Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования. Статус психолога и проблемы его адаптации психолога к работе в учебном заведении
1.1.2. Правовой статус практического психолога образования
Несмотря на довольно значительный период времени, прошедший с момента введения должности психолога в учреждениях образования, многие их руководители и сами начинающие специалисты до сих пор затрудняются в определении своего правового статуса. Реальная практика показывает, что существующие нормативно-правовые материалы оказываются для них труднодоступными. Используя анализ сложившегося опыта и опираясь на документы, представленные в нашем пособии, психолог может довольно четко сориентироваться в своих правах и обязанностях.
Практический психолог - это специалист с высшим образованием, уравненный в отношении оплаты труда, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений (вне зависимости от места его работы, будь то образовательные учреждения - детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др. или районные, городские, областные, региональные психологические центры образования).
На должности практического психолога могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке
практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждаются Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства.
Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (9-14-й разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок увеличивается.
Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений; профессиональное - через сеть психологических центров разного уровня.
Рабочее время специалиста устанавливается с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Продолжительность рабочего времени психолога на предприятиях, в организациях и учреждениях определена статьей 42 КЗОТа РФ и составляет 40 ч в неделю. Однако для отдельных категорий работников согласно статье 45 КЗОТа РФ установлена сокращенная недельная нагрузка. К ним относятся и педагоги-психологи образовательных учреждений, так как в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 1996 г.) все педагогические работники учреждений образования пользуются правом на сокращенную 36-часовую рабочую неделю, а согласно приложению 1 к Приказу Министерства образования и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 педагоги-психологи считаются педагогическими работниками. Этим правом пользуются педагоги-психологи образовательного учреждения любого типа и вида, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (государственного, муниципального, негосударственного).
В отношении школьных психологов необходимо упомянуть об учебной нагрузке, которую зачастую путают с продолжительностью рабочего времени. Если обратиться к тарифно-квалификационным характеристикам педагога-психолога, то мы не найдем в них обязанности иметь педагогическую нагрузку, т. е. вести уроки. Последнее рассматривается как совмещение профессий и может осуществляться с согласия администрации и самого психолога. Если объем педагогической нагрузки не превышает 240 ч в год, то увеличения рабочего времени не происходит и такая работа осуществляется одновременно с основной, причем ее распреде-
ление по дням, неделям и месяцам может быть произвольным. Если же учебная нагрузка больше, то продолжительность рабочего времени соответственно увеличивается.
Сокращенная продолжительность рабочего времени не влечет за собой снижения размеров оплаты труда, ограничения продолжительности отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав граждан.
С понятием рабочего времени тесно связано понятие рабочего дня. Продолжительность последнего зависит от того, в условиях какой недели (пятидневной или шестидневной) работает организация. В соответствии со статьей 46 КЗОТа РФ это устанавливается администрацией предприятия, учреждения совместно с профсоюзным комитетом и по согласованию с органами местного самоуправления.
Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе и недельной норме 36 ч не может превышать 6 ч. При пятидневной рабочей неделе она определяется правилами внутреннего распорядка или графиком сменности, которые утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с учетом мнения трудового коллектива, специфики работы и соблюдения установленной продолжительности рабочего времени.
Время начала и окончания ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности. Законодательство не содержит запрета на установление индивидуальных графиков работы.
Также нет в законе указаний на то, что вся работа специалиста должна проходить в стенах учреждения. В отношении психолога вполне естественно, что часть рабочего времени ему необходимо проводить в библиотеке или методическом.кабинете, в различных медицинских и психологических учреждениях и т. п. Администрация вправе установить психологу такой режим работы, который позволял бы ему осуществлять свою служебную деятельность и вне пределов предприятия, учреждения», организации.
Психологам необходимо проявлять инициативу и обращаться к своей администрации с просьбой об установлении индивидуального графика работы. Он может быть закреплен в должностных обязанностях специалиста, правилах трудового распорядка или приказом администрации.
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных ее видов определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.
Для психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Районные, городские, областные и региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями. Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, областных и региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета образовательных учреждений.
Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Практические психологи представляют отчет о проводимой работе по административной и профессиональной линиям в соответствии с формами отчетности, утвержденными Министерством образования Российской Федерации. Отчет психологической службы образовательного учреждения включается в соответствующую документацию образовательного учреждения, центров психологической службы и органов управления образованием.
Права педагога-психолога:
быть членом педагогического совета школы с правом решающего голоса;
принимать участие в заседаниях структурных подразделений учебного заведения по обсуждению результатов исследования конкретных личностей и коллективов, по вопросам создания и функционирования педагогического коллектива и коллективов детских групп и классов, организации различных форм дифференцированного обучения, аттестации педагогов и др.;
обращаться в администрацию образовательного учреждения и его общественные организации с предложениями по созданию условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы, совершенствования обучения, воспитания и развития детей и подростков, сохранения их психического здоровья;
изучать любую документацию по организации учебно-воспитательного процесса, личные дела детей, преподавателей и других работников учебного заведения;
выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями, педагогами и другими работниками, выделять приоритетные направления, устанавливать очередность, продолжительность и характер работ;
проводить в коллективе учебного заведения групповые и индивидуальные психологические обследования;
давать рекомендации заинтересованным лицам по вопросам рационального подбора, расстановки кадров, выбора кандидатур на административные должности, по оптимизации нагрузки преподавателей и учащихся, профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, методике комплектования учебных групп и вопросам демократизации и гуманизации педагогического процесса.
Практический психолог имеет статус независимого эксперта кон сулътанта по психологическим проблемам обучения и воспитания.
1) все его действия, затрагивающие административные полномочия или выполнение намеченных руководством учебного заведения планов, предварительно согласовываются с руководителем образовательного учреждения;
3) выполнение распоряжений руководителя образовательного учреждения, не находящихся в противоречии с психологической наукой и практикой, должно обеспечиваться наличием у психолога соответствующих профессиональных возможностей и средств и не ставить под угрозу выполнение утвержденных педагогическим советом планов и программ психологической службы;
4) работа практического психолога определяется целями, задачами и принятыми программами психологической службы и включает повышение профессиональной компетентности, изучение литературы, освоение психодиагностических методов, их апробацию и т. п. Распорядок дня согласуется с общим расписанием учебного заведения и утверждается руководителем;
5) администрация имеет право расширить полномочия психолога в пределах его функциональных обязанностей представленными ему временным положением и решением педагогического совета.
Приведенный в приложениях 2 и 3 перечень основных нормативных документов, регламентирующих деятельность практического психолога образования, поможет ему организовать свою деятельность на правовой основе и быть убедительным в работе с администрацией учреждения.
СТАТУС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональные позиции, установки и в целом содержание профессиональной деятельности психолога во многом определяются его статусом.
Наиболее благоприятной представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой, являясь практическим психологом, принимает эпизодическое участие в преподавании спецпредметов (психология, основы выбора профессии). Всю свою энергию и рабочее время он отдает психологическим задачам. Как психолог он может взгянуть на педагогический процесс со стороны. Ему как заинтересованному лицу больше доверяют учащиеся и родители. Тем не менее в этой ситуации наблюдается определенная настороженность со стороны педагогов. Если психолог не имеет педагогического опыта, недостаточное знание школьных проблем очень затрудняет его адаптацию. Как правило, слаба его методическая подготовленность, не хватает жизненного опыта. В таких случаях необходим тесный контакт с учителями, открытыми к психологии, всегда ищущими путь к ребенку.
При возвращении бывшего педагога, окончившего спецфакультет, в родной коллектив в новом качестве, новой профессиональной роли адаптация часто тормозится из-за сложившихся ранее стереотипов отношений и соответствующих им социальных ожиданий. Большие перемены в личностных установках и статусе специалиста иногда вступают в противоречие со стереотипами. Психолог пытается на деле доказать правильность своих новых установок - берет часть учебной нагрузки, не понимая, что состояние ролевой неопределенности мешает его становлению в новом статусе. Совмещение должностей - дело очень трудное и порой непосильное для начинающего специалиста. Поэтому такой психолог, хотя и может лично участвовать в анализе педагогического процесса, зная его «изнутри», делает это эпизодически, только в случае крайней необходимости. Психолог в большей степени зависим от коллег и администрации, и самое главное - слабо и медленно входит в новый статус.
Еще более невыгодно положение начинающего специалиста, когда его назначают на административную или педагогическую должность и «догружают» половиной ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную работу. В его деятельности доминируют педагогические установки и стереотипы поведения, которые он пытался преодолевать во время обучения. Катастрофическая нехватка времени на психологическую работу не дает возможности совершенствовать профессиональную компетентность психолога. В практической работе он ограничивается эпизодическим консультированием, психологической пропагандой и подготовкой административных мероприятий.
Часть специалистов работают при отделах народного образования в качестве районного психолога, психолога-методиста. Они независимы от администрации и педколлектива, вместе со статусом психолога получают статус руководящего работника. Именно последнее вызывает настороженность педколлективов, которые будут стараться сглаживать проблемы, не выносить сор из избы. Как правило, начинают эти психологи свою деятельность с масштабных исследований, консультирования различных категорий, а приходят к наиболее приемлемым вариантам - осуществлению психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей, оказанию методической помощи и координации деятельности школьных психологов района.
Таким образом, уже сам статус психолога в значительной мере определяет его ориентации на тот или иной тип отношений со школьным коллективом и ведущие направления его деятельности.
Основные проблемы Практический психолог - это специалист с высшим образованием, уравненный в отношении оплаты труда, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений. На должности практического психолога могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовкепрактических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждаются Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства. Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (9-14-й разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок увеличивается.Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений; профессиональное - через сеть психологических центров разного уровня.
Рабочее время специалиста устанавливается с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
12.Взаимодействие психолога и педагога в совместной деятельности. Основные проблемы Психолог и педагоги взаимодействуют в совместной деятельности, цель которой - развитие детей. Для успеха совместной деятельности необходимо ценностно-ориентационное единство ее участников. Приходя в образовательное учреждение, психолог встречается с определенными представлениями педагогов о целях воспитательно-образовательного процесса, их ценностными ори-ентациями, установками по отношению к детям. Психолог не может не учитывать эту реальность, так как становится участником педагогического процесса. Вместе с тем он остается носителем своей профессиональной системы целей и ценностей, которые могут не совпадать с таковыми у педагогов и педагогического коллектива в целом.
Взаимодействие психолога и педагогов в учебной деятельности. Позиции педагога и психолога в общеобразовательных учреждениях зачастую разделены уже на уровне целеполагайия. Педагоги в качестве основной цели своей деятельности видят сформиро-ванность у ученика знаний, умений и навыков, а также социальных норм поведения, а психологи считают, что их цель - помощь в развитии личности ученика и выполнение «заказов» педагогов. Соответственно строится и деятельность психологических служб: предоставить педагогам информацию о развитии учащихся, просветить их, как надо действовать, консультировать всех участников педагогического процесса, корректировать личностное развитие учеников, проводить профилактику и пр. В этом случае следует исходить из того, что и психолог, и педагог выполняют единую деятельность по организации поддержки личностного роста, социализации и индивидуал°изации ученика и им нужно согласовывать не цели, а действия! и операции. В первую очередь это касается организации учебной деятельности, являющейся одной из основных в образовании, в которой, однако, психологи почти не участвуют. Совместная работа педагога и психолога по актуализации культурно-ориентированного взаимодействия учителя и ученика с содержанием образования в учебной деятельности заключается:
· в поиске конкретных социально-психологических механизмов и способов выявления культурного смысла содержания образования для учащихся (отношение педагога и учеников к учебному материалу как к культуре);
· в поисках «психологических измерений» содержания учебного материала и его воспроизведения;
· в ретроспективном анализе влияния характера действий педагога на отношение учащихся к учебному материалу;
· в рефлексивном самоанализе собственного отношения педагога к изучаемому.
При этом одна из задач психолога - формирование диагностического инструментария для осмысления реального поведения педагога в отношении актуализации культурно-ориентированного взаимодействия учителя и ученика с содержанием образования в учебной деятельности.
Практический психолог может столкнуться с ситуацией, когда запрос на его деятельность не сформирован, педагоги считают, что они не нуждаются в его помощи (такая ситуация в принципе невозможна в собственно психологическом учреждении, например в психологической консультации, где работа осуществляется в основном по инициативе клиента, в той или иной мере мотивированного на общение с психологок и принятие его рекомендаций). Попадая в ситуацию отсутствия запроса, начинающие школьные психологи часто испытывают состояние фрустрации.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25
"Практический психолог образования является специалистом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его работы: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др.), районные, городские, областные, региональные психологические центры образования.
На должности практического психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, региональных центров психологической службы образования могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1 200 часов на факультетах и курсах переподготовки. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации практических психологов образования проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Минобразования России и утверждаются управлением высших учебных заведений Минобразования России.
Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (от 9 до 16 разрядов) в каждом образовательном учреждении - не менее одного психолога на учреждение, - а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации, В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок психологов увеличивается.
Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть психологических центров разного уровня.
Практический психолог образования имеет 24-часовую рабочую неделю.
Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает.
Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Районные, областные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями.
Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Практические психологи, работающие в образовательном учреждении, центры психологической службы образования ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям в соответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности. Отчет психологической службы образовательного учреждения включается в отчетную документацию учреждения, центров психологической службы - в отчеты органов управления образованием соответствующего уровня" (Положение.., с.182-185).
Таким образом, как показывает опыт зарубежной и отечественной психологии, психологическая служба образования может быть организована по-разному в зависимости от потребностей общества, от"задач, которые приходится решать школьным психологам.
В зависимости от административной подчиненности и организационной структуры это может быть:
1) психолог или группа психологов, работающих в детском саду, детском доме, интернате, школе, лицее, гимназии, профессионально-техническом училище, техникуме, колледже под административным руководством этого учебного заведения;
2) психолог или группа психологов, работающих под административным руководством городского или районного департамента (или управления) образования и обслуживающая несколько учебных заведений;
3) консультационный психологический центр, работающий под административным руководством городского, районного или областного департамента (управления) образования как самостоятельное подразделение (например, психолого-педагогическая консультация) или в составе внешкольнбго учреждения (например, медико-психолого-педагогическая комиссия, центр социальной, педагогической, медицинской и психологической помощи семье и детям);
4) психолог или группа психологов, работающих как научно-методический центр или кабинет в составе управления городского, районного, областного или государственного департамента (или управления) образования и под его административным руководством. В зависимости от источников финансирования это может быть городская, районная, областная государственная или частная психологическая служба.
8.4. задачи практических психологов в образовании какие же задачи решают психологи в сфере образования?
Одна из наиболее распространенных задач педагогических психологов еще с начала XX века - диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способностей. При этом широко применяется тестирование. Основной сферой приложения сил школьного психолога традиционно считается измерение психических функций с применением стандартизированных тестов и отбор детей для обучения по специальным программам. В течение длительного времени наиболее популярными среди психологов были тесты на определение коэффициента умственной одаренности ребенка.
Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам - исторически более ранние функции школьных психологов в разных странах - и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы.
Однако английйские психологи уже давно выражают неудовлетворенность формальными тестами для измерения. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность применяемых тестов, их ограниченность и искусственность. Растет число исследований, в которых вместо распределения людей по группам на основе тестов внимание больше обращается на конкретные Трудности обучения, их причины и пути преодоления. Актуальной проблемой практической педагогической психологии становится психологическая поддержка и помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении и плохо адаптирующимся к социальным условиям.
В 1980-х годах многие американские специалисты уже перестали считать, что измерение - это единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной психологии. Так в "Руководстве Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению психологической службы в школах" отмечается, что основная цель школьной психологической службы - служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:
а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку "школьного функционирования" детей и юношества;
б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;
в) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке; для этого организуются специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;
г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов (цит. по: Практическая психология образования, 1997, с.8).
С середины 1980-х годов начинается новый этап в развитии практической школьной психологии и во Франции. В 1985 году была создана рабочая группа, состоящая из представителей пяти различных организаций - членов Национальной ассоциации психологов (ANOP). Эта группа провела специальную работу по определению функций педагогического психолога во Франции. Было подчеркнуто, что педагогический психолог имеет дело со всей психологической реальностью ребенка и может способствовать развитию всех сторон его личности; при этом педагогической психолог может подключать к этому процессу родителей и учителей. Отмечается, что педагогический психолог может идти и против системы школьного и семейного воспитания, менять стандарты этого воспитания, если полагает, что они препятствуют прогрессивному развитию личности ребенка.
В дальнейшем во Франции обсуждался проект создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы - предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой ранее - отделять таких детей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.
В странах Восточной Европы психологическая служба школы ставит перед собой цель: не просто констататиро-вать уровень развития учащихся для отбора, а получить психологическую информацию об учащемся или коллективе класса, чтобы создать условия, стимулирующие развитие (цит. по: Практическая психология образования, 1997", с.8). Основные задачи психологических служб образования в большинстве стран Центральной и Восточной Европы: обеспечение развития здоровой личности, коррекция затруднений в ее развитии, решение проблем профессиональной ориентации. В деятельности психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии доминирет психодиагностика. На основе проделанной работы составляется диагностическое заключение, из которого следуют рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры - зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в специальные классы в рамках начальной школы, в специальный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, врачебное обследование (психоневрологическое, логопедическое и др.).
Большое место в консультациях занимает определение готовности детей к обучению в школе, выявление школьной зрелости. В зависимости от уровня развития ребенка психолог дает соответствующие рекомендации: начать посещение школы до достижения 6-летнего возраста, поступать в первый класс в обычные сроки, приступить к учению в выравнивающем первом классе, отложить поступление ребенка в школу на один год, направить в особую школу (например, для плохо говорящих). Родителям и воспитателям детских садов даются рекомендации по развитию тех детей, у которых обнаружена недостаточная готовность к обучению в школе. Через год, перед самым поступлением в школу, этих детей обследуют еще раз. Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе - один из основных видов деятельности по предупреждению трудностей в обучении.
В консультациях или центрах диагностируют различного типа трудности, связанные с учебой в школе. Среди учащихся, испытывающих трудности в обучении, оказываются также дети с первичными отклонениями в развитии на основе легких форм задержки умственного развития. Оптимальное развитие этих детей во многом зависит от правильного психологического обследования, в результате которого даются соответствующие рекомендации условий и методов воспитания и обучения. Занимаются и с теми учащимися, у которых имеются проблемы личностного характера, трудности в поведении, воспитании. Квалифицированное психологическое обследование трудных и педагогически запущенных детей выясняет причины этого и позволяет наметить определенные рекомендации в работе с ними.
Следует подчеркнуть, что психологические консультации и центры в основном занимаются решением конкретных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко представлено в венгерской инструкции для консультаций по вопросам воспитания. В соответствии с ней психолог занимается проблемами отклонений в поведении ребенка от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими средствами (например, агрессивное поведение, продолжительное беспокойство, невнимательность, наблюдаемая долгое время). Психолог в таких психологических центрах работает также с проявлениями чрезмерной чувствительности, робости, замкнутости ребенка. Он разбирается в причинах боязни школы, ответов на уроке. В его компетенцию входит изучение отклонений в поведении, проявляющихся в систематических кражах, лжи ребенка дома или в школе, побегах ребенка из дома или из школы, внезапных изменениях в эмоциональном состоянии ребенка. Причинами для обращения за помощью к психологу могут быть также ситуации, когда хороший ученик начинает плохо учиться: показывает низкие результаты в учебе, хотя мог бы добиться лучших при своих способностях; испытывает затруднения по усвоению одного из учебных предметов; не имеет интереса к учебе в школе. Психолог работает и с детьми, которые проявляют нарушения речи нервного характера (заикание, скороговорение), жалуются на систематические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость.
Психологическая служба системы образования в странах Восточной Европы занимает существенное место в воспитании и обучении детей, подростков и юношей.
Опрос, проведенный Европейской федерацией ассоциаций профессиональных психологов (ЕФАПП) в 1996-97 годах показывает, что задачи, которые приходится решать школьным психологам в большинстве европейских стран, в значительной степени совпадают. Педагогические психологи Европы участвуют в оценивании и тестировании детей, которые имеют учебные или поведенческие проблемы, в консультировании детей, родителей и семей, в выработке рекомендаций для школы. Большинство психологов включено в текущие внутришкольные процессы и работают вместе со школой над инновациями и преобразованиями школьной жизни. Многие также помогают работникам школы в профессиональном росте и в выполнении исследовательских проектов.
Педагогические психологи по всей Европе выполняют много функций, но главное содержание работы заключается в обследовании детей с учебными и поведенческими трудностями и выработке рекомендаций школе и семье. Достаточно очевидными оказываются возрастающие требования к школьным психологическим службам. Это приводит к тому, что психологам приходится работать в условиях значительного напряжения. Педагогические психологи говорят о проблемах, связанных с ограничениями, которые руководители порой накладывают на их работу. Отмечается также ролевая неопределенность профессиональной деятельности. Некоторые педагогические психологи выражают озабоченность в связи с тем, что пересечение между их работой и работой других специалистов может вызвать путаницу, недоразумения и обиду. Необходимо гарантировать соблюдение возможно более высоких этических стандартов, в особенности в отношении конфиденциальности и уважения прав разных групп клиентов.
Общее мнение заключается в том, что педагогический психолог должен восприниматься как профессиональный психолог, работающий с детьми и молодежью в образовательной среде. Основной объем этой работы приходится на школу, ясли, детские сады, больницы и детские дома. Необходима также работа с семьями, учителями, специалистами других профессий, которые связаны с детьми. Педагогические психологи могут работать со школами и другими организациями, помогая им в разработке организационных мер, оценке и выработке стратегий помощи детям с проблемами.
Приходится психологам Европы сталкиваться и со многими другими проблемами, которые возникают в обществе в последние годы. Например, педагогические психологи из Швейцарии, Бельгии и Финляндии обращают внимание на проблемы жестокости, употребления наркотиков, которые нарастают в среде школьников. Все это непосредственно влияет на круг обязанностей, в выполнение которых включены педагогические психологи. У педагогических психологов Нидерландов и Израиля расширяется объем работы с детьми со специальными нуждами, которые оказываются интегрированными в основную школу.
8.5. задачи и виды деятельности практических
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Психология
В н карандашев.. психология введение в профессию Москва..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: