Американская готика вуд. Художник грант вуд картины

Главная / Измена мужа


"Американская готика" - картина американского художника Гранта Вуда, созданная в 1930 году. Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века.


На картине изображён фермер с дочерью на фоне дома, построенного в стиле плотницкой готики. В правой руке у фермера вилы, которые он держит в крепко сжатом кулаке так, как держат оружие. Вуду удалось передать непривлекательность отца и дочери — плотно сжатые губы и тяжёлый вызывающий взгляд отца, его локоть, выставленный перед дочерью, её стянутые волосы лишь с одним свободным локоном, чуть повёрнутая в сторону отца голова и глаза, полные обиды или возмущения. Дочь одета в типичный для Америки XIX века передник, а швы на одежде фермера напоминают вилы в его руке. Контур вил можно увидеть и в окнах дома на заднем плане. За спиной женщины видны горшки с цветами и шпиль церкви вдалеке, а позади мужчины стоит амбар. Композиция картины напоминает американские фотографии конца XIX века.


В 1930 году в городе Элдон штата Айова Грант Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики. Он захотел изобразить этот дом и людей, которые по его мнению могли бы в нём жить. Сестра художника Нэн послужила моделью для дочери фермера, а моделью для самого фермера стал Байрон МакКиби (Byron McKeeby ), зубной врач художника из города Седар-Рэпидз (Cedar Rapids ) в штате Айова. Вуд писал дом и людей по-отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.


Вуд представил Американскую готику на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи оценили её как юмористическую валентинку, но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил Институт Искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити и Индианаполиса. Однако после публикации в газете города Седар-Рэпидз последовала негативная реакция. Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо.)))


Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда была оскорблённа, потому что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой.


Критики считали, что картина представляет из себя сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. Однако во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.


По числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре Американская готика стоит наряду с такими шедеврами, как Мона Лиза Леонардо и Крик Мунка.



Сестра художника и его дантист, с которых писана картина.


Работа фотографа Гордона Паркса считается первой пародией.

Пародий создано несчитанное множество, вот самая малая часть:













Многие гении и творцы в области искусства бывают не признаны критиками и обществом при жизни. Спустя годы их начинают понимать и чувствовать, твердо веря, что художник или поэт имел свой особый взгляд на вещи. Вот тогда-то ими начинают восхищаться, причисляя к невероятно талантливым людям своей эпохи. Именно так случилось с Вудом Грантом, который почти сто лет назад изобразил свое видение жизненного уклада жителей Нового света в картине "Американская готика". Он был достаточно сложным художником, со своим характером и почерком.

Пара слов о детстве художника

Многие критики и эксперты в области искусства считают, что прежде чем анализировать картину, тем более ту, что вызвала огромный общественный резонанс, необходимо немного изучить самого создателя шедевра. Это нужно сделать лишь для того, чтобы понять мотивы или посыл художника. Говоря о Вуде Гранте, картина "Американская готика" которого до сих пор вызывает споры и определенные разногласия среди экспертов мира, стоит сказать, что ранние годы его были ничем не примечательны.

Родился он на маленькой сельскохозяйственной ферме на самой окраине того самого, что в Америке. Помимо него в семье было еще двое мальчиков и девочка. Отец семейства отличался вспыльчивым нравом и строгостью. Он довольно рано ушел из жизни. У Гранта были близкие и доверительные отношения с матерью, возможно, из-за этого он вырос очень чувствительным, ранимым и самым талантливым из всех детей в семье.

Непризнанный гений

Повзрослев и выбрав для себя художественную стезю, Грант написал достаточное количество картин, однако его работы не были оценены должным образом. Его не признавали в искусстве, часто даже не воспринимая всерьез его творчество.

О времени, в которое была написана картина

"Американская готика" американского художника Гранта Вуда была написана в 1930 году. Это время было достаточно непростым по ряду причин:

  1. Во-первых, в 1929 году в Америке начался экономический кризис, который, кстати, нисколько не помешал стремительным шагам государства в области строительства и промышленности. В стране возводились новые, доселе неизвестные высотные здания. Это был период новизны и технологий.
  2. Во-вторых, во всем мире так же стремительно, как и промышленность, набирал обороты фашизм. Новое веяние и идеология Адольфа Гитлера укреплялись в сознании людей, которые стремились к совершенному будущему.
  3. В этот список, пожалуй, стоит добавить еще и факт, который касается лично самого художника. Вуд Грант к тому времени уже достаточное количество времени прожил во Франции и немецком Мюнхене. Некоторые критики посчитали, что эти скитания по миру добавили картине "Американская готика" немало от европейского уклада жизни.

После всего вышеизложенного можно попытаться составить некое представление о художнике, о его характере и жизни. Ну а когда это будет сделано, стоит преступить непосредственно к анализу картины "Американская готика".

Все дело в деталях

Проанализировать полотно можно только если его детально описать. Итак, на первом плане изображены два человека: женщина и мужчина, который по всей видимости значительно старше ее. Вуд Грант неоднократно говорил, что пытался показать отца с дочерью, однако доподлинно известно, что он изобразил свою родную сестру и дантиста Байрона МакКиби. По словам художника, последний отличался достаточно веселым нравом. Правда, на картине "Американская готика" он предстает сдержанным человеком, если не сказать суровым. Его взгляд направлен прямо в глаза смотрящему на холст человеку, и невозможно понять, что произойдет дальше: то ли он улыбнется, то ли разозлится. Его лицо прорисовано настолько детально, что можно разобрать каждую морщинку, которых на нем предостаточно.

Взгляд женщины направлен вбок, куда-то за пределы картины. Мужчина и его дочь стоят в центре, причем женщина держит под руку пожилого человека. У него в руках вилы, направленные своими остриями вверх, которые он держит достаточно сильной хваткой. Создается впечатление, будто изображенные Вудом Грантом люди пытаются защитить свой дом, на фоне которого они нарисованы.

Дом представляет собой старое строение в американском стиле. Еще один нюанс, который обнаруживается при детальном рассмотрении: на картине все сделано руками людей: рубашка мужчины, передник женщины, да, впрочем, и мансардная крыша.

Если обратить внимание за задний план картины "Американская готика", то создается впечатление, будто Грант Вуд не уделил ему должного внимания. Деревья представлены в виде геометрических фигур и они абсолютно не прорисованы, обобщены. Кстати, если присмотреться, то на картине очень много геометрии: треугольная крыша, прямые линии окон, вилы, которые перекликаются с кантом на рубашке мужчины.

Тона, в которых написано полотно, можно охарактеризовать как достаточно спокойные. Пожалуй, это все описание картины "Американская готика", из которого становится понятно, почему многие американцы видели в ней себя: такие дома были практически у всех семей, живущих как на западном, так и на восточном побережье материка.

Оценка общества

Картина "Американская готика" произвела фурор. Кто-то был в восторге, но были и недовольные. Жители посчитали такое изображение их уклада жизни насмешкой художника, а одна дама даже пригрозила физической расправой над Грантом Вудом. Она обещала откусить ему ухо. Многие люди обвиняли художника в антипатии ко всему новому, обзывая его консерватором и ханжой, ведь он изобразил старинный домик на пороге новой цивилизации. Сам художник как-то сказал о своей картине: "Я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал...".

Спустя век

Стоит отметить, что спустя время картина все еще остается на пике популярности. На нее делают пародии, ею восхищаются, ее не понимают. Но все это нисколько не помешало "Американской готике" стать своеобразным символом уклада жизни тех лет. Спустя почти столетие критики смогли рассмотреть в ней непоколебимый дух американских первопроходцев. Ну и последнее, о чем необходимо упомянуть: Грант Вуд смог "зацепить" огромное количество людей своим шедевром, заставляя общественность обсуждать, спорить о картине "Американскую готику".

Художник: Грант Деволсон Вуд

Картина написана: 1930 г.
Биверборд, масло.
Размер: 74 × 62 см

История создания

Такие критики, как Гертруда Штайн и Кристофер Морли, считали, что картина представляет собой сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. Однако во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.

По числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре «Американская готика» стоит наряду с такими шедеврами как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и «Крик» Эдварда Мунка.

Грант Вуд «Американская готика»

Художник: Грант Деволсон Вуд
Название картины: «Американская готика»
Картина написана: 1930 г.
Биверборд, масло.
Размер: 74 × 62 см

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.

Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от неуюта.

История создания

В 1930 году в городе Элдон (англ. Eldon) штата Айова Грант Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики. Он захотел изобразить этот дом и людей, которые по его мнению могли бы в нём жить.

Сестра художника Нэн послужила моделью для дочери фермера, а моделью для самого фермера стал Байрон МакКиби (Byron McKeeby), зубной врач художника из города Сидар-Рэпидз (Cedar Rapids) в штате Айова. Вуд писал дом и людей по отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.

Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи оценили её как «юмористическую валентинку», но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил Институт Искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити и Индианаполиса. Однако после публикации в газете города Седар-Рэпидз последовала негативная реакция.

Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо. Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда, оскорблённая, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой, начала утверждать, что «Американская готика» изображает отца с дочерью, однако этот момент сам Вуд никак не комментировал.

Александр Генис: Марина Ефимова познакомит наших слушателей с автором самой знаменитой картины в Америке, которой сейчас любуются ньюйоркцы.

Марина Ефимова: В Нью-Йорке, в музее Уитни проходит выставка художника Гранта Вуда, жившего и творившего в первой половине 20-го века.

Грант Вуд – не самый известный американский художник. Более того, его искусство до сих пор остается спорным – во всяком случае, по мнениям критиков и историков искусства, – и его репутация вот уже почти столетие перемещается то на дно американской живописи, то на ее вершину. Полагаю, что многие наши слушатели не знают работ Вуда, но одну его картину видели все. Она называется "Американская готика", и на ней изображена фермерская немолодая пара с вилами на фоне типичного американского дома с готической башенкой. Картина написана в 1930 году, и с тех пор только "Джоконду" репродуцировали, копировали, пародировали и обыгрывали чаще, чем эту картину. Она даже была изображена на марке в Арабских Эмиратах. Журналист Джеффри О’Брайен пишет в статье "Полиморфный рай" в "Нью-йоркском книжном обозрении":

"Американская готика". Грант Вуд

Диктор: "Картина “Американская готика “изображена на мемориальной стеле штата Айова, превращена в скульптуру для калифорнийского Музея восковых фигур и сделана заставкой к фильму ужасов 1988 года (с тем же названием). А интернет – бездонный кладезь пародий на нее, реклам и карикатур: пару фермеров подменяли собаками, кошками, Микки и Минни Маусами, куклами Барби и Кеном, президентскими парами Клинтонов и Обамы, однополыми парами, парами нищих стариков, зомби, психов и тысячами других персонажей".

Марина Ефимова: "Американская готика" стала неофициальным символом Америки, для одних – пуритански серьезным, для других – любовно насмешливым, для третьих – обидно саркастическим.

Практически все картины Вуда – это пейзажи его родного штата Айова и портреты его друзей и соседей (на картине "Американская готика", например, изображены сестра художника и его дантист). Если говорить упрощенно, то стиль Гранта Вуда близок к примитивистам, но это сравнение касается только формы предметов на его картинах: кроны деревьев – шарики, холмы – полукруги, подчеркнуто геометрическими линиями изображены борозды на полях, стога сена, дороги, горизонт. Но если говорить о красках, то тут простая техника примитивистов уступает место скрупулезной, ма стерской технике немецких художников конца 15-го – начала 16-го веков: Мемлинга и Дюрера. И это неожиданное сочетание завораживает – как волшебство.

Биография Гранта Вуда не дает объяснения этому удивительному и редкостному художественному симбиозу, но дает хронологию его возникновения. Вуд родился и вырос в Айове. С мальчишеских лет он был известным местным ремесленником и художником (вполне реалистичным): он оформлял дома и ресторанчики своего родного городка Сидер-Рэпидса и получал за свои картины и поделки призы на осенних штатных ярмарках. Он был человеком со странностями – с трудом смотрел людям в глаза, не мог спокойно стоять на месте и всегда раскачивался из стороны в сторону, а говорил с трудом – как школьник, который читает по слогам. Но при этом он был деятелен и целеустремлен в одном своем рвении – учиться живописи у мастеров. Однажды во время школьных каникул он уехал в Миннеаполис с 15 долларами в кармане, зная лишь имя учителя, у которого хотел заниматься. И нашел его. Правда, денег хватило на неделю занятий. В начале 1920-х годов, когда Гранту было уже под 30, он на таких же птичьих правах отправился в Париж. Об этом рассказывает в интервью историк искусств Сью Тэйлор:

Диктор: "Он был изобретательным бедняком. Вдвоем с другом – художником Коуном - они ночевали в общежитиях, зарабатывали чем придется, питались чем бог пошлет, словом, жили так, как живут студенты в Париже. Там он писал, подражая импрессионистам, однако настолько профессионально, что добился персональной выставки в маленькой, но престижной парижской галерее. Правда, успеха не имел. Его парижские работы сейчас находятся в частных коллекциях".

После Парижа Грант Вуд неузнаваемо преобразился: он стал смотреть в глаза собеседникам и свободнее говорить. Его студия над гаражом превратилась в клуб, где собирались местные художники и бизнесмены, коллекционеры и актеры городского театра. Но об уроках Парижа сам художник писал:

Диктор: "Я, было, поддался идее молодых французов: сидеть в "Ротонде" и ждать вдохновения. Но потом признался себе, что мне лучшие идеи приходили тогда, когда я доил коров. И я вернулся в Айову".

Марина Ефимова: Вернулся в прямом и переносном смысле: парижский импрессионизм с Айовой Гранта Вуда не вязался. Пожалуй, главное, что Грант вывез из Парижа, – широта взгляда, способность посмотреть на свой родной мир со стороны. В его сыновней любви к Айове появилась ирония, но он еще не нашел способ ее выразить.

Преображение началось (даже, лучше сказать, случилось) за 13 лет до смерти художника – когда ему было 37 лет. Власти городка Сидер-Рэпидс заказали Вуду витраж для Сити-холла, и изготавливать его художник в 1929 году поехал в Мюнхен, где работали лучшие мастера. И там, в Старой Пинакотеке он увидел картины Дюрера и Мемлинга. Биограф Вуда Даррел Гервуд писал в книге "Художник из Айовы":

Диктор: "Он увидел то, чего годами мечтал добиться сам: картины, созданные не под влиянием взрыва эмоций, а задуманные и терпеливо выписанные осторожными, неторопливыми мастерами, наносящими мелкими кистями бесконечные слои почти прозрачных красок, мастерами, влюбленными в детали не меньше, чем в общую идею. В Германии Вуд открыл для себя и современных немцев, прежде всего Отто Дикса с его четкой детализированной живописью, ушедшей от драматической небрежности экспрессионизма. Он часами наблюдал за работой художников-копиистов, использовавших технику мастеров Ренессанса, и, как губка, впитывал в себя оба стиля – старых и современных немецких мастеров. Это был сильнейший толчок для развития его собственного стиля".

Марина Ефимова: Первой была картина "Стоун-Сити". В ней уже видны круглые холмы; четкие, словно на моделях, домики; шарики деревьев, ровные, как по линейке, ряды посадок, лекала дорог и при этом – фантастической интенсивности и глубины цвет, особенно зеленый. Такое преображение живописи Вуда было для его обычных зрителей и покупателей – не в коня корм. Биограф пишет:

Диктор: "На выставке в Айова-Сити посетители реагировали неуверенно. Вуд подошел к фермеру, который долго стоял, качая головой, перед картиной "Молодая кукуруза". Тот повернулся к художнику и сказал укоризненно: "Разве кукуруза вырастет на таком крутом склоне? За этот участок я бы не дал и 35 центов за акр".

"Ночная скачка Поля Ревира"

Марина Ефимова: Художник Грант Вуд, каким мы его теперь знаем, появился в короткий период между 1930-м и 1935-м годами. 1930-й – год создания "Американской готики". Она была выставлена в главном чикагском музее – "Институте искусств" и, как говорится, в одну ночь сделала Вуда знаменитостью. В 1931 году появилась вторая по популярности его картина – "Ночная скачка Поля Ревира" (гонца, проскакавшего галопом в ночь на 18 апреля 1775 года от Бостона до Лексингтона, предупреждая всех о приближении англичан). На картине Вуда Ревир мчится на лошадке, списанной с деревянной игрушки. Домики, из которых выскакивают люди в ночных рубашках, театрально освещены... белая лента дороги вьется, как на иллюстрации к детской сказке. Да и все настроение картины – тревожно сказочное. Вуд отыскал свой секрет – он наполнил эмоциями геометрию. Но большинство критиков отнеслись к работам Вуда свысока. По словам профессора Тэйлор:

Диктор: "Одни критики отнесли его к так называемым художникам-регионалистам с их домашней, по преимуществу реалистической, по преимуществу патриотической, чугунно-серьезной живописью. Эти критики упрекали Вуда в отсутствии в его картинах реализма и отражения правды жизни, то есть Великой депрессии. Критики университетские отдавали предпочтение авангарду и абстракционизму. Для них Вуд был деревенщиной, чьи картины хороши только для провинциальных антикварных лавок".

Марина Ефимова: У Вуда даже появился личный враг – профессор Хэрстон Джонсон, написавший в статье 1942 года, что прилизанный национализм Вуда напоминает стиль, одобренный нацистами. Смерть от рака поджелудочной железы, унесшая Вуда в том же 1942 году, спасла его от многих унижений.

Только в 1980-х годах, когда увлечение авангардом увяло, вспомнили странного "художника из Айовы" – благодаря работам искусствоведа Ванды Корн. Но нынешняя выставка в музее Уитни в Нью-Йорке снова вызвала споры. Автор статьи об этой выставке – Джеффри О’Брайен – честно признается:

Диктор: "Я не знаю, как воспринимать и куда отнести "Американскую готику". И думаю, что я не одинок. Что за люди эти двое? Что подразумевал автор? В 1930 году картина покорила зрителей неожиданностью плаката, но критики и тогда настолько по-разному ее воспринимали, что даже впадали в крайности. Да и остальные работы Вуда никогда не рождали единодушия. В 1983 году Хилтон Крэймер написал, что стога сена на картинах Вуда "безупречны, как марципаны". Клемент Гринберг назвал Вуда "одним из самых заметных вульгаризаторов нашего времени". Питер Шилдал в рецензии на нынешнюю выставку в Уитни предлагает использовать картины Вуда в качестве задников для диснеевских фильмов. "Их никак нельзя принять за натуральные пейзажи, – пишет критик, – но они излучают радостное ощущение. Это какой-то полиморфный рай, растительность иных планет".

Марина Ефимова: Действительно, на картинах Вуда – некий идеальный, но и тревожный мир – скорее, не мечта, а странный, непредсказуемый сон. В этих пейзажах нет примет его времени – тракторов и машин, только лошади, плуги – видение 19-го века. Лишь на одной картине изображены автомобили. Она называется "Смерть на Ридж-Роуд". Безлюдная сцена после аварии: ярко-зеленое поле, черный, вставший на дыбы грузовик, красный легковой автомобиль с выпученными фарами – совершенно трагическая вещь.

"Январь". Грант Вуд

Грант Вуд умер на пороге нового этапа творчества. В 1940–41-м годах он сделал 4 зимних пейзажа. Два из них незабываемы (оба черно-белые): "Январь" – с рядами занесенных снегом скирд кукурузной соломы, смутно напоминающих японскую живопись. И "Февраль" – литография на камне: по ночному снегу к колючей проволоке ограды приближаются три черных лошади – трагические, как сама смерть.

Хотя бы однажды, ты видел эту картинку. И первое о чем ты подумал было: - «Хм… что здесь происходит?».

Картина «Американская готика» производит на зрителя неоднозначное впечатление. Давайте попробуем понять, почему так происходит.
Картина была создана в 1930 году, художником Грантом Вудом. Однажды, он увидел маленький белый дом в стиле плотницкой готики. Дом приглянулся художнику, и он решил написать картину, рассказывающую историю жителей дома, которые могли бы в нем жить. В качестве моделей он выбрал свою сестру Нэн и зубного врача Байрона МакКиби. Вуд писал людей и дом по отдельности, сцена которую мы видим на картине, никогда не происходила.

Фотография на которой запечатлены сестра художника Нэн и Байрон МакКиби, которые стали героями «Американской готики».

Закончив, Вуд решил представить свою картину на конкурсе в Чикагском институте искусств. Судьи восприняли картину как «юмористическую валентинку», демонстрирующую отношения двух супругов с жизненным «багажом». Но хранитель музея увидел в картине нечто иное и уговорил судей вручить Вуду приз в 300 долларов и приобрести картину для института. Там она, кстати, остается до сих пор.

После приобретения картины, изображение решили напечатать в нескольких городских газетах. Случилось неожиданное, жители штата Айова, где была написана картина были разгневаны сатирическим изображением жителей штата. Одна дама даже угрожала откусить ухо художнику.

Грант Вуд в своё оправдание говорил, что хотел создать собирательный портрет американцев и ничем не хотел задеть чувства жителей штата. Сестра художника также разглядела в картине унизительное отношение, правда, к ней самой. Она говорила брату, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой. После публичной демонстрации картины, Нэн утверждала, что на картине изображены отец и дочь. Однако сам художник не давал комментариев по этому поводу.

Некоторые критики уверены в том, что картина представляет собой сатиру на жизнь маленьких американских городов. В период 1930-х годов «Американская готика» стала частью нарастающего критического взгляда на жизнь и ценности сельской Америки.

А теперь обратим внимание на некоторые факты. Вуд был художником регионалистом, не очень известным за пределами своего штата. Сам он вырос на ферме, в сельской местности, любил природу и пейзажи маленьких городков. Так зачем же художнику смеяться над тем, что он любит?

Работая с Байроном МакКиби над образом мужчины, Вуд говорил, что ему приятно лицо Байрона. На картине мужчина изображен в круглых очках, но МакКиби носил очки с линзами восьмиугольной формы. А вот отец Вуда, носил круглые очки, популярные в XIX веке.

Образ женщины был списан с сестры. В жизни Нэн была яркой и позитивной девушкой, но на картине она выглядит намного старше. Несмотря на то, что картина была написана в XX веке, одежда героев взята из викторианской эпохи, это подтверждает передник хозяйки дома, (который Нэн пришлось отпороть с платья матери, так как в магазинах такие уже не продавали), а также камея, которая была популярна в то время.

Возможно, что Вуд создавал картину-воспоминание, в которой герои и вещи напоминали ему о детстве и том времени, когда он жил на ферме. К тому же во времена Великой депрессии картина стала рассматриваться, как изображение мужественности американских первопроходцев.

Но, несмотря на всё это, картина всё же оставляет странное загадочное впечатление. Возможно, дело в атрибутике и «поведении» героев. Если внимательно присмотреться к героям, мы увидим, что мужчина стоит на переднем плане, женщина чуть сзади. Своим локтем он как бы сдерживает её, не давая подойти ближе. В руках он держит вилы, но держит их в кулаке, что придает жесту слегка угрожающий вид.

Над домом можно увидеть шпиль церкви. Это отсылка к наследию пуритан-первопоселенцев, которые придерживались строгих правил и не любили, когда вторгаются в их тихую жизнь. За спиной мужчины можно разглядеть красный амбар, который указывает на род деятельности хозяев, как и цветы на веранде. Но особо впечатлительные зрители видят в картине сюжет фильма ужасов. Благодаря чему, картина сотни, а может быть и тысячи раз подвергалась насмешкам. В интернете можно найти массу коллажей на совершенно разные темы, начиная от фильмов ужасов, заканчивая пародией на известных персонажей, музыкантов, политических деятелей.

Какими бы не были предположения критиков и общественности, какое впечатление производит эта картина решать только нам. В Чикаго, например, посчитали хорошей идеей установить героям картины памятник, как бы выпустив их в большой город с чемоданом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры