Русский характер и национальный менталитет россии. Характерные черты российского менталитета

Главная / Ссоры

Подошло время определить основные, на мой взгляд, особенности русского менталитета.

К числу первичных свойств русского народа относится его доброта. Доброта во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности. Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается, и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему.

«Жизнь по сердцу» создает открытость души русского человека и легкость общения с людьми, простоту общения, без условностей, без внешней привитой вежливости, но с теми достоинствами вежливости, которые вытекают из чуткой естественной деликатности…

Однако, у положительных качеств нередко бывают и отрицательные стороны. Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желания мира и добрых отношений с людьми во что бы то ни стало.

Русский люд поражает многосторонностью своих способностей. Ему присуща высокая религиозная одаренность, способность к высшим формам опыта, наблюдательность, теоретический и практический ум, творческая переимчивость, изобретательность, тонкое восприятие красоты и связанная с нею аристократичность, выражающаяся как в повседневной жизни, так и в творении великих произведений искусства.

К числу особенно ценных свойств русского народа принадлежит чуткое восприятие чужих душевных состояний. Отсюда получается живое общение даже и малознакомых людей друг с другом. «…У русского народа высоко развито индивидуальное личное и семейное общение. В России нет чрезмерной замены индивидуальных отношений социальными, нет личного и семейного изоляционизма. Поэтому даже иностранец, попав в Россию, чувствует: «здесь я не одинок» (конечно, я говорю о нормальной России, а не о жизни при большевистском режиме). Пожалуй, именно эти свойства есть главный источник признания обаятельности русского народа, столь часто высказываемого иностранцами, хорошо знающими Россию…».

Страстность и могучую силу воли можно считать принадлежащими к числу основных свойств русского народа. Сила воли русского народа обнаруживается в том, что русский человек, заметив какой-либо свой недостаток и нравственно осудив его, повинуясь чувству долга, преодолевает его и вырабатывает в совершенстве противоположное ему качество. Страсть есть сочетание сильного чувства и напряжения воли, направленных на любимую или ненавидимую ценность. Естественно, чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и еще большая страстность в жизни религиозной. Максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость суть порождения этой страстности.

Свободолюбие. К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли можно отнести и любовь к свободе, и высшее выражение ее - свободу духа. Тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность, не только мыслью, но даже на опыте. Вследствие свободного искания правды русским людям трудно столковаться друг с другом. Поэтому в общественной жизни свободолюбие русских выражается в склонности к анархии, в отталкивании от государства.

Жестокость. Доброта есть преобладающая черта русского народа. Но в то же время, нельзя отрицать, что есть в русской жизни также немало проявлений жестокости. Существуют множество видов жестокости и некоторые из них могут встречаться, как это ни парадоксально, даже в поведении людей, вовсе не злых по своей природе. Жестокость можно объяснить преобладанием нищеты в России множеством обид и притеснений. Вплоть до последней четверти XIX века строй семейной жизни купечества, мещан и крестьян был патриархальным. Деспотизм главы семьи нередко выражался в поступках, близких к жестокости.

Лень, «обломовщина». Русскому человеку свойственно стремление к абсолютно совершенному царству бытия и вместе с тем чрезмерная чуткость ко всяким недостаткам своей и чужой деятельности. Отсюда возникает охлаждение к начатому делу и отвращение к продолжению его; замысел и общий набросок его часто бывает очень ценен, но неполнота его и потому неизбежные несовершенства отталкивают русского человека, и он ленится продолжать отделку мелочей. Таким образом, «обломовщина» есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека - стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности.

Историческое развитие России также уникально. Оно обусловлено теми же факторами, что привели к складыванию особенностей российской цивилизации. Особенностями российской истории стали:

1. Частые, большей частью оборонительные войны (примерно 2/3 своей истории наши предки воевали). Отсутствие естественных границ, открытость, равнинный характер местности постоянно привлекали завоевателей. Необходимость обороны диктовала нужду в централизации всех полномочий в руках главы государства. Большая часть национального дохода уходила на армию и производство оружия. Соответственно, на развитие хозяйства, культуры и прочего оставалось немного средств.

2. Основой для России был мобилизационный путь общественного развития. В отличие от стран Западной Европы, которые развивались эволюционно, в России государство сознательно вмешивалось в механизм существования общества для выхода из застойного положения, кризисов или для ведения войны, т.е. систематически обращалось к насилию. По-другому не могло быть, поскольку только сильное российское государство могло защитить народы от завоевания или уничтожения.

3. Постоянное расширение территории. Вплоть до 1991 г. за редким исключением территория нашей страны неуклонно увеличивалась. Расширение осуществлялось тремя путями:

Колонизация – т.е. освоение новых пустующих земель. Непрерывная колонизация оказывала огромное воздействие на развитие государства. Наличие территории, на которую всегда можно уйти от притеснений имело своим следствием запаздывание социального развития государства. Экстенсивный путь развития означал низкий уровень развития технологии и сырьевую направленность хозяйства.

Добровольное присоединение к России (Украина, Грузия и т.д.);

В результате насильственного присоединения (путем войн, либо угрозы войны – например, Казанское, Астраханское ханства).

4. Прерывность, т.е. отсутствие преемственности. Развитие России часто обрывалось и начиналось по сути заново (самые яркие примеры – 1917 г. и 1991 г.). Очень часто отечественные правители ломали, а не продолжали путь предшественников.

Менталитет – это особенности восприятия окружающего мира, присущие какой-либо национальной общности и влияющие на специфику поведения людей данной общности. Поскольку основная роль в становлении российской цивилизации принадлежала русскому народу, выделим некоторые особенности его менталитета.

Особенности русского менталитета:

1. Неравномерное проявление своих чувств, что выражается в необычайной страстности, темпераментности и резких колебаниях национальной энергии. Отсюда – неравномерность в распределении сил («русский долго запрягает, но быстро едет»), умение максимально выложиться в критический момент.

2. Стремление к духовным ценностям, а не к материальному благополучию. Целью жизни русских было не богатство, а духовное совершенствование. Поэтому русские стремились к осуществлению грандиозных замыслов и идеальных проектов. Бесконечное искание добра, правды, справедливости вело к пренебрежению повседневными условиями быта, материальным благополучием. Стоит отметить особую совестливость русских.

3. Любовь к свободе, прежде всего, свободе духа. Русский характер сложно ограничить какими-то формальными правилами, заставить его следовать определенным законам. История много раз подтверждала, что русские – один из самых непокорных народов в мире.

4. Коллективизм (приоритет интересов коллектива над личными интересами). Отсюда – готовность к самопожертвованию, соборность.

5. Национальная стойкость, т.е. терпеливость и упорство в перенесении жизненных тягот и невзгод.

6. Всечеловеческая толерантность, т.е. всемирная отзывчивость, умение понимать представителей других народов, взаимодействовать с ними, жертвовать последним во имя человечества.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие факторы определили своеобразие российской цивилизации, отечественной истории, менталитета русского народа?

2. Какое место в мире занимает Россия?

3. В чем заключаются особенности российской цивилизации?

4. Охарактеризуйте особенности отечественной истории.

5. Что такое менталитет?

Дополнительная литература

1. Кожинов, В.В. Победы и беды России / В.В. Кожинов. – М. : «Алгоpитм», 2000. – 448 с.

2. Милов, Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства / Л.В. Милов // Общественные науки и современность. – 1995. – №1.

3. Россия как цивилизация и культура // Кожинов, В.В. Россия как цивилизация и культура / В.В. Кожинов. – М. : Институт русской цивилизации, 2012. – С. 209–319.

4. Россия как цивилизация // Кара-Мурза, С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Научный эксперт, 2011. – С. 290–326.

5. Панарин, А.С. Православная цивилизация / А.С. Панарин. – М. : Институт русской цивилизации, 2014. – 1248 с.

6. Трофимов, В.К. Менталитет русской нации: учеб. пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: Изд-во ИжГСХА, 2004. – 271 c.

7. Трофимов, В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное значение русского менталитета: монография / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 408 с.

Национальный характер, особенности русского менталитета относятся к этно- и социопсихологическим России.

История вопроса о национальном характере

Вопрос о национальном характере не получил общепризнанной формулировки, хотя имеет значительную историографию в мировой и российской дореволюционной науке. Эту проблему изучали Монтескье, Кант, Гердер. И мысль, что у разных народов есть свой «национальный дух», сформировалась в философии романтизма и почвенничества как на Западе, так и в России. В немецком десятитомнике «Психология народов» была подвергнута анализу сущность человека в разных культурных проявлениях: быте, мифологии, религии и т. п. Социальные антропологи прошлого века также не обошли эту тему своим вниманием. В советском обществе гуманитарными науками было принято за основу преимущество классового над национальным, поэтому национальный характер, этническая психология и подобные вопросы оставались в стороне. Им тогда не придавали должного значения.

Понятие национального характера

На данном этапе понятие национального характера включает в себя разные школы и подходы. Из всех толкований можно выделить два основных:

  • личностно-психологическое

  • ценностно-нормативное.

Личностно-психологическая трактовка национального характера

Такое толкование подразумевает, что у людей одних культурных ценностей есть общие личностные и психические черты. Комплекс таких качеств отличает представителей этой группы от других. Американский психиатр А. Кардинер создал концепцию «базисной личности», на основе которой делал вывод о «базисном типе личности», который присущ каждой культуре. Эту же идею поддерживает Н.О. Лосский. Он выделяет главные черты русского характера, который отличается:

  • религиозностью,
  • восприимчивостью к высшим образцам навыков,
  • душевной открытостью,
  • тонким пониманием чужого состояния,
  • мощной силой воли,
  • пылкостью в религиозной жизни,
  • кипучестью в общественных делах,
  • приверженностью к крайним взглядам,
  • вольнолюбием, доходящим до безначалия,
  • любовью к отечеству,
  • презрением к обывательщине.

Подобные изыскания обнаруживают и результаты противоречащие друг другу. У любого народа можно найти абсолютно полярные черты. Здесь необходимо провести более глубокие исследования, применяя новые статистические методики.

Ценностно-нормативный подход к проблеме национального характера

Такой подход допускает, что национальный характер претворяется не в индивидуальных качествах представителя нации, а в социокульурном функционировании его народа. Б.П. Вышеславцев в работе «Русский национальный характер» поясняет, что человеческий характер не очевиден, наоборот, это есть что-то тайное. Поэтому его сложно понять и случаются внезапности. Корень характера не в выразительных идеях и не в сути сознания, он произрастает из бессознательных сил, из подсознания. В этой подоснове зреют такие катаклизмы, которые не предугадать, глядя на внешнюю оболочку. По большей мере это применимо к русскому народу.

Такое общественное состояние духа, основанное на установках группового сознания, принято называть менталитетом. В связи с этим толкованием, особенности русского характера проявляются как отражение ментальности народа, то есть, являются достоянием народа, а не совокупностью черт, присущих отдельным его представителям.

Ментальность

  • отражается в поступках людей, их образе мыслей,
  • оставляет свой след в фольклоре, литературе, искусстве,
  • порождает самобытный уклад жизни и особенную культуру, свойственные тому или иному народу.

Особенности русского менталитета

Изучение русской ментальности было начато еще в XIX веке сначала в работах славянофилов, исследования были продолжены на рубеже следующего столетия. В начале девяностых годов прошлого столетия вновь возник интерес к этому вопросу.

Большинство исследователей отмечают наиболее характерные особенности менталитета русского народа. В его основе лежат глубинные композиции сознания, которые помогают делать выбор во времени и пространстве. В контексте этого существует понятие хронотопа — т.е. связи пространственно-временных отношений в культуре.

  • Бесконечное движение

Ключевский, Бердяев, Федотов отмечали в своих трудах характерное для народа России чувство Пространства. Это бескрайность равнин, их открытость, отсутствие границ. Такую модель национального Космоса отразили в своих произведениях многие поэты и писатели.

  • Открытость, незавершённость, вопрошание

Весомой ценностью русской культуры является ее открытость. Она может постичь другого, чуждого ей, и подвластна разным воздействиям извне. Некоторые, например, Д. Лихачев именуют это универсализмом, другие, как , отмечают всепонимание, называют это, как Г. Флоровский, всеобщей отзывчивостью. Г. Гачевым было подмечено, что многие отечественные классические шедевры литературы остались незаконченными, оставляя путь к развитию. Такой является и вся культура России.

  • Несоответствие шага Пространства и шага Времени

Особенность российских ландшафтов и территорий предопределяет переживание Пространства. Линейность христианства и европейский темп определяет переживание Времени. Огромные территории России, бесконечные просторы предопределяют колоссальный шаг Пространства. Для Времени же используются европейские критерии, примеряются западные исторические процессы, формации.

По мнению Гачева, в России все процессы должны протекать более медленно. Психика русского человека более медленная. Разрыв между шагами Пространства и Времени порождает трагедию и является роковым для страны.

Антиномичность русской культуры

Расхождение в двух координатах — Времени и Пространстве создает постоянный накал в русской культуре. С этим связана еще одна ее особенность – антиномичность. Многие исследователи считают эту черту одной из самых отличительных. Бердяев отмечал сильную противоречивость национальной жизни и самосознания, где глубокая бездна и безграничная высота соединяются с подлостью, низменностью, нехваткой самолюбия, холопством. Он писал, что в России безграничное человеколюбие и сострадание может сосуществовать с мизантропством и изуверством, а стремление к свободе уживается с рабской безропотностью. Эти полярности в русской культуре не имеют полутонов. У других народов тоже существуют противоположности, но только в России из анархизма может родиться бюрократизм, а из свободы – рабство. Эта специфика сознания отражена в философии, искусстве, литературе. Такой дуализм как в культуре, так и в личности, лучше всего отражен в произведениях Достоевского. Литература всегда предоставляет большую информацию для изучения ментальности. Двоичный принцип, который важен в отечественной культуре, отражается даже в произведениях российских писателей. Вот список, подобранный Гачевым:

«Война и мир», «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Поэт и Толпа», «Поэт и Гражданин», «Христос и Антихрист».

О большой противоречивости мышления говорят названия:

«Мёртвые души», «Живой труп», «Поднятая целина», «Зияющие высоты».

Поляризованность русской культуры

Русский менталитет с его бинарной комбинацией взаимоисключающих качеств отражает скрытую полярность русской культуры, которая присуща для всех периодов ее развития. Непрерывное трагическое напряжение проявлялось в их коллизиях:

Г.П. Федотов в своей работе «Судьба и грехи России» исследовал самобытность русской культуры и изобразил национальный менталитет, его устройство в форме эллипса с парой разнополюсных центров, которые непрерывно борются и сотрудничают. Это вызывает постоянную неустойчивость и изменчивость в развитии нашей культуры, одновременно побуждает намерение разрешить проблему моментально, через вспышку, бросок, революцию.

«Умонепостигаемость» русской культуры

Внутренняя антиномичность культуры России порождает и ее «умонепостигаемость». Над целесообразным и осмысленным в ней всегда преобладает чувственное, душевное, алогичное. Ее своеобразие трудно проанализировать с точки зрения науки, а также передать возможностями искусства пластики. В своих работах И.В.Кондаков пишет, что наиболее созвучной национальной самобытности русской культуры является литература. В этом кроется причина глубокого уважения к книге, слову. Это особенно заметно в русской культуре средневековья. Классическая русская культура девятнадцатого века: живопись, музыка, философия, общественная мысль, отмечает он, создавалась в большей части под впечатлением литературных произведений, их героев, замыслов, фабул. Нельзя недооценивать на сознание российского общества.

Культурная идентичность России

Русская культурная самоидентификация затруднена спецификой ментальности. Понятие культурной идентичности включает отождествление личности с культурной традицией, национальными ценностями.

У западных народов национально-культурная идентичность выражается по двум признакам: национальному (я – немец, я- итальянец и т.п.) и цивилизационному (я – европеец). В России такой определенности нет. Это связано с тем, что культурная идентичность России зависит от:

  • многоэтнической основы культуры, где есть масса местных вариантов и субкультур;
  • промежуточной позиции между ;
  • свойственного дара участливости и сопереживания;
  • неоднократных порывистых преображений .

Эта неясность, непоследовательность порождает рассуждения о ее исключительности, неповторимости. В русской культуре глубока мысль о неповторимом пути и высшем призвании народа России. Эта мысль претворилась в популярном социально-философском тезисе о .

Но в полном согласии со всем, о чем говорилось выше, наравне с осознанием национального достоинства и убежденности в собственной исключительности существует национальное отрицание, достигающее самоуничижения. Философ Вышеславцев подчеркивал, что сдержанность, самобичевание, покаяние составляет национальную черту нашего характера, что не существует народа, который так критиковал себя, разоблачал, шутил бы над собой.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь Надежда Суворова

Нездоровый образ жизни

Как это ни грустно, но жители страны . Любимая фраза русских: «Само пройдет!». Доверять врачам у нас не принято, а принято использовать рецепты народной медицины. Некоторые даже рак лечат травами и волшебными аппаратами.

Происходит это по тому, что за такой долгий период существования страны, мы не акцентировали внимание на здоровье. Мы не образованы в этой сфере и неправильно понимаем смысл поговорки: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Любовь к праздному образу жизни приводит русских людей к .

К счастью, сегодня молодое поколение начинает интересоваться своим здоровьем, увлекается спортом, ходит в тренажерный зал для обретения красивой фигуры. Но это только начало большого пути после осознания того, что Россия катилась вниз.

Жизнь «по блату»

Еще одна сложившаяся отличительная черта русского народа – это взятничество. 200 лет назад в России было принято давать чиновникам плату за услуги, но даже когда это право отменили, привычка осталась.

Чиновники настолько прижились в комфортных условиях, что ни за что не хотели терять финансовых вливаний со стороны народа. Поэтому вопросы до сих пор решаются не по закону, а «по блату».

Искоренить эту черту на данном историческом этапе России невозможно, так как существуют другие глобальные проблемы, но борьба уже началась и приносит успехи.

Выносливость

Исторические события, такие как восстания, войны, блокады и постоянные смены правителей привели к неблагополучию русского народа. Это и позволило воспитать в людях выносливость, терпеливость и умение противостоять невзгодам.

Русский человек только недавно привыкает к комфорту. Раньше мы много времени проводили на полях, чтобы прокормить семью, часто годы были неурожайными, поэтому приходилось работать в режиме без сна и отдыха.

Погодные условия тоже повлияли на становление русского менталитета. Иностранцы жутко боятся холода. Для них 0 градусов уже повод надеть дубленку. Русский народ привык к таким температурам и прекрасно их переносит. Стоит только вспомнить традицию окунаться в прорубь на рождество. Некоторые русские вообще практикуют моржевание всю зиму.

Сегодня Россия выходит из кризиса, перед народом встают новые задачи. Поэтому менталитет постепенно меняется, обретая новые черты. Но некоторые из них навсегда останутся в русских душах и помогут оставаться непобедимыми и неустрашимыми перед опасными врагами.

26 февраля 2014

О загадочном русском менталитете говорится много слов, и лестных и не очень. Есть и приятные черты у загадочной русской души, а есть и тёмные, недобрые. При более детальном рассмотрении вырисовывается довольно неоднозначная картина, но разглядывать её всё равно интересно и весьма познавательно, хотя бы в плане понимания самого себя и окружения, в котором вы выросли.

Одна из главных черт русского характера считают примат общества над личностью. Русский человек ощущает себя частью общества, и не мыслит себя вне его. Он - лишь песчинка, капля в бескрайнем океане его собратьев. Понятие общества выходит далеко за рамки нескольких соседних домов, оно охватывает в традиции своей всю деревню. Русский человек в первую очередь "лукошкинский", "тулупкинский", "медвежанский", и уже только после он Василий Степанович, Игнат Петрович и так далее.

Положительный момент в таком подходе проявляется в умении очень быстро скооперироваться против общей , выступить единым фронтом против врага. Отрицательным является затирание собственной личности, постоянное желание перенести собственную ответственность на коллектив, на "опчество".

Русский мир довольно полярный, в сознании русского человека есть "правда", а есть "кривда", и между ними не существует никаких полутонов. Даже процессы современной глобализации не могут до сих пор нивелировать эту черту, сгладить её путём смешения культур, наш человек всё равно старается видеть мир, как шахматную доску: есть чёрные, есть белые, а все поля понятные и квадратные.

Разумеется, каждый достойный член общества стремится жить "по правде", этот термин находит своё отражение даже в юридических документах. Один из первых юридических документов Киевской Руси так и называется "Русская Правда", он регулировал торговые отношения, наследственные правила, нормы уголовного и процессуального законодательства. Объяснял, как следует жить по правде.

В то время как с немцами традиционно ассоциируют педантичность, строгое следование правилам, дисциплину, русскому человеку всё это глубоко чуждо. Он скорее склонен к отсутствию всякой дисциплины, его больше привлекает вольница, душевность, разуму он предпочитает глубокое чувство. Это также приводит порой к неурядицам, неустроенности быта и жизни в целом, зато в других случаях может стать поистине сильной стороной. И уж точно жизнь эмоциями дарит русскому человеку значительно больше счастья, чем слепое следование написанных кем-то для него инструкций.

Вообще, написанные другими людьми инструкции русскими людьми сильно презираются. Традиционно выработалась такая черта менталитета, как противопоставление себя и общества - государству и органам управления. Государство воспринимается как неизбежное зло, как некий аппарат угнетения. А человек, общество, выживает и приспосабливается в условиях государства. Именно поэтому не так обижается русский на того, кто нанёс ему прямое оскорбление, как на того, кто вступил в спайку с государством. Таких во все времена называли разными эквивалентами современному слову "стукач" и считали отъявленными мерзавцами, предателями народа, христопродавцами.

Добро, уверен русский человек , достижимо, оно существует. Где-то там, далеко, но оно есть, и однажды оно обязательно придёт. Может, не при этой жизни, но когда-нибудь оно случится, явится, наступит хорошая жизнь. Вера в это согревает русского человека в самые тёмные времена, в войну, в голод, во времена революций и мятежей. Добро обязательно будет. И сам русский всегда стремится быть добрым человеком.


Отрицательно же стороной веры в некое высшее добро, которое придёт однажды само по себе - личная безответственность. Сам русский человек не считает себя хоть в какой-то мере достаточно сильным, чтобы приблизить этот момент снисхождения добра с высей небесных, так что и стараться не за чем. Русский не только не принимает активного участия в приближении часа победы добра, но даже и не задумывается о том, как это сделать.

Любовь к спорам - ещё один характерный штрих к портрету человека. В этом русский характер перекликается с римским, в чьей культуре была также заложена искренняя всенародная любовь к дискуссиям. И в обоих культурах спор воспринимается скорее не как способ показать себя или убедить собеседника в собственной правоте, а как интеллектуальное упражнение, зарядка для ума и форма застольного развлечения. Вопреки расхожему убеждению, переходить от слов к кулакам вовсе не принято, напротив, к чужому мнению русский человек обычно довольно толерантен, если не видит в нём непосредственной агрессии в свой адрес.

Отношение к собственному здоровью у русского человека однозначно наплевательское. Лечиться или заботиться о состоянии своего организма, заниматься физической культурой, видится русскому менталитету видом некоей изнеженности, избалованности.

Ну, и нельзя не упомянуть о необычайной лояльности русского человека к воровству и мздоимству. Как уже говорилось, противопоставление себя государству, отношение к нему, как к врагу, вырабатывает подобное же отношение и к взяткам с воровством. Из исторических сведений мы можем сделать вывод, что так было во все времена.

Не секрет, однако, что со временем даже менталитет народов существенным образом может быть изменён. Ведь он исходит не только от географического положения мест проживания народа, но и от множества других факторов, определяющих его сознание. Всё это даёт надежду на более светлое будущее, на искоренение или смягчение недостатков нашего менталитета и многократное усиление его достоинств.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры