Аукцион не состоялся, не подано ни одной заявки. Несостоявшийся электронный аукцион

Главная / Измена мужа

Иногда заказчикам приходится признавать аукцион несостоявшимся. Что делать, если аукцион не состоялся, т.к не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, покажем в статье.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:

  • не подана ни одна заявка;
  • подана одна заявка.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:

  • если нет заявок - проводить новую закупку;
  • если подана одна заявка - оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.

Заключение контракта с единственным поставщиком, когда аукцион не состоялся

В тех случаях, когда:

  • представлена заявка одного участника (часть 16 ст. 66);
  • после анализа первых частей поданных заявок к процедуре допущен только один из участников, представивших свои заявки (часть 8 ст. 67);
  • вторая часть представленной заявки только одного из участников процедуры удовлетворяет условиям закупки (часть 13 ст. 69) оформляется контракт с лицом, ее подавшим.

Единственным условием будет соответствие единственной заявки всем заявленным требованиям.

Еще одним основанием для такого оформления контракта является стечение обстоятельств, когда ни один из допущенных участников электронной закупки не направил свое предложение с ценой в пределах десяти минут с момента его начала (часть 20 ст. 68).

Представьте ситуацию: на конкурс не подали заявок, подали лишь одну или лишь одна заявка соответствует требованиям документации. Во всех случаях вы должны признать конкурс несостоявшимся. А вот что делать дальше, если вы не готовы отменять закупку, зависит от количества заявок.
Если конкурс сорвался из-за того, что никто не подал ни одной заявки, нужно действовать по одному варианту. А если вы сами отклонили все заявки, вы должны поступить совершенно по-другому. И далее, когда вам начинают поступать новые заявки - каждый раз будут включаться новые условия в зависимости от количества и качества заявок. Поясним, как при разных условиях правильно выбрать способ закупки.

Из статьи

Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС устанавливает правила, что делать по 44-ФЗ, если закупка не состоялась при оформлении контракта с единственным поставщиком :

  • оформлять госконтракт на условиях, указанных в документации о закупке по цене, не превышающей начальную цену аукциона;
  • срок оформления не должен превышать 20 дней с момента публикации итогового протокола.

Важно

В этом случае подписание контракта с единственным поставщиком не подлежит согласованию с ФАС и другими контрольными органами.

Электронный аукцион не состоялся, т.к. нет заявок

В соответствии с частью 4 ст. 71 процедура не состоялась, если:

  • не подано ни одной заявки по 44-ФЗ (часть 16 ст. 66);
  • нет допуска ни одного из участников, представивших такую заявку (ч. 8 ст. 67);
  • некорректно составлены все вторые части заявок (ч. 13 ст. 69);
  • участник, предложивший лучшие условия после победителя, уклонился от подписания госконтракта и отказался от оформления такого контракта (ч. 15 ст. 70).

Если на аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ, что делать дальше? Следует объявить повторную закупку.

Провели электронный аукцион на поставку деревянных гробов. Никто не подал заявку, поэтому аукцион признали несостоявшимся. Теперь хотим попробовать запрос предложений, но Закон № 44-ФЗ прямо не указывает, есть ли у нас право менять условия закупки. Можем ли мы снизить НМЦК, добавить условие об авансе, изменить срок поставки?

Если не подано ни одной заявки на аукцион

44-ФЗ в части 4 ст. 71 содержит ответ на вопрос, что делать дальше в этом случае:

  • проводить повторную закупку, способом проведения которой с 1 июля 2018 может быть только электронный запрос предложений. До этого времени Закон о контрактной системе позволяет проводить и другую процедуру (например, нередко проводят повторные аукционы);
  • предмет повторной закупки не может подвергаться изменению по сравнению с первоначальным;
  • вносить заново в план-график новую конкурентную процедуру.

Если повторный аукцион не состоялся - не подана ни одна заявка - что делать по 44-ФЗ? До 1 июля 2018 можно проводить 3-ий аукцион либо запрос предложений или применить другую конкурентную процедуру в рамках Закона о контрактной системе.

Если аукцион не состоялся 2 раза что делать в этом случае? С 1 июля 2018 такого вопроса уже не будет существовать, т.к. новая редакция ч. 4 ст. 71 Закон обязывает проводить повторную закупку в форме электронного запроса предложений. Если запрос предложений не состоится, то госзаказчик вносит изменения в план-график и проводит еще одну закупку.

Таким образом, ответом на вопрос: на аукцион не подано ни одной заявки что дальше, будет: проводить повторную закупку, а с 1 июля 2018 только в форме электронного запроса предложений.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Согласно п. 16 примечаний Приказа Минэкономразвития и Казначейства РФ №761/18н изменения в планы-графики в связи с проведением повторных процедур размещения заказов вносятся только в части сроков и способа размещения заказа и исполнения контракта.

При этом, согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ) заказчики размещают на Официальном сайте планы-графики размещения заказов на 2014-2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона №44-ФЗ с учетом Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы, утвержденных Приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 (далее - Особенности).

Например, п. 6 Особенности, согласно которому, внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключением являются случаи, указанные в п. 7 Особенности.

В соответствии с п. 7 Особенности в случае осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона №44-ФЗ, внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, осуществляется в день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с п. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, не позднее чем за один календарный день до даты заключения контракта.

Извещение об осуществлении закупки (например, электронный аукцион, открытый конкурс) может быть размещено заказчиком на официальном сайте не раннее 10 календарных дней с даты внесения изменений в план-график, размещенный на официальном сайте.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что размещение заказчиком на официальном сайте извещения об осуществлении закупки ранее 10 календарных дней с даты внесения изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, будет нарушать положения законодательства Российской Федерации о контрактной системе. Это касается только тех закупок, в которые были внесены изменения в план-график, размещенный на официальном сайте.

Рассмотрим совместный Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (далее - Приказ № 761/20н).

Согласно п. 15 примечаний Приказа № 761/20н внесение изменений в планы-графики осуществляется в случаях:

Изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком;

Изменения планируемых сроков приобретения товаров, работ, услуг, способа размещения заказа, срока исполнения контракта;

Отмены заказчиком, уполномоченным органом предусмотренного планом-графиком размещения заказа;

Образовавшейся экономии от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;

При возникновении обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно;

В случае выдачи заказчику, уполномоченному органу предписания уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.

Также обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 16 примечаний Приказа № 761/20н изменения в планы-графики в связи с проведением повторных процедур размещения заказов вносятся только в части сроков и способа размещения заказа и исполнения контракта.

Если Заказчик провел электронный аукцион, на который не было подано ни одной заявки и аукцион признан несостоявшимися, то при проведении повторной процедуры в план-график вносятся новые сроки проведения электронного аукциона и новые сроки исполнения контракта. Указанные изменения вписываются в строку, в которой уже содержится информация о закупке, т.е. новую строку для повторной процедуры в плане-графике создавать не надо. А если при проведении повторной процедуры изменяется способ размещения заказа (способ определения поставщика), то новый способ определения поставщика вписывается вместо старого. Например, вместо способа определения поставщика "электронный аукцион" указывается "запрос предложений".

  • О порядке проведения аукционов по банкротству
  • Стадии продажи имущества должников.
  • Если торги не состоялись
  • Если имущество не удалось реализовать
  • Заключение

В Российской Федерации ежедневно появляются организации-банкроты . Нередко у таких предприятий или фирм в наличии имеется имущество, которое должно быть реализовано в соответствии с действующим законодательством.

Продаются имущественные ценности должников или банкротов на торгах по банкротству. При этом, если имущество реализуется, то от этого обычно выигрывают все стороны. Покупатель получает выгодную покупку по привлекательной цене, у организации-банкрота появляется хоть какая-то возможность стабилизировать свое положение, ну а организаторы аукциона заслуживают законные комиссионные.

А вот как обстоят дела в случае, если имущество должника реализовать не смогли? Кто распоряжается дальнейшей судьбой объекта? Именно этот вопрос и рассмотрим в сегодняшнем материале.

Перед тем, как решать такие задачи необходимо понимать, что предшествует ситуации, когда имущественные ценности должника не могут быть реализованы. Следовательно необходимо обратиться к порядку и срокам проведения торгов .

О порядке проведения аукционов по банкротству

Имущество должника (земельные участки, недвижимость, автомобили ценные бумаги) реализуется в течении двух месяцев с момента, когда объект перешел к организаторам торгов . При этом организаторы обязуются провести своего рода рекламную компанию лота, то есть разместить объявления в средствах массовой информации и сети Интернет. Таким образом, привлекается большее количество потенциальных покупателей, а следовательно косвенно увеличивается активность будущей борьбы на мероприятии и вероятность более выгодной продажи возрастает.

Примечательно, что далеко не каждая организация может заниматься реализацией имущества должника.

Современное законодательство устанавливает некоторые критерии, которыми должна обладать фирма-организатор торгов:

  • наличие положительного опыта в данной деятельности;
  • хорошая репутация;
  • возможность самостоятельной оценки имущественных объектов различной категории;
  • высококвалифицированные работники;
  • наличие финансовых средств для обеспечения обязательств по реализации имущества должника.

На торгах присутствует определенный порядок действий. Данная последовательность регламентируется Кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ, а также Федеральными законами .

В общем случае имущество должника реализуется в три этапа:

  1. первичные торги;
  2. повторные торги;
  3. торги на публичном предложении.

Каждый последующий этап наступает, если предыдущий не состоялся. Отметим, что повторные торги, а также торги посредством публичного предложения характеризуются снижением цены и являются наиболее выгодными для покупателя. Продажа на первичных торгах в большей степени выгодна для должника.

Но все же самой низкой ценой объект будет обладать на публичном предложении. Для покупателей это золотая жила, где порой имущественные ценности продаются по ценам в 10 раз ниже рыночной.

Стадии продажи имущества должников.

Если торги не состоялись

Чтобы перейти к основному вопросу необходимо упомянуть о случаях несостоявшихся торгов.

Обычно торги могут быть признаны не действительными в следующих случаях:

  • когда на торгах отсутствует борьба, то есть участники отказываются повышать первоначальную цену на объект. Фактически это означает, что покупатель отсутствует;
  • когда победитель торгов отказывается заключать договор купли-продажи на объект. Такой договор должен быть заключен в течении 5 дней со дня окончания аукциона.

При наличии таких ситуации организаторы назначают повторные торги в срок не ранее 10 дней и не позднее 30 со дня проведения первого аукциона. В случае несостоявшихся торгов всем участникам аукциона должны быть возвращены задатки , внесенные ими ранее. Однако здесь есть свои исключения.

Так например, если победитель отказывается подписывать протокол торгов и заключать договор купли-продажи, то организаторам разрешается оставлять его задаток за собой. Это вполне справедливое решение, ведь подходить и участвовать в торгах с подобным легкомыслием не допускается.

Также стоит сказать о совместной работе организаторов торгов и исполнительных органов. Между этими структурами должно быть полное взаимопонимание, все юридические формальности должны соблюдаться. Если этого нет, то велика вероятность, что аукцион будет проведен с нарушением, а это подразумевает наличие издержек для всех сторон.

Если имущество не удалось реализовать

Бывают ситуации, когда на всех трех торгах не удалось реализовать имущество должника. В этом случае судебный пристав обращается к взыскателю с предложением оставить имущество должника себе. Такое предложение часто бывает не выгодным для взыскателя, ведь хранение такого имущества связано с определенными издержками.

Стоит также отметить, что передача имущества должника взыскателю осуществляется с занижением цены на 25% ниже рыночной. Очень часто взыскатели отказываются от такого варианта решения вопроса. В этом случае имущество может быть возвращено должнику.

Конечно, такие ситуации бывают редко, но они случаются. При этом судебный пристав обязан выслать сторонам копии постановлений. Взыскатель же имеет право востребовать с организации-банкрота другие объекты для последующей реализации на торгах, но на этом теряется достаточное количество времени.

Заключение

Данный материал показывает, что проблема нереализованного имущества на торгах - это, прежде всего, проблема организаторов торгов, которая плавно перетекает к взыскателю. А вот для банкрота это весьма двоякая ситуация.

Так, например, когда объект представляет весомую ценность, то должник рад его возвращению. С другой стороны финансовые тяжбы по долговым обязательствам затягиваются и появляется возможность потерять другие ценности на торгах, а это в свою очередь может только усугубить ситуацию.

Таким образом, можно утверждать, что несостоявшиеся торги не выгодны никому, и каждая сторона заинтересована в их удачном проведении. На этом вопрос можно считать закрытым. И помните, с какой бы стороны вы не оказались, для успешного ведения дел и избегания дополнительных проблем необходимо подходить к финансовым вопросам взвешено и уверенно!

В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). Извещение в ЕИС должно быть подано заказчиком не позже, чем за 5 дней (календарных) до дня проведения запроса предложений. При этом по 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, способным, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам. Аукцион не состоялся, если все заявки отклонены на этапе рассмотрения первых частей В теории это вряд ли возможно, но на самом деле в электронных торгах бывает всякое. Соотвественно, в этом случае применим предыдущий пункт о запросе предложений.

Статья 71. последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

Федерального закона и документации о таком аукционе или о несоответствии участников такого аукциона и поданных ими заявок требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе; 4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана: а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе; б) единственным участником такого аукциона, если только один участник такого аукциона и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе. 3.1.

Несостоявшийся аукцион

Согласования в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе возникает только в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений. Разъяснения по данному вопросу даны в Письме Минэкономразвития России № 658-ЕЕ/Д28и, ФАС России№ АЦ/1587/15 от 20.01.2015. Данные в таблице без учета изменений с 01.01.2015(сейчас согласование не требуется) № п/п Основание признания электронного аукциона несостоявшимся Действия Заказчика Согласование Заключение контракта 1 Не подано ни одной заявки(ч.
16 ст. 66 44-ФЗ) Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ(ч. 4 ст.

Статья 71 44-фз — последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии этого участника и данной заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием указанного решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует эта заявка; б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии единственного участника такого аукциона и поданной им заявки на участие в нем требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии этого участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе; КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в пункт 4 части 2 статьи 71 вносятся изменения. См.
ФЗ) 4 По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ) Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ) 5 Аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ) Согласование решения Заказчика с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС, Рособоронзаказ)(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) Заключение контракта с единственным поставщиком(п. 4 ч. 2 ст. 71,п. 25 ч. 1 ст.

Аукцион признан несостоявшимся

Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Электронный аукцион признан несостоявшимся

С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 3.1 статьи 71 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 3.1. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона. (часть 3.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ) КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 4 статьи 71 вносятся изменения.
См.

Если аукцион признан несостоявшимся по причине

Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке; 2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление единственному участнику такого аукциона; 3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком второй части этой заявки единственного участника такого аукциона и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает данную заявку и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявки единственного участника такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии.

Если электронный аукцион признан несостоявшимся

Внимание

Единственная заявка - порядок действий Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга. Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.


При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей. Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.
Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям.
В этом документе должна быть отражена следующая информация:
  • наименование документа;
  • место, время и дата его составления;
  • перечень членов аукционной комиссии;
  • наименование несостоявшегося аукциона;
  • сведения о заказчике;
  • объект аукциона;
  • причина признания аукциона несостоявшимся;
  • сведения о площадке, на которой будет размещен протокол.

Итак, ст. 71 закона № 44 определяет 5 возможных ситуаций, в которых аукцион признается недействительным. Эта же статья определяет порядок действий, которые должен совершить заказчик после того, как мероприятие получит указанный статус.
ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями и дополнениями) в случае, если аукцион по продаже государственного или муниципального имущества признан несостоявшимся, то проводится продажа указанного имущества посредством публичного предложения. Если торги не состоялись единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

Аукцион признан несостоявшимся подана одна заявка по 44 фз

В силу изложенного, заключение договора с единственным участником несостоявшихся торгов не соответствует требованиям гражданского законодательства, а также противоречит существу самих торгов. Помимо этого, в соответствии со сложившейся судебной практикой подача заявки на участие в торгах не означает заключения договора с организатором торгов путем акцепта публичной оферты. Договором является двух либо многосторонней сделкой, предполагающей возникновение прав и обязанностей у всех его сторон.


Если предположить, что извещение организатора торгов является офертой на заключение договора, имеющего предметом проведение торгов, то заявка потенциального участника действительно должна считаться акцептом. Но участник торгов не несет никаких обязательств по проведению торгов, поскольку предоставление требуемых документов и внесение задатка являются его правами, но не обязанностями.

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком .

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2015 году каждая третья конкурентная закупка была признана несостоявшейся:

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки ;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка ;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

  • Не подано ни одной заявки ;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка ;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

  • Не подано ни одной заявки ;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Подана только 1 заявка ;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям.

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции .

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если не было ни одного соответствующего требованиям поставщика

В первую очередь заказчик вносит изменения в свой план-график. Через 10 дней после этого он имеет право объявлять:

  • Повторный конкурс или запрос предложений, если закупка проводилась в форме конкурса;
  • Запрос предложений или другую процедуру, если не состоялся аукцион;
  • Новый запрос предложений после несостоявшегося запроса предложений.
  • Новую котировку после несостоявшегося запроса котировок.

Для запроса котировок и электронных конкурсов надо продлить срок подачи заявок: на 4 и 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и проводит новую закупку указанным выше способом.

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

Заказчик должен:

  1. Если проводился электронный аукцион или запрос котировок — заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям;
  2. Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
  3. Если закупка согласована, заключить контракт.
  4. Привлечь внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может придраться.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником закупки или только ваша закупка соответствует требованиям, то после ее завершения:

  • Если это был аукцион, вы обязаны подписать контракт в установленные сроки, даже если не подавали ценовые предложения. Например, как .
  • Если участвовали в конкурсе или запросе предложений, сначала дождитесь, когда заказчик согласует закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Заказчик сам отправляет заявку на согласование в ФАС и через 10 дней оповестит вас о решении.
  • В котировках согласование не нужно. Заказчик заключит контракт по цене, указанной в вашей заявке.
  • Итоги аукциона также не нужно согласовывать. Если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронных торгов, контракт будет заключен по максимальной цене. Если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям, контракт будет заключен по цене, до которой вы снизились.
Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке .

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Выводы

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Иногда заказчик специально прячет закупку, чтобы о ней знал только один поставщик, который и становится победителем. О том, как обойти хитрости заказчиков, мы писали . В некоторых случаях найти скрытую закупку поможет поиск по документации .

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное . Это поможет не пропустить изменения в ней и результаты.

Не пропустите срок подписания контракта

Если стали единственным поставщиком, то сможете заключить контракт по максимальной цене.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры