Что такое внутренняя сила человека? Движущие силы эволюции человека.

Главная / Бывшие

Необычайно сложен окружающий нас мир, и человек является его неотъемлемой частью. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Как и все живые организмы, тело человека построено из клеток и межклеточного вещества. Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли.

Во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего, и это можно объяснить не иначе как наследованием сходных особенностей от наших близких и далеких предков.

Вы уже знаете, что в системе животного мира ученые относят человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens).

Это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Человек представитель хордовых. Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях развития обязательно формируется осевой скелет - хорда, над ней развивается нервная трубка, а под ней - первичная кишка.

Опорой тела человека служит внутренний скелет, по его устройству человек близок к другим позвоночным животным. Как и у них, наша центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом и расположена ближе к спинной поверхности тела. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения - сердце. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта.

Сходство человека с млекопитающими особенно велико. Это прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих так же, как и женщины, долго - по несколько недель или даже месяцев - вынашивают плод в своем теле.

Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37°С.

В строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды - диафрагмы, участвующей в дыхании и отделяющей грудную полость от брюшной; семи шейных позвонков; двух поколений дифференцированных зубов; оформленных губ и мускулистых щек; четырехкамерного сердца; наружного и внутреннего уха; кожи, покрытой волосяным покровом; молочных желез с сосками.

Человек, как представитель отряда приматов, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабженными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела- короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

Рудименты и атавизмы - важное доказательство родства человека и животных.

Рудименты - это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение. Они закладываются во время эмбриогенеза, но полностью не развиваются. К рудиментам относятся копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, волосяной покров на теле, шейные ребра и др.

Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения людей с хвостом или сильным оволосением всего тела и даже лица. Появление таких признаков называется атавизмом.

Все это указывает на несомненное родство человека и животных.

Разумеется, - и это очевидно - между человеком и животными есть и принципиальные различия. Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека несравненно выше, чем у животных. Человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью, ему свойственно прямохождение. Есть у человека и другие отличия, особые, присущие только ему черты строения. Обо всем этом вы узнаете о следующем разделе книги.

В чем сила человека?

Есть расхожее выражение: "Человек - царь природы". Почему так говорят? Ведь человек слаб! Скачущая лошадь легко обгонит бегущего человека. У орла зрение гораздо острее, чем у нас. Нашим ногтям и зубам не сравниться с мощными когтями и зубами льва и даже с коготками и зубками соболя и кошки, а наша сила, разумеется, значительно уступает силе шимпанзе и уж тем более -- леопарда, тигра, слона.

И все же у человека есть четыре отличительные особенности, сочетание которых присуще только нашему виду: это уникальный по своей сложности мозг, вертикально ориентированный скелет, руки с большим диапазоном разнообразных движений, способные захватывать и удерживать мелкие предметы, объемное цветовое зрение.

В совокупности эти четыре свойства дают человеку большие преимущества.

Основная особенность человека - высокоразвитый головной мозг. Он очень крупный, его масса (примерно 1300-1500 г) составляет 1/40 от массы тела!

Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому и абстрактному мышлению, управлению речью и точной координации зрения и движений.

Человек передвигается, в отличие от других животных, на двух ногах, поочередно перенося свой вес с пятки на пальцы ноги. Такое движение требует координированной работы мышц спины, таза и ног. Мы можем не только ходить, но и бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы.

Мы пользуемся чуткими и гибкими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, чтобы сжимать предметы с необходимой силой. Используя те или иные орудия труда, мы можем гораздо эффективнее воздействовать на окружающую нас среду, чем любые другие млекопитающие.

Глаза человека могут отчетливо фокусировать изображения, очень точно определять расстояния и различать не только цвет, но и форму и яркость освещения предметов. Такими способностями обладают очень немногие млекопитающие. Мы можем следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз. А то, что мы стоим прямо, значительно возвышаясь над поверхностью земли, позволяет нам видеть гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров.

Чем человек заплатил за прямохождение

В связи с прямохождением человек получил многочисленные преимущества. Однако, к сожалению, одиоврсмсппо с этим появились и предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний.

Упругость многочисленных связок и хрящевых прослоек между позвонками делает позвоночник прочной и гибкой опорой для тела. Однако поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков. Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это, в свою очередь, приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке и, наконец, к нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит - и к разным заболеваниям.

При больших, чрезмерных нагрузках (избыточная масса тела, длительное стояние) происходит ослабление сводов стопы. Своды стопы прогибаются - развивается плоскостопие. В результате изменяется походка, появляются неприятные ощущения, даже боли в области стоп.

В стенках тела (особенно брюшной полости) имеются участки, которые при плохом физическом развитии, отсутствии нагрузок могут стать слабыми местами и как результат - зонами образования грыж (паховой, бедренной, диафрагмальной и др.). Здесь через слабые участки брюшных стенок под кожу могут выпячиваться петли кишки, большой сальник и другие органы.

При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Кровь, чтобы вернуться от ног обратно к сердцу, должна преодолеть силу тяжести на протяжении более 1 м. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведет к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям.

Проверьте свои знания

  1. Какими признаками хордовых обладает человек?
  2. С животными какого класса у человека можно обнаружить наибольшее сходство?
  3. У животных какого типа центральная нервная система имеет трубчатое строение и располагается ближе к спинной поверхности тела?
  4. Какие животные имеют диафрагму?
  5. Что общего у человека и человекообразных обезьян?
  6. Какие органы человека называют рудиментарными?
  7. Какие вы знаете рудиментарные органы?

Подумайте

Почему великий систематик К. Линней включил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?

Человек относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный.

Рудиментарные органы - доказательство родства человека и животных. Рудименты - это органы человека, со временем утратившие свое значение (хвостовые позвонки, ушные и хвостовые мышцы, волосяной покров на теле).

Атавизм - появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае - у человека) признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Если сила в правде, значит, кто сильнее - тот и прав.

(Народная бандитская мудрость)

В чем заключается психологическая сила человека? Чем она определяется? Вопросом о силе задается любой человек, который заинтересован в управлении этим миром, во влиянии на людей, в том, чтобы что-то изменить вокруг себя и в своей жизни в целом. Вы когда-нибудь задумывались, почему так несправедливо устроено - одни обладают этим даром, другие нет, одним хочется подчиняться, другим не очень, одни могут оказать воздействие, другие так это делать пытаются - что смешно становится. В детстве, если помните, все мальчишки мечтают обладать громадной силой, чтобы побеждать в любой драке, раскидывать любых врагов, никого не бояться, всего добиваться, пользоваться уважением в коллективе. Лично я в юном возрасте завидовал, как ни странно это звучит, девочке, только особенной, очень сильной девочке, по имени Пеппи Длинныйчулок, которая обладала абсолютно невиданными возможностями и при случае демонстрировала чудеса, которые не снились ни одному штангисту в мире. Например, забрасывала злодеев на вершины деревьев, удерживала руками автомобили за бампер, вытаскивала корабли из моря на берег и совершала тому подобные подвиги. С возрастом приходит понимание, что физической силой в этом мире все вопросы уже не решишь - нужна другая сила, внутренняя, личностная.

Что происходит в нашем общении в жизни? Встречаясь с человеком, мы интуитивно, подсознательно, оцениваем его и сравниваем нашу личную силу с его силой. И, вследствие этого сравнения, выстраиваем отношения. Если интуиция нам подсказывает, что он сильнее - отношения выстраиваются с так называемой «пристройкой снизу». То есть мы признаем главенство за человеком, позволяем ему нас жизни учить, с уважением и прислушиваемся к его мнению. Если мы ощущаем, что сами сильнее партнера - отношения скорее выстраиваются с так называемой «пристройкой сверху». То есть мы сами подсознательно чувствуем себя главнее, больше высказываем свое мнение, меньше значения придаем его мнению, позволяем себе уже его учить жизни и «руками водить» в его сторону. Ну, и третий возможный вариант, когда силы примерно равны, то отношения выстраиваются «с пристройкой на равных». Непонятно, кто кем руководит, кто кем управляет, то ты мной, то я тобою, отношения как «друг - друг». Понятно, что эта схема из трех вариантов отношений несколько упрощена, в жизни может быть все сложнее, но суть именно такая. Именно психологическая сила заставляет нас подчинять или подчиняться, слушать или слушаться, убеждать или убеждаться. Именно она позволяет выигрывать переговоры, психологические поединки, конфликты, заставляет уважать свое мнение и добиваться успеха в социуме. И эта сила важнее, чем вся остальная физическая, потому что уже именно она позволяет творить чудеса.

Вопросом, что такое психологическая сила и как ее повысить? Когда я задаю участникам этот вопрос - что такое психологическая сила и как это понятие определить одной исчерпывающей фразой, то с ходу умные люди обычно находят целый ряд ответов. Например, это - уверенность, говорят некоторые. Да, уверенность хорошее качество, но это не синоним психологической силы, а скорее, следствие, сопутствующее качество. Знак равенства между понятиями сила и уверенность ставить некорректно. Уверенность скорее является следствием силы. Еще вариант - целеустремленность. Тоже сопутствующее качество, следствие силы, но не одно и то же. Часто называют умение быть счастливым, не сдаваться перед трудностями, «держать удар» - тоже замечательные качества, но тоже не исчерпывают понятие силы и не определяют. Как правило, участникам приходят лишь следствия и ассоциации на внутреннюю силу, но не само определение.

Вы, конечно, помните, что этот сакральный вопрос - в чем сила, брат? - мучил еще Бодрова-младшего в фильмах «Брат-1», «Брат-2». И он ходил и приставал с ним ко всем, даже к иностранцам:

- Вот ты, немец, говоришь, город - это сила, а какая тут сила, тут слабые все…

- Город - это злая сила…

И оттуда пошел такой анекдот.

Сидит Бодров-младший в кабинете американского бизнесмена, рядом валяется убитый американский бизнесмен, пьют они водку, играют в шахматы и Бодров-младший говорит:

-Вот скажи мне, американец, в чем сила? Вот ты думаешь, сила в деньгах? Вот и брат, говорит, в деньгах… А сила-то, она - в ньютонах!!!

И в самом деле, чтобы определить это понятие научн о, если хотите, надо обратиться к истокам - откуда ноги растут. А растут они из классической физики, надеюсь, отличники среди читателей найдутся. Давайте вспомним сначала определение физической силы, а потом перейдем к силе психологической. Как определялось понятие «физической силы» в 7 классе средней школы? Правильно, волшебной и незабываемой формулой «ф равняется м умноженное на а» - сила равняется массе, умноженной на ускорение. Помните, в учебниках физики любили сталкивать кубики, так вот, если один кубик сталкивает другой с места, то по массе и ускорению второго можно было определить физическую силу первого, и измерялась она, действительно, в ньютонах. По-человечески говоря, физическая сила - это способность предмета совершать работу над другим предметом. Под работой понимается перемещение в пространстве. Еще раз повторю, опираемся на это определение: «Физическая сила - это способность предмета совершать работу над другим предметом».

А теперь, основываясь на этом определении, теперь, перенесем его уже на мир людей. Тогда - по аналогии, что такое уже «психологическая сила»? Попробуйте отсюда найти определение самостоятельно и сравнить с правильным ответом. Для ленивых правильный ответ последует уже сейчас. Психологическая сила - это способность человека совершать работу над людьми, в том числе над собой, поскольку ты тоже человек. Только под работой в мире людей понимаются все три вида влияния. Первый вид, влияние на сознание - то есть умение убедить, внушить, поменять ценности человеку, научить, дать понять, «вправить мозги», наконец. Второй вид, влияние на эмоциональный мир человека - способность создать ему новую эмоцию, убрать лишнюю старую, раскачать чувства, оказать воздействие на душевный, эмоционально-чувственный мир личности. И третье, влияние на волю человека - способность побудить к действию, столкнуть с бездействия, умение заставить человека двигаться телом и разумом или, наоборот, остановиться перед пропастью.

И, если все это учесть, получается такое определение.

Психологическая сила - это способность человека оказывать влияние на людей, в том числе на себя.

Что означает, оказать влияние на себя самого? Все три вида влияния, на сознание, на эмоции, на волю, только применительно к себе. Когда-то вправить себе мозги и поменять ценности, когда-то справиться со своими чувствами, когда-то заставить себя сделать то, что не хочется, но надо. Влияние на себя - это частный случай влияния на людей в целом, более того, не умея управлять собой, невозможно адекватно управлять другими людьми. И по тому, как человек управляет собой, вполне можно судить о его силе. Простейший тест на личную силу - как долго вы встаете утром с постели? Управление собой - ближе всего к понятию силы воли, с помощью волевых качеств человек оказывает влияние на свою ленивую натуру.

Основа этой способности оказывать влияние - высокая и независимая самооценка личности. Т.е. степень любви к себе, степень самоуважения, степень принятия себя. Достаточно высокая - позволяющая комфортно жить среди других людей и чувствовать себя достойно, как равный среди равных (а в чем-то и выше). Независимая - означает устойчивая, позволяющая не терять самоуважение при отрицательной оценке окружающих и не падающая при неудачах. Самооценка - это стержень личностной силы, без нее сила, образно говоря, теряет хребет и разваливается.

Еще очень важный момент. Способность оказывать влияние - это некая возможность, качество внутреннее, и его надо уметь предъявить, то есть проявить внешне. Иначе эта сила так и останется в потенциале, непроявленной и незаметной окружению. Всегда есть внутреннее и внешнее, так же и применительно к силе. Сила - это внутренний стержень человека, но сделать так, чтобы эту силу люди почувствовали, это вторая, внешняя задача.

Представьте, что вы чемпион мира по боксу. В вас заключен огромный потенциал и возможности для силового воздействия на хулиганствующих элементов в ночной подворотне. Но то, что вы крутой мастер знаете только вы и ваше окружение. Шпана этого пока еще не знает, и вы вынуждены предъявить им вашу силу и мастерство, проявить эти внутренние возможности во всей красе, и пока вы не откусите главарю шайки ухо, никто в этой банде вас уважать и бояться не станет.

Я соглашусь с утверждением, что люди силу чувствуют неким шестым чувством, но все-таки так бывает далеко не всегда. Можно быть сильным человеком, но новый коллектив это еще не заметит. Или наоборот, быть слабым, но успешно пускать пыль в глаза, производя сильное впечатление. И так тоже часто бывает, история знает такие случаи, вспомним хотя бы Хлестакова. Поэтому, чтобы сила по-настоящему работала в жизни на вашу влиятельность, надо, чтобы внешнее соответствовало внутреннему. Необходимо научиться силу проявлять, когда-то демонстрировать, доказывать и даже при необходимости оказывать активное силовое воздействие. И вот здесь приобретают важнейшее значение уже упоминавшиеся сопутствующие силе качества, через что сила проявляется и с чем ассоциируется. А именно - уверенность, манера держаться, целеустремленность, умение держать удар, смелость, владение голосом, и другие. По сути это уже инструменты психологического воздействия, то, через что личная сила проявляет себя во внешнем мире и через что наша личность оказывает влияние. Но это уже другая, следующая тема.

1. Какие бывают отделы скелета? Какие типы костей образуют скелет? Чем определяется подвижность костей скелета? Назовите суставы скелета, обладающие наибольшей подвижностью?
2. Какая связь строения костей с выполняющими ими функциями?
3. Какие виды соединения костей преобладают в отделах?
4. В каком отделе скелета наибольшее количество костей? почему?
5. Какой палец кисти имеет наибольшую подвижность? Что это нам дает?
6. От чего зависит гибкость нашего тела?
7. По каким признакам можно отлечить скелет женщины от скелета мужчины?
8. Какие кости имет наименьшую скорость роста? Почему?
9. Если бы стопа стояла только из одной кости, как это отразилось бы на походе, беге, прыжках, способности сохранять равновесие?

Помогите:) решить биологию, 8 класс. Исключите лишнее:

1)Бедренная кость.
2)Большая берцовая кость.
3)Малая берцовая кость.
4)Лучевая кость.
Вопрос-2.
Грудная клетка не защищает:
1)Пищевод.
2)Сердце.
3)Почки.
4)Трахею.
Вопрос-3.
Одинаковое количество позвонков в следущих отделах позвочника:
1)Шейная и грудная.
2)Поясничная и крестцовая.
3)Поясничная и грудная.
4)Шейном и крестцовом.
Вопрос-4.
Кость черепа, у которой есть пара это-
1)Теменная.
2)Лобная.
3)Затылочная.
4)Нижняя челюсть.
Вопрос-5.
У водителя автомобиля наибольшую нагрузку испытывают:
1)Суставы нижних конечностей.
2)Плечевые суставы.
3)Межпозвоночные диски.
4)Стопы ног.
Вопрос-6.
Одинаковой по функциям являются малая берцовая кость и-
1)Локтевая кость.
2)Лучевая кость.
3)Кости запястья.
4)Кости пястья.
Вопрос-7.
Рост кости в толщину обеспечивают:
1)Губчатое вещество.
2)Жёлтый костный мозг.
3)Надкожница.
4)Красный костный мозг.
Вопрос-8.
Маленький ребёнок рискует больше, чем взрослый человек:
1)Поскользнутся и сломать ногу.
2)Приобрести искривление позвоночника.
3)Приобрести плоскостопие.
4)Утратить гибкость позвоночника.
Вопрос-9.
К плоским костям относятся:
1)Кости мозгового части черепа, лопатки.
2)Лучевая и локтевая кости.
3)Большая и малая берцовая кости.
4)Ключицы, кости стопы и кисти.
Вопрос-10.
1)Полностью процесс окостенения заканчивается:
1)К 15 годам.
2)К 10 годам.
3)К 30 годам.
4)К 25 годам.
Вопрос-10.
Движения туловища координируются:
1)Вегетативной нервной системой.
2)Гуморальным механизмом регуляции.
3)Соматической нервной системой.
4)Только центрами головного мозга.
Вопрос-11.
Нервные импульсы поступают к мышцам по:
1)Двигательным нейронам.
2)Вставочным нейронам.
3)Чувствительным нейронам.
4)Всем видам нейронов.

1. Анатомия человека изучает: а)внешние формы,размеры и пропорции тела б)строение человеческого тела в связи с его функцией в)функция организма как

единого целое.
2.Какие мышцы приводят в движение нижнюю челюсть: а)гладкие б)шейные в) мимические г)жевательные.
3.Рецепторы:
а) несут возбуждения ЦНС б)воспринимают раздражения в)передают возбуждение с чувствительных на двигательные нейроны г) передают возбуждения с чувствительных на вставочные.
4.Полуподвижное сочленение характерно для а)черепной коробки б)позвоночника в)тазовых костей г) свободных конечностей.
5.Общее число позвонков у человека составляет:
а) 23-28 б)28-33 в) 33-34 г) 34-38.
6.Где находится зрительная зона: а)затылочная доля б) теменная доля в) лобная г) височная.
7.Какие вещества придают кости гибкость? а) органические вещества б) глюкоза и крахмал в) нуклеиновые кислоты г) минеральные соли.
8.В какой последовательности располагаются у человека части скелета нижней конечности, начиная с костей пояса? а)кости пальцев б)плюсна в) бедро г) голень
д) предплюсна е) кости таза.

"Если сила в правде, значит, кто сильнее — тот и прав", — н ародная бандитская мудрость.

В чём заключается психологическая сила человека? Чем она определяется? Вопросом о силе задаётся любой человек, который заинтересован в управлении этим миром, во влиянии на людей, в том, чтобы что-то изменить вокруг себя и в своей жизни в целом. Вы когда-нибудь задумывались, почему так несправедливо устроено — одни обладают этим даром, другие нет, одним хочется подчиняться, другим не очень, одни могут оказать воздействие, другие так это делать пытаются — что смешно становится. В детстве, если помните, все мальчишки мечтают обладать громадной силой, чтобы побеждать в любой драке, раскидывать любых врагов, никого не бояться, всего добиваться, пользоваться уважением в коллективе. Лично я в юном возрасте завидовал, как ни странно это звучит, девочке, только особенной, очень сильной девочке, по имени Пеппи Длинныйчулок, которая обладала абсолютно невиданными возможностями и при случае демонстрировала чудеса, которые не снились ни одному штангисту в мире. Например, забрасывала злодеев на вершины деревьев, удерживала руками автомобили за бампер, вытаскивала корабли из моря на берег и совершала тому подобные подвиги. С возрастом приходит понимание, что физической силой в этом мире все вопросы уже не решишь — нужна другая сила, внутренняя, личностная.

Что происходит в нашем общении в жизни? Встречаясь с человеком, мы интуитивно, подсознательно, оцениваем его и сравниваем нашу личную силу с его силой. И, вследствие этого сравнения, выстраиваем отношения. Если интуиция нам подсказывает, что он сильнее — отношения выстраиваются с так называемой "пристройкой снизу". То есть мы признаём главенство за человеком, позволяем ему нас жизни учить, с уважением и прислушиваемся к его мнению. Если мы ощущаем, что сами сильнее партнёра — отношения скорее выстраиваются с так называемой "пристройкой сверху". То есть мы сами подсознательно чувствуем себя главнее, больше высказываем своё мнение, меньше значения придаём его мнению, позволяем себе уже его учить жизни и "руками водить" в его сторону. Ну, и третий возможный вариант, когда силы примерно равны, то отношения выстраиваются "с пристройкой на равных". Непонятно, кто кем руководит, кто кем управляет, то ты мной, то я тобою, отношения как "друг — друг". Понятно, что эта схема из трёх вариантов отношений несколько упрощена, в жизни может быть всё сложнее, но суть именно такая. Именно психологическая сила заставляет нас подчинять или подчиняться, слушать или слушаться, убеждать или убеждаться. Именно она позволяет выигрывать переговоры, психологические поединки, конфликты, заставляет уважать своё мнение и добиваться успеха в социуме. И эта сила важнее, чем вся остальная физическая, потому что уже именно она позволяет творить чудеса.

Вопросом, что такое психологическая сила и как её повысить мы занимаемся на тренинге "Победители: психология влияния" и начинаем как раз с определения понятия — что же это такое? Потому что, если не определиться с самим понятием, то нет фундамента, на котором строится вся концепция и невозможно двигаться дальше. Когда я задаю участникам этот вопрос — что такое психологическая сила и как это понятие определить одной исчерпывающей фразой, то с ходу умные люди обычно находят целый ряд ответов. Например, это — уверенность, говорят некоторые. Да, уверенность хорошее качество, но это не синоним психологической силы, а скорее, следствие, сопутствующее качество. Знак равенства между понятиями сила и уверенность ставить некорректно. Уверенность скорее является следствием силы. Ещё вариант — целеустремлённость. Тоже сопутствующее качество, следствие силы, но не одно и то же. Часто называют умение быть счастливым, не сдаваться перед трудностями, "держать удар" — тоже замечательные качества, но тоже не исчерпывают понятие силы и не определяют. Как правило, участникам приходят лишь следствия и ассоциации на внутреннюю силу, но не само определение.

Вы, конечно, помните, что этот сакральный вопрос — в чем сила, брат? — мучил ещё Бодрова-младшего в фильмах "Брат-1", "Брат-2". И он ходил и приставал с ним ко всем, даже к иностранцам:

— Вот ты, немец, говоришь, город — это сила, а какая тут сила, тут слабые все…

— Город — это злая сила…

И оттуда пошёл такой анекдот: "Сидит Бодров-младший в кабинете американского бизнесмена, рядом валяется убитый американский бизнесмен, пьют они водку, играют в шахматы и Бодров-младший говорит: "Вот скажи мне, американец, в чем сила? Вот ты думаешь, сила в деньгах? Вот и брат, говорит, в деньгах… А сила-то, она — в ньютонах!!!""

И в самом деле, чтобы определить это понятие научно , если хотите, надо обратиться к истокам — откуда ноги растут. А растут они из классической физики, надеюсь, отличники среди читателей найдутся. Давайте вспомним сначала определение физической силы, а потом перейдём к силе психологической. Как определялось понятие "физической силы" в 7 классе средней школы? Правильно, волшебной и незабываемой формулой "ф равняется м умноженное на а" — сила равняется массе, умноженной на ускорение. Помните, в учебниках физики любили сталкивать кубики, так вот, если один кубик сталкивает другой с места, то по массе и ускорению второго можно было определить физическую силу первого, и измерялась она, действительно, в ньютонах. По-человечески говоря, физическая сила — это способность предмета совершать работу над другим предметом. Под работой понимается перемещение в пространстве. Ещё раз повторю, опираемся на это определение: "Физическая сила — это способность предмета совершать работу над другим предметом" .

А теперь, основываясь на этом определении, теперь, перенесём его уже на мир людей. Тогда — по аналогии, что такое уже "психологическая сила"? Попробуйте отсюда найти определение самостоятельно и сравнить с правильным ответом. Для ленивых правильный ответ последует уже сейчас. Психологическая сила — это способность человека совершать работу над людьми, в том числе над собой, поскольку ты тоже человек. Только под работой в мире людей понимаются все три вида влияния. Первый вид, влияние на сознание — то есть умение убедить, внушить, поменять ценности человеку, научить, дать понять, "вправить мозги", наконец. Второй вид, влияние на эмоциональный мир человека — способность создать ему новую эмоцию, убрать лишнюю старую, раскачать чувства, оказать воздействие на душевный, эмоционально-чувственный мир личности. И третье, влияние на волю человека — способность побудить к действию, столкнуть с бездействия, умение заставить человека двигаться телом и разумом или, наоборот, остановиться перед пропастью.

И, если всё это учесть, получается такое определение.

Психологическая сила — это способность человека оказывать влияние на людей, в том числе на себя.

Что означает, оказать влияние на себя самого? Все три вида влияния, на сознание, на эмоции, на волю, только применительно к себе. Когда-то вправить себе мозги и поменять ценности, когда-то справиться со своими чувствами, когда-то заставить себя сделать то, что не хочется, но надо. Влияние на себя — это частный случай влияния на людей в целом, более того, не умея управлять собой, невозможно адекватно управлять другими людьми. И по тому, как человек управляет собой, вполне можно судить о его силе. Простейший тест на личную силу — как долго вы встаёте утром с постели? Управление собой — ближе всего к понятию силы воли, с помощью волевых качеств человек оказывает влияние на свою ленивую натуру.

Основа этой способности оказывать влияние — высокая и независимая самооценка личности. Т.е. степень любви к себе, степень самоуважения, степень принятия себя. Достаточно высокая — позволяющая комфортно жить среди других людей и чувствовать себя достойно, как равный среди равных (а в чем-то и выше). Независимая — означает устойчивая, позволяющая не терять самоуважение при отрицательной оценке окружающих и не падающая при неудачах. Самооценка — это стержень личностной силы, без неё сила, образно говоря, теряет хребет и разваливается.

Ещё очень важный момент. Способность оказывать влияние — это некая возможность, качество внутреннее, и его надо уметь предъявить, то есть проявить внешне. Иначе эта сила так и останется в потенциале, непроявленной и незаметной окружению. Всегда есть внутреннее и внешнее, так же и применительно к силе. Сила — это внутренний стержень человека, но сделать так, чтобы эту силу люди почувствовали, это вторая, внешняя задача.

Представьте, что вы чемпион мира по боксу. В вас заключён огромный потенциал и возможности для силового воздействия на хулиганствующих элементов в ночной подворотне. Но то, что вы крутой мастер знаете только вы и ваше окружение. Шпана этого пока ещё не знает, и вы вынуждены предъявить им вашу силу и мастерство, проявить эти внутренние возможности во всей красе, и пока вы не откусите главарю шайки ухо, никто в этой банде вас уважать и бояться не станет.

Я соглашусь с утверждением, что люди силу чувствуют неким шестым чувством, но всё-таки так бывает далеко не всегда. Можно быть сильным человеком, но новый коллектив это ещё не заметит. Или наоборот, быть слабым, но успешно пускать пыль в глаза, производя сильное впечатление. И так тоже часто бывает, история знает такие случаи, вспомним хотя бы Хлестакова. Поэтому, чтобы сила по-настоящему работала в жизни на вашу влиятельность, надо, чтобы внешнее соответствовало внутреннему. Необходимо научиться силу проявлять, когда-то демонстрировать, доказывать и даже при необходимости оказывать активное силовое воздействие. И вот здесь приобретают важнейшее значение уже упоминавшиеся сопутствующие силе качества, через что сила проявляется и с чем ассоциируется. А именно — уверенность, манера держаться, целеустремлённость, умение держать удар, смелость, владение голосом, и другие. По сути это уже инструменты психологического воздействия, то, через что личная сила проявляет себя во внешнем мире и через что наша личность оказывает влияние. Но это уже другая, следующая тема.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры