Внешний раздел. Причины и лечение сросшихся пальцев на ногах

Главная / Психология

Одна рука производит на нас приятное впечатление, другая - наоборот, отталкивающее. Главный вывод, который напрашивается после знакомства с хиромантией, заключается в следующем: все красивое, нормальное в руке - хорошо и положительно, а все некрасивое или ненормальное не красит ни руки, ни характера ее владельца. Понимание красоты или нормальности, конечно, у всех разное, но ведь и понятие "положительная черта" характера также является более или менее относительным. Здесь даются наиболее общие представления четко обрисованных признаков соответствия руки и характера. Более размытые признаки, конечно, расшифровываются менее определенно, и тут уже многое зависит от индивидуальности человека, читающего по руке. Это всегда необходимо учитывать при анализе характера, как по руке, так и по другим данным.

Внутренняя сторона ладони характеризует душу человека, в то время как наружная - его внешний облик.

Всегда следует рассматривать и правую, и левую руку. Только если на обеих руках видно одно и то же, мы можем быть уверенны, что все показания в полной мере проявляются в характере и способностях их владельца. Левая рука указывает на заложенные с рождения или наследственные задатки, характерные свойства и возможности, в то время, как правая указывает на приобретенные черты. Этим и объясняется часто наблюдаемое различие в линиях правой и левой руки. Но это касается не только линий. Пальцы на одной руке бывают длиннее, чем на другой, и даже их форма может отличаться.

Мужская и женская рука

Мужские руки грубее, крепче и менее нежны, чем женские. У мужчин узлы на пальцах встречаются чаще, в то время как пальцы женщины заметно глаже.

В большинстве случаев отличить мужскую руку от женской не составляет особого труда, но если у мужчины очень женственные руки, то, скорее всего, и характер у него соответствующий. Так же и женщина с мужскими руками отличается далеко не женскими чертами характера.

У женщин встречается много разных характеров.

Обладательницы маленького "большого пальца" более легкомысленны. Любовь и романтика - вот их стихия. Но и они способны всецело отдать себя дому, семье и детям. Если такой маленький большой палец сильно отгибается от руки, то это указывает на чрезмерную чувственность. В случае, когда верхний сустав (сустав воли) при этом короток, то такая женщина легко подвергается соблазнам, не в силах им сопротивляться. Все вышеперечисленное очень четко проявляется при художественном типе руки.

При административном (угловатом) типе - любовь к порядку, точность и здравый взгляд на жизнь оказывают соответствующее влияние. Точно так же и лопатообразные пальцы у женщины, своим чисто практическим или механическим подходом ко всем явлениям жизни, вносят свои изменения в характер их обладательницы.

Волосы

Волосы на руках указывают на сильный темперамент, что обыкновенно связано с непостоянством в чувствах.

Мало волос на мужской руке явный признак сердечной теплоты, ума и любви к комфорту.

Волосы на женской руке всегда означают жестокость.

Совершенное отсутствие волос на мужской руке красноречиво указывают на женственность характера. Если волосы растут только на нижних суставах, то это указывает на доброту и мягкость характера.

Кожа рук

Чем нежнее кожа на руках, тем человек чувствительнее и ранимее. Наоборот, кожа грубая, толстая характеризует людей, которых в обыденной жизни часто называют "толстокожими".

Сухость рук говорит о сдержанности в отношениях с людьми, а потеющие руки являются явным признаком застенчивого человека и возможных болезней сердца.

Стоит обратить внимание и на цвет кожи:
- розовый цвет означает здоровье и жизнерадостность владельца рук;
- красный является признаком полнокровия, вспыльчивости;
- желтый предупреждает о болезни печени или желчного пузыря, что всегда взаимосвязано с меланхолией, повышенной нервозностью и желчностью человека;
- синеватый говорит о нарушенной циркуляции крови;
- зеленоватый цвет кожи указывает на злых или злопамятных людей;
- бледные (или белые) руки характерны для флегматиков, а так же для эгоистичных натур, особенно, если белыми являются сами ладони.

Мягкость рук

Идеальная рука обладает некоторой эластичностью. Ее нельзя назвать ни слишком твердой, ни слишком мягкой.

Твердая же рука указывает на работоспособность, деятельность, экономию. Однако слишком твердая -- признак тупости, грубости и суеверия. Слишком твердая кожа ладони говорит о том, что ее обладатель ни минуты не может просидеть без дела.

Люди с мягкими руками более поэтичны, имеют более развитые и тонкие чувства Слишком мягкие и пухлые руки характерны для ленивых и расточительных людей. При этом следует считаться с тем, что у детей и молодых людей руки более мягкие, а у старых - твердые и костистые.

Очень мясистые руки указывают на большую любовь к вкусной и сытной еде, а также к чувственным наслаждениям. Слишком костистые руки означают склонность к ревности, скупости и даже хладнокровной злобе.

Перепонки

На руках у некоторых людей есть так называемые "перепонки". Они образуются при раздвигании пальцев, когда кожа внизу между пальцами немного поднимается вверх. Такие руки выглядят абсолютно по-разному, если смотреть на них со стороны ладони или с внешней стороны. Так как внутрення сторона руки соответствует внутренней среде человека, то наличие такой "перепонки" характеризует перевес внутренней жизни над отношениями с окружающей действительностью. Такие люди, обладая богатым духовным миром, мало интересуются какими-либо другими проявлениями жизни.

ГЛАВА VIII

ПЕРЕПОНКИ МЕЖДУ ПАЛЬЦАМИ

Перепонки между пальцами ног или шестой палец на руке даются человеку природой, но ничего не прибавляют к нашей природе. Тот, кто привержен долгу и человечности, пожалуй, сочтет их столь же близкими себе, как и органы тела, но все же не в них воплощаются свойства праведного Пути. Выходит, перепонка между пальцами ног — бесполезный кусочек плоти, а шестой палец на руке — ненужный отросток. Считать истинным назначением телесных органов перепонку и шестой палец — все равно что судить о поведении людей по законам человечности и долга, полагаясь только на свой ум.

Посему пристрастие к созерцанию затуманивает наше восприятие пяти цветов, смешивает для нас все узоры мира, подобно тому как многоцветные одеяния ослепляют наш взор. Вы не согласны? Но пример Ли Чжу доказывает это. Пристрастие к сладкозвучию смешивает для нас пять музыкальных нот, подобно тому как гимны Хуан-чжуан и Да-люй оглушают нас. Вы не согласны? Но пример учителя музыки Куана доказывает это. Заботиться о своей человечности, точно о лишнем отростке на руке, — значит насиловать свои жизненные свойства и ставить препоны своей природе ради того, чтобы стяжать уважение и славу и заставить мир под звуки дудок и гонгов покориться никому не нужным законам. Вы не согласны? Но ученые Цзэн и Ши доказали это. Тот, кто увлекается спорами, строит башни из черепиц и завязывает узлы на веревке, выдумывая мудреные слова и завлекательные суждения, чтобы заставить всех думать о том, что такое «твердость» и «белизна», «подобное» и «разное», и восхищаться пустопорожними речами. Вы не согласны? Но примеры Ян Чжу и Мо Ди доказывают это. Все это искусства, прославляющие внешнее и никчемное и далекие от праведного Пути в этом мире.

Тот, кто идет праведным Путем, не отходит от своей природы и судьбы. Поэтому единение с другими для него — не бесполезная перепонка, размежевание с другими для него — не никчемный отросток. Обильное в нем не находится в избытке, скудное в нем не находится в недостатке. У утки короткие лапы, но попытайтесь вытянуть их — и вы сделаете ее несчастной. У журавля длинные ноги, но попробуйте укоротить их — и вы причините ему страдания. Поэтому то, что длинно от природы, нельзя укорачивать, а то, что от природы коротко, нельзя удлинять. В природе не от чего избавляться, в природе ничто не может доставить нам неудовольствие. Но ведь человечность и долг тоже не составляют существа человека. Отчего же наши высоконравные мужи так пекутся о них?

А притом попробуйте срезать кому-нибудь перепонки на пальцах — и он будет плакать от боли. Попробуйте кому-нибудь отрубить шестой палец — и он закричит от боли. Среди этих двух у одного конечностей больше, чем положено, но больно им будет одинаково. Благочестивые люди нашего времени в своей слепоте сокрушаются о несчастьях света. Негодяи попирают свою природу и свой удел, чтобы добиться почестей и богатства. А посему не следует ли заключить, что человечность и долг не составляют сущности человека? Отчего же со времен Трех Династий 1 в мире было так много шума вокруг них?

Полагаться на циркуль, отвес и угольник, для того чтобы выправлять вещи, — значит насиловать их природу. Полагаться на веревку, клей и лак, для того чтобы скреплять вещи, — значит покушаться на их жизненные свойства. А кланяться и сгибаться согласно этикету, восхвалять человечность и долг, желая успокоить сердца людей, — значит отказываться от постоянства в себе. В Поднебесной, несомненно, существует постоянство. Но кривизна как постоянное свойство вещей происходит не от циркуля плотника, а прямота как постоянное свойство вещей происходит не от его угольника, сращивание вещей достигается не клеем и лаком, связанность вещей достигается не веревками и узлами. Так все существа в Поднебесном мире живут и не знают, чему обязаны своей жизнью. Все они в равной мере обладают полнотой жизненных свойств, а почему так происходит — не ведают. Посему прошлое ничем не отличается от настоящего, и ничто в мире не сойдет со своего места. Отчего же глашатаи человечности и долга нескончаемой вереницей, словно склеенные или связанные веревками, приходят в этот мир и проповедуют нравственность, внося смуту в умы?

Люди, слегка заблудившиеся, сбиваются с пути. Люди, заблудившиеся всерьез, отворачиваются от своей природы. Откуда нам известно это? С тех пор как род Юй привлек благонравных мужей к управлению Поднебесной, все люди в мире устремились наперегонки за человечностью и долгом. Разве это не означает променять свою природу на человечность и долг? Попробуем разобраться в этом. Со времен Трех Династий каждый человек в мире променял свою природу на что-то иное. Низкий человек жертвует собой ради выгоды, служилый человек жертвует собой ради славы, сановный муж не щадит себя ради семьи, а мудрец приносит себя в жертву всему миру. И как бы ни были различны занятия этих людей, какую бы память они ни оставили о себе, все они были одинаковы в том, что наносили ущерб своей природе и губили себя.

Два пастушка, Цзан и Гу, вместе пасли стадо, и оба потеряли своих овец. Когда их спросили, чем они занимались на пастбище, то выяснилось, что Цзан читал книги, а Гу играл в кости. Занятия пастушков были неодинаковы, но в том, что они потеряли овец, они были совершенно одинаковы. Бои умер ради славы на горе Шоуян. Разбойник Чжи погиб из-за своей алчности у Восточного холма. Оба они погибли по разным причинам, но в том, что они лишились жизни, они были совершенно равны. Должны ли мы полагать, что Бои был прав, а разбойник Чжи нет? В мире никто не в силах избежать смерти. Того, кто гибнет из-за человечности и долга, простаки зовут благородным мужем. А того, кто гибнет из-за сокровищ, простаки зовут низким человеком. Хотя и тот и другой погибают, один слывет благородным мужем, а другой — низким человеком. Но ведь разбойник Чжи, погубивший себя, ничем не отличается от Бои. Какое же имеет значение, кто из них благородный муж, а кто низкий человек?

Того, кто подчиняет свою природу человечности и долгу, будь он даже умен, как ученые Цзэн и Ши, я не назову великим. И того, кто насилует свою природу в угоду пяти вкусовым ощущениям, даже если он умен, как Юй Эр, я тоже не назову великим. Того, кто насилует свою природу из любви к сладкозвучию, будь он даже искусен в музыке, как учитель Куан, я не назову человеком с хорошим слухом. И того, кто терзает свою природу из любви к цветам, даже если он разбирается в них, как Ли Чжу, я не назову человеком, обладающим острым зрением. Когда я называю кого-нибудь великим, я говорю не о человечности и долге, а о полноте жизненных свойств. Опять-таки, называя кого-нибудь великим, я говорю не об умении различать пять вкусовых ощущений, а о доверии к своей природе и своей судьбе. Когда я называю кого-нибудь человеком с хорошим слухом, я говорю не о том, что он хорошо слышит других, а о том, что он умеет вслушиваться в себя. Когда же я называю кого-нибудь человеком с острым зрением, я говорю не о том, что он хорошо видит других, а о том, что он умеет всматриваться в себя. Смотреть на других и не всматриваться в себя, не постигать себя, а постигать других — значит приобретать то, что принадлежит другим, и не приобретать того, что принадлежит себе. Это значит подлаживаться к тому, что угодно другим, и не подлаживаться к тому, что угодно себе 2 . Если же жить лишь ради того, что угодно другим, и не жить ради того, что угодно себе, тогда и Бои, и разбойник Чжи, можно сказать, «впали в излишества». Я склоняюсь перед праведной силой жизни, а потому не желаю ни упражняться в осуществлении человечности и долга, ни жить таким образом, чтобы «впасть в излишества».

Перепонки между пальцами ног и шестой палец на руке даются от природы, но для человеческих свойств излишни. Опухоль и зоб вырастают на теле человека, но для природного они излишни. Милосердие и справедливость во многих предписаниях распределяются между всеми пятью внутренними органами. Однако они не отвечают истине природных свойств. Как перепонки между пальцами ноги – добавочное бесполезное мясо, а шестой палец руки – добавочный бесполезный палец, так и многое внешнее подобно перепонкам и шестым пальцам для свойств всех пяти внутренних органов. Излишние милосердие и справедливость вызывают многие предписания, как слушать и смотреть.

Поэтому излишне острое зрение ведет к смешению всех пяти цветов, к изощренности в орнаменте, ослеплению темными и желтыми расшитыми царскими одеждами. Не так ли было с Видящим Паутину Издали? Излишне тонкий слух ведет к смешению пяти звуков, к изощренности в шести тонах, пристрастию к музыкальным инструментам из металла и камня, шелка и бамбука, колоколам и шести полутонам. Не так ли поступал Наставник Куан? Излишнее милосердие ведет к отказу от свойств, к скованности человеческой природы во имя славы, к тому, чтобы все в Поднебесной дули в свирели и били в барабаны, прославляя недосягаемый образец. Не так ли поступали Цзэнцзы и Хронист Ю?

Излишества в спорах ведут к нагромождению фраз, будто черепицы или узлов на веревке, к наслаждению тождеством и различием, твердостью и белизной, безудержными бесполезными словами ради минутной славы. Не так ли поступали Ян Чжу и Мо Ди?

Все эти учения с перепонками и шестыми пальцами не составляют подлинной истины в Поднебесной. Подлинная истина в том, чтобы не терять природных свойств. Следовательно, при объединении уничтожаются перепонки, а при разделении – лишние пальцы. Однако длинное не должно считаться излишним, а короткое – недостаточным. Хотя лапки утки коротки, но попробуй их вытянуть – причинишь боль; хотя ноги у журавля длинны, но отруби их – причинишь горе. Если не отрезать то, что от природы длинно, не удлинять то, что от природы коротко, не нужно будет и устранять боль. Ах, сколь противны человеческой природе милосердие и справедливость! Сколько боли причиняет людям милосердие!

Тот, кому разрежут перепонку между пальцами, заплачет; тот, кому откусят лишний палец, закричит. У одного – излишек, у другого – недостаток, а боль у обоих одинаковая. Современные милосердные с засоренными глазами печалятся о бедах мира, а немилосердные, насилуя природные свойства, алчут богатства и почестей. Ах, сколь противны человеческой природе милосердие и справедливость! Сколько шуму они вызвали в мире со времен трех династий!

Тот, кто с помощью крюка и отвеса, циркуля и наугольника придает вещам надлежащую форму, калечит их природу; тот, кто с помощью веревок и узлов, клея и лака укрепляет вещи, вредит их свойствам. Тот, кто заставляет людей изгибаться в обрядах и танцах, оберегать милосердие и справедливость, чтобы внести успокоение в умы Поднебесной, лишает их постоянных свойств. У всех вещей Поднебесной есть постоянные свойства. К постоянному относится то, что скривилось без крюка, выпрямилось без отвеса, округлилось без циркуля, стало квадратным без наугольника; что соединилось без клея и лака, связалось без веревки и тесьмы . Так все в Поднебесной, увлекая один другого, рождаются и не знают, почему рождаются; одинаково обретают и не знают, почему обретают. Такой порядок был и в старину, и в наше время, он не может быть нарушен. Как может связанный милосердием и справедливостью, точно клеем и лаком, веревкой и тесьмой, наслаждаться природными свойствами? Они вводят весь мир в заблуждение. Небольшое заблуждение изменяло направление; великое заблуждение изменяло человеческую природу. Откуда это известно? С тех пор как Ограждающий из рода Владеющих Тигром смутил Поднебесную своим призывом к милосердию и справедливости, каждый по принуждению поспешил следовать за милосердием и справедливостью. Не изменилась ли из-за появления милосердия и справедливости и человеческая природа?

Попытаемся высказать об этом суждение.

Со времен трех династий каждый человек в Поднебесной из-за вещей изменял свою природу. Ничтожные люди жертвовали жизнью ради наживы, мужи – ради славы, военачальники – ради рода, мудрецы – ради царства. У этих людей различные занятия, различные призвания, но, жертвуя собой, они причиняли своей природе одинаковый вред.

Так, Раб и Рабыня вместе пасли стадо и оба потеряли своих овец. Спросили Раба, что он делал? Оказалось, что читал дощечку с записью гадания. Спросили Рабыню, что она делала? Оказалось, что играла в кости. Занимались они различными делами, но оба одинаково потеряли овец. Так, Старший Ровный, жаждавший славы, умер у подножия горы Первого Солнца; разбойник Чжи, жаждавший поживы, умер на вершине Восточного Кургана. Смерть их вызвана различными причинами, но оба они равно сократили свою жизнь и причинили вред своей природе. Почему же следует восхвалять Старшего Ровного и порицать Чжи?

Из тех, кто в Поднебесной жертвует собой, одни делают это ради милосердия и справедливости, тогда их обычно величают благородными мужами; другие – ради имущества и богатства, тогда их обычно прозывают ничтожными людьми. Жертвуют собой одинаково, почему же становятся благородными или ничтожными? Разбойник Чжи так же сократил свою жизнь и повредил своей природе, как и Старший Ровный, откуда же появилось между ними различие, как различие между ничтожным и благородным?

Умение подчинять свою природу милосердию и справедливости, даже столь совершенное, как у Цзэнцзы и Хрониста Ю, я не называю сокровищем; умение подчинять свою природу всем пяти вкусам, даже столь совершенное, как у Юйэра, я не называю сокровищем; тех, кто подчиняет свою природу всем пяти звукам даже столь совершенно, как Наставник Куан, я не называю чуткими; тех, кто подчиняет свою природу всем пяти цветам даже столь совершенно, как Видящий Паутину Издали, я не называю зоркими. Я называю сокровищем обладание не милосердием и справедливостью, а лишь своими свойствами. Я называю сокровищем не обладание милосердием и справедливостью, а лишь предоставление свободы своим природным чувствам. Я называю чутким не того, кто слышит других, а лишь того, кто слышит самого себя. Я называю зорким не того, кто видит других, а лишь того, кто видит самого себя. Ведь смотрит на других тот, кто не видит самого себя; овладевает другими тот, кто не владеет собой, такой завладевает тем, что принадлежит другим, а не тем, что обрел он сам; стремится к тому, что пригодно для другого, а не к тому, что пригодно для него самого. Ведь те, кто стремится к пригодному для другого, не стремятся к пригодному для них самих. Они одинаково порочны, пусть это даже Старший Ровный или разбойник Чжи! Мне стыдно перед природными свойствами, поэтому я не осмеливаюсь упражняться в милосердии и справедливости с первым и не решаюсь предаваться порокам с последним.

Перепонки между пальцами ног и шестой палец на руке даются от природы, но для /человеческих/ свойств они излишни. Опухоль и зоб вырастают на теле /человека/, но для природного они излишни. "Милосердие" и "справедливость" во многих предписаниях распределяются между /всеми/ пятью внутренними органами. Однако они не отвечают истине природных свойств. Как перепонки между пальцами ноги - добавочное бесполезное мясо, а шестой палец руки - добавочный бесполезный палец, так и многое внешнее /подобно/ перепонкам и шестым пальцам для свойств /всех/ пяти внутренних органов. Излишние "милосердие" и "справедливость" /вызывают/ многие предписания, как слушать и смотреть.
Поэтому излишне острое зрение /ведет к/ смешению всех пяти цветов, к изощренности в орнаменте, ослеплению тёмными и жёлтыми расшитыми царскими одеждами. Не так ли было с "/Видящим/ Паутину Издали" Излишне тонкий слух /ведёт к/ смешению пяти звуков, к изощренности в шести тонах, /к пристрастию к музыкальным инструментам из/ металла и камня, шелка и бамбука, колоколам и шести полутонам. Не так ли поступал Наставник Куан? Излишнее "милосердие" /ведет/ к отказу от свойств, к скованности /человеческой/ природы во имя славы, к тому, чтобы все в Поднебесной дули в свирели и били в барабаны, прославляя недосягаемый образец. Не так ли поступали Цзэн/-цзы/ и Хронист /Ю/? /.../

Все эти учения с перепонками и шестыми пальцами не составляют подлинной истины в Поднебесной. Подлинная истина в том, чтобы не терять природных свойств. /.../ /Однако/ длинное не должно считаться излишним, а короткое - недостаточным. Хотя лапки утки коротки, /но/ попробуй их вытянуть - причинишь боль; хотя ноги у журавля длинны, /но/ отруби их - причинишь горе. если не отрезать то, что от природы длинно, не удлиннять то, что от природы коротко, не нужно будет и устранять боль. Ах, сколь противны человеческой природе "милосердие" и "справедливость"! Сколько боли причиняет людям "милосердие"!
Тот, кому разрежут перепонку между пальцами, заплачет; тот, кому откусят лишний палец, закричит. У одного - излишек, у другого - недостаток, а боль у обоих одинаковая. Современные "милосердные" с засоренными глазами печалятся о бедах мира, а немилосердные, насилуя природные свойства, алчут богатства и почестей. Ах, сколь противны человеческой природе "милосердие" и "справедливость"! Сколько шуму они вызвали в мире со времени трёх династий!
Тот, кто с помощью крюка и отвеса, циркуля и наугольника придаёт /вещам/ надлежащую /форму/, калечит их природу; тот, кто с помощью веревок и узлов, клея и лака укрепляет /вещи/, вредит /их/ свойствам. Тот, кто /заставляет людей/ изгибаться в обрядах и танцах, оберегать "милосердие" и "справедливость", чтобы внести успокоение в умы Поднебесной, лишает их постоянных /свойств/. У /всех вещей/ Поднебесной есть постоянные /свойства/. К постоянному относится то, что скривилось без крюка, выпрямилось без отвеса, округлилось без циркуля, стало квадратным без наугольника; что соединилось без клея и лака, связалось без веревки и тесьмы. Так /все/ в Поднебесной, увлекая один другого, рождаются и не знают, почему рождаются;одинаково обретают и не знают, почему обретают. Такой порядок был и в старину и в наше время, /он/ не может быть нарушен. Как может связанный "милосердием" и "справедливостью", точно клеем и лаком, веревкой и тесьмой, наслаждаться природными свойствами? /Они/ вводят весь мир в заблуждение. Небольшое заблуждение изменяло направление; великое заблуждение изменяло /человеческую/ природу. Откуда это известно? С тех пор как /"Ограждающий"/ из рода "Владеющих тигром" смутил Поднебесную своим призывом к "милосердию" и "справедливости", каждый по принуждению поспешил следовать за "милосердием" и "справедливостью". Не изменилась ли из-за /проявления/ "милосердия" и "справедливости" человеческая природа?
Постараемся /высказать/ об этом суждение. Со времён трёх династий каждый /человек/ в Поднебесной из-за вещей изменял свою природу. Ничтожные люди жертвовали жизнью ради наживы, мужи - ради славы, военачальники - ради рода, мудрецы - ради царства. У этих людей различные задатки, различные прозвания, но, жертвуя собой, они причиняли своей природе одинаковый вред. /.../ Из тех, кто в Поднебесной жертвует собой, одни делают это ради "милосердия" и "справедливости", тогда их обычно величают "благородными мужами"; другие - ради имущества и богатства, тогда их обыкновенно называют "ничтожными людьми". Жертвуют собой одинаково, почему же становятся "благородными" или "ничтожными"? /.../ Мне стыдно перед природными свойствами, поэтому я не осмеливаюсь упражняться в "милосердии" и "справедливости" с первым и не решаюсь предаваться порокам с последним.

Чжуан-цзы, гл.8: "Перепонки между ног". Пер. Л. Позднеевой.
Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. / Вступ. ст., пер. и комм. Л.Д. Позднеевой. М.:Наука,1967. с.173-175.
"Милосердие" и "справедливость" - основные конфуцианские категории, они носят равным образом этический и нормативный характер. "Благородный человек" - чиновник, человек, знающий ритуал. Приведённый фрагмент содержит даосскую критику не только конфуцианства в его сути, но и любой нормативной культуры, искажающей поведение человека, являющейся насилием над его природой.

У одного ребенка из двух-трех тысяч младенцев обнаруживаются сросшиеся пальцы на ногах, что приводит родителей в замешательство. Эта патология носит врожденный характер, но не представляет угрозы для жизни малыша. Устраняется она хирургическим путем при наличии серьезных показаний или из эстетических соображений. Иногда может сопровождаться другими генетическими мутациями, что приводит к отставанию в развитии.

Что такое синдактилия?

Синдактилия – это генетическое отклонение, приводящее к частичному или полному сращению пальцев на конечностях. Чаще встречается на ногах, где поражает второй и третий пальцы. Они могут срастаться частично или полностью, подвергаясь деформации.

Традиционно синдактилия проявляется в виде дефекта кожи, который не доставляет особых неудобств человеку. Если патология сочетается с другими деформациями костей и суставов, требуется вмешательство специалистов.

Неполное сращение.

Разновидности патологии

Сросшиеся пальцы обнаруживаются у новорожденного. Если у малыша не имеется других отклонений в развитии, специального лечения не требуется. Когда заболевание поражает руки, в возрасте до года рекомендуется оперативное вмешательство. В этом случае восстановление пройдет проще, а у человека в дальнейшем не будет проблем с функционированием пальцев.

В зависимости от степени поражения выделяют две формы синдактилии:

  • Полная.
  • Частичная.

При срастании отдельных фаланг идет речь о частичной синдактилии, которая чаще доставляет только эстетическое неудобство. Когда два пальца соединены между собой до ногтевой пластины, имеет место полная форма патологии.

Синдактилия классифицируется и по генетическим типам:

  • Зигодактилия. Частичное или полное сращение 2-го и 3-го пальцев стопы. Также не исключены перепонки между другими пальцами.
  • Синполидактилия. Сращение 4-го и 5-го пальцев стопы с удвоением 5-го.
  • Двусторонняя полная синдактилия 4-го и 5-го пальцев кисти. При этом стопы не поражаются.
  • Синдактилия Газа. Полная двусторонняя кожная синдактилия кисти. При этом поражение стоп отсутствует.
  • Слияние плюсневых и пястных костей.

В зависимости от вида спайки классифицируют следующие разновидности:

Мягкотканная форма проще в лечении, поскольку не доставляет сложностей при оперировании. Костные патологии предполагают основательное хирургическое вмешательство, поэтому каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.

Принимаются во внимание количество сросшихся пальцев, характер перегородки, наличие сопутствующих деформаций. Часто обнаруживается изменение в длине фаланг - они оказываются короче нормы. У детей возможно развитие врожденной косолапости и патологий опорно-двигательного аппарата. Поэтому при обнаружении синдактилии необходима консультация генетика для исключения серьезных генных и хромосомных мутаций.

Почему появляются сросшиеся пальцы на ногах?

Точно установить причину, по которой появляются сросшиеся пальцы на ногах, сложно. Чаще всего патология носит наследственный характер, передаваясь из поколения в поколение. Чтобы снизить вероятность развития этого заболевания, следует исключать близкородственные браки. При подозрении генетических отклонений у будущего ребенка паре рекомендуется пройти обследование и сдать все необходимые анализы.

Формирование конечностей и пальцев происходит на 4-5-й неделе беременности, когда женщина может не подозревать о своем положении. Если в этот период молодая мама получит дозу рентгеновского облучения или примет определенные медикаменты, повышается риск формирования синдактилии. Ее может спровоцировать и употребление спиртного, никотина и других токсических веществ. Патология иногда развивается после инфекционных заболеваний, перенесенных матерью в период вынашивания плода.

Иногда синдактилия носит приобретенный характер. Возникает она в таких случаях после химических или термических ожогов конечностей.

Спровоцировать формирование сросшихся пальцев у плода во время беременности способны неблагоприятная окружающая среда, проблемы в семье и несбалансированное питание. Поэтому необходим тщательный контроль над состоянием будущей матери и прием специальных витаминов, обеспечивающих организм растущего малыша всем необходимым.

Мистическая составляющая

В древности сросшиеся пальцы на ногах или руках представляли опасность для человека. Его могли обвинить в колдовстве, связях с нечистой силой. До сих пор некоторые люди уверены, что синдактилия – это признак демонической сущности. Таким знаком якобы темные силы отмечают своих приспешников, которые заманивают праведников на сторону зла. Со сросшимися пальцами связаны некоторые народные приметы.

В научно-фантастической литературе синдактилия и другие мутации считаются признаком инопланетного происхождения. По мнению авторов, в роду у людей со сросшимися пальцами были пришельцы, гены которых привели к подобным изменениям.

Из известных людей этим заболеванием страдал Сталин, в чем видели мистику. Его действия считали слишком агрессивными, а синдактилия усиливала страх.

На сегодняшний день известно несколько знаменитостей с синдактилией. Среди них:

  • Дэн Эйкройд.
  • Даниэль Панабэйкер.
  • Эштон Катчер.
  • Рейчел Стивенс.

Сросшиеся пальцы воспринимаются как символ необычных способностей. Они указывают на богатый внутренний потенциал человека. Однако в современном обществе стараются не придавать значения такой патологии.

Лечение и прогнозы специалистов

Единственный способ лечения синдактилии – это операция. Она проводится в возрасте до 4-5 лет, чтобы сократить время восстановления. Сросшиеся пальцы разрезают, а затем покрывают кожным лоскутом. После операции ребенок должен больше сидеть, поддерживать минимальный уровень двигательной активности. Время восстановления составляет две недели, после чего больному разрешают ходить.

С третьей недели прооперированному подбираются физиопроцедуры и специальная лечебная гимнастика. Назначается массаж и другие виды воздействия, которые облегчают реабилитацию. Чтобы не допустить срастания пальцев, ставят особые распорки. Через несколько месяцев восстанавливается полная подвижность, а человек окончательно избавляется от дефекта.

Результат зависит от степени сращения пальцев между собой и структуры перегородки. При наличии костной ткани в перепонке процедура отличается сильной болезненностью и травматичностью.

Возможны осложнения после хирургического вмешательства в виде рубцов, повторного сращения тканей и сильных болей. Из-за этого врачи советуют прибегать к операции только в крайнем случае. Когда сросшиеся пальцы мешают нормально передвигаться и имеются другие патологии стопы, операция оправдана. Только из эстетических соображений на эту процедуру лучше не соглашаться, поскольку результат может разочаровать.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры