Сущность, функции и виды чувств и эмоций. Виды чувств

Главная / Ссоры

Чувства делают жизнь человека яркой и насыщенной. Роль эмоций трудно переоценить – они настолько важны и значимы для каждого из нас. Чувства помогают понять личности, в правильном ли направлении она движется, не забыла ли чего-то очень важного и ценного. Значимость каждого чувства в отдельности не требует доказательств. Существует несколько видов чувств. Отдельные виды связаны между собой, и в одну группу входят такие чувства, которые отвечают за какой-то один признак. Сами чувства можно объединить по нескольким значимым характеристикам.

Виды чувств человека в психологии

Высшие чувства

К ним относят любовь, благодарность. Они свойственны только человеку. Когда мы проявляем эти высшие чувства по отношению к окружающим, то ощущаем себя самодостаточными и счастливыми. Чем больше человек способен отдавать, тем больше ему приходит взамен. Тот, кто проявляет высшие эмоции, никогда не остается обманутым и одиноким. Высшие чувства способны согреть при любых невзгодах. Любовь и благодарность выступают здесь главными составляющими счастья и благополучия. Все виды чувств, так или иначе, направлены на то, чтобы выразить свое истинное отношение к миру. Высшие чувства тем и отличаются от прочих, что заставляют сохранять свое человеческое достоинство и не терять нравственности.

Эстетические чувства

К ним относят восхищение, удивление, влюбленность, вдохновение. Данный вид чувств характеризуется повышенной чувствительностью к проявлениям своего мнения, выражением эстетического удовольствия. Так, например, восхищение и вдохновение помогают осваивать и изучать что-то новое. Влюбленность окрыляет человека, заставляет его испытывать ощущение полета, открывать в себе новые грани и перспективы. Эстетическая направленность сама по себе помогает человеку расти духовно, совершенствовать свои знания в какой-либо области.

Нравственные чувства

К ним относят чувство долга, ответственности. Нравственность – черта характера личности, которая формируется постепенно. Невозможно представить себе, чтобы люди могли отказаться от таких важных и значимых ценностей. Однако на сегодняшний день много людей о них забыло. Ответственность обязательно должна присутствовать во всем, что касается жизни, деятельности, семьи, общества в целом. Долг – это то, без чего невозможно воспитать нравственную личность, жителя своего города, страны, планеты. Нравственность заключается в том, что люди прилагают определенные усилия для взращивания и воспитания в себе этих значимых составляющих.

Низшие чувства

К ним можно отнести следующие: ненависть , страх, ревность, разочарование, вина. Все они угнетают эмоциональное состояние человека, действуют на него удручающим образом. Личность, которой приходится много страдать, постепенно утрачивает веру в себя и собственные перспективы. У нее не остается ресурсов для достижения желаемого. Агрессия, бесконечные обвинения, плохое настроение, стрессы и депрессия – вот основные способы выражения низших чувств. Они не ведут к развитию, а только мешают сосредоточиться на важной задаче.

Таким образом, все виды чувств так или иначе касаются мироощущения и главной ценности человека – самой жизни. Каждый человек выстраивает свой внутренний мир самостоятельно.

В психологии принято выделять следующие виды чувств:

  1. Низшие чувства
  2. Высшие чувства
  3. Нравственные чувства
  4. Эстетические чувства
  5. Интеллектуальные чувства
  6. Социальные чувства

Определение 1

Чувством называют переживаемое в разнообразной форме личное эмоциональное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям.

В психологии выделяют следующие основные виды:

Низшие чувства

Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя.

Высшие чувства

Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.

Высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и социальные чувства.

Нравственные

Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека.

Эстетические чувства

Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния.

Интеллектуальные чувства

Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

Социальные чувства

Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.

Рассмотрим некоторые из них подробнее:

    Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.

    Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.

    Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.

    Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.

    Цинизм , это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.

    Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.

Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, ситуативная его зависимость от стихии низших эмоций.

Чувства человека иерархически организованы – у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

Праксические чувства (от греч. prwxis – опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства – это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства, основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация – нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – "нравственный закон внутри нас". Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания – super эго.

Регуляционная роль нравственных чувств первична – они могут подстраивать под себя доводы разума. В межличностных отношениях они играют решающую роль. Безотчетно, под воздействием эмоций совершая те или иные поступки, человек может впоследствии искренне сожалеть о них и глубоко раскаиваться. Нередко он бывает жертвой эмоционального заражения и внушения. Сама среда содержит множество противоречивых сторон, и люди по-разному оценивают эти стороны. То, что кажется благом для одних, глубоко порицается другими. Более адаптированными оказываются те, кто умеет отличить подлинные ценности от мнимых, следит за развитием социальных явлений, не падок на сиюминутные ценности, не обольщается преходящими благами. Чувства этих людей отличаются большей глубиной и устойчивостью.

Поведение человека определяется его желаниями, устремлениями и опытом реализации потребностей. Многие желания и влечения индивида, встречаясь с суровой реальностью, остаются нереализованными – они, по концепции психоаналитиков, вытесняются в подсознание и через него влияют на спонтанное поведение человека. Не достигнув компромисса с реальностью, вытесненные в подсознание желания и влечения образуют в психике человека параллельный мир, чуждый и даже враждебный внешнему миру, жаждущий самореализации. В крайнем проявлении эта коллизия параллельных миров формирует закомплексованность личности, ее повышенную аффективную реактивность на отдельные проявления действительности. В этих случаях чувства берут верх над разумом. Более того, сам разум оказывается приспособлен к обслуживанию указанной закомплексованности.

Значительная часть механизмов индивидуальной саморегуляции оказывается скрытой не только от внешнего наблюдения, но и от самого субъекта. И каждая личность, будучи обусловленной своим первичным опытом, испытывает постоянное эмоциональное напряжение во взаимодействии с реальной окружающей средой. Мощные психофизиологические резервы, не находя должного выхода, создают внутреннюю напряженность индивида. При недостаточной социализированноcти он легко устремляется в различные субкультурные и маргинальные (крайне асоциальные) сферы, высвобождая ранее заторможенные чувства.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности – моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств". Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех и каждого к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.

Чувство долга – это осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на _ себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство совести – важнейший стимул усовершенствования личности. Чувство чести -– это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в экстремальных ситуациях, – это утверждение индивидом своей человеческой сущности.

Эстетические чувства (от греч. aisthétikós – чувствующий) – это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением действительности в категориально-оценочном плане. Прекрасно, по определению Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей – правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться, этой гармонией.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений.

Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. kάtharsis – очищение) – духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.

Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии – смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического – возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемостью под ударами судьбы.

Интеллектуальные чувства. Радость познания – одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.

Любопытство представляет собой направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность – это устойчивое состояние познавательной направленности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека – неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все эмоции и чувства человека взаимосвязаны – они образуют эмоциональную сферу личности.

Все люди имеют понятие о чувствах и знают, что виды чувств, которых испытывает человек, является решающим фактором его жизни. Много чего делается и строится именно на чувствах. Чувства это психическое состояние каждого человека, которое выражается по отношении к внешнему миру, будь это люди, действия или предметы. Чувства в первую очередь делятся на две классы: отрицательные чувства и положительные чувства. Действуют они при воздействии нервной системы человеческого организма. Положительные чувства помогают человеку, повышают жизненный тонус, работоспособность и питают желание жить и действовать.

Чувства диктуют нашу жизнь своими проявлениями. Эти проявления заметны, так как на физическом, так и на психическом уровне. Человек выдает определенные чувства своей мимикой и пантомимикой, то есть выражением лица и жестами. Как правило, признаки того же самого чувства одинаково даже у разных людей, с небольшими исключениями, конечно же. Также чувства отражаются в голосе, а не только в поведении.

Чувства делятся на две группы, стенические чувства и астенические чувства . Первые бодрят человека, а вторые наоборот вводят в уныние и угнетают. Путем самоконтроля и силы воли можно снижать интенсивность чувств. Интенсивность чувств зависит от степени их выражения. Таким образом, отличаются: слабые чувства , сильные чувства и бурные чувства .

Настроение это слабое чувство, которое влияет на поведение и состояние человека. Наличие или отсутствие настроения влияет непосредственно на производительность действий. Человек, который в настроении (хорошее настроение), относится ко всему положительно и оптимистично.

Аффект это бурное чувство, которое, как правило, кратковременно. Как правило, в состоянии аффекта человек действует больше на уровне чувств, отключая при этом логику. В состоянии аффекта люди способны на такие вещи, на которых в принципе не способны в обычном состоянии. Для того, чтобы вывести человека из состояния аффекта нужно попытаться его успокоить.

Страсть это сильное чувство, которое действует длительное время. Она определяет интенсивную тягу к определенным объектам. Страсть может иметь положительный или отрицательный характер.

Стрессовое состояние возникает при перегрузке человека, так как в эмоциональном, так и в физическом смысле. Стресс может определить ошибки в деятельности человека. Слабые стрессовые ситуации помогают собраться и действовать более организованно. В то же время, сильные стрессовые ситуации могут привести к нехорошим последствиям для организма. Существует такое понятие как адаптация к стрессовым ситуациям, которые возникают часто, и заключается в том, что человек учится адекватно реагировать в состоянии стресса.

Виды чувств

Человеческие чувства могут быть низкие и высшие в зависимости от характера потребностей. Высшие чувства указывают на удовлетворение моральных и духовных потребностей. Среди них можно упомянуть моральные чувства, так как чувства долга, совесть, интеллектуальные чувства, этические чувства и т.д. Низкие чувства связанны непосредственно с деятельностью человека и указывают на удовлетворение самых обычных потребностей.

Личность и чувства

Чувства человека, а также их интенсивность, зависит от его личности. В зависимости от личности человека, определяется направленность чувств, их глубина и интенсивность. Также от личности зависят и виды испытываемых чувств. Устойчивость чувств зависит от глубины переживания, в то время как неустойчивость чувств проявляется в разных формах. Это то, что называется капризом или же неустойчивым настроением.

Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т.

Д.). К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками. Содержание высших чувств советского человека определяется задачами построения коммунизма, диалектико-материалистическим мировоззрением и моральным кодексом строителя коммунизма.

Моральные чувства - это чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чувство коллективизма и т. п.

В основе чувства долга лежит осознание человеком общественных интересов своего народа и своих обязательств по отношению к нему. Однако это не холодное, рассудочное знание своих обязанностей перед народом, а глубокое переживание обязанностей. Если человек радуется успехам своего народа, коллектива так же искренне, как и собственным успехам, рассматривает удачи своего коллектива, как собственные удачи, тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство.

Пример проявления чувства долга - подвиги тысяч советских людей во время Великой Отечественной войны, героев-молодогвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Чувство долга проявляется и в самоотверженной работе наших космонавтов, строителей Байкало-Амурской магистрали.

Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству больной матери, жертвуя игрой с товарищами.

Труд советского человека вызывает особую радость труда, связанную с сознанием его общественного значения, с сознанием того, что твой труд служит делу строительства коммунизма. Человек переживает чувство удовлетворения от самого процесса труда и при успешном его завершении, чувство огорчения при неуспехе, скуку - при отсутствии деятельности.

Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исходя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести: «Моя совесть спокойна, так как я поступил правильно». Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.

Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения.

Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - очень важное качество, стимул познавательной деятельности.

Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И. 21. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.

Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства, прежде всего чувство красоты, восхищение прекрасным. Источник эстетических чувств - произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и замечательные достижения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания мы испытываем при созерцании природы.

Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности. О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. У принципиального человека и чувства устойчивы и принципиальны, будь то даже гнев или ненависть. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противоречивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У такого человека эмоции и чувства возникают по случайным мотивам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.

Следует отметить также, что наряду с высокими моральными чувствами, отличающими советских людей, встречаются еще у нас и люди с мелкими, низменными чувствами, недостойными советского человека, как пережитки старой идеологии и морали - мелкой завистью к успехам и благополучию других людей, жадностью, чувством собственности и стяжательства. Таким же злом является и эмоциональная тупость человека, его безразличие и равнодушие ко всему окружающему.

В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей различные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других - чувство беспомощности и досады, уныние, апатия.

Переживания человека могут быть как глубокими, так и поверхностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т. е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко переживает лишь то, без чего он не может ни жить, нп существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчивость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не подвержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя, может быть, и сильные, временны и преходящи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры