Биография гоголя. Биография николая гоголя

Главная / Измена мужа
13 октября 2014, 13:31

Казалось бы о Гоголе известно практически все. Но снова и снова всплывают новые и порой совершенно неожиданные факты. Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. А уж сколько существует версий, опровергающих мифы о Гоголе! Но, думаю, эти версии появятся в комментариях, а я же представляю вам факты.

♦ Николаем Гоголя назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая, хранившейся в церкви Больших Сорочинцев, где проживали родители писателя.

♦ Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.

♦ Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
Наверняка, он бы был в восторге от такого издания своей книги:

♦ Гоголь в школе писал весьма посредственные сочинения, он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

♦ Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками.

♦ Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»Рецептик современного гоголя-моголя, кому интересно: желтки взбиваем с сахаром до белой пены. Продолжая взбивать, медленно вливаем виски, ром, молоко и немного сливок. В отдельной миске взбиваем в крутую пену яичные белки и добавляем смесь из желтков + еще немного сливок, сахарную пудру и взбиваем массу до загустения. Готово!

♦ Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.

♦ Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.

♦ Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. И поговаривают, что никогда ни с кем не встречался. Некоторые считают, что Гоголь умер девственником, эти утверждения появились, т.к. неизвестно о его связях с женщинами вообще. Правда, весной 1850 года Н.В.Гоголь делал предложение (первое и последнее) А.М.Виельгорской, но получил отказ. Есть так же версия о нетрадиционной ориентации Гоголя, даже целые статьи этому посвящают и догадайтесь кто)))

♦ Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хл:). Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.

♦ В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.

♦ Гоголь очень сильно был привязан к своей собачке Джози породы мопс, подаренной ему Пушкиным. Когда же она умерла (Гоголь неделями не кормил животное), на Николая Васильевича напала смертельная тоска и уныние.

♦ Источником сюжета для пьесы Гоголя «Ревизор» стал реальный случай в городе Устюжна Новгородской губернии, причём автору об этом случае поведал Пушкин. Именно Пушкин советовал Гоголю продолжать написание произведения, когда тот не раз хотел бросить это дело.

Кстати, на восхитительном памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде в группе «Писатели и художники» Пушкин стоит рядышком с Гоголем, изображение которого было помещено только под давлением общественности.
А рядышком и наш любимый Лермонтов, пригорюнился)))

♦ История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» и в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки министру народного просвещения Уварову, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.

♦ Гоголь стеснялся своего носа. На всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному – так, с помощью художников, писатель пытался запутать будущих биографов.

♦ Известно, что Николай Васильевич умер в возрасте 42 лет от постоянной депрессии и мрачных мыслей, но современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.

♦ Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. В возрасте 30 лет, находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, а также симптомам, предложенным современными патологоанатомами, болезнь поразила мозг писателя. С регулярной периодичностью у него начали случаться припадки и обмороки, что характерно, согласно современной диагностике, для малярийного энцефалита. С каждым годом приступы и обмороки с побочными проявлениями учащались. В 1845 году Гоголь писал сестре Лизе: "Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо мое все пожелтело, а руки распухли и почернели и были как лед, это пугало меня самого".

Памятник Гоголю в Риме в Римском «Саду Поэтов» (Зураб Церетели, 2002) Вот, что говорит Гоголь об Италии: «Вот моё мнение! Кто был в Италии, тот скажи "прости" другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю. Словом, Европа в сравнении с Италией всё равно, что день пасмурный в сравнении с днём солнечным!»
Н.В. Гоголь с русскими художниками в Риме. 1845 г.

Ходило много слухов, впрочем, не лишенных оснований, и о его "религиозном помешательстве", хотя в общепринятом понимании он не был глубоко верующим человеком. И не был аскетом. Болезнь, а с ней и общее "головное расстройство", подтолкнули писателя к "непрограммируемым" религиозным размышлениям. А новое окружение, в котором он оказался, усиливало и поддерживало их (речь идет о том, что Гоголь попал под влияние секты "Мучеников Ада").

Правда, было одно семейное обстоятельство - под влиянием матери у Гоголя с детства укоренился в сознании страх перед адом и страшным судом, перед "загробной жизнью" (достаточно вспомнить мистику его повести "Вий"). Историографы и биографы Гоголя подтверждают, что его мать - Мария Ивановна из-за своей тяжелой судьбы была набожной женщиной, склонной к мистике. Она была родом из обедневших поместных дворян и рано осталась сиротой, вследствие чего вышла замуж (скорее всего, была выдана) в 14 лет за 27-летнего Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского. Из шести их сыновей выжил один Николай. Он был первенцем и единственным, оставшимся в живых хранителем семьи, и мать обожала своего Никошу, названного ею в честь святого Николая Диканьского. Исходя из сложившихся обстоятельств, как человек набожный, она старалась дать ему религиозное воспитание, хотя сам писатель не считал свою религиозность истинной. Сам Гоголь позднее писал о своем отношении к религии: "...Я крестился потому, что видел, что все крестятся".
Тем не менее, несмотря на признаки депрессии и умопомрачения, он нашел в себе силы, чтобы отправиться в феврале 1848 года в Иерусалим к Гробу Господню. Однако поездка не принесла душевного облегчения. Он становится замкнутым, странным в общении, капризным и неопрятным в одежде. Даже любимой матери Гоголь пишет все реже и, в отличие от предыдущих лет, все более сухо. А приехав погостить в родной дом в 1848 году, он отнесся к сестрам, которых страшно любил, холодно и равнодушно, хотя раньше нежно их опекал и помогал советами и деньгами. Когда умерла его средняя сестра Мария, Гоголь вместо слов успокоения даже написал такие непривычные для матери строки: "Счастлив еще бывает тот, которому Бог пошлет какое-нибудь страшное несчастье и несчастием заставит пробудиться и оглянуться на себя".

♦ Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец.

♦ Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает. Есть версия, что Гоголь впервые сжег рукопись нескольких глав второго тома "Мертвых душ" еще в 1845 году из-за своего душевного расстройства вследствие подхваченной в Риме малярии. А вот основную часть первых трех глав второго тома "Мертвых душ" он сжигает, поскольку продолжение этого произведения временами кажется ему не божественным откровением, а дьявольским наваждением. Страх перед адом, загробными мучениями и страшным судом ускорил его смерть, к которой он, собственно говоря, и готовился в последние недели жизни.

♦ Писатель в своём завещании за 7 лет до смерти предупреждал, чтобы тело его погребли только в случае явных признаков разложения. Это стало затем причиной многочисленных мистических предположений, что в действительности писателя похоронили в состоянии летаргического сна. Поговаривают, что при перезахоронении, в 1931 году, в его гробу был обнаружен скелет с повёрнутым набок черепом. (Согласно другим данным череп вообще отсутствовал)

P.S. О Гоголе есть очень интересный док.фильм Леонида Парфенова, а так же множество подробных статей, посвященных какому-то одному аспекту его биографии или творчества.

Великий русский прозаик, драматург, критик, поэт и публицист Николай Васильевич Гоголь сделал огромный вклад в отечественную литературу и журналистику, обогатив ее многими бессмертными произведениями, некоторые из которых невероятно актуальны и сегодня. Однако, как известно, все мы родом из детства, поэтому, чтобы понять истоки его творчества, прежде всего нужно узнать, где родился Гоголь, кем были его родители и какие ранние впечатления повлияли на формирование его мировоззрения.

Откуда были родом Яновские

Биографы Гоголя сообщают, что предки писателя были потомственными священникам и не имели никакого отношения к дворянству. Известно также, что его прадед — Афанасий Демьянович — поселился недалеко от Полтавы и взял фамилию Яновский, по названию местности, где им был построен дом. Через несколько лет при получении грамоты на дворянство он дописал к своей фамилии еще одну — Гоголь, чтобы таким образом подтвердить (или, как считают некоторые исследователи, сфабриковать) свое родство с известной личностью — полковником Евстафием Гоголем, который состоял на службе у короля Яна Третьего Собесского. Таким образом, предки писателя переселились в Малороссию из Польши где-то во второй половине восемнадцатого века. Справедливости ради нужно сказать, что сам Николай Васильевич Гоголь ошибочно считал, что фамилию Яновский выдумали поляки. Именно поэтому в 1821 году он ее просто отбросил. На тот момент его отца уже не было в живых, поэтому некому было воспрепятствовать такому вольному обращению с родовым именем.

Где родился Н. В. Гоголь?

Будущий великий русский писатель родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы, которое в то время находилось в Полтавской Сегодня этот населенный пункт называется Великие Сорочинцы и является частью Миргородского района Украины. На момент рождения Гоголя оно было известно своей знаменитой ярмаркой, на которую съезжались чуть ли не со всех уголков Малороссии и даже из Польши и центральных губерний России. Таким образом, малая родина будущего великого писателя была довольно известным торговым центром, где кипела жизнь.

Дом, где родился Гоголь

Во время Великой Отечественной войны многие постройки в Великих Сорочинцах, как и на территории всей были уничтожены. К сожалению, такая участь постигла и то самое место, где родился Гоголь, — дом доктора М. Трохимовского, в котором в 1929 году был организован музей, посвященный его детским годам. В послевоенный период была проведена большая работа по поиску вещей и документов, имевших отношение к детству великого писателя. Она увенчалась успехом, и спустя шесть лет на месте разрушенного дома, где родился Гоголь, было построено новое здание, в котором разместился литературно-мемориальный музей. Сегодня он считается одной из главных достопримечательностей Великих Сорочинцев, и там посетители могут увидеть личные вещи писателя, его портрет работы Репина и некоторые редкие первые издания книг. Посетив село, где родился Гоголь (фото ниже) можно также увидеть великолепную Спасо-Преображенскую церковь. Этот величественный храм, построенный в начале восемнадцатого столетия в стиле украинского барокко, примечателен тем, что именно там в 1809 году был крещен писатель.

Ранние годы

Родители Гоголя на момент его рождения проживали в собственном имении Васильевка, или Яновщина, расположенном рядом с селом Диканька. Всего у коллежского асессора Василия Гоголь-Яновского и дворянки Марии Косяровской родилось двенадцать детей, из которых большинство умерли в младенчестве. Сам будущий великий писатель был третьим ребенком и старшим из доживших до совершеннолетия. Дети Гоголь-Яновских росли в атмосфере деревенского быта наравне со сверстниками из крестьянских семей. Однако в то же время родители писателя были частыми гостями в соседских поместьях, а Василий Гоголь-Яновский даже некоторое время руководил домашним театром своего дальнего родственника Д. П. Трощинского — отставного члена Государственного Совета. Таким образом, его дети не были лишены культурных развлечений и с юных лет приобщались к искусству и литературе.

Где прошло отрочество Гоголя

Когда мальчику исполнилось десять лет, его отправили в Полтаву к одному из местных учителей, который занялся подготовкой будущего писателя к поступлению в Нежинскую гимназию. Если Великие Сорочинцы — село, где родился Гоголь, город Нежин — место, в котором прошли его отроческие годы. В то же время он никогда не забывал о Великих Сорочинцах, так как проводил там все каникулы, беззаботно предаваясь веселью в компании сестер и детей крестьян.

Учеба в гимназии

Заведение, куда родители Гоголя определили его для дальнейшего обучения, было открыто в 1820 году. Его полное название звучало как Нежинская гимназия высших наук. Обучение там длилось девять лет, а учениками могли стать только дети малороссийских дворян. Выпускники Нежинской гимназии в зависимости от результатов экзаменов получали чин двенадцатого или тринадцатого класса по “Табели о рангах”. Это означало, что аттестаты, выдававшиеся этим учебным заведением, котировались наравне с дипломами университетов, а их обладатели освобождались от необходимости сдавать дополнительные экзамены для производства в высшие чины.

Судя по сохранившимся документам, гимназист Николай Гоголь-Яновский не был прилежным школяром, и ему удавалось сдавать экзамены, только благодаря превосходной памяти, которая стала Кроме того, сохранились воспоминания некоторых учителей и однокашников будущего писателя, свидетельствовавшие о том, что ему с трудом давались иностранные языки, а также латынь и греческий, а вот русская словесность и рисование были его самыми любимыми дисциплинами.

во время учебы в гимназии

Вопрос о том, кто повлиял на формирование взглядов на жизнь и характер будущего писателя, не менее важен, чем сведения о том, где родился Гоголь. В частности, уже в зрелом возрасте он вспоминал, как во время учебы в Нежинской гимназии вместе с группой товарищей с увлечением занимался самообразованием. Среди однокашников писателя можно отметить Герасима Высоцкого, Александра Данилевского, с которым Гоголь дружил до конца жизни, а также и Нестора Кукольника. У друзей вошло в привычку выписывать литературные альманахи в складчину, а также раз в месяц издавать свой гимназический рукописный журнал. Причем сам Гоголь часто публиковал в нем свои первые стихи и даже написал для него историческую повесть и поэму. Кроме того, большой популярностью у гимназистов пользовалась написанная им сатира о Нежине.

Последние годы учебы в гимназии

Когда Гоголю было всего пятнадцать лет, он потерял отца, что стало для него невосполнимой утратой. Таким образом, уже в столь юном возрасте он остался единственным мужчиной в семье (четверо братьев умерли во младенчестве, а еще один - Иван - в 1819 году). Несмотря на это мать писателя продолжала отдавать свои скудные средства на то, чтобы ее любимый сын смог окончить гимназию, так как считала его гениальным и верила в его успех. Справедливости ради нужно сказать, что и Николай до конца жизни заботился о ней и сестрах и даже отказался от наследства, чтобы дать им достойное приданое.

Что касается стремлений, которые были у юноши в последние годы учебы в гимназии, то он мечтал о государственной службе, а литературу рассматривал скорее как некое хобби. Между тем то, в каком месте родился Гоголь, сыграло очень большую роль в его дальнейшей карьере и поспособствовало громкому дебюту в Северной столице.

Поездка в Петербург

Покинув место, где родился, Гоголь отправился покорять Санкт-Петербург. Там его приняли отнюдь не с распростертыми объятиями. Сначала Николай захотел попробовать себя в актерстве, но артистическая среда отвергла самоуверенного провинциала. Что касается государственной службы, то она ему показалась скучной и бессмысленной. Однако очень скоро молодой человек заметил, что Малороссия и все, что с ней связано, крайне интересовали петербуржский бомонд, и там с удовольствием слушали произведения малороссийского фольклора. Таким образом, все, что исходило из мест, где родился Гоголь, город на Неве принимал, как говорится, на ура! Поэтому не удивительно, что начинающий литератор практически в каждом письме матери просил ее рассказать о каких-то подробностях местного быта или присылать ему старинные предания, которые мать могла услышать от своих крестьян или странников, совершающих паломничество по святым местам.

Теперь вы знаете, что сказать, если вас попросят: "Назови место, где Также вы сможете привести некоторые подробности его биографии, касающиеся детства и отрочества. А чтобы окунуться в атмосферу Малороссии, вам стоит посетить село Великие Сорочинцы и город Миргород. Тогда вы увидите своими глазами знаменитую ярмарку и лужу, которой восхищался писатель, называя ее единственной в своем роде. Она существует и поныне и даже обзавелась собственной набережной!

Отец Николая, Василий Афанасьевич Гоголь, был на 14 лет старше его матери, а история их знакомства поистине удивительна. Еще подростком Василий увидел свою будущую жену Марию во сне в облике младенца. Громкий голос возвестил: «Василий! Родилась твоя будущая жена! Возлюби младенца!» Через несколько дней у соседей Косярских родилась дочь, и он стал нянчить ее, узнав в ней младенца из сна…
Они поженились, когда Марии исполнилось 15 лет. Долгие годы у них не было детей, и только после страстных молитв Николаю Угоднику, которому была посвящена церковь в Диканьке, родился первенец, названный в честь святого Николаем.
Василий Гоголь умер в 1825 году от очень странной и редкой болезни - «страха смерти». В те времена считалось, что человек, болевший ею, был виновен перед Богом, а сам недуг передается по наследству.
Все первые произведения Николая тесно связаны с древними народными поверьями и обычаями. В «Майской ночи» речь идет о празднике Русалии. Здесь есть все: бесовские игры, нечисть, ведьмы, «плясание и плескание русалок со свирелями», оборотничество. Гоголь вещает устами своего героя: «Кто на своем веку не знался с нечистью?»
Есть много способов общения с нечистью, и все они описаны в произведениях великого эзотерика Гоголя, которого все знакомые и даже сам Пушкин считали изрядным «контактером» с темным дьявольским миром. Можно использовать нечисть в своих целях, уверяет Гоголь, как в «Сорочинской ярмарке» цыгане, торгующие страхом. Можно, подчиняясь ей, во всем следовать ее указаниям, как Петро из «Ночи накануне Ивана Купалы». Но можно и перехитрить, оставить нечисть в дураках, как это делает казак-гонец из «Пропавшей грамоты».
Когда Гоголь начинал свой литературный путь, мало кто из образованных русских всерьез воспринимали то, что мы называем сегодня паранормальными или пси-явлениями. Некоторые современники считали, что Николай Васильевич был наделен редкой способностью вызывать души людей, подобно колдуну из «Страшной мести», влиять на них, подчинив своей власти.
Свободно и непринужденно Гоголь чувствовал себя только в кругу ближайших людей. Он рассказывал страшные истории и сказки, остроумно шутил и даже… пел романсы дивным тенором! В малознакомом же обществе писатель становился угрюмым, замкнутым, прятался в углах комнат, либо забирался на диван или кушетку, накрывал чем-нибудь голову и крепко засыпал. Шум гостей был ему нипочем. Огромного труда стоило уговорить Гоголя познакомиться с новыми людьми. Если это и удавалось, то настроение у него быстро портилось, и он норовил уйти, ссылаясь на нездоровье. Стоит напомнить вам, читатели, что именно колдуны стараются общаться только со «своими», воспринимая как угрозу вторжения «чужих».
Многие современники указывали на особые способности, а также характерные детали поведения Гоголя. Например, писатель Аксаков свидетельствовал, что он застал Гоголя за работой «в следующем фантастическом одеянии: вместо сапог - длинные полосатые шерстяные чулки выше колен, вместо сюртука - фиолетовый бархатный плащ, шея обмотана длиннющим атласным бордово-черным шарфом; на голове малиновый, расшитый золотом колпак астронома». Гоголь долго смотрел на потревоживших его друзей Аксакова и Жуковского - явно не узнавая их. Он находился в состоянии транса. Это и другие подобные свидетельства (в т.ч. и Пушкина), подчеркивают экстатическое состояние Гоголя, болезненность, невероятная нервозность, способность впадать в транс, редкий дар мгновенно абстрагироваться от окружающих - это все есть известные свойства шаманов и колдунов.
Каждый колдун и шаман переносят так называемую «шаманскую болезнь», - состояние, в котором он находится между жизнью и смертью. Известно, что Гоголь, путешествуя по Италии, перенес болезнь - его посещали страшные видения наяву. После этого он стал чрезвычайно набожным и говорил с друзьями не иначе как тоном пророка.

Все свои ранние произведения Гоголь создал за семь лет, пока жил в Петербурге. Потом он переезжал с места на место и сочинял «Мертвые души». На это ушло около 15 лет. Работал он много, но почти ничего не печатал. Потом вдруг принялся жечь написанное: второй том «Мертвых душ» сжег, написал заново и снова сжег… С точки зрения жреца древней языческой религии или колдуна, эти действия, непонятные для окружающих, имеют глубокий смысл. Богам надо отдавать лучшее, что у тебя есть. А то, что сгорает в огне, сразу попадает к божественному престолу.
Смерть писателя была странна, так же, как и его жизнь. Гоголь занемог без видимых на то причин и стал отказываться от пищи. Во время болезни, находясь в полубессознательном состоянии, он беспрерывно повторял слова своего безумного героя из «Записок сумасшедшего».
Невероятные события сопровождали перезахоронение тела писателя в 1931 году. Тогда было решено перенести прах Гоголя с кладбища Свято-Данилова монастыря на Новодевичье. В церемонии участвовали почти 30 известных писателей. Это были годы воинствующего атеизма, и о святотатстве подобной акции никто не думал. Каково же было потрясение собравшихся, когда во вскрытом гробу был обнаружен скелет без черепа, а чья-то голова оказалась захороненной отдельно неподалеку.
Ритуалы расчленения тел при погребении известны археологам, которые раскапывали курганы на Украине и на юге России. Но возраст этих погребений 3-4 тыс. лет. Что же случилось с Гоголем после смерти? На этот вопрос, скорее всего, никто и никогда не сможет ответить.
Достоверно известно, что после захоронения некто писатель А. Иванов поехал в Ленинград, наикощунственным образом прихватив в качестве «сувенира» ребро скелета Гоголя. Там он пришел к друзьям, повесил пальто в прихожей (он проверил, что во внутреннем кармане лежало, завернутое в старую газету, ребро). В разговоре намекнул приятелям, что обладает уникальной вещицей. Они попросили показать. Иванов вышел в прихожую, полез в карман пальто… и ребра там не оказалось! Кроме троих друзей, из залы не выходивших, и его самого в доме никого не было, двери на засовах. А через неделю расхититель могил Иванов внезапно умер от неизвестного приступа дикого жара и потери пульса.
Еще один любитель «сувениров на память», писатель И. Малышкин, утащивший фольгу из украшений гроба, не прожил после этого и месяца - в состоянии депрессии он повесился на чердаке здания Союза писателей СССР. Директор кладбища С. Аракчеев, снявший с костей скелета Гоголя сапоги из желтой кожи, тронулся умом: каждую ночь ему снились эти сапоги и Гоголь, из мрака грозивший ему пальцем; сапоги оживали и душили вора. Перепуганный партиец отыскал бабку-ведунью и бухнулся старой в ноги, мол, что же ему делать с такой напастью? «А похорони эти сапоги рядом с гробом ограбленного тобою покойника!» - посоветовала ведунья. Аракчеев так и поступил, кошмарные сны перестали ему сниться, да перенапряженная психика восстановиться уже не смогла…
Нужно отметить, что не все верят в жуткие истории, связанные с проявлениями ясновидения и телепатии Н. В. Гоголя при жизни, его общением с силами потустороннего мира, впадением в транс и т.д., и особенно - в подробности его перезахоронения и последовавшие за этим события, связанные со скоропостижной гибелью людей, занимавшихся разграблением могилы великого писателя. Некоторые сегодня относят все эти сверхстранности к буйному воображению сначала современников Гоголя, а затем тех, кто осквернил его прах, раскопав и открыв (и разграбив!) гроб с останками автора «Мертвых душ». Нам же остается вспомнить слова из завещания Николая Васильевича:
«Стыдно и тяжко будет тем, кто привлечется к исчезающей плоти, которая уже не моя, и да будут они покараны за это…»

Александр Евтеев ,
эзотерик, г. Киев

Как же выглядел великий писатель? М.Н. Логинов вспоминал, что Гоголь был небольшого роста, худой, с искривлённым носом и кривыми ногами. Более точнее вспоминает об облике Гоголя его сестра О.В. Головня: “Волосы у него были русые, а глаза - коричневые. В детстве у него были светлые волосы, а потом потемнели. Росту он был ниже среднего; худощавым я его никогда не видела; лицо у него было круглое, и всегда у него был хороший цвет лица, я не видала его болезненно-бледным. Немножко он был сутуловат, это заметнее было, когда он сидел...” Также Гоголь следил за причёской. Однажды он сбрил волосы, чтобы усилить их густоту. Вообще многие современники Гоголя считали, что он был красивым.

Характер

У Гоголя был разнообразный характер. Одни современники вспоминали, что он часто упирался, другие - что не было человека добрее Гоголя, третьи - что не было человека скрытнее Гоголя. Также Гоголь был очень говорлив и не любил женскую болтовню.
Вот как вспоминает о Гоголе художник Ф.И. Иордан: “Доброта Гоголя была беспримерна, особенно ко мне и к моему большому труду “Преображение”. Он рекомендовал меня, где мог. Благодаря его огромному знакомству это служило мне поощрением и придавало новую силу моему желанию окончить гравюру. Гоголь многим делал добро рекомендациями, благодаря которым художники получали новые заказы.”

Творчество

Гоголь начал писать ещё в гимназии. Первым наиболее известным произведением Гоголя была поэма “Ганц Кюхельгартен”. Гоголь всегда с собой носил в кармане блокнот и ручку, чтобы если неожиданно придёт вдохновение, сразу записать. Почерк у Гоголя был неразборчив, и когда он сдавал рукописи в печать, издатели не могли разобрать его почерк. Хотя Н.В. Берг считал, что почерк Гоголя был довольно красивым и разборчивым. Большую славу Гоголю принесли “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Мёртвые души” и “Ревизор”.

Первым жилищем Гоголя был дом в Васильевке, где он и родился. Там в его комнате стояла конторка и стол, где лежали его книги. Вторым жилищем Гоголя была квартира в Петербурге на Гороховой улице. Её Гоголь вместе с А.С. Данилевским сняли по объявлению. Они там жили вместе, пока Данилевский не поступил на военную службу и уехал. Ещё Гоголь жил в Италии - в Риме на Via Felice №126. Квартира в Риме была очень просторная. Последним жилищем Гоголя был дом в Москве на Никитинском бульваре. Там Гоголь и умер.

Путешествия

Гоголь очень много путешествовал. Первым путешествием Гоголя был путь из Васильевки в Нежин, когда Гоголь ехал в гимназию. После окончания гимназии Гоголь опять поехал в Васильевку, а из Васильевки в Петербург. Из Петербурга Гоголь поплыл в Германию, в город Ахен, а потом в Швейцарию. После Швейцарии Гоголь вернулся в Россию, в Москву. Потом опять поехал за границу - в Италию, в Рим, где прожил долгое время. Также Гоголь был во Франции. Потом вернулся в Москву, где и умер.

Гоголь был не очень бедным, а его отец тем более. Отец Гоголя имел 400 крепостных душ. Гоголь долго жил за границей, а ведь там жить очень дорого. Также Гоголь заплатил много денег за то, чтобы издали его поэму “Ганц Кюхельгартен”, которую потом и сжёг. Ещё Гоголь был не экономный, а также много денег тратил на книги.

Увлечения

Гоголь любил петь. Ещё Гоголь любил собирать эксклюзивные книги. Любил Николай Васильевич и ботанику, а также рукоделье. Гоголь очень хорошо рисовал. Живя в Риме, он часто ходил к Колизею, садился там и рисовал. Любил Гоголь играть в домино и шашки, но самой любимой игрой Гоголя был бильярд.

Гоголь любил носить сюртук, а также разноцветные жилетки: синего, зелёного и многих других цветов. Также Гоголь носил шаровары. На его голове была то белая, то серая шляпа. Об одежде Гоголя вспоминает Л.И. Арнольди: “...Явится в платье ярких цветов, приглаженный, откроет белую, как снег, рубашку, развесит золотую цепь по жилету и весь смотрит каким-то именинником. <...> Он много думал, как бы нарядиться покрасивее.”

Гоголь был сладкоежка. Он постоянно сосал медовые пряники, ел разные сладости и пил квас. У него всегда в карманах были какие-нибудь пряники или леденцы. Также Гоголь грыз сахар и банками ел варенье. Гоголь также любил разные малороссийские кушанья: галушки и другие блюда. Перед обедом Гоголь выпивал рюмку водки. Гоголь и сам любил готовить. Вот как вспоминает об этом Л.И. Арнольди: «Гоголь стал заказывать обед, выдумал какое-то новое блюдо из ягод, муки, сливок и ещё чего-то, помню только, что оно вовсе не было вкусно.»

Николай Васильевич Гоголь - одна из наиболее загадочных фигур русской литературы. Известный литературовед Владимир Воропаев, составил, на основе документов и воспоминаний современников, книгу «Однажды Гоголь», которая проливает свет на истинное лицо писателя.

В читательском клубе «Православная книга» на Погодинской«, расположенном в магазине Издательства Московской Патриархии, состоялась встреча с Владимиром Воропаевым, посвященная выходу этой книги. Встречу вела заведующая отделом научно-богословской литературы Издательства Московской Патриархии Жанна Григорьева.

Жанна Григорьева:

Встреча с Владимиром Алексеевичем Воропаевым - большая честь для нас. Больше о Гоголе, чем этот человек, наверное, не знает никто. Ему известны такие факты из жизни Гоголя, которые не только скрывались в советское время, но просто никому не были известны. Ярлык сумасшедшего, помешанного на мистике, преследовал писателя долгие годы, даже десятилетия. И только с 90-х годов прошлого столетия мы можем говорить о личности Гоголя открыто.

Владимир Воропаев:

За Гоголем действительно долгие годы тянулся шлейф сумасшедшего, человека «не в себе». Даже Иван Сергеевич Тургенев вспоминал, что в ноябре 1851 года - меньше, чем за полгода до смерти Гоголя, он ехал к Гоголю вместе с актером Михаилом Ивановичем Щепкиным, земляком и приятелем Гоголя, он так и пишет: «Мы ехали к Гоголю, как к человеку, у которого что-то помешалось в голове», гениальному писателю, но немного сумасшедшему. И вся Москва разделяла это мнение. В советскую эпоху к нему относились также. Даже в «Настольной книге священнослужителя» была помещена статья о психиатрии известного профессора Мелехова Евгения Николаевича, который утверждал, что у Гоголя был депрессивный психоз. Это не имеет ничего общего с действительностью, бесспорные факты говорят о другом. Виктор Николаевич Тростников, наш известный философ и писатель, написал так: «Многие современники считали Гоголя сумасшедшим, а сейчас мы начинаем понимать, что Гоголь, может быть, был одним из немногих здравых людей своей эпохи». Не Гоголь был сумасшедшим, а многие из окружавших его людей, которые забыли о существовании духовной жизни. Как говорит апостол Павел: «Человек душевный не примет того, что от духа Божия, потому что принимает это за безумие». Когда светский писатель заговорил о духовных вопросах, конечно, многим это показалось нелепостью, сумасшествием. И до сих пор наветы на Гоголя можно найти в различных источниках.

Жанна Григорьева: А есть какие-то заключения докторов?

Владимир Воропаев: Да, конечно, есть такой известный психиатр Анатолий Скавош. Он, уже будучи кандидатом медицинских наук, поступил на филфак на вечернее отделение, занимался в моем семинаре и писал у меня диплом, озаглавленный «Мертвые души психиатров». Он разобрал все воззрения психиатров, показал полную нелепость клинического анализа, когда человек спустя столько лет ставит диагноз на основании свидетельств, писем, причем, писем превратно истолкованных, на основании клеветы, пусть и невольной.

То, что Гоголь был болен - это очевидно, но психически он был здоров. Люди, которые о нем писали, сами были неверующие, неправославные, и для них реалии духовной жизни как бы и не существовали. А, например, Сикорский, известный психиатр, писал, что «чувство Бога - это чувство психически нормального человека». То есть, человек верующий - это психически нормальный человек. Духовный склад Гоголя был монашеский, он был, что называется «монах в миру». Не давая монашеских обетов целомудрия, послушания и нестяжания, он в своей жизни эти обеты исполнял. Отсюда и все клеветы на Гоголя. Мир не может выносить существование таких людей. Гоголь был укором многим современникам. Сам факт его существования. В этой книге, в коротких рассказах, я хотел показать, каков был духовный мир Гоголя.

Гоголь был веселым, остроумным человеком, но каждый видел его по-своему. У него был действительно монашеский склад. Это подтверждается бесчисленным количеством свидетельств близко знавших его людей. Известно, что Гоголь, по крайней мере дважды, пытался оставить литературное поприще и уйти в монастырь. У него было призвание художника. Но если вы помните повесть «Портрет», там художник, создавший портрет, уходит даже не в монастырь, а в скит, где живут еще более строгой подвижнической жизнью. И там бдениями, монашеской жизнью художник очищает свое сердце и только потом приступает к творчеству, и создает картину «Рождество Христово», перед которой вся братия, во главе с игуменом, падают ниц, как перед иконой. Здесь Гоголь как бы начертал путь своей жизни - надо уйти от мира, очистить свою душу, а потом вернуться в мир уже в другом качестве.

Гоголь мог и поесть хорошо, и повеселиться, но делал это очень редко, а постился, как самый строгий отшельник, об этом говорят близко знавшие его люди, а во время говения вообще ничего не ел. Духовный отец Гоголя, ржевский протоиерей Матвей Константиновский в первую неделю Великого поста и на Страстной Седмице вообще не вкушал пищу. Но когда бывал среди людей, которые видели в нем святого, мог даже нарушить пост, чтобы его не принимали за святого. Это нормальный образ жизни, были такие подвижники. Гоголь умер во время Великого поста, будучи серьезно болен, он вкушал пищу, мало, но вкушал, просфору, кашицу, запивал липовым чаем. Это к тем, кто говорит, что Гоголь уморил себя голодом. Нет, Гоголь прекрасно знал, что такое пост. Как сказано у апостола Павла «ешь ли ты - ничего не приобретаешь, и не ешь - ничего не приобретаешь». Гоголь понимал пост именно в церковном смысле, его выписки из святых отцов о посте говорят об этом. Гоголь вообще был очень церковным человеком, и мне хотелось это показать в этих маленьких историях.

Вот говорят, что Гоголь был сатирик, юморист, а потом, в последние годы жизни, якобы вдруг, обратился к духовным вопросам, темам, написал книгу «Размышления о Божественной литургии». Да, это последняя его книга, он хотел, чтобы она продавалась по дешевой цене, без имени автора - «для научения всех сословий». Гоголь писал эту книгу для новоначальных, она долго вызревала в его уме и сердце. Но Гоголь с детства, с юности знал и глубоко понимал весь ход Божественной службы, что видно, например, в рассказе «О любви к церковному пению». Рассказы в книге, конечно, литературно обработаны, но все они написаны на документальной основе. У любого факта есть конкретный источник. Автор, мемуарист. Рассказ «О любви к церковному пению» основан на воспоминаниях гимназического приятеля Гоголя, который много интересного о Гоголе рассказал.

Гоголь сложился как личность, как писатель, очень рано. Вот говорят «ранний Гоголь» и «поздний Гоголь». Под «поздним Гоголем» подразумевается автор второго тома «Мертвых душ», «Выборных мест из переписки с друзьями» - это уже вторая половина 40х годов. Последнее десятилетие его жизни. Но одна из первых вещей Гоголя, напечатанная в 1835 году в сборнике «Арабески», очерк «Жизнь». «Бедному сыну пустыни снился сон». Это замечательное стихотворение в прозе, эссе о рождестве Христовом - как все континенты замерли в ожидании момента рождества Христова. Это прекрасная вещь, которая не имеет аналогов. Она опубликована в 1835 году, а написана в 1832 , в год выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки», литературного дебюта Гоголя.

Интерес к этой теме у Гоголя был всегда, с детства. Еще в Нежине он прочитал книгу Иоанна Лествиничника «Лестница, возводящая на небо». Это была любимая книга Гоголя, которая прошла с ним через всю жизнь, он сделал большой конспект всей книги с издания 1785 года на церковно-славянском языке, который он прекрасно знал. До нас дошли только отрывки из этого конспекта, целая рукопись была большого формата, она была описана, но потеряна во время войны, она хранилась в Харьковском архиве, который вывезли немцы. Сохранились отрывки из этой рукописи в других записях Гоголя. Последними его словами перед смертью были: «Лестницу, скорей давайте лестницу». Все его мысли были обращены к горнему миру.

Жанна Григорьева:

Нельзя не вспомнить о матери Гоголя. Она вышла замуж совсем юной, в 14 лет. Ее первые двое детей родились мертвыми, мама горячо молилась святителю Николаю, и обещала, что если Бог сохранит ее дитя живым, она посвятит его Богу и назовет Николаем.

Владимир Воропаев:

Гоголь любил рассказывать, почему его назвали так, у него было много икон святителя Николая, это был его небесный покровитель. Гоголь был большой молитвенник. Он ежедневно читал по главе из Евангелия, Апостолов, Ветхого завета, житие святого, кроме этого прочитывал еще Малое Повечерие, и это бесспорный факт. У Гоголя есть такое произведение «Правило жития в мире», в нем цитируется Малое Повечерие на память, с небольшими лишь неточностями. На это обратил внимание священник отец Димитрий Долгушин. В те времена нельзя было купить, как теперь, календарь с описанием служб, даже не во всех храмах были служебные Минеи. Их переносили из храма в храм. А у Гоголя была своя рукописная книга. Он сделал выписки из «Миней» на каждый день за полгода (это больше ста страниц, целая рукопись) и всегда возил их с собой, не имея возможности возить книги. По всей видимости, в молитвенное правило Гоголя входило чтение стихир, кондаков, тропарей, где описывается содержание праздника или святого. Он делал эти выписки не только для своей духовной жизни, но и для писательских целей.

В 1851 году он написал статью «Чей удел на земле выше?» Но задолго до этого, в письме Языкову, он уже писал: «Нет выше удела на свете, чем звание монаха». Ему ответ был известен заранее. Хотя в статье он говорит, что все уделы хороши, только быть в обители Божией.

Часто задают вопрос - был ли Гоголь похоронен живым? Дело в том, что Гоголь был похоронен на кладбище Свято-Данилового монастыря с Хомяковым и Языковым. В 1931 году, когда кладбище разоряли, часть самых известных захоронений перенесли на Новодевичье кладбище, их могилы тоже. На новой могиле Гоголя, наконец-то, только в 2009 году поставили крест, до этого стоял один памятник. Монумент, на котором Гоголь похож на бухгалтера, и надпись «Николаю Васильевичу Гоголю от советского правительства». Хотя Гоголь в своем завещании просил не ставить никакого памятника, только крест. Перезахоронением занималось НКВД. Были собраны известные писатели, которые оставили впоследствии свидетельства самые разные и взаимоисключающие. Искусствовед Барановская, например, утверждает, что когда вскрыли могилы, она видела череп Гоголя с хорошо сохранившимися каштановыми волосами. Другие утверждают, что черепа Гоголя в могиле не было. Но, кроме писателей, на перезахоронении присутствовал инженер-вакуумщик. В книге Паламарчука «Ключ к Гоголю», зафиксированы все свидетельства, в том числе и этого инженера, который утверждает, что могилу Гоголя не нашли, хоть и рыли до позднего вечера. Такие случаи известны, когда могила как бы уходит вниз. А писатель Лидин утверждает, что когда вскрыли могилу Гоголя, в ней был скелет, а головы не было. И все писатели себе взяли на память - кто косточку, кто ребрышко, Лидин же взял часть кожаного жилета, очень хорошо сохранившегося, и потом якобы переплел этой кожей первое издание «Мертвых душ», книга эта не найдена до сих пор. Из-за этих противоречивых свидетельств вокруг могилы Гоголя бытует много легенд. В общем, вопрос до сих пор остается открытым - что перенесли на Новодевичье - неизвестно. Я так думаю, что все же могилу не нашли, и Гоголь остался на прежнем месте.

А повод к легенде, что он был похоронен живым, подал сам Гоголь. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» он опубликовал завещание, в котором просил не хоронить его до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения, так как в его жизни были случаи, когда он обмирал - немели чувства, пульс не прощупывался. Но, во-первых, Гоголя отпевали - неизвестно еще ни одного случая, чтобы после церковного отпевания человек возвращался к жизни, это невозможно по духовным причинам - когда священник читает молитву разрешительную, душа уже не может возвратиться в тело. Этот аргумент, конечно, убедителен не для всех. Для скептиков есть и сугубо материалистический аргумент - свидетельство скульптора Николая Рамазанова, приятеля Гоголя, еще по Риму, автора известного бюста Гоголя. Он снимал с него посмертную маску и написал в своих воспоминаниях о явных признаках разложения тела, которые он наблюдал лично. В общем, это легенда. Еще и Вознесенский подал повод своей поэмой «Похороны Гоголя Николая Васильевича», где в поэтических красках описал, как Гоголя похоронили живым. Конечно, в памяти обывателя это застряло.

Вопрос из зала: Известно ли, в чем заключалась болезнь Гоголя? Слухи на эту тему тоже противоречивы

Владимир Воропаев: Вообще, болезнь Гоголя это загадка. Перед смертью ему поставили 6 или 7 диагнозов, хотя его осматривали лучшие врачи. Тургенев, например, писал: «Он умер, потому что решил умереть». А многие современники говорили, что это было замаскированное самоубийство. А Чернышевский утверждал, что Гоголь умер от поста, что никогда в жизни не постился, а тут стал поститься, и уморил себя голодом. Эти мнения перекочевали в многочисленные монографии. Безусловно, это неправда. Гоголь был великий постник. Об этом говорят многочисленные свидетельства его близких. Граф Толстой, поняв, что Гоголь умирает, собрал консилиум, весь цвет московской медицины. Диагнозы были поставлены самые разные - менингит, малярия, холера. Но все диагнозы ни на чем не основаны. Судите сами, диагноз - менингит, поставленный профессором Авером, известным клиницистом. Основание - сидячий образ жизни, религиозное убеждение уморить себя голодом, неприветливое отношение к докторам.

Были и вообще нелепые версии - паранойя, шизофрения. Все эти диагнозы были поставлены умозрительно. И никакого отношения к болезни Гоголя не имели. Но болезнь была, Гоголь знал, что он умирает. Это видно из всех его последних действий. Он раздал последние деньги, написал завещание, просил отпустить своего слугу Семена. Сделал всевозможные распоряжения. Когда Гоголь умер, у него оставалось буквально несколько рублей серебром, белье и книги, имущества больше не было. А свою часть имения он еще раньше в пользу сестер и матери отказал. То есть он жил как бессребреник, нестяжатель.

В общем, диагноз неясен по сей день, все из области предположений. Ясно одно, что врачи не смогли оказать Гоголю должную медицинскую помощь. Он сказал Хомякову за три дня до смерти: оставьте меня, я знаю, что я умру.

Мой ученик Скавош написал несколько статей на эту тему. Он доказывал некорректность любых исследований, основанных не на основании осмотра больного, а на основании свидетельств современников и писем. Он доказал ненаучность всех этих диагнозов. Ему, как православному человеку было очевидно, что поведение Гоголя перед смертью свидетельствовало о полностью здравом уме. При том, что он понимал, что окружающие его считают помешавшимся, относился к этому смиренно, как и к мучительному и бесполезному лечению. Он до последнего момента заботился и беспокоился о других. Так, в воспоминаниях Шервуда, упоминается, что Гоголь просил Капниста (московского гражданского губернатора и своего земляка) позаботиться о чиновнике в его канцелярии, который несет уже 10 лет беспорочную службу и все ему нет ходу. «Позаботьтесь о нем, хотя бы в мою память». То есть, до последнего мгновения жизни Гоголь вел себя совершенно адекватно, просил читать молитвы и Евангелие. Он дважды исповедовался, дважды причастился и соборовался перед смертью. Это была кончина праведника.

Комнаты в доме графа Толстого на Никитском бульваре, в которых умирал Гоголь, до недавнего времени носили звание мемориальных, а в 2009 году получили статус музея. Это первый музей Гоголя в России, рекомендую всем его посетить.

Умер Гоголь в своем кабинете, в котором, по легенде, сжигал рукописи. Кстати, тоже загадка - до сих пор непонятно, что именно он сжигал. Все говорят, что 2-й том «Мертвых душ». Но нет абсолютно никаких свидетельств, что этот том был написан. Были написаны черновики, дошедшие до наших дней, это свидетельство отца Матвея, духовного отца Гоголя. Отец Матвей был выдающийся священник, и один из немногих, кто понимал Гоголя. Об этом глубоком взаимопонимании свидетельствует их переписка. По свидетельству отца Матвея все мысли Гоголя в последние годы были о монастыре. В Оптиной пустыни сохранилось предание, что Гоголь хотел остаться в скиту во время своего последнего посещения Оптиной. Но старец Макарий его не благословил. Сестра его также писала, что брат ее мечтал поселиться в Оптиной пустыни. Гоголь трижды посетил Оптину пустынь - первый раз - в 1850 году и два раза в 1851, накануне своей смерти. Гоголь был и в Иерусалиме, собирался на Афон, а потом прикипел всей душой к Оптиной пустыни.

Жанна Григорьева:

Давайте подведем итог. Если отмести все клеветы и домыслы - каким Гоголь был на самом деле?

Владимир Воропаев: Гоголь сам о себе говорил, что идет одной дорогой с 12-летнего возраста - времени поступления в нежинскую гимназию - не отклоняясь в главных понятиях. Самое главное, конечно, то, что он пронес веру до последних дней своей жизни, начиная с детства. Как правило, о духовной жизни писателей мы ничего не знаем, этим никто никогда не занимался. На самом деле, факты, хоть и по крупицам, собрать можно - как молился Гоголь, как постился, как он причащался. Его духовную жизнь можно проследить по его духовным письмам, об это мало пишут, а ведь это основа его жизни - и быта, и творчества. Даже хрестоматийные его произведения - «Ревизор», «Мертвые души» - все имеют глубокий духовный смысл. Почему они мертвые? Гоголь сам раскрыл это - «нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». Они мертвые, потому что живут без Бога. Или «Ревизор» - Гоголь сам об этом сказал - «страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба», вот какого ревизора нужно бояться. Немая сцена в конце пьесы - это фактически аллегорическая картина Страшного суда. Гоголь был глубоко церковным православным писателем. Он был одарен художественно, как писатель, но кроме того, он был гениально одарен духовно. И это самое главное в Гоголе, и некого рядом с ним поставить в нашей литературе. Такого писателя-аскета не было, и, наверное, уже не будет.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры