Десять главных секретов джоконды. В чём секрет Джоконды

Главная / Измена мужа

Мона Лиза Леонардо да Винчи – одно из самых известных произведений живописи во всём мире.

В наше время эта картина находится в парижском Лувре.

Создание картины и изображённая на ней модель, были окружены множеством легенд и слухов, и даже сегодня, когда белых пятен в истории «Джоконды» практически не осталось, мифы и легенды продолжают ходить среди множества не особенно образованных людей.

Кто такая Мона Лиза?

Личность изображённой девушки на сегодняшний день вполне известна. Считается, что это Лиза Герардини – известная жительница Флоренции, принадлежавшая к аристократической, но обедневшей семье.

Джоконда – это, по всей видимости, её фамилия в замужестве; супругом её был успешный торговец шёлком Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо. Известно, что Лиза с мужем родили шестерых детей и вели размеренную жизнь, характерную для обеспеченных граждан Флоренции.

Можно думать, что брак был заключён по любви, но при этом имел и дополнительные выгоды для обоих супругов: Лиза вышла замуж за представителя более богатой семьи, а Франческо через неё породнился со старинным родом. Совсем недавно, в 2015 году, учёными была обнаружена и могила Лизы Герардини – возле одной из старинных итальянских церквей.

Создание картины

Леонардо да Винчи сразу взялся за этот заказ и отдавался ему полностью, в буквальном смысле с какой-то страстью. И в дальнейшем художник был тесно привязан к своему портрету, везде носил его с собой, а когда в позднем возрасте решил уехать из Италии во Францию, то вместе с несколькими избранными своими работами он захватил с собой и «Джоконду».

С чем было связано такое отношение Леонардо к этой картине? Есть мнение, что великий художник имел с Лизой любовную связь. Однако не исключено, что живописец ценил эту картину как пример наивысшего расцвета своего таланта: «Джоконда» действительно получилась необыкновенной для своего времени.

Мона Лиза (Джоконда) фото

Интересно, что Леонардо так и не отдал портрет заказчику, а увёз его с собой во Францию, где её первым владельцем стал король Франциск I. Возможно, такой поступок мог быть связан с тем, что мастер не закончил полотно к сроку и продолжал написание картины уже после отъезда: о том, что свою картину Леонардо «так и не окончил», сообщает знаменитый писатель эпохи Возрождения Джорджо Вазари.

Вазари, в своей биографии Леонардо, сообщает множество фактов о написании этой картины, однако не все они достоверны. Так, он пишет, что художник создавал картину в течение четырёх лет, что является явным преувеличением.

Пишет он также, что во время позирования Лизы в студии находилась целая группа шутов, развлекавших девушку, благодаря чему Леонардо удалось изобразить на лице её улыбку, а не стандартную для того времени грусть. Однако, скорее всего, рассказ о шутах Вазари сочинил сам для развлечения читателей, используя фамилию девушки – ведь «Джоконда» означает «играющая», «смеющаяся».

Однако можно отметить тот факт, что Вазари привлекала в этой картине не столько реалистичность как таковая, сколько удивительная передача физических эффектов и мельчайших деталей образа. Судя по всему, писатель описывал картину по памяти или же по рассказам других очевидцев.

Некоторые мифы о картине

Ещё в конце XIX века Грюйе писал, что «Джоконда» вот уже несколько столетий буквально лишает людей рассудка. Многие задумывались, созерцая этот удивительный портрет, из-за чего он оброс множеством легенд.

  • По одной из них, на портрете Леонардо аллегорически изобразил… самого себя, что якобы подтверждается совпадением мелких деталей лица;
  • По другой, на картине изображён юноша в женской одежде – например, Салаи, ученик Леонардо;
  • Ещё одна версия говорит о том, что на картине изображена просто идеальная женщина, некий абстрактный образ. Все эти версии в настоящее время признаны ошибочными.

Картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" написана в 1505 году, но она до сих пор остается самым популярным произведением искусства. По-прежнему нерешенной задачей является загадочное выражение лица женщины. Помимо этого картина знаменита необычными методами исполнения, которые использовал художник и, самое главное, "Мона Лиза" была неоднократно похищена. Самое громкое дело произошло около 100 лет назад - 21 августа 1911 года.

16:24 21.08.2015

В далеком 1911 году "Мона Лиза", полное название которой «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Но тогда никто даже не подозревал его в краже. Подозрения пали на поэта Гийома Аполлинера, и даже Пабло Пикассо! Администрация музея была немедленно уволена, а границы Франции временно закрыты. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.

Обнаружили картину лишь 2 года спустя в Италии. Что интересно, по оплошности самого вора. Он опростоволосился, отозвавшись на объявление в газете и предложив директору галереи Уффици купить Джоконду.

8 фактов о Джоконде Леонардо да Винчи, которые тебя удивят

1. Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал "Джоконду". Эксперты считают, что краски на первоначальных вариантах были значительно ярче. А рукава платья Джоконды изначально были красного цвета, просто краски со временем потускнели.

Кроме того, на первоначальной версии картины по краям полотна были колонны. Позже картина была обрезана, вероятно, самим же художником.

2. Первым местом, где увидели «Джоконду», была баня великого политика и коллекционера короля Франциска I. По легенде, перед смертью Леонардо да Винчи продал «Джоконду» Франциску за 4 тысячи золотых монет. По тем временам это была просто огромная сумма.

Король поместил картину в баню не потому, что не осознавал, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. В то время баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.

3. В свое время Мона Лиза так понравилась Наполеону Бонапарту, что он перевез ее из Лувра во дворец Тюильри и повесил в своей спальне. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил да Винчи. Правда, не как художника, а как гения-универсала, коим, к слову, считал и себя. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.

4. В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невооруженным глазомзаметить навряд ли удастся. исследователи предполагают, что это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

5. Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра спрятали в замке Шамбор. Среди них была и "Мона Лиза". Место, где спрятана "Мона Лиза", держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать самый большой в мире музей в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.

6. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена Франческо дель Джоконда - флорентийского торговца шелками. Правда, существуют и более экзотические версии. По одной из них Мона Лиза - это мать Леонардо Катерина, по другой - это автопортрет художника в женской ипостаси, а по третьей - это Салаи, ученик Леонардо, наряженный в женское платье.


7. Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

8. У картины в Лувре есть собственный зал. Сейчас картина находится внутри специальной защитной системы, которая включает в себя пулестойкое стекло, сложную сигнализацию и установку по созданию микроклимата, оптимального для сохранения полотна. Стоимость этой системы составляет 7 миллионов долларов.

Наверное, в мире нет более известного полотна, чем . Она популярна во всех странах, широко растиражирована как узнаваемый и броский образ. «Мона Лиза» за свою четырехсотлетнюю историю побывала и торговой маркой, и становилась жертвой похищения, упоминалась в песне Нат Кинг Кола, ее имя цитировалось в десятках тысяч печатных изданий и фильмов, а выражение «улыбка Моны Лизы» стало устойчивым словосочетанием, даже штампованной фразой.

История создания картины «Мона Лиза»


Считается, что картина - это портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца тканями по фамилии Дель Джокондо. Время написания, примерно 1503 - 1505 годы. Создал полотно великий . Возможно, будь картина написана другим мастером, ее не окутывал бы такой плотный флер загадочности.

Это небольшое произведение искусства размером 76,8 х 53 см написано маслом на доске из древесины тополя. Находится картина в , где ей отведен специальный зал, носящий ее имя. Привез ее во сам художник, который перебрался сюда под покровительство короля Франциска I.

Мифы и домыслы


Необходимо сказать, что ореол легендарности и необычности окутывает это полотно только последние лет 100 с лишним, с легкой руки Теофиля Готье, писавшего об улыбке Джоконды. До этого современники восторгались мастерством художника в передаче выражения лица, виртуозном исполнении и выборе красок, живости и натуральности изображения, но не усматривали в картине скрытых знаков, намеков и зашифрованных посланий.

Сейчас больше всего людей занимает пресловутая загадка улыбки Моны Лизы. Она - только намек на улыбку, легкое движение уголков губ. Возможно, расшифровка улыбки заключена в самом названии картины - Ля Джоконда на итальянском может означать «веселая». Может, все эти столетия «Мона Лиза» просто смеется над нашими потугами разгадать ее тайну?

Такой тип улыбки характерен для многих картин художника, например, полотна, изображающего Иоанна Крестителя или многочисленных мадонн ( , ).

Много лет интерес представляла идентификация личности прототипа, пока не были найдены документы, подтверждающие реальности существования настоящей Лизы Герардини. Тем не менее, есть утверждения, что картина - это зашифрованный автопортрет да Винчи, который всегда имел нетрадиционные наклонности, или даже изображение его юного ученика и любовника по прозвищу Салаи - Дьяволенок. В пользу последнего предположения приводят такие подтверждения, как тот факт, что именно Салаи оказался наследником Леонардо и первым владельцем «Джоконды». К тому же название «Мона Лиза» может быть анаграммой «Mon Salai» (мой Салаи на французском языке).

Большой интерес для конспирологов и сторонников идеи о принадлежности да Винчи к ряду тайных обществ представляет и загадочный пейзаж на заднем плане. Он изображает странную местность, которую не удалось точно идентифицировать до наших дней. Она написана, как и вся картина, в технике сфумато, но в другой цветовой гамме, голубовато-зеленоватой, и асимметрична - правая сторона не соответствует левой. Кроме того, в последнее время появились утверждения, что художник зашифровал в глазах Джоконды какие-то буквы, а в изображении моста - цифры.

Просто картина или шедевр


Бессмысленно отрицать великие художественные достоинства этой картины. Она безусловный шедевр эпохи Возрождения и значительное достижение в творчестве мастера, не зря же сам Леонардо высоко ценил эту свою работу и многие годы не расставался с ней.

Большинство людей воспринимают массовую точку зрения и относятся к картине как к загадочному полотну, шедевру, посланному нам из прошлого одним из самых гениальных и талантливых мастеров в истории искусства. Меньшинство видит в «Моне Лизе» необыкновенно красивую и талантливо исполненную картину. Загадочность ее состоит лишь в том, что мы приписываем ей те особенности, которые сами хотим увидеть.

Самая ограниченная, к счастью, группа людей относится к тем, кого эта картина возмущает и раздражает. Да, бывает и такое, иначе чем же можно объяснить как минимум четыре случая вандализма, из-за которых полотно сейчас защищено толстенным пуленепробиваемым стеклом.

Как бы то ни было, «Джоконда» продолжает существовать и радовать все новые поколения зрителей своей загадочной полуулыбкой и сложными неразгаданными загадками. Возможно, в будущем кто-то найдет ответы на существующие вопросы. Или же создаст новые легенды.

В самом начале XVI века знаменитый итальянский живописец и скульптор Леонардо да Винчи (1452-1519) написал один из величайших шедевров современной цивилизации – портрет Мона Лизы или Джоконды. С тех времён данное художественное произведение не даёт покоя людям. Можно с уверенностью сказать, что существует загадка Мона Лизы. Учёные, художники и просто знатоки живописи задаются целым рядом вопросов. Кто изображён на картине? Почему художник никак не мог закончить это произведение? Как оно воздействует на людей?

Но прежде чем приступать к разгадыванию исторических шарад, давайте вначале разберёмся с названием произведения. Почему его называют то «Джоконда», то «Мона Лиза»? Официально считается, что Леонардо взялся за написание портрета Лизы Герардини. Это историческое лицо, проживавшее во Флоренции. Лиза принадлежала к знатным женщинам. Родилась она в 1479 году, а почила в 1542 году. Некоторые специалисты называют 1551 год. На момент написания портрета ей было 22-24 года.

Вначале картина называлась «Портрет госпожи Лизы Джоконды». Джоконда – фамилия мужа позирующей девушки. Моя госпожа по-итальянски означает «ma donna», а сокращённо – «mona». То есть «Мона Лиза» – это «госпожа Лиза». А «Джокондой» портрет впервые назвал в 1525 году ученик да Винчи художник Салаи. Прижились оба названия и в таком виде дошли до наших дней.

Наибольший интерес в уникальном портрете вызывает улыбка Мона Лизы. О ней спорят уже не одну сотню лет. Но не меньшей загадкой является и сам образ, запечатлённый на полотне. Официально – это Лиза, в девичестве Герардини. Но есть специалисты, которые утверждают, что это вовсе не она. Тут существует несколько предположений, кого же действительно изобразил художник.

Самая экзотическая версия утверждает, что «Джоконда» является автопортретом самого да Винчи. Это отнюдь не праздный домысел. Портрет был подвергнут компьютерному исследованию, и оно показало, что черты лица художника совпадают с чертами лица девушки. Такое удивительное сходство позволило утверждать, что Леонардо создал свой автопортрет, отразив в нём скрытые женские черты собственной натуры.

Изображения Леонардо да Винчи и Мона Лизы

Данная версия косвенно объясняет, почему да Винчи писал картину почти 4 года. К тому же, он не отдал её заказчику. Произведение так и осталось у него, затем перешло к ученику, а позднее оказалось в коллекции французского короля Франциска I. Следует также учитывать предрасположенность итальянца к различным головоломкам, шуткам и загадкам. Он очень любил такие штуки и вполне мог «поиздеваться» над будущими исследователями его творчества.

Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается. Есть ещё одна экзотическая версия. Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. Что за юноша? Это ученик великого художника по имени Салаи. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. Предполагается, что их связывали не только дружеские отношения, но и нетрадиционная ориентация. Это и дало основание предполагать, что Салаи переодевался в женское платье и позировал для картины. Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника.

В первой четверти XX века возникло предположение, что на портрете изображена герцогиня Констанца д’Авалос (1460-1541). Ей дали прозвище «Весёлая», а по-итальянски это означает «la gioconda», то есть «Джоконда». Во время написания портрета герцогиня вдовствовала. Её воспел в своей поэме Энео Ирпино. Что интересно, в этой поэме упоминается портрет герцогини, якобы написанный Леонардо да Винчи.

Портрет Салаи - ученика Леонардо да Винчи

Известно, что любовником герцогини (у вдов тоже бывают любовники) был Джулиано Медичи. Предполагается, что портрет своей любовницы заказал именно он. Но прошла пара лет и Джулиано сочетался браком с Филиберте Савойской. Вполне понятно, что любовная связь на стороне могла скомпрометировать новоиспечённого мужа. Поэтому он открестился от портрета, и Леонардо оставил его себе.

Есть также предположение, что на портрете изображена не герцогиня Констанца, а другая любовница Джулиано – Пачифика, вдова Джованни Антонио Брандано. Эта женщина родила Джулиано сына по имени Ипполито.

Существует много других версий и предположений. Однако в 2005 году были обнаружены заметки некоего флорентийского чиновника. Он в частности писал, что Леонардо одновременно работает над тремя картинами. Одной из них является портрет Лизы Герардини.

Таким образом, существует косвенное доказательство того, что портрет Мона Лизы – это портрет Лизы Герардини, приходящейся женой флорентийскому торговцу Франческо дель Джокондо. Картина была заказана им по случаю рождения второго сына Андреа. Впрочем, загадка Мона Лизы так и остаётся таковой, так как данное доказательство тоже вызывает много вопросов и предположений.

Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде» .

Сообщение Вазари

«Студия Леонардо да Винчи» на гравюре 1845 года: Джоконду развлекают шуты и музыканты

Возможно, этот рисунок из коллекции Хайд в Нью-Йорке сделан рукой Леонардо да Винчи и является предварительным эскизом портрета Моны Лизы. В этом случае любопытно, что сначала он намеревался вложить ей в руки пышную ветвь.

Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа , а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет» . Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета - «портрет несомненно писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо» .

Интересен факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.

Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году , взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I , однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.

Прочее

Возможно, художник действительно не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 году и наложил последний мазок в отсутствие свидетелей, которые могли бы рассказать об этом Вазари. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 году. (Во Франции он жил в Кло-Люсе неподалёку от королевского замка Амбуаз).

Хотя сведения о личности женщины даёт Вазари, по поводу неё до сих пор долгое время оставалась неопределённость и высказывалось множество версий:

Пометка на полях доказала правильность идентификации личности модели Моны Лизы

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника

Тем не менее, версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых - портрет Лизы Герардини» . Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо - Лизой Герардини . Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа .

Картина

Описание

Копия «Моны Лизы» из коллекции Уоллас (Балтимор) была сделана до того, как края оригинала были обрезаны, и позволяет разглядеть утраченные колонны

На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям - атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута .

Фрагмент «Моны Лизы» с остатками базы колонны

Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии , линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета.

Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками» .

Композиция

Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса .

Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля» . Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего „Благовещения“. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии» .

Современное состояние

«Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору тяготения к экспериментам с красками, из-за которого фреска «Тайная вечеря » вообще практически погибла. Современники художника, тем не менее, успели выразить свои восторги не только по поводу композиции, рисунка и игры светотени - но и относительно колорита произведения. Предполагается, например, что изначально рукава её платья могли быть красными - как это видно из копии картины из Прадо.

Современное состояние картины достаточно плохое, из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы».

Анализ

Техника

Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице моны Лизы нашёл модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, ещё им не решенных. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato , дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека» .

Пейзаж позади Моны Лизы

Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Одно - это чудесное леонардовское сфумато . Недаром Леонардо любил говорить, что „моделировка - душа живописи“. Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук» . Сфумато - это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».

Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах - в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук» .

Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. (…) Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура; и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам» .

Пейзаж

Искусствоведы подчёркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, полным особенного настроения, и насколько сильно это увеличило достоинства портрета.

Ранняя копия «Моны Лизы» из Прадо демонстрирует, как много теряет портретный образ, помещённый на тёмный нейтральный фон

В 2012 году копия «Моны Лизы» из Прадо была расчищена, и под поздними записями оказался пейзажный фон - ощущение от полотна сразу меняется.

Виппер считает пейзаж вторым средством, которое создаёт одухотворённость картины: «Второе средство - это отношение между фигурой и фоном. Фантастический, скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама её фигура. У Моны Лизы - реальность жизни, у пейзажа - реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение её собственной мечты» .

Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ : «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского „сфумато“ до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. (…) „Джоконда“ - не портрет. Это - зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».

«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы» . Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени, и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа .

Место картины в развитии портретного жанра

«Мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета , повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них - на все последующее развитие жанра, которое было «должно всегда возвращаться к „Джоконде“ как к образцу недосягаемому, но обязательному» .

Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Ротенберг пишет: «хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах - в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой „иконографии“ портретных изображений. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. (…) В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров» .

«Донна Нуда» (то есть «Обнажённая донна»). Неизвестный художник, конец XVI века, Эрмитаж

В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. А самым важным в образном строе портрета является - это подчинение всех частностей руководящей идее. «Голова и руки - вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Его главная цель - не отвлечь внимания зрителя от лица. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу» .

Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Некоторые из них (из коллекции Вернон, США; из коллекции Уолтер, Балтимор, США; а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре - копией. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером.

Репутация картины

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и толпящиеся рядом посетители музея

Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности , которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».

Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет.

Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «…музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то получеловеческого, полузмеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной» .

«Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение.

Все знают, какую неразрешимую загадку вот уже скоро четыреста лет загадывает Мона Лиза поклонникам, толпящимся перед образом ее. Никогда дотоле художник не выразил сущность женственности (я привожу строки, записанные утонченным писателем, скрывающимся за псевдонимом Пьера Корле): «Нежность и скотство, стыдливость и затаенное сладострастие, великая тайна сердца, обуздывающего себя, ума рассуждающего, личность, замкнутая в себе, оставляющая другим созерцать лишь блеск её» . (Эжен Мюнтц).

Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Объяснения предлагали разные, например, романтическое: Леонардо влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов. Эта версия считается просто домыслом . Дживелегов считает, эта привязанность связана с тем, что он нашёл в ней точку приложения многих из своих творческих исканий (см. раздел Техника).

Улыбка Джоконды

Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков , но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.

Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности (Мутер).

Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека» .

Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных „Моне Лизе“ по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности. Исходящее от „Моны Лизы“ ощущение силы - это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания» .

Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила „Моны Лизы“, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один - в её одухотворенности. В улыбку „Джоконды“ вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Во-вторых, - и это, пожалуй, ещё важнее - одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит; что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа» .

Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при всем том, эта улыбка абсолютно естественна, и в этом именно сила её очарования. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью» .

Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется „леонардовской“. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла самые разнообразные, из которых ни одно не удовлетворяет. (…) Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Поэтому в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. (…) Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы» .

Копия XVI века, находящаяся в Эрмитаже, Санкт-Петербург

Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности (Мутер) .

История картины в Новое время

Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata ), которая была завещана ему учителем. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию . Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо - «Портрета Джиневры Бенчи », нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи .

Толпа в Лувре у картины, наши дни

Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV . Последний перевёз её в Версальский дворец, а после Французской революции она оказалась в Лувре. Наполеон повесил портрет в своей спальне дворца Тюильри, затем она вернулась обратно в музей.

Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё, и наконец в музей Энгра в Монтобане , откуда после победы благополучно вернулась на место.

Вандализм

В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой . 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.

В искусстве

Казимир Малевич. «Композиция с Моной Лизой».

живопись:
  • Казимир Малевич в 1914 году сделал «Композицию с Моной Лизой».
  • Дадаист Марсель Дюшан в 1919 году создал знаковое для последующих произведений художников произведение «L.H.O.O.Q.» , которое представляло собой репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами.
  • Фернан Леже в 1930 написал «Мону Лизу с ключами ».
  • Рене Магритт в 1960 году создал картину «La Gioconda» , где нет Моны Лизы, а есть окно.
  • Энди Уорхол в 1963 и 1978 сделал композицию «Четыре Моны Лизы» и «Thirty Are Better Than One Andy Warhol» (1963), «Mona Lisa (Two Times)» ().
  • Сальвадор Дали в 1964 году написал «Автопортрет в образе Моны Лизы» .
  • Представитель фигуративного искусства Фернандо Ботеро в 1959 году написал «Mona Lisa, Age Twelve», а в 1963 году создал изображение Моны Лизы в свойственной ему манере,

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры