«Судьба человека» М. Шолохова — героическая песнь о сильной личности

Главная / Любовь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «История русской литературы XX века (40-60-е гг.)»

Тема нравственного подвига в рассказе М. Шолохова «Судьба челов е ка»

Выполнила студентка

Карабасова О.С.

Проверила:

доцент Сухих Ольга

Станиславовна

Нижний Новгород 2015

ВСТУПЛЕНИЕ

1. ГЕРОЙ ИЛИ ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

2. НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Война… Она ломает человеческие судьбы, оставляет на сердце рваные, незалечимые раны, уносит жизни, лишает самого дорогого: семьи, друзей, а порой и смысла существования.

Многие писатели обращались к теме войны в своих произведениях. Михаил Шолохов - один из них.

Выдающимся произведением Шолохова стал рассказ «Судьба человека», опубликованный в новогоднем номере газеты «Правда» в 1956 году. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

Это поистине великолепный рассказ. Он затрагивает каждую ниточку души.

Читая его, ты будто оказываешься на месте главного героя. Переживаешь все его трудности.

Также поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и война, и плен. Еще больше изумляет раскрытие образа Андрея Соколова. На малой «площадке» рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, терпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!

1. ГЕРОЙ ИЛИ ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Название заголовка говорит само за себя. Не каждый человек смог бы взять под свое крыло маленького ребенка, тем более в такие тяжелые времена. Когда идет война и думать ты можешь только о себе, Андрей Соколов берет на себя ответственность и заботится о чужой, такой же поломанной жизни, как и у него.

В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами. Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира. Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать.

Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. «…И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…» - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества -- эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.

Но самая большая ошибка человека зачастую не ценить того, что имеет. Недооценивал, мне кажется, свою жену и Андрей Соколов перед уходом на фронт. «Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит… Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете…» Андрей Соколов оценил те прощальные слова значительно позже, уже после известия о гибели жены вместе с дочерьми: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком. рассказ нравственный подвиг герой

2. НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ

Что такое нравственность?- спросите вы. Помогать людям, быть добрым? У этого слова много определений. Вот одно из многих.

Нравственность -- понятие, которое относится к отдельному человеку и понимается субъективно. Нравственность -- это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека. Таким образом, нравственность -- сугубо индивидуальное понятие. Так, для одного жить с любимой девушкой вне брака и не изменять ей -- это вполне нравственно, а для другого это недопустимо, так как жить полноценно с девушкой и не состоять с ней в браке -- пример антинравственного поведения. Субъективная точка зрения позволяет оценивать нравственность как высокую и низкую в зависимости от конкретного мнения.

Я считаю, что нравственные поступки исходят из души. Нельзя родиться нравственным или стать нравственным человеком. Им можно только быть. Наш герой именно такой человек, он делает все по зову сердца.

Все поступки Соколова в военную годину и после Победы были достойными, мужскими. Настоящие мужчины, по словам Соколова, - на фронте. Он «терпеть не мог этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам и девушкам писали, сопли по бумаге размазывали. Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют. И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось».

Не сладко пришлось на фронте и самому Соколову. Провоевал он меньше года. После двух легких ранений - тяжелая контузия и плен, который в официальной советской пропаганде того времени считался позором. Впрочем, Шолохов успешно обходит подводные камни этой проблемы: он ее просто не касается, что неудивительно, если вспомнить время написания рассказа- 1956 год. Но зато испытаний в тылу врага Шолохов отмерил Соколову сполна. Первое испытание - убийство предателя Крыжнева. Не каждый из нас решится помочь совершенно не знакомому человеку. А Соколов помог. Может он сделал это потому, что незадолго до этого абсолютно незнакомый офицер-военврач помог Соколову? Он вправил ему вывихнутую руку. Налицо гуманизм и благородство одного и низость и трусость другого.

Самому Соколову в смелости не отказать. Испытание второе - попытка побега. Андрей воспользовался оплошностью охранников, бежал, ушел на сорок километров, но его поймали, собак на живого спустили… Выжил, не согнулся, не смолчал, «критикнул» режим в концлагере, хотя знал, что за это - верная смерть.

Шолохов мастерски описывает сцену противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. И оно решается в пользу русского солдата.

Даже большой знаток русской души, говоривший по-русски не хуже нас, Мюллер вынужден был признать: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду».

Отплатил Мюллеру и всем врагам за подаренную жизнь Соколов сполна, осуществив успешный побег из плена и прихватив бесценного языка - своего майора-строителя. Казалось, судьба должна смилостивиться над Соколовым, но нет…

Мороз по коже проходит, когда узнаешь еще о двух ударах, выпавших на долю героя: гибель жены и дочерей под бомбежкой в июне 1942-го и сына в день Победы.

Насколько нужно быть сильным человеком, чтобы выдержать такие удары судьбы? На этот вопрос никогда не будет найден ответ, потому что он скрывается в человеческой душе. Каждый человек по своему силен, но есть те, которых судьба сламливает и они опускают руки, а есть, как Соколов, он потерял все, но не сдается. И судьба делает ему подарок, преподносит ему сироту, дает шанс на жизнь.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что можно сказать в заключении. Это потрясающий рассказ. Нужно обладать поистине твердым характером, чтоб не расплакаться, читая это произведение.

Шолохов одним из первых создал исполненное подлинного гуманизма произведение о людях, побывавших в плену. В течение многих военных и послевоенных лет считалось преступлением, что советский боец не успел застрелиться, когда его брали в плен. Бывших пленных зачастую преследовали и на родине. Время, описанное в рассказе,-- первая послевоенная весна.

Рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека" проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.
Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.А.Шолохов. Судьба человека. Изд-во «Советская Россия». М.,1975

2. С. И. Ожегов "Словарь русского языка"1198 стр. Москва 2004г. "Оникс 21 век".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности разговорной лексики, основные преимущества её использования в художественных текстах. Лексический состав, сдвиги в семантике. Разговорная и просторечная лексика. Употребление разговорной лексики в рассказе М. Шолохова "Судьба человека".

    курсовая работа , добавлен 02.07.2011

    Особенности русского национального характера в литературе XIX-XX веков. Ритм и хозяйственный уклад русской жизни. Описание русского национального характера в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" и рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".

    реферат , добавлен 16.11.2008

    Попытка создания панорамы войны в романе "Они сражались за Родину". Мироощущение человека на войне в романе "Они сражались за Родину". Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".

    дипломная работа , добавлен 25.09.2009

    Тема Великой Отечественной войны в произведениях советских писателей и поэтов. Повесть М.А. Шолохова "Судьба человека". Емкая и глубокая концентрация в произведении опыта войны. Невосполнимая утрата героя повести, переплетение трагического и героического.

    реферат , добавлен 15.02.2012

    Образ отвергнутого обществом и ожесточившегося человека в рассказе Федора Михайловича Достоевского "Кроткая". Внутренний монолог героя после самоубийства жены. Все оттенки психологии героя в его взаимоотношении с Кроткой. Духовное одиночество героя.

    реферат , добавлен 28.02.2011

    Анализ творчества В. Быкова, В. Астафьева, А. Твардовского, М.А. Шолохова. Раскрытие нравственной, гражданской и духовной сущности героев произведений, проблем героизма и подвига человека во время Великой Отечественной войны, ее антигуманной сущности.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Желание любви в рассказе И.А. Бунина "Легкое дыхание". "Случайная" любовь в рассказе И.А. Бунина "Солнечный удар". Чистая любовь в рассказе "Чистый понедельник". Необычайная сила и искренность чувства, которые свойственны героям бунинских рассказов.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Изучение духовных, материальных ценностей, отражение их сущности в рассказе Александра Солженицына "Матренин двор". Символический смысл и авторская философия жизни. Мнение о рассказе, его художественных особенностях критика и публициста В. Полторацкого.

Михаил Александрович Шолохов - писатель, в чьем творчестве отразилась жизнь родного народа на рубежах, которые становятся историческими вехами. Одна из наиболее ярких глав жизни русского народа связана с годами Великой Отечественной войны.

В начале войны Шолохов был призван в ряды Советской Армии как комиссар запаса, где стал военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». С первых дней войны Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку с фашистами. Поэтому глубоко патриотическая тема - подвиг человека в Великой Отечественной войне - замяла на долгое время главное место в произведениях писателя. В эти годы он создает произведения «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».

Для русской литературы XX века характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека. М.А. Шолохов относится к числу тех мастеров слова, которые, показывая духовную красоту своих героев, раскрывают суть человеческой личности.

войне писатель с удивительным мастерством изобразил «то главное, что принято называть нравственным обликом народа, его национальным характером».

В рассказе «Судьба человека», вышедшем в 1956 году, с огромной любовью нарисован русский человек.

В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье.

Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов - главный герой. Второй голос-голос автора, слушателя, случайного собеседника

В первую послевоенную весну встретились на верхнедонской земле два незнакомых человека.

Трагедия и жизненные обстоятельства одного мужчины всколыхнули душу другого, тоже не понаслышке знавшего цену страдания.

Андрей Соколов ошибочно принял стоявшего возле старенькой машины человека за шофера и почувствовал к незнакомцу особое доверие.

Он отпускает своего приемного сынишку Ванечку поиграть возле воды, а сам слово за слово поведал историю собственных мытарств.

Кроме того, Соколов увидел, что его собеседник одет в «солдатские ватные штаны и стеганку», значит, воевал. Фронтовики всегда ощущают свое внутреннее родство и общаются как близкие люди.

Рассказав о своей довоенной жизни, герой «воскресил» образы дорогих ему людей: жены Ирины, двух дочерей и сына. Десять лет семейной жизни, по словам Соколова, промчались как один день. «Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично»... крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке», - говорит герой-рассказчик. Такое вот мирное счастье миллионов в один день разрушила война.

Андрей Соколов воспринимает вероломное нападение врага и как собственную беду, и как трагедию всего народа. С самого начала войны Соколов оказался в рядах Красной Армии, на передовой. Как ни храбро воевали русские солдаты, все же в первые месяцы сражений приходилось отступать.

Шолохов подчеркивает сходство военной биографии своего героя с участью тысяч солдат. Будучи раненным, попадает Андрей Соколов в фашистский плен. Пребывание в неволе, когда враг топчет родную землю, уничтожает все, что дорого сердцу русского человека, становится тяжким нравственным испытанием для героя. «Ох, браток, нелегкое это дело - понять, что ты не по своей воле в плену.

Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука», - с горечью говорил Андрей Соколов.

М.А. Шолохов, сделав главным героем человека, побывавшего в плену, реабилитировал честное имя тех, кто не по своей воле оказался в немецких лагерях и там продолжил борьбу с ненавистным врагом. Русский национальный характер Андрея Соколова проявился в первую очередь в том, что фашисты не могли сломить его воли, не сумели изменить его сознания, не склонили к предательству.

Тысячи военнопленных, несмотря на физические пытки, не покорились врагу. Такова историческая истина.


Писатель устами героя-рассказчика доносит страшную и горькую правду. Соколову трудно вспоминать о плене, но ради памяти бойцов, погибших в фашистских застенках, он продолжает свою страшную историю. Соколов подчеркивает, что в товарищах по несчастью всегда находил моральную и физическую поддержку. Если о своем пребывании в неволе он говорит, словно извиняясь перед кем-то, то рассказ о военном враче, попавшем в плен, но оказывавшем помощь раненым соотечественникам, окрашен интонацией восхищения: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Предательство среди русских солдат - случай крайне редкий. Именно поэтому задушил Соколов рядового Крыжнева, ради спасения собственной шкуры задумавшего выдать своего взводного. И в этом, похоже, проявился русский национальный характер героя, уничтожившего того, кто, по его убеждению, позорит звание русского солдата.

В плену выжил Соколов только потому, что мечтал вырваться на свободу, примкнуть к Красной Армии и беспощадно бить врага, осквернившего русскую землю.


Первая попытка закончилась неудачей. Изувеченного собаками и избитого фашистами Андрея Соколова сажают в карцер.

Дойдя до этого эпизода в своей военной биографии, прерывает герой повествование. Не хочет он говорить о себе, так как полагал, что другим было еще хуже в фашистском плену. Обращаясь к собеседнику, он откровенничает: «Тяжело мне, браток, вспоминать... как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагере, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать...»

Слова о пытках, которым подвергали людей немцы, произнесены с горечью. В такой простой форме обозначил герой рассказа суть фашизма - античеловеческой системы, машины смерти.

Именно русский народ уничтожил «коричневую чуму XX века», потому что мы - духовно сильная нация.

Психологический поединок Андрея Соколова и лагерфюрера Мюллера является свидетельством величия русского человека. Герой к начальнику лагеря был вызван для расправы. Фашисты любили продемонстрировать свою власть над человеком, они по-садистски изощренно умели издеваться над пленными.

Соколов отверг предложение «выпить за победу немецкого оружия», но согласился выпить «за свою погибель». От закуски пленный гордо отказался. Своему новому знакомому он пояснил: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что и у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

И все же герой осуществил заветную мечту, которую лелеял два страшных года. Он сумел убежать из плена и перебраться к своим, в действующую армию.

Радость освобождения была омрачена самым страшным известием, которое может получить человек: «...еще в июне сорок второго года» во время немецкой бомбежки погибли его жена и дочери. Дрожит голос героя-рассказчика, «удушье давит» его.

Глазами автора видим мы весеннюю природу: «В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел... все так же... проплывали в вишневой синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Этот изменившийся облик мира подтверждает истину: русский человек способен чужую боль воспринимать как собственную. Смерть четыре года собирала кровавый урожай, а послевоенная весна так настойчиво утверждает торжество жизни.

Из рассказа Андрея Соколова мы узнали о последней ужасной потере: в День Победы гибнет в Берлине его старший сын. Все, что было дорого герою-рассказчику, унесено войной.

Произведение "Судьба человека" Шолохова впервые было опубликовано спустя десять лет после того, как закончилась Великая Отечественная вона, в 1956-1957 годах. Тематика рассказа нетипична для литературы того времени, посвященной войне. Автор впервые рассказал о солдатах, которые попали в плен к фашистам.

Затем мы узнаем судьбу этого персонажа уже из его уст. Андрей со случайным собеседником предельно откровенен - он не скрывает личных подробностей.

Можно смело утверждать, что жизнь у этого героя была счастливой. Ведь у него была любящая жена, дети, он занимался своим любимым делом. При этом жизнь Андрея является типичной для того времени. Соколов - это простой русский человек, каких в нашей стране в то время было миллионы.

Подвиг Андрея ("Судьба человека", Шолохов)

Сочинение "Война в жизни главного героя" можно построить на контрасте отношения к ней Андрея и других людей, которые встречаются на его жизненном пути. В сопоставлении с ними нам кажется еще величественнее и страшнее подвиг, которым, по сути, является вся его жизнь.

Герой, в отличие от других, проявляет патриотизм, отвагу. Это подтверждает анализ произведения "Судьба человека" Шолохова. Так, во время боя он задумывает осуществить почти невозможное - доставить русским войскам снаряды, прорвавшись через заслон врага. В эту минуту он не думает о грозящей опасности, о собственной жизни. Но план осуществить не удалось - Андрей попадает к фашистам плен. Но и тут он не падает духом, сохраняет собственного достоинства, спокойствие. Так, когда немецкий солдат ему приказал снять сапоги, которые тому приглянулись, Соколов, как бы издеваясь над ним, снимает еще и портянки.

В произведении раскрывает различные проблемы Шолохов. Судьба человека, любого, не только Андрея, была в то время трагической. Однако перед ее лицом разные люди ведут себя по-разному. Шолохов показывает ужасы, происходящие в плену у немцев. Многие люди в нечеловеческих условиях потеряли свое лицо: ради сохранения жизни или куска хлеба они готовы были пойти на любое предательство, унижение, даже убийство. Тем сильнее, чище, выше представляется личность Соколова, его поступки и мысли. Проблемы характера, мужества, стойкости, чести - вот что интересует писателя.

Беседа с Мюллером

И перед лицом грозящей Андрею смертельной опасности (беседа с Мюллером) он ведет себя очень достойно, чем даже у врага вызывает уважение. В конце концов немцы признают несгибаемый характер этого воина.

Интересно, что "противостояние" Мюллера и Соколова происходило как раз в тот момент, когда под Сталинградом шли бои. Нравственная победа Андрея в этом контексте становится как бы символом победы русских войск.

Поднимает и другие проблемы Шолохов ("Судьба человека"). Одна из них - проблема смысла жизни. Герой испытал на себе в полной мере отголоски войны: он узнал, что потерял всю свою семью. Надежды на счастливую жизнь исчезли. Он остается совсем один, потерявший смысл существования, опустошенный. Встреча с Ванюшей не позволила герою погибнуть, опуститься. В этом мальчике герой нашел сына, новый стимул жить.

Михаил Александрович считает, что стойкость, гуманизм, чувство собственного достоинства - черты, типичные для русского характера. Поэтому нашему народу удалось победить в этой великой и страшной войне, как полагает Шолохов ("Судьба человека"). Тема человека писателем раскрыта довольно подробно, она отражается даже в названии рассказа. Обратимся к нему.

Смысл названия рассказа

Рассказ "Судьба человека" назван так вовсе не случайно. Название это, с одной стороны, убеждает нас в том, что характер Андрея Соколова типичен, а с другой - подчеркивает также его величие, поскольку Соколов имеет полное право называться Человеком. Произведение это дало импульс к возрождению классической традиции в советской литературе. Она характеризуется вниманием к судьбе простого, "маленького человека", достойного уважения в полной мере.

С помощью разных приемов - рассказа-исповеди, портрета, речевой характеристики - автор раскрывает характер героя максимально полно. Это простой человек, величественный и прекрасный, обладающий чувством собственного достоинства, сильный. Его судьбу можно назвать трагической, поскольку на долю Андрея Соколова выпали серьезные испытания, но мы все-таки им невольно восхищаемся. Не смогли сломить его ни гибель близких, ни война. "Судьба человека" (Шолохов М. А.) - произведение очень гуманистическое. Главный герой обретает смысл жизни в том, чтобы помогать другому. Именно этого, прежде всего, требовало суровое послевоенное время.

Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой произведение М.Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть.

Перед нами незабываемый образ рядового советского солдата - Андрея Соколова. Человека, все вытерпевшего, все преодолевшего... Велико шолоховское искусство портретной лепки: оно свежо, до предела сжато и выразительно. Из двух-трех фраз, оброненных автором как бы мимоходом, мы узнаем, что Соколов «высокий, сутуловатый», что рука у него «большая, черствая», а говорит он «приглушенным басом». И только после того, как рассказчик произнес первую фразу своего повествования: «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше», - перед нами тотчас же возникает его портрет, нарисованный одной-двумя незабываемыми чертами.

Так же кратко и до физической ощутимости ярко вылеплен портрет второго персонажа рассказа - коменданта лагеря Мюллера.

А образ сердечной, умной жены Андрея Соколова, сироты Иринки, выросшей в детском доме. Своей преданностью, святой жертвенной любовью она напоминает прекрасные образы некрасовских русских женщин. И вновь так пластически зримо вылеплен он, и не только внешне, но и в сложнейших душевных движениях. Особенной силы достигает автор в сцене прощания на вокзале в первые дни войны.

Поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и , и плен. Еще больше изумляет раскрытие образа Андрея Соколова. На малой «площадке» рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, многотерпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!

Русский солдат! Какой историк, художник полностью изобразил, прославил доблесть его?! Это возвышенный и сложный образ. Многое сплавлено, переплетено в нем такого, что сделало его «не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости» (А.Куприн).

Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. «...И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...» - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.

Даже в жестоких врагах, в которых фашизм выжег все человеческое, вызывает уважение достоинство и самообладание русского солдата. «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом», - говорит Мюллер.

Способность довести широту показа жизни до эпического звучания свойственна только огромному таланту. Внимательно вчитываясь в построение рассказа, нельзя не заметить сказового приема, к которому прибегает автор, показывая единоборство лагерфюрера и «русс Ивана»: как в былинах и древних сказах, дошедших до нас из народных глубин, М.Шолохов употребляет прием троекратного усиления. Первый стакан выпил, готовясь к смерти, солдат и не закусил. Второй стакан выпил и опять отказался от закуски. И только после третьего, выпитого «врастяжку» стакана шнапса «откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол».

Это - традиционно-сказовое нарастание драматизма действия во времени. Оно использовано писателем вполне закономерно, и этот прием сказителей гармонично сливается с современным его рассказом. Произведение М.Шолохова национально по языку. Типический образ русского солдата Андрея Соколова писатель раскрывает в строе мысли и речи, насыщенной меткими, самобытными словечками и народными речениями.

Но не только в отмеченных внешних признаках, как прием троекратного усиления и насыщенность языка яркими выражениями и пословицами, а, как говорил Белинский, в самом «сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» проявляется народность писателя. Чуткий художник, М.Шолохов всей своей жизнью, всеми помыслами был связан с жизнью своего народа, с его думами и надеждами. Творчество его питали животворные родники народной мудрости, ее великой правды и красоты. Это и обусловило верность каждой детали, каждой интонации его . Главное же достоинство рассказа, вероятно, в том, что построен он на верном раскрытии глубинных движений человеческой души.

Казалось бы, вот-вот должны иссякнуть силы беспощадно избитого жизнью Андрея Соколова. Но нет! В душе его таится неиссякаемый источник любви. И эта любовь, это доброе начало в человеке руководит всеми его поступками.

Заканчивая рассказ, М.Шолохов не поставил сюжетной точки. Писатель покидает своих героев в весеннем поле: бывший фронтовик и усыновленный им ребенок, связанные великой силой любви, идут путем-дорогой, а перед ними большая жизнь. И мы верим, что не пропадут эти люди, найдут они свое счастье...

Никто не в состоянии без волнения читать и следующий монолог Андрея Соколова в начале рассказа: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: „За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?» Нету мне ответа ни в1 темноте, ни при ясном солнышке... Нету, и не дождусь!»

Никогда не дождутся мучительного ответа на этот вопрос и миллионы сверстников Соколова, не вернувшиеся с полей сражений, умершие от ран и преждевременных болезней уже в мирное время, после Победы.

Только совсем недавно мы стали в открытую говорить об огромных, зачастую совершенно напрасных жертвах Второй мировой войны; о том, что ее вообще могло не быть, окажись политика Сталина по отношению к Германии более дальновидной; о нашем совершенно безнравственном отношении к своим соотечественникам, побывавшим в немецком плену... Но ведь судьбу человека уже не повернуть вспять, не переделать!

А поначалу жизнь Соколова складывалась как у многих его одногодков. «В гражданскую войну был в Красной Армии... В голодный двадцать второй подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел». Судьба щедро вознаградила Соколова за его мытарства, подарив такую жену, как его Иринка: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить». Может, была Иринка такой, потому что воспитывалась в детском доме и вся нерастраченная ласка пришлась на мужа и детей?

Но человек зачастую не ценит того, что имеет. Недооценивал, мне кажется, свою жену и перед уходом на фронт. «Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит... Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...» Андрей Соколов оценил те прощальные слова значительно позже, уже после известия о гибели жены вместе с дочерьми: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Остальные же его поступки в военную годину и после Победы были достойными, мужскими. Настоящие мужчины, по словам Соколова, - на фронте. Он «терпеть не мог этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам и милахам писали, сопли по бумаге размазывали. Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют. И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось».

Не сладко пришлось на фронте и самому Соколову. Провое-вал он меньше года. После двух легких ранений - тяжелая контузия и плен, который в официальной советской пропаганде того времени считался позором. Впрочем, Шолохов успешно обходит подводные камни этой проблемы: он ее просто не касается, что неудивительно, если вспомнить время написания рассказа- 1956 год. Но зато испытаний в тылу врага Шолохов отмерил Соколову сполна. Первое испытание - убийство предателя Крыжнева. Не каждый из нас решится помочь совершенно не знакомому человеку. А Соколов помог. Может он сделал это потому, что незадолго до этого абсолютно незнакомый офицер-военврач помог Соколову? Он вправил ему вывихнутую руку. Налицо гуманизм и благородство одного и низость и трусость другого.

Самому Соколову в смелости не отказать. Испытание второе - попытка побега. Андрей воспользовался оплошностью охранников, бежал, ушел на сорок километров, но его поймали, собак на живого спустили... Выжил, не согнулся, не смолчал, «критикнул» режим в концлагере, хотя знал, что за это - верная смерть. Шолохов мастерски описывает сцену противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. И оно решается в пользу русского солдата. Даже большой знаток русской души, говоривший по-русски не хуже нас, Мюллер вынужден был признать: «Вот что, Соколов, ты - на-" стоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду».

Отплатил Мюллеру и всем врагам за подаренную жизнь Соколов сполна, осуществив успешный побег из плена и прихватив бесценного языка - своего майора-строителя. Казалось, судьба должна смилостивиться над Соколовым, но нет... Мороз по коже проходит, когда узнаешь еще о двух ударах, выпавших на долю героя: гибель жены и дочерей под бомбежкой в июне 1942-го и сына в день Победы.

Какой же должна была быть душа Соколова, чтобы не сломиться после всех трагедий да еще усыновить Ванюшку! «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди?» - спрашивает в финале рассказа Шолохов.

За 60. Так хочется, чтобы поколение Ивана выдержало все невзгоды нынешнего времени. Такова уж судьба русского человека!

Михаил Александрович Шолохов вошел в нашу литературу как создатель широких эпических полотен, - романов «Тихий Дон», «Поднятая целина». Если в центре интересов Шолохова-романиста стоит эпоха, то в центре интересов Шолохова-новеллиста стоит человек. К числу самых ярких в мировой литературе образов можно отнести и образ Андрея Соколова из рассказа Шолохова

«Судьба человека».

Довоенное прошлое Андрея Соколова несет в себе черты, роднящие его со многими другими героями тех славных лет. Простой рабочий, труженик, Андрей Соколов находит счастье и в труде и в семейной жизни. Рассказывая с наивной простотой о своей жизни, Андрей не подозревает, что его столь обычная, на первый взгляд, жизнь может служить примером. Но ощущение счастья, ощущение того, что он живет «правильно», передается в истории Андрея. Рассказ о довоенной жизни героя нужен был автору для того, чтобы каждый читатель понял, что у советских людей есть многое, что стоит защищать. Мужество Соколова во время войны объясняется теми свойствами его характера, которые заложил в нем советский образ жизни. К войне Андрей относится как человек достаточно зрелый, не выставляющий напоказ свои патриотические чувства, а спокойно и мужественно выполняющий эту работу, к которой он привык еще в мирной жизни. Для него как будто не имеет значения, что теперь вокруг него не мирные поля Отчизны, а изрытые воронками поля сражений. Случай лишает Соколова свободы, он попадает в плен к фашистам. Но жизнь и поведение Андрея в плену служит лишь доказательством того, что советского человека невозможно победить, что силой своего духа и твердостью своих убеждений он превосходит любого врага. Своеобразный поединок завязывается между Соколовым и всесильным комендантом лагеря. Фашистам мало было добиться физического унижения советских людей, они хотели морального унижения противника, и как раз именно это им не удалось. Андрей Соколов высоко несет звание советского человека и даже в фашистском плену сохраняет

свое достоинство.

Воля к борьбе и горячее желание отомстить за тот ужас, который принесли фашисты родной земле, вернули Соколова в строй. В рядах Советской армии он продолжал борьбу, продолжил ее с частью.

И Соколов победил в этой войне. Победил ценою жизни многих его родных, ценою собственного сына, погибшего в Берлине в самый день Победы.

Война не ожесточила сердце Андрея. Шолохов хорошо показывает, что доброта так и осталась одним из главных качеств его характера. Таких людей, как Соколов, сломить невозможно. Поэтому финал рассказа можно считать оптимистическим: крепко шагает Андрей по родной земле!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры