в медицинский институт. Но, к её большому сожалению, её давней мечте не суждено было сбыться по той простой причине, что за институт в то время в Литве ещё нужно было платить, а в маминой семье (в которой было девять детей) не хватало на это финансов... В тот же год от, несколько лет назад случившегося, сильнейшего нервного потрясения, умерла её ещё совсем молодая мама – моя бабушка с маминой стороны, которую я также никогда не увидела. Она заболела во время войны, в тот день, когда узнала, что в пионерском лагере, в приморском городке Паланге, была сильная бомбардировка, и все, оставшиеся в живых, дети были увезены неизвестно куда... А среди этих детей находился и её сын, самый младший и любимый из всех девяти детей. Через несколько лет он вернулся, но бабушке это, к сожалению, помочь уже не могло. И в первый год маминой с папой совместной жизни, она медленно угасла... У маминого папы – моего дедушки – на руках осталась большая семья, из которой только одна мамина сестра – Домицела – была в то время замужем.
А дедушка «бизнесменом», к сожалению, был абсолютно катастрофическим... И очень скоро шерстяная фабрика, которой он, с бабушкиной «лёгкой руки», владел, была пущена в продажу за долги, а бабушкины родители больше ему помочь не захотели, так как это уже был третий раз, когда дедушка всё, ими подаренное имущество, полностью терял.
Моя бабушка (мамина мама) происходила из очень богатой литовской дворянской семьи Митрулявичусов, у которых, даже после «раскулачивания», оставалось немало земель. Поэтому, когда моя бабушка (вопреки воле родителей) вышла замуж за дедушку, у которого ничего не было, её родители (чтобы не ударить лицом в грязь) подарили им большую ферму и красивый, просторный дом... который, через какое-то время, дедушка, благодаря своим великим «коммерческим» способностям, потерял. Но так как в то время у них уже было пятеро детей, то естественно, бабушкины родители не могли остаться в стороне и отдали им вторую ферму, но с уже меньшим и не таким красивым домом. И опять же, к большому сожалению всей семьи, очень скоро второго «подарка» тоже не стало... Следующей и последней помощью терпеливых родителей моей бабушки стала маленькая шерстяная фабрика, которая была великолепно обустроена и, при правильном пользовании, могла приносить очень хороший доход, позволяя всей бабушкиной семье безбедно жить. Но дедушка, после всех пережитых жизненных передряг, к этому времени уже баловался «крепкими» напитками, поэтому почти полного разорения семьи не пришлось слишком долго ждать...
Именно такая нерадивая «хозяйственность» моего деда и поставила всю его семью в очень трудное финансовое положение, когда все дети уже должны были работать и содержать себя сами, больше не думая об учёбе в высших школах или институтах. И именно поэтому, похоронив свои мечты стать в один прекрасный день врачом, моя мама, не слишком выбирая, пошла работать на почтамт, просто потому, что там оказалось на тот момент свободное место. Так, без особых (хороших или плохих) «приключений», в простых повседневных заботах и протекала какое-то время жизнь молодой и «старой» семьи Серёгиных.
Прошёл уже почти год. Мама была беременна и вот-вот ожидала своего первенца. Папа буквально «летал» от счастья, и всем твердил, что у него обязательно будет сын. И он оказался прав – у них действительно родился мальчик... Но при таких ужасающих обстоятельствах, которые не смогло бы измыслить даже самое больное воображение...
Маму увезли в больницу в один из рождественских дней, буквально перед самым новым годом. Дома, конечно же, волновались, но никто не ожидал никаких негативных последствий, так как мама была молодой, сильной женщиной, с прекрасно развитым телом спортсменки (она с детства активно занималась гимнастикой) и, по всем общим понятиям, роды должна была перенести легко. Но кому-то там, «высоко», по каким-то неизвестным причинам, видимо очень не хотелось, чтобы у мамы родился ребёнок... И то, о чём я расскажу дальше, не укладывается ни в какие рамки человеколюбия или врачебной клятвы и чести. Дежуривший в ту ночь врач Ремейка, увидев, что роды у мамы вдруг опасно «застопорились» и маме становится всё тяжелее, решил вызвать главного хирурга Алитусской больницы, доктора Ингелявичуса... которого в ту ночь пришлось вытащить прямо из-за праздничного стола. Естественно, доктор оказался «не совсем трезвым» и, наскоро осмотрев маму, сразу же сказал: «Резать!», видимо желая поскорее вернуться к так поспешно оставленному «столу». Никто из врачей не захотел ему перечить, и маму тут же подготовили к операции. И вот тут-то началось самое «интересное», от которого, слушая сегодня мамин рассказ, у меня встали на голове дыбом мои длинные волосы....
Ингелявичус начал операцию, и разрезав маму... оставил её на операционном столе!.. Мама была под наркозом и не знала, что в тот момент вокруг неё происходило. Но, как рассказала ей позже присутствовавшая при операции медсестра, доктор был «срочно» вызван на какой-то «экстренный случай» и исчез, оставив маму разрезанной на операционном столе... Спрашивается, какой же для хирурга мог быть более «экстренный» случай, чем две жизни, полностью от него зависевшие, и так просто оставленные на произвол судьбы?!. Но это было ещё не всё. Буквально через несколько секунд, медсестра, ассистировавшая на операции, была тоже вызвана из операционной, под предлогом «необходимости» помощи хирургу. А когда она категорически отказалась, сказав, что у неё на столе лежит «разрезанный» человек, ей ответили, что они сейчас же пришлют туда «кого-то другого». Но никто другой, к сожалению, так никогда туда и не пришёл...
Мама очнулась от зверской боли и, сделав резкое движение, упала с операционного стола, потеряв сознание от болевого шока. Когда же, та же самая медсестра, вернувшись оттуда, куда её посылали, зашла в операционную, проверить всё ли там в порядке, она застыла в полном шоке – мама, истекая кровью, лежала на полу с вывалившимся наружу ребёнком... Новорождённый был мёртв, мама тоже умирала...
Это было страшное преступление. Это было самое настоящее убийство, за которое должны были нести ответственность те, которые такое сотворили. Но, что было совсем уже невероятно – как бы не старались после мой папа и его семья призвать к ответственности хирурга Ингелявичуса, у них ничего не получалось. В больнице сказали, что это не была его вина, так как он был срочно вызван на «экстренную операцию» в той же самой больнице. Это был абсурд. Но сколько бы папа не бился, всё было тщётно, И под конец, по просьбе мамы, он оставил в покое «убийц», радуясь уже тому, что мама всё же каким-то образом осталась жива. Но «жива», к сожалению, она была ещё очень и очень не скоро... Когда ей тут же сделали вторую операцию (уже чтобы спасти её жизнь), никто во всей больнице не давал даже одного процента за то, что мама останется жива. Её держали целых три месяца на капельницах, переливая кровь множество раз (у мамы до сих пор хранится целый список людей, которые давали ей кровь). Но лучше ей никак не становилось. Тогда, отчаявшиеся врачи решили выписать маму домой, объясняя это тем, что они «надеются, что в домашней обстановке мама скорее поправится»!.. Это опять же был абсурд, но настрадавшийся папа уже был согласен абсолютно на всё, только бы увидеть ещё хотя бы раз маму живой, поэтому, долго не противясь, забрал её домой.
Мама была настолько слабой, что ещё целых три месяца почти не могла сама ходить... Серёгины всячески за ней ухаживали, пытаясь быстрее выходить, а папа носил её на руках, когда это было нужно, а когда в апреле засветило ласковое весеннее солнышко, сидел с ней часами в саду, под цветущими вишнями, стараясь изо всех сил как-то оживить свою потухшую «звёздочку»...

Творчество М. К. Аникушина, мастера станковой и монументальной скульптуры, явилось одной из вершин отечественного искусства второй половины XX в. Его художническая натура отличалась противоречивостью: отмеченный высокими званиями и наградами государства, он выделялся среди своих коллег подлинной демократичностью; тяготея к монументальному искусству, он вместе с- тем проявлял острый интерес к тонкостям человеческого характера и психологии. Сложность личности художника отразилась равно и на его творчестве и на его напряженной общественной работе и имела своим следствием полярную противоположность в оценках его произведений.

Аникушин родился в многодетной семье рабочего-паркетчика. Подростком, в 1931 г., он начал заниматься в скульптурной студии в Москве под руководством Г. А. Козлова, который познакомил будущего скульптора с традициями русской реалистической школы XIX в. В 1935 г. Аникушин едет в Ленинград и поступает на подготовительные курсы ИЖСА к В. С. Богатыреву. В 1937 г. он уже студент первого курса скульптурного факультета, где учится у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева. Матвеев стремился научить своих студентов творчески интерпретировать натуру, ставил задачу живого пластического поиска. Стиль выдающегося мастера наложил отпечаток па раннее творчество Аникушина, однако не стал определяющим:

В своем искусстве молодой скульптор не порывал связи с материальной видимостью внешнего мира, в то время как представители так называемой матвеевской школы стремились к предельному пластическому обобщению, преобразующему натуру в отвлеченную художественную форму. Но Аникушин перенял у учителя главное: уже в его студенческих работах "Девочка с козленком", "Пионерка с венком" (обе 1937) сказывается умение цельно видеть натуру и воплощать свое видение в ярком пластическом образе. Учебу в институте прервала война. С первых ее дней художник уходит в ополчение, а с ноября 1941 г. становится в ряды Красной Армии.

Только после победы Аникушин возвращается в Ленинград. Отныне вся жизнь и творчество его будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 г. Аникушин защищает дипломную работу "Воин-Победитель". Лишенная внешней экспрессии, скульптура выполнена в лаконичной манере, определяющей творчество художника 1940-60-х гг. Внутренняя энергия потенциального движения скрывается за внешней статичностью, отсутствие детализации компенсируется философским обобщением и глубоким психологизмом. Эти черты проявились и в портретной скульптуре Аникушина: "Портрет матери", "Портрет П. А. Куприянова" (обе 1948), "Египтянин", "Юноша из Судана" (обе 1957), "Портрет О. Е. Усовой" (1961), "Портрет академика А. Ф. Иоффе" (1964) и др. Напряженно-сдержанный почерк мастера узнается в его монументальной скульптуре этого времени: памятники А. И. .Воейкову (1957), В. М. Бехтереву (1960), Ю. М. Юрьеву (1961), П. А. Куприянову (1968). Следует отметить и работы в области мемориальной пластики - надгробия Е. П. Корчагиной-Александровской (1958) и Р. М. Глиэру (1960).

Поисками нового, нетрадиционного решения отмечена работа Аникушина над образом В. И. Ленина (портреты, эскизы памятников). Уходя от привычных стандартов, скульптор старается показать вождя в действии, в активном движении. Завершением этой темы стал памятник на Московской площади в Ленинграде (1970).

Стремление художника к динамической выразительности проявилось в работе над одним из главных творений его жизни - памятником А. С. Пушкину на площади Ис кусств в Ленинграде (1957). К пушкинской теме Аникушин обратился в 1940-е гг., после того как состоялись первые, не увенчавшиеся успехом туры всесоюзного конкурса на лучший проект памятника поэту. В 1949 г. скульптор представил свой эскиз на IV открытом туре конкурса, в котором стал победителем. Во время работы над окончательным проектом памятника он создал большое число скульптурных и графических портретов Пушкина, а также фигурные композиции для Московского университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена "Пушкинская" (1955). В итоге скульптор остановился на варианте, наиболее точно передающем состояние творческого порыва и вдохновения. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-пола, творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади.

Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - ведется работа над памятником поэту для Гурзуфа (эскизы, 1960, 1972, памятник не установлен), Ташкента (1974), над статуей для станции метро "Черная речка" в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982) и др.

В творчестве Аникушина 1970-80-х гг. доминирует экспрессивная манера: художник теперь предпочитает изображать не сложное состояние перехода от углубленного самосозерцания к действию, а само движение, страстный порыв. В портретах наблюдается подчеркнутая индивидуализация характера. Эта тенденция отчетливо выразилась в монументальном барельефе "Победа" для Большого концертного зала "Октябрьский" в Ленинграде (1967), в надгробии Н. К. Черкасову (1974), в "Портрете Г. С. Улановой" (1981) и особенно остро - в работе над памятником "Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", установленным на площади Победы (1975). Еще в начале 1960-х гг. мастер приступил к работе над сложной композицией, состоявшей из нескольких скульптурных групп. Экспрессивный характер пластики Аникушина виден уже в многочисленных эскизах к памятнику, в котором проявилась главная направленность творчества художника-выражение типических черт эпохи через раскрытие характеров отдельных персонажей. В этом цикле во всю мощь прозвучал гуманистический пафос искусства Аникушина.

Иное воплощение нашли эти устремления художника в работе над образом А. П. Чехова для памятника в Москве. Итогом многолетних поисков стала галерея рисунков, портретов А. П. Чехова и И. И. Левитана, - первоначально мастер задумывал памятник как парную композицию (эскиз "А. П. Чехов и И. И. Левитан", 1961). Сдержанный, но выразительный по пластике образ Чехова отличается внутренним трагизмом. Работа над памятником Чехову явилась своеобразным продолжением пушкинского цикла, его драматическим развитием. Оба великих русских писателя волновали творческое воображение мастера до последних дней его жизни.

Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. 1957. Бронза, гранит


Памятник В. М. Бехтереву на улице Бехтерева в Санкт-Петербурге. 1960. Бронза, гранит


Группа «Солдаты». Монумент «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». 1975. Бронза, гранит


Группа «Победители». Монумент «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». 1975. Бронза, гранит

М. Аникушин, Воин-победитель. Эскиз дипломной работы. Гипс тонированный. 1946.

Михаил Аникушин художник

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии

На выставке произведений юных, приуроченной к Чрезвычайному восьмому съезду Советов. Среди лучших работ были отмечены две скульптуры Миши Аникушина - «Мать» и «Пионер читает матери свои первые стихи». Борис Владимирович Иогансон, напутствуя тех, кто делал первые шаги в искусстве, отметил, что в этих работах тонко передано «чувство жизненности, чувство правдивости.

Прошло более сорока лет. За это время бывшие школьники, прошли большой жизненный и творческий путь, многие стали признанными мастерами. В их ряду сегодня М. К. Аникушин - один из ведущих советских скульпторов. В беседе с нашим корреспондентом Михаил Константинович рассказывает о своей работе, вспоминает учителей, товарищей, со словами напутствия обращается к тебе, юный читатель.
Михаил Константинович, годы вашего детства совпали с удивительным временем, в котором жила страна: энтузиазм первых пятилеток, коллективизация, бурный рост культуры народа. Все это волновало, стимулировало активность в учебе, труде. Впервые так. широко могли проявиться способности каждого. И юные пионеры, думается, не отставали от взрослых.
Да, время было исключительно бурное и интересное. Жили мы тогда в Москве на Малой Серпуховке. Недалеко от нас на Житной улице, находилась детская техническая станция, где работали разные кружки - авиамодельный, музыки, рукоделия, рисования. Я стал туда ходить, в кружки рисования и авиамодельный. Затем в школе в пионерском отряде мне поручили оформлять стенные газеты, писать лозунги. Так моя любовь к рисованию получила первое общественное признание.

М. Аникушин. Девочка с козликом. Чугун. 1938-1939.

Однажды к нам в пионерский отряд пришел немолодой человек высокого роста и спросил мягким, добрым голосом: «А кто здесь рисует?» Ребята указали на меня. Он пригласил: «Приходи к нам на Полянку, в Дом пионеров». И вот я стал посещать кружок лепки, который руководил Григорий Андреевич Козлов, или дядя Гриша, как мы его называли.
Дядя Гриша был человеком необыкновенной доброты и обаяния. В молодости он учительствовал в небольшом селе под Казанью. За распространение революционных идей был приговорен к пяти годам заключения в крепости. Тог- да-то в тюрьме он и начал лепить из маленьких кусочков хлеба, выкраивая его из скудного арестантского пайка. Вскоре жизнь показала, что это был не просто способ коротать долгие тюремные дни, а призвание. Отбыв ссылку, он поступил в Казанское художественное училище, успешно закончил его и целиком посвятил себя педагогической деятельности.
Работе с юными студийцами дядя Гриша отдавал все свои силы. Во время занятий он стремился к тому, чтобы мы поняли сам процесс лепки и почувствовали материал. Лепка сочеталась с рисованием, черчением и формовкой. Опытный и преданный искусству наставник, Григорий Андреевич во многом определил выбор нашего жизненного пути.
Михаил Константинович, какими интересами жили мальчишки того времени, ваши друзья?
Несомненно, наши интересы в значительной мере формировались в школе, в пионерском отряде. Кроме рисования, я очень любил литературу. Может быть, и потому, что учительница словесности Анна Ефремовна обычно помогала нам делать стенную газету. Вместе с Лешей Клемановым мы рисовали на больших листах бумаги. Потом Леша тоже стал художником. Художником — архитектором. Его труд, мастерство вложены в реставрацию Брестской крепости, села Шушенского и других исторических памятников. Другой мой приятель, Володя Прокофьев, стал математиком, профессором института.
В свободное время мы ходили на занятия во Дворец пионеров, в Третьяковскую галерею. Покупали открытки и репродукции любимых картин великих русских художников, копировали их. Помню, я копировал левитановский «Март», иллюстрации Врубеля к «Демону». Уже тогда интерес к изобразительному искусству, стремление познать его тайны захватывали нас все сильнее и сильнее.

И тогда же вы избрали скульптуру?
Сказать так было бы слишком самоуверенно. Инициатива в этом вопросе скорее принадлежала старшим. Учителя посоветовали мне заняться скульптурой… Мои первые работы «Помощь товарищу» и «Планерист» были представлены в детском разделе выставки «XV лет РККА». Это было в 1932 году, а исполнилось мне уже 15 лет.
К этому времени я серьезно увлекся скульптурой. Часами мог сидеть в Музее изобразительных искусств на Волхонке, рисовать микеланджеловского «Давида», творения великих мастеров. Музей стал для меня второй школой. Скульптуру здесь чтили особенно. Для нее и строились залы с наилучшим освещением.
Иногда можно слышать мнение, что скульптуры, собранные в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, не имеют большой художественной ценности, так как это лишь слепки с оригиналов. Такое утверждение в корне неверно. Гипсовый отливок, да еще прекрасно исполненный, это почти подлинник, только сделанный из другого материала.
Когда я впервые попал в Британский музей в Лондоне и смотрел скульптурные фризы Парфенона, одно из самых замечательных созданий мирового искусства, то обрадовался им как старым знакомым. Они были мне отлично известны по музею в Москве, я помнил их до каждой раковинки, до каждой щербинки.
Успех ваших первых работ на всесоюзных выставках детского творчества, пять лет занятий в изостудии - все это достаточно подготовило вас к поступлению в вуз?
Закончив школу, я стремился попасть в прославленную Академию художеств в Ленинграде. В ней бережно сохранялись традиции русской художественной школы, был блестящий состав преподавателей.

После экзаменов нас зачислили на подготовительные курсы, а через год перевели в последний класс средней художественной школы. Пришлось второй раз учиться в десятом классе. Зато профессиональная подготовка стала основательной. Занимался под руководством опытных педагогов В. С. Богатырева и Г. А. Шульца. Последние этюды, сделанные в школе, были представлены в качестве экзаменационных работ при поступлении в академию. И я был принят.
Вы говорили о традициях, которыми славилась академия и которые привлекли вас в ее стены. В чем их суть, кто особенно повлиял на ваше становление как художника?
Мне везло на хороших учителей и в школе и в академии. Я мог бы назвать многих своих наставников, прекрасных людей и педагогов. Расскажу лишь о двух самых ярких, на мой взгляд, учителях и скульпторах.
Первым моим педагогом в академии стал Виктор Александрович Синайский, декан факультета скульптуры. Это был большой мастер, истинный художник. В то время на Невском проспекте напротив улицы Бродского стоял замечательный памятник Лассалю - необыкновенной выразительности голова. Скульптура поражала силой пластики. Создателем ее, как я узнал потом, был Виктор Александрович Синайский.
Необычайно высок среди студентов был авторитет Александра Терентьевича Матвеева. На нас влияли его высокий художественный вкус, гражданственность, которые были органично присущи его жизни и творчеству. Его влекли темы общественно значимые. В 1912 году он создает бюст
А. И. Герцена, в 1918 году - один из первых памятников К. Марксу, установленный в Петрограде у Смольного. В 1927 году успешно заканчивает скульптурную группу «Октябрь», которая по праву считается достижением советского искусства.
Матвеев пробудил в нас подлинное понимание натуры, дал почувствовать, что натура - источник вдохновения. Синайский и Матвеев были наставниками, которые учили не только своим творчеством, но и общественной активностью. Именно они принимали самое деятельное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.
Михаил Константинович, теперь вы отдаете много сил воспитанию творческой молодежи, преподаванию. У вас много учеников, последователей. Исходя из нынешнего богатого опыта художника и педагога, что вы считаете самым основным и важным приобретением за студенческие годы?

Уважительное отношение к натуре - одно из самых главных качеств, которые, на мой взгляд, необходимы художнику. Слово «натура» я беру в очень широком смысле - как уважение к правде жизни, к природе, тому прекрасному, что нас окружает. На этом покоится наша русская реалистическая школа искусства и литературы.
Второе необходимое качество - беспощадная требовательность к себе. Наши учителя стремились к тому, чтобы ученики твердо осознали высокое предназначение искусства. Лучшим примером служило для меня творчество учителей. Их самоотверженность, необыкновенная требовательность к себе передавались и студентам. В этом заключалась их огромная сила как педагогов.
Но, думаю, наша студенческая жизнь мало чем отличалась от жизни нынешних студентов. Ежедневно пять часов работы в мастерских - три часа лепки и два часа рисования. Еще лекции по истории искусства, общеобразовательным предметам. В художественном вузе один из самых продолжительных рабочих дней. Кроме занятий в классе, много читали и работали в библиотеке, активно занимались спортом.
Интересно проходила у нас практика. На первом курсе работали на Ломоносовском фарфоровом заводе. Во время второго курса практика проходила на Каслинском чугунолитейном заводе. Здесь я отлил из чугуна три работы: «Пионерку», «Литейщика» и «Девочку с козликом».
Наша самостоятельность была совершенно естественной. В 1939 году, еще на третьем курсе, я вместе с архитектором Василием Петровым впервые участвовал в конкурсе на проект памятника Низами для Баку. Эта работа была признана лучшей из 75 проектов, представленных на конкурс. Мы получили высшую премию. Много было и других творческих замыслов, но началась Великая Отечественная война.
Вместе со студентами и преподавателями академии я участвовал в оборонных работах, затем пошел в народное ополчение, а в ноябре 1941 года - в армию. Все 900 блокадных дней был в составе 42-й армии, защищавшей Ленинград. На фронте вступил в ряды Коммунистической партии.
Все, что я видел и чувствовал в дни войны и блокады города, нашло отражение в памятнике героическим защитникам Ленинграда.
Много горя принесла война. Но в эти дни вы увидели высочайшие проявления человеческого духа, были свидетелем массового мужества и героизма. Что стало главным в вашем творчестве, когда вы, вчерашние фронтовики, вновь вернулись на студенческую скамью?

Михаил Константинович, самую широкую известность и признание завоевал Ваш Пушкин. Многие высказывают мнение, что этот памятник удивительно ленинградский, он органично слился с той строгой красотой города, которая воспета в пушкинских стихах. Какова история создания этого памятника?
- Пушкина я боготворил с детства. О своей любви к нему я мог бы говорить много, но считаю это нескромным. Ведь любовь всего нашего народа к Пушкину огромна. И как ярко, разнообразно и талантливо воплотилась она в изобразительном искусстве - графике, живописи, скульптуре!
К этому образу я обратился еще в 1937 году. Тогда широко отмечались пушкинские дни, связанные со 100-летием гибели поэта. Тогда же Совнарком принял решение установить памятник
А. С. Пушкину в Ленинграде, и был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект. В то время я только начинал учебу в академии и, конечно, не помышлял об участии в этом конкурсе. Но силы свои хотелось попробовать, и я сделал первый эскиз - для себя.
Конкурс был прерван войной и возобновлен в 1947 году. Мы с архитектором Василием Александровичем Петровым приняли в нем участие. Все проекты были выставлены в залах Русского музея для широкого обсуждения. Затем подводились итоги, и мы получили право строить памятник.
- Что стояло для Вас за словами: право строить памятник?
- Прежде всего дальнейшее изучение материала, страдания, радости. Строить памятник - огромная ответственность, не только радость. Тем более возводить его в Ленинграде, где творили великие архитекторы и скульпторы. Еще большая ответственность была у нас: ведь памятник возводился Александру Сергеевичу Пушкину на одной из красивейших площадей Ленинграда, связанных с именем Росси, где стоит Русский музей. Да и само название у площади ответственное - площадь Искусств.

М. Аникушин, архитектор В. Петров. Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде.
Создание памятника - событие не только художественное, но и гражданское, политическое. Умножается культурное достояние Родины, в каком-то смысле определяется показатель авторитета,ее культуры, искусства.
Кроме всех этих обстоятельств, нам надо было учиться делать памятник. Искать и открывать связи архитектуры и скульптуры, новые связи со зрителем, с нашим временем. В конечном счете решение всех задач сводилось к ответу на вопрос: почему ставится памятник, почему Пушкин нам необходим сегодня, остро современен, хотя и отдален более чем веком во времени.
Все это и определило решение образа Пушкина. Любое нарушение этих многогранных взаимосвязей исказило бы смысл и содержание образа. Такой памятник поэту может стоять только в Ленинграде и именно на данной площади. Перенести его в другое место невозможно, сразу же нарушится все его содержание.
Мне хотелось показать Пушкина необыкновенным, но земным и человечным, каким он был, как я его представляю. Выразить обаяние Пушкина, благородство его характера, его любовь к свободе. Он воспринимается нами как современник, живет с нами, по-прежнему волнует его слово. Поэтому я стремился создать образ вдохновенного поэта, который как бы обращается к слушателям, к современникам, любому из нас.
Работа над памятником длилась восемь лет. 19 июня 1967 года он был открыт. С того памятного дня прошло более двадцати лет, даже позолота сошла с надписи на постаменте. Но образ гениального поэта волнует по-прежнему, с той же силой. Я счастлив, что судьба уготовила мне эту встречу, что мой труд послужит еще одним скромным вкладом в нашу изобразительную. Пушкиниану.
- Часто мы определяем понравившуюся картину, скульптуру или другое произведение искусства одним словом - хороший. Что Вы,
Михаил Константинович, вкладываете в понятие «хороший памятник»?
- В нем я нахожу ответ на вопрос - что такое благородство формы, как эта форма строится. Мне становится ясен духовный, художественный багаж скульптора, степень его самообразования. В таком памятнике должно быть органичное единство формы и содержания, когда идея его читается естественно. Это свойство дается скульптору, художнику врожденно, и его надо закреплять трудом, жестокой работой над собой.
- После Пушкина Вы работали над образом В. И. Ленина, образом совершенно другого содержания?
- После того как был объявлен конкурс для сооружения памятника В. И. Ленину в Ленинграде, мы сделали множество эскизов. Вначале поиски были направлены на то, чтобы раскрыть образ Ленина как философа-гуманиста. Ленин - великий человек нашей эпохи, но его величие никогда не заслоняло душевности, обаятельности. Он обладал удивительным даром притягательности, вокруг него всегда собирались люди. Ленин заражал своей самоотверженностью и преданностью борьбе во имя блага простых людей.

Мне хотелось подчеркнуть человечность великого вождя, ту черту, которая выражена в словах Маяковского - «самый человечный изо всех живущих на земле людей».
Шли годы. Мои представления о том, каким должен быть этот образ, обогатились. Под воздействием многих обстоятельств и прежде всего в результате углубленного изучения документов, воспоминаний о Владимире Ильиче.
Скульптору в единовременном представлении нужно выразить многое. Поэтому столь важно определить ведущую идею в решении темы. Я убеждался, что главным в образе Ленина должна стать непобедимость, смелость, отвага, необыкновенная убежденность в правоте дела пролетариата. Мне особенно запомнились строки Н. К. Крупской, вспоминавшей, каким был Ильич после свершения Великой Октябрьской революции: «Он был в необычайно радостном состоянии». Осуществилась мечта рабочих, крестьян, всех прогрессивных людей России. Конечно, ликование, радость Ильича огромны, несмотря на то, что дел предстояла уйма, многие были и посложнее свершенного. Это состояние Ленина в первые дни Октября мне хотелось передать. Слова Н. К. Крупской о том, что Владимир Ильич смел и отважен, послужили основным ключом в решении образа.
Некоторые не сразу приняли такое решение всего памятника. Не сразу поняли суть образа и форму выражения этой сути, были в плену традиционных представлений о памятнике Владимиру Ильичу.
Работа над образом Владимира Ильича явилась для меня большой школой искусства и жизни. Она заняла более 13 лет. Памятник был открыт на Московском проспекте в 1970 году, когда широко отмечалось 100-летие со дня рождения Ильича. Сейчас он завершает один из современных ансамблей города.
- Как Вы характеризуете эти тринадцать лет работы?
- Сооружение памятника В. И. Ленину - высокая честь и доверие художнику. Но и художник должен оправдать это доверие, отдать все свои знания, мастерство, чтобы хоть мало-мальски приблизиться к своему герою. Нужны годы, огромный труд проникновения в образ, наблюдения и, конечно, самоотверженность.
- Эти годы, вероятно, значительно подготовили Вас к созданию монумента героическим защитникам Ленинграда. Как Ваши жизненные впечатления повлияли на решение образов этого ансамбля?
- Я работал в содружестве с архитекторами Сергеем Сперанским и Валентином Каменским. Все трое мы принимали участие в защите Ленинграда в годы войны, были свидетелями беспримерного мужества ленинградцев. Естественно, что мы воспринимали эту работу как свой патриотический и гражданский долг перед павшими и живыми ленинградцами.
Все знают мемориал на Пискаревском кладбище. Это памятник погибшим, жертвам фашистской блокады города. Новый ансамбль, который сооружался на исторически конкретном месте боев - Средняя Рогатка, направление Пулково, южные ворота города, - должен стать памятником Победе.

Прошло много времени, прежде чем окончательно определилось, каким ему быть. Бесчисленное количество вариантов нами рассмотрено: показать подвиг ленинградцев через аллегории, символы или реальные образы? Но в конечном счете победил один принцип - рассказать, как это в действительности было, показать героизм и благородство защитников города, их подвиг во всем его величии и драматизме. Не символикой и плакатно-обобщенными формами должен быть отмечен великий в своей человечности подвиг защитников Ленинграда, а как бы эпической поэмой в бронзе и камне, исполненной глубокого чувства и душевной красоты. Чтобы те, кто был здесь в годы войны, увидели себя, а кто не был - тот подумал: я тоже мог стать таким же. Чтобы молодые поняли: победу одержали не сверхчеловеки, а простые люди, у которых свои представления о ценностях жизни, благородстве, братстве, воспитанные партией, нашим строем, Лениным.
Скульптурная композиция монумента состоит из нескольких сюжетных групп. Она рассчитана на последовательное восприятие образов. Пришедший к памятнику как бы становится участнике событий, может уловить настроение и чувства тех, кто встал против черной силы и победил.
Первая группа, которая появилась у меня в эскизе, - «Блокада», или «Реквием». Она передает обстановку и впечатление тревожных военных дней. Здесь образ первых дней блокады - гибель ребенка от первых снарядов, упавших на площади Труда. Его держит на руках скорбная мать. И образ блокадной зимы, когда силы ленинградцев истощены, передан в другой группе - солдат поднимает тень человека - жегацину-горожанку.
В скульптурных группах левой и правой частей памятника можно прочитать биографии героев, как бы увидеть ситуации, типичные для того времени. «Летчики и моряки», «Снайперы», «Трудовой фронт», «Народное ополчение», «Солдаты» - в этих скульптурах мы стремились передать образы защитников города, спаянных одной целью, одним стремлением - не сдаться врагу, отстоять Ленинград. В центре ансамбль венчает двухфигурная композиция «Победители. Рабочий и Солдат». Она символизирует те силы, что одержали Победу, - единство фронта и тыла, всего советского народа. Воин опустил автомат, война закончена, но он на страже, а рядом с ним рабочий уверенно держит молот - трудовой подвиг продолжается.
- Нет ни одного человека, который остался бы равнодушным у этого монумента. Он стал символом подвига ленинградцев. Создатели его удостоены самых высоких наград. Ему посвящены стихи и тысячи строк взволнованных записей в книге отзывов. И эта народная признательность, вероятно, самая большая награда…
- Для художника главное - видеть, что твой замысел нашел отклик у зрителя. Среди многочисленных отзывов о мемориале героическим защитникам Ленинграда мне особенно запомнились строки: «Он заставляет сильнее биться сердце с гордостью за тех, кто победил, и с болью за тех, кто не дошел до Победы».
Эти слова говорят о том, что наш труд помогает людям сохранить память о героическом времени, а рассказать о нем я обязан как художник и гражданин. Наши внуки родились в счастливую мирную пору, и нельзя, чтобы в их жизнь ворвалось то, что пережили мы.

Михаил Константинович, ныне за Вашими плечами огромный профессиональный и жизненный опыт, годы творческих исканий, сомнений и открытий. Какое качество, на Ваш взгляд, необходимо более всего для того, чтобы стать и быть художником?
- Надо любить искусство больше всего в жизни и уметь подчинить ему всю свою жизнь. А это не всем дано. Поэтому не будем ограничиваться обращением только к будущим художникам. На свете важны все профессии. Знать искусство, уметь рисовать должны все дети -
станут ли они инженерами, рабочими, космонавтами. Тот, кто познает изобразительное искусство в детстве, обретает объемное видение, пространственное воображение, а это так нужно во всех областях человеческой деятельности.
Но важнее другое - искусство помогает воспитывать благородство, гордость за то, что сделано прекрасного до тебя. Вот это чувство уважения к прошлому и борьбу за будущее я считаю главным в воспитании юношей и девушек, которые стоят на пороге самостоятельной жизни. Мы должны быть бережливы к тому добру, которое принадлежит всем нам, всему нашему государству. Если мы воспитаем в себе это чувство, тогда не придется говорить о сохранении природы в общегосударственных масштабах, о сохранении памятников прошлого.
Работа художника, особенно скульптора, связана с уважительным отношением к наследию. Не только в одном смысле - охранять. Но и в другом - создавать новое, продолжая лучшие традиции предшествующих поколений, делать их живыми памятниками своего времени.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры