«Ярость»: когда танки равны актёрам. Как снимался фильм «Ярость

Главная / Ссоры

Одно из самых обсуждаемых событий 2014 года в мире кино - выход на большие экраны американского боевика «Ярость» (название в оригинале звучит как «Fury»), главная роль в котором досталась Голливуда - Брэду Питту.

Сюжет фильма разворачивается в условиях Второй мировой войны. Известно, что победа в ней далась тяжело всем странам, выступившим против Германии. Именно поэтому многие критики и любители кино заранее скептически отнеслись к киноновинке - опасались увидеть очередной блокбастер, по сюжету которого окажется, что только благодаря героизму простого американского парня была выиграна одна из самых затяжных и кровопролитных войн. И вот 30 октября в России и Украине состоялась премьера ленты «Ярость», рецензия на которую журналистами была написана чуть ли не в тот же вечер (причем не одна). Так удалось ли американцам взломать стереотип или худшие опасения киноманов оправдались?

«Ярость» - фильм, действие в котором происходит всего за несколько недель до взятия Берлина - в апреле 1945-го. Войска союзников вступили в Германию, занимают город за городом. В американском танковом подразделении служит некий Дон Коллиер (Брэд Питт) в звании сержанта. Дон воюет далеко не первый день, танк стал для него буквально вторым домом. Экипаж Коллиера - один из немногих, которым удавалось выйти из всех передряг без потерь в личном составе.

Однако в одном из боев погибает пулеметчик, и его место занимает Норман Эллисон (Логан Лерман) - молодой человек, никогда не державший в руках оружия, а тем более не стрелявший в людей. Экипаж Дона тут же получает достаточно опасное задание, но у Коллиера есть реальные опасения, что из-за инфантильности новобранца командир не сможет уберечь своих боевых товарищей, а главное - выполнить задание.

В первой же стычке по вине Нормана, который отказался стрелять в немцев, погиб один из экипажей подразделения. Дон Коллиер силой заставляет Эллисона впервые в жизни убить человека (военнопленного), после чего тот «входит во вкус» и начинает выполнять свои обязанности как следует.

В одном из германских городов Норман встречает немецкую девушку Эмму (Алисия фон Риттберг) и привязывается к ней, но сброшенные немецкими истребителями на союзные войска бомбы попадают в жилой дом, и Эмма погибает у него на глазах.

Танковое подразделение, ведомое Коллиером, выдвигается в следующий город на подкрепление к союзным войскам, но бронированный фашистский танк «Тигр» уничтожает его - удаётся выжить только экипажу Дона. Дон, Бойд (Шайа ЛаБаф), Норман, Грэди (Джон Бернтал) и Трини (Майкл Пенья) двигаются к дорожной развилке, чтобы объединиться там со своими войсками, как и предусматривало ранее поставленное боевое задание, но натыкаются на мину - танк выходит из строя. Экипажу не удается починить его, поскольку через некоторое время батальон СС подходит к тому месту, где они застряли.

5 членов команды вступают в бой, заведомо зная, что погибнут. Ребятам Дона удалось уничтожить большое количество солдат СС, но боевые запасы вскоре заканчиваются, и танкисты погибают один за другим. Норман - единственный, кому удалось спастись: его возле уничтоженного танка и тел погибших друзей находят на следующее утро союзные войска.

Актерский состав

Рецензия на фильм «Ярость» не может оставить без внимания интересный подбор актеров для проекта. Фактически, режиссер Дэвид Эйер воспользовался старым голливудским приемом: в картине есть только одна по-настоящему маститая звезда (Брэд Питт), которая «сияет» на фоне подавляющего большинства малоизвестных имен.

Конечно, есть еще Шайа ЛаБаф и Логан Лерман. Однако ЛаБаф, всем известный по нашумевшей франшизе «Трансформеры», в «Ярости» играет роль терпеливого и кроткого Святоши, которого порою и в кадре незаметно (но это ни в коем случае не умаляет таланта актера). А восходящая звезда Лерман по определению не может состязаться за внимание зрителя с «бывалым» Питтом. Исходя из этого, критики окрестили картину «фильмом Брэда Питта», что, может, к лучшему, поскольку ничего не отвлекало внимания от персонажа актера и его талантливой игры.

Помимо этого, роли второго плана исполнили (роль заряжающего в экипаже) и Майкл Пенья (роль механика-водителя). Самые удачные работы Джона Бернтала - участие в т/с «Ходячие мертвецы» и к/ф «Волк с Уолл-стрит». Майкл Пенья снялся во многих известных проектах, но исполнял, как правило, второстепенные роли («Башни-близнецы», «Афера по-американски»).

Боевыми товарищами экипажа Дона Коллиера стали мало кому Джим Паррак, Кевин Венс, Лоуренс Спеллман и Дениэл Беттс. Эпизодические роли достались (сыну знаменитого кинорежиссера), Джейсону Айзексу (сыграл в серии фильмов о Гарри Поттере роль Люциуса Малфойя), Ксавьеру Сэмюелу («Сумерки. Затмение», «Зажги меня») и Брэду Хэнке (сериал «Мост», к/ф «День драфта»).

Роли немецких девушек в захваченном городе достались Алисии фон Риттберг (звезде немецких ТВ-сериалов), Анамарии Маринке (румынской актрисе) и некой Евгении Кузьминой - жене Билла Блока (продюсера картины).

Брэд Питт в роли Боевого Папаши

Если бы не участие Питта в фильме «Ярость», рецензия на кино многих критиков вряд ли была столь положительной. Кинолента снята в стиле реалистичной хроники, и если бы ее актерский состав не украсила действительно интересная творческая личность, то смотреть сухие подробности военной жизни отказалась бы добрая половина аудитории.

Брэд Питт начинал свою карьеру как герой мелодрам: привлекательная внешность заставляла режиссеров видеть в нем только героя-любовника. Но со временем актер показал всем, что он не так прост.

Переломным моментом в его творческой карьере становится главная роль в «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера: никакой романтики, никакой мягкости, никакого упора на внешний вид - Питт доказал, что может быть жестким, что может быть циничным, что может быть разным. Дальше его роли становятся более разноплановыми и интересными.

Что касается «Ярости», персонаж Питта по прозвищу Боевой Папаша прост и понятен: это человек, который хорошо разбирается в своём деле и не забивает голову идеалистической ерундой. Дон Коллиер знает лишь одно: он на войне, он начальник, и если он замешкается хотя бы на секунду, то убьют не только его, но и его экипаж. Как любой хороший военный, Дон привык выполнять приказы, поэтому когда теряет своё подразделение и даже боевую машину, он всё равно пытается удержать заданные позиции и в результате погибает.

Логан Лерман

Логан Лерман сыграл одну из ключевых ролей в кинокартине «Ярость». Рецензия журналистов не обошла стороной и его персону.

Лерман, в отличие от Питта, не снимался прежде в военном кино. Может быть, поэтому Логану было легко вжиться в роль юного Нормана Эллисона - нового стрелка-радиста в экипаже Боевого Папаши. Персонаж Лермана вносит конфликт в развитие сюжета, поскольку в компании профессиональных военных он явно слабое место - боится крови, никогда не убивал, легкомысленно влюбляется в девушек.

Члены экипажа танка «Шерман» опасаются, что именно Норман станет причиной того, что они не дотянут до конца войны. Но под давлением обстоятельств персонаж Лермана меняется, в результате только он один и остается в живых после финального боя.

Шайа ЛаБаф и его персонаж Святоша

Рецензия на фильм «Ярость» от многих кинокритиков не обошлась без позитивной оценки внезапного перевоплощения Шайи ЛаБафа: молодой актер пополнил свою копилку сыгранных ролей еще одним характерным персонажем - Бойдом Своном (техником-наводчиком танкового экипажа).

Бойд - глубоко верующий человек, постоянно цитирующий Святое писание, за что получил прозвище Святоша. Бойд Свон и сам понимает, что «достал всех своими проповедями», но как верный товарищ, он всё равно пользуется уважением у членов экипажа. Во время финального сражения погибает одним из первых.

Режиссер и другие создатели ленты

«Ярость» - фильм Дэвида Эйера. Американский режиссер собственноручно написал сценарий и даже выступил в качестве продюсера.

Это не первый опыт Эйера в работе над военными драмами: он написал сценарии к таким фильмам, как «Ю-571» и «Тренировочный день». Также Эйер - автор сценария к первой части франшизы «Форсаж». Стремление Эйера затрагивать военную тему в своих работах вполне понятна: он служил в ВМС США и военное дело знает не понаслышке.

В драме «Ярость» Дэвиду Эйеру удалось отойти от политики, а также идеализации войны. Без оценки происходящего режиссер просто показывает хронику из жизни танкистов Второй мировой войны, его герои наделены самыми противоречивыми чертами и обычными человеческими страхами. Это не персонажи комиксов и привычных экшенов - это обычные служивые люди, которые просто выполняют свою работу.

Любая написанная на фильм «Ярость» рецензия не обходит вниманием талантливую операторскую работу Романа Васьянова - выпускника московского ВГИКа. Васьянов в качестве кинооператора работал в проекте В. Тодоровского «Тиски» и А. Кавуна «Охота на пиранью». В «Ярости» оператор помог Дэвиду Эйеру создать максимально реалистичную атмосферу, отсняв материал таким образом, что у зрителя создается эффект присутствия на поле боя или в танке.

Продюсерами картины выступили Бил Блок («Район № 9», «Ванильное небо») и Джон Лешер («Патруль»), над музыкальным сопровождением работал Стивен Прайс («Гравитация»).

Работа над исторической драмой - непростое дело (именно в этом жанре была снята «Ярость»). Рецензия на фильм (факты допущенных ошибок очевидны) обязательно касается недостатков и оплошностей съемочной группы. Некоторые из них заметны даже неискушенному зрителю.

  1. Во время развязки боя в танк Дона Коллиера забрасывают 2 гранаты, происходит взрыв. Но когда утром Норман возвращается в танк - отчетливо видно, что у мертвого командира в идеальном состоянии униформа и кожные покровы.
  2. Незадолго до окончания фильма Норман садится в машину скорой помощи и изнутри наблюдает, как солдаты союзных войск суетятся вокруг танка - стекло автомобиля при этом настолько грязное и мутное, что практически ничего не видно. Однако когда оператор снимает снаружи, то оно выглядит чистым и вполне отчетливо показывает зрителям лицо актера.
  3. Финальный бой начинается днем, но через несколько минут в кадре наступает глубокая ночь.

Есть еще несколько киноляпов, которые могут заметить только люди, разбирающиеся в военном деле. Но в целом и общем реалистичная обстановка была воссоздана. Для этого исполнители главных ролей тренировались профессиональным танкистом, а из Бовингтонского музея на съемочную площадку был специально пригнан танк M4A2 76мм HVSS, в котором со времен Второй мировой войны не заменили ни одного винтика.

Режиссер настаивал на том, чтобы актеры действительно почувствовали «грязь, пот, кровь и слёзы» войны. Шайа ЛаБаф, например, расценил это буквально и практически не мылся во время съемок.

Премьера

На большие экраны картина вышла осенью 2014 г. На фильм «Ярость» расписание (рецензия от местных журналистов выходила сразу после просмотра) премьер выглядело примерно следующим образом:

  • 15 октября - США и Ямайка;
  • 17 октября - Багамы, Канада;
  • 19 октября - Великобритания;
  • 30 октября - Азербайджан, Израиль, Казахстан, Россия, Словения, Украина и т.д.

Кассовые сборы

Какова бы ни была написанная журналистами рецензия к фильму «Ярость» - превысили бюджетные затраты на 114 млн дол. Вырученные средства из российского проката составили 8,5 млн долларов.

Рейтинги

Учитывая составленные на «Ярость» рецензии (кинорецензии во многом влияют на рейтинги), можно сказать, что мировой рейтинг фильма приблизился к 78 %. В России картина завоевала 71 % положительных отзывов. Рейтинг «Ярости» по версии IMDb также достаточно высок - 7.65.

Рецензии и отзывы на фильм «Ярость»

Кинокритики и зрители в целом остались благодарны режиссеру за отсутствие в фильме политически спорных моментов и демократичный подход к изложению фактов. Также любители военных фильмов высоко оценили реалистичность натурных съемок и внимательный подход к техническим деталям.

Сюжетный обзор фильма «Ярость» показал, что всё в нем развивается вполне логично и закономерно, кроме финала. Зрители отмечают, что режиссер все-таки не удержался и превратил штурм обездвиженного танка буквально в фэнтези: немцы до самого утра не могут с близкого расстояния попасть в Дона Коллиера, которого на крыше танка видно, как на ладони. Что еще удивительнее - немецкий снайпер почему-то ждет, пока всех его товарищей перебьют, и только потом приступает к исполнению своих обязанностей. Одним словом, более требовательные зрители внегласно окрестили картину «комедией ляпов».

Заключение

Ввиду сложности жанра, в котором снята картина «Ярость», рецензия и отзывы на нее не могут быть однозначными. Но тщательность, с которой готовилась съемочная группа к выпуску фильма, искреннее стремление режиссера достигнуть высокой реалистичности, а также большие кассовые сборы, несомненно, являются поводом для просмотра ленты.

Хочу немного рассказать о только что вышедшем на британские экраны фильме - но так, чтобы не отбить интереса у нашего бесценного читателя, если он захочет сам его посмотреть. Пленка эта о последних днях Второй мировой войны. Называется она «Ярость», в главной роли — Брэд Питт. Меня соблазнил на поход в кино совсем не Брэд Питт и не война, а то, что фильм шел на самом большом экране Лондона — в Empire на Лестер-сквер, в том самом, где обычно вручают премию BAFTA (британский эквивалент голливудского «Оскара»).

В «Ярости» речь идет об экипаже танка, на дуле которого белой краской выведено слово Fury — «Ярость». Командир экипажа - сержант по кличке Wardaddy (“Боевой папа”), воевавший с нацистскими войсками сначала в Африке, а потом в Европе, преследует одну цель - выжить на войне и сохранить жизнь своим людям. Питту, кстати, недавно исполнилось 50 лет, в таком возрасте он вряд ли в те времена был бы на активной военной службе. Стоит апрель 1945 года, и победа над немцами уже близка: союзники, американцы и британцы уверенно продвигаются вглубь германской территории, и оказываемое им сопротивление становится слабее день ото дня. Вермахт мобилизует на бой детей и женщин. Тех, кто пытается уклониться от верной смерти, эсэсовцы вешают на столбах с табличкой на груди: «Я трус». Это эндшпиль, но и немцам, и союзникам ясно, что на пути к окончанию войны еще много человеческих жертв. Фильм снимался на юге Англии на военном аэродроме Бовингтон, бывшей базе бомбардировщиков в графстве Хартфортшир к северу от Лондона. Кстати, в Бовингтоне находится Танковый музей , некоторые экспонаты которого принимали участие в съемках - в том числе единственный в мире на ходу немецкий «Тигр».

Режиссер Дэвид Эйр при создании «Ярости» определенно оглядывался на «Спасти рядового Райана». Но в отличие от фильма Спилберга, здесь нет и намека на мелодраму, сентиментальность и героизм. Лента Эйра – это суровый сверхреализм о мрачном ужасе войны, который колечит душу и чувства, как людей загрубевших (вроде «Боевого папы»), так и зеленого новобранца - Нормана Эллисона, ставшего частью экипажа. Нет в фильме нравоучительной патетики, мол, мы победили, потому что были лучше и благороднее. Американцы показаны не менее жестокими, чем немцы. Эллисону очень быстро приходится научится убивать людей быстро и без оглядки.

Визуальные эффекты на гигантском экране, а еще больше всеокружающий звук заставляли весь зал пригибаться при налетах немецкой авиации и чуть не прятаться под сидения когда дуло танка медленно поворачивалось в направлении зрителей. В такие моменты содержание фильма было в общем-то вторичным, не важно кто из героев погибнет, главное, самому зрителю уцелеть. Представляю себе, что было бы, если бы фильм был еще и трехмерным.

После просмотра «Ярости» в голову приходит тема, которую мы уже когда-то затрагивали: вечный вопрос, кто же победил в войне. С голливудским размахом (фильм американо-британо-китайский!) показано, что на западном фронте британцы и американцы бились не жалея себя, войска союзников СССР - столь же усталые от войны, озверевшие, грязные, с заживающими на ходу ранами - стремились довести дело до конца. Любопытно, что в самом начале фильма говорится, что немецкие танки технически превосходили боевые машины союзников - даже такие, как «Шерман» (самый популярный и американский, и британский танк, поставлявшийся по лендлизу и в Советский Союз, он носил среди советских танкистов прозвище «эмча».) Мы это наглядно видим в эпизоде битвы трех «Шерманов» с одним «Тигром», где снаряды, пущенные «Тигром» срывают башни двух «Шерманов».

Любопытно, что на премьеру фильма в Лондоне Брэд Питт пришел с британским ветераном танковых войск Питером Камфортом, которому 91 год и который консультировал Питта во время работы над фильмом. Как признался ветеран журналистам, до того, как его пригласили в качестве эксперта на съемки, он никогда о Брэде Питте не слышал, но загуглив его имя, понял, что Питт – человек известный.

Фильм «Ярость» — очередное свидетельство продолжающейся в последнее время популярности блокбастеров о Второй мировой войне, начиная со «Сталинграда» Бондарчука, «Охотниками за сокровищами» Джорджа Клуни и «Возмездием» Джонотана Теплицки, и заканчивая скоро выходящим на экраны фильмом «Несломленный» (Unbroken), где режиссером выступает супруга Питта Анджелина Джолли.

Я поймал себя на мысли во время сеанса: а ведь в те дни у людей выходных-то не было, не было и отпусков. Техника безопасности просто жуткая. Бейся, пока не уложишь врага или сам не падешь. Как говорят французы, a la guerre comme a la guerre, в чуть вольном переводе — «такое может быть только на войне».

В выходящем на экраны фильме о Второй мировой войне под названием «Ярость» в центре событий оказалась танковая война, разыгравшаяся в 1945 году, когда союзники вели наступление на Германию.

В этой картине сержант армии США (его играет Брэд Питт) командует средним танком «Шерман», участвуя в боях с фашистскими войсками, обладающими превосходящей огневой мощью. «Шерманам», среди прочего, противостоят хорошо вооруженные тяжелые танки «Тигр I». В «Ярости», премьера которой состоится в кинотеатрах страны 17 октября, показан последний в мире работающий танк «Тигр».

Танк «Шерман» (его официальное название «средний танк» М4) был самым многочисленным на фронтах Второй мировой войны. Как сообщает Энциклопедия Британника, эту рабочую лошадку использовали американские сухопутные войска, американский корпус морской пехоты, а также Британия, Канада и «Свободная Франция». Этот танк был сконструирован и производился в США, и в период с 1942 по 1946 год было выпущено всего 49324 машины «Шерман».

М4 был надежным танком, однако тяжелый немецкий «Тигр» превосходил его. «Тигр I» (официальное название Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf. H) использовался на всех германских фронтах во время Второй мировой войны. Эта грозная машина весила 50 тонн и имела мощную броню. В целом в период с августа 1942 по август 1944 года было изготовлено около 1350 танков «Тигр».

В одной из сцен в «Ярости» четыре танка М4 вступают в ближний бой с одним «Тигром I», из которого выходит только один «Шерман».

Тот танк М4, что показан в картине, мог пробить лобовую броню башни «Тигра I» с расстояния от 500 до 1000 метров, в то время как немецкая машина имела возможность уничтожать «Шерманы» в лобовой атаке на дистанции 800 метров, о чем говорится в наставлении для экипажа «Тигра».

Оба танка, показанные в фильме — «Шерман M4E8» и «Тигр 131» — самые настоящие, и взяли их на съемки из танкового музея в английском Бовингтоне.

«Тигр 131» был построен в немецком Касселе в феврале 1943 года, после чего его отправили в Тунис в состав германского 504-го тяжелого танкового батальона, о чем сообщается на вебсайте танкового музея. 21 апреля 1943 года этот «Тигр» был выведен из строя танком «Черчилль» из состава британского 48-го королевского танкового полка, захвачен и отремонтирован. 25 сентября 1951 года машину передали в танковый музей.

«Тигр» был «одной из самых грозных боевых машин, применявшихся нацистами», обладая возможностью уничтожать танки противника с расстояния более чем в 2 километра, рассказал Би-Би-Си директор музея Ричард Смит (Richard Smith).

Но несмотря на свой грозный вид и устрашающие характеристики, «Тигр» не был непобедимым. Зимой его гусеницы замерзали в грязи и снегу, и этим преимуществом в бою часто пользовались русские войска. Двигательная установка танка имела низкую мощность, из-за чего им было трудно управлять. У этих машин возникали проблемы и из-за их крупных размеров. Вес «Тигра» могли выдержать далеко не все мосты, в связи с чем у его первых версий была воздухозаборная труба, позволявшая танку переправляться через реки глубиной до 4 метров. В более поздних модификациях эта труба исчезла.

В выходящем на экраны фильме о Второй мировой войне под названием «Ярость» в центре событий оказалась танковая война, разыгравшаяся в 1945 году, когда союзники вели наступление на Германию.

В этой картине сержант армии США (его играет Брэд Питт) командует средним танком «Шерман», участвуя в боях с фашистскими войсками, обладающими превосходящей огневой мощью. «Шерманам», среди прочего, противостоят хорошо вооруженные тяжелые танки «Тигр I». В «Ярости», премьера которой состоится в кинотеатрах страны 17 октября, показан последний в мире работающий танк «Тигр».

Танк «Шерман» (его официальное название «средний танк» М4) был самым многочисленным на фронтах Второй мировой войны. Как сообщает Энциклопедия Британника, эту рабочую лошадку использовали американские сухопутные войска, американский корпус морской пехоты, а также Британия, Канада и «Свободная Франция». Этот танк был сконструирован и производился в США, и в период с 1942 по 1946 год было выпущено всего 49324 машины «Шерман».

М4 был надежным танком, однако тяжелый немецкий «Тигр» превосходил его. «Тигр I» (официальное название Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf. H) использовался на всех германских фронтах во время Второй мировой войны. Эта грозная машина весила 50 тонн и имела мощную броню. В целом в период с августа 1942 по август 1944 года было изготовлено около 1350 танков «Тигр».

В одной из сцен в «Ярости» четыре танка М4 вступают в ближний бой с одним «Тигром I», из которого выходит только один «Шерман».

Тот танк М4, что показан в картине, мог пробить лобовую броню башни «Тигра I» с расстояния от 500 до 1000 метров, в то время как немецкая машина имела возможность уничтожать «Шерманы» в лобовой атаке на дистанции 800 метров, о чем говорится в наставлении для экипажа «Тигра».

Оба танка, показанные в фильме - «Шерман M4E8» и «Тигр 131» - самые настоящие, и взяли их на съемки из танкового музея в английском Бовингтоне.

«Тигр 131» был построен в немецком Касселе в феврале 1943 года, после чего его отправили в Тунис в состав германского 504-го тяжелого танкового батальона, о чем сообщается на вебсайте танкового музея. 21 апреля 1943 года этот «Тигр» был выведен из строя танком «Черчилль» из состава британского 48-го королевского танкового полка, захвачен и отремонтирован. 25 сентября 1951 года машину передали в танковый музей.

«Тигр» был «одной из самых грозных боевых машин, применявшихся нацистами», обладая возможностью уничтожать танки противника с расстояния более чем в 2 километра, рассказал Би-Би-Си директор музея Ричард Смит (Richard Smith).

Но несмотря на свой грозный вид и устрашающие характеристики, «Тигр» не был непобедимым. Зимой его гусеницы замерзали в грязи и снегу, и этим преимуществом в бою часто пользовались русские войска. Двигательная установка танка имела низкую мощность, из-за чего им было трудно управлять. У этих машин возникали проблемы и из-за их крупных размеров. Вес «Тигра» могли выдержать далеко не все мосты, в связи с чем у его первых версий была воздухозаборная труба, позволявшая танку переправляться через реки глубиной до 4 метров. В более поздних модификациях эта труба исчезла.

В календаре – апрель 1945-го. А вы сами – какой-то другой человек, одетый в военную форму, который через несколько минут выходит из штаба, расположившегося в здании вокзала, и привычно забирается в танк. Впереди – тяжёлый бой в городе.

Начать тест


Немного отъехав от вокзала, видите старое немецкое кладбище. И что вы чувствуете?

Само появление кладбища на пути воспринимается, как дурной знак. Это бьёт по нервам, но чувство долга сильнее страха.

У фрицев роскошное кладбище, а сколько наших товарищей лежит в могилах вдоль дорог с наскоро сколоченными крестами! Ничего, поквитаемся.

Ну вот, очередное напоминание о том, что человек смертен. А на войне мы только ускоряем свой путь из земного мира. И нам снова придётся убивать, чтобы не убили нас самих.

Кладбище, где лежат в основном старики. Я сделаю всё, чтобы моих товарищей и меня вот так же похоронили внуки – через долгие десятилетия, но никак не раньше.

Хм… Чего смущаться при виде обычного кладбища? Все там будем, главное, чтобы попозже. А вот как раз и про похороны вспомнился забавный анекдот. Расскажу, пусть ребята посмеются!


Вслед за кладбищем идёт обычная городская застройка. Но уже не до этого: со всех сторон слышен грохот вражеских орудий. Выехав на перекрёсток, вы не видите больше ни одного танка. Совсем рядом с вами падает снаряд и во все стороны разлетаются осколки…

Ага, мы как самые идиоты вылезли вперёд. Ладно, Бог не выдаст – свинья не съест! Сейчас будем искать, откуда долбит эта пушка!

А чего все приуныли? Вы видели, что эти растяпы с двухсот метров попасть не могут – сейчас мы им покажем!

Ребята, пушка вот там слева. Сейчас мы её долбанём, а дальше на рожон лезть не будем. Подождём, пока остальные подтянутся.

Кто-то должен быть первым! А нашим товарищам будем легче наступать следом за нами.

Обычный бардак, когда атака не согласована. Но пусть уж командир наш решает: скажет – возглавим атаку, а захочет – подождём, пока другие подтянутся.


Орудие врага удалось уничтожить. Но другие пушки немцев начали долбить со всех сторон. Перебило правую гусеницу. Танк не починить своими силами, и ничего не остаётся, кроме как занять круговую оборону. О чём думается во время ожидания?

Пошутить хочется, что фрицы невежливо встречают гостей. Заставили ждать нас у порога и даже кофе не предлагают!

А мы ведь только что на волосок от смерти были… Судьба нас хранит, будем жить!

Главное – не расслабляться. Мы по-прежнему на вражеской территории, а наша задача – выжить.

О чём тут думать? Выжили – хорошо, останемся живыми до конца боя – ещё лучше. А тогда уж и можно будет праздным мыслям предаваться…


Прибыли ремонтники и танк снова на ходу. Бой продолжается. Вы устремляетесь вперёд. И вдруг, выехав в переулок, видите бегущего к вашему танку с фауст-патроном немецкого пацана, которому на вид не больше 13-14 лет…

Он сейчас подобьёт наш танк. Пулемётчик, ты с ума сошёл? Огонь, собака!

Пулемётчик, не медли! Может, тебе и не просто, но так надо!

А разве мы можем не убить его, если хотим выжить сами?

Немцы сошли с ума, что бросают против нас детей! Но мы при чём? Пулемётчик, огонь!


Фаустника удалось убить раньше, чем он выстрелил в танк. Кружа по лабиринтам улиц, вы вдруг оказались перед позициями собственной артиллерии. Вас приняли за немцев и с лихорадочной быстротой начали разворачивать орудие в вашу сторону…

Надо переть на них! Лучше попасть под трибунал, чем вот так глупо погибнуть.

Нам конец! На всё воля божья, но до чего же несправедливо!

Что ж, это даже лучше, чем если бы снова пришлось убивать детей.

Одна надежда, что эти придурки промажут первым снарядом, а потом до них дойдёт.

Без паники! Открываю люк и начинаю во всё горло последними словами крыть артиллеристов. Услышав родную речь, они должны понять, что перед ними свои.


Наверное, это чудо. всё разрешилось благополучно. Улицы немецкого городка никогда прежде не слышали такой отборной и громкой брани и артиллеристы сразу поняли, что перед ними свои. По рации передали, что немецкие части отходят, город взят.

На этот раз вы и ваши товарищи выжили в бою. И стало совершенно ясно, на кого из экипажа «Ярости» вы похожи больше всего.

Вы стрелок Норман Эллисон


Вы идеалист хотя бы в глубине души. Возможно, вас иногда упрекают в наивности, но вы всегда сумеете достойно преодолеть трудности, не растеряв своих лучших качеств. Жизнь и война может вас согнуть, но не сломать. Для вас справедливость и честь не пустые слова, но путеводные звезды.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры