Упражнения на формирование речевого дыхания. Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики

Главная / Ссоры

Наталья Никулина

В последнее время появилось много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха . Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушением речи.

Речевое дыхание - является основным источником энергии при образовании звуков речи. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста.

Формирование речевого дыхания предполагает , в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков : звуки произносятся в фазе выдоха.

Дыхательные упражнения нужны для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок, развитие Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.

Игры на развитие речевого дыхания можно условно разделить на три группы :

1. Игры на развитие силы воздушной струи.

2. Игры на развитие длительности воздушной струи.

3. Игры на развитие целенаправленности воздушной струи.

Игры на развитие силы воздушной струи

«Времена года» .

Цель : развитие

Оборудование : коробочки оформленные под времена года : зима – снег - пенопласт, весна – дерево с птичками, лето – бабочки, осень – осенние листики из бумаги; соломинки.

«Султанчики»

Цель : развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : на деревянную шпажку прикрепить нарезанные из цветных пакетов или мешков для мусора полоски скрепленные между собой.

«Улитки»

Цель : развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : улитки и поля распечатанные на принтере и заламинированы



Игры на развитие длительности воздушной струи

«Дед Мороз»

Цель : развитие длительного

Оборудование : коробки из под конфет, внутри коробок конфетти; в шапке Деда Мороза просверлили отверстие для соломинки.


«Насекомые»

Цель : развитие длительного , плавного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование : распечатанные и обклеенные скотчем насекомые, прикрепленные к карандашам.


Игры на развитие целенаправленности воздушной струи

«Футбол»

Цель

Оборудование : коробка обклеенная самоклеющейся пленкой, ворота из пластиковых контейнеров, шарик для настольного тенниса.


«Смешарики»

Цель : выработать целенаправленную воздушную струю.

Оборудование : картинки «смешариков» приклеенные с двух сторон на пластиковый контейнер, шарики из выты или шарик для настольного тенниса.


Конечной целью тренировки речевого дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи, и как итог, является хорошей базой для постановки звуков.

Для чего нужны игры на развитие речевого дыхания. И вообще, что за понятие такое «речевое дыхание»?

В таком сложном процессе, как развитие речи всё имеет значение, всё важно и нужно. Некоторые люди, пришедшие на консультацию к логопеду и услышав о том, что придётся тренировать правильное речевое дыхание, недоумевают: «Зачем нужно учиться правильно дышать? Я пришёл исправлять неправильное звукопроизношение, а дышать и так умеет прекрасно».

Так, то оно так, да только правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое.

Вы хотите научить ребёнка красивой, чёткой, с хорошей дикцией речи или вам, взрослому человеку, совершенно необходима для работы хорошо поставленная речь. Тогда вам не обойтись без специальных игр на развитие речевого дыхания.

В данной статье собраны лучшие игры для тренировки речевого дыхания, отработанные в процессе многолетней практики.

Тест. Правильно, ли я дышу?

Медика давно доказано, что мужчины и женщины дышат по-разному. Женщины дышат грудью, а мужчины животом.

Для того чтобы проверить, как дышите вы, пройдите несложный тест.

Нужно взять толстую, большую книгу. Положить её на живот. Если книга при вашем дыхание сильно поднимается и шевелится, значит вы дышите животом. Если двигается не сильно – грудью.

Правильным считается диафрагмальное дыхание. Движения книги, при таком дыхании, плавные.

Именно такое дыхание необходимо для красивой речи.

Работу над речевым дыханием нужно начинать с формирования сильного ротового выдоха. Время выдоха нужно строго контролировать.

В речевом дыхании выдох гораздо длиннее вдоха. Этой способности мы и будем обучаться.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за дыханием.

Правила для ротового выдоха:

— делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох;

— выдох должен быть очень плавным;

— во время выдоха щёки надувать не нужно;

— во время выдоха воздух должен выходить исключительно через рот;

— во время разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Дыхательные упражнения должны быть ограничены по времени, так как могут вызвать плохое самочувствие.

Как правильно делать подготовительные дыхательные упражнения

  1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  1. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  1. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три… ), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь… ).

Первый этап работы

Игры и упражнения для формирования плавного ротового выдоха

«Снежинки». Вырезаем из бумаги снежинки, подвешиваем их на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на снежинки.

«Ветер». Из бумаги нарезаем полоски 15-20 сантиметров. Обвязываем их небольшой верёвочкой. Получается, что-то наподобие дерева. Ветер дует, на листочки и они шевелятся. Глубокий вдох, на выдохе дуем на полоски из бумаги.

Упражнение «Осенняя мелодия»

Осенью можно собрать листья разных расцветок. Раскладываем листья на столе. Тренируем речевое, дыхание, сдувая листочки со стола плавным выдохом.

Упражнение «Снег идёт!»

Приготовим небольшие шарики из ваты. Затем подбрасываем по одному и стараемся успеть подуть на каждый шарик, как бы сдувая снег.

Игра «Одуванчик».

Игра очень простая, так как требуется только выйти на улицу и найти одуванчик. Затем просто дуем на одуванчик.

Можно поиграть в игру «Дедушка или бабушка». Дуем на одуванчик, если с одуванчика упали все пушинки, то это лысый дедушка, если остались, то это бабушка. Выигрывает тот у кого получится сдуть все пушинки, то есть дедушка.

Игра «Вертушка. Для этой игры вам потребуется купить вертушку. Плавно дуем на вертушку.

Игра «Песня ветра». Для игры используется специальная конструкция, которую можно приобрести в магазине. Плавно дуем, заставляя колокольчики издавать лёгкий звон.

Игра «Футбол». Скатываем из ваты два шарика. Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из кусочка ваты в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом.

«Самолётики». Делаем из бумаги самолёты и дуем на них долгим и плавным выдохом.

«Катись, карандаш!» Нужно положить на стол карандаш, а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше.

«Дыхание собаки». Делаем быстрые и частые вдох и выдох. С каждым разом выдох должен быть немного длиннее предыдущего.

«Воздушный шарик» Необходимо надуть воздушный шарик и повесить его на уровне лица. Сильно и плавно дуем на шар так, чтобы он взлетел как можно выше.

Более сложный вариант игры. Подбрасываем воздушный шар и дуем на него, не давая шару упасть.

«Плыви, корабль!» В таз с водой пускаем бумажный корабль. Плавным выдохом дуем на корабль.

«Уточки». Игра похожа на предыдущую. Вместо кораблика используют пластмассовые удочки.

«Буль-Буль». В стакан наливаем воду и поставив в неё коктейльную трубочку, делаем ею буль-буль.

Затем можно сделать целую «бурю» в стакане. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность.

«Именины у мишки». Для этой игры нам нужно взять любой мягкий десерт, в центр которого вставляем свечу.

Можно, сказать ребёнку, что сегодня «именины у мишки». Мишку нужно поздравить и помочь ему задуть праздничную свечку.

«Летящее пёрышко».! Подбрасываем вверх птичье перо, дуем на него, не давая ему упасть.

Мыльные пузыри. Надуваем мыльные пузыри.

«Полицейский на посту». Играем в полицейских. Если появляется нарушитель, свистим в свисток (дудку).

«Музыкальная бутылочка». Нужно взять небольшую стеклянную бутылочку. Высота не более 10 см.

Слегка касаясь нижней губой горлышка бутылочки, начинаем медленно дуть. Струя воздуха должна быть сильной. Получается интересный свистящий звук.

Второй этап работы

Игры на развитие речевого дыхания (звуки, слога, слова, фразы)

Обучение правильному речевому дыханию продолжается. На этом этапе мы учимся плавно произносить звуки, слога, слова и фразы на выдохе.

Работа строится по принципу от простого к сложному.

План работы:

  1. Протяжно поём гласных звуки;
  2. Произносим на одном выдохе некоторые согласные звуки;
  3. Протяжно произносим слоги на одном выдохе;
  4. Произносим протяжно слова на одном выдохе;
  5. Произносим различные фразы на одном выдохе;
  6. Читаем стихи;
  7. Поём песни;
  8. Отрабатываем навыки правильного речевого дыхания в рассказах и пересказах.

Правила выполнения заданий:

  • Ребёнок садится на стул;
  • Полностью расслабляется;
  • Делает вдох носом, рот закрыт;
  • Плечи на вдохе не должны подниматься;
  • Ребёнок должен говорить на выдохе;
  • Добирать воздух во время произнесения слов нельзя.

Игры с гласными звуками

«Песенки гласных звуков». Делаем спокойный, глубокий вдох носом, на выдохе поём гласные звуки.

Песенка первая:

Поём протяжно на выдохе два звука — «АУ».

Песенка вторая:

Поём протяжно на выдохе три звука – «АУО».

Песенка третья:

На выдохе протяжно поём четыре звука – «АУОЫ».

Песенка четвёртая:

На выдохе протяжно поём пять звуков – «АУОЫЭ».

Песенка пятая:

Протяжно на выдохе поём шесть звуков –«АУОЫЭИ».

Стараемся петь звуки как можно дольше пока хватает воздуха на выдохе.

Пропевание гласных звуков с движениями

Все гласные звуки пропеваем на выдохе.

«Распускающейся цветок» Звук «А». Ребёнок стоит с опущенными руками. Через стороны поднимает руки вверх делая вдох. Опускает руки через стороны вниз, поёт: «А-а-а» на выдохе.

«Порубим дрова». Звук У. Ребёнок стоит с опущенными руками. Ноги ставит на ширину плеч. Поднимает прямые руки вверх и делая вдох. Затем производит наклон со звуком: «У-у-у».

«Облачко лети». Звук «О». Обучающийся стоит, руки опущены. Разводит руки в стороны и делает вдох. Затем руки медленно поднести ко рту, подушечки пальцев встретились, кисти образуют букву «О» и пропевает на выдохе: «О-о-о».

«Большой мяч» Звук «Э». Руки опущены вдоль туловища. На вдохе разводит руки в стороны. На выдохе поёт звук «Э-э-э» и медленно ведёт руки к груди, имитируя пойманный мяч.

«Качели» Звук «Ы». Руки опущены вдоль туловища. Медленно, на вдохе поднимает руки со сжатыми кулаками перед собой. На выдохе медленно отводит руки назад и поёт «Ы-ы-ы».

«Солнышко» Звук «И». Ребёнок стоит с опущенными руками и делает вдох. Очень медленно поднимает руки вверх, на выдохе поёт: И-и-и».

Дыхательная гимнастика с движением

«Крылья». Руки опущены. Взрослый отводит руки малыша за голову – вдох. Руки плавно опускаем – выдох.

Ручки, как крылья на вдохе взлетают – (вдох)

Выдохнем плавно и вниз опускаем. (выдох)

«Стрекоза». Взрослый берёт руки ребёнка и разводит их в стороны – вдох. Затем медленно производит поворот его туловища вправо. Руки «встречаются» ладошки делают небольшой хлопок – выдох. Повторяем те же движения в левую сторону.

Игры с согласными звуками

«Шарик». Расставляем ноги на ширину плеч. Необходимо произносить звук «Ф» и одновременно сводить руки перед собой – шар сдувается. Повторить несколько раз.

«Весёлая змейка». Делаем глубокий вдох и на выдохе шипим как змейка – «Ш-Ш-Ш». Произносить звук нужно на одном выдохе. Добирать воздух, во время произнесения, нельзя.

«Покачаем насос». Делаем глубокий вдох носом и на выдохе имитируем как работает насос. Произносим «С-С-С».

«Комарик». Делаем спокойный, глубокий вдох. На выдохе длительно произносим звук «З-з-з»

Читаем (повторяем за взрослым) пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.

Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

В статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» вы сможете выбрать скороговорку на любой вкус.

Тренируясь говорить скороговорки, вы не только развиваете речевое дыхание, но и дикцию, что очень важно для хорошо поставленной речи.

3 Комплекса упражнений для дифференциации ротового и носового дыхания

Главная особенность этих комплексов - сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха

  1. Широко открыть рот, спокойно подышать носом.
  1. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
  1. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос. Сначала без голоса, затем с голосом (м…..).
  1. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
  1. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык находится за нижними зубами) сначала без голоса, затем с голосом (а…..).
  1. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф….).
  1. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта. Сначала через правый, затем через левый.
  1. Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха

  1. Вдох носом, выдох через нос толчками.
  1. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф!ф!ф!).
  1. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
  1. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).
  1. Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос. Сначала без голоса, затем с голосом (м!м!м!).
  1. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта. Сначала через правый, затем через левый.
  1. Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у!у!у!).

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи

  1. Вдох носом, удлинённый выдох с усилением в конце (ф…ф!ф!).
  1. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф!ф!ф…).
  1. Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, удлинённый выдох через «трубочку» с усилением в конце (у!у!у…).
  1. Губы «трубочкой» вытянуты вперёд. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у!у!у…).
  1. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлинённый выдох через нос с усилением в конце с голосом (м!м!м…).
  1. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м!м!м…).
  1. Губы в улыбке. Вдох носом, удлинённый выдох через рот (с…с!с!).
  1. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с!с!с…).

Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце(ш…ш!ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш!ш!ш…).

Заключение

Игры на развитие речевого дыхания, очень важная составляющая логопедического процесса. Играя, ребёнку быстрее и интереснее удаётся достичь положительных результатов.

Надеюсь, статья была вам полезна. Возможно, вы знаете ещё игры и упражнения для развития речевого дыхания. Напишите их в комментариях.

Удачи и терпения!

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.

Речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa

аaaaaooooooo

аaaaaуууууу

5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят – левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о)

7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

Работа над дикцией.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии (рот слегка открыт).

3. Произнесите гласные звуки с голосом:

аaaaaaaaaaaaa

яяяяяяяяяяяяяя

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё

иииииииииииии

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааэээээ

аааааеееее

аааааиииии

иииииааааа

ооооояяяяя

аааааииииииооооо

иииииээээээааааа

аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мал, да удал.

Два сапога - пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

У ужа ужата, у ежа ежата.

7. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора...

А. Пушкин

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.

1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).

ииииии (губы растянуты в улыбке);

оооооо (губы овалом);

уууууу (губы трубочкой).

8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);

оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);

ааааииииууууыыыы и т.д.

ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);

ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).

10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:

ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.

При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом .

12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Волки выщут, пищу ищут.

У ёлки иголки колки.

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Колокольчики.

Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги.

1. па, по, пу, пы, пэ

пя, пё, пю, пи, пе

та, то, ту, ты, тэ

тя, тё, тю, ти, те

са, со, су, сы, сэ

ся, сё, сю, си, се

жа, жо, жу, жи, же

2. ап, оп, уп, ып, эп

ат, от, ут, ыт, эт

ас, ос, ус, ыс, эс

аш, ош, уш, ыш, эш

Прочтите скороговорки.

Прохор и Пахом ехали верхом.

У быка бела губа была тупа.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется прочтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:

вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Прочтите скороговорки.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп - кипел укроп.

Ушел Прокоп - кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения. Упражнения на развитие речевого дыхания смотрите здесь.

Работа над интонационной выразительностью речи.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки в речи), мелодики (изменения голоса в процессе речи по высоте и силе), темпа (количества слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени), изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения для выработки интонационной выразительности речи.

1. Прочтите фразы, подчеркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла ее туда.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой.)

2. Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

Дети совершили прогулку на теплоходе.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу свое время.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

И.Суриков

5.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Как посеешь, так и пожнешь.

Курить - здоровью вредить!

Без дела жить - только небо коптить.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

За правое дело стой смело.

Старый друг лучше новых двух.

Жизнь дана на добрые дела.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такого произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.

В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.

Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ – формирование правильного речевого дыхания.
Работу над дыхание рекомендуется проводить в три этапа:
I. Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
II. Дифференциация ротового и носового выдоха.
III. Формирование речевого дыхания.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

1. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком.
2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5 – 8 минут.
3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий день добавляется еще по одному.
4. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
5. Не делать слишком большой вдох.
6. 6. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.
9. Переход от данного этапа работы к другому осуществляется в то случае, если ребенок правильно, точно выполняет все упражнения данного этапа.
10. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенным ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или запотеванием зеркала в момент выдоха. С целью повышения эмоционального фона занятия ватку окрашивают в яркий цвет.

I. Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное (диафрагмально – реберное) дыхание по подражанию.
Упражнения:
- Приложить ладонь ребенка к своему боку и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер взрослого и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание.
- Ребенка учат вдыхать « полный живот» воздуха, а затем плавно и медленно выдыхать (3 – 15 раз подряд 3 раза в день)
Далее проводится дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.
Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.
Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Ребенок делает шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот.
Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после
3 – 5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5 – 6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется еще по одному.

Весь комплекс состоит из 11упражнений.

1. « Ладошки»
И.п.: всать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. « Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

3. « Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину,опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

4. « Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.

5. « Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи
(руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

6. «Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, - еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

7. « Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.

8. «Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.

9. «Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

10. « Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11. « Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колени правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, - вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, - вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
Далее приступают к формированию длительного ротового выдоха.

Выполняются следующие упражнения:
1. Обучение направленному ротовому дутью: ребенку предлагают зажать нос, надуть щеки и хлопнуть по ним. Ко рту можно поднести ватку или зеркало, чтобы осуществлялся визуальный контроль.
2. Обучение ротовому выдоху с помощью приема « поплевывание»: ребенку предлагается беззвучно «выплюнуть» кончик языка, зажатый между зубами (язык должен быть продвинут вперед, на кончик языка можно положить крошку сухаря0. Тактильный контроль осуществляется тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. При постепенном замедлении поплевывания получается легкое дутье, которое затем закрепляется.
3. При разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывание. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно высовывать язык между зубами.

II. Дифференциация ротового и носового выдохов.

С появлением правильного, спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания.
Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений:

1. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований .
- широко открыть рот и спокойно подышать носом.
- закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
- вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.
- вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать)
- вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки)
- вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы
- вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

2. Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.
- вдох носом, выдох через нос толчками
- вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки
- рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака)
- вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать)
- вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

3. Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
- вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце
- вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох
- губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох
- вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце
- вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох
- губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот
- губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3 -5 - секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5 – 6 минут.

III.Формирование речевого дыхания.

Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала происходит распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха.
Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Специальные упражнения проводятся с применением слогов. Для этого используется прием их наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество увеличивается. Затем навыки произнесения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Удлинение цепочки на один слог или слово зависит от тяжести речевого дефекта у ребенка. Все упражнения необходимо выполнять 3 раза в день по 5 – 8 минут.
Виды упражнений:
- сделав полный вдох, на выдохе произносить словосочетания:
Па, папа, папапа, папапапа.
Ма, мама,мамама,мамамама.
Ва, вава, вавава, вававава.

Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий.
- сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым (один, два, три, четыре), обратным (пять, четыре, три, два, один).
- по аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия месяцев, времена года.
Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить, только потом можно переходить к тренировкам. Вдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

Произносить считалочку в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова.
Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят тридцать три Егорки(вдох)
Один Егорка, два Егорка (вдох)
Три Егорка, четыре Егорка (вдох)
- Чтение стихотворений.
Среди белых голубей (вдох)
Вот летает воробей (вдох)
Откликайся, не робей (вдох)
Вылетай – ка, воробей!

Наращивание слов в предложении.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает бел снег.
Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса.


Младшая группа.

Упражнение № 1. “Перекличка животных”.
Логопед распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

Упражнение № 2. “Трубач”.
Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Логопед хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.

Упражнение № 3. “Топор”.
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести – ух! – на длительном выдохе.

Упражнение № 4. “Ворона”.
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

Упражнение № 5. “Гуси”.
Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести го, гы.

Комплекс дыхательных упражнений.
Средняя группа.

Упражнение № 1. “Поиграем животиками”.
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок дохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение № 2. “Узнай по запаху”.
Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Упражнение № 3. “Носик и ротик поучим дышать”.
Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

Упражнение № 4. “ Загони мяч в ворота”.
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера. Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.

Упражнение № 5. “Погудим”.
Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.
Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

Комплекс дыхательных упражнений.
Старшая группа.

Упражнение № 1. “Дышим по-разному”.
Исходное положение – сидя на стуле прямо или стоя:
1. Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
2. Вдох через нос, выдох через рот.
3. Вдох через рот, выдох через нос.
4. Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
8. Вдох через нос, выдох через нос толчками.

Упражнение №2. “Свеча”.
Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы – левая ладонь во время выдоха как бы “медленно погружается”. Повторите 2-3 раза.

Упражнение № 3. “Упрямая свеча”.
Тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Еще!
Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2-3 раза.

Упражнение № 4. “Погасит 3,4,5,6,…10 свечей”.
На одном выдохе “погасите” 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. С помощью статических и динамических дыхательных упражнений тренируются брюшные мышцы и мышцы диафрагмы. Эти упражнения можно использовать в комплексе утренней зарядки.

Упражнение № 5. “Танец живота”.
Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение – одновременно с выдохом на п-ффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.
Тренировочные упражнения для развития межреберных дыхательных мышц. Напомним, что от того, как развиты межреберные дыхательные мышцы, зависит наполнение воздухом средней части легких.

Комплекс дыхательных упражнений.
Подготовительная группа.

Упражнение № 1. “Душистая роза”.
Исходное положение – стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Исполнение – представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос – заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание – только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

Упражнение № 2. “Выдох - вдох”.
Исходное положение – стоя или сидя на стуле. Исполнение – после энергичного выдоха на п-ффф… поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 – это вдох.

Упражнение № 3. “Поющие звуки”.
Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю. Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

Упражнение № 4. “Птица”.
Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх – вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны – выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф,- сссс. Повторение 2 раза.

Упражнение № 5. “Весёлые шаги”.
Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Что такое речевое дыхание

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

Слабое развитие дыхательного аппарата

Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Как развить речевое дыхание

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха
  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи

Развиваем силу и длительность выдоха

С этой задачей помогут справиться следующие упражнения и игры:

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

Тренируем дыхание, используя речевой материал

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

  • Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;
  • Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;
  • Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи

Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики

Маятник

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

Водитель

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Хлопушка

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Говорящий человек считает свою способность разговаривать совершенно естественной, не задумываясь о том, что в этом процессе участвует сразу несколько важных систем человеческого организма. Дыхательная система обеспечивает образование и развитие звуков речи, которые впоследствии преобразуются в произносимые человеком слова.

Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет избежать многих проблем с нарушениями речи в дальнейшем.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Упражнения и игры по развитию речевого дыхания:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры