Упражнения на коммуникативные навыки. Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Главная / Ссоры

Коммуникабельность - это талант и своего рода творчество. Коммуникабельные люди обаятельны и уверены в себе, не боятся новых знакомств и приятного общения. Перед ними открыты все двери, им больше доверяют, чем замкнутым молчунам. Узнать людей с высокими коммуникативными навыками в компании не составит особого труда, они всегда в центре внимания и чаще всего становятся лидерами. Их умение общаться притягивает к себе, в результате, у них всегда много друзей и приятелей.

Коммуникативные умения и навыки развиваются в раннем детстве и обычно напрямую зависят от того, как рано ребенок начал разговаривать. Умение общаться зависит от окружения ребенка, от его родителей и близких. Обычно если в семье есть старшие дети, ребенок легче находит общий язык с окружающими.

Часто успешность людей зависит от их хороших коммуникативных навыков. Например, в школе ученик, не зная урока, может рассказать учителю столько интересных вещей, пусть даже не по теме, но в итоге он получает хорошую оценку, а ученик выучивший урок, но не способный донести его в красивой форме до учителя, получает низкий бал.

Как развить коммуникативные навыки?

Для того чтобы стать общительным человеком необходимо следовать следующим советам:

  1. Не избегайте общения. Общайтесь везде: на работе с сослуживцами, во дворе с соседями, встречайтесь с приятелями. Общайтесь с детьми, взрослыми, пожилыми. Все они могут дать вам что-то полезное. Люди в годах научат вас своей мудрости, а дети заразят своим оптимизмом и беззаботностью.
  2. Получайте удовольствие от общения. Научитесь управлять своим общением. Если чувствуете, что беседа перетекает в неприятное для вас русло - меняйте тему.
  3. Не будьте слишком формальны. Если хотите, чтобы людям нравилось общение с вами, будьте приветливы. Не отвечайте на вопросы односложно. Сухость ваших ответов расценивается как нежелание общаться.
  4. Для развития общения используйте гимнастику. Есть ряд упражнений на развитие коммуникативных навыков. Например, встаньте перед зеркалом и попытайтесь изобразить различные эмоции на своем лице: страх, радость, печаль, грусть и др. Эта методика поможет контролировать мимику в процессе общения и повысить уверенность в себе.

Научитесь вести правильно беседы. Для того чтобы вас не боялись и не избегали вы должны стать приятным собеседником. Что для этого нужно?

  • внимательно слушайте оппонента;
  • после завершения изложения точки зрения собеседника отметьте положительные стороны его мнения и только после этого скажите, с чем вы не согласны;
  • высказывайте свою точку зрения, не обижая и не унижая других;
  • пытайтесь найти в любом споре компромиссное решение.

Эти методы стимулируют развитие коммуникативных навыков у взрослых. Такой набор тактик и стратегий прост, но весьма действенен. После их применения на практике человек способен добиться успеха в социуме и в своей трудовой деятельности.

Виды коммуникативных навыков

Общение включает в себя два вида:

  • вербальный;
  • невербальный.

Первый вид состоит из слов, предложений, фраз. Это наиболее простой тип общения. Второй вид включает в себя мимику и жесты. Язык тела часто может сказать больше, чем сами слова, поэтому необходимо для улучшения коммуникативных навыков развивать в себе способность выражения эмоций и чувств при помощи невербальных форм общения. Для их развития неплохо подойдет выше описанное упражнение с зеркалом.

Совершенствование коммуникативных навыков может происходить в течение всей жизни. Чем лучше вы постигнете это умение, тем больше дверей будет открыто перед вами. Задайтесь целью стать приятным собеседником и стремитесь к этой цели и совсем скоро увидите, как расширился круг ваших друзей и знакомых, и как ваша жизнь перешла в новое качество.

Топ 10 методик

1.Научитесь замечать реальность и того, с кем общаетесь

Бывали ведь в ситуациях, когда вам уже неинтересно, а человек всё говорит и говорит, не обращая внимания на то, что вы уже даже не смотрите на него? Ведь после такого нет желания снова с ним встречаться, правда? И важно учитывать не только обратную реакцию собеседника, но и обстановку, в которой находитесь. Развить в себе внимательность можно постепенно, выполняя каждый день такое упражнение:

  • Сядьте удобно и попробуйте сконцентрироваться только на том, что вы слышите. Достаточно будет и пары минут для выполнения. Сначала будет слышен просто шум, а потом вы начнёте выделять отдельные звуки и понимать, откуда они доносятся.
  • Следующий шаг состоит в том, чтобы всё внимание направить на то, что вы видите. Мысленно отмечайте каждый предмет, будь то стул или завалявшийся гвоздик.
  • Теперь пару минут концентрируйтесь на своих ощущениях и мыслях. Прочувствуйте каждую часть тела, обратите внимание на каждую возникающую в голове мысль.

Это упражнение вырабатывает умение замечать детали, другого человека и себя в контакте с ним. Ведь формирование близких и доверительных отношений невозможно, когда толком не слышишь и не замечаешь партнёра. А так неосознанно будет ощущаться та невидимая грань, когда понимаешь, что нужно промолчать или взять паузу, или наоборот, что пора вступать активно в разговор.

2.Читайте книги для расширения кругозора

Учитывая все нюансы, попрактикуйтесь и сделайте ещё попытку, до тех пор, пока результат не удовлетворит вас. Таким образом, будет происходить формирование грамотной и чистой речи, что играет огромную роль в процессе общения.

3.Язык тела

9.Научитесь слушать собеседника, не перебивая его

Таким образом, вы сможете расположить его к себе, давая пространство высказаться, получите больше информации о нём, а также отследите, какие ошибки он допускает в разговоре, чтобы не повторять их с другими людьми. Отслеживая свою реакцию на его поведение, вы поймёте, как выглядите сами в глазах других, возможно, возьмёте на вооружение какие-либо жесты или слова, которые вас заинтересуют.

10.Отмечайте общие черты характера с собеседником и ваши различия


Это поспособствует принятию и уважению чужой точки зрения, иначе конфликты, чувство раздражения и нежелания общаться будут вашими постоянными спутниками. Мы все разные, с разным опытом, мыслями, и необходимо уметь быть в контакте с другим человеком, несмотря на разность взглядов. Учитесь уважать не только себя, но и остальных людей, давая им право думать не так, как вы, но при этом оставаться рядом. Если вы с чем-то не согласны, не обязательно говорить собеседнику, что он не прав или в чём-то не разбирается, а просто скажите, что у вас немного другое по этому поводу мнение, в силу того, что прожили другой опыт. Ваша задача – найти точки соприкосновения, а не наоборот, доказать своё превосходство.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели моего блога! Самое главное – наличие мотивации и желания, тогда не возникнет сложностей с освоением науки общения и поисков ответов на вопрос, как стать коммуникабельным. Рискуйте, пробуйте, боритесь со своими страхами, и тогда перед вами откроются совсем новые горизонты возможностей.

Не забывайте подписываться на обновления блога. До скорых встреч.

Общительность, умение контактировать с окружающими - необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности является одним из важных условий нормального психологического развития ребенка, а также, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ДЕТЕЙ

Наша жизнь буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – это одна из самых важных человеческих потребностей. Общение является главным условием и основным способом жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в этом мире.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой передается информация и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет нам считать эти термины эквивалентными.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности разработанная А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин).

Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

М.А. Виноградова, Л.В. Июдина изучали общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков.

Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, достижения общего результата.

Навык –это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Говоря же о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

Е. Кормильцевой и Л.Г. Соловьевой считают, что любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем выбирается из списка наиболее подходящий и удобный способ для дальнейшего применения.

Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и конечно пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Общение это не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, исходя из которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. М.И. Лисиной в структуре общения как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:

1. Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект.

2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке.

3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия.

5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.

7. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Таким образом, коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия, через выработку общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный с общением, либо с обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем» .

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях как коммуникативность (Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина, Л.А. Петровская, П.В. Растянников). Для того, чтобы обладать коммуникативностью человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Опираясь на концепцию общения, выстроенную М.М Алексеевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению:

1. межличностной коммуникации;

2. межличностного взаимодействия;

3. межличностного восприятия.

Первый вид умений включает в себя использование невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи и к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение, организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.

Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми, поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.).

При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Этот период является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками. Процесс становления у детей первой функции речи, овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов:

  1. ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем- это довербальный этап.
  2. осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова- это этап возникновения речи.
  3. охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми- это этап развития речевого общения.

Aнализ поведения детей раннего возраста показывает, что ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи, лишь присутствие взрослого, постоянно обращающегося к детям со словесными высказываниями, требующего адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?», «Ответь», «Назови», «Повтори»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, что только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи: понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Именно поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения, особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора, как решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления- в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии. Но такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного возраста.

Предметом общения как деятельности является другой человек, являющийся партнером по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те свойства и качества партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они постепенно становятся продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе, о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах, также входит в продукт общения.

В дошкольном возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии- круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя и мир сверстников. Он осознает, что другие дети «такие же, как он». Это не означает, что он не видел и не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками, это коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», «параллельно» со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы.

Таким образом, общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Она определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.

На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных для его возраста задач.

Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, использовать мимику и жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей.


Человек - социальное существо, а значит, большая часть его жизни посвящена общению.

Общаясь, мы оказываем воздействие друг на друга, которое может быть как простым (просьба), так и очень сложным (различные приемы манипуляции).

От того, насколько мы хорошо владеем искусством общения, во многом зависит успех в различных делах.

Для того чтобы научиться легко взаимодействовать с людьми, нужно не только грамотное построение фраз и гладкая речь, хотя это тоже важно. Искусство коммуникации предполагает умение слышать собеседника, понимать его и выстраивать свою речь и поведение в соответствии с ситуацией.

Рассмотрим подробнее понятие общения. Современная психология рассматривает три стороны этого процесса:

  • Коммуникативное общение - обмен информацией между собеседниками.
  • Перцептивная сторона - восприятие собеседниками друг друга, создание атмосферы взаимопонимания.
  • Интерактивная сторона предполагает создание условий для взаимодействия людей между собой.

Развитие предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника, стать понятным. Здесь важно умение быть точным. Возможные ошибки чаще всего бывают связаны с психологическими сложностями, такими как замкнутость, стеснительность, тревожность.
Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей часто называют коммуникативными барьерами.

Но надо заметить, что коммуникативные способности не являются врожденными. Раскрыть их в себе может любой человек, если приложит к этому усилия.

В настоящее время существует множество психологических тренингов и специальных занятий, которые могут помочь научиться легко и свободно общаться.

Тренинги, направленные на развитие как правило, включают в себя несколько ступеней. Это умение убеждать собеседника, развитие воздействия, а также способность с честью выходить из любой Иногда добавляются и другие шаги.

Если вы не можете посещать подобные занятия, то для вас будут полезны несложные рекомендации, которые помогут преодолеть и добиваться успеха в любой ситуации.

Мы все с детства владеем базовыми навыками общения, которые заложены в наше сознание в виде определенных шаблонов. Это приветствие, прощание, сочувствие, извинение, отказ, просьба, требование и другие.

Как правило, если мы взаимодействуем с незнакомыми людьми на самом поверхностном уровне (например, с продавцом в магазине), этих образцов (шаблонов) бывает достаточно. В привычных ситуациях, отработанных до автоматизма, мы практически совсем не испытываем коммуникативных сложностей.

Они начинаются там, где возникает новая или волнующая ситуация. Например, или когда нужно сделать предложение руки и сердца. Вот тут-то и поджидают нас самые разные коммуникативные барьеры, которые потом мы описываем словами «отнялся язык», «не знаю, что сказать», «я просто онемел» и другими. Позже мы понимаем, как стоило себя повести, что сказать, и горько сожалеем о собственном беспомощном состоянии. Для преодоления подобных сложностей и нужно развитие коммуникативных навыков.

Почему так происходит и как бороться с этим явлением?

Чаще всего причина того, что мы не можем легко и спокойно говорить с любым человеком на любые темы, заключается в так называемой застенчивости. Человек испытывает страх и как бы внутренне «прячется», сдерживая свои искренние чувства.

Застенчивый человек излишне озабочен тем, как он выглядит, что о нем подумают окружающие. Он постоянно неуверен в том, какое впечатление производит. Наилучшей рекомендацией в такой ситуации будет посмотреть на себя со стороны. Каким образом? Например, можно записать на камеру то, как вы говорите, ходите, смеетесь. А потом, посмотрев на результат, изменить то, что вам в себе не нравится. Важное предупреждение: если вы никогда раньше не видели себя в записи, вы можете испытать шок. Это случается с большинством людей, ведь наше внутреннее представление о себе довольно сильно расходится с тем, как нас видят окружающие. Поэтому не делайте выводов после первого просмотра. Изучите запись несколько раз и только после этого анализируйте свои плюсы и минусы.

Следующий совет: учитесь свободно выражать свои чувства. Если не получается делать это с помощью слов, начните с движений. Танец подойдет для этого лучше всего. Оставшись в одиночестве, включите приятную музыку и танцуйте так, как хочется. Пусть ваши движения будут странными или даже дикими, не стесняйтесь, ведь вас никто не видит. С помощью спонтанного танца вы лучше поймете себя, многие внутренние «зажимы» уйдут.

Также полезно рисовать чувства. Этот метод используется в психотерапии и помогает снять барьеры.

Если сложно говорить, пробуйте сначала писать. Выражение мыслей на бумаге придаст им четкость и законченность, что постепенно проявится и в речи.

Развитие коммуникативных навыков может включать в себя и другие способы. Вы можете выбрать тот, что больше вам по душе.

В заключение добавлю, что любая внутренняя помеха преодолима, вы в состоянии измениться, хотя порой путь к успеху долог и тернист. Главное - не сдаваться!

Мини игры-тренинги на тему "Формирование коммуникативных умений и навыков"

Место проведение:

Дата и время:

Возраст : 15-18 лет

Необходимые принадлежности: листы бумаги А4, фломастеры, стимульные материалы.

Цель:

- развитие коммуникативных навыков;

Умение устанавливать контакт.

Задачи игры-тренинга:

Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношения между людьми;

Овладение навыками эффективного слушания;

Активизация процесса самопознания и самоактуализации;

Расширение диапазона творческих способностей.

Программа тренинга:

1. Приветствие.

2. Знакомство.

4.Упражнение "Через стекло"

5.Упражнение «АССОЦИАЦИИ»

6.Упражнение "Передать одним словом"

7.Упражнение "Двое с одним мелком"

8.Упражнение "Леопольд"

9.Упражнение "Невербальный испорченный телефон"

10. Подведение итогов

1.Приветствие.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Как ваше настроение? Сегодняшний наш тренинг называется "Формирование коммуникативных умений и навыков".

2.Знакомство.

Цель: создание положительного эмоционального фона, самооценка коммуникативных навыков и умений.

Ход занятия: ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам.

1. Доверительный стиль общения, обращаться к друг другу на «ТЫ».

2. Не существует правильных и неправильных ответов.

3. Искренность в общении.

4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника.

5. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге.

6. Уважение к говорящему участнику.

7. Активное участие в происходящем.

8. В конце занятий, каждый участник имеет возможность высказаться.

3.Беседа.

1. Что такое коммуникация?

2. Для чего нужна коммуникация?

3. Что такое общение?

4.Виды общения? (Вербальное, невербальное...)

5. Приведите примеры.

Массовая коммуникация (англ. masscommunication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

4.Упражнение "Через стекло"

Это упражнение направлено на развитие невербального интеллекта, на понимание партнера по жестам, на установление доверительных отношений. Участникам предлагается "сказать"что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Можно придумывать любые фразы, например: " Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", или "Принеси мне стакан воды, я хочу пить". Нужно как можно точнее сформулировать фразу, которую передает партнер.

Рефлексия задания: просто или сложно было понять фразу, передать фразу.

5.Упражнение «АССОЦИАЦИИ»

Участники тренинга делятся на два круга: внутренний и внешний (должны образоваться пары). Каждому участнику на спину прикрепляются альбомные листы и выдаются фломастеры. Ведущий задает вопросы, а участники тренинга пишут друг другу ответы на листах бумаги: слова-ассоциации.
Вопросы:
1. На какой цветок похож этот человек?
2. На какую птицу?
3. На какое животное?
4. На какой предмет мебели?
5. На какое дерево?
6. На какую еду, или блюдо?
7. На какой напиток?
8. На какой фрукт?

6. Упражнение "Передать одним словом"

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Время проведения: 15 мин.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

7. Упражнение "Двое с одним мелком"

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ход игры: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило - нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

8. Упражнение "Леопольд"

Цель: развить умение находить подход к людям.

Материалы: карточки с кличками котов.

Ход упражнения

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных - прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты - опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота - убедить мышь, что именно он - безобидный Леопольд. Задача мыши - определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.

Вопросы для обсуждения: Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?

Доверяете ли вы людям в жизни?

Доверяют ли вам люди?

Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?

9. Упражнение "Невербальный испорченный телефон"

Цель: раскрепощение участников.

Участники становятся в круг с закрытыми глазами. Ведущий дотрагивается до стоящего перед ним человека, например до правого плеча. И так это все передаются по кругу.

На самом деле действия искажаются и меняются и действие к ведущему может вернуться совсем в другой форме вплоть до массажа.

10. Подведение итогов

(Рефлексия тренинга)

Участники отвечают на вопросы:

1.Что сегодня нового вы узнали?

2.Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другим?

3. Что можно сделать, что бы нам больше доверяли?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры