Как запоминать прочитанное с первого раза: эффективные способы и рекомендации. Как научиться лучше запоминать прочитанное

Главная / Бывшие

Многие люди желают повысить скорость чтения, чтобы получать истинное удовольствие от изучения книг. Важно также умение запоминать прочитанное, подобная особенность помогает улучшить память. Опытные специалисты рекомендуют использовать практические рекомендации. Они направлены на улучшение памяти и общее восприятие информации. Рассмотрим важные аспекты по порядку, выделим главное.

Создайте условия для восприятия информации

  1. Для улучшения скорости чтения создайте комфортные условия. Достаточно выделить уютное место, мягкий диван или кресло, в меру яркий свет. Чтение не должно проводиться в шуме, иначе вам придётся по несколько раз пробегаться глазами по материалу.
  2. При отсутствии оптимальных условий рассеивается внимание, вы не сможете запомнить прочитанное. По этой причине не нужно брать книгу в общественный транспорт или заниматься этим при включенном телевизоре.
  3. Отправляйтесь читать в отдельную комнату, в которой отсутствуют другие домочадцы. По возможности изучайте книги на природе под щебетание птиц и лёгкий ветерок. Важно полностью погрузиться в чтение, чтобы вас ничего не отвлекало.
  4. Самым идеальным временем считается раннее утро (период с 07.00 до 11.00). После пробуждения голова работает достаточно хорошо, главное, не забывайте завтракать. Если нет возможности читать утром, проводите процедуру днём.
  5. Многие люди предпочитают укладываться с книгой по вечерам. Однако в данное время информация усваивается хуже всего. Также нельзя читать после принятия пищи, обязательно выждите 30-45 минут. В противном случае организм занимается перевариванием еды, вследствие чего ему «некогда» усваивать информацию.

Выделяйте главное

  1. Чтобы повысить концентрацию и лучше запоминать информацию, изучайте материал и выделяйте из него главное. Таким образом вы запомните прочитанное без особых усилий, поскольку суть будет ясна.
  2. Приведём простой пример, который поможет решить проблему. Предложение: «Мы поехали с родителями в отпуск за границу, чтобы насладиться лазурным морем». Смысл будет понятен из следующих ключевых слов: «мы-отпуск-море». Необязательно читать всё, пропускайте лишнее.
  3. Таким способом вы сократите время на обработку информации без потери смысловой нагрузки. Данную технику желательно применять при чтении небольших текстов, таких как журналы, газеты, посты в социальных сетях.

Исключите регрессию

  1. Под регрессией понимается чтение одного и того же предложения/фразы много раз подряд. При этом абсолютно неважно, умышлено вы это делаете либо нет. Подобные действия значительно увеличивают длительность чтения, но не добавляют понимания происходящего.
  2. Регрессия появляется тогда, когда смысл текста потерян. Получается, что человек возвращается к началу предложения или, того хуже, абзаца, чтобы найти. Избежать таких ситуаций можно при помощи карандаша, закладки или пальца. Помечайте место, в котором вы остановились ранее.
  3. Другие люди начинают регрессировать, когда не понимают смысла с первого раза. Избавиться от этой особенности можно, но придётся проявить внимательность. Когда садитесь за чтение, сконцентрируйтесь, лишь затем приступайте к работе с текстом.
  4. Ошибочно полагать, что чтение относится к пассивному действию. Во время обработки информации мозг задействован достаточно сильно, поэтому действие требует собранности. В результате вы полностью исключите регрессию, тем самым ускорив скорость обработки текста и улучшив восприятие информации.
  5. Также стоит определить, насколько важна информация, которую вы перечитываете. Если вы понимаете суть без повторного прочитывания, не стоит возвращаться к абзацу снова и снова. Таким способом вы лишь потратите время.

Не читайте по словам

  1. Скорость сильно замедлится, если вы будете читать по одному слову. Замените неправильную технику обработкой информации предложениями или кусками (словосочетаниями).
  2. Если привести пример, ситуация будет выглядеть следующим образом: «машина в гараже» или «машина + в + гараже». Менее натренированные читатели поступят по второму принципу, что не будет считаться правильным.
  3. Мозг имеет приятную особенность восполнять пробелы, которые он находит в определённом отрезке предложения. Вы можете прочитать «машина в гараже» как «машина», «гараж», предлог подставится автоматически на подсознательном уровне.
  4. Таким способом мы опять возвращаемся к выделению ключей из целого предложения или словосочетания. Вы сократите объём обработанной информации на 45-50%, что значительно повысит скорость чтения.

Не проговаривайте текст губами

  1. Многие люди совершают ошибку, когда в процессе чтения прокручивают слова в голове или произносят их губами. Данную особенность именуют субвокализацией. Именно она влияет на скорость чтения.
  2. Безусловно, детей обучают получать и воспринимать информацию подобным способом, но им не важна скорость. В вашем случае субвокализация мешает воспринимать сведения быстрее, поскольку вы не разговариваете с молниеносной скоростью. В уме это можно сделать гораздо быстрее.
  3. Если избавиться от проговаривания слов губами, скорость увеличится в 2-3 раза, что является неоспоримым плюсом. Чтобы исключить субвокализацию, достаточно на период чтения занять рот зубочисткой или конфетой. Отныне вам необходимо читать, что называется, сознанием, без бормотания.

Пропускайте то, что вам уже известно

  1. Чтобы увеличить прочитанное и лучше освоить информацию, нужно пропускать ненужные разделы. К ним относятся сведения, не несущие смысловой нагрузки. Достаточно легко определить, какие подразделы стоят вашего внимания.
  2. Чтобы выполнить манипуляции, просканируйте текст глазами, выделив ключевые слова (либо их отсутствие). Также можно прочитать по первому предложению из всех абзацев, уяснив суть. Такой ход поможет понять содержание и определиться, стоит текст вашего времени или нет.
  3. Приём особенно актуален в тех случаях, когда нужно понять из книги какую-то отдельную главу или отрывок (если вы не можете найти нужные сведения). Это относится к мемуарам, справочникам и пр. Человеческая природа может сильно противиться, но так вы лучше усвоите суть и повысите скорость чтения.
  4. К тому же, если книга не пришлась по душе либо не несёт пользы, вовсе откажитесь от её прочтения. По большей части многие произведения написаны недостаточно хорошо, в них не отражена концепция. Читайте по 7% каждого издания, после чего выбирайте для себя самое подходящее.

Перед чтением изучите материал

  1. Чтобы повысить скорость чтения, изучайте материал перед его масштабной обработкой. Для этого пробегитесь глазами по первому и последнему предложению каждого абзаца. Обращайте внимание на слова, выделенные жирным шрифтом или курсивом.
  2. Подобные действия помогут понять, если ли смысл читать главу полностью либо её можно исключить. Не пропускайте заголовки, как правило, они характеризуют суть.
  3. В результате выборочного чтения вы получите полное представление обо всех составляющих текста. При необходимости можно вернуться к тому или иному абзацу и изучить его более подробно.
  4. Техника предварительного изучения материала помогает легче воспринять, запомнить и прочитать ранее невиданную книгу. Таким образом вы можете быстро обработать сложную статью или научное издание.

Тренируйте память

  1. Если вы испытываете сложность с запоминанием прочитанной информации, развивайте память. Отличным вариантом считается изучение иностранного языка или слов в отдельности. Вы можете заниматься дома либо записаться в соответствующую школу. Также навык пригодится в повседневной жизни (работа, путешествия и пр.).
  2. Чтобы натренировать память, начните читать стихи, а затем заучивать их наизусть. Для улучшения зрительного восприятия регулярно просматривайте сложные фотографии или картинки, старайтесь запомнить каждую мелочь с изображения.
  3. Ещё одним способом улучшения памяти считается правильная расстановка слов. К примеру, попросите домочадцев написать 12 слов в разном порядке. Прочитайте их, уберите в сторону, затем попробуйте воспроизвести последовательность на отдельном листе. Повторяйте манипуляции по 7 раз за сеанс 2 раза в день. Постепенно увеличивайте количество слов в списке, старайтесь запомнить их последовательность.
  4. Опытные умы мира в один голос твердят, что при чтении крайне важно развивать память. Если говорить об исследованиях, специалисты выяснили, что после прочтения книги человек запоминает около 18-22% от её содержимого. Чем хуже созданы условия для обработки текста, тем пагубнее это сказывается на восприятии и усвоении.
  5. Известно, что возраст напрямую связан со способностью мозга запоминать информацию. После окончания школы и института многие люди прекращают развивать память, но такие действия являются неправильными. Важно всегда тренироваться, иначе вы не сможете зафиксировать даже малейшие сложные фрагменты.
  6. На коэффициент усвоения влияет жанр книги и то, с каким удовольствием она читается. Если вам нравится сюжет и тематика, процент запоминания автоматически увеличивается в 1,5-2 раза. По этой причине важно выбирать литературу, подходящую именно вам.

Не двигайте глазами

  1. Если вспомнить момент, когда маленького ребёнка учат читать, можно понять следующее. Чаду говорят, что необходимо внимательно смотреть на читаемое слово, прежде чем приступать к следующему. В случае с детьми этот шаг частично правильный, но он уже заранее ведёт к провалу в будущем.
  2. Известно, что мозг улавливает большее количество информации посредством глаз благодаря периферическому зрению. В результате вы можете охватить не одно слово, а 4-5, всё зависит от сложности текста. Практика «останавливаться» пагубно сказывается на скорости чтения.
  3. Чтобы избавиться от вредной привычки, перед работой с текстом расслабьте мышцы лица и глаза. В результате вы сможете рассмотреть большую часть страницы. Старайтесь читать минимум 4-5 слов, лишь затем двигайте глаза дальше.

Достаточно сложно научиться быстро читать и впоследствии запоминать полученную информацию. Как показывает практика, память фиксирует лишь 20-30% от всего изученного материала. Выделяйте главное, исключайте регрессию, не проговаривайте текст губами, не читайте по словам. Пропускайте те главы, которые вам уже известны. Изучайте материал по абзацам перед тем, как приступить к массовой обработке. Тренируйте память посредством упражнений, не двигайте глазами.

Видео: как научиться читать и запоминать прочитанное

Если вы читаете Лайфхакер, то наверняка любите читать и книги. Но замечали ли вы, что большинство информации из книг уходит в никуда? К примеру, если бы я не делал множество заметок из прочитанной недавно книги « », я бы вряд ли запомнил хотя бы половину полезной информации. Хотелось бы, чтобы книга приносила не только удовольствие, но и была полезна в долгосрочной перспективе. Задумавшись над этим, я решил найти какую-нибудь методику, которая поможет легко запоминать информацию из прочитанных книг. И я ее нашел.

Эта методика состоит из трех шагов:

  1. Впечатления
  2. Ассоциации
  3. Повторение

Даже одного такого компонента уже достаточно для того, чтобы запомнить информацию. Но сплетение трех вместе — это стопроцентный способ запомнить все, что угодно. Давайте пройдемся по каждому.

Впечатления

Когда вы, в хорошем смысле, поражены чем-то (идея, картинка, музыка, текст), шанс того, что вы запомните информацию, гораздо больше. К примеру, вы читаете биографию Стива Джобса и вы невероятно впечатлены каким-то фактом из его жизни. Будьте уверены, вы запомните его надолго. Особенность этого метода в том, что вы можете усиливать эффект впечатления во время чтения.

Остановитесь читать на секунду и представьте себе ситуацию, в которой фигурируют факты из жизни Стива Джобса. Добавьте к ним намеренно преувеличенные особенности: яркие цвета, необычные качества, эмоции. Вы можете даже добавить себя и сыграть какую-то роль в биографии Джобса. Это сделает впечатления сильнее и отложит информацию у вас в голове.

Ассоциации

Если вы сможете привязать что-то из книги с тем, что вы уже знаете, шанс запоминания вырастет в разы. К примеру, если Стив Джобс родился в один день с вами, то вы легко запомните дату его рождения, связав его день рождения со своим. Это похоже на привязывание чего-то к дереву. Дерево — это факт из вашей жизни. Чем больше вы знаете, тем больше ассоциаций сможете сделать.

Повторение

Прочитав книгу один раз, вы запомните небольшое количество информации. Прочитав ее 10 раз, вы запомните гораздо больше. Это относится ко всему: рецепты, слова песен, маршруты, телефонные номера и прочее. Чем больше вы повторяете что-то, тем лучше запоминаете. Но не все книги хочется читать по 10 раз, верно? В таком случае, можно выделять ключевые моменты и перечитывать их несколько раз. Так вы сможете легко запомнить их.

Создав мысленную картину события, связав его с каким-то известным вам фактом и повторив несколько раз, вы сможете запомнить все, что угодно. А как вы запоминаете информацию?

Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы... Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.

Наука памяти

Прежде чем какая-то информация попадает на наш "винчестер", она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Он выделил 4 основных процесса сохранение, воспроизведение и забывания.

Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.

Запоминание - это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.

Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма... Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?

Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:

  • то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
  • необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
  • информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
  • ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).

На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.

Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся "записать" определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.

Сохранение - это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.

Сперва все сведения попадают в некий "буфер", оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или "выкинуть" ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать "крючки", которые помогут запомнить нужную информацию.

Создаём комфортную обстановку

А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках "раздражителей". В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.

Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.

Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.

Обсуждаем с друзьями

Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).

Учимся правильно читать

Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно "фотографируете" страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?

  1. Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
  2. Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы "выхватывать" взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат
  3. Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие "скачки" мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем перечитать ещё раз полностью.
  4. Отучитесь от привычки мысленно проговаривать предложения или шевелить губами. Из-за этих детских привычек мозг не может сосредоточиться на тексте, а тратит часть ресурсов на поддержку вашего "внутреннего диктора".

В первые 3-4 часа будет непривычно и трудно. Но как только вы перестроитесь, увеличится не только скорость чтения, но и количество информации, которую вы будете запоминать уже с первого раза.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка . Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План . Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация . Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации . Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает "воскресить" в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

5 лучших техник активного запоминания

А теперь перейдём к самому "вкусному" и поговорим о том, как запоминать прочитанное с первого раза даже без подготовки. Возможно, вы уже сталкивались с понятием мнемотехники — это разнообразные приёмы, позволяющие усвоить большой объём информации в сжатые сроки.

1. Визуализация

При чтении вы должны как можно ярче представить себе все события и явления, описанные в тексте. Чем более "живыми" и эмоциональными будут картинки, тем лучше.

2. Креативные ассоциации

Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 "золотых" правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:

  • Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
  • Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
  • Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте "съесть" его).
  • Добавьте абсурда.
  • Сделайте получившуюся "картинку" смешной.

Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.

3. Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

4. Метод Цицерона

Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую "базу" — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно "привязать" какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.

Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно "нарисовать" сцены сражений на прикроватной тумбочке или "отправить" Колумба бороздить просторы ванной.

5. Метод пиктограмм

Приготовьте чистый лист и ручку. Сразу в процессе чтения нужно мысленно отмечать ключевые слова и моменты. Ваша задача — придумать для каждого небольшой рисунок-пиктограмму, которая напомнит, о чём шла речь. Не нужно делать схематичные или, наоборот, слишком подробные картинки, иначе не сможете сосредоточиться на тексте и нормально его запомнить. Когда дойдёте до конца параграфа или главы, попытайтесь, глядя лишь на пиктограммы, пересказать только что прочитанный текст.

Зевание - это полезный физиологический процесс, который способен за несколько секунд насытить ваш организм положительной энергией и кислородом. Также зевота может носить и психологический характер, но поверьте, в этом нет ничего фантастического или мистического. Так что это значит?

Почему зеваешь, когда читаешь молитву в церкви?
Многие верующие люди могли даже заприметить в себе подобную привычку во время молитвословия. Многие даже задумываются: «Постоянно зеваю во время молитвы. Со мной все нормально?» Но мало кто не игнорирует тот факт, что очень часто в церковных помещениях очень душно.

Ведь, как известно, во время церковного служения не разрешено открывать окна. Как следствие, содержание кислорода уменьшается, что провоцирует зевоту.

Рефлекторный вдох-выдох способный нормализовать баланс кислорода и углекислого газа в крови человека. Резкий приток кислорода пробуждает работу мозга и всей нервной системы, что вызывает активный прилив сил и энергии. Кстати, это также является причиной, почему человек начинает зевать с утра, сразу после пробуждения.

В храме часто горят множество свеч, которые также сжигают достаточное количество кислорода, что усиливает нехватку воздуха. Поэтому не удивляйтесь, когда хочется зевать во время молитвы. Это нормальный и естественный процесс.

Почему когда читаешь молитву - начинаешь зевать?
Мы уже разобрали основные причины возникновения зевоты во время молитвословия в храме. Все они вполне логичны. Но какие могут быть причины для проявления такого обычного физиологичного процесса, когда читаешь молитвенное обращение в домашних условиях?

На самом деле все очень просто. Рассмотрим несколько причин:

  • Возникновения такого процесса может быть в полном умственном напряжении и полной сосредоточенности молящегося человека. Ведь, как известно, при чтении длинной молитвы или псалма необходима огромная концентрация. Во время такого молитвословия задействуются практически все ресурсы памяти, а мозг работает в очень напряженном режиме. Именно все это и ведет к большей потребности кислорода;
  • Кроме того, читая молитвословие, человек может находиться в одной позе (стоя или на коленях) на протяжении достаточно длинного времени. Во время этого замедляется дыхание, а как следствие возникает кислотное голодание и замедленность работы нервных окончаний;
  • Также признаком зевоты могут быть психологические корни. Например, когда верующий читает молитву в душных помещениях, то может даже подсознательно связывать религию, церковь, духовную жизнь или молитву с зевотой. Как следствие человек при любом упоминании этого слова начинает зевать. Для того чтобы разрушить такую связь, человеку нужно осознать что причина этого физиологического процесса не в религии. Это всего лишь привычка.

Справиться с предстоящим зевком Вам помогут несколько резких глубоких вдохов. Психологическую причину победит установка «не зевать» и положительное, позитивное настроение. И всегда старайтесь проветривать комнату или помещение. Свежий воздух помогает бороться с этим конфузом.

Многие замечают, что при посещении церкви, стоя на службе в храме, или читая дома молитву, человек начинает зевать. И чем больше он это делает, тем легче становится. Почему это случается? Существует мнение, что в человеке сидит бес, и поэтому так происходит. Правда ли это?

На самом деле зевота может появляться из-за расслабленности. Во время посещения храма или при чтении молитв человек расслабляется. В этот момент бесы могут искушать нашу плоть, но не стоит думать, что зевание – это признак бесноватости.


Зевота во время молитвы

Если во время чтения заговоров или молитв вы начинаете зевать, и зевота вас не отпускает, обратите внимание на помещение, в котором вы молитесь. Если такое происходит только в определенном месте, то вполне не исключено, что в комнате душно и нечем дышать; поэтому из-за нехватки кислорода вы начинаете зевать.

Также стоит обратить внимание на время суток и ваше состояние. Если это происходит рано утром, вечером после тяжелого трудового дня или когда вы сильно устали, то возможно вам просто хочется спать, и зевание – вполне естественный процесс.

Если же зевота у вас начинается независимо от времени суток и помещения, в котором вы находитесь, то есть вероятность, что на вас оказывают влияние темные силы. Как известно, нечистая сила очень часто мешает человеку, читающему молитвы, насылая на него чиханье, зевоту, чесотку и т.д. Чтобы избавиться от дурного влияния, сделайте следующее.

В период убывающей луны каждый день вечером зажигайте синюю свечу, поставьте ее в наполненный солью неграненый стакан и читайте по 3 раза заговор:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Изгоняю из себя, из окружения чертей мохнатых, бесов черных, дьяволов злых и всю нечисть преисподнюю. Заклинаю вас, нечистые, ко мне отныне не подходить, мою молитву не губить. Аминь»

Во время прочтения старайтесь не зевать.

Зевота как признак сглаза

Также существует мнение, что зевота во время молитвы – это признак сглаза, от которого необходимо обязательно избавиться. Сделать это можно следующим образом.

Возьмите неострый нож, и слегка надавливая им на коже, в области сердца нарисуйте 33 раза крест, читая во время этого заговор:

«Сглаз вывожу, в облака отпускаю, жить без сглаза продолжаю. Ножом убиваю, ножом протыкаю, крестом закрепляю. Аминь.

Почему человек зевает?

Причины зевания различны. Рассмотрим их более подробно:

  1. Нарушение баланса углекислого газа и кислорода. Когда в нашей крови накапливается много углекислого газа, наш организм, реагируя на это, вызывает зевание, во время которого человек получает большую порцию кислорода, что позволяет сохранить баланс.
  2. Зевание как энергетик. С утра зевание помогает нашему организму активизироваться. С этой же целью человек начинает зевать, ощущая признаки утомления. Существует связь между зеванием и потягиванием. Если два этих процесса проделывать одновременно, то мы не только насытим кровь кислородом, но и улучшим кровообращение. После таких действий усиливается внимание, и человек чувствует себя бодрее.
  3. Зевание как успокоительное. Перед волнительными событиями многие люди начинают зевать, что позволяет им активировать энергию и взбодриться. Было замечено, что зевота «нападает» на студентов перед экзаменом, на спортсменов перед соревнованиями, пациентов перед осмотром, на артистов перед выступлением. Этот процесс приводит организм в тонус и помогает справиться с волнением.
  4. Зевание полезно для носа и ушей. Во время него раскрываются и расправляются каналы, ведущие в евстахиевы трубы и гайморовы пазухи, это помогает избавиться от «заложенности» в ушах.
  5. Расслабление зеванием. Зевание не только бодрит, но и может расслабить. Произвольное зевание применяют в некоторых релаксирующих техниках. Необходимо лечь, максимально расслабиться и открыть рот – очень скоро начнется процесс зевания, после которого вы почувствуете спокойствие и умиротворение.
  6. Зевание перед сном. Вечером наш организм готовится ко сну, наше сердцебиение приходит в норму, появляется ощущение покоя. Зевание помогает нам расслабиться после прожитого дня. Вот почему люди зевают перед сном.
  7. Зевание для питания мозга. Ученые утверждают, что у человека, находящегося в состоянии пассивности, замедляется дыхание, а нервные клетки начинают хуже работать. При зевании восполняется недостаток кислорода и улучшается кровообращение. Мозг получает требуемое питание, а мы взбадриваемся – как умственно, так и физически. Вот почему люди зевают, когда им скучно.
  8. Зевание позволяет снизить психическую нагрузку. Наверное, по этой причине мы зеваем, когда смотрим скучный фильм или слушаем неинтересную лекцию.
  9. Зевание как мини-гимнастика для лица. Зевая, мы улучшаем кровоснабжение клеток мозга. Это происходит из-за того, что во время этого процесса напрягаются мышцы лица, шеи и полости рта. Такая гимнастика активизирует работу мозга.
  10. Регулирование температуры мозга. Некоторые ученые утверждают, что зевота служит регулятором температуры головного мозга. Когда человеку жарко, он чаще зевает, получая таким образом порцию прохладного и свежего воздуха, благодаря этому мозг «охлаждается» и начинает функционировать в нормальном режиме.

Зевота: интересные факты

  • человек зевает в среднем около 6 секунд;
  • дети-аутисты обычно в ответ не зевают;
  • частота зевания у мужчин и женщин одинаковая;
  • мужчины во время зевания реже прикрывают рот;
  • людям, слишком часто зевающим, следует обратиться к врачу, так как это может быть признаком некоторых заболеваний.

Вы наверно заметили, что зевание заразительно. Если вы посмотрите на зевающего человека, то скоро начнете зевать сами. Ученые утверждают, что это происходит из-за того, что мы подсознательно сопереживаем другим людям, и поэтому так происходит.

Почему человек зевает, значение зевоты и приметы

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры