Единство и борьба противоположностей, их соотношение в развитии. Закон единства и борьбы противоположностей в философии

Главная / Измена мужа

Еще Гераклит говорил о том, что все на свете определяет закон борьбы противоположностей. Любое явление или процесс свидетельствует об этом. Действуя одновременно, противоположности создают некое состояние напряжения. Им определяется то, что называется внутренней гармонией вещи.

Греческий философ поясняет этот тезис примером о луке. Тетива стягивает концы этого оружия, не давая им разойтись. Таким образом, взаимная напряженность порождает высшую целостность. Так осуществляется закон единства и противоположности. Он, согласно Гераклиту, является всеобщим, составляет ядро истинной справедливости и представляет собой условие существования упорядоченного Космоса.

Философия диалектики считает, что закон единства и борьбы противоположностей является фундаментальной основой действительности. То есть, все предметы, вещи и явления имеют внутри себя некие противоречия. Это могут быть тенденции, какие-то силы, которые борются между собой и одновременно взаимодействуют. Диалектическая философия предлагает для разъяснения этого принципа рассмотреть категории, которые его конкретизируют. Прежде всего, это тождественность, то есть равенство вещи или феномена самим себе.

Можно выделить две разновидности этой категории. Первая - это тождественность одного предмета, а вторая - целой их группы. Закон единства и борьбы противоположностей проявляется здесь в том, что предметы являют собой симбиоз равенства и отличия. Они взаимодействуют, давая начало движению. В любом конкретном феномене тождество и отличие являются противоположностями, которые друг друга обуславливают. Гегель определял это философски, называя их взаимодействие противоречием.

Сами наши представления об источнике развития исходят из признания того, что все сущее не является целостностью. Оно обладает самопротиворечием. Закон единства и борьбы противоположностей проявляется, таким образом, в качестве подобного взаимодействия. Так, диалектическая видит источник движения и развития в мышлении, а материалистические последователи немецкого теоретика нашли его еще и в природе, и, разумеется, в обществе. Довольно часто в литературе на эту тему можно найти два определения. Это «движущая сила» и «источник развития». Их принято отличать друг от друга. Если мы говорим о непосредственных, внутренних противоречиях, то их называют источником развития. Если же речь идет о внешних, второстепенных причинах, то тогда имеются в виду

Закон единства и борьбы противоположностей также отражает нестабильность существующего баланса. Все, что существует, изменяется и переживает различные процессы. В ходе этого развития оно приобретает особую специфику. Поэтому и противоречия тоже нестабильны. В философской литературе принято различать четыре основные их формы. Тождество-отличие как некий эмбриональный вид всякого противоречия. Затем наступает время изменения. Тогда отличие начинает формироваться как нечто более выразительное. Далее оно превращается в существенное видоизменение. И, наконец, становится противоположностью того, с чего начинался процесс - нетождественностью. С точки зрения диалектической философии, такие формы противоречий характерны для любого процесса развития.

Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта. Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию. Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония - противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония - одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт - борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого - системы. 4. Разрешение противоречия : возможно несколько вариантов: 4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением. 4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое - гибель целого. 4.3. Временное возвращение к гармонии. 4.4. Снятие противоречия - эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант - развитие через борьбу противоположностей.

Закон перехода количества в качество

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример - изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь - температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем: есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы. Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок - переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример - как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания - закон диалектики, показывающий результат развития как единство новизны и преемственности, относительное повторение старого на новом уровне. Категория отрицание отражает отношение между последовательными стадиями развития объекта. Некоторые мыслители (метафизики) понимают под отрицанием полный разрыв с предшествующим этапом. Диалектики считают, что старое никогда целиком не отбрасывается. В какой-то мере созвучна данному закону диалектики фраза Новое - это хорошо забытое старое , или, как говорил Чосер в 14 веке, Нет того нового обычая, который не был бы старым . Гегель - немецкий философ 19 века - представлял развитие в виде спирали. Цикл развития - виток спирали: после двух отрицаний воспроизводится на более высоком уровне структура исходной ступени развития, но это не простой возврат, а обогащение новым.

Если рассматривать данный закон диалектики с помощью такой модели, то выходит, что прогресс сопровождается периодическими приходами к какому-то строю, но на более высоком уровне. Подобно тому, как Демокрит ещё до нашей эры предложил идею атомов, и через многие века к ней вернулись. Или Ньютон отстаивал корпускулярную теорию света, которую вспомнили в 20 веке, когда оказалось, что волновая теория объясняет не все свойства света. Но это обращение к теориям было не тупым возвратом, ведь в физике был новый уровень знаний.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. В современной диалектике к базовым категориям относят:

    Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

    Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

    Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

    Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

    Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

    Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

Единство и борьба противоположностей — всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними.

Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна.

Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон единства и борьбы противоположностей снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей.

Относительно внешняя сторона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности, познаёт только эту, внешнюю сторону единства и борьбы противоположностей. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически - как вечные мировые абсолюты («свет» и «тьма», абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу. «Диалектика есть учение о том,… как бывают… тождественными противоположности…» . С точки зрения разумного диалектического мышления действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. п.). Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс их развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий».

В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов и лишь внешне сопоставленных сторон предмета.

Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная диалектика» — апория).

В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант «устранял» антиномии лишь путём дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, который сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма.

Для современной буржуазной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого («трагическая диалектика»), с другой — попытка отрицать эту категорию, подменяя её терминологическими различениями (позитивизм).

Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей «как закон познания (и закон объективного мира)» . Подход к этому закону с точки зрения принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого.

Раздвоенность единого на полюсы - лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама «истина есть процесс» .

Классический образец такой структуры — «Капитал» Маркса. Разрешение противоречий ведёт исследование вперёд по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному. Поэтому развёрнутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы».

Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счёте как производные от внутренних.

Выражение «борьба противоположностей» содержит следующий смысл: 1) всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои революционные выводы. Социализм есть закономерный результат развёртывания и разрешения путём социальной революции противоречий капитализма.

Противоречия и формы их разрешения многообразны. Социализм тоже развивается путём противоречий, но они носят специфический, неантагонистический характер. Марксистское понимание единства и борьбы противоположностей противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями. Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без единства, без общности происхождения.

Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое всё чаще сталкивается с противоречивой природой объектов. Марксизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у которого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению.

Мировоззренческое и воспитательное значение закона единства и борьбы противоположностей выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не рассматривать как окончательные и ориентируют на бесконечное творчество.

Литература

В. И. Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики» . ПСС, изд. 5, т. 29, с. 98 .

В. И. Ленин. К вопросу о диалектике. ПСС, изд. 5, т. 29, с. 316 .

В. И. Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики» . ПСС, изд. 5, т. 29, с. 183 .

Разделы: Философия, Диалектический материализм

Общий смысл закона

Источником и содержанием всякого движения и развития являются противоречия, борьба противоположностей . Если закон перехода количества в качество отображает формы движения и развития, но не раскрывает внутреннюю причину перехода одного в другое, то закон единства и борьбы противоположностей вскрывает причину, источник движения и развития, дальше которого теоретический анализ не обнаруживает никаких иных, более фундаментальных законов развития. Этот закон поэтому был оценен Лениным как ядро диалектики , основной среди основных законов диалектики. Ленин видел коренное отличие диалектики от метафизики прежде всего в ядре диалектики.

Ленин отмечал, что метафизическая концепция развития «мертва, бледна, суха». В ней «остается в тени само движение, его д в и г а т е л ь н а я сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне - бог, субъект etc.)». В диалектической концепции «внимание устремляется именно на познание источника само движения1.

Противоположность

В гнездо категорий закона входят две центральные категории - противоречия и единства . Как уже отмечалось, на определенном уровне рассмотрения действительности двумя предельно широкими ее сторонами выступают качество и количество. На этом уровне уже обыденное мышление обнаруживает два предельно широких отношения - различие и сходство (включающее тождество ). Все отношения вещей могут быть сведены к различиям и сходствам. Эти отношения являются предметом и теоретического мышления, включая формальную логику. Так, физика классифицирует элементарные частицы по их сходствам и различиям. Дальнейший теоретический анализ-диалектическое мышление под отношениями сходства и различия обнаруживает более глубокие, фундаментальные отношения - противоречия и единство. Во всяком различии заключено противоречие.

«Обычное представление, - писал Ленин, - схватывает различие и противоречие, но непереход от одного к другому, а э т о с а м о е в а ж н о е . …Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности . Лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия становятся подвижными и живыми по отношению одно к другому, - приобретают ту негативность, которая является в н у т р е н н е й п у л ь с а ц и е й с а м о д в и ж е н и я и ж и з н е н н о с т и »2 .

Обнаружение скрытых в различиях противоречий - одно из важнейших открытий диалектики, которое перевело человеческое мышление в «иное измерение». Среди различий необходимо выделить прежде всего внутренние различия предметов, явлений, процессов.

12 Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей

В этих различиях, в свою очередь, был обнаружен главный, определяющий момент: внутренние различия вещей выступают как различие предмета с самим собой , отличие предмета от самого себя. Каждый предмет, оставаясь самим собой, в то же время непрерывно изменяется («все течет») и поэтому в каждый момент времени является самим собой и другим. Символически это можно представить: вещь есть А и не-А , или А·Â. Диалектика показала, далее, что различие предмета с самим собой есть отрицание предметом самого себя, противоречие предмета с самим собой , или, иначе, противоречие в сущности предмета.

Противоречие - это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон . Главным источником развития являются внутренние противоречия.

Противоречие развития, как уже говорилось, заключается в том, что вещь не обладает однозначной сложностью, она всегда «сложнее самой себя», т.е. непрерывно выходит за рамки своей сложности, постоянно превосходит свою сложность. В своеобразной форме эта противоречивость всякого бытия выражена в математической теории множеств Г. Кантора. Математика не схватывает развития как такового, она выражает лишь его результаты. Однако в этих результатах, «окаменевшем», формализованном развитии, в определенной мере выражена противоречивая природа бытия. Она схвачена, в известной степени, в парадоксах теории множеств. Парадокс универсального множества (множества всех бесконечных множеств) заключается в том, что, с одной стороны, множество всех множеств является наибольшим, всеохватывающим (имеющим наибольшую «мощность»), а, с другой стороны, множество всех подмножеств универсального множества оказывается большим, чем само универсальное множество. Последнее, таким образом, больше самого себя .

Главным источником развития являются внутренние противоречия вещей. В свою очередь важнейшей формой внутренних противоречий выступает противоречие предмета с самим собой, т. е. противоречие, в котором в качестве одной из «сторон» выступает предмет в целом, а другой - то новое, более сложное, что постоянно выходит за рамки предмета, постоянно его превосходит.

В определении противоречия можно выделить две части. Первая, важнейшая, указывает специфический для противоречия признак, составляющий собственно противоречие, - отношение взаимоисключения, взаимоотрицания . Противоречие - это отрицание, исключение, «отталкивание», борьба. Отрицание - дух противоречия. Положительное и отрицательное электричество, масса и энергия, ассоциация и диссоциация химических веществ, жизнь и смерть, производство и потребление, частная и общественная собственность находятся в отношениях взаимного исключения, взаимного отрицания, борьбы.

Противоречия имеют всеобщий, универсальный характер . Они присущи всем предметам, явлениям, процессам, существуют в них непрерывно, от начала до конца развития вещей. В мире нет никакого равного себе, непротиворечивого бытия, «чистого покоя», абсолютного духа и т.д.

Противоречие является внутренним содержанием сложности как интегрального признака развития. Сложность - это интегрированное многообразие, а последнее основано на различиях, скрывающих в себе противоречия.

Будучи универсальным, противоречие в то же время выступает в различных специфических формах , присущих различным формам материи, ступеням развития вещей, общественно-экономическим формациям и т. д.

Раскрытие противоречий является непременной внутренней стороной всякого познания. Осознаем мы или нет, но человеческое познание всегда имеет дело с противоречивой реальностью. Высшая ступень познания вещи связана с раскрытием ее внутренних противоречий. В познании противоречий можно выделить три основные ступени. Первую ступень составляет знание, основанное на обнаружении различий. Вторая ступень обнаруживает противоречия, но схватывает их еще в парадоксальной форме, когда стороны противоречия осознаются в огрубленном виде. Таковы, например, парадоксы, сформулированные Зеноном и Кантом. Кантовская антиномия конечного-бесконечного фиксировала неизбежность утверждений о конечности и бесконечности мира, однако эти утверждения оказывались несовместимыми. Ступень антиномии, парадокса проходит в познании своего предмета каждая наука, хотя возникающие парадоксы и не всегда формулируются в явном виде. Таковы, например, парадоксы теории множеств Г. Кантора, неразрешимые в рамках этой теории. Ступень парадокса прошла квантовая теория вещества и поля с ее корпускулярно-волновым дуализмом. Логика парадоксов, кажущихся неразрешимыми трагических противоречий, использована в эстетике экзистенциализма.

Третья ступень познания противоречий схватывает противоречия в их действительной сущности. Парадоксы разрешаются благодаря тому, что противоположные стороны или тенденции начинают рассматриваться как взаимопроникающие друг друга. Энгельс поэтому называл закон единства и борьбы противоположностей законом взаимного проникновения противоположностей1 . Исключая, «отталкивая» друг друга, противоположности в то же время не существуют друг без друга, внутренне предполагают «свое другое», несут его в себе. Так, различение положительных чисел имеет смысл только тогда, когда выделяются также отрицательные, понятие материи имеет смысл только в противопоставлении сознанию, следовательно, предполагает понятие сознания. Капитал и рабочая сила не могут существовать друг без друга, ибо капитал - результат эксплуатации рабочей силы, а последняя не может существовать, не продавая себя капиталу.

Мы подошли, таким образом, к определению единства противоположностей .

Это определение - «перевернутое» определение противоречия. Единство - отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон . Специфическим признаком единства выступает взаимное предполагание, неспецифическим - указание на противоречие, взаимоисключение сторон. Определения двух противоположных отношений - противоречия и единства включают каждое указание на «свое другое».

Единство является вторым существенным моментом сложности как интегрированного многообразия.

Единство - необходимая и весьма сложная сторона всякого бытия. Единство непосредственно характеризует все содержание вещи или явления, которое делает их такими, какими они являются. Единство, таким образом, непосредственно обусловливает целостное качество, природу, сущность вещи. Однако если для поверхностного, метафизического мышления единство абсолютно, то диалектическое мышление обнаруживает в недрах единства его внутреннее самоотрицание, противоречие. Вещь никогда не является абсолютно тождественной себе, «единой с собой», она всегда находится в противоречии с собой. Таков же характер и человеческого бытия: человек всегда находится в единстве и противоречии с самим собой.

В диалектике для характеристики рассматриваемого закона используется также термин «борьба». Однако он не несет в себе какой-то особой категории, борьба - это противоречие. Категория противоречия раскрывается с помощью ряда терминов. Слово «борьба» хорошо выражает активность, «напряженность», действенный характер противоречия.

Категория противоположности имеет три основных значения. Прежде всего, противоположности - стороны или носители противоречия. Рабочий класс и буржуазия - противоположности, а отношения между ними - противоречие и единство. Во втором значении, неразрывно связанном с первым, противоположность есть отношение противоположностей. Рабочий класс и буржуазия - противоположные классы, находящиеся в отношении противоположности (и единства). Всякое противоречие, включающее противоположные стороны, есть также отношение противоположности.

Однако в третьем значении отношение противоположности не совпадает с отношением противоречия. Если противоречие не охватывает главные, основные стороны вещей, а затрагивает лишь второстепенные, то принято говорить о противоречиях, а не.о противоположности между вещами. Если противоречия расширяются и захватывают основные стороны вещей, они становятся также противоположностями данных вещей. Рабочий класс и трудовое крестьянство при капитализме не являются противоположными классами и поэтому между ними отсутствует классовая борьба. Если крестьянин становится крупным частным собственником, его отношение к наемным рабочим, мелким и средним крестьянам оказывается отношением противоположности.

Предыдущая38394041424344454647484950515253Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Закон единства и борьбы противоположностей

Развитие и всеобщая связь явлений находит обобщенное отражение в основных законах диалектики. Эти законы, впервые сформулированные Г. Гегелем и получившие затем углубленную материалистическую трактовку в марксистской философии, отвечают на вопросы об источниках, механизме и направленности развития, а также о характере взаимосвязи противоположных сторон, свойств, тенденций в составе развивающегося целого.

Суть данного закона проявляется через категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Тождество – это равенство, совпадение предмета с самим собой или равенство, совпадение предметов между собой в главном, в основном. Различие – неравенство, несовпадение предмета с самим собой или неравенство, несовпадение двух или более предметов друг с другом в не главном, неосновном.

Закон единства и борьбы противоположностей

Противоположность – различие, доведенное до предела. Противоположности предполагают друг друга. Они всегда находятся в единстве. Нет верха без низа, нет правой стороны без левой и т.п.

Противоположности могут «мирно сосуществовать» в рамках целого, не нарушая его, а могут вступать в противоборство. Борьба противоположностей и есть противоречие . Диалектика исходит из того, что все предметы и процессы в мире внутренне противоречивы. Диалектическое противоречие характеризуется единством внутренних противоположностей и их взаимоисключением. Так, в отношении любого объекта можно выявить указанные выше противоположности: причина - следствие, необходимость - случайность и т.п. Диалектика рассматривает противоречие как внутренний источник самодвижения, саморазвития процессов и явлений действительности.

Наряду с традиционными категориями современное диалектическое мышление оперирует понятиями симметрии и асимметрии, порядка и хаоса, элементов и структуры, дискретности и непрерывности, линейности и нелинейности и др. Диалектическое миропонимание предполагает в любой вещи усматривать присущие ей противоречия, везде и во всем видеть альтернативные подходы, аспекты, свойства.

Разным формам движения материи присущи свои специфические противоположности .Для физических процессов - это противоположные электрические заряды, притяжение и отталкивание, частицы и античастицы, электронная и дырочная проводимость и др. Типичные противоположности в химии - кислоты и основания, окислитель и восстановитель, прямая и обратная реакции и т. п. Для биологии существенны противоположности наследственности и изменчивости, ассимиляции и диссимиляции, рождения и смерти и др. Взаимодействие указанных выше противоположностей лежит в основе рассматриваемых процессов, позволяет объяснить их сущность, их внутреннюю причину. Из приведенных примеров понятно методологическое значение выявления в процессе познания единства и «борьбы» противоположных сторон и свойств различных объектов.

Особенно актуальна проблема диалектического противоречия применительно к социальной форме движения. Именно в контексте общественных противоречий получает объяснение то, что главный закон диалектики традиционно называется законом единства и борьбы противоположностей. Термин «борьба» специфичен для антагонистических противоречий, а они не редкость в обществе, в том числе и в наше время. Это противоречия между непримиримо враждебными силами, когда возникают такие острые формы конфликтов, как война, восстание, революция и т. п.

Предыдущая31323334353637383940414243444546Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Основные законы диалектики.

1)Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития , отвечает на вопрос, почему оно происходит.

Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).

В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество — …

Понятие «тождество » обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.

Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными .

Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию .

Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться .

Основные формы разрешения противоречий:

Компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,

Победа одного и уничтожение другого,

Гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

[* Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.

Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].

2)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Этот закон определяет механизм развития , отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.

Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Качество указывает на единство свойств объекта, характеризует его относительную устойчивость. Качество дает возможность отличать один предмет от другого.

Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Количество выражает внешние взаимоотношения предметов, их частей, свойств или связей и проявляется как число (если их можно сосчитать), величина (если их можно измерить), объем, степень проявления свойств.

Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии «мера». Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.

[Идея меры интересовала философов с древности (Фалес: «Мера – наилучшее»; Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», Платон: «Мера – середина между избытком и недостатком»; Августин: «Мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть»).]

Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе,

Изменение скорости движения,

Изменение объема информации,

Изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)

В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок ».

(Пример: в границах 0 — 100 0 вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства — температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 100 0 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)

Существуют различные виды скачков:

постепенный — длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);

мгновенный — характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.

Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.

3)Закон отрицания отрицания.

Этот закон определяет направленность развития , выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.

При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.

Отрицание отрицания , или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез . Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.

(Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.)

Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е.

Материалистическая диалектика

сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией .

. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания .

Основные законы и категории диалектики имеют важное методологическое значение как для построения системы теоретической медицины, так и для практической деятельности врача. Они являются теоретической основой для определения сущности здоровья и болезни, нормы и патологии, для формирования клинического мышления врача.

Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

— на уровне взаимодействия организма и среды это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз » (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

— на уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;

— на уровне психофизиологии это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

— позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

— связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;

— связан с процессом смены научных теорий.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».

Объекты бытия представляют собой определенную целостность со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания и т.д.

Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в апориях и антиномиях. Аристотель характеризовал апории как равнозначность противоположных заключений. Антиномии, по Канту, - это противоположения, которые могут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Это: 1) мир имеет начало во времени и пространстве; мир безграничен; 2) все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно; 3) в мире существует свобода; никакой свободы нет, все совершается по законам природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина мира; Бога в мире нет. Примером казуистического вопроса у Канта явился также следующий: самоубийство аморально; самоубийство воина, не желающего попасть в плен, оправданно. Примерами преобразования антиномий в диалектические выводы могут быть афоризм Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю», вывод Гегеля о том, что движущееся тело одновременно находится и не находится в одном и том же месте, вывод Маркса, характеризующий возникновение капитала (в обращении и в то же время не в обращении).

Фиксация противоположных черт бытия на уровне обыденного сознания (белое -- черное, правое -- левое, верх -- низ, красивое - безобразное и т.д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В научном познании мира и человека выделяются ключевые противоположности (основные стороны, тенденции, силы предмета, явления, процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и является источником развития. В неорганической природе - это отношение вещества и поля, частиц и античастиц, положительных и отрицательных зарядов, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, соединения и диссоциации атомов и др. В живой природе - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение в физиологических процессах и т.д. В обществе противоречия выражаются между производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, целеполаганием и стихийностью и пр. В математике, с количественной стороны отражающей мир, противоположностями выступают плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование. В познании взаимодействуют анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и мышления. Тот или иной природный, социальный или духовный объект или процесс представляет собой не только взаимоотношение двух противоположностей, а целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных противоположностей.

Нередко исходная реальность раздваивается на самое себя и собственную противоположность. Так, природа как бессознательно осуществляющийся процесс на определенном этапе породила из себя свою противоположность - общество, т.е. сферу человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с участием сознания.

Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненно необходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, социального равенства и различий в доходах и т.п.

Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем изначальном смысле означает рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что является результатом нечеткости, нелогичности. Многие философы допускали противоречия в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира.

Социальные противоречия имеют субъект-субъектный (между людьми, различными их общностями) и субъект- объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть и т.д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями материального и духовного бытия.

Противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их «взаимоотрицание». Применительно к обществу борьба может быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В целом же слово «борьба» употребляется метафорически.

Начальный этап развертывания взаимодействия противоположных сторон единого обозначает категория «тождество». Относительное тождество перерастает в несовпадение, несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие. К. Маркс на примере развертывания стоимостного отношения дополнительно поместил этап двойного существования. Переходное состояние объекта и есть его двойное существование.

Этапы взаимодействия сторон целого вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.

В состоянии гармонии каждая из сторон содействует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом. Увеличивается пластичность, надежность системы. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Конфликт (в широком смысле столкновение, противостояние сторон) как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках того или иного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса, к синтезу позитивных элементов старого и нового качеств.

В истории философии нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация борьбы противоположностей выражена в формуле Гераклита: «Война - отец всех вещей». Преувеличение единства противоположностей просматривается в позитивистской теории равновесия (XIX в.), в структурно-функциональном анализе (XX в.), где общество представлено как стабильная система, стремящаяся самоподдерживать состояние социального порядка и гармонии.

Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности. Д. Бруно писал: «Одна противоположность является началом другой... Уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». В лоне русской философии и культуры XIX -- начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась идея соборности (А.С. Хомяков, Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства.

Одним из проявлений принципа дополнительности выступает содействие противоположностей. Например, в результате действия закона всемирного тяготения планеты Солнечной системы притягиваются Солнцем. Вращение планет в то же время совершается в силу действия центробежных сил. Взаимодействие (содействие, взаимодополнение) центростремительных и центробежных сил создает определенное равновесие. Или, живой организм сохраняет себя, пока находится в пределах меры, где ассимиляция и диссимиляция сбалансированы, дополняют друг друга.

Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженности в пространстве (волна). В социуме принцип дополнительности выражается через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.

Вместе с тем недопустимо преувеличивать единство противоположностей (как и их борьбу). Помимо линии на достижение «симфонии» (консенсуса) противоположностей, тенденция их какофонии отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки сбыта, ресурсы Земли) усиливает антагонизм регионов, государств, народов. Интеграционные процессы поднимают значение единства противоположностей (нарастает взаимозависимость в едином целостном мире), а сохраняющиеся дифференционные импульсы - борьбы противоположностей. Итак, наряду с принципом дополнительности действует принцип оппозиции, которые сосуществуют.

Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объективны и значимы. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей ошибочно.

В рамках синергетики закон единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется во взаимодействии конкуренции и кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы представляет собой столкновение причин, часть из которых находится в состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных направлениях), а другая -- кооперации (деятельности в одном направлении). Конечный результат развития (отбора) определяется равнодействующей всех взаимодействующих причин.

Результат развития (отбора) обладает свойствами интеграции (объединения) и ветвистости (дифференциации, многообразия). Если в биологическом отборе идет борьба за приспособление, существование организмов в среде, то в социальном с его объективной и субъективной (общезначимые желания людей) составляющими -- за преобразование, трансформацию человека и социума. В социальном отборе присутствуют естественная (природная) и социальная (общественная) стороны, которые, переплетаясь, взаимодействуя, определяют развитие и связи общества. В социуме проявляются две противоположные тенденции:

1) стремление социальных систем к устойчивости;

2) стремление к изменчивости (нарушение равновесия).

В целом, закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии импульс, побудительную силу, указывает, что основой изменений является борьба противоположностей, а основой относительной стабильности -- единство сторон, тенденций того или иного процесса, явления.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры